Покаяться в грехах перед Богом

Покаяться в грехах перед Богом.

Дэвид Посон

Вторая глава из книги Д. Посона «Нормальное рождение христианина».

С разрешения миссии «Гамалиил и друзья» (http://gamalielfriends.com).

Покаяние является, пожалуй, одним из наименее противоречивых из всех четырех частей посвящения, но именно по этой причине ему меньше всего уделяется внимания, да и пренебрегается чаще, чем другими.

Само слово было более понятно иудеям, чем не-иудеям. Покаяние вплетено в канву истории Израиля, в особенности во времен выхода народа из Египта, когда пророк за пророком стремились предотвратить надвигающуюся опасность, призывая народ к покаянию. Всем, кто читал Амоса 4 главу или Иеремию 18-19 главы, прекрасно известно значение слова покаяние. Возможно, по этой причине в Новом Завете его значение почти не раскрывается.

Определение покаяния как нечто большего, чем просто «чувство сожаления», стало уже почти штампом. Это переживание может передавать целое разнообразие оттенков чувств. Иногда это простое раскаяние о том, что наши действия привели к определенным последствиям для нас самих; это состояние немного сильнее, чем жалость к себе, что обнаруживает эгоистичность души человека (Каин и Исав представляют собой яркие примеры такого чувства – Быт. 4:13 и Евр. 12:17). Достойным большей похвалы будет назвать его непреодолимым чувством раскаяния за те последствия, к которым привели наши действия по отношению к другим людям, что, по крайней мере, менее эгоистично (Павел, должно быть, имел такие чувства, когда вспоминал, как он гнал церковь – ср. Деяния 9:1-2 и Филипп. 3:6). Истинное же покаяние начинается с осознания последствий наших действий для Бога (и Его Сына); это такая «благочестивая скорбь», которая сама по себе не служит покаянием, но которая может привести к нему (2 Кор. 7:9). Состояние, когда мы понимаем, что «согрешили против неба» и против других людей, и в каком-то смысле против себя (Луки 15:18, 21), можно сравнить с прозрением. Только тогда мы начинаем понимать, что мы бросили вызов власти Бога, нарушили Его законы, осквернили Его творение, пренебрегли Его благоволением, возбудили на себя Его гнев и заслужили Его осуждение. Тогда наше сожаление приобретает уже оттенок страха.

Исходя из этого эмоционального фона, интенсивность которого будет разниться в огромной степени в зависимости от индивидуального характера и состояния просвещенности человека, давайте посмотрим на истинное покаяние, к которому могут и должны привести эти душевные переживания.

Духовное покаяние затрагивает три аспекта жизни: мышление, слова и дела. Проходя через стадии ментального, словесного и практического выражения, происходит переход от «внутреннего душевного состояния» к «внешней жизни». Выражение второе без первого было бы агрессивным (пророческое увещевание гласит «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» – Иоиль 2:13). А исповедовать первое, не вспоминая о втором, значило бы лицемерить. Разобраться в этом поможет простая иллюстрация; лондонский таксист везет иностранного гостя в аэропорт Хитроу самым дальним маршрутом, чтобы заработать немного больше денег; испытав угрызения совести за то, что воспользовался неведением пассажира о реальном расстоянии до места назначения, таксист извиняется и возвращает всю стоимость проезда. Этот человек изменился – в сознании, словами и на деле; он покаялся в своем грехе.

Мышление – обличение прежних грехов
Слово «покаяться» (по-гречески «metanoeȏ») буквально означает изменить решение (или передумать). Это значит пересмотреть заново, в частности, свое прошлое поведение. Типичным примером в Новом Завете можно считать призыв Петра к собранию иудеев, чтобы они пересмотрели свое отношение к распятию Христа и осознали, что это было узаконенное убийство никого иного, как самого Мессии, Сына Божьего (Деяния 2:32-38; 3:13-19).

Покаяться значит посмотреть на вещи с точки зрения Бога, согласиться с Его мнением и признать Его вердикт. Это значит согласиться с Божьим положительным решением, и отнестись с одобрением к Его отказу. Это значит научиться говорить «Аминь» тому, что говорит Божье слово. Это иметь ясное представление о том, что такое человеческий грех по сравнению с божественной праведностью и наказание, которое неизбежно, когда они сталкиваются (Иоан. 16:8). Покаяться это прийти к «познанию истины» (2 Тим. 2:25) о Боге и о себе.

На одном уровне, такое открытие будет иметь представление в общих чертах. С одной стороны, человек начинает более глубоко осознавать, что Бог намного лучше, чем обычные представления о Нем. Господь абсолютно свят, Он абсолютно непорочен и абсолютно справедлив. С другой стороны, человек начинает осознавать с болью, что он сам гораздо хуже, чем он думал о себе раньше. Вместо мнения о себе как человеке в целом неплохом, который время от времени совершал плохие поступки (взгляд «гуманистов»), теперь человек открывает для себя, что он в целом человек нехороший, которому удалось лишь изредка сделать что-то доброе (взгляд Иисуса Христа на человеческую природу – Луки 11:13; ср. Иоан. 2:24). Более того, даже то хорошее, что он совершил, может быть неугодным для Бога, как и плохое, и требует покаяния (в Ис. 64:6 человеческая праведность описывается как «запачканная одежда» (с языка оригинала «запачканный менструальной кровью»), а в Филиппийцам 3:8 она сравнивается с человеческими экскрементами!). Открытие того факта, ч
то Бог считает самоправедность еще более противной и трудноразрешимой проблемой, чем самый тяжкий грех, становится огромным потрясением для человеческой гордости и завершает переворот в сознании как необъемлемой части истинного покаяния.

Как только человек достиг этой стадии, новый образ мышления переходит на уровень индивидуальный. Вот это и есть тот самый важный признак покаяния: то, что оно касается скорее конкретных ‘грехов’ (множественное число), чем общего ‘греха’ (единственное число). Пока абстрактное понятие ‘греха’ не будет переведено в детальное и конкретное, продвижение на следующие этапы покаяния будет довольно затруднительным. Иисус Христос пришел, чтобы спасти нас от наших грехов, не греха (Матф. 1:21). Очень важно понимать, что это те грехи, от которых нам нужно спастись.

До этих пор мы рассматривали только внутренние аспекты покаяния. Но за ними должны следовать аспекты внешние. Для кого-то покаяние происходит слышимым образом; для кого-то этот процесс становится видимым!

Исповедание прежних грехов.
Изменившееся мнение о прежних поступках должно сопровождаться измененным словесным выражением о них. Наши уста, как правило, служат средством коммуникации между нашим внутренним и внешним миром (Матф. 12:37; Мар. 7:18-23; Иак. 3:9-12).

Служение Иоанна Крестителя было сосредоточено на покаянии, которое было важно для приближающегося Царства. Водное крещение служило кульминацией или завершением этапа покаяния (Матф. 3:11; обратите внимание на важность употребленного предлога: ‘в покаяние’). Исповедание грехов (множественное число) было существенным дополнением к крещению (Матф. 3:6). Это не было формальным церковным обрядом, не единым ‘общим’ покаянием (можно исповедаться в чем-то, что не было сделано из того, что должно было быть сделано, и было сделано то, что не следовало делать, так и не вспомнив хотя бы одной конкретной вещи!). Иоанн Креститель предполагал выраженное словами публичное признание личной вины в конкретных делах. Дела тьмы должны были представлены свету перед Богом и людьми.

Такое покаяние во грехах (в отличие от греха) имеет два больших преимущества. О первом преимуществе мы уже говорили, но не будет лишним повторить снова: а именно, его частный характер. Объявление грехов предполагает в первую очередь их выявление. Неопределенные общие положения здесь просто не уместны (ну, я признаю, что я когда-то где-то согрешил; но, в конце концов, разве другие не грешат?). Реальность наших грехов считается признанной, когда сделано конкретное исповедание («Я сделал это …, и то …, и вот это ….!). Разумеется, такое саморазоблачение подразумевает подавление своей гордыни; признавать свою неправоту всегда нелегко. Тем не менее, намного лучше сделать это добровольно и сейчас, чем сделать это принудительно потом. То, что человек разоблачит сейчас, будет покрыто Божьей милостью; а что будет скрыто человеком сейчас, будет разоблачено на Божьем суде.

Второе преимущество исповедания словесного состоит в принятии ответственности. Оправдания не могут быть частью исповедание грехов; смягчающие обстоятельства не признаются. Человек признает как свою подотчетность перед Богом, так и его ответственность перед самим собой. Признать необходимость помощи (или, современным языком, «внутреннего исцеления») относительно легко; это не затрагивает наше самоуважение! Истинное исповедание это признание, что истинная проблема лежит в сознательном (вольном) грехе, а истинная нужда человека состоит в незаслуженном прощении. Исповедание грехов открывает источник для потока благодати (1 Иоан. 1:9).

Весьма полезно к словесной части исповедания грехов добавлять отречение, особенно когда грехи имели одержимый или оккультный характер. В таких случаях отречение, воплощенное в слова, возымеет исцеляющее и освобождающее действие. Толковый Оксфордский Словарь Английского Языка дает такое определение слова «отрекаться»: «оставлять, отказываться, бросать (привычку), отрекаться, отказаться от признания, ослаблять связь с чем-либо, презирать связь с чем-либо, удалять что-либо, прекращать делать что-либо, отвергать». Один школьник дал более краткое описание этого слова: «сожалеть настолько, чтобы прекратить»! Итак, мы постепенно подошли к третьему аспекту покаяния.

Дела – исправление прежних грехов.
Слова покаяния требуют подтверждения делами покаяния. Иоанн Креститель настойчиво утверждал, что крещаемые сначала должны «сотворить достойные плоды покаяния» (Луки 3:8). Когда его просили разъяснить, что именно они должны делать для этого, ответ Иоанна был конкретным и прагматичным: отдавать лишнюю одежду неимущим, с готовностью предъявлять отчет проверяющему, не обижать и не искать корысти, довольствоваться своим жалованием. Интересно отметить, что ни один из этих грехов не был «религиозного» или «духовного» характера.

Примером в служении Иисуса Христа (Луки 19:1-10) является случай с Закхеем, который не только пообещал «исправиться» в будущем, но и воздать тем, кого он обманывал в прошлом (с процентами и большей наградой): и Иисус радостно провозгласил, что вместе с Ним спасение пришло в дом Закхея.

Павел также поощрял изъявление покаяния практическим путем. «Небесное видение», которому он не воспротивился, стало служением язычникам, призывая их, «чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян.26:20).

Иоанн Креститель, Иисус Христос и Павел – все они показывают, что покаяние подразумевает исправление прошлого, если это возможно.

Часть этого процесса исправления прошлого может принять форму отрицательного воздействия. Это может быть истребление источников искушения (к примеру, Ефесяне сожгли огромное количество оккультной литературы – Деяния 19:19). Возможно, будет необходимо прекратить неправильные взаимоотношения, особенно, в случае внебрачных или гомосексуальных связей («и такими были некоторые из вас» — 1 Кор. 6:11). Пуповина, соединяющая с прошлым, должна быть перевязана и перерезана. С прошлым необходимо покончить.

Но большая часть этого процесса исправления принимает форму положительных действий, как в случае с Закхеем. Это состояние описывается словом восстановление состояния (реституция), которое означает соответствующую компенсацию потерпевшим. Прощение восстанавливает взаимоотношения с Богом таким образом, как если бы они никогда не были разрушены; что касается Бога, то с Его стороны прошлое забыто и прощено (какой чудесным образом Бог управляет Своей памятью!). Причина, по которой нам так тяжело «простить себя», состоит в отсутствии у нас способности «изгладить» воспоминания из прошлого. На уровне человеческих взаимоотношений прощение Богом не освобождает человека от обязательств перед другими людьми, будь то брачные, торговые или даже криминальные обязательства. Божья благодать склонила многих уплатить долги, восстановить брак, и даже признаться в совершении тех преступлений, за которые они не понесли наказания. Во многих случаях еще одним из плодов покаяния является примирение обиженной стороны с теми, кто нанес обиду (Матф. 5:23-24).

Все это представляет саму трудную часть настоящего покаяния. Некоторые сомневаются, способен ли грешник на такие действия при первом обращении его к Богу и полагают, что такое покаяние должно следовать за посвящением, а не быть его первым этапом. Они забывают, что божественная помощь будет всегда предоставлена любому, кто по-настоящему желает покаяться (обратите внимание, что Бог «дал» покаяние Корнилию и его дому, что позволило им «поступить по правде» еще до того, как они услышал Благую Весть – Деяния 10:35). Павлу не просто было отправить Онисима (значение его имени «полезный») назад к его хозяину, а Онисиму уезжать от Павла, да и самому Филимону принять его назад (обратите внимание, что Павел предлагает восстановить их взаимоотношения по поручению Онисима – Филимону 12-14, 19).

Если восстановление представляет собой самую трудную часть покаяния, то оно же является и самым вознаграждаемым. Когда вина заглажена, появляется глубокое облегчение (та радость, которую разделил и Искупитель, хотя у Него самого в этом не было необходимости). Радость отца от того, что вернулся его блудный сын, отразилась и на радости сына за то, что он, наконец, поступил правильно.

Такое «отвращение грехов» и возращение к Богу составляет суть слова, которое мы встречаем в Новом Завете, — «обращение». Буквальное значение слова означает повернуться вокруг, изменить направление, идти в обратном направлении. Вот почему это слово так близко по значению к слову покаяние, но особенно тесно связано с его третьим аспектом. Измененная жизнь является свидетельством покаяния, хотя это не обязательно доказывает возрождение человека (см. Главу 6). Такое свидетельство покаяния ожидалось от человека перед тем, как ему было преподано крещение – поскольку этот обряд знаменовал окончательное оставление прошлой греховной жизни и считался высшей точкой Божьего искупительного прощения (Марка 1:4; Деян. 2:38).

Даже на стихийные бедствия можно смотреть как на призыв к покаянию, так как они напоминают нам, что нам всем суждена внезапная погибель, если не покаемся в своих грехах (Луки 13:1-9). В предвосхищении ужаса грядущего суда Божьего любая жертва, принесенная ныне, имеет смысл и стоит того – те вещи, которые притягивают наши глаза, к чему тянутся наши руки, куда мы устремляем наши стопы (Матф. 5:29-30). Лучше отвернуться от грехов сейчас, чем потом от нас отвернется Бог.

Возвращение к Богу сейчас означает, что и Он может вернуться к нам! В Библии с определенной долей смелости говорится, что когда мы раскаиваемся перед Богом, то и Он раскаивается по отношению к нам! Когда это слово употребляется в отношении Бога, то оно, безусловно, используется скорее в ментальном, чем нравственном смысле — Он «изменит свое мнение» («передумает»). Если мы меняем наше мнение о наших грехах, то Бог может изменить Его мнение о нас. Одно из наиболее ярких утверждений этой мысли в Библии мы находим в словах Божьих пророку Иеремии, наблюдавшему за горшечником и глиной (Иер.18:1-10). Ни одна метафора так не была превратно понята, чем эта! Большинство толкователей высказывают мнение, что глина не играет никакой роли в том, какую конечную форму она приобретет (точка зрения, стоящая намного ближе к исламу, чем к философии иудео-христианства!). В действительности, именно глина выбирает, каким сосудом она станет. Если она не соответствует изначальному замыслу горшечника, то он принимает решение сделать из нее грубый сосуд вместо изящной чаши. Глина находится в активном и живом взаимодействии с горшечником; каждый из них воздействует друг на друга, хотя последнее слово остается за горшечником, поскольку он обладает полным контролем над ситуацией (без него глина не в состоянии ничего создать из себя). Это метафорическая картина Божьего народа, Израиля. Если народ «обратится от злых дел», Бог «отложит зло» и сделает из него красивейший сосуд, наполненный милостью; но если народ не покается, то Бог сделает из него безобразный сосуд, исполненный Его осуждения.

Поэтому именно покаяние делает возможным то, что прощение может быть даровано. Это истинно также на человеческом уровне. Иисус говорил Своим ученикам, что согрешающему брату должно сначала «выговорить», но затем простить его – семь раз в день, сорок девять раз в неделю, одна тысяча четыреста семьдесят раз в месяц … если покается (Луки 17:3-4). Точно также, Бог может «изменить Свое решение» с осуждения на милость над нами, только если мы по-настоящему покаемся в тех вещах, которые заслуживали первого, а нуждались во втором. Это сильнейший стимул, который только может иметь человек, для покаяния в своих грехах. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» (Деян.3:19-20).

Однако, для того, чтобы сделать покаяние единственным, или даже первичным фактором, значило бы впасть в сети спасения «своими руками». В этом случае акцент бы делался на то, что человек делает для Бога, а не на том, что Бог делает для человека. Тогда звание «христианин» определялось бы на основании нравственного возрождения: «благодетельная» версия христианства, наиболее распространенная вне церкви и неведомая внутри ее!

Библия не учит нас оправданию через покаяние, но оправданию по вере. Отвращение от греха в покаянии служит надлежащей прелюдией обращения к Христу по вере, к теме которой мы и обратимся в следующей главе.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Покаяться в грехах перед Богом»

  1. Можно покаяться на сайте онлайн http://molites.ru/ если нет возможности сходить в храм

    • Каяться нужно перед Богом, но лучше при свидетелях. Если у Вас нет возможности посещать храм, то пригласите священнослужителя на дом. Здесь нужен живой свидетель, а не вертуальный.
      Желаю Вам обильных Божьих благословений!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s