Притчи о скрытом сокровище и драгоценной жемчужине

Освальд Тярк

Источник: Тярк О.А. Избранные труды / Ред. Куликов В.Г. – В 2-х томах, М., 2005.

Иисус Христос произнес на берегу Геннисаретского озера четыре притчи. Он говорил о разнообразной почве, о плевелах в пшенице, о горчичном зерне и о закваске. Отпустив народ, Христос, оставшись с учениками, сказал им еще три притчи. Эти притчи причислим к тем, которые Он произнес на берегу озера.
Притчи о скрытом сокровище и о жемчужине, как и предыдущие притчи, по существу говорят о значении и ценности Царства Божия.
В этих двух притчах Христос показывает, что Царство Божие имеет великое значение. Оно настолько ценнее всего, что ради него стоит отказаться от всех других сокровищ. Царство Божие — это наивысшее благо — «суммум бонум», которому все другие ценности нужно подчинить и, если нужно, пожертвовать ими. Еще в Своей Нагорной проповеди Христос выразил эту мысль и Сам действовал в соответствии с ней. Приведем содержание этих притч.
«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» — Мф. 13, 44-46.
Произнося эти притчи, Христос затрагивал интересы людей того времени. Один исследователь Палестины пишет: «В этой стране многие копают земли, ища скрытое сокровище, и немало тех, кто израсходовал на это свои последние гроши».
Палестина часто была полем военных действий, и люди обменивали свое имущество на драгоценные металлы или драгоценные камни и прятали их в земле. И если этих людей постигала неожиданная смерть, тогда место сохранения его имущества оставалось никому не известным. Отсюда спрятанные богатства и нахождение их представляли собой серьезный интерес. На это имеются также указания в Ветхом Завете — Иов. 3, 21; Пр. 2, 4.
По всей вероятности, нашедший сокровище трудился на чужом поле. Поэтому он пошел и продал «все, что имел», и купил это поле.
По законам Палестины имущество, найденное в земле, принадлежало владельцу земли. Поэтому человек, обнаружив сокровище, поступил по закону страны и купил эту землю. Но суть этой притчи не в этом.
Посмотрим, чему Христос хотел научить людей этими притчами. Он призывал их посвятить свою жизнь приобретению Царства Божия. Одновременно Спаситель показал, каким образом можно искать и найти Царство Божие.
Одним небесные сокровища открываются нечаянно, как спрятанная в поле драгоценность; но есть и такие, которые ищут годами и, в конце концов, находят. О некоторых Господь может сказать: «Меня нашли не искавшие Меня, Я открылся не вопрошавшим о Мне» — Рим. 10, 20. Другим же Он говорит: «Ищите, и найдете» — Мар. 7, 7.
Пастухи услышали весть о рождении Иисуса Христа совсем неожиданно, мудрецы же нашли Его с трудом, проделав нелегкий путь из дальней страны. Человеку, лежавшему у края купели в Вифезде, Христос предложил исцеление Сам, а Ханаанская женщина должна была попросить Его, прежде чем получила ответ — Ин. 5,6; Мр. 7,26.
Но во всех этих примерах имеется и много общего, а именно: стремление найти ценности и способность оценить их по достоинству. Всем известно, что жемчуг достают из глубины моря, золото и драгоценные камни — из недр земли. Знания сокрыты в книгах, и священные истины — в Библии.
«Слава Божия — облекать дело тайной» — Пр. 25, 2. Господь желает, чтобы человек приобретал опыт искания и получил радость нахождения. Поверхностные люди не знают этого. Подобно тому, как многие могут ходить по запрятанным в земле сокровищам, так и многие попирают бесценные предложения Христа, не сознавая своего неразумия: «Видя, они не видят, и слыша, не слышат, и не разумеют» — Мф.13,13.
Благословения Небесного Царства, как правило, не даются нерадивым. Сокровище в поле нашел работающий человек. Не достигают цели и те, кто преждевременно прекращает труд. Блаженны те, кто ищет неустанно и не перестает молиться, пока не находит того, чего ищет.
Обе притчи говорят о том, что богатства Царства Божия достигаются посредством отказа от чего-то: нашедший «продал все, что имел». Если что-нибудь оставили бы непроданным, то не было бы полной суммы для уплаты.
В те времена были люди, которые видели во Христе ценности Царства Небесного, но все-таки они не восхитили их, потому что не были готовы принести для этого необходимую жертву. Многие верили в Него, «но ради фарисеев не исповедовали Его» — Ин. 12, 42, потому что не желали жертвовать уважением людей. Когда Христос выразил требование богатому юноше: «Иди и продай все, что имеешь», то эта жертва показалась ему слишком великой. Его имущество было для него дороже Царства Небесного.
Если наши прежние принципы, привычки, имущество и веселие дороже того, что требует от нас Христос, тогда мы не сможем получить благословений Царства Божия. Нужно продать «все». Царство Божие — такое сокровище, ради которого нужно оставить не только грехи, но и наши ценности. Христос говорит: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» — Лк. 14, 33. Мы знаем, что апостолы «оставили все» и последовали за Ним — Мр. 10, 28, и они достигли Царства Божия.
Причем отказ от всего должен совершаться не со вздыханием, но с радостью. Подобно тому, как человек, нашедший сокровище, от радости идет и «продает все, что имеет, и покупает поле то», так должны поступать и люди желающие приобрести Царствие Божие. Апостол Павел отказался от своего знатного происхождения и учености и «все почитал за сор, чтобы приобресть Христа» — Флп. 3, 8. Моисей поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища — Евр. 11, 26. Нам нужно только осознать цену Царства Небесного и тогда мы будем готовы с радостью пойти по пути самоотречения ради него. Но, к сожалению, встречаются и такие, кто своими глазами увидел драгоценную жемчужину, но вместо нее приобрел дешевую, поддельную жемчужину и довольствуется ею.
Приобретение найденной ценности в обоих случаях стоило всего состояния этим двумя людям. Однако Новый Завет ясно учит тому, что Царство Небесное есть дар Божий. Приобретать что-то за большую цену и в то же самое время принимать это как дар, с одной стороны, звучит парадоксально, но это так и есть на самом деле. Никому еще не удавалось основательно постичь соотношения благодати и добрых дел. Не только духовные ценности, но и вся наша земная жизнь связана с этим парадоксом. Поле и семя являются Божьим даром, но человек получает хлеб тяжким трудом. Та или другая книга дается нам даром, но содержание ее мы должны усвоить трудоемким учением.
«Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» — Рим. 6, 23, но мы должны со «страхом и трепетом совершать свое спасение» — Флп. 2, 12. Мы должны показать на деле, что приобретаемое сокровище имеет для нас большое значение. Этого ожидает от нас Иисус Христос. Мы должны быть готовыми показать делами, чем для нас является сокровище небесное.
Царство Небесное само по себе является даром Божиим, но получает его только тот, кто готов показать делами, что дар Божий стал для него наибольшей драгоценностью. Еще и в Ветхом Завете были записаны удивительные слова: «Покупайте без серебра и без платы» — Ис. 55,1.
Христос пришел «благовествовать нищим» — Лк. 4, 18, но определенную цену должны были платить и нищие. Иные оставляли свои лодки и сети; богатый юноша должен был оставить свое имение, Савл Тарсийский обязан был оставить свое упование на закон, мученики должны были отдать жизнь. И при этом Царство Небесное не дается как равнозначная стоимость за отданную цену. Ученики не получили право быть учениками Христа за оставление лодки и сети; Павел не стал христианином, потому что отказался от закона, и мученики не получили прощения грехов ценой своей пролитой крови. Царство Небесное во всех случаях было и есть дар Божий. Но все же Бог ожидает от каждого из нас определенные жертвы. Одни должны отдать свою гордость, другие — свои сомнения, третьи — свой страх и т.д. Даже и бедный человек имеет нечто, что он может отдать ради Царствия Божия.
У всех нас есть, чем заплатить за поле или жемчужину, потому что у всех нас имеется великая ценность — сердце. Кто всем своим сердцем любит Царство Божие более всех богатств мира и готов отказаться от всего остального, тот уплатил положенную цену. Любовь совершает это с радостью. Иисус Христос особенно подчеркивает, что приобретение Царства Небесного — это великое счастье. Это как нахождение сокровища, как приглашение на великий брачный пир.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Экзегеза. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s