Адам и испорченность природы человека

Джон Уэнгер

 
Вследствие грехопадения человек стал смертным, духовно от-
чужденным от Бога и обреченным на вечную погибель. Вследствие
грехопадения потомки Адама рождаются с семенем греховной при-
роды, с телом, подверженным болезням и смерти, и без Христа об-
реченными на Божественный гнев. Однако, кроме Быт. 3, Ветхий
Завет практически ничего не говорит о грехопадении. Вместо этого
речь идет непосредственно о человеческом грехе и грешниках. Только
после того, как Спаситель принес людям искупление, появляется упоми-
нание об Адаме и ужасных последствиях его греха для всего человечества.
Исторический Адам упомянут в Лк. 3, на него указано в Мф. 19,
в Иуд. 14 и в 1 Тим. 2, тогда как имя Евы упомянуто во 2 Кор. 11.
Писание, таким образом, указывает на Адама как на историческую
личность. Важными местами Библии об Адаме и человеческом грехе
являются 1 Кор. 15 и Рим. 5, причем в Рим. 5 вопрос рассматрива-
ется особенно детально. Отрывок Рим. 5 является одной из наиболее
спорных частей Библии. Богословы самых различных направлений
вынуждены принимать во внимание рассуждение Павла в этой главе.
О чем говорит апостол?
Прежде всего, Павел указывает на то, что именно исторический
Адам своим актом непослушания Богу внес грех в мир, то есть в
природу человека. Павел говорит о грехопадении как «преступлении
Адама», о «преступлении одного», об «одном согрешившем» и т. д.
Вдохновленный свыше апостол воспринимает повествование Моисея
как историческую правду.
Вовторых, Павел рассматривает смерть в самом широком смысле,
в физическом и духовном, как наказание за грех; не в том смысле, что
Адам пал и изза этого всё невинное человечество обречено на смерть,
но в том смысле, что Адам внес в человеческую природу элемент зла,
что провоцирует всех людей следовать за ним тем же путем греха.
Именно Адам внес грех в мир и тем самым также принес смерть, но
каждый человек подтверждает свое наказание своим собственным
грехом. Апостол не просто указывает на плохой пример со стороны
Адама, но и на заражение грехом всего рода человеческого. Он под-
черкивает общность Адамова рода в плане подверженности греху и
смерти. Павел показывает, что даже в эпоху отсутствия письменного
закона, в период между Адамом и Моисеем, все люди продолжали
грешить, поступая вопреки совести, и смерть продолжала царствовать
повсеместно даже над теми, кто не согрешил против данного людям
Божьего закона. Следовательно, слова «грех» и «смерть» относятся
соответственно к греховной природе, которую имеет каждый человек
в результате грехопадения Адама, и к последствиям греха, а именно
к духовному отчуждению от Бога, или «смерти».
О каком вменении греха Адама идет речь в этом отрывке? Док-
трина о прямом вменении греха Адама заключается в том, что вина
изза греха Адама была сразу вменена всем его потомкам. Фактом
остается то, однако, что это учение не излагается с достаточной яс-
ностью в Рим. 5. Скорее, данный текст более соответствует общему
библейскому учению о личной ответственности каждого человека,
утверждая, что Адам несет ответственность за свой собственный грех,
равно как и всякий человек с того времени отвечает за свой личный
грех. Однако каждый человек со времен грехопадения рождается
с природой, которая неизбежно ведет его к совершению грешных
поступков. Человечество не виновно в грехе Адама, каждый человек
повинен за свой грех, но всё же он является грешником вследствие
преступления Адама. Такая точка зрения обычно называется доктри-
ной опосредованного вменения.
Чтобы некий поступок можно было считать грехом в полном
смысле слова, когда он является сознательным отказом от послуша-
ния Богу по любви, у человека, как указывает апостол, должно быть
ясное понимание воли Бога. Следовательно, утверждает он, «грех
не вменяется, когда нет закона». «Закон же пришел после, — отмечает
Павел, — и таким образом умножилось преступление». В том же по-
слании к Римлянам апостол говорит, что язычники, которые никогда
не встречались с ясным письменным откровением Божьей воли, тем
не менее ответственны за грех отвержения Бога, Который явлен им
в Своем творении, «так что они безответны». Но там, где человек
встречается с непосредственным откровением, когда индивид знает
волю Бога и все же продолжает выбирать грех, а не Бога, имеем ре-
зультатом «умножение преступления».
Следует отметить, однако, что контраст между теми, кто согрешает
подобно Адаму против явно сформулированного Слова Божьего,
и теми, кто живет в потемках язычества, будучи в строгом смысле
невиновным за грех, — является лишь второстепенным сравнением в
данном рассуждении. Главной темой Рим. 5 является противопостав-
ление Адама, который принес в мир грех и смерть, Христу, Который
принес праведность и вечную жизнь. В Рим. 5 противопоставление
Адама Христу является точным и четко выраженным. Адам был вино-
вен в непослушании воле Божьей, и все, что он принес людям, было
следствием этого непослушания. Христос же принес Свои благосло-
вения благодаря послушанию Богу. Павел представляет основание
наших благословений во Христе как покоящееся на «правде Одного»,
«послушании Одного». Это послушание было, несомненно, послуша-
нием на протяжении всей жизни Христа, кульминацией чего стала Его
искупительная смерть: Он был «послушен даже до смерти, и смерти
крестной». Тон и настроение пятой главы не мрачные по причине
греха Адама, но торжественные по причине «дара благодати», «дара
по благодати одного Человека Иисуса Христа», «дара праведности»,
«всем человекам оправдания к жизни».
При этом общий итог дара Христова заключается в том, что
«благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом
Христом, Господом нашим». Хотя суд Божий последовал за одним
грехом Адама и привел к осуждению всех, так как все являются
грешниками, Божий дар благодати следует после многих грехов всех
людей и приводит к всеобщему оправданию через союз с Христом.
Грехопадение, будучи одним преступлением, привело к осуждению;
дар благодати предоставлен всем, несмотря на многие грехи, причем
этот дар неизмеримо превосходит проклятие.
В определенном смысле богослов не обязан объяснять действия
Бога: Он всеведущ и абсолютно благ, в то время как человек ограничен
в понимании и в добродетели. Истинное дитя Божье может только
склонить свою голову в благоговении перед Богом и признать, что
Его пути выше наших путей. Следовательно, нет надобности зада-
ваться вопросом, почему Бог допустил грехопадение. Тем не менее
истинное дитя Божье может увидеть определенные преимущества,
которые дает искупление. Среди них нужно отметить следующее: (1)
Благодаря Голгофе христианин острее чувствует Божью любовь, чем
если бы не было нужды в искуплении. (2) Христианин имеет благо-
словенную привилегию членства в братстве искупленных, церкви
Господа Иисуса Христа. (3) Будучи посланником Христа, христианин
становится соработником Богу в деле спасения людей. (4) Христианин
ярко осознает Божью милость, так как знает, что спасение может быть
дано ему только по благодати и никогда по причине личных заслуг.
(5) Христианин также имеет надежду на чудесное избавление от греха
и смерти в славном грядущем веке.
Пятая глава послания к Римлянам учит об общности греха, ко-
торая имеет своим источником грех Адама, но намного ярче этот
отрывок демонстрирует нам общность искупления через Господа
Иисуса Христа, Который умер ради искупления всех. В этой главе мы
находим много утверждений о том, что дар благодати преизбыточе-
ствует для многих, что дар благодати приносит оправдание, что дар
праведности ведет к царствованию в жизни через Иисуса Христа, что
правдою одного всем человекам оправдание к жизни, послушанием
одного многие станут праведными и т. д. И всетаки эти же места о
всеобщем оправдании во Христе приводят к новой трудности. Вопрос
в том, как следует понимать эти выражения. Должно ли спастись все
человечество? Отменяются ли последствия грехопадения для всех
людей повсюду?
Скорее всего, оправдание всех людей, выраженное в данном рас-
суждении словами «всем человекам оправдание к жизни», следует
трактовать со следующими тремя учениями: (1) универсализм, кото-
рый утверждает, что все люди в конечном итоге будут спасены;
(2) кальвинизм, который ограничивает это оправдание только из-
бранными, т.е. теми, кто избран во Христе прежде создания мира, так
что выражение «все люди» в этом случае имеет значение «избранные
в качестве представителей всего человечества»; или (3) арминианство,
которое обусловливает природу этого оправдания, утверждая, что ис-
купление Христа достаточно для всех людей, предназначено для всех
и предложено всем, но реально применимо только по отношению к
тем, кто уверует. Какая из этих трех трактовок наилучшим образом
согласуется с общим учением Писаний? По мнению автора данной
книги, таковой является третья концепция.
Писание убедительно говорит о том, что Христос воистину умер
за всех, что те, за которых умер Христос, могут погибнуть, что все
призваны принять Евангелие спасения. А причина, по которой не
все спасаются, заключается не в отсутствии избрания со стороны
Бога, но в том упрямом и нечестивом нежелании подчиниться Богу,
которое в Писании называется «неверием». Библия также твердо за-
являет, что не все люди будут в конечном итоге спасены. Скорее, при
Втором пришествии Христа будет великое и вечное разделение, когда
нечестивые «пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Учение универсализма о том, что все люди в конце концов будут
спасены, совершенно не соответствует Писанию.

Из книги Джона Уэнгера «Введение в богословие»

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s