Благодать Божия

БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ

Е.М. Мадьюгин

Источник: Мадьюгин Е. Благодать Божия / Братский вестник. 1989. №1, С. 22-23.

«Ибо явилась благодать Божия спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11).
Мы несем личную ответственность за каждое сознательно совершаемое нами действие. Способность оценивать тот или иной поступок возлагает на нас полную ответственность. Даже внешние факторы, такие, как происки лукавого, не снимают с нас личной ответственности за совершаемое зло, ибо действия лукавого носят характер искушения, в противном случае, ответственность снималась бы с человека и переносилась бы на носителя зла.

Опыт показывает, что собственными силами человек не может устоять перед грехом. Греховная наследственность, представляющая собой первородный грех, закрепленный и усиленный греховностью сотен поколений, действие дьявольских сил, греховные привычки, — все эти факторы оказываются настолько сильными, что мы не в силах противостать им и правильно оценить поступок до и после его совершения.

Способность нравственной оценки поведения также зависит от воспитания, влияния среды и других факторов. В результате наша совесть в одних случаях правильно расценивает все греховное и отвергает его, а в других — соглашается с грехом.
Совесть может утратить свою чувствительность, если человек пренебрегает ее голосом. Совесть человека, живущего греховной жизнью, хотя и не умолкла совсем, но голос ее становится едва различим. Поэт выразил это состояние такими словами:
«Вы еще не в могиле, вы живы, но для дела вы мертвы давно.
Суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано».

Бессилие человека перед силами зла и действующей в нем греховной наследственностью — законом греха предельно ясно выразил апостол Павел: «Я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю… знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим. 7, 14-21).

Слово Божие говорит, что нам следует достигать святости, которая проявляется не только в воздержании от греха, но и в делании добра ближним. Один из основных принципов христианского богословия заключается в том, что спасение человека собственными силами невозможно; его можно достичь только благодатью. Слово благодать означает благой дар; благодетель — это тот, кто оказывает кому-нибудь покровительство из милости. В богословском языке слово благодать применяется только к Богу.

В широком смысле слово благодать включает в себя все творение Божие; то есть благодать есть все, что доставляет благо человеку. Все Божие творение предназначено для людей (Быт. 1, 28-29; Пс. 8). Более того, само существование человека является благим даром, ибо даруется по воле Творца.

В более узком смысле под благодатью понимается все совершаемое Богом для спасения согрешившего человека. Важнейшим благодатным деянием Божиим является воплощение, жизнь, учение, смерть и воскресение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8). Благодать, таким образом, представляет собой основание нашего спасения. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11).

Вопросы, связанные с изучением спасающего действия благодати на все человечество и на отдельного человека, составляют предмет сотериологии. С первых дней христианства они привлекали к себе внимание многих богословов. Отметим, что при изучении этих вопросов они исходили из того, что спасение, совершенное Христом, является тайной Промысла Божия и доступно оно человеческому мышлению лишь в ограниченной степени. «И беспрекословно — великая благочестия тайна, — пишет апостол Павел. — Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3, 16). Остановимся более подробно на действии благодати.

Благодать имеет своим источником милосердие Божие, она нисходит по воле Божией и имеет своей целью спасение человека. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2, 4). Других источников благодати нет и не может быть. Искание благодати вне единого истинного Бога есть идолопоклонство, в которое люди впадали и впадают как в форме грубого язычества, так и в замаскированной форме возвеличения собственных идей и желаний. Эта опасность была хорошо известна ветхозаветным пророкам. Они возвещали: «Боги народов — бесы, Господь же сотворил небеса» (Пс. 115, 5); «Не надейтесь на… сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145, 3).

С пришествием Спасителя людям открылось, что благодать происходит только через Него: «Благодать… и истина произошла чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 5-6), — провозгласил апостол Петр перед собранием первосвященников, старейшин и книжников иудейских в начале апостольского периода Церкви. «Един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2, 5- 6), — писал апостол Павел своему ученику в конце своего жизненного пути. Апостолы утверждали эту истину, основываясь на свидетельстве Иисуса Христа: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14, 6). Апостол Павел также имел в виду благодать, когда проповедовал в Афинском ареопаге говоря: «Им (Богом) мы живем, движемся и существуем» (Деян. 17, 28).

Благодать невозможно получить иначе как даром. Невозможно заслужить благодать или иным путем побудить Бога к ее дарованию. Бог сотворил мир по Своему изволению (Евр. 1, 2; Пс. 32, 6). Движимый любовью, Он послал Сына Своего единородного для спасения мира (Ин. 3, 16; Деян. 3, 18; 2: 30, 36). Также по Своей воле Он дарует благодать прощения и Святого Духа каждому верующему человеку. «Помилование зависит, — пишет апостол Павел, — не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9, 16). Повторяем, Слово Божие подчеркивает невозможность каким-либо способом заслужить благодать Божию. В апостольские времена попытка приобрести благодать в обмен на материальные блага повлекла за собой тяжелое осуждение (Деян. 8, 18-24).

Возможность личными усилиями, стараниями, подвигами, добрыми делами заслужить благодать Божию также отвергается в Слове Божием. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе… Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2: 4- 6; 8- 9).

Устанавливая связь между благодатью, даруемой для спасения, и благодатными действиями Божиими, апостол Павел пишет: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 10). Сначала он говорит о благодати всего творения, затем о создании «новой твари» во Христе Иисусе (Гал. 4, 15) — и, наконец, о добрых делах, то есть о плодах, которые приносит новый человек, имея веру, действующую любовью (Гал. 5, 6). Таким образом, любовь является результатом облагодатствования нас Господом. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 5). Благодать дается каждому верующему человеку. «Чрез Господа нашего Иисуса Христа… верою получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5, 1-2).

Приведем еще один весьма важный текст из послания апостола Павла: «Получая оправдание даром, по благодати Его… в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время» (Рим. 3, 24-26). Из этого текста особенно важно почерпнуть, что спасение получается даром. В этом же послании апостол Павел обобщает действие благодати, говоря о жизни вечной «во Христе Иисусе, Господе нашем» и называя ее даром Божиим (Рим. 6, 23).

Евангелие и произведения христианских писателей призывают нас рассматривать всякое доброе дело, слово или даже побуждение как действие благодати Святого Духа. Всякое иное понимание святости расценивалось апостолами и служителями церкви как греховная гордость. «Кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор. 4, 7), — вопрошает в связи с этим апостол Павел.

Иоанн Златоуст пишет: «Самая высокая добродетель — приписывать все Богу и ничего не почитать своим. Когда нет в человеке смиренномудрия, тогда он напрасно будет трудиться, хотя и совершит все прочие добродетели… Смиренномудрие состоит в том, что человек, признавая в себе великие совершенства, не мечтает о себе». Благодать Творца всеобъемлюща, ее действие распространяется на всю тварь без исключения, на мир видимый и невидимый.

Благодать ниспослания в мир Господа Иисуса Христа принадлежит всем людям. Никакие различия и другие ограничения, существующие в мире и проявляющиеся в сферах человеческой деятельности, не имеют значения для совершенного Христом спасения. «Все вы — сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 26-28). «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала вся полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1, 19-20).

Христос жил, страдал, умер и воскрес для спасения всех людей. Но спасение каждого человека зависит от принятия Христа. Бог, любя мир (Ин. 3, 16), «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Для этой цели Он «отдал Сына Своего единородного». Благодаря этому благодатному деянию каждый человек может иметь жизнь вечную. Нам дано быть не просто хорошими людьми, но людьми Божиими (Ин. 1, 12). Апостол Павел провозглашает, что «правдою Одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5, 18), — и в другом месте читаем: «Уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4, 10). Всем людям предоставляется возможность спасения, но наипаче верным, то есть принявшим Христа верою. Сын Божий «сделался виновником спасения вечного для всех послушных Ему» (Евр. 5, 9).

Благодать может получить каждый человек, ибо все люди созданы по образу и подобию Божию, и благодать Господня распространяется на всех людей. Однако грех исказил образ Божий в человеке и подверг порче его духовную природу. Свет «пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы» (Ин. 3, 10). По причине греха даже свои, то есть наследники обетования, не приняли Христа (Ин. 3, 10).
Истина о пришествии в мир Спасителя издревле возвещалась пророками: «Господи, кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня? ибо Он взошел пред Ним как отпрыск» (Ис. 53, 1).

Но не все люди принимали и принимают благодать Духа Святого. Причину этого Христос пояснил словами пророка: «Огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 15; Ис. 6, 10). Однако и в случае принятия благодати спасения человек продолжает вести борьбу с живущим в нем грехом, которая не всегда оканчивается победой (Рим. 7, 14-24).

Евангелие указывает на Иисуса Христа как на Подателя благодати и на единственный путь спасения. Еще прежде рождения Христа ангел возвестил Иосифу, что «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). Спаситель засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14, 6). Он неоднократно говорил о спасении людей как о Своей главной миссии (Лк. 9, 56; 19, 10; Мф. 18, 10; 20, 28; Ин. 5, 34). То же утверждали Его ученики и последователи. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим. 1, 15; Тит. 2, 11 – 19). Необходимость веры во Христа как личного Спасителя возвещалась Христом и Его Предтечей (Мк. 3:2, 16; Ин. 3, 18-36). Апостол Петр говорит о Христе как о единственном Спасителе: «Нет ни в ком ином спасения» (Деян. 4, 12).
Если бы Христос не пришел в мир, то мы были бы осуждены на погибель в силу беспросветного рабства греху, начавшегося с грехопадением первых людей. Повторяем, спасение — это дар Божий, и оно совершено Христом для всех родов и поколений. Ветхозаветные праведники также получали спасение верой в грядущего Спасителя (Евр. 11, 13 — 16; 39-40).

Вопрос спасения по благодати всесторонне рассматривался богословием. Возникали и различные ложные учения, которые частично или полностью отрицали действия благодати. Так Пелагий и его ученики отрицали наследственный характер греха и утверждали, что человек способен достигнуть спасения и получить жизнь вечную собственными усилиями. Благодаря промыслу Божию, Августин усмотрел в ереси Пелагия опасность для основ христианства и выступил против нее. Церковь утвердилась на пути признания необходимости действия благодати Святого Духа как для борьбы с грехом, так и для совершения добрых дел.

Апостолы Христовы Иоанн, Павел и другие, а также великие проповедники христианства утверждали, что Христос Один силен освободить человека от рабства греха и страха перед смертью. Христос искупил каждого христианина от грехов, соделанных до обращения. Христос как добрый Пастырь с любовью заботится о каждой овце и пребывает со Своим стадом (Ин. 10, 1-16; Лк. 15, 1-7). Он и ходатайствует о нас. Он — Учитель, являющий пример для подражания.

Христианин, впавший после обращения в грех, согласно апостольским указаниям, подлежит церковному взысканию вплоть до отлучения от церкви. В дальнейшем его участь определяется покаянием. Учение о необходимости благодатной помощи Божией в деле спасения и для провождения святой жизни имеет прочное основание в Священном Писании. «Без Меня не можете делать ничего», — говорит Спаситель (Ин. 15, 1-6). Отвечая на вопрос учеников, «кто может спастись?» Он сказал: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 25-26; Лк. 18, 26-27). «Никто не приходит к Отцу, как только чрез» Христа Иисуса (Ин. 6, 44). Однако для того чтобы взыскать и принять Христа как путь, истину и жизнь, необходимо предваряющее действие благодати.

Апостол Павел призывал филиппийцев «со страхом и трепетом совершать свое спасение, потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 12-13). Эти слова указывают на то, что благодать необходима не только для осуществления желания творить добро, но и для возникновения самого желания. Имея в виду необходимость для верующих постоянного благодатного содействия Божия, апостол Павел включал в свои послания особые пожелания пребывать в благодати Господа Иисуса Христа.

«Бог требует от тебя, — пишет о спасении по благодати служитель церкви, — чтобы ты сам не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими. Искоренить же грех и прирожденное зло и побороть противника — Божие дело. Ибо если бы ты сам в состоянии был сделать это, то какая была бы нужда в Господнем пришествии? Как невозможно видеть глазами без света, или говорить без языка, или слышать без уха, или ходить без ног, или работать без рук — так невозможно человеку спастись и войти в Небесное Царство без Господа Иисуса Христа». Многочисленные высказывания духовных писателей о спасении по благодати можно свести к краткому изречению одного служителя Божия: «Спасение наше приписывать должно милости Божией».

Благодать есть проявление воли Божией и Его всемогущества. Невозможно представить, чтобы воля Божия оказалась бы безрезультатной или бездейственной. Если человеческое доброе или злое дело оставляет неизгладимый след (Гал. 4, 7), — то тем более не может быть безрезультатным деяние Божие. Действием благодати явилось сотворение неба и земли и всего воинства их — Быт. 2, 1; их существование также обусловлено благой и совершенной волей Божией (Пс. 112, 1; 118, 90-91). Но сколь несравненным является действие благодати, открывшейся во Христе Иисусе. Воплощение Сына Божия, Его жизнь, страдание, смерть и воскресение имеют решающее значение для спасения мира (1 Тим. 4, 10). Благодать, даруемая в Сыне Божием, стала краеугольным камнем нашего спасения (Деян. 4, 11), — основанием спасения для каждого человека без каких-либо различий — расовых, национальных, возрастных, культурных и других (1 Кор. 3, 11; Гал. 3, 28).

Единственным условием принятия благодатных даров является вера человека. В противном случае имело бы место принудительное спасение, что несовместимо с нравственной свободой человека, дарованной ему Богом при сотворении.
Священное Писание говорит о вечном спасении как о состоянии святости, достигаемом уже на земле и переходящем в вечность. Человеку дана свобода личного выбора — принять Христа или отвергнуть Его, последовать Ему или противиться Его зову.
Известно, что еще при жизни Христос был многими отвергнут, и что отвергнувшие Его понесли за это определенную ответственность. Упреки со стороны Господа Иисуса Христа говорят о том, что у них была возможность выбора (Мр. 1, 15; Мф. 23, 37-39; 12, 37-43).

Спасение всего мира было совершено Иисусом Христом, но человек волен принять или отвергнуть это спасение. При внимательном исследовании Священного Писания оказывается, что эта истина была заложена уже в самом факте сотворения человека по образу и подобию Божию, то есть он был сотворен способным сделать свободный выбор между добром и злом.

Отметим еще раз, что для спасения необходимо принятие Христа верой. Это положение является непререкаемым для всех христианских вероисповеданий и богословских систем. При этом имеется в виду как принятие Христа верой и получение прощения грехов, так и присоединение к видимой церкви.

Евангелие говорит, что каждый человек должен ответить на любовь Божию, явленную во Христе. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19). Этот призыв составляет сущность всего Нового Завета, и возможен как положительный, так и отрицательный ответ на него.

Евангелие также открывает нам, что действие благодати осуществляет длительную напряженную борьбу, в которой полем сражения является человеческая душа, а воинствующими сторонами, с одной стороны, — благодатное воздействие Святого Духа, а с другой — силы греховных наклонностей. К этой борьбе призывает нас Слово Божие: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха… Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12: 4, 1).

Эта брань охватывает все стороны нашего бытия, включая наши мысли и слова, и она продолжается в течение всей нашей жизни. Решающим фактором при этом остается человеческая воля, то принимающая благодать и радостно отдающаяся ее воздействию, то отвергающая ее и отдающая себя в рабство греху. В первом случае человек, любя Бога, радуется благодатному воздействию Святого Духа и, движимый любовью, творит добро, отвращаясь от зла, которое нарушает общение с Богом. В противном случае он коснеет во зле и, все более и более порабощаясь грехом, становится глухим к зову благодати и, наконец, приближается к состоянию людей, о которых Христос сказал: «Умрете во грехах ваших» (Ин. 8, 24).

Будем молиться о себе и о наших ближних, чтобы нам исполнить волю Божию: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6, 10). Памятуя, что человек может впасть в грех, будем ходить в страхе Господнем. Слава Господу, что Он не только «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2, 4), но «силен… восставить нас» (Рим. 14, 4) по Своей благодати и милости.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s