ОТСТУПНИКИ


Профессор Ч. ФИННЕЙ


«Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иер. 2:19).

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ОБ АВТОРЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

1. ОТСТУПНИКИ – КТО ОНИ?

2. ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТСТУПЛЕНИЯ

3. ПОСЛЕДСТВИЯ, КОТОРЫЕ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ОТСТУПЛЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ АВТОРЕ

В 1821 году Чарльз Финней обратился к Госпо­ду. Это был муж, которого употреблял Господь Бог. В течение десяти лет через него покаялись и уве­ровали около 200 тысяч человек. Это был муж, который Слово Божье принимал буквально, как оно есть, подходя к этому со всей серьезностью. Он был не согласен превращать христианство в театральный спектакль или просто благочестивую игру и исполнял Слово так как оно написано. Этот человек начал с того, что очистил свою жизнь и привел ее в порядок, после чего Господь даровал ему глубокое покаяние. Впоследствии он проходил по всей стране, призывая людей примириться с Богом и убрать из своей жизни все, что стоит преградой между ними и Им.

ВСТУПЛЕНИЕ

«Человек с отступающим сердцем насытится от путей своих» (перевод с еврейского) (Притч. 14:14).

Разбирая этот стих, я рассмотрю вопрос, кто такие отступники. Затем назову некоторые причины отступления и, наконец, упомяну некоторые последствия, которые оно за собою влечет.

1. ОТСТУПНИКИ — КТО ОНИ?

1. СДЕЛАТЬСЯ отступником, значит отступить от занимаемого человеком положения.

Если употребить это определение, говоря о религиозных вопросах, то в широком смысле можно охватить им целый класс людей, называющих себя верующими, независимо от того, имеют ли они веру или нет. Если они испо­ведовали религию, сообразуя с ее правилами свою жизнь настолько, что казались верующими, а потом вдруг отступили, хотя бы только от этого внешнего соблюдения формы, их принято называть отступни­ками; даже в том случае, если их религия была лишь пустой обрядностью. Также принято называть людей отступниками, когда они совершенно отсту­пают от всякой веры или же переходят из ревностного верования в равнодушное.

Именно, в этом последнем смысле понимается это слово часто в Ветхом Завете. Народ Божий назывался там отступником, когда он впадал в идоло­поклонство, а также и тогда, когда он становился холодным и небрежным в исполнении своих религиозных обязанностей.

Смысл, в котором я теперь употреблю это выражение, будет обозначать человека обращенного, истинного христианина, оставившего свою первую любовь.

Его ревность охладела. Пыл чувств и глубина благочестия угасли. Подобный человек в сердце своем отступник. Он может сохранить вполне вид верующего, соблюдать все обряды, посещать собрания, читать Библию, исполняя все это безукоризнен­но, но во всем этом будет ощущаться отсутствие Духа. Чуткость чувств притупилась, и в сердце своем подобный человек-отступник.

Возможно, что и сейчас это относится к некото­рым из вас; Богу известно, так ли это. Твоя совесть, если ты не заглушишь ее голоса, подскажет тебе это. Понизилось ли твое усердие, исчезла ли опре­деленность твоей цели и верность в исполнении обязанностей? Если это так, то к тебе именно обра­щаюсь я: Тебя именно имеет в виду Бог. Он назы­вает тебя отступником.

Таков ты — пресвитер церкви, ты пастырь, если между вами есть таковые; ты, женщина, каково бы ни было твое положение в церкви, если это определение подходит к твоему состоянию, ты — отступ­ница и так именуешься ты в Книге Божьей.

  1. Всякий, некогда обращенный, утративший наслаждение в тайной молитве и не пребывающий в постоянном общении с Богом, будет отступником.

Возможно сохранить форму молитвы, долго оста­ваться коленопреклоненным и не быть в общении с Богом — не ощущать присутствия Божьего; иметь вид молящегося, не имея Духа молитвы. Если ты, мо­лясь, действительно не приближаешься к Богу, то ты или отступник или лицемер. К какой бы ты церкви ни принадлежал, какое бы ни было зани­маемое тобою положение и каким бы ты ни казал­ся людям по твоему внешнему виду, Бог будет почитать тебя отступником, если ты не имеешь Духа   молитвы.

  1. Если ты больше не находишь наслаждения в чтении Слова Божьего, ты отступник в сердце.

Если твоя обыденная жизнь не слагается по тем прави­лам, которые ты из Слова Божьего черпаешь, ты отступник.  Если ты перестал предпочитать чтение Библии чтению всякой другой книги, когда замечаешь, что чтение толкования Слова Божьего стало удов­летворять тебя столько же, как само Слово, ничем не приправленное, это будет признаком, что ты уже начал отступать. Если ты идешь еще дальше, по­лагая, что достаточно изучил  Библию и можешь теперь заняться изучением чего-нибудь другого, то ты уже намного отступил. Остерегайся, исповедник учения Христова! Если ты заметишь, что при чтение какой-нибудь главы, она более не интересует тебя, имя твое для Бога будет — отступник.

  1. Если ты сообразуешься с миром, ты отступник.

Если все земное на первом плане у тебя, и ты заме­чаешь, что, пробуждаясь утром, твои первые мысли о мирском, или когда, в минуты уединения, ты доб­ровольно подчиняешься течению мыслей в этом направлении; когда твои товарищи, мысли и чувства связаны с земными интересами — ты отступник в сердце.

  1. Когда твое сердце не сжимается болезненно и не изливается в молитве при виде состояния церкви, это потому, что ты отступник.

Если ты без соболезнования  и  глубокого  огорчения  смотришь  на, так называемых, христиан в этом городе, ты, вероятно, отступник в сердце.

  1. Если ты равнодушен к низкому уровню верующих, ты отступник.

Многие, при виде больших соб­раний, где не замечается разлада, говорят: «Какое приятное настроение; как эта церковь процветает; как мирно и спокойно в среде ее; как это прекрас­но». Но при всем этом в церкви этой нет обращений, не спасаются души. Тот, кто называет подобное состояние процветанием церкви и прекрасным, дол­жен быть отступником или лицемером. Если бы он не был таковым, такое состояние не удовлетворило бы его; не видя обращений грешников он не успокоился бы. Очень поверхностна религиозность христианина, которого можно удовлетворить чем либо, помимо обращения грешников.

  1. Когда развращенность грешников не волнует и не огорчает тебя, это будет служит признаком отступления.

Тот, в присутствии которого можно бого­хульствовать, не чтить день Господень, делать вся­кое беззаконие и душа его не будет стенать при виде этого, не будет молиться и сокрушаться о грешни­ках, должен: быть отступником. Как мало ты походишь  на псалмопевца, говорящего относительно грешников: «Из глаз моих текут потоки вод, от того, что не хранят закона Твоего. Ужас овладел мною, при виде нечестивых, оставляющих закон Твой. Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего»  (Пс. 118:136, 53, 158). Так будет сокрушаться всякий христианин при виде нечестивых, если он не отступник.

  1. Отступник узнается еще по тому, когда молитвы его наедине с Богом становятся короче, а расстояние между ними делается длиннее.

Тот, кто находит наслаждение в молитве, будет молиться по­стоянно. Если ты редко молишься, чаще садишься за трапезу, чем идешь на молитву или употребляешь меньше времени на общение с Богом, чем на удовлетворение твоих земных потребностей, это будет признаком отступления. Так ли ты поступал в то время, когда испытывал ПЕРВУЮ ЛЮБОВЬ?

Тогда ты охотнее шел на молитву, чем садился за стол. Твое чувство было, когда приходилось между тем и другим избирать: «пусть лучше тело мое попостится, лишь бы душа была напоена». Боюсь, что в церкви большинство членов проводят больше времени в еде, чем в молитве. Если они не будут остерегаться, пища сделается для них сетью и ловушкой. Тот, кто проводит больше вре­мени за едой, чем с Богом в молитве, хуже обжоры.

9.   Когда ты небрежно относишься к тайной молитве.

Если человек в уединении легкомыслен в молитве, если душа его не пламенеет искренно пред Богом, если у него нет борьбы для получения бла­гословенья, это доказательство  того,  что  он  отступник.

  1. Когда ничтожные причины удерживают тебя от  тайной или общественной молитвы.

Укажите мне человека, который встает с колен своих из-за пустяка, или который, в извинение того, что не бы­вает на собраниях, приводит незначительный причи­ны,  и  я  скажу  вам,  что  имя  такого человека — «отступник». Он не променял бы свои часы молитвы на еду или что-либо другое, если бы не был таковым; он  находил  бы больше удовлетворения  в молитве и  чтении Слова Божьего, чем в насущном хлебе. Иов говорит: «глаголы уст Его хранил больше, не­жели мои правила» (Иов. 23:12). Если ты находишь возможным, чтобы легкое недомогание или незначительное неудобство помешало тебе идти на собрание или отвлекло от особенных духовных обязанностей, ты отступник.

Может быть мне, следует обратиться к каждому, из вас с вопросом, не так ли это с тобою сегодня. Не упомянул ли я факта, подходящего к одному из вас, чего-нибудь, что ты знаешь, относится к тебе? Возлюбленные, случается нечто подобное с некото­рыми из вас? Если да, то откройте сердца ваши для принятия этой истины. Не относите ее к соседу, не отдавайте другому, но примите ее и унесите с собою. Она вам необходима и принесет вам пользу, если вы не воспротивитесь ей. Если хоть что-нибудь из сказанного коснулось тебя, будь честен, подпиши имя свое «Отступник» и покайся.

2. ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОТСТУПЛЕНИЯ

Во-вторых, я назову главные причины отступления:

1. Недоброжелание к кому-нибудь.

Если таить недоброжелание к тому, кто сотворен Богом, окажет­ся невозможным одновременно с этим наслаждать­ся присутствием Божьим; как бы ни был негоден и ничтожен человек, если ты питаешь ненависть к нему, ты в очах Божьих человекоубийца и Дух Божий не может пребывать в тебе. Ты должен быть отступником. Нередко люди, действительно оскор­бленные, так долго носятся с этим чувством, пока оно, как червь не подточит всю их богобоязнен­ность. Сохраняя чувство недоброжелания к кому-нибудь ты не можешь молиться. Бог не услышит твою молитву. Ты жестоко обманываешься, думая, что молишься. В подобном состоянии немыслимо иметь духа молитвы и быть в общении с Богом. Когда стоите на молитве, прощайте, если что име­ете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши  (Мк.  11:25).

2. Еще во многих случаях причиною отступления является чрезмерное поглощение мирскими де­лами.

Если у тебя так много земных дел, что все твои мысли поглощены ими и почти все твое время отдано им, ты непременно отступишь. Ты не имеешь права иметь столько дел, что не находишь время молиться. В этом нет необходимости. Бог этого не требует; Он не желает, чтобы Его слуги были настолько обременены работой, чтобы не иметь вре­мени совещаться с Ним, делиться с Ним своим положением, успехами и просить Его руководства. Ты, очевидно, не имеешь правильного взгляда на дело, когда у тебя накопляется столько работы, что ты  лишаешься возможности служить Богу. Если бы ты к занятию относился, как к делу Божьему, тебе было бы ясно, что угодить и прославить Бога этим путем нельзя, втянувшись в житейские дела и столько их набирая, что невозможным для тебя становится уделить время на молитву и чтение Библии. Труд есть обязанность: я всегда стараюсь каждому внушить это.

Быть всегда  занятым  — всегда, так или иначе, употреблять свое время на полезное, это долг, возложенный на нас Богом. Но предаться делу и дать ему завладеть нами в ущерб молитве, дать ему возможность подточить нашу веру, совершенно неправильно. Бог никогда этого не требует. Люди — домоправители Божьи и Он ни­когда не возлагает на них столько дела, чтобы лишить их возможности быть в общении с Ним. Когда они устремляются в суету и попадают в водоворот житейских забот и земных дел, это ясное дока­зательство того, что они работают для себя, а не для Бога, и стремятся к наживе. Иначе они не имели бы цели поступать так. Таким способом любовь к Богу никогда не проявляется. А тот, кто затевает дело в свою пользу, непременно отступ­ник.

3. Еще к отступлению часто может послужить дело, в котором ты бываешь связан с необращенным товарищем.

Заключивши подобный союз после своего обращения, непременно подсечет свою веру. Богобоязненность его придет в упадок, и он отсту­пит. Причина этого очевидна. Необращенный чело­век никогда не ведет дело на христианских началах. У него в самом основании нет тех правил. Поэтому предприятие не может вестись на тех началах, какие угодны Богу. А если ты даешь свое согласие на то, чтобы дело велось на иных началах; ты потерпишь крушение. Ты отступишь, и вера твоя пошатнется. Бог желает, чтобы всякое дело велось во славу Ему; и если ты не так управляешь делом, как Ему угодно, ты отступишь.

Я мог бы указать много случаев, когда христиане вступали в деловые отношения с необращенными и доказать, как сильно эти сделки повредили не только вере их, но и их доброму имени. Я этим не желаю сказать, что необращенные нечестны в своих отношениях к людям, в том смысле, как принято это понимать между людьми, — но они нечестны в очах Божьих, не ведя дело во имя Его. Бог требует, чтоб человек в деле своем прославлял Его, чтобы оно так велось, как будто Сам Бог стоит во главе и надзирает и управляет им и чтобы люди были верны в нем Ему. В человеке, поступающем так, ты узнаешь превосходного христианина. Но когда ты вступаешь в соглашение с человеком, поступаю­щим иначе, ты этим усваиваешь его правила и идешь заодно с ним. И тогда ты отступишь. Не верю, чтобы можно было привести хоть один слу­чай в доказательство противного, т. е., что христиа­нин, вступив в товарищество с мирским челове­ком, может остаться верным Богу. Ты непременно должен обидеть товарища своего или Бога. Ты уже тем оскорбляешь Бога, что ставишь себя в такое положение и в дальнейшем будешь еще продолжать оскорблять Его.

  1. Влияние мирских друзей — обыкновенная причина отступления.

Когда обращенный сохраняет дружбу с миром, он непременно сделается отступ­ником.

  1. Вступление в брак с необращенным или необращенной, непременно повлечет за собою отступление.

Этот факт уже сам по себе свидетельствует об отступлении. Христианин, отдающий свое сердце тому, кто не состоит в дружбе с Богом, должен предварительно оставить первую любовь; состояние такого человека будет постепенно ухудшаться, и Богу придется предоставить его собственным путям.

  1. Очень часто отступление происходит от страха оскорбить мирских друзей чрезмерной ревностью к Богу.

Если ты из страха оскорбить чувства твоих друзей дозволяешь им в твоем присутствии хулить Бога без возражений с твоей стороны, ты скоро сделаешься отступником. Некоторые доходят до того, что сами принимают участие в оскорблении Бога и нарушают заповеди Его ради того, чтобы не показаться невежливым, по отношению к безбож­ным товарищам и из страха оскорбить их.

  1. Когда ты с пренебрежением или легкомыслен­но начинаешь относиться к тайной молитве — ты на краю отступления.

Я уже упомянул об этом, как о признаке отступления, но это является также и при­чиною. Отступление часто с этого и начинается. Я приведу в пример одного брата, которого я хорошо знал. Он  был чудный  человек;  вот как  писал он однажды  сыну  своему,  рассказывая  ему о  своем отступлении: «После моей женитьбы я, года два, или два с половиною, пользовался духовными наслаждениями. Впоследствии я стал утрачивать всю сла­дость общения с Богом. Я сильно ослабел в тайной молитве, сделался распущенным и стал добычею греха. Я начал вести знакомство с легкомысленны­ми товарищами и перестал чтить день Господень, как делал это раньше. Я стал отягощен земными заботами и искал успокоения в том, что, как я хорошо сознавал, было оскорбительным для Бога. Совесть часто обличала меня, но с женою и детьми и сох­ранял внешний вид молитвы. Мой духовный отец г-н Вильс умер; я не полюбил его приемника и стал праздношатающимся по воскресеньям; желая, что­бы «льстили моему, слуху», я начал искать, во вред себе, разнообразия в проповедях. Своим примером я дурно действовал на жену и детей и втянулся в привычки и удовольствия мирские. Я вполне созна­вал, насколько я удалился от милости Божьей, но был так опутан, что не хватало энергии вернуться на прежний путь».

Тут, очевидно отступление началось от недостатка искреннего усердия в тайной молитве. Это часто случается. Молитвы твои становятся короче, менее горячи и реже, и чем меньше ты молишься, тем сла­бее становится твоя охота к молитве; и молитвы твои все продолжают укорачиваться, а расстояние между ними делается все длиннее. Чем слабее молитва, тем слабее, по всей вероятности, будет и последующая и, наконец, ты дойдешь до состояния, откуда труден тебе возврат. Сопротивление этому необходимо при самом начале. При первом предупреждении надо принять меры. Лишь только ты заметишь влечение в эту сторону, прими меры защиты, и не иди дальше, иначе в скором времени твое имя будет «Отступник».

  1. Небрежное отношение к Библии бывает пред­вестником отступления.

Это тоже является не толь­ко доказательством,   но  и   причиною  отступления. Человек,  имеющий Библию и  не читающий ее, не может пользоваться духовными наслаждениями. И если он ее читает небрежно, он сделается отступником. Удивляет,  как мало в церкви истинного знания Библии. Это доказательство того, как мало читается Библия, как мало настоящего доверия к ней, как мало интересуются ее содержанием и как мало имеют веры в нее, как в Слово Божье.

  1. Недостатки  строгой  честности тоже бывают причиною отступления.

Недостаток безупречной честности, подточит твою веру. Если ты, в твоих деловых отношениях, допустишь не вполне честные поступки, или решишься воспользоваться для своей выгоды другими людьми, каким бы то ни было способом — ты отступишь. Ты не должен допускать малейшей тени недобросовестности в поступках. Чтобы устоять в вере твоя добросовестность должна быть как у человека, которому осталось жить толь­ко один день. Все верующие в больших городах от­ступают. В этом городе редко встречается дух мо­литвы. Я желаю откровенно говорить. Очень многих называют людьми молящимися и очень хорошими, поговори с ними о молитве в том смысле, как о ней Слово Божье говорит, и ты увидишь, что они о ней не имеют понятия; они начнут задавать тебе тысячи бессмысленных вопросов, которые в голову им не пришли бы, если бы они хоть что-нибудь по опыту знали из предмета твоего разговора. Относительно молитвы ни один человек не может быть прав в теории, если не испытал того на деле.

Причина того, что в Нью-Йорке так мало чистой веры, кроется в том, что значительная часть церкви допускает какую-нибудь неправду, которая истреб­ляет их веру. Они в мелочах поступают не вполне честно. Я знаю, они будто бы не видят в этом ниче­го предосудительного. Они говорят, что их посту­пок для всех ясен и т.д. Тем не менее, поступок остается недобросовестным и совсем не открытым для всех. Если бы он был ясен для всех, они бы его не совершили. Не было бы искушения поступить так. Например, когда человек назначает цену за вещь, а потом сбавляет ее, доказывая этим, что она не стоила ему того, что он за нее требовал, он не­пременно объяснит вам, что поступил так, зная за­ранее, что за нее не дадут той цены, которую он сначала просил. Желал бы я спросить его: неужели ты не взял бы денег, если бы кто-нибудь согласился дать назначенную тобою цену? Если б тебя считали за честного человека, не запрашивающего лишнего, — отказался ли бы ты от запрошенного тобою? Или сознался ли бы ты откровенно, что желал стянуть столько лишнего, заметив неопытность и легкомысленность покупателя, который при покупке сразу согласился бы дать тебе спрошенное тобою за предмет? Решился ли бы ты, уступив вещь, сказать: «я запросил лишнее, ожидая что вы будете торго­ваться»; и открыл ли бы истинную стоимость вещи, отказавшись от лишнего, если бы тебе за выручку положили сумму, которую ты сначала запросил?

Я сам был поражен тем, что наблюдал среди людей, называющих себя верующими. Я, право, не решаюсь дать человеку сразу ту цену, которую он просит с меня за вещь, страшась переплатить ему, а, между тем, мне ненавистно предлагать меньше, чтобы не думали, что я желаю прибрести ее ниже ее стоимости. И на основании того, что я не позво­ляю себе торговаться, я узнаю, что за некоторый вещи заплатил вдвое дороже, чем они стоят. Гово­рят, что это общепринято. Хотя бы и было так. Представь себе, что было бы общепринятым для верующих напиваться, божиться или посещать непотребные места, — разве это улучшило бы положение? Освятило ли бы это подобные поступки?

Нередко сам покупатель не менее виноват, чем продавец. Вот он входит, спрашивает крайнюю це­ну вещи, ему говорят ее, а он отвечает: «нет, я это­го не дам», и предлагает меньше. А ты, назначив крайнюю цену, за которую можешь уступить вещь, ради того, чтобы не упустить покупателя, все-таки отдаешь ему ее за то, что он тебе предлагает. В этом случае он согрешает, искушая тебя, если ему известна стоимость вещи, а ты согрешаешь, уступая ему при данных условиях, вводя его в искушение, снова повторять свой поступок.

Если ты полагаешь возможным допускать малейшую недобросовестность в действиях и одновремен­но с этим, наслаждаться присутствием Божьим, ты обманываешь самого себя. Всякий, начинающей поступать так, отъявленный лицемер, или близок к отступлению. Церкви в этом городе не могут поль­зоваться твердой верой, не могут усиленно принять­ся за работу и никогда не узнают силу молитвы, пока не совершится у них преобразования в этом направлении. Верующие должны иметь достаточно совести, чтобы быть честными, и достаточно веры, чтобы верить в грядущий Суд и в то, что Бог видит всякую их сделку и слышит каждую ложь, которые они делают и говорят за прилавком. Вера никогда не умножится, пока вы не испра­вите путей ваших.

Войди в тот магазин и посмотри, как там шутит с ценою верующий, все понижая и понижая ее, потому что имеет дело с толковым покупателем. Я его отмечаю, как отступника. Он нечестный человек. Он не служит Господу в деле своем. Он не поступает как домоправитель. Думаешь ли ты, что он старается заключить сделку, выгодную для Бога? Могу тебя уверить, что его соображения клонятся не в пользу Бога, а в свою. Богу не нужно, чтобы ради Него обманывали. Поступающие так «насытятся от путей своих».

10. Сребролюбие есть одна из самых главных при­чин отступления.

Любостяжание есть идолопоклон­ство. Когда мы сберегаем больше, чем необходимо, мы терпим лишения не в одном материальном, но и духовно становимся тощими. Ничто так не умерщ­вляет веру, как сребролюбие. Труднее всего про­будить таких верующих, или поддерживать их бодр­ствующими. Укажи мне человека, крепко ухватившегося за мир, от него не жди многого в деле веры. Иногда можно встретить сребролюбивого пастыря. Он никуда не годен; как пастырь, он никогда не принесет пользы, пока не освободится от этой страсти. Пресвитер ли он? Не назначай такого прес­витером. Сребролюбивый человек только причинит вред и задержит рост церкви. Если у вас имеются подобные пресвитеры, советую вам освободиться от них, как можно скорее. Они отступники, и всегда будут стоять вам поперек дороги. Бог запрещает иметь сребролюбивых епископов и ни одна церковь, терпящая их, не может процветать.

11.  Еще причина,  по     которой  часто случается отступление, это недостатки правдивости и искрен­ности в разговоре.

Люди большею частью не называют это ложью; тем не менее, оно так похоже на ложь, что не знаю, как иначе назвать это. Человек, привыкший преувеличивать, подкрашивать и ста­раться удивлять своими рассказами, не    может иметь чистую совесть. Он отступит. Чтобы избежать этого, надо всегда держаться чистой правды, как
будто ты даешь показания под присягой или как бы находишься  в присутствии  Бога,  Который слышит, каждое слово, которое ты произносишь. «Да будет сло­во ваше да, да и нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

12.  Сплетни.

Укажи мне любящего передавать добытые тайны, будь-то мужчина или женщина, и я отмечу его, как отступника, который будет делать­ся все хуже и хуже, если не раскается. Всякий, горящий нетерпением всегда  быть первым, чтобы сообщить последнюю новость, будет жить и умрет отступни­ком, если не изменится в этом отношении.

13.  Легкомыслие.

Это столь явная причина отступления, что не нахожу нужным останавливаться на этом.

14.  Невоздержанность в образе жизни во многих случаях служит причиною к отступлению.

Не имею в виду здесь лишь злоупотребление крепкими напит­ками, но излишество и невоздержанность в пище и питье вообще. Не говорю о тех, кто, сидя за столом, осушают рюмку за рюмкой, доходя до крайне возбужденного состояния. Поступающие так — слишком явный отступник и не требует особенных замечаний. Но я говорю о тех, у которых от излишка пищи притупляются чувства, тяжелеет мозг и они утра­чивают свежесть и бодрость после еды, которыми пользовались до нее. Тот, кто дозволяет себе такую невоздержанность, непременно отступит. Укажите мне человека, который сидит за столом и ест, пока он становится более склонен ко сну, чем к молитве, и вот уже один, превращающийся в обжору. Он не устоит в вере. Хотя бы то, что ему подается, само по себе было бы вполне позволительным, невозмож­но человеку предаваться такому излишеству и сох­ранить себя от отступления. Он невоздержан; и Бог смотрит на него как на такового.

3. ПОСЛЕДСТВИЯ, КОТОРЫЕ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЮ ОТСТУПЛЕНИЕ

Далее, упомяну последствия, которые влечет за собою отступление:

1.  Отступники становятся самыми несчастными людьми в мире.

Многие узнали, что значит наслаждаться Богом, но теперь они больше не наслаждаются Богом и в то же время не могут наслаждаться и миром. Они везде, чувствуют себя не по себе. Они встают уны­лыми и ложатся унылыми. Они подобны птице, которая не находит покоя. То познание, которое они имеют о Боге, лишает их возможности наслаждать­ся миром, но в них еще слишком много влечения к миру, чтобы дать им возможность наслаждаться одним Богом. Вы, которые находитесь в этом состоянии, знаете, что это верно. Вы «насыщаетесь от своих путей».

2.  Они окажутся самыми виновными людьми на земле.


а)  Они  будут раздражительными. Такие люди всегда жалуются и всегда не в духе. Они служат преткновением окружающим их грешникам. Если это купец, он будет служить соблазном своим приказчикам. Если это женщина, она будет служить соб­лазном своим слугам или своему мужу.

б)  Их виновность увеличивается в силу того, что они имеют более ясное сознание и понимание
долга
. Всякий знает, что с сознанием долга увели­чивается ответственность; и так как отступники
имели больше света, они, конечно, становятся более виновными.

в)  Они  грешат против особенных обязательств. Они испытали, любовь Божью, объявшую их сердца. Если при этом человек отступает, его вина неизме­римо велика.

г)   Они нарушают завет, и на этом основании вина их увеличивается. Они не только ответствен­ны пред  законом Божьим, но становятся клятвопреступниками.

д)  Они распространяют худую  молву о  самой вере. Гонясь за миром, его наслаждениями, или почестями или  богатством, они этим говорят греш­никам: «Мы испытали веру и находим, что вы правы; вера сама по себе не удовлетворяет и мы снова возвращаемся к наслаждениям мирским; мы должны пользоваться миром, чтобы быть счастливыми». Таким образом они изменники в деле Хрис­товом. Кто может измерить всю преступность тако­го пути?

3. Отступники   заслуживают   самого   глубокого презрения.

Обе   стороны,   верующие  и светские, осуждают отступника и обе презирают его. И они имеют полное основание на это, так как он бежал и от той, и от другой. Сначала он бежал от мира, чтобы при­соединиться к церкви, а впоследствии отступил, стараясь снова вернуться в мир. Может ли кто иметь доверие к такому человеку? Возможно ли не прези­рать его? Безбожники чувствуют к нему презрение, и он не может занять своего прежнего положения между ними. Церковь не доверяет ему и устраняет его, как трость надломленную.

Я знаю, что иногда безбожники превозносят от­ступающего верующего. Они его расхваливают, говоря: «Такой христианин нам правится; он чело­век последовательный, любящий, широких взглядов! Такого христианина мы любим». Но они не искрен­ны в своих словах. Дай грешнику заболеть; кого призовет он тогда помолиться за себя, одного ли из этих отступников или искреннего христианина? При­мет человека, превозносящего отступников; в дру­гое время ты услышишь его обзывающего их лице­мерами и насмехающимся над ними: «Хороши эти христиане! Они столько же привязаны к миру, как и я». Как бы они ни отзывались о них при случае, ясно, однако, что они не питают уважения к отступ­никам. Ты жестоко ошибаешься, воображая, что приобретешь расположение мира, сообразуясь с ним. Тебя непременно будут презирать. Это не в приро­де человека уважать   такое поведение.

  1. Они самые непоследовательные люди в мире.

Они не придерживаются последовательно ни одной стороны. Их теория расходится с действиями, а действия противоречат теории. Они стараются дока­зать, что сердцем веруют в то, от чего своею жизнью явно отрекаются.

  1. Им всегда очень трудно угодить.

Проповедни­ку   бывает  всегда  чрезвычайно трудно с такими людьми. Когда он говорит одобрительно к их совести, он оскорбляет их чувства и они восстают на него. Если же он проповедью старается удовлетво­рить  их чувства, их совесть осуждает его и они теряют доверие к его искренности. Ты сходишь на



их уровень и они сознают, что ты не прав. Нет возможности угодить им проповедью. Ты гово­ришь им правду, и они начинают роптать, называют тебя жестоким и говорят, что ты сводишь все на личность. Если же проповедь твоя не задевает их заживо, они знают что это нехорошо и говорят: «Это не годится! Такого рода проповедь нас ни­когда не пробудит! Этот проповедник также крепко спит, как и мы, и мы никогда не двинемся вперед». Итак, они всегда остаются недовольными проповедью.

Если проповедник будет стараться угодить им, они перестанут доверять ему. Может быть они прикинутся довольными, начнут его хвалить и го­ворить о том, какой он замечательный проповедник, приятный человек — превознесут его до небес за его ученость и красноречие; но совесть их останет­ся неудовлетворенной; они, сознают, что им ничего рассчитывать на пользу для себя и нет основания ожидать пробуждения от такого рода проповеди. Они понимают, что пастырю следовало бы проповедовать иначе и чувствуют, что он должен проповедовать; иначе или им надо искать другого пропо­ведника, иначе они никогда не дождутся пробуждения. Проповедник никогда не должен вступать в какие-нибудь сделки для успокоения чувств отступивших верующих, но ему следует обнажать их сердца и вливать в них жгучую правду, пока ему не удастся согнать их с ложа сна и смерти.

  1. Часто бывает, что отступники самые ожесто­ченные люди.

Они так привыкли к благовестию и к его целям, что оно уже более не трогает их. Ты можешь возвещать самые важные, потрясающие истины, можешь взвалить на совесть их целый мир ответственности, но они все-таки останутся невоз­мутимыми. Немного времени спустя, чем больше ты будешь употреблять усилий, чтобы пробудить их, тем более они будут ожесточаться и тебе, наконец, покажется невозможным сдвинуть их.

  1. Они самые ненавистные люди.

Христос употреблял выражения относительно отступников в Своем послании  к  Лаодикийской  церкви, которые вполне выражают это. «О, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но так как ты тепел, а не горяч и не  холоден, то извергну тебя из уст Моих!». Они, очевидно, ненавистны Богу; Он не выносит их, грозит извергнуть их, как нечто, противное Ему. Отступник! Как можешь ты приступить к Богу, когда Он имеет такое чувство?   Может быть моя речь обращена к тем, которые знают, что они отступники.  Ты знаешь, что если  ты  приступишь к Богу, ты будешь Ему ненавистен и Он извергнет тебя, Он не выносит тебя.

  1. Они чрезвычайно вредны в деле Божьем.

От­ступник вреднее для дела Божьего, чем  неверующий. Он более всех людей в мире возбуждает мир против
веры, более всех препятствует обращению грешни­ков и более всех способствует выполнению планов сатаны.

  1. Отступники самые лицемерные люди.

Они ни Богу, ни сатане не служат искренно. Они покину­ли сатану, так что не служат ему больше полным сердцем; они отдались Богу, но теперь и Ему не служат. По отношению к той и другой стороне они – лицемеры! Им ни Бог, ни сатана не доверяют.

  1. Если   ты   отступаешь   и   долго   остаешься   в этом   положении без преобразования, РАНО ИЛИ   ПОЗДНО ТЕБЯ ПОСТИГНЕТ ИМЕННО ТО, ЧЕГО ТЫ БОЯЛСЯ, и что послужило поводом к твоему отступлению.

Положим, ты отступил из опасения повредить тво­ей репутации. Ты, может быть, был общественным деятелем, и отступил в сердце твоем из желания достигнуть известного положения. Немного спустя, ты заметишь, что твои, взгляды не приняты другими, и ты не удерживаешься на занятом месте. Тебя постигает именно то, чего ты жаждал избег­нуть. Бог каким-нибудь путем попустит проклятию, которого ты страшился, настигнуть тебя и ты «насы­тишься от путей твоих». Вместо того, чтобы под­няться и остаться на высоте, как ты этого ожидал, Бог поднял тебя, чтобы дать тебе пасть и сделать твое падение явным предостережением для других.

Положим, ты желаешь обогатиться и в погоне за богатством отступаешь от Бога. Так же верно, как верно то, что вы христианин, Бог уничтожит твое богатство. Бог ценит твою душу гораздо выше твоего состояния, и Он не замедлит сжечь все твое имущество, если не найдется лучшего пути избавления для тебя от этой сети.

Если ты отступил из страха потерять добрые отношения твоих друзей, или из боязни гонений, ты непременно, так или иначе, лишишься расположе­ния именно этих людей. Я мог бы, если бы имел на то время, привести в доказательство удивительные случаи того, как отступники таким образом «на­сыщались от путей своих». В довершение своего пути они лишались всего того, что ставили выше благоволения Божьего, и им приходилось страдать именно от того зла, которого они страшились бо­лее, нежели Его гнева и проклятия.

11. Если ты останешься в этом положении отступ­ника, ты можешь ожидать, что со временем Бог позволит тебе впасть в какую-нибудь неправду или позор, которые на всю жизнь послужат тебе источ­ником огорчения и испытания. Мне известны люди, которые, ради того, чтобы обогатиться, отступили от Бога, и они впали в долг, оказались несосто­ятельными и сошли в могилу обремененные забо­тами и упреками. Я знаю человека, может быть он и теперь жив, который, ради удовлетворения честолюбия своего безбожного сына, пустился в спекуляции, которые сначала погубили его благочестие, а потом ему не удались эти спекуляции, и он обанкротился и попал в такую пучину горя и труда, которые будут изнурять его до дня его кончины. Вот, что значит «насыщаться от путей своих».

Иногда, если у некоторых отступление происхо­дит от привязанности к жене или детям, которая переходит в обожание, Богу приходится одним ударом отнять эту утеху, очей. И все это именно потому, что Бог верен. Он видит, как дитя Его делает своею опорою идола, и Он простирает руку и в одну минуту уничтожает идола ради того, чтобы не допустить Своему чаду жить и умереть во грехе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключительные   примечания будут касаться способов сохранения себя и других от отступничества.

1. Чтобы сохранить себя от отступничества, но­вообращенные должны остерегаться первых приз­наков отпадения.

Отступление настигает так же, как невоздержание, от ничтожного начала и незаметным путем. Ни один человек с от­крытыми глазами не вступает на путь пьянства, намереваясь обратиться в пья­ницу. Может быть, он впервые выпивает рюмочку на каком-нибудь общественном празднике. Вслед за тем, он вводит вино в дом свой, держа его для того, чтоб угостить друзей своих, или чтобы делать на нем настойки и употреблять в виде лекарства, а потом начинает пить его за обедом для пищеварения. Так продолжает он, не подозревая опаснос­ти, пока, совершенно незаметным для себя обра­зом, не окажется пьяницею. Девять из десяти пья­ниц начинают с малого, путем в роде этого. Подобным же образом люди становятся отступ­никами мало помалу. Они не намереваются отсту­пать, не делают первый шаг, не зная куда он при­ведет; второй шаг они уже делают легче и так далее. Для полной безопасности нужно взять основанием правило БЕЗУСЛОВНАГО ВОЗДЕРЖАНИЯ ОТ ГРЕХА.

Избегайте тех мелочей, как принято их назы­вать, которые ведут на этот путь. Если дать волю себе в этих «мелочах», человек пропал. Можно сохранить внешность благочестия, утратив силу его; и люди упускают из виду факт, что в очах Божьих они стали отступниками. Взгляни на ту женщину! Если бы ты подошел к двери ее комнаты и прислушался к ее молитве, ты бы сразу убедил­ся, что она неискренна. Она строго придержива­ется обряда молитвы, но молитва ее бездушна. Молится втайне? Она втайне глумится над Богом! Она отступница.

  1. Наблюдать с любовью  за  новообращенными и предохранять их от начала отступления — это обязанность членов церкви.

Им  следует охранять их, как мать охраняет своего ребенка от места, где он может упасть. Отыскивай их, и если заметишь их  вблизи  этих  границ,  предупреди  их:  «Остере­гайтесь! Не подходите к этой пропасти — там ад». Спрашивай их рано и часто: «Молишься ли ты так же  часто  и  с  таким  же  жаром,  как  ты  раньше делал это? Любишь ли Библию так же, как прежде?». Пробуждай их, и сохрани их от отступ­ления.

  1. Есть основание благодарить Бога за все, что Он делает с народом Своим, когда тот отступает.

Он преследует его бичем, пока не вернет его обратно к Себе. Он говорит: «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим, если нарушат уставы Мои, повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и уда­рами неправду их; милости же Моей не отниму от него и не изменю истины Моей» (Пс. 88:31, 34).


4.  Если ты находишься в положении отступника или если ты исповедуешь учение Христа и носишь на себе эти приметы, и Бог при этом тебя не нака­зывает и у тебя все в жизни идет хорошо, есть основание полагать, что ты оставлен Богом. Есть основание предполагать даже то, что ты никогда не был чадом Божьим, не знал любви Божьей, ты лицемер и стоишь на пути в ад.

Долго ли ты находишься в этом состоянии? Давно ли оставил то, что называешь своей первой любовью? Если давно, и не подвергаешься нака­занию, то есть основание полагать, что ты лицемер. Бог верен и должен наказывать Своих мятежных детей. Он обещает делать это и, не изменит Слова Своего.

5.  Наказывает ли тебя Бог? Если так, покайся, чтобы Ему не пришлось бить тебя более. Не до­води Его до побоев к смерти, или до того, чтобы Ему пришлось позволить тебе впасть в сети дьявола или в какой-нибудь тяжкий грех, который послу­жит тебе позором и мучением на всю жизнь. О, возвратись,  возвратись,  отступник, к Богу! Ищи лица Его, отвратись от греха твоего и Он исцелит твою непокорность, простит тебе беззакония твои и благословит душу твою! Аминь.

«Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах» (1 Пет. 4:7).


Advertisements
Запись опубликована в рубрике Новое время с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «ОТСТУПНИКИ»

  1. ростик:

    Аминь

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s