Последние годы в богословских кругах евангельских христиан на постсоветском пространстве проходят острые кальвинистско-арминианские дискуссии. Простых христиан, не имеющих званий бакалавров эти дискуссии в общем-то не волнуют. Может быть потому, что на диспутах, как из рога изобилия льются из уст учёных братьев непонятные слова, как-то «морализм», «сотериология», «политкоррекция», «экзегетика» и тому подобные. Однако их тревожат странные явления, происходящие последнее время в церквях. В Домах молитв евангельских христиан стала звучать музыка, которая раньше была слышна только на дискотеках; среди верующих появилось много разводов; курение, пьянство, танцы, любодеяние и прелюбодеяние, стремление к обогащению, жажда зрелищ неудержимо ринулись в поместные церкви. Особенно эти явления заметны в среде молодых христиан и в городских общинах. Многие грехи не находят должно осуждения и остаются ненаказанными.

События, происходящие в богословских кругах и в поместных церквях евангельских христиан-славян тесно связаны между собой. Богословы встревожены обмирщением поместных церквей евангельских христиан постсоветского пространства. Они заметили, что тенденция к этому началась в перестроечные годы. Отсутствие гонений за религиозные убеждения и возможность для верующего уехать за границу, повлекло в церкви много невозрожденных людей. Когда в народе Божьем находятся нечестивые, то как говорит Слово Божие: «Туда же обращается народ Его» (Пс. 72:10). С другой стороны, перестройка сделала открытыми страны бывшего Союза для активного сотрудничества славянских евангельских христиан с их западными единоверцами. Стало возможным поступление большого количества духовной литературы из-за рубежа. Начали приезжать западные учителя, которые проводили богословские конференции , семинары и курсы. В крупных городах с помощью западных христиан открывались духовные семинарии и другие учебные заведения для верующих. Общины евангельских христиан посылали своих, как правило – молодых, членов в эти заведения, оплачивая их учебу из своих пожертвований. Программы, по которым занимались студенты, были составлены евангельскими христианами Запада, где преобладает кальвинистское богословие, отличающееся от «Вероучения евангельских христиан», разработанное И.С. Прохановым на основании арминианского богословия. Надо сказать, что евангельские христиане-славяне, не зная того, были сторонниками арминианского учения о Боге. Именно за это учение страдали и умирали наши отцы и деды, старшие братья и сестры.

Через несколько лет, получив богословские ученые степени, посланники церквей возвращались в свои общины и приносили туда кальвинистское учение. В церквях начались разномыслия, разногласия и разделения. Сегодня этот процесс достиг своего апогея.

Почему же евангельские христиане постсоветского пространства так серьёзно сопротивляются проникновению в их церкви нового учения? Неужели оно несёт в себе опасность для спасения? Что такое кальвинизм и что такое арминианство? Какое учение правильное и какое принять  для себя, для своей семьи и для церкви? Может быть вообще не стоит обращать внимания на возникшие проблемы и пусть братья-богословы «ломают головы» в семинариях?..

Можно долго дискутировать о кальвинизме и арминианстве. Со времени появления этих течений в евангельском христианстве прошло уже четыреста лет, но богословы спорят до сих пор. Особой остроты спор достиг в наше время на постсоветском пространстве и продолжает распространяться на церкви славян, уехавших на Запад. Услышав о богословских диспутах на эту тему, прошедших в декабре 2010 года в Санкт-Петербургском университете (бывший колледж «Логос») и во Львовском отделении Украинской баптистской теологической семинарии между преподавателями-сторонниками Кальвина и преподавателями-сторонниками Арминия, я вспомнил один рассказ недавних лет… Это было в разгар перестройки… Глава администрации одного города на Кавказе, каждый день, проезжая на работу мимо Дома молитвы евангельских христиан-баптистов, совершал крестное знамение, повернувшись к храму. Православный священник, узнав об этом, выговорил заблудшему. Глава администрации попросил священника поехать с ним в городскую тюрьму. Заходя в каждую камеру, администратор спрашивал: «Здесь баптисты есть?». Ему отвечали: «Нет!». – «А какой вы веры?». «Православные!» — слышалось в ответ. После опроса заключенных глава сказал священнику: «Когда здесь не будет ни одного православного, тогда я буду креститься на твой храм!»… Бесспорным доказательством какого-то явления, есть доказательство, основанное на конкретном опыте. Такой вернейший способ использовал глава администрации города.

Христос сказал, что всякое дерево познаётся по плодам. Всякому учению даётся оценка по реальной жизни его последователей. Слава Богу – мы живём в такое время, когда после четырёхсот-летнего «роста» этих двух учений, мы можем видеть их «плоды»… Википедия – свободная энциклопедия говорит: «Кальвинизм исповедует значительная часть населения Швейцарии, Нидерландов, Шотландии. Также кальвинизм распространён в ЮАР, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Венгрии». Как видим, кальвинистского учения придерживаются западные страны. Евангельские христиане-славяне, живущие на Западе, несмотря на то, что их дети хуже знают славянский язык, чем язык страны проживания, они всё равно не хотят, чтобы их дети посещали западные евангельские церкви. Посмотрев на практическую жизнь сторонников кальвинизма, они говорят:«А я и дом мой будем арминианами!». Проникновение кальвинистского учения в церкви евангельских христиан постсоветского пространства, стало одной из главных причин тех явлений в славянских церквях, которые тревожат верующих. Поэтому сегодня очень важно, чтобы дискутировали на духовные темы не только братья-богословы, заботясь о духовном здоровье детей Божьих, но и простые члены церквей думали о себе и о своих детях! Иисус Христос, открывая главную причину гибели допотопных людей сказал, что они «не думали» (Мф. 24:39).

Хочется напомнить одну очень важную евангельскую истину, что каждой поместной церковью руководит Христос, находясь Духом Своим в каждом возрожденном члене церкви! Поэтому, если ты, дорогой брат или сестра, не участвуешь в управлении церковью, то тебе безразлично духовное и материальное состояние общины и ты не принадлежишь к Телу Христа.

Анатолий Лисовский