Вера без дел мертва

(Иак. 2, 20)
Освальд Тярк

Источник: Тярк О.А. Избранные труды / Ред. Куликов В.Г. – В 2-х томах, М., 2005.

Иисус Христос оставил нам заповедь веровать в Него всем сердцем: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» — Ин. 14, 1. Но апостол Иаков предостерегает верующих, что можно иметь мертвую веру — Иак. 2, 16-17.
В Слове Божием дается несколько понятий веры. Вера означает личную убежденность в бытии Бога и в том, что Иисус Христос является Спасителем наших бессмертных душ. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» — Рим. 5, 1. Выражая эту истину, Иисус Христос сказал со всей определенностью: «Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную» — Ин. 3, 36.
В рассматриваемом стихе говорится, что вера должна иметь соответствующее свидетельство, и что исповедание веры не может спасти человека, если образ его жизни не соответствует его исповеданию — Рим. 10, 9-10.
Когда апостол Павел говорил о делах, он обычно подразумевал дела, предписанные законом и заповедями, которые человек исполняет в надежде, что он тем самым удовлетворит Божие правосудие. Такое делание без веры в Христа не даст нам умилостивление в очах Божиих. Иисус Христос подтвердил это в притче о фарисее и мытаре. Фарисей постился два раза в неделю и давал на храм десятую часть из всего, что приобретал. Добродетель его была очевидной. И все же Иисус Христос оценил его благие деяния ниже, чем покаянную молитву мытаря. В делах и словах фарисея явно выступала гордость его старой природы. Он представлял себе спасение как воздаяние по заслугам. Но в таком случае дела без веры остаются мертвыми. Евангелие же говорит о таких делах веры, которые исходят от Бога. В Иисусе Христе Бог сделал нас способными на добрые дела — Еф. 2, 10. Он обновил нас через Духа Святого. Дела возрожденного человека Иисус Христос называет плодами — Мф. 7, 20. Итак, дела веры христианин совершает по внутреннему побуждению, они являются плодами Святого Духа, живущего в нас. Такие дела творили апостолы, к этому призывает нас Господь. Без дел милосердия и любви вера наша мертва.
Апостол Иаков, сожалея о недостатке добродетели в первой церкви, побуждал верующих задуматься о причине этого. Его послание является одним из первых посланий Нового Завета. Оно было написано по прошествии около пятидесяти лет после Рождества Христова и двадцати лет после Его крестной смерти и воскресения. Еще были живы многие очевидцы, которые видели Иисуса Христа своими глазами, переживали благословения Пятидесятницы, но, несмотря на все это, некоторые из них вели неправильный образ жизни. Апостол Иаков говорит, что вера таких людей была мертвой.
Не угрожает ли эта опасность и нам? Образ нашей жизни может не соответствовать вере, которую мы исповедуем. Это весьма распространенная болезнь верующих в наши дни. Слово Божие не дает нам права на послабление, оно призывает нас: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» — Гал. 5, 16. Апостол Иаков идет в своем поучении дальше и говорит, что пассивность лишает веру силы. Он с сожалением пишет о тех верующих, которые имели живую веру, но со временем превратились в духовных мертвецов. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».
Мертвый человек не способен действовать, он бесчувствен. Имея глаза, он не видит; у него есть руки, но они не действуют; он имеет сердце, но оно безучастно. Таковым образно представляется верующий, не живущий христианской жизнью. Он становится не способным действовать.
Замечаем ли мы в нашей жизни признаки этой опасности? Мы должны откровенно признать, что наша духовная жизнь очень слаба, что подтверждают многие факты. Даже незначительные неприятности и недоразумения выводят нас из состояния равновесия и отвлекают от дела Божия.
Причиной духовной смерти верующих, по мнению апостола Иакова, может быть несоответствие образа жизни их убеждениям. Если мы произвольно нарушаем заповеди Христа, то Дух Святой отступает от нас, и наступает духовная смерть.
Предостережения апостола весьма важны еще и потому, что без веры нельзя угодить Богу. Мы просим Божьего руководства, но вместо того, чтобы следовать ему, исполняем свою волю. Сколько раз мы просили, чтобы Господь всецело взял нас в Свои руки, и в то же время продолжали жить так, как будто мы не предоставляли себя Ему? Все мы должны в смирении сказать вместе с пророком Даниилом: «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд» — Дан. 9, 7.
Что же необходимо для того, чтобы наша вера не потеряла жизненную силу? Как ее оживить?
Прежде всего, примем предостережение Слова Божия со всей серьезностью и будем освобождаться от недостатков, которые Дух Святой открывает нам. Проверим нашу веру: сопровождает ли она соответствующие дела, облагораживает ли нашу жизнь? Отнесемся со всей ответственностью к данному Богу обещанию доброй совести. Будем помнить, что мы христиане не только, когда пребываем в доме Божием, но и тогда, когда находимся вне его. Не будем обижаться на тех братьев и сестер, которые указывают на наши ошибки и предостерегают нас.
Испытывая самих себя, обратимся к Господу с молитвой. Только Он может дать жизнь нашей душе. Только Он может оживить нашу веру.
Мы знаем, что надо поступать так, а не иначе, но у нас недостает силы, которая руководила бы нас в делании добра. Непрощающие друг друга сознают, что они должны исправить свои отношения, очистить сердце и искать взаимное прощение. Но вместо этого они жалуются людям и Богу на своих обидчиков и не предпринимают никаких шагов к примирению. Без оживотворяющего действия Духа Божьего — Рим. 18, 25, мы не можем исполнить заповеди Христа. Мы покаялись перед Господом, приняли крещение, изучаем Слово Божие и служим Ему тем даром, какой имеем. Вера наша не была бесплодной. Но Господь призывает нас к большему и предлагает нам Свою помощь. Примем ее, чтобы нам не ослабеть в вере и не изнемочь душами нашими. Только в сочетании веры с добрыми делами мы имеем полную духовную жизнь; «Вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства» — Иак. 2, 22.
Дадим Господу возможность направлять нас к совершенству. Чем меньше различия между исповеданием нашей веры и нашим образом жизни, тем ближе мы к высшей цели, «доколе не изобразится в нас Христос» — Гал. 4, 19.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Экзегеза. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s