«Благая» весть по Чантри

Гололоб Г.А.
Рецензия на книгу Чантри «Евангелие сегодня – истинное или измененное?
В 1996 году на лотках христианских книжных магазинов появилась книга под интригующим названием «Евангелие сегодня – истинное или измененное?». Ее автором является пастор церкви «Благодать» (Карлайл, Пенсильвания) Уолтер Чантри (род. 1938). Книга носит полемический характер и претендует на пересмотр методов и содержания существующей миссионерской стратегии. В принципе критическая позиция Чантри созвучна настроению многих читателей его книги, однако богословские основания этой критики наталкиваются на ряд возражений.
Во вступлении и в самом содержании книги почти до самого ее конца постановка проблемы не просматривается. При чтении ее создается впечатление, что читателю навязывается роль самому догадаться о том, чем же собственно не доволен автор. Проблематика немного проясняется, когда автор переходит к анализу беседы Иисуса Христа с богатым молодым человеком (Мк. 10:17-27): «Не правда ли, вы немножко разочарованы тем, как почти грубо Иисус обошелся с этой нежной душой? Как мог наш Господь использовать такую явно неудачную тактику обращения грешников? Он начал с упрека, затем напомнил юноше о десяти заповедях (почему именно о них?), потребовал от него огромной жертвы как условия обретения жизни вечной и позволил «рыбке» сорваться с крючка! Неужели Он не знал, как привести душу к Самому Себе? Если вы удивлены, значит, вы еще не поняли, что такое благовестие» (с. 12-13).
Действительно, чтобы понять, что такое «благовестие по Чантри», приходится дочитать книгу до самого конца. Лишь коснувшись причин отвержения богатым юношей призыва Христа, автор, наконец, обнаруживает то, что скрывал до этого: «Иисус повелел юноше покаяться, но у него не было природной способности это сделать. В его природе не было ничего доброго, или даже нейтрального, чтобы с радостью ответить на этот призыв Христа» (с. 56).
Теперь настало время удивляться читателю. На этот раз парадоксальным выглядит заявление Чантри: Христос обращает того, кого невозможно обратить! Мало того, зачем Ему вообще обращать столь безнадежного грешника? Духовных мертвецов нужно хоронить, а не спасать. Неудивительно, что при таком богословии грешникам остается только руки заламывать, как это призывал делать Августин, Кальвин и еже с ними. Сам автор нисколько не озадачивается данной проблемой, хотя ему следовало бы подумать над тем, как ответить на напрашивающийся сам собою вопрос: «Если для спасения грешника необходимо лишь одностороннее принуждение, да еще осуществленное при помощи проповеди о страхе наказания, тогда где же ожидаемый результат? Почему этот богатый юноша «отошел с печалью», а не повергся перед Своим Спасителем в прахе и пепле раскаяния? Почему неотразимость Господа Иисуса Христа не тронула и не умилила его сердце?»
И лишь после долгого раздумия над теологией отнюдь не Христа, а самого Чантри читатель, наконец, добирается до скрытого подтекста его рассуждений. Оказывается, по представлению кальвинистов, люди не спасаются по той причине, что Сам Бог не пожелал им дать нужной для их спасения благодати и помощи. Чантри, как истинный кальвинист, не договаривает до конца свой еретический тезис о том, что Бог вовсе не заинтересован спасать всех людей. Вот подлинная причина, по которой Христос, по мнению автора, «позволил «рыбке» сорваться с крючка». Получается, кальвинистское учение о неспособности грешника принять Божий дар прощения делает Бога единственным виновником погибели людей. Таким искусным путем Бог подвергается оскорблению при формальной заявке на Его прославление.
Не проводя какого-либо различия между потребностью грешника в любви Бога и торговлей с Его справедливостью при помощи заслуг, Чантри «вместе с водами выбрасывает и младенца». Конечно, никто не сомневается в том, что спасение невозможно заслужить, однако эта истина является лишь частью полного евангельского учения о спасении. Вторая его часть состоит в том, что от грешника ожидается посильное выражение его потребности в Боге, которая находится в исключительной его ответственности (Рим. 8:13; 11:22; Евр. 4:2; 6:7-8; Откр. 3:20).
Книга Чантри в этом отношении является показательной для убеждения всех и каждого в том, как можно исказить суть евангельского учения о спасении при помощи сомнительных богословских теорий. Действительно, нужно обладать немалым талантом, чтобы так столкнуть между собой две краеугольные истины Писания: волю Бога спасти всех людей и волю человека принять это предложение.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Рецензии с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s