Диалог о безусловном предопределении

john-wesley-1

Джон Уэсли

Некоторые из вас говорят, что ниже приведенные цитаты ложны, что эти люди никогда не говорили этого. Другие говорят, что эти слова имеют другой смысл; что ни вы, ни любой другой человек, верующий в предопределение, никогда не говорил и не мог сказать подобное.

Друзья мои, люди, чьи цитаты приведены ниже, хорошо известны. Вы можете сами убедиться в том, что эти слова принадлежат им. Те из вас, кто читал их сочинения, могут сказать с чистой совестью, что их слова имели именно этот смысл и никакой другой. Смысл их слов открыто защищается во всех их сочинениях.

Вы говорите: «Нет, человек, истинно верующий в предопределение, никогда не говорил и не мог сказать так». Однако каждый человек, по-настоящему верующий в предопределение, обязан говорить так, а значит и вы тоже, если не стыдитесь доктрины, или не отказываетесь от своего фундаментального принципа.

Ваш фундаментальный принцип: «От вечности Бог определил все, что должно произойти». Но из этого утверждения следуют все выводы, приведенные ниже. У вас же, есть только три способа выйти из этой ситуации:

1. Уклониться от прямого ответа на вопрос и бесконечно обманывать.
2. Принять все выводы и честно исповедовать их.
3. Отказаться от всех выводов, веровать во Христа, Спасителя для всех.

Диалог между верующим в предопределение и его другом:

ДРУГ. – Сэр, я слышал, что вы делаете Бога автором греха, и Тем, Кто уничтожил большую часть человечества без всякой милости.
ЧЕЛОВЕК, ВЕРУЮЩИЙ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ (далее: Пред.). – Я отвергаю это. Я только скажу: «Из вечности Бог неизменно определил все, что должно произойти» (Катехизис Ассамблей, глава 3).

Друг. – Не делаешь ли ты исключений?
Пред. – Конечно, нет, ибо «нет ничего более абсурдного, чем думать, что что-либо произошло без Божьего постановления» (Жан Кальвин «Церковные установления»).

Друг. – Распространяется ли это и на действия людей?
Пред. – Несомненно. «Каждым действием и движением каждого творения управляет тайный Божий совет, и ничего не произойдет, кроме того, что Бог определил» (там же, раздел 3).

Друг. – Но что же тогда происходит по воле человека?
Пред. – «Волей человека управляет воля Божья, так что человек делает то, что предопределил Бог» (там же, раздел 8).

Друг. – Я полагаю, что ты говоришь о разрешающий воле Бога?
Пред. – Нет, я имею в виду: «все происходит посредством действенной воли Божьей, которой нельзя противостать» (Twissi Vindiciae Gratiae & Providentiae Editio Jensoniana, пар. 3, стр. 19).

Друг. – Тогда человек обязан делать, то что он делает?
Пред. – Верно. «Невозможно, чтобы воля человека произвела что-либо когда-либо без Божьего принуждения» (там же, стр. 19).

Друг. – Не подразумевает ли это, что всё должно происходить, потому что оно уже предопределено?
Пред. – «Я не сомневаюсь в том, что все происходит по воле Божьей, и все, чего Он желает – обязательно произойдет» (Жан Кальвин «Церковные установления»).

Друг. – Включен ли грех в список этих событий?
Пред. – Несомненно, ибо «всемогущая Божья власть распространяется и на первое грехопадение, и на все другие грехи ангелов и людей» (Катехизис Ассамблей, глава 5).

Друг. – Я согласен с тем, что Бог предвидел первое падение человека.
Пред. – «Бог не только предвидел падение Адама, но определил его» (там же, глава 23, раздел 7).

Друг. – Я знаю, что Бог допустил падение Адама.
Пред. – Говорю же: «Адам пал не только потому, что Бог допустил это, но потому что Бог назначил это падение» (Calvin Responsio ad Calumnias Nebulonis cujusdam ad Articulum primum). «Он согрешил, потому что Бог так определил, потому что Бог видел благо» (Жан Кальвин «Церковные установления»).

Друг. – Но не возражают ли против этого те, кто отличается от вас?
Пред. – Да, «эти ядовитые псы изрыгали многое против Бога» (там же, книга 3, глава 23, раздел 2). «Они отвергают утверждения, что Писания говорят о том, что Бог установил падение Адама. Они говорят, что Адам имел выбор – пасть или остаться с Богом; и что Бог предопределил только участь Адама, в зависимости от его выбора, как будто бы Бог сотворил венец Своего творения, не определив его судьбу!» (там же, раздел 7).

Друг. – Неужели Бог, сотворил Адама для того, чтобы тот согрешил?
Пред. – Несомненно. «Бог сотворил Адама и Еву именно с той целью, чтобы они могли быть искушаемы и впали в грех. И из-за Божьего постановления им ничего не оставалось, как только согрешить» (Piscatoris Dispute. Praedest., стр. 6).

Друг. – Но не основываешь ли ты Божье постановление на Его предузнании, а не на Его воле?
Пред. – Нет. «Бог не предвидит ничего, кроме того, что Он постановил. Его постановление предшествует его знанию» (Piscatoris Dispute. Praedest.).

Друг. – Тогда это постановление по праву можно назвать ужасным.
Пред. – «Я согласен с тем, что это ужасное постановление. В то же время никто не может отвергать, что Бог предвидел падение Адама и предузнал его, потому что оно соответствовало Его Собственному постановлению» (Жан Кальвин «Церковные установления»).

Друг. – Веришь ли ты, что Бог, с помощью Своего позитивного постановления, не только избрал некоторых людей к жизни, но и к смерти всех остальных?
Пред. – Конечно, если я верю в одно, я верю и в другое. «Многие люди по- настоящему принимают избрание, но, пытаясь оправдать Бога, не хотят верить в предварительное осуждение некоторых людей, но это глупо. Без предварительного осуждения не может существовать настоящего избрания. Те люди, мимо которых Бог проходит, были заранее осуждены» (там же, раздел 1).

Друг. – Пожалуйста, объясни, что ты понимаешь под избранием и предварительным осуждением людей.
Пред. – «Не все люди были сотворены с одинаковой судьбой. Некоторые предопределены к вечной жизни, другие – к вечному осуждению. Потому что одни люди были сотворены для одной судьбы, а другие для другой, мы говорим, что Бог избрал или предопределил к жизни одних, а других – к осуждению или уничтожению» (там же, глава 21, раздел 1).

Друг. – Пожалуйста, повтори, что ты имеешь в виду.
Пред. – «Бог раз и навсегда назначил, вечно и неизменно определив, кому Он даст спасение, а кого подвергнет уничтожению» (там же, раздел 7).

Друг. – Сотворил ли Бог кого-то для того, чтобы осудить?
Пред. – Не говорил ли я тебе этого ранее? «Первым Божьим определением было послать определенных людей в ад, и до сего дня их грехи были предопределены. Бог лишил их благодати для того, чтобы они согрешили» (Zanchius de Natura Dei, стр. 553, 554).

Друг. – Но не предопределил ли Бог людей к жизни или смерти на основании Своего предузнания их выборов?
Пред. – «Так полагают невежды. Они считают, что Бог предусмотрев, чего заслужит каждый человек, избрал одних к жизни, а другим определил смерть и осуждение» (Жан Кальвин «Церковные установления»).

Друг. – Но не считаешь ли ты, что Божье обречение на неверие некоторых людей, основано на Его предузнании грехов этих людей?
Пред. – Конечно, нет. «Бог, для Своей славы, определил рождение многих людей, которые с утробы матери предназначены к неизбежной гибели. Если кто-то из людей возомнит, что Божье предузнание не предназначило его к осуждению, но вместо этого Он определил их на погибель из-за их нечестия, я скажу, что лишь Божье предузнание не определяет судьбу человека. От воли Божьей, а не Его предузнания зависят вечная жизнь или смерть. Если бы Бог предузнал все, что относится к человеку, но не определил это, можно было бы размышлять над тем, определяет ли Его предузнание все то, что Он предузнал. Видите ли, Он и предузнал все, что должно произойти, так как Он определил, чтобы все это произошло. Нет смысла спорить о Божьем предузнании, так как ясно видно, что все происходит благодаря тому, что Бог определил это» (там же, глава 23, раздел 6).

Друг. – Но если Бог определил к осуждению большую часть человечества, почему же Он призывает их к покаянию и спасению?
Пред. – «Бог имеет способность эффективного призвания, которым Он дает избранным спасение, предназначенное им, и судит тех, кому предназначено осуждение. Тем людям, которых Он сотворил для погибели, он не дает слышать Слово Божие или посредством Слова ослепляет их еще больше» (там же, глава 24, раздел 12).

Друг. – Как же так? Если Бог сотворил их для вечной смерти, почему же Он призывает их к покаянию и жизни?
Пред. – «Он взывает к ним, чтобы уменьшилась их способность слышать; Он разжигает огонь, дабы они видели еще меньше; Он доносит до них Свое учение, дабы еще уменьшить их знание; Он дает им «лекарство», дабы преумножить их болезнь» (там же, книга 3, глава 24, раздел 13).

Друг. – Хорошо, достаточно. Ты ведь не делаешь Бога автором греха!?
Пред. – Конечно, нет. «Бога нельзя назвать автором греха, хотя Он и является причиной поступков, называемых грехами» (Petri Martyris Vermillii Com. In Roman., стр. 413).

Друг. – Каким же образом Он является причиной грехов?
Пред. – Во-первых, через Свое вечное и неизменное постановление. Во-вторых, через Свою власть, которой нельзя противиться.

Друг. – Получается, что Бог предопределил грехи людей?
Пред. – «Избранные и предназначенные к осуждению люди были предопределены к согрешению, чтобы с помощью греха могла быть провозглашена слава Божья» (Zanchius de Nat. Dei., стр. 555). «В особенности это относится к людям, которые предопределены к неверию, осуждению и сотворены для того, чтобы жить греховно и быть сосудами преисполненными грехом» (Piscator contra Tauffium, стр. 47).

Друг. – Но ведь грехи избранных не были предопределены?
Пред. – Были, «ибо мы не можем делать больше добра и меньше зла, чем делаем, потому что Бог от вечности точно запланировал, сколько добра и зла будет сделано» (Piscatoris Responsio ad Amicam Duplicationem Conradi Vorstii, стр. 176).

Друг. – То есть, вы верите, что именно таким образом Бог определил грех. Но как Его власть, которую нельзя отвергнуть, относится к грехам человека?
Пред. – «Бог является автором греховных поступков, через Свою волю, которой нельзя воспротивиться» (Д-р Туисси, часть 3, стр. 21).

Друг. – Что ты имеешь в виду?
Пред. – «Бог производит прелюбодеяния, злоречие, ложь» (Piscat. Responsio ad Apologiam Bertii.). «Он дает возможность нечестивцам совершать грех и склоняет к этому их сердца. Он ослепляет, обманывает и обольщает их. Совершая труд в их сердцах, Он заставляет их делать зло, и Сам подталкивает к этому» (Pet. Martyr. Ver. Commet. In Rom., стр. 36, 413). Поэтому «воры, убийцы и другие злодеи являются инструментами в Божьих руках. Он использует их для совершения всего, что Он определил» («Институты» Кальвина, книга 1, глава 17, раздел 11).

Друг. – Не обвиняешь ли ты Самого Бога в грехе?
Пред. – Нет, «Бог заставляет их совершать только акт греха». (Twissi Vindiciae, часть 3, стр. 22). Кроме того, «когда Бог приводит к согрешению ангелов и людей, Сам Он не согрешает, так как не нарушает никакого закона. Бог не находится под каким-либо законом и поэтому не может грешить» (Zuinglius in Serm. de Provid., главы 5 и 6).

Друг. – Но как Бог заставляет грешить ангелов и человека?
Пред. – «Дьявол и грешники настолько удерживаемы рукой Божьей, что не могут и подумать, попытаться или сделать что-то, чего Бог не желает. Бог не только не позволяет им поступать хорошо, но и заповедует не делать благое. Они не только содержатся в узах, но и заставляемы, как будто с помощью узды, быть в послушании этим заповедям» (Жан Кальвин «Церковные установления»).

Друг. – Это поистине турецкая доктрина. Ее нужно изобличать так, как это было сказано ранее: «Я предаю анафеме богохульство Магомета, которое утверждает, что Бог обманывает тех, кого желает, а других ведет к добру. Бог делает то, что Ему угодно – производит добро и зло. Поистине судьба правит всем» (Nicetus Saracenita).
Пред. – Наша доктрина более древняя, чем доктрина Магомета. Ее принимал еще Августин.

Друг. – Августин иногда говорит в пользу такого учения, а иногда против него. Но все традиции первых четырех веков настроены против тебя. Восточная Церковь, Церковь Англии в Катехизисе и Статьях выступают против этого учения. Также относились к нему и святейшие Мученики, в частности, Епископы Хупер и Латимер.
Пред. – Но не утверждает ли традиция, что Иуда был предопределен к осуждению?

Друг. – Напротив, вот слова Иоанна Златоуста: «Вначале Иуда был дитем Царства. Ему и другим ученикам было сказано: «Вы воссядете на двенадцати престолах», но впоследствии Иуда стал дитем ада».
Пред. – Однако ты согласишься с тем, что Исав был предопределен к осуждению?

Друг. – Нет, не соглашусь. Некоторые из ваших же писателей верят, что он, в конце концов, обрел спасение. Таким же было и общее мнение древних Отцов. И ясно видно, что место Писания: «Иакова я возлюбил, и возненавидел Исава», относится не к их личностям, а к их потомкам. Но предположим, что если Исав или Иуда были осуждены, то за что они были осуждены?
Пред. – Несомненно, за неверие. Мы спасаемся верою, а неверие – единственный грех, ведущий к осуждению.

Друг. – Но какой верою спасен ты?
Пред. – Верою в Иисуса Христа, Который умер ради меня.

Друг. – Но не умер ли Он ради Исава и Иуды? Если нет, тогда, по твоим словам, они осуждены за неверие в ложь. Понимание этого заставило Архиепископа Ашера сказать: «Во что только люди не ударяются, вместо того, чтобы покориться. Они утверждают, что Христос умер не за всех людей, и что никто, кроме избранных, не могут принадлежать Христу. Тогда как же остальные могут веровать, что Христос умер и за них, и принять Его своим Искупителем и Спасителем? Таким образом, они вынуждены верить в то, что является ужасной ложью и принять то, на что они не имеют никакого права».
Пред. – Но что же ты тогда подразумеваешь под словами избрание и осуждение?

Друг. – Во-первых, от начала Бог определил избрать или выбрать во Христе всех, кто уверует во спасение. Во-вторых, от начала Бог определил осудить все тех, кто упрямо и до конца будут пребывать в неверии.
Пред. – Что же ты думаешь об абсолютном и безусловном избрании и осуждении?

Друг. – Я думаю, что этого учения нельзя найти в Святых Писаниях. Оно приносит ужасный плод. Примером тому может служить сам Кальвин. Он признает, что послал на смерть Майкла Сервета только из-за того, что их религиозные взгляды были различными.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Новое время. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s