Христианское обращение

Джон Уэнгер

Под обращением мы понимаем ответ грешника на обличение Духа
Святого, когда грешник кается, отрекается от греха и практически
осуществляет свою веру во Христа как Спасителя и Господа. Покаяние
имеет по крайней мере три аспекта: интеллектуальный, эмоциональ-
ный и волевой. Интеллектуальная сторона покаяния заключается в
признании своей греховности и неспособности справиться с нею, а
также в личном осознании греха. Павел в своем Послании к римлянам
говорит, что «законом познается грех». Личный опыт Павла иллю-
стрирует эту истину. Павел говорит, что человек не знал бы греха, если
бы не было закона, так как он бы не понимал бы и нечестивого по-
желания, если бы закон не говорил: «Не пожелай». Многие люди
очень снисходительно судят себя за грех или вообще не судят, пока
не увидят себя в зеркале святого закона Божьего, в результате чего их
обличает совесть и они начинают беспокоиться о своем спасении. К
этому времени человеку, чтобы стать поистине обращенным, нужно
знать Евангелие Христово.
Эмоциональный аспект покаяния заключается в благочестивых
муках по поводу своего греха. Кающейся церкви Павел пишет: «Теперь
я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к
покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли
от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние
ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Человеческая
природа так устроена, что избегает всякого соприкосновения со свер-
хъестественным. Если бы не было эмоциональной стороны, никто
бы не смог принять Христа, а скорее убежал бы от Него.
Заключительный и решающий момент обращения состоит в воле-
вом усилии, в изменении цели жизни, во внутреннем отвращении от
греха и повороте ко Христу. Печаль ради Бога должна вести к такому
отвращению от греха, которое побудит душу отчаянно искать Христа
и Его спасения. Печаль от греха не является покаянием сама по себе,
но она ведет к покаянию, которое есть окончательное обращение ко
Христу в вере. Во 2-й главе Деяний апостолов мы находим хороший
пример евангельского обращения: «Услышав это, они умилились
сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи
братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас
во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Свя-
таго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем
дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими
словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода
сего развращенного. Итак охотно принявшие слово его крестились,
и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно
пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и
в молитвах».
Здесь мы видим следующие этапы обращения: (1) проповедь Сло-
ва Божьего; (2) осуждение Духа Святого и раскаяние (сожаление);
(3) покаяние и вера; (4) христианское крещение; (5) христианское
ученичество и общение.
Что же означает христианская вера? Сегодня вера, несомненно,
является одним из наименее понятных слов. Вера — это не позиция
слепого оптимизма при совершении глупых, рискованных действий.
Это не какоето особое настроение или чувство, это также не стрем-
ление делать добро ради того, чтобы надеяться на лучшее в День суда.
Веру не следует противопоставлять разумно обоснованной уверен-
ности. Вера, по всей вероятности, имеет четыре элемента:
1. Христианская вера включает в себя стойкое доверие Богу и Его
Слову. Замечательный пример истинной веры мы находим у Авраама,
отца всех верующих. Всемогущий Бог дал Аврааму обетование, что от
него произойдет многочисленное потомство через Исаака. Задолго
до того как Исаак женился, Бог испытал веру Авраама, повелев ему
принести своего сына в жертву. Авраам был убежден в абсолютной
верности Бога и ожидал, что Господь воскресит Исаака из мертвых
после жертвоприношения. Когда они пришли к подножию горы
Мориа, Авраам сказал своим рабам: «Останьтесь вы здесь с ослом, а
я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Послание
Евреям так описывает это событие: «Верою Авраам, будучи искушаем,
принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он ду-
мал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в
предзнаменование».
В том же послании мы находим, что Бог неизменно желает спасать
Свой народ, что подтверждено Божественной клятвой, «дабы в двух
непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое
утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит
во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сде-
лавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека».
2. Христианская вера включает в себя также и постоянное под-
чинение себя Богу. Опять же, возвращаясь к Аврааму, мы видим,
что для Авраама недостаточно было однажды отдать себя Богу в
покаянии и вере, для него было необходимо также и поддерживать
свое близкое общение с Господом через постоянное подчинение
Божественной воле. Послание Иакова говорит нам: «Но хочешь ли
знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами
ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака,
сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами
вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал
Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом
Божиим». Недостаточно того, что ты славным образом спасся во
время обращения, необходимо также и осуществлять жизнь святости
и послушания. Это одна из сторон спасающей веры.
3. Христианская вера предполагает также и страстное стремление
угодить Богу. Если кто-либо действительно обратился, он будет боль-
ше всего желать делать то, что желает Бог, и быть таковым, каким Бог
хочет его видеть. Апостол Павел свидетельствовал: «Посему и сам под-
визаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми»120.
Если нет такого состояния, трудно быть уверенным в том, что человек
имеет истинно христианскую веру. Павел постоянно называет себя
рабом Иисуса Христа, подразумевая, что у него нет своей воли, что
он принадлежит — своим телом, душой и духом — Господу Иисусу
Христу, желая исполнить лишь Его благословенную волю.
4. Христианская вера имеет мужество вопреки возможным по-
следствиям быть всегда послушной, готовой выйти вперед на призыв
Христа. Другими словами, верующий во Христа живет не по рассудку;
он не считается с возможными угрозами для своего «эго». Он служит
Богу из чистой любви к Нему, лишь прося милости исполнить все, что
Бог велит. Это главная мысль замечательной брошюры анабаптистов
«Два вида послушания».
Важно понять, что когда христиане спасаются верой, упованием
на Бога через Господа Иисуса Христа, они спасаются не качеством
своей веры, не совершенством своей жизни, не степенью своего упо-
добления характеру Господа Иисуса Христа. Спасение не достигается
заслугами, это дар Божий. Однако этот дар посылается всякой честной
душе, которая искренно обращается ко Христу.
Христианская вера, таким образом, никогда не занимается само-
анализом. Для чада Божьего неправильно было бы тревожно прове-
рять качество своей веры на предмет того, достаточно ли она сильна,
чтобы спасти его. Спасающая вера смотрит не на себя, а на свою
цель, т. е. на Бога. Обетование вечной жизни дается не тем, кто имеет
особую веру, а всякому, кто верует в Спасителя и живет в искреннем
послушании Ему. Израильтяне, которые были «под кровью», были
в равной безопасности, независимо от того, имели ли они какуюто
тревогу, когда Ангелгубитель посетил Египет, или пели славные
песни освобождения. То же происходит и с чадом Божьим: каждый,
кто принадлежит Иисусу Христу, будет спасен, независимо от того,
слаб он или силен.
Говоря о детях, воспитанных в христианских семьях похристиански,
мы видим, что их обращение не является эмоциональным кризисом,
как это бывает в случае с закоренелыми грешниками или бывшими
язычниками. Многие места Нового Завета, описывающие эмоцио-
нально тяжелое обращение грешников, имеют в виду язычников, а
не детей верующих родителей. Однако все обратившиеся должны
пережить покаяние и иметь веру.
Писание не говорит о возрасте, в котором нужно принять Христа.
Мудрые верующие родители и церковные служители не пытаются
форсировать обращение, пока ребенок не достигнет достаточной сте-
пени интеллектуальной, моральной и духовной зрелости. Только Дух
Святой может знать, когда наступает время принять Христа. Бывает,
что Дух Святой начинает свой труд в душе юноши, когда он достигает
зрелости. До наступления возраста, когда человек способен отвечать
за себя, каждый ребенок пребывает в безопасности во Христе, так как
Иисус умер для искупления всех. Читая Рим. 5, можно сделать вывод,
что как проклятие пришло через грех Адама, также простирается и
искупление Иисуса Христа.
Итак, все дети, не достигшие зрелости, спасены. Они спасены без
крещения, членства в церкви или другой человеческой деятельности.
Жестоко и не по христиански торопить с обращением тех, кто не-
достаточно зрел для такого шага. Более того, невозможно подвести
человека ко Христу, если Дух Святой не действует в его сердце. По-
пытки такого рода приведут человека к отчаянию или побудят его
присоединиться к церкви без реального обращения.
Поскольку маленькие дети спасены кровью Христа, их нужно с
самых ранних лет учить, что Бог любит их, что Он слышит их молит-
вы, что Он помогает им быть хорошими и что Он прощает их грехи.
Другими словами, даже до достижения возраста личной ответствен-
ности и переживания настоящего обращения ребенок, получающий
христианское воспитание, испытывает на своем детском уровне
любовь, благость и прощение Бога. Позднее, когда произойдет
духовное пробуждение души, появится качественно новое и на-
много более глубокое осознание греха, сочетающееся с пониманием
того, что теперь Бог желает, чтобы молодой человек обратился всем
сердцем к Нему и публично исповедал свою веру во Христа. Это уже
переживание не ребенка, а человека, который несет личную ответ-
ственность перед Богом.
Истинное обращение приводит к желанию исповедать грех. Вся-
кий грех конечно же должен быть исповедан Богу. Апостол Иоанн
пишет: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме,
то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно
как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса
Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что
не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если
исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит
нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Весьма полез-
но смиренно признать свои недостатки перед братом: это действие
освобождает совесть, если мира нельзя достичь другим путем. Эта
истина также отражается в Новом Завете: «Признавайтесь друг пред
другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться».
Это может быть названо братским исповеданием, в отличие от ис-
поведания перед священником.
Если человек совершил ужасный грех и опозорил имя церкви перед
всеми, то требуется просить прощение у общины. Однако не все грехи
нужно исповедовать публично. Желание так поступать часто связано
с проявлением неправильного научения, а иногда и извращенного
желания продемонстрировать перед всеми свой грех. Менно Симонс
был очень конкретен по этому вопросу. Он писал: «Если кто согрешит
втайне против Бога — да сохранит нас от этого сила Божья — и Дух
благодати, творящий покаяние, подействует в его сердце и приведет
его к истинному покаянию, то об этом мы не должны судить. Это
вопрос его личных отношений с Богом. Ибо очевидно, что мы не
ищем праведности и спасения, прощения грехов, удовлетворения
от причиненных обид, примирения и вечной жизни посредством
отлучения от церкви, но только лишь через праведность Христа, Его
ходатайственную молитву, заслуги, смерть и кровь. Существует лишь
два основания, почему в Писании практикуется анафема, но их нельзя
применить к данному случаю. Так как, вопервых, он совершил грех
втайне, не перед всеми, и поэтому никто не пострадал. А вовторых,
он глубоко сокрушается и раскаивается. Следовательно, нам не нужно
приводить его к покаянию. Также мы не имеем заповеди от Христа
выставлять человека в этом случае перед церковью для устыжения».
В письме от 1555 г. Менно пытался исправить ошибочные взгляды
на отлучение, проявившиеся у братьев церкви Франекер в Фрисланде:
«Я полагаю, что эти братья считают, что если брат тайно согрешил в
чемто и в печали сердца поведал одному из братьев, что он согрешил
таким образом против Бога, то тот брат, кому было исповедано, дол-
жен сообщить об этом церкви, а если он не сделает этого, то должен
быть наказан вместе с согрешившим. Эта позиция не только абсурдна,
но и звучит в моих ушах как нечто ужасное. Ибо это противоречит
всему Писанию и любви (Мф. 18; Иак. 5:19–20).
Отлучение, с одной стороны, было установлено для покаяния.
Но теперь, когда ясно видно покаяние и сокрушенное и скорбящее
сердце, как мы можем объявлять такого человека отлученным? О,
братья мои, не применяйте такой принцип, так как это приведет к
греху, а не к изменению. Если мы будем так поступать с бедными,
кающимися грешниками, с теми, кто согрешил втайне, то через такой
позор многих отвратим от покаяния. Да сохранит меня Бог, чтобы я
согласился с таким учением или поступил соответствующим образом!
Также я вижу, они придерживаются мнения, что если кто согрешит
по своей слабости и открыто исповедует свое согрешение, то они
должны считать такого мирским человеком. Это также абсурдная
доктрина, так как если согрешение было сделано по слабости, то да-
вайте не будем высокомерны и слишком жестоки к бедному грешнику,
чтобы нам самим не совершить худшего греха.
Отлучаются не слабые, а развращенные члены, чтобы они не
развратили других… Я желаю, чтобы отлучение совершалось в ис-
креннем, отцовском духе, в любви, согласно учению Христа и Его
апостолов…
Следуйте этому моему братскому увещанию, которому испол-
няется уже двадцать один год. Я не могу дать вам другого лучшего
совета».

 

Из книги Джона Уэнгера «Введение в богословие»

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s