Кальвин и Арминий: сравнение доктрин в цитатах

Кальвин и Арминий: сравнение доктрин в цитатах.
Гололоб Г.А.

При создании данной подборки использовались четыре главы из третьей книги труда Кальвина «Наставление в христианской вере» и преимущественно сочинение Арминия «Объявление мнений». В целях облегчения понимания смысла приведенным утверждениям присвоены заголовки, а некоторые слова выделены курсивом. Общая классификация трехчастна: планирование Богом спасения, применение Богом спасения и сохранение Богом спасения. Обзор имеет вступительную и заключительные части по каждой личности.

Часть 1.
Избранные цитаты из трудов Кальвина.

Вступление.
Теология Кальвина до банальности проста: добро и зло есть две руки Бога, причем необъяснимым образом преследующие прямо противоположные цели. В обзоре приведена лишь часть утверждений Кальвина, противоречащих Слову Божьему, например, о том, что сатана является не врагом Богу, а подневольным исполнителем Его воли: «Он (Бог) указывает им цель и направляет их волю по тем путям, которые Он предрешил заранее, действуя через сатану, орудие Своего гнева». Опущено также большое множество случаев искажения Писания или переиначивания его смысла. Также здесь не приведены внутренне противоречивые утверждения Кальвина, например, о том, что тайная воля Бога (не известная даже из Библии), согласно которой Он желает спасения лишь некоторым людям, вступает в противоречие с Его явной волей (открытой нам в Библии), согласно которой Бог желает спасения всем людям.

А. Планирование Богом спасения.
Бог предназначает некоторых людей к погибели безусловным образом.
«Бог не создает всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других – к вечному проклятию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни» (Наставление в христианской вере, книга 3, глава 21, пар. 5).

Предназначение к погибели служит к славе Божьей?
«Бог Своею рукой распоряжается всеми вещами и волен ниспослать жизнь и смерть кому угодно. Согласно Своему промыслу Он делает так, что некоторые от чрева матери определенно предназначены к вечной смерти, дабы своей погибелью прославлять Имя Божье» (там же, глава 23, пар. 6). «Первый человек пал потому, что Бог постановил это необходимым. Но почему Он так постановил – об этом мы ничего не знаем. Тем не менее очевидно, что Бог так судил, предвидя, что это прославит Его имя» (там же, глава 23, пар. 8). «Бог лишает их силы Своего Духа, чтобы благодать воссияла еще ослепительнее» (там же, глава 24, пар. 2).

Люди погибают по причине безусловного Божьего отвержения.
«Тех, кого Бог при избрании оставил в стороне, Он отвергает, причем по одной-единственной причине: Он хочет лишить их наследия, которое предназначил Своим детям» (там же, глава 23, пар. 1). «Я признаю, что именно по желанию Бога все дети Адама попали в беду, в которой пребывают по сей день» (там же, глава 23, пар. 4).

Бог является источником и добра, и зла.
«Ожесточение в той же степени находится в руках и воле Бога, как и милосердие» (там же, глава 23, пар. 1). «Когда терпение соединено с Божьей мощью и справедливостью, Бог не только попускает, но действенно правит» (там же, глава 23, пар. 1).

Отвержение Богом большинства людей необъяснимо.
«Приуготовление и предназначение отверженных к погибели совершается согласно тайному Божественному плану» (там же, глава 23, пар. 1). «Бог сотворил таких людей, вечную погибель которых предвидел. Он сделал так, потому что пожелал. А если Бог пожелал, то не наше дело спрашивать о причинах этого, так как мы все равно не сможем их понять» (там же, глава 23, пар. 5).

Произвол воли Бога превышает требования Его моральной природы.
«Когда спрашивают: «Почему Бог так сделал?» — нужно отвечать: «Потому что Он этого пожелал?». Если же далее спрашивают: «Почему Он этого пожелал?» — то спрашивают о более высоком и великом, нежели Божья воля, а такового не существует» (там же, глава 23, пар. 2).

Любовь и справедливость Бога относятся к разным людям безусловным образом.
«Если все люди в их естественном состоянии виновны и заслуживают смертного приговора, то на какую, скажите, несправедливость жалуются те, кого Он определил к смерти?» (там же, глава 23, пар. 3).

Отпадение ангелов было следствием не допущения, а предвечного отвержения Божьего.
«Святой Павел называет ангелов, сохранивших непорочность, «избранными» (1 Тим. 5:21). Если их верность и неотступность были основаны на благоволении Бога, то мятеж бесов показывает, что они не были Им удержаны, но были отвергнуты. Отсюда невозможно вывести иной причины отверженности, кроме той, что заключена в сокровенном замысле Бога» (там же, глава 23, пар. 4).

Адам не был создан свободным, поскольку это ограничило бы Божье всевластие.
«Они говорят, что Адам был сотворен со свободной волей, дабы избрать себе судьбу, какую пожелает, и что Бог ничего не определил в отношении него от Себя, кроме суда по заслугам. Если принять это пустое измышление, то где бесконечное могущество Бога, благодаря которому Он распоряжается всем на свете согласно Своему сокровенному замыслу, а замысел этот не зависит ни от чего внешнего?» (там же, глава 23, пар. 7).

Бог не допустил грехопадение и зло, а причинил их по единовластному праву.
«Я вновь спрошу их: Как случилось, что падение Адама безвозвратно увлекло за собою в погибель столько людей вместе с их детьми, если это не было угодно Богу? Здесь нужно заставить замолчать эти болтливые языки. Я признаю, что мы должны ужасаться этому Божьему решению» (там же, глава 23, пар. 7). «Одних людей Господь склоняет к послушанию, а других заставляет упорствовать в жестокосердии» (там же, глава 24, пар. 14).

Бог допускает не то, что противно Его воле, а то, что ею является.
«То, что я скажу сейчас, не должно казаться странным: Бог не только предвидел падение первого человека, а в нем – погибель всего его потомства, но Он хотел этого» (там же, глава 23, пар. 7). «Некоторые говорят здесь о различии между «волей» и «попущением», утверждая, что нечестивцы погибнут потому, что Бог допускает это, но не потому, что желает. Но почему Он попускает, если не потому, что желает? Утверждение, что Бог лишь допустил, но не повелел, чтобы человек погиб, само по себе неправдоподобно: как будто Он не определил, в каком состоянии хотел бы видеть Свое высшее и самое благородное создание» (там же, глава. 23, пар. 8).

Б. Применение Богом спасения.
Избрание Божье не зависит ни от поведения людей, ни от моральной природы Бога.
«То, что Бог избирает одного, отвергая другого, не связано с человеком, но единственно с Божьим милосердием, которое Он волен проявить где и когда Ему угодно» (там же, глава 23, пар. 10).

Бог удерживает Свою любовь от некоторых людей.
«Суверенный Судья, лишая отверженных света истины и оставляя их в слепоте, пролагает тем самым путь предопределению» (там же, глава 24, пар. 12).

Избрание делает излишней проповедь Евангелия.
«Поскольку вера – особенный (частный) дар Божий, то одна лишь внешняя проповедь – не более чем пустой звук» (там же, глава 22, пар. 10).

Проповедь Евангелия для некоторых людей преследует цель проклятия:
«Тех, кого Он сотворил для осуждения и вечной смерти, дабы они стали орудиями Его гнева и примером Его суровости, Господь, чтобы привести их к определенному им концу, либо лишает способности слышать Его Слово, либо проповедью Своего Слова ослепляет и еще более ожесточает» (там же, глава 24, пар. 12). «Бог обращается к народу, но лишь для того, чтобы люди слышали еще меньше. Он зажигает свет, но для того, чтобы совсем ослепить их. Он дает им учение, но для того, чтобы сделать еще неразумнее. Он предлагает им лекарство, но для того, чтобы они не исцелились» (там же, глава 24, пар. 13).

Избранным можно быть и до своего уверования.
«Что касается Корнилия, то не постесняюсь сказать, что … он уже был возрожден и просвещен и ему недоставало только явного евангельского откровения» (там же, глава 24, пар. 10).

Вера не зависит от самого человека, являясь простым следствием избрания.
«Вера соединена с избранием, но она следует за ним» (там же, глава 22, пар. 10). «Никто не приближается к Богу, если Бог не опережает его и не привлекает к Себе» (там же, глава 24, пар. 15). «Его не ищет никто, кроме тех, кого Он просветил. А просветил Он тех, кого предопределил к спасению» (там же, глава 24, пар. 16).

В. Бог сохраняет спасение.
Причина избрания к спасению или к погибели неизвестна даже избранным.
«Если мы не можем указать другой причины, по которой Бог принимает избранных, кроме той, что это Ему угодно, то не можем назвать и другой причины, почему Он отвергает остальных людей, кроме Его воли» (там же, глава 22, пар. 11).

Даже некоторые из искренно верующих предназначены погибнуть.
«Бог дает духа возрождения отнюдь не всем тем, с кем вступает в Завет, то есть кому Он дает Свое слово. Поэтому, будучи призваны извне, внутри они не имеют достаточно силы, чтобы неотступно следовать до конца. Это внешнее призвание без тайного действия Святого Духа есть как бы средняя милость между отвержением человеческого рода и избранием верных, которые истинно суть дети Божьи» (там же, глава 21, пар. 7).

Безусловное избрание ограничивает универсальную Божью любовь.
«Он хочет, чтобы спасение всех приписывалось Его милости, хотя это благодеяние распространяется не на всех» (там же, глава 24, пар. 16).

Дар устояния в спасительной вере дарован Богом не всем верующим.
«Вера и призвание не имеют ценности, если они не отличаются твердостью и неотступностью, которые даны не всем» (там же, глава 24, пар. 6). «Есть всеобщее призвание; оно заключается во внешней проповеди Евангелия, посредством которой Господь зовет к Себе всех людей без всякого различия, даже тех, кому Он предлагает его со смертельным запахом, как основание для самого сурового приговора. Есть и другое, особое призвание, с которым Господь обращается к верным Ему, когда внутренним светом Своего Духа Он запечатлевает евангельское учение в их сердцах. Порой Он обращается с таким призванием и к тем, кого просвещает лишь на короткое время. Но вскоре из-за их неблагодарности Бог оставляет их и повергает в еще большее ослепление» (там же, глава 24, пар. 8).

Заключение.
По представлению Кальвина, какое-либо выражение грешником даже его потребности в Боге является унижением Божественной славы. Этот подход делает Бога завистливым и эгоистичным до такой степени, что без Его особого (не разрешения, а причинения) грешник не может даже покаяться. Данное положение можно представить в виде следующей иллюстрации: хозяин дома обращается к кошке, сидящей на полу и ждущей от него какого-либо корма: «Если попросишь сама, ничего не дам, поскольку это унизит мою славу». Действительно, такой образ Бога не вписывается в библейский. По крайней мере, невозможно представить себе такую картину: «добрый» самарянин, набредши на потерпевшего от разбойников, говорит ему: «Не думай, что я ради тебя слезу со своего осла и предоставляю тебе свое место, чтобы самому идти пешком. Это весьма унизительно для меня». Такой властолюбивый Бог никогда бы не смог создать Свое творение свободным, никогда бы не смог давать ему какие-либо обещания, никогда бы не смог заключать с ним какие-либо союзы, никогда бы не смог сойти с небес, оставив Свою славу и тем более пострадать за него на кресте. Очевидно самолюбивый образ Бога, избирательность Его отношения к людям и принудительный способ их спасения вступают в сильное противоречие с библейским учением о спасении.

Часть 2.
Избранные цитаты из трудов Арминия.

Вступление.
По мнению Арминия, грехопадение явилось результатом не предвечного промысла Бога, а злоупотребления свободой созданного Им человека. Поскольку же грех человека «не творит правды Божьей», Бог мог его лишь исправить, но не планировать или причинять. Поэтому Бог мог использовать зло в качестве средства Своего прославления лишь при условии того, что оно было производным не Его предвечного замысла, а человеческого непослушания. Иными словами, грехопадение не могло иметь своего основания в Божьих предвечных декретах по той простой причине, что являлось следствием их нарушения. Поскольку же зло само по себе не может содействовать, а лишь противоречит воле Божьей, допущение Богом зла следует отличать от его причинения. Стало быть, Бог был только вынужден реагировать на зло сатаны и нечестивых людей, но не был каким-либо образом заинтересован в нем изначально.

По вопросу искупления как способа заслуживания спасения людей Арминий не расходился с Кальвином, однако применение плодов искупления к людям считал всеобщим и поэтому условным по своему характеру. Условиями получения спасения со стороны человека Арминий считал покаяние и веру, которые были выражением нужды людей в Божьем прощении, а не хотя бы частичной ценой, необходимой для уплаты за него. Все гарантии спасения Арминий рассматривал в условном свете, поскольку благодать у него не являлась принудительной.

А. Планирование Богом спасения.
Творец не причастен к происхождению зла:
«Я очень старательно избегаю двух причин преткновения: чтобы Бог не рассматривался, как автор греха и чтобы у человеческой воли не отнималась ее свобода. Если кто-то знает, как обойти стороной эти два момента, он должен подумать над тем, как это сделать приемлемым образом, но я не позволю приписать именно эти утверждения провидению Бога, которое уделяет особое внимание проявлению Божественного совершенства» («Письмо к Ипполиту А. Коллибию, гл. 2. Провидение Бога).

Предопределение Божье обусловлено Его предузнанием будущего поведения людей.
«Это решение (спасти или предать проклятию конкретных людей) основано на предузнании Божьем, с помощью которого Он, от начала веков, знал тех людей, кто посредством Его предшествующей благодати, веры и Его последующей благодати устоит в послушании Ему до конца, в соответствии с описанным выше управлением средствами, необходимыми и подходящими для их обращения и веры; а также, благодаря тому же предузнанию, Он знал тех, кто не поверит и не устоит в послушании Ему до конца» (Объявление мнений, гл. 5. Мое личное мнение о предопределении).

В природе Бога имеется приоритет любви над суверенностью:
«Предопределение берет свое начало в благости Божьей, так что, как бы не ссылались на его неизменность и сохранность, оно исходит из Божьей любви» (там же).

Бог не был изначально заинтересован в грехопадении и зле людей.
«Бог не определял какому-либо человеку или не решал определить ему жизнь вечную в соответствии со Своим абсолютным декретом безо всякого принятия во внимание каких бы то ни было веры и послушания» (Объявление мнений, Следующее заявление). «Бог никаким абсолютным постановлением без принятия во внимание греха и непослушания, не готовил вечной смерти никому из людей» (там же). «Осуждение – это акт ненависти, и его источник – ненависть. Но сотворение не было порождено ненавистью. Следовательно, оно не могло быть способом или средством, используемым для осуществления декрета об осуждении» (там же).

Безусловное осуждение на погибель противоречит благости Божьей.
«Страдание не может существовать в какой-либо иной форме, кроме наказания за грех… Однако же, в этом учении, Богу приписывается следующее действие: по Своей воле, без влияния каких-либо внешних факторов, Он желает Своим творениям наибольшего зла» (там же, Наше Вероисповедание и Катехизис).

Декрет об осуждении людей был вынужденной реакцией Бога на их грех.
«Все действия Бога, которые имеют тенденцию к осуждению Его творений – это чуждые или незнакомые Ему действия; потому что Бог дает на них согласие в силу другой, внешней, для Него, причины» (там же, Следующее заявление).

Бог осуждает грех, а не причиняет его для достижения Собственной славы.
«Достойная причина, побуждающая Божественную волю осуждать – справедливость. Только она побуждает Бога, испытывающего отвращение к греху, желать осуждения. Следовательно, грех, который является причиной осуждения, не может быть причислен к средствам, при помощи которых Бог осуществляет Свое постановление или волю осудить людей на вечные муки» (там же, Следующее заявление).

Грехопадение является следствием нарушения воли Божьей, а не ее исполнения.
«Как бы то ни было, эту любовь (Бога к человеку) следует рассматривать несколько иначе, в результате изменения положения человека, который, когда был сотворен, имел образ Бога и Его благорасположение, но в результате своей собственной оплошности стал грешником и врагом Богу» (там же, Первое из этих следствий).

Бог не может ненавидеть Свое творение до его грехопадения.
«Это учение отнимает что-то от Его любви к творению, которая принадлежит ему, и в то же время учит, что Бог ненавидит творение без какой-либо причины или необходимости, являющейся результатом Его любви к праведности и Его ненависти к беззаконию» (там же, Первое из этих следствий).

Предопределение опирается на предведение как греха, так и раскаяния в нем.
«Этой суете тварь не покорилась бы, если бы Тот, ради Кого она была создана Богом, остался в Своей первоначальной целостности. Решение отправить Христа в мир зависит от предвидения грехопадения, ибо Он есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29)» (Исследование предопределения и благодати в памфлете Перкинса, Исследование памфлета).

Спаситель является основанием предопределения, а не его средством.
«Данное учение в крайней степени бесславит Иисуса Христа, нашего Спасителя. Оно полностью исключает Его из того постановления, которым был предопределен конец. Оно подтверждает, что люди были предопределены спастись, еще до того как Христу было предопределено спасти их; таким образом, в этом учении утверждается, что Он не является основанием избрания» (Объявление мнений, Дальнейшее заключение).

Б. Применение Богом спасения.
Предварительная благодать имеет непринудительный характер.
“Из Писаний явственно следует, что покаяние и вера не могут существовать кроме как посредством дара Божьего. Однако некоторые места Писания и природа обоих этих даров учат нас тому, что это одарение (благодатью) осуществляется посредством убеждения” (The Works of James Arminius, 3:334). Такая благодать является эффективной лишь в человеке, который «выражает свое согласие, веру и обращение от греха” (там же, 335).

Грешник не способен правильно понимать и использовать свободу воли.
«В своем падшем и греховном состоянии, человек неспособен сам по себе мыслить, желать или делать то, что является истинным добром. Однако ему необходимо быть возрожденным и обновленным Богом во Христе через Святого Духа в своем разуме, чувствах или воле, во всех своих способностях, чтобы быть в состоянии правильно понимать, оценивать, взвешивать, желать и исполнять все, что является истинным добром» (Объявление мнений, гл. 7. Свободная воля человека).

Потребность в спасении нельзя считать особым видом его заслуживания.
«Богатый человек уделяет бедному и голодному нищему милостыню, с помощью которой тот оказывается способным обеспечить себя и свою семью. Перестает ли быть полноценным дар из-за того, что нищий протянул свою руку, чтобы получить его? Будет ли уместным сказать, что «эта милостыня частично зависит от щедрости Дарителя и частично от свободы воли Получателя», хотя последний не мог обладать милостыней без того, чтобы получить ее посредством протягивания его руки? Можно ли корректно сказать, что по причине того, что нищий всегда проявляет готовность получить, «он может получить милостыню или не получить именно так, как ему самому будет угодно»? Если эти утверждения не могут быть истинными относительно нищего, который получает милостыню, насколько же менее они могут относиться к дару веры, потому что данное получение, в котором Божественная благодать действует намного больше, является необходимым» (The Wоrks of James Arminius, 2:52).

Покаяние есть ответственность грешника в деле востребования им спасения.
«Мы называем покаяние «действием человека» для того, чтобы различать его от возрождения, которое есть «действие Бога»» (The Wоrks of James Arminius, 1:576).

Благодать Божья имеет достаточный, но не принудительный характер.
«Это (благодать) есть наделение (как человеческого понимания, так и его желания и чувств) теми дарами Духа Святого, которые служат для возрождения и обновления человека: верой, надеждой, милосердием и т.д. Без этих благодатных даров человек не в достаточной мере понимает, желает и делает то, что является добром» («Объявление мнений», гл. 8. Божья благодать).

Личная вера есть лишь условие, а не основание спасения.
«Вера вменилась нам в праведность благодаря Христу и Его праведности. В этом определении вера является объектом вменения, но Христос и Его повиновение является обеспечением или заслуженной причиной оправдания» («Письмо к Ипполиту А. Коллибию», гл. 5. Оправдание).

Существует возможность сопротивления Божественной благодати.
«Я, никоим образом, не проявляю несправедливости к благодати, хотя обо мне и говорят, что я слишком много приписываю свободной воле человека. Все эти споры сводятся к решению одного вопроса: «Является ли благодать Бога исключительно непреодолимой силой?» Данная дискуссия не относится к действиям или влиянию, которые приписывают благодати (я признаю и говорю столько об этих действиях, сколько это вообще возможно верующему человеку), но все разногласия касаются только способа совершения этих действий, являются ли они непреодолимыми или нет. В отношении этого вопроса, я верю, на основании Писаний, что многие люди противостоят Святому Духу и отвергают предлагаемую им благодать» (там же).

Благодать сотрудничает с волей человека, а не доминирует над нею.
«Благодать настолько приспособлена и соединена с природой человека, что не разрушает в нем свободу его воли, но дает ей правильное направление, исправляет ее испорченность и порочность и позволяет человеку иметь свои собственные представления. В то время как, данное предопределение, напротив, привносит такой вид благодати, который отнимает свободу воли и препятствует ее применению. В Писаниях о благодати говорится следующее: ей можно “противиться” (Деян. 7:51) и “тщетно принять” (2 Кор. 6:1), человек может уклониться от нее и не дать ей своего согласия, а также отказаться сотрудничать с ней каким бы то ни было образом (Евр. 12:15, Мф. 23:37, Лк. 7:30)» (Объявление мнений, Следующее заявление).

Спасение обещано Богом в ответ на покаяние и веру грешника.
«В соответствии с содержанием проповедей, сказанных Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, как они переданы нам евангелистами, и в согласии с учением апостолов и Христа, после Его вознесения, Евангелие состоит частично из повеления покаяться и веровать, и частично из обетования даровать прощение грехов, благодать Духа Святого и вечную жизнь. Однако же, это (абсолютное) предопределение не относится ни к повелению покаяться и веровать, ни к обетованиям, сопровождающим это повеление» (там же, Я отвергаю данное предопределение по следующим причинам). «В Евангелии Бог требует от человека покаяния и веры, обещая ему вечную жизнь, если он согласится стать новообращенным и верующим (Мк. 1:15; 16:16)» (там же, В силу неизбежности). «Его воля заключается в том, чтобы не давать Христа и Его преимуществ никому из людей, кроме тех, которые обратились и поверили в Христа» (там же, Первое из этих следствий).

Вера является условием, а не следствием спасения.
«Евангелие говорит: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). Но это учение гласит: “Ибо так возлюбил Бог тех, которых Он абсолютным образом избрал к вечной жизни, так что Он отдал Своего Сына только ради них, чтобы посредством неодолимой силы произвести в них веру в Него”… что, по сути, представляет собой настоящую и наиболее явную перестановку порядка Евангелия» (там же, В силу неизбежности). «Это любовь к человеку, в соответствии с выражением в Послании к Евреям: “Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (11:6). Божья любовь к праведности проявилась через данное обстоятельство, а именно в том, что Он не желал и Ему не было угодно наделить вечной жизнью кого-либо, кроме “ищущих Его”. Божья любовь к человеку заключается в том, что Он желал дать ему вечную жизнь, если человек будет искать Его» (там же, Ибо так возлюбил Бог мир).

В. Сохранение Богом спасения.
Безопасность христианина не исключает его личную ответственность.
«Если человек твердо верит, что: “Бог наделит вечной жизнью лишь тех, которые ищут Его, а остальным Он даст вечную смерть” – такой человек ни в коем случае не сможет потакать себе в безопасности… Основание первого вида веры, когда человек глубоко убежден, что: “Бог не дарует вечной жизни никому, кроме ищущих Его” – это та любовь, которую Бог имеет по отношению к Своей собственной праведности [или справедливости] и которая больше Его любви по отношению к человеку. И только этим, устраняются все причины безопасности» (там же, Полное переворачивание основания). «Те люди, которые ищут Бога, ни в коем случае не могут иметь никаких сомнений в Его готовности даровать награду» (Объявление мнений, Полное переворачивание основания).

Гарантии спасения избегают как беспечности, так и отчаяния:
«Если человек твердо верит, что: “Бог наделит вечной жизнью лишь тех, которые ищут Его, а остальным Он даст вечную смерть” – такой человек ни в коем случае не сможет потакать себе в безопасности. Если же он верит, что: “Бог истинно вознаграждает тех, кто усердно ищет Его” – начиная искать Бога, он не навлечет на себя опасность впасть в отчаяние» (там же, Полное переворачивание основания).

Сохранение святых обусловлено их личной верностью Богу:
«Мое мнение по вопросу о сохранении святых заключается в том, что те люди, которые были привиты к Христу через истинную веру и стали соучастниками Его животворящего Духа, получают достаточную власть [или силу], чтобы сражаться против сатаны, греха, мира и их собственной плоти и одержать победу над этими врагами, но только при поддержке благодати и того же Святого Духа. Иисус Христос также помогает таким людям Духом Своим во всех их искушениях и с готовностью подает им руку помощи, подготавливает к битве тех, кто просит Его о помощи, а не полагается на себя – именно таких Христос уберегает от падения» (Объявление мнений, гл. 9. О сохранении святых).

Заключение.
Мы не смогли привести здесь множество утверждений Арминия, доказывающих несостоятельность доктрины Кальвина, например: если бы Божье предопределение спасти некоторых людей имело принудительный и безусловный характер, тогда Бог никогда бы не допустил грехопадения этих людей. По мнению Арминия, причинять грех для того, чтобы затем избавлять от него, противоречит моральной природе Бога. Причинять грех, а затем требовать от согрешившего извинения за него на самом деле не прославляет Бога, а бесчестит Его.

Арминий высказал следующие возражения учению Кальвина о спасении:

Безусловное предопределение абсолютно всего делает Бога автором греха.
«Учение об этом предопределении наносит вред славе Божьей, которая не состоит из провозглашения Его свободы или авторитета, а также из демонстрации Его гнева и власти, кроме как в такой мере, в какой подобные провозглашение и демонстрация могли бы быть согласованы со справедливостью и вечным сохранением достоинством Божьей благодати. Но, в соответствии с этим учением, можно сделать вывод, что Бог – автор греха» (там же, Следующее заявление). «На основании этих предпосылок, мы приходим к следующему заключению – Бог действительно грешит, потому что, согласно этому учению, Он движет к греху посредством действия, которое неизбежно, в соответствии с Его собственной целью и первоначальным намерением, безо всякого предшествующего этому побуждающего действия со стороны человека, как например какой-либо грех или плохая черта его характера» (там же, Дальнейшее заключение). «Исходя из этого положения, мы можем заключить, что Бог – единственный грешник, поскольку о человеке, движимом непреодолимой силой к совершению греха (то есть, к осуществлению любого запрещенного действия) нельзя сказать, что он согрешил самостоятельно» (Объявление мнений, Дальнейшее заключение).

Мнение о губительном воздействии Евангелия представляет Бога лжецом.
«В соответствии с первоначальным намерением и главным замыслом Бога, благодать способствует благу тех людей, которым она была предложена, и которыми она была принята. В то время как данное учение, напротив, сопровождается утверждением, что благодать предлагается даже некоторым осужденным, и она передается им настолько, чтобы озарить их понимание и вызвать у них желание вкусить небесных даров, но лишь с той целью и ради того, чтобы с высот, на которые они поднялись, бездна, в которую они ввергнутся, стала еще более глубокой, и чтобы их падение стало еще более тяжелым; и чтобы они заслужили и получили еще большее проклятье» (там же, Следующее заявление).

Абсолютное предопределение лишает человека духовной ответственности.
«Оно также устраняет все благочестивое попечение человека о том, чтобы обратиться от греха к Богу. Ибо не может иметь такой заботы тот, кто целиком и полностью пассивен и ведет себя, как мертвый, не только в отношении собственного различения и восприятия благодати Божьей, которая побуждает к деятельности и способствует ей, но также и в отношении собственного согласия и повиновения благодати» (там же, Дальнейшее заключение). «Суть этого учения такова, что оно очень легко может сделать пасторов и учителей пассивными и нерадивыми в исполнении их служения: потому как, исходя из этого учения, им кажется, что было невозможно, несмотря на все их усердие быть полезными всякому человеку, кроме тех, которых Бог абсолютно и определенно желает спасти, и которым невозможно погибнуть» (там же, Ибо так возлюбил Бог мир).

Учение о безусловном избрании ввергает человека в отчаяние или беспечность.
«Человек, который, даже с большими трудностями, не может выработать внутри себя убежденность в том, что он был избран, в скором времени начнет считать, что он принадлежит к числу осужденных на вечные муки. Из такого мрачного представления, как это, неминуемо возникнет отчаяние относительно совершения праведности и обретения спасения» (там же, В силу неизбежности). «Безопасность вступает в действие, когда человек позволяет себе проявлять небрежность в поклонении Богу, полагая, что он в любом случае, не будет осужден, но получит спасение. Отчаяние действует, когда человек имеет убежденность в том, что независимо от степени его почтения к Богу, он не получит никакой награды. Когда в человеческом разуме взращивается одна из этих вредоносных идей, это сводит на нет, возможность какого бы то ни было истинного и должного поклонения Богу» (там же, Полное переворачивание основания).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s