Благ ли Бог?

БЛАГ ЛИ БОГ?

Дэвид Посон

Вторая глава из книги Д. Посона «Объясненное христианство». С разрешения миссии “Гамалиил и друзья” (http://gamalielfriends.com).

Если бы мне сказали, что сегодня вечером ко мне зайдет человек ростом под два метра, широкоплечий и с руками, как пара танков, то я был бы благодарен за такую информацию, но не отказался бы узнать более подробно об этом человеке. Что он из себя представляет? Он спокойный или напористый? У него взрывной характер или тихий? Он чем-то недоволен или он придет с дружескими намерениями? И только зная ответы на эти вопросы, я бы решил, выложить ли мне для него на пороге коврик с приветствием «Добро пожаловать» или прибить засов к двери изнутри. Иначе говоря, отношение этого человека к вещам, в некоторых важных моментах, является более значимым, чем его атрибуты, то есть качества.

Мы рассмотрели в предыдущей главе атрибуты Бога – Его величие, силу, вечность, творческое начало, индивидуальность и так далее. А в этой главе мы обратимся к еще более важному аспекту – Его отношению; что Он чувствует, каков Он есть, что Им движет?

Я бы хотел начать с морального отношения – позиция Бога в вопросах морали. И здесь сразу же возникает проблема, поскольку это – одна из тех областей, в которых Бог настолько отличается от нас, что мы практически неспособны понять Его в полноте.

Хочу привести иллюстрацию из одной из пьес Шекспира, «Мера за меру». Темой этой пьесы является дилемма несовершенства людей, пытающихся жить по законам совершенной морали. Как Вам известно, эта пьеса повествует о том, как считавшийся честным судья пошел на нарушение закона под влиянием внезапного искушения страстью. Он отклоняет прошение о помиловании молодого человека, обвиняемого за тот же самый грех, о котором помышляет судья. В пьесе искусно исследуются все вопросы, которые возникают из этой темы, и если можно было бы предположить, что Шекспир сделал какой-либо вывод по этому поводу, то он, возможно, заключался бы в реплике доброго Герцога, сказанного им почти в конце пьесы:

Ошибки, как говорят,
хороших людей создают,
И многие становятся лучше,
Пройдя через зло…

Другими словами, в несовершенном мире мы должны научиться жить с несовершенством, смягчая правосудие милостью и быть терпимее к недостаткам других, понимая, что зачастую мы сами имеем те же недостатки.

И с одной стороны это кажется вполне обоснованным. Иисус повелел нам прощать, как и нам прощается, а также развенчал тех самоправедных судей, которые осудили женщину, взятую за прелюбодеяние. Разумеется, нам следует смягчать правосудие по отношению к другим, проявляя милость, и помнить то, что сказал Павел христианам Римской церкви: «…ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же».

Но с другой стороны, такое отношение терпимости, доведенное до его логического конца, приведет к отмене всех законов, судов, полицейского надзора и в целом наказания… но не преступлений или пороков. Может показаться заманчивым утверждение, что «существует так много хорошего в худшем из нас, и столько плохого в лучшем из нас, что едва ли приличествует кому-либо из нас критиковать других» (афоризм, также существующий в версии «давайте иметь разногласия»). Однако, на самом деле это – рецепт моральной анархии.

Более важно задать вопрос о том, каково отношение Бога к этой проблеме, а не выражать популярные философские умозаключения людей. Относится ли Бог ко греху строго или с терпимостью? Готов ли Он закрывать глаза на недостатки моего морального поведения так же, как я готов не замечать их в моём ближнем? Или Он вообще действует в совершенно другой плоскости? Это важно понять, потому что Библия говорит, что однажды Бог будет испытывать и судить каждого из нас, и нам следует осознавать, каково будет Его отношение к нам в тот грядущий день.

Потому что Бог не такой, как мы в Его отношении к морали, Он спрашивает «Кому уподобите Меня?», предвосхищая ответ «Никому». Бога невозможно классифицировать согласно человеческим понятиям (толерантный, строгий, терпимый, беспристрастный или суровый), потому что Он действует не с позиции человеческих предположений, значительно превосходя их уровень морали.

Например, Бог совершенен, и нам почти невозможно представить себе, что это значит, поскольку в течение нашего человеческого бытия мы никогда не найдем совершенства. Вселенский опыт человечества заключается в том, что никто из людей не совершенен. Все наши добродетели (как это замечательно и многократно доказывает нам Шекспир в своих пьесах) сопровождаются каким-то пороком, искажающим и извращающим эти добродетели. И едва нам удалось смириться, как мы опять портим все дело, возгордившись нашим добрым поступком. Наше сочувствие к человеку, что является само по себе добродетелью, приводит к тому, что, защищая его, мы говорим безобидную ложь, а это грех. Само понятие морального совершенства чуждо всему нашему пониманию и опыту. И все же Библия говорит, что Бог абсолютно и совершенно благ.

Бог абсолютно правдив. В коротком списке вещей, которые Бог не может делать, есть то, что Он не может говорить неправду, и даже полуправду. Все, что Бог говорит, истинно.

Он абсолютно справедлив. Люди часто говорят так, будто бы Бог поступил несправедливо в отношении какого-то человека или ситуации, но Библия утверждает, что «Судия всей земли не поступит неправосудно». В конце времен ни у кого не будет оснований обвинять Бога в несправедливости.

Эта абсолютная справедливость Бога дает возможность христианину спокойно реагировать на самые сложные вопросы. «Что случится с умершими младенцами – пойдут ли они в рай?» Я не могу утверждать, что я знаю ответ, потому что Библия не говорит об этом, но я знаю Бога достаточно хорошо, чтобы быть уверенным в том, что, какое бы ни было Его решение в отношении этих детей, оно будет абсолютно справедливым. «А как на счет тех, которые умрут, так и не услышав об Иисусе Христе?» Я опять-таки не могу утверждать, что у меня есть готовый ответ, но я знаю, что бы ни сделал с ними Бог, это будет абсолютно справедливо. Он не может противоречить Собственной природе.

Бог абсолютно чист. Ни одна нечистая мысль, намерение, слово или действие не могут иметь к Нему какого-либо отношения.

Он также абсолютно верен. Людям свойственно нарушать свои обещания. Даже когда мы даем наши самые торжественные обеты, как, например, мужчина и женщина у церковного алтаря, обещая любить и беречь друг друга «до смерти», мы нарушаем свои обещания и отказываемся от своих слов. Но когда говорит «Я обещаю» Бог, то Он непременно сделает так, как сказал. Он не может отречься Себя. Он соблюдает все Свои обетования.

Таким образом, Бог является совершенным – это есть истина, несколько замаскированная от нас тем, что слово «благой» («добрый») обесценено в современном языке. «Бог благ» является наиболее распространенным библейским объяснением совершенства Бога, но мы не пользуемся словом «благой» («добрый») в таком абсолютном его значении.

Один молодой начальствующий подошел к Иисусу и спросил Его: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Ответ Иисуса был очень показательным. Он спросил молодого человека: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Вероятно, Иисус ожидал, что этот человек будет развивать мысль, высказанную в своем вопросе, утверждая, что Иисус должен быть не менее добрее, чем Сам Бог. Но Господь Иисус этого не сделал. Вместо этого Своим ответом Он утверждает важный принцип: только Бог благ, в абсолютном смысле этого слова. Разумеется, Библия называет других людей «добрыми», в нашем обычном относительном смысле, но только Бог является благим абсолютным и совершенным образом. Только Бог является совершенным.

Для описания отношения Бога к моральным принципам, в Библии используется слово «праведный». Это означает не только делать что-то правильно, но и быть правильным – то есть действовать в полном соответствии с «праведной» природой.

Кроме того, по отношению к Богу используется слово «святой». Само по себе это слово имеет оттенок старомодности, но люди все чаще используют его в гимнах хвалы, называя Бога этим титулом совершенства «Свят, Свят».

Библия говорит о Боге, как о «свете». Это слово относится не столько к физическому свету, как к моральному, идее того, что по Своей природе и характеру Богу нечего скрывать, и что в Нем нет никакой тьмы. Он один лишь чист и излучает свет.

Тем не менее, именно слово «совершенный» наиболее ясно выражает моральную чистоту Бога. И неважно насколько хорошо мы познали Бога, момент, когда мы сможем увидеть какой-то изъян или недостаток в Его характере, никогда не настанет.

Бог совершенен.

Это заявление включает в себя целый ряд важных выводов о Боге. Во-первых, благодаря тому, что Он обладает моральным совершенством, Бог имеет право решать, что есть неправильно – потому что Он один может выносить беспристрастное решение.

Для таких несовершенных существ, как я, мое суждение о поведении других людей не может не быть беспристрастным. Из-за того, что я совершал свои собственные ошибки, я почти неизбежно имею шанс впасть в одно из крайних суждений о моральных проступках других людей. Я либо буду оправдывать их или смотреть сквозь пальцы на их поступки, либо же буду осуждать самым строгим образом других за те поступки, какие больше всего склонен совершить сам. И в том и другом случае, мое мнение искажено моими же собственными грехами.

Но Бог, в Котором нет греха, имеет право определять, что есть добро и зло, кто прав и кто неправ. Судить других, сравнивая их с самим собой, вполне естественно для нас. Если я так делаю, то в конечном итоге я искажаю моральные стандарты, потому что я сам им не соответствую. Но когда судит Бог, сравнивая с Собой, результатом этого является совершенное правосудие. Это и есть тот фактор, который делает мое суждение ошибочным, а суждение Бога истинным.

Второй вывод, подтверждающий совершенство Бога, состоит в том, что Он имеет право не только определять, что является неправильным, но также и наказывать правонарушителя.

Возвращаясь к пьесе «Мера за меру»; ее основной темой является невозможность осуществления совершенного правосудия несовершенными людьми. Никто, подразумевает автор, не имеет право наказывать подобного ему за дела, в которых сам несовершенен. Это на практике привело бы к анархии, потому что никто не был бы в состоянии применить никакого наказания. Однако, истина, стоящая за такой аргументацией, неопровержима. Совершенное правосудие требует совершенного человека для его осуществления.

И вот поэтому Библия показывает Бога, и только Бога КАК конечной судебной инстанции над всеми людьми. У Него право, заключенное в Его природе, определять добро и зло, и налагать наказание на тех, кто делает зло.

Все это неминуемо приводит нас к следующему вопросу. Если Бог имеет право наказывать зло, воспользуется ли Он этим правом?

В свою очередь из этого вопроса возникает еще один. Каково это: иметь дело с совершенной личностью? В течение нашей обыкновенной человеческой жизни мы никогда не встретим морально совершенного человека, но мы сталкиваемся с людьми, которые в некоторых сферах своей жизни достигли определенного совершенства.

Я умею играть на гитаре. Если я встречу очень хорошего гитариста, чье владение инструментом будет «совершенным» по сравнению с моей игрой, то мое отношение к этому гитаристу будет зависеть от его отношения к несовершенным музыкантам. Если он окажется терпимым к моему неумению играть на гитаре, наши отношения будут хорошими. Но если он груб, высокомерен и осуждает других, то тогда я буду уничтожен. Будучи людьми, мы считаем «терпимость» наивысшей из добродетелей, и мы восхищаемся человеком, который способен снизить свои стандарты достаточно низко, чтобы мы могли соответствовать им.

Человечество надеется, что именно это соответствует действительности и в отношении Бога. Хотя мы и понимаем, что Он совершенен, мы все же надеемся, что Он снизит Свои стандарты, так чтобы могли быть приняты такими, как мы есть. Мы знаем, что Бог – противник греха, но мы надеемся, что Он будет снисходителен к нашим грехам.

Но такого Бога не существует. Как бы нам не хотелось представить в своем воображении доброго дедушку там наверху, который поглаживая нас по голове, говорит: «Ничего страшного, мы все простим, и все забудем!» Бог Библии не такой.

Супертерпимый Бог является всего лишь плодом нашего воображения, или результатом нашего принятия желаемого за действительное. Причина, по которой Бог Библии настолько непопулярен, заключается исключительно в следующем: Он ни при каких обстоятельствах не будет игнорировать грех виновного. Прощение, когда его дарует Бог, это – драгоценная жертва, а не закрывание глаз на наши недостатки.

Потому что Бог не только Бог совершенный, но Он еще и Бог взыскательный. То есть, Ему не достаточно того, что Он Сам совершенен, Он требует вполне определенного совершенства от всех других. Стремящиеся к совершенству люди или перфекционисты, это – люди, с которыми не так-то легко находиться вместе, потому что они служат постоянным напоминанием о нашем несовершенстве. Генри Ройс, соучредитель концерна Роллс-Ройс, был перфекционистом, что объясняет тот факт, что его машины стали олицетворением технической надежности. Рассказывают, что однажды он делал обход по заводу, и обратил внимание на человека, обрабатывающего деталь на токарном станке. Через некоторое время токарь, кладя деталь в кучу готовых изделий, произнес: «Сгодится». Генри Ройс услышал его слова, и немедленно уволил его с работы. По его мнению, репутация Роллс-Ройс была под угрозой.

По мнению Бога, Его репутация также может быть под угрозой. Он не может принять ничего, лишенного совершенства – факт, который должен быть изначально принят к сведению, прежде чем мы сможем действительно оценить «Благую Весть», к чему мы обратимся позднее. Бог не признает ничего «второсортного».

По мнению перфекциониста, все должно быть правильно. Когда Бог создавал небо и землю, Он, обозрев то, что было создано Им из хаоса, отметил: «Весьма хорошо!». И этим Он имел в виду просто: «Так, как и должно быть». Возможно, вы когда-либо наблюдали за тем, как работает художник или скульптор. Иногда случается так, что он неожиданно берет свое произведение и уничтожает его, разрывая холст или комкая глину. Вам, как наблюдателю, эти работы казались совершенством красоты. А для создателя, который знал, в чем состоял замысел его произведения, это было всего лишь искаженное его отражение и просто неудачная попытка.

Джошуа Веджвуд является известным именем в искусстве английского фарфора, достигши своего уникального статуса довольно странным способом. Джошуа Веджвуд посвящал большую часть своего дня тому, что обходил цеха готовой продукции с молотком в руках, и уничтожал каждое изделие, если оно не соответствовало в точности его собственным требованиям.

Разумеется, Бог не может быть меньшим перфекционистом, чем Джошуа Веджвуд, и Он дал Себе обещание истребить в Своем творении все то, что не соответствует тому замыслу, который Он вложил в него. Поэтому, на самом деле не имеет значения, имеете ли вы целый список позорных грехов, или только изредка проявляющийся нравственный порок. Приговор Бога – решение Создателя – на протяжении всей Библии представлен так: «Все согрешили и лишены славы Божьей». И как тот щепетильный художник, Бог уничтожит то, что несовершенно. Вот почему в Библии сказано, что все на этой земле имеет печать, поставленную Богом: «Непригодно», «Брак».

Тем, кто выдвигает возражение, что Бог любви наверняка не будет уничтожать людей только потому, что они несовершенны, в ответ можно только напомнить, что Содом и Гоморра, Вавилон и Ниневия, и мир времен Ноя говорят о том, что Он уничтожит, и уже это делал. И в этом нет ничего случайного или произвольного. Бог установил Свои стандарты, и затем, посредством Его же действий, поддерживает их.

«Кто взойдет на гору Господню?» Тот, у кого почти неповинные руки и достаточно чистое сердце. Это устроило бы нас в качестве стандарта. Но этого недостаточно для Бога. Его стандарты недвусмысленны: «Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто».

Мне могут возразить, что Иисус был не таким взыскательным в своих требованиях. На самом деле, некоторые даже пытаются противопоставить Иисуса Христа Богу Ветхого Завета. Но я верю, что Бог «Сущий» есть Бог Иисуса Христа, и что Иисус Христос Сам есть Бог. Поэтому между ними не может быть никакого противоречия – и его нет.

Так, в Нагорной проповеди Иисус выдвигает требования совершенства не только в поведении, но даже в побуждениях, намерениях и желаниях. Он говорит, что лучше войти в Царство Небесное с одним глазом или рукой, чем всему телу быть поверженному в ад. Чем больше исследуешь учение Иисуса Христа, тем больше находишь, что это учение того, как стать «совершенством». И действительно, вступительная часть Его Нагорной проповеди заканчивается таким заявлением: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Разве это не «перфекционизм»?

Я думаю, что Иисус здесь вторит требованию Ветхого Завета, сказанному Богом через Моисея: «Будьте святы, потому что Я свят». Это и есть Божий принцип совершенства или «перфекционизма». И этот принцип был не только повторен Иисусом, но и проявлен Им в жизни. Даже его оппоненты признавали совершенство Его характера. В нем идеально находились добродетели и полностью отсутствовали пороки: Иисус мог бросить вызов своим противникам найти в нем хоть какой-нибудь изъян, но им это не удалось.

С точки зрения человека, это оставляет нам довольно мрачную перспективу. Вот мы, несовершенные люди в несовершенном мире, стоим перед совершенным Богом и Сыном Божьим, Который требует от нас быть совершенными. Какие у нас есть шансы?

В связи с этим, многие пытаются игнорировать или умалять значение совершенства Бога. Они обходят ясные слова Библии и показывают Бога таким, который идет на компромисс со злом, попустительствует греху и даже представляется морально несовершенным Существом. Но мы просто не может низводить Бога до нашего уровня по тем причинам, которые мы уже обсудили.

И все же, что делать? Если Бог не может снизойти до нашего уровня, есть ли путь, позволяющий нам подняться до Него? Мы уже обсудили тему всемогущества Бога – Его способности делать все, что угодно Его воле, но не противоречит Его природе. Тогда получается, что Он может сделать нас совершенными, и на самом деле вся Библия говорит не только о том, что Бог требует совершенства, но и о том, что Он может поделиться этим совершенством с нами!

Бог может сделать меня совершенным. Он может взять грешника, и превратить его в святого. Он может взять человека, состоящего из пороков и недостатков, худшего из всех людей, и начать в нем процесс преобразования.

Но надо признать, что здесь имеется одна проблема. Библия называет христиан «святыми». Такое название не может иметь смысла для неверующих. Похоже, что переводчикам Авторизованной Библии короля Иакова на английский язык показалось лишенным смысла переводить часто употребляемую Апостолом Павлом фразу «призванные святые» буквально, на что они и не решились, изменив ее на «призванных быть святыми». Причина ясна. В конце концов, даже самые лучшие христиане не идеальны. На самом деле, чем больше верующие возрастают в святости, тем больше они осознают свои недостатки. Так как же можно сказать, что они святые, и что Бог может сделать грешника «совершенным»? Разве явное свидетельство моей жизни не опровергает это?

Когда мой сын игрался конструктором, он соединял, а затем скреплял болтами несколько металлических планок, блоков и прочих деталей. Когда я его спрашивал, что это будет, он отвечал: «Кран». На тот момент мне это совсем не напоминало кран. Честно говоря, это было больше похоже на беспорядочное собрание болтов и гаек на металлических планках. Но для него с самого начала это был кран – потому что в его уме был образ крана, который он собирал, и хотел сделать до конца.

Это имеет место с Богом. Он смотрит на жизнь человека, которая находится «в Его руке» и говорит: «Это святой». Циник скажет: «Мне он святым вовсе не кажется. У него есть недостатки. Он лицемер». Но ответ Бога не оставляет сомнений: «Я вижу святого, потому что я начал работу в этой душе, и я не собираюсь останавливаться, пока Моя слава не проявится в ней». Другими словами, Бог желает и может делать людей совершенными, и это единственный путь попасть в рай. Все несовершенное будет истреблено, но те, кто в руке Божьей, будут исполнены совершенства, и будут с Ним вечно в совершенном мире. Потому что Бог примет только все совершенное и не остановится до тех пор, пока мы и этот мир не станем такими, как следует.

Остается один вопрос. Если все это истинно, почему Бог не делает этого со мной сейчас? Почему Он не может прямо сейчас взять и сделать меня хорошим и святым, не ожидая другого времени? Мне очень часто задают этот вопрос, часто с чувством обиды в голосе, как будто Бог должен принудить грешника войти в состояние совершенства.

Принудительная добродетель не является добродетелью. Нельзя заставить кого-либо стать святым. Поэтому, прежде чем жизнь может стать совершенной, Бог кое-чего ожидает от нас — а именно: желания стать совершенными.

Но вот он – камень преткновения. Этим желанием, говоря библейским языком, является покаяние, а покаяние никому не дается легко. Но давайте посмотрим на это слово более пристально. Может оказаться, что мы недооцениваем его, или неправильно понимаем его реальное значение.

«Покаяние» это намного больше, чем «Мне жаль, что меня поймали», или «Извините, что вы из-за этого пострадали». По существу, оно означает следующее: я желаю освободиться от моих недостатков, и жить без тех вещей, которые наносят мне ущерб. А потом значение этого слова становится еще глубже, чем может казаться; искренняя молитва требует от человека больше того, что готово дать большинство людей. Эти «недостатки» стали частью меня. Если я от них избавлюсь, я потеряю часть себя. Всегда имеются страх, что идеальная жизнь может быть неинтересной, что без маленьких слабостей и незначительных недостатков, моя жизнь превратится в скуку. Быть преобразованными «по Божьему образу» может лишить нас популярности, или выставить нас неудачниками или странными людьми в глазах других. Действительно дорого обходится просьба избавиться от недостатков.

Но призыв Бога для нас сегодня такой же, что и всегда: «Идите за Мной, и Я сделаю вас … совершенными». Он желает это сделать. Но Он это будет делать только тогда, когда я захочу отпустить от себя мои недостатки. Я не думаю, что такое решение ведет к скучной или неинтересной жизни, совсем наоборот. Я верю, что это – путь к настоящей жизни. А настоящие тупики существуют для тех, чья жизнь идет в никуда.

Бог говорит: «Отдай мне твою прежнюю жизнь — неважно, насколько плохой, унылой или безнравственной она была. Я сделаю ее совершенной – уберу все, что портит твой характер, разрушает твои взаимоотношения – и дам тебе вечную жизнь». Это непростая и не такая уж удобная жизнь, потому что Бог продолжает нас встряхивать, вскрывая наши недостатки, касаясь наших больных мест, и занимается ими в течение длительного процесса, ведущего к совершенству в Иисусе Христе.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s