Библия о предопределении и об отступлении

БИБЛИЯ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ И ОБ ОТСТУПЛЕНИИ

Карев Александр Васильевич

Источник: Карев А. Что говорит Библия: о предопределении и об отступлении / Братский вестник, №1, 1964, С. 57-59.

1. О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ

Римл. 8, 29-30

Библия, говоря о свойствах Бога, особенно подчеркивает Его всеведение. Всеведение — это значит: всезнание, знание всего. Бог знает настоящее, Бог знает прошлое, и Бог знает будущее. Знание Богом будущего в Слове Божьем называется двумя словами: предведением или предузнанием. Чтобы эти два слова стали нам еще понятнее, мы выразим их следующим образом: предведение — это ведение наперед, предузнание — это знание наперед.

Прочтем места Писания, в которых говорится о предведении, предузнании, знании наперед Богом: Римл. 11, 2: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал»; Деян. Ап. 2, 23: «…сего, по определенному совету и предведению Божию преданного»; 1 Петра 1, 1-2: «…избранным по предведению Бога Отца».

Библия говорит не только о всеведении и предведении Бога, но и о предопределении и предназначении. Какая же разница между предведением и предопределением? Предведение, то есть знание Богом будущего, это знание Богом наперед и доброго и злого, и хорошего и плохого. А предопределение или предназначение Богом чего-либо относится только к добру, только к тому, что угодно Господу, что служит во славу Божию или во благо людям. Например, Бог предвидел падение первого человека и появление греха на земле, но Он не предопределял греха и не предназначал его. Грех пришел в мир не только не по воле Божьей, но и против воли Божьей. А спасение от греха было предопределено, было предназначено Богом прежде создания мира — в лице непорочного и чистого Агнца Божья, Иисуса Христа (1 Петра 1, 19-20).

Мы, верующие во Христа, предопределены, предназначены Богом к получению наследства нетленного, неувядающего, как написано в Послании к Ефесянам 1, 11: «В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей». Итак, Бог знает наперед все: и доброе и худое, и черное и белое; но определяет, назначает Он наперед только доброе, святое и прекрасное.

Но вот 1500 лет тому назад жил один великий богослов по имени Августин. До своего обращения ко Христу он вел ужасный образ жизни, он утопал буквально в грехах, причем самых мерзких; он был развращен до мозга костей. Но его мать по имени Моника была горячей христианкой, и она день и ночь молилась о своем гибнущем сыне. И не напрасна была ее молитва: пришел, наконец, день, когда ее сын, Августин, отдал свое юное сердце Христу. Он стал пламенным проповедником Евангелия, великим учителем церкви и глубоким богословом.

Августин оставил христианству весьма богатое духовное наследие в виде множества глубоких богословских сочинений. К числу духовного наследия этого великого служителя Христа принадлежит и так называемое учение о предопределении. В чем же заключается это учение?

Августин, исследуя Послание к Римлянам, особое внимание обратил на стихи 29 и 30 восьмой главы, где ап. Павел пишет: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… а кого Он предопределил, тех и призвал». Эти слова Августин истолковал так, как их никто до него не истолковывал, а именно: Бог определил одних людей на спасение, а других — на погибель.

Как он пришел к такому толкованию этого места Послания к Римлянам? Его давно занимала мысль, которая интересовала и многих других христиан, а именно: почему одни люди, слушая Евангелие, принимают благую весть спасения, а другие, слушая это же самое Евангелие, отвергают благую весть спасения? Почему одни люди, слыша проповедь о Христе, принимают Его верою в свое сердце, а другие отвергают Его и остаются совершенно равнодушными к Нему?

Остановив свое внимание на словах Послания к Римлянам о предопределении и призвании предопределенных, Августин был уверен что он нашел, наконец, ответ на вопрос о том, почему одни люди приходят ко Христу, а другие не приходят. Взяв слова: «Кого Он предопределил, тех и призвал», он начал учить: раз призван ко Христу, раз обращен к Нему человек, — значит, он был предопределен, то есть предназначен Богом ко спасению. А если человек, слушая проповедь о Христе, не принял Его верою, — значит, он не предопределен, не предназначен Богом ко спасению, и Августин идет еще дальше и говорит: значит, он предопределен к погибели. Вот в этом и заключается знаменитое учение о предопределении.

После Августина прошло более тысячи лет, и его учение о предопределении пришло постепенно в забвение. Но вот наступили дни и годы Реформации — этой весны после долгой зимы в христианстве, и один из виднейших богословов Реформации — Кальвин сделал основной мыслью своего богословия учение о предопределении, причем проповедовал его именно в духе Августина. После Кальвина все, разделяющие его учение, стали называться кальвинистами.

Что же произошло дальше с этим учением о предопределении? Это учение разделило все христианство — церкви, проповедников и богословов — на два лагеря: на сторонников и противников этого учения. В богословии сторонники учения о предопределении стали называться «партикуляристами», потому что они считают спасение предназначенным Богом не для всех людей, а только для «предопределенных» Богом ко спасению. Несогласные с этим учением именуются «универсалистами», потому что они считают спасение предназначенным Богом для всех людей без исключения.

Что же говорит Библия о предопределении? Кого провозглашает Библия предназначенными ко спасению — всех или не всех? Что говорит Христос? Послушаем Его слова в Ев. Матф. 11, 28: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас». «Придите ко Мне все» — это поистине универсальный призыв Христа, обращенный ко всем обремененным грехом грешникам.

Послушаем слова о Христе в Ев. Иоанна 1, 29: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», то есть грех всего мира, всех грешников, не исключая никого; вникнем в слова о Голгофской жертве Христа в 2 Кор. 5, 15: «А Христос за всех умер» и в Послании к Евреям 2, 9: «…дабы Ему, по благодати Божьей, вкусить смерть за всех».
Прочтем о желании Бога в отношении спасения всех людей без исключения в 1 Тим. 2, 3-6: «…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».

Всех приведенных мест Писания достаточно, чтобы убедиться что спасение предназначено Богом для всех грешников без исключения. Но как же тогда понимать слова Христа в Ев. Матф. 20, 16: «…много званных, а мало избранных»? Не говорят ли эти слова Христа в пользу учения о предопределении ко спасению только избранных? Нет, нисколько! Слова Писания о том, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись, — остаются и останутся навеки в силе.

А почему не все спасаются, Христос объясняет очень ясно. Прочтем Его слова об остающихся вне спасения в Ев. Иоан. 5, 40: «…вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Что же получается? Бог хочет, чтобы все люди спаслись, а не все люди хотят прийти ко Христу, чтобы получить спасение. Но Бог «предузнал», то есть знал наперед — кто захочет прийти ко Христу и кто не захочет прийти к Нему, и только в этом смысле есть предопределенные и избранные ко спасению. Но к погибели предопределенного Богом человека нет ни одного и не может быть, ибо это противоречило бы воле Бога, Который хочет, чтобы все без исключения спаслись. Проблема спасения заключается только в том, что одни люди захотят прийти ко Христу, а другие не захотят.

2. ОБ ОТСТУПЛЕНИИ

Пс. 17, 23; Евр. 3, 12
В Псалме 17, 23 псалмопевец говорит: «…все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал»; а в Послании к Евр. 3, 12 мы читаем: «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога Живого». Из этих двух мест Писания, а также из многих других мест мы видим, что Библия очень ясно говорит о двух родах отступления: об отступлении от заповедей Господних и об отступлении от Самого Господа.

Отступление от заповедей Господних — это повседневная опасность для всех детей Божьи х. Нужна большая духовная высота, чтобы вместе с Псалмопевцем говорить: «Все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал». Если мы ходим в свете Христа, то мы видим в своей жизни много отступлений от заповедей Господних, и с глубоким сокрушением мы вынуждены повторять слова Иак. 3, 2: «Все мы много согрешаем».

Каждое согрешение есть отступление от той или другой заповеди Божьей. Библия говорит об отступлении от заповедей Господних многих праведников Ветхого и Нового Завета. Мы назовем только некоторых из них. Возьмем отступление первых людей — Адама и Евы. Им была дана определенная заповедь от Бога, которую мы хорошо знаем. Нарушение ее ими было отступлением от нее.

Возьмем отступление такого мужа Божья, как Моисей. Ему была дана заповедь от Господа, которая гласила (Числа 20, 7-8): «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду». А что сделал Моисей? Прочтем стих 11: «И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды…» Как будто невелико было непослушание Моисея воле Божьей, но оно было определенным отступлением от заповеди Божьей. Господь повелел сказать скале, а Моисей ударяет по ней дважды своим жезлом.

Вот перед нами отступление Давида от заповеди Божьей: «не прелюбодействуй». До нарушения этой заповеди Давид мог говорить: «от уставов Его я не отступал». Но он нарушил заповедь Господню и стал отступником от нее. Пророк Даниил говорит о многих отступлениях от заповедей Господних в народе Израильском. Прочтем Дан. 9, 5: «Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих».

Перейдем к Новому Завету. Здесь перед нами стоит ап. Петр. Отрекшись трижды от Христа из страха, он нарушил заповедь своего Учителя, которая гласила: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Ев. Луки 12, 32). Как часто повеление Христа гласило: «Не бойся»! «Не бойтесь!» «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ев. Иоан. 14, 27). Петр нарушил эти повеления Господа и стал отступником от них во дворе первосвященника Каиафы. Но эти повеления Христа нарушили и все другие апостолы своим позорным бегством из Гефсиманского сада и оставлением своего Учителя одного. В книге Откровения Иоанна мы читаем обличения Христом ангелов церквей в их различных отступлениях от заповедей Господних.

Но отступление от заповедей Господних не есть отступление от Самого Господа, не есть отпадение от Господа или уход от Него. Нарушение заповедей Господних, отступление от них ведет к печальным последствиям в нашей духовной жизни; а отступление от Господа ведет к духовной смерти. Отступление от Господа — это отпадение ветви от ствола, в результате чего будет ее засыхание. Каковы же печальные последствия отступления от заповедей Господних, то есть нарушения их? Последствиями отступления от заповедей Господних являются удаление от Господа, утрата живой связи с Ним, утрата Господних благословений, слезы и те или другие наказания от Господа. Мы рассмотрели отступления некоторых праведников от заповедей Господних, а теперь посмотрим на последствия этих отступлений.

Если мы посмотрим на отступление Адама и Евы, то мы увидим, что его последствием была утрата их прежней связи с Богом. Вместо того, чтобы искать, как прежде, лица Его, Адам и Ева старались скрыться от Него и избегнуть общения с Ним. Грех лишает нас желания иметь общение с Богом. Если мы посмотрим на последствие нарушения Моисеем заповеди Господней, то мы увидим, что он потерял благословение увидеть долгожданную землю Ханаана, как и сказал ему и Аарону Господь: «За то, что вы не поверили Мне, чтобы явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Это было наказанием им от Господа.

Последствия отступления Давида от заповеди Господней были тяжелые: с одной стороны, смерть унесла младенца, который стал очень дорогим для Давида; а с другой стороны, он потерял всякую радость, как мы читаем в Псалме 31, 3-4: «…обветшали кости мои от вседневного стенания моего… свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху». Отступление от заповедей Господних, нарушение их лишает наше сердце радости. Мы все знаем, что согрешение Петра, его отречение от Христа сопровождалось горькими слезами.

Как ни печальны отступления детей Господних от заповедей Божьих, Христос все снова и снова поднимает упавших. Посмотрим, как Христос восстановил упавшего Петра. После Своего воскресения Христос явился плачущему Петру в саду Иосифа Аримафейского, а на берегу Галилейского моря Петр был так восстановлен своим Господом, что в день Пятидесятницы Дух Святой мог излиться на него в полноте Своей силы. Так Христос поднимает и восстанавливает всех упавших детей Своих.

Что же говорит Библия об отступлении от Господа, об отступлении от Христа? По этому вопросу в христианстве существует два мнения. Согласно одного мнения, возрожденный от Духа Божья человек не может отступить от своего Спасителя Христа; если человек отступил от Христа, значит, он не был возрожденным человеком. Согласно другого мнения, возрожденный человек может уйти от Господа, может отступить от Христа.

Какого же из этих двух мнений придерживаться нам? Нам важно знать, что говорит Слово Божье об этом. Слова: «отступили от Господа» встречаются часто на страницах Библии. Но мы подчеркнем особенно два места в Послании к Евреям. Прочтем еще раз Евреям 3, 12: «Смотрите, братья (речь идет о братьях, значит, возрожденных людях), чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого». Это слова предупреждения. А сейчас мы услышим слова об «отпадших» от Господа — в Евр. 6, 4-6: «…невозможно — однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божья и сил будущего века, и отпадших — опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божья и ругаются Ему». Здесь очень ясно идет речь о возрожденных людях, о людях, соделавшихся причастниками Духа Святого, но отпадших, то есть отступивших от Господа.

И тут я слышу вопрос: если возможно отступление возрожденного человека от Господа, то как же тогда понимать слова Христа в Ев. Иоанна 10, 27 — 30: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего: Я и Отец — одно». Но мы знаем вопрос Христа, обращенный ко всем Его овцам, идущим за Ним: «Не хотите ли вы отойти?» (Ев. Иоан. 6, 67). Даже апостолам, избранным Самим Христом, был задан такой вопрос.

О чем говорит этот вопрос? О том, что наше пребывание во Христе, в Его божественной руке является делом нашей доброй воли. Если мы хотим пребывать во Христе, если мы хотим находиться в Его божественной руке, то нет силы во всей вселенной, которая могла бы нас вырвать из руки Христа, как об этом в весьма торжественной форме говорит ап. Павел в Послании к Римлянам 8, 35: «Кто отлучит нас от любви Божьей: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» Но если мы не захотим больше находиться в руке Христа, то Он сейчас же разожмет Свою руку и скажет: иди, мой бедный друг, куда ты задумал идти; Я не держу никого насильно; Мне нужны только добровольно следующие за Мною овцы.

Итак, мы рассмотрели два рода отступления: отступление от заповедей Господних, то есть нарушение их, и отступление от Самого Господа, то есть отпадение ветви от Лозы. Отступление от заповедей Господних — это болезнь, это духовный недуг, но от него есть исцеление и восстановление, как это мы видели в жизни ап. Петра. Отступление от Господа — это отпадение от Господа, отпадение ветки от Лозы, что означает духовную смерть, и если это отпадение окончательное, то наступает смерть, от которой нет воскресения, как мы прочитали об этом в Послании к Евреям. Да сохранит нас Господь от отступления от Его заповедей и, тем более, от отступления от Него Самого!

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Библия о предопределении и об отступлении»

  1. Алена:

    Спасибо,огромное за статью!
    Это было актуально для меня.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s