Держись образца здравого учения

Григорий Авраменко

Авраменко

Г.Н. Авраменко

Введение

Спасение рода человеческого, является величайшим делом Божьим на земле. Бог со Своей стороны сделал все, чтобы спасти людей от греха и смерти. Христос умер на Голгофском кресте за грех всего мира, за беззакония каждого из нас, став нашим Искупителем и Спасителем (1 Кор. 15:1-4; Тит. 2:11-14).

Но для того, чтобы погибший обрел вечную жизнь, он должен уверовать и обратиться к Господу. “Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает” (Евр. 11:6). Грешник должен выполнить предлагаемое Богом условие: “Покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1:15; Лк. 13:1-5).

Без покаяния прощение недостижимо. Уверовать может только тот, кто читал Евангелие или услышал весть о спасении. “Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божьего” (Рим. 10:17). Кто-то должен однажды прочитать грешнику золотой стих Библии: ”Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16).

Для этого дела Бог избирает каждого верующего, но в особенной мере служителей Слова. Служение проповедника почетно и весьма ответственно. Проповедник должен обеспечивать церковь обилием духовной пищи. Проповедником может стать только ученик Христа, отвергнувший себя, свое “Я”, взявший свой крест и следующий до конца своей жизни по следам Христа (Мф. 16:24; 1 Пет. 3:21). Он должен постоянно учиться, непрестанно возрастать в познании Господа Иисуса Христа с тем, чтобы вести церковь к совершенству, к достижению меры полного возраста Христова (Еф. 4:13).

Учитывая то, что во все времена делателей на ниве Божьей было недостаточно, нам нужно особенно сегодня взывать к Богу в молитве о том, чтобы Он высылал сильных проповедников на жатву Свою. Каждый проповедник обязан молиться о том, чтобы Бог использовал все его дарования в полной мере в деле провозглашения Благой Вести для спасения многих, многих душ.

Дело спасения людей очень ответственно и требует от служителей серьезной подготовки. Апостолы проходили школу ученичества у Христа в течение более трех лет. Что же говорить о нас с вами? Мы обязаны учиться этому на протяжении всей своей жизни. Но для хорошей учебы требуется специальное руководство или пособие с одной стороны и откровение свыше с другой. Нашим основным пособием является Библия! (Ин. 8:31-32).
Наш Учитель и Руководитель Дух Святой! (Деян. 1:8). Наша сила в смирении и молитве, (Иак. 4:10; 1 Кор. 1:22-24).

Основные элементы боговдохновенной проповеди

Истинная проповедь о Христе коренным образом отличается от чисто человеческой речи тем, что она истекает из Божьего источника, формируется Духом Святым, где человек является добровольным и сознательным орудием в руках Живого Бога, действующего по Своему изволению.

Подлинный проповедник является искренним причастником излагаемых им истин, потребителем благодати Христа, дерзновенным и радостным свидетелем всего пережитого, принятого и познанного. Побуждением к произнесению проповеди у него является сознание обязанности говорить истину и веление сердца свидетельствовать миру о Спасителе грешников, о Его любви к людям и дивном милосердии.

Проповедь сама по себе есть действие Слова Божьего на сердца и умы людей. Дух Святой сеет семя жизни в почву сердец человеческих. Во всякой истинной проповеди трудится Дух Святой, Слово Божье и проповедник. Если проповедник является носителем истины и проводником Духа Святого, то он осознает себя каналом, по которому Бог посылает церкви хлеб жизни. Его обязанность хранить себя в истине и держаться источника.

Проповедник, не познавший истину, сознает себя самого родником. Он волен избирать тему, трактовать ее по своему усмотрению и говорить все, что ему хочется. В подобном занятии он не замечает молчания Духа Святого, потому что трудится не в Духе Святом, не подконтролен Ему.

Человеческая речь и проповедь Евангелия Христова в силе различны по своей природе. Давайте рассмотрим основные элементы Богодухновенной проповеди:

1. Дух свидетельства

Когда главным элементом проповеди является дух свидетельства, тогда проповедник не мыслитель, не созерцатель, не мастер слова или искусный оратор, а реальный сопричастник того, о чем говорит (Деян. 1:8; Ис. 43:10; Мк. 5:18-20). Он есть истинный и смиренный носитель, как бы очевидец той истины, о которой свидетельствует. Он участник Евангелия — Благой Вести, сам живет по нему и призывает слушателей последовать его примеру. О, как приятно и радостно слушать таких проповедников!

Дух свидетельства излучает твердую убежденность, которая как молот, разбивает неверие и сомнение сердец, ярко отражая приверженность сердца говорящего, полную преданность Богу, внутреннее духовное состояние и удовлетворение, родство и тесную связь с Богом и безграничную радость личного спасения.

Дух свидетельства возрождается в сердце христианина в процессе познания Бога. Это происходит тогда, когда отношения верующего с Богом становятся не теоретическими, а практическими. Сердце через самопознание достигает Богопознания. Путем постепенного проникновения в закон совершенный, закон свободы. Христианин познает мир духовных реальностей, становится наследником, носителем и потребителем истины.

Неглубокое знание Слова Божьего не возрождает дух свидетельства. Оно в личном плане умудряет, просвещает, очищает и освящает верующего, но не действует через него на других.

Проповедник, не утруждающий себя сокровенными поисками истины, не вступит в область Богопознания. Он будет опираться на свои естественные способности, говорить человеческую речь о Боге и только. Дух Святой ведет в область Богопознания того, кто жаждет Бога, прилагает к этому усилия, исследует самого себя, стремится углубиться и познать богатства Божьих тайн (Пс. 62:2-4; Иак. 3:17).

2. Искренность

Искренность является духовной искрой, способной зажигать сердца слушателей. Где нет небесной искры, там нет и святого огня. Проповедь, лишенная искренности, является угасающей, потухшей, не возжигающей сердца.

Анализируя некоторые проповеди, в которых отсутствовала эта искра, приходишь к выводу, что такие проповеди только охлаждают сердца, угашают дух церкви, причиняют ущерб. Это — антипроповеди! Итак, искренность есть свидетель истинности! Где нет искренности, там нет и благословения свыше (2 Кор. 2:17; Евр. 10:22).

3. Усердие

Без усердия в служении Словом, проповедник оказывается казенным служителем, официальным представителем церкви на кафедре, равнодушным исполнителем поручения. Такой служитель иногда проговаривает: “Я в порядке очереди буду читать Слово Божье». И это верно! Он служит не из усердия, а в порядке установленной очередности. Проповедник такого рода боится одного: как бы не сказать чего-либо неприемлемого или неугодного кому-либо в церкви. О том, что его проповедь не приносит никакой пользы, не назидает, не утешает — не волнует его. Он выходит с сознанием своего достоинства, говорит трафаретно, холодно и вяло, и уходит с кафедры самодовольным.

Что же это за отношение к служению Словом? Это своего рода мертвящее, формальное отношение к исключительно важному и ответственному труду. Самое лучшее, что мог сделать подобный проповедник — это прочитать текст Священного Писания за кафедрой, сказать “Аминь” и уйти. В этом случае пользы было бы несравненно больше. Где не участвует сердце, там нет усердия, и Слово не действует на сердца! (Еф. 6:7; Рим. 12:11; 2 Кор. 8:7-22).

4. Личная вера в исповедуемые истины

Без личной веры в исповедуемые истины говорящий не может и не имеет права предлагать их другим. Слушатель обычно воспринимает Слово Божье и пользуется им так, как воспринимает и пользуется им сам проповедник. Поэтому личная вера служителя играет весьма важную роль для слушателя. Она дает нам возможность познавать сокровенное (Евр. 11:2) , видеть невидимое (Евр. 11:27) , вводить нас в мир духовных реальностей, устанавливать общение с Богом, пребывать во Христе (Ин. 15:4-5; 1 Ин. 1:3).

И поскольку истины Евангелия постигаются и усваиваются только при условии растворения их личной верой, то она является для нас органической необходимостью, своего рода духовным “желудком” (Евр. 4:2).

Если проповедник воспринял истину, растворил ее личной верой и впитал, тогда он преподнесет ее слушателю разработанной, приготовленной и легко усвояемой.
В таком случае и слабая вера слушателя может дорастворить, и впитать духовную пищу. Иначе проповедь будет трудноусвояемой или недоступной вообще. Она не достигнет цели, не удовлетворит церковь, не насытит души. Рассматривая работу проповедника под таким углом зрения, можно сказать, что духовный мир свидетеля Христа подобен кухне, на которой приготовляются духовные блюда, а собрание является духовной столовой, в которой питаются ищущие Господа сердца (1 Кор. 3:2; 1 Кор. 3:6; Евр. 10:25).

5. Дерзновение

На почве личной веры проповедник дерзает присваивать себе все обетования Божьи. Дерзновенный проповедник не терпит сковывающего равнодушия, не может мириться с мертвящим формализмом, с обывательским отношением к служению в церкви. Он вынужден быть в определенной форме и степени воинственным. Этим он выводит из состояния духовной дремоты сердца слушателей, активизирует их волю на борьбу с искушениями, пассивностью, грехом. Он стремится преподнести спасение так, чтобы оно из “нашего” стало “моим”. Чтобы Христос стал не “нашим” Спасителем и Господом, а “моим”!

Дело в том, что “Адам” постоянно ищет укрытия, его стремление куда-нибудь спрятаться от Бога. И вот живущие в “Адаме” прячутся за безличным местоимением “мы”. Честный грешник, приходя к Богу, говорит: “Прости меня!”, но не “Прости нас”. Часто мы не придаем этому значения, но это очень важно. Быть дерзновенным не так просто и легко. Тот, кто выбирает этот путь встает в “проломе стены” равнодушия и побуждает других делать оценку своего духовного состояния. Слово Божье подобает говорить дерзновенно, искренне, наступательно. Дерзновение основывается на высшей уверенности в своем праве и готовности воли человека постигнуть недосягаемое. Оно совершает подвиг в приобретении благословения Божия или помощи от Него, предъявляя новые требования к душе, побуждая к новым подвигам веры, открывая новые горизонты жизни в духе (Мф. 15:21-28; 1 Кор. 9:24-27; Флп. 3:7-15).

Проповедь без дерзновения есть поучение, наставление, обличение, обрисовка библейских персонажей, красочное описание евангельских эпизодов, нравоучение или мораль. Дерзновенная проповедь есть благословенное воинствование во Христе во имя освящения церкви, познания славы Христа и преображение верующих в образ Иисуса Христа (Рим. 8:29; 2 Кор. 3:18).

6. Жажда Бога

Мерилом, определяющим характер поведения человека, является мотив его деятельности. Некоторые могут идти за кафедру, ища славы, другие идут на этот труд с жаждой открыть церкви волю Бога, третьи всходят на кафедру просто в порядке очередности.

Если Христос не является органической потребностью — Жизнью благовестника,
(Кол. 3:4), единственным Источником, питающим эту ветвь Собою (Ин. 15:4) и он считает себя независимым от Христа, живет собой, опирается на свои силы, поступает по разумению своего сердца, не сверяя свои поступки со Словом Божьим, то такой человек не знает Бога, он не может сказать: “Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя» (Пс. 62:2). В таком случае он говорит для других, лично в этом не нуждаясь. Жаждущий Господа проповедник пробуждает в сердцах слушателей жажду Бога. В его сердце стези направлены к Богу (Пс. 83:6).

Проповедь без жажды Бога является косвенной, хладнокровной, безжизненной. Кто не идет, других повести за собой не сможет. Кто не плывет, увлечь за собой никого не сможет. “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они утешатся” (Мф. 5:6).

7. Смирение

Положение проповедника в церкви ставит его на более высокую ступень чести и ответственности перед Богом, по сравнению с рядовыми верующими. Он является тем, кому много дано и с кого многое спросится, преподавателем истин Евангелия Христова, (1 Кор. 15:2-3), воспитателем церкви. От него требуется больше чем от других, но при успешном служении его окружают почетом, уважением, и нередко он пользуется известностью. Это, как уже рассматривалось ранее, может привести его к высокому мнению о себе (Рим. 12:16), возвышению (Лк. 14:11), а затем и к гордости. И тогда его ждет духовный упадок и поражение. В сердце его будет преизобиловать сухость, по смыслу верные мысли будут передаваться холодно и безжизненно. Его высокомерие будет просматриваться во многом, проповеди его перестанут вызывать в сердцах слушателей отклик, сам Бог станет противиться гордому проповеднику (Иак. 4:6).

Вот почему ему крайне необходимо добровольное сознательное, полное смирение, чтобы всегда впереди его шел Христос, а он был вторым, а лучше третьим. Это произойдет тогда, когда он ближнего будет почитать выше себя. Это евангельское правило необходимо для любого служения, а особенно для служения проповедью.
“Смирись под крепкую руку Божью и вознесет тебя в свое время» (1 Пет. 5:6; Мф. 11:29; Флп. 2:3).

8. Любовь к людям

Причиной, побуждающей проповедника к действию должна быть любовь к погибшим пленникам греха. Человеколюбивый проповедник всегда имеет доступ к сердцам людей. Он не позволяет себе быть равнодушным к нуждам ближних, быть спорщиком, не укоряет других, не состязается в чем-либо, но зовет всех ко Христу, предлагая принять спасение Божье.

Без любви к тому, с кем говоришь, Слово Божье в устах говорящего превращается в тяжелый бич. Вместо обращения к Богу, люди ожесточаются, не принимают истину.
“Возлюби ближнего твоего как самого себя” (Мк. 12:31). Это, прежде всего, необходимо для проповедника. Когда Ионафан любил Давида, как свою душу, то отдал ему все, что мог, делал для него все возможное, до конца дней своих (1 Цар. 18:1-4; 2 Цар. 1:17, 26). Бог явил спасение миру по любви Своей к нам (1 Ин. 4:9-10; Ин. 3:16; Мк. 12:31).

9. Желание видеть Церковь преуспевающей

Если проповедник знает в чем заключается смысл его работы на данном этапе времени, видит конечную цель, искренне желает помочь церкви, он будет трудиться прилежно и усердно. Его труд будет приносить пользу. Тот, кому безразлично, куда идет церковь, кого не интересует ее духовный уровень, процесс ее развития, тот не сможет получать благословение от Господа и назидать церковь. Домостроитель благодати Божьей разумеет, что смысл работы Христа над Своей Возлюбленной состоит в том, чтоб она достигла духовной зрелости, совершенства, приносила обильный плод и была всегда готова к восхищению (Мф. 25:1-13; Откр. 22:12; Деян. 4:8-14).

10. Сила Духа Святого

Венцом проповеди, силой ее влияния, является сила свыше (Лк. 24:49). Никакие личные качества или способности проповедника не могут дать желанного результата, если его слово лишено силы Духа Святого (1 Кор. 2:4; Деян. 14:1; 13:9-12).

Все выше перечисленное составляет единую личную сферу проповедника. Все это в совокупности производит влияние на умы и сердца слушателей, на их дух и душу.
Подлинный проповедник является орудием в руках Бога, употребляющим его в интересах Царства Божьего. Только тот, кто является свидетелем Христовым, с успехом принимает активное участие в домостроительстве благодати Его.

Будем искренне молиться о том, чтобы сам Господь в наше последнее время выслал делателей, облеченных силой Духа Святого и властью Христа, способных выполнять ответственный труд на ниве Его с полным успехом (Мф. 9:37-38; Ис. 6:1-8).

Основные задачи богодухновенной проповеди

Основные задачи богодухновенной проповеди представляют собой достижение двух целей: обучение истине и призыв к действию. Без познания невозможно правильное действие, поэтому люди должны знать, что им нужно делать, чтобы угодить Богу как в спасении, так и в освящении. Например, они должны знать, при каких условиях грехи людей Иисус Христос искупает раз и навсегда, а при каких – наказывает вечным осуждением? Ответ на этот вопрос заключается в требовании покаяться и поверить, чтобы гнев Божий по отношению к конкретному человеку сменился Его милостью. После познания истины должно следовать практическое ей послушание. Отсюда и требование к проповеднику призвать его слушателей к принятию конкретных решений или действий, а не просто к согласию.

1. Обучение истине

Каждый проповедник с призванием является учителем церкви. Апостол Павел пишет Титу, чтобы он в учительстве проявлял чистоту и неповрежденность (Тит. 2:7). Что представляет собой чистота в учительстве? Это соблюдение всех нюансов учения Христа в абсолютной ненарушимости, идейная неповрежденность, смысловая точность. Чистое учение Евангелия звучит, что спасение рода человеческого Господь произвел жертвой Агнца Божия на кресте Голгофы и мы спасаемся не нашими заслугами, а благодатию Христа через веру (Еф. 2:8; 1 Кор. 15:1-3; 2 Пет. 3:18). В данной книге мы делаем ударение на то, как нужно проповедовать, а Слово Божие на первый план выдвигает вопрос о том кого или что проповедовать. Ведь можно быть мастером слова, красноречивым по природе оратором, но преподносить церкви только начатки учения Христова или хуже того вводить людей в заблуждение (Деян. 15:1-29; 18:24-28; Евр. 6:1-3). И истинный проповедник должен знать и держаться образца здравого учения Христа (2 Тим. 1:13)…

Какие же истины должен передать своим слушателям проповедник, а грешникам — благовестник? Прежде всего, это – истины о спасении и освящении. Истина о спасении свидетельствует об условиях проявления любви Бога грешнику. Истина об освящении описывает требования справедливости Бога по отношению к праведнику. В принятии спасения грешник повинуется спасающей воле Бога, а в принятии освящения – преображающей Его воле. Хотя спасение зависит лишь от оправдывающей воли Божьей, освящающая Его воля также необходима верующим, чтобы свидетельствовать об их спасении другим людям наглядным образом.

Дело промысла любви Божией над человеком

Содержанием наших проповедей должно быть убеждение в благости и добром расположении Бога к людям, а не только Его всемогущество, обычно пугающее грешников. Поэтому мы должны убеждать их в том, что Бог не просто ищет возможности унизить нас, указывая на наши грехи, но и предлагает нам Свою помощь и их преодолении. Миссия Господа Иисуса Христа в наш мир, является откровением любви Божией к человеку (1 Ин. 4:9-10). Любовь Отца – двигатель всех Его благих деяний по отношению к людям.

Согласно сказанному в тексте Иов. 34:13, Бог промышляет о всей земле, о живущих на ней:

А) Иер. 5:24. Он дает нам дождь ранний и поздний;
Б) Лк. 11:2. Он посылает нам насущный хлеб;
В) 2 Пет. 3:10. Он хранит нашу планету от космической катастрофы.

Согласно сказанному в текстах Ин. 3:16 и Мф. 18:11, Иисус Христос по благоволению Отца пришел в наш мир взыскать и спасти погибшее (всех грешников земли):

А) Мф. 15:32. Бог жалеет всех людей и печется о них;
Б) Мф. 11:28. Он простирает руки ко всем труждающимся и обремененным и зовет их к Себе, чтобы они унаследовали жизнь вечную;
В) Пс. 9:19. Бог помнит и знает всех забытых людьми;
Г) 1 Тим. 5,5. Он есть Друг и Общник одиноких;
Д) Ис. 54:6-7. Он не оставляет и оставленных людьми;
Е) Пс. 67:6. Он есть Отец сирот и вдов;
Ж) Иер. 22:16. Господь разбирает дело бедного;
З) 1 Цар. 2:8. Он из брения возвышает нищего;
И) 2 Цар. 14:14. Он не отвергает и отверженного;
К) Исх. 15:26. Он есть Целитель всех и всяких больных;
Л) Тит. 3:3. Он вразумляет искренне заблудившихся;
М) Иер. 21:12. Он защищает обижаемого;
Н) Иер. 31.3. Он любит и благоволит к каждому из живущих на земле.

Согласно сказанному в тексте Иак. 5:15-16, Господь слышит молитвы и моления уповающих на Него:

А) Пс. 144:19. Желания боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их;
Б) Еф. 4:14. Господь укрепляет колеблющихся в вере;
В) Ин. 20:26-29. Он утверждает в истине, сомневающихся;
Г) Мф. 14:25-27. Он избавляет нас от ненужных страхов и боязни;
Д) Деян. 15:28. Он облегчает наши бремена;
Е) Иез. 34:16. Он перевязывает раны наши;
Ж) 2 Кор. 1:4. Он утешает скорбящих душею;
З) 4 Цар. 4:25-37. Он посылает радость огорченным;
И) 2 Кор. 2:7 Он соизмеряет и укрощает нашу печаль;
К) Ис. 51:1. Он внемлет вздохам унывающих и переживающих горе, сердцам;
Л) Пс. 22:1. Он пасет и водит на злачные пажити овец Своих;
М) Пс. 55:9. Он собирает и хранит слезы наши в сосуде Своем и вписывает их в книгу Свою;
Н) Ос. 11:3; Втор. 1:31. Он носит нас на руках Свои;
О) Ос. 11:4. Он ласково подкладывает нам духовную пищу, воспитывая нас;
П) Пс. 144:14. Господь поддерживает всех падающих;
Р) Пс. 135:23. Он возвышает униженных;
С) Мф. 19:30. Последних делает первыми;
Т) Ин. 17:15. Спасает нас от зла в мире сем.

И это все Он делает для того, чтобы соблюсти нас для славного бессмертия, даровать нам жизнь вечную по благодати Своей, насадить нас на вечные времена на Родине духа, в небесах, там где Он пребывает (Ин. 3:36; 17:24).

Поскольку человека разделяет с Богом его личное неверие (Ин. 16:9) и его беззакония (Ис. 59:1-2), чтобы спастись, необходимо уверовать во Христа (Деян. 16:30-34), Единственного Спасителя мира (Деян. 4:12; Ин. 4:42), покаяться (Мк. 1:15) и следовать за Христом по следам Его (1 Пет. 2:21). Верующим также необходимо пребывать в любви Христа (Ин. 15:8-9), познавать Любовь Божию (1 Ин. 4:16), понимать ее (Еф. 3:14-19), стремиться к совершенству (Евр. 6:1; Еф. 4:11-16), освящаться и быть готовыми ко встрече со Христом (1 Фес. 5:23). Христос грядет! (Откр. 22:12).

Развитие Божьей Любви

Согласно сказанному в тексте 1 Ин. 4:8, Бог есть вечная, неистощимая, дивно славная любовь:

А) Любил ли Он Адама и Еву до грехопадения? Судя по сказанному в тексте Быт. 1:26-28, любил!
Б) Любил ли Он людей после грехопадения? Судя по тексту Ин. 3:16, то же.

Получается, Бог возлюбил мир не только первозданный и невинный, но и падший и грешный.

Бог возлюбил погибших грешников, рабов греха, негодных людей и даже своих противников и врагов (Мф. 18:11; Ин. 8,34; Рим. 3:10-23; Иер. 17:9; Рим. 5:10). В таком случае это уже качественно новая степень любви Бога к человеку.

Согласно сказанному в тексте Мк. 10:17-22, Христос любит всех людей минимумом Своей любви, но приближающихся к Нему Он любит более, чем нейтральных или удаляющихся от Него. Это еще более высокая степень любви Бога к человеку…

Согласно сказанному в тексте Лк. 15:4-7, кающихся грешников Бог любит еще более сильной любовью. Поэтому отец встретил блудного сына особо сильной любовью и целовал его (Лк. 15:11).

Согласно сказанному в тексте Ин. 14:21, Бог любит искренних и ревностно любящих Его еще более глубокой любовью и устанавливает с ними более сокровенные отношения. И это проявление новой степени Божьей любви к человеку.

Текст Ин. 14:23 свидетельствует нам о том, что кто соблюдет слово Христа, открывшегося его сердцу, того возлюбит Отец Небесный еще сильнее, так что Триединый Бог сотворит Себе обитель в человеке. Это еще более высокая степень любви Бога к человеку.

Текст Еф. 5:31-32 говорит о том, что в вечности, в сокровенном единосущностном единении Христа с Его церковью, любовь Бога к человеку достигнет вершины своего расцвета. Это будет совершеннейшая степень любви Бога к человеку.

Хотя, согласно тексту Евр. 13:8, Бог является вечно неизменным, статичным, на основании всего вышеизложенного мы видим, что любовь Его прогрессивна.

Согласно сказанному в тексте Откр. 4:2-3, над престолом Божьим сияет радуга. И коль Бог есть ЛЮБОВЬ, то эту радугу можно назвать “радугой любви” имеющую семь качественно различных степеней. Для того, чтобы убедиться, что любовь есть явление прогрессивное пронаблюдаем развитие любви человека к Богу.

В тексте Мк. 12:30-31 сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душею, всем разумением, всею крепостию твоею». Здесь можно увидеть составляющие любви человека к Богу. Однако у нее есть и различные степени:
А) Откр. 2:2-5. Начальная любовь к Богу называется первой любовью.
Б) 2 Фес. 1:3. По мере духовного развития она растет, умножается.
В) 1 Ин. 4:17. По достижению духовной зрелости она достигнет совершенства. Из сказанного видно, что любовь человека к Богу, равно как и вся христианская жизнь, включая вера и надежду, прогрессивны.

Иаков говорит (Иакю 4:8), что по мере нашего приближения к Богу, и Он приближается к нам. В силу роста нашей любви к Богу, любовь Его к нам соответственно прогрессирует. Любовь Бога к человеку вызывает любовь к Господу (1 Ин. 4:10). Наша любовь к Нему поощряется Его любовью к нам:
А) После Своего воскресения Он спрашивал у Петра: “Симон Ионин любишь ли ты меня более, нежели они?” (Ин. 21:15; в том числе была и Мария Магдалина…);
Б) Любовь Божия соединяет нас со Христом, делает нас с Ним едиными (1 Кор. 6:15-17; Еф. 3:16-19; Ин. 14:20; Ин. 17:21-23; Еф. 5:31-32);
В) Кто не прогрессирует в любви к Богу, тот вынужден регрессировать (Откр. 2:2-5). Таковым нужно немедленно покаяться (Откр. 22:12). Христос грядет за любящими Его! (Мф. 11:28; Ис. 45:22).

Качества Божьей любви

Любовь Божия к людям доказана на кресте Голгофы (Ин. 3:16; Рим. 5:8).

А) Какой мир возлюбил Бог?
— погибших грешников (Мф. 18:11);
— рабов греха, пленников зла (Ин. 8:34);
— имеющих крайне испорченное, развращенное сердце (Иер. 17:9; Мк. 7:20-22);
— духовных мертвецов (Мф. 8:22);
— совершенно негодных для небес созданий (Рим. 3:10-23);
— жертв смерти (Рим. 5:12);
— своих врагов (Рим. 5:10).

МЫ ЛЮБИМ ВСЕ КРАСИВОЕ, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, А ОН ВОЗЛЮБИЛ ОБЕЗОБРАЖЕННОЕ ГРЕХОМ, ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ…

До какой степени Бог возлюбил погибших грешников? До ревности! (Иак. 4:5):

А) Можно любить, но ничем не жертвовать…
Б) Можно жертвовать средствами, имуществом…
В) Бог пожертвовал Самим Собой! ЛЮБОВЬ БОЖИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДИВНОЙ ПЕРВООСНОВОЙ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ (Ис. 9:6-7).

Почему же Бог так возлюбил грешных людей? Потому что Он есть Любовь! (Ин. 4:8, 10). Причина Его расположения к нам содержится в Нем Самом!

По любви Своей к спасаемым Он дает нам великие преимущества по вере:

А) дар вечной жизни (блаженное бессмертие) (Еф. 2:8);
Б) дар благодати (Рим. 5:15);
В) дар праведности (Рим. 5:17);
Г) дар Духа Святого (Деян. 2:37-38), Который освящает наш дух, душу и тело (1 Фес. 5:23).

По любви Своей к нам Он разделяет Себя с нами, становясь основанием нашей жизни (Ин. 15:1-8; Кол. 3:4; 2 Кор. 4:10; Еф. 3:16-19; Еф. 5:31-32).

Наше отношение к любви Божией определяется Священным Писанием:

А) в любовь Божью нужно уверовать (1 Ин. 4:16);
Б) в любви Христа нужно пребывать (Ин. 15:9);
В) любовь его нужно уразумевать (Еф. 3:16-19);
Г) ее нужно познавать (1 Ин. 4:16-17), поскольку она изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5:5);
Д) ее нужно достигать (1 Кор. 14:1, поскольку она в нас должна умножаться до совершенства…
Е) необходимо жить в любви (Еф. 5:2), т.е. любить всех Божией любовью (Флп. 1:8).

Любовь Божия к нам требует ответной любви

А) нам нужно взаимно возлюбить Господа всем своим существом (Мк. 12:30-31).
Б) Кто любит Господа меньше, чем отца, мать, жену, детей, тот не достоин Его (Мф. 10:37).
В) Кто оставил первую любовь к Христу, недостоин Его (Откр. 2:2-5). Тот должен незамедлительно покаяться в этом грехе.

Согласно тексту Откр. 22:12, Христос грядет за Своей возлюбленной Невестой, чтобы навеки сочетаться с ней у Престола Небесного Отца и затем разделять Себя с ней на протяжении всей нескончаемой вечности. А теперь вопрос к тебе лично, мой друг: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня более нежели они?» (Ин. 21:15). Господь ждет, чтобы ты сказал Ему «да»! Призыв к покаянию уже прозвучал (Мф. 11:28; Ис. 45:22).

Плоды любви Божьей

Согласно сказанному в тексте Ин. 3:16, Бог возлюбил нас жертвенной любовью.
Любовь Божия открылась лишь во Христе (1 Ин. 4:9-10), а до того времени была сокрыта… Эта любовь открылась в следующем:

А) Бог доказал ее небесам, земле и преисподней… (Рим. 5:8);
Б) На первый взгляд может показаться, что мы понимаем Божью Любовь вполне, но это не так, поскольку она превышает наше разумение (Еф. 3:16-19);
В) Любовь Божья выше человеческой как небо выше земли (Ис. 55:8). Человеку свойственно располагаться к положительному, хорошему, прекрасному. Божья Любовь располагается к отрицательному и враждебному (Рим 5:10), поскольку мы стали врагами Богу в Адаме (Рим. 5:12). Любовь Божья подобна огню поядающему, люта как преисподняя ревность Всевышнего (Песн. 8:6-7);
Г) Любовь и ревность Вседержителя принесли нам спасение (Ис. 9:6-7).
Д) Секрет такого отношения Бога к нам заключается в Его природе (1 Ин. 4:8). Он есть Любовь, сострадающая, милующая, заступническая, всепрощающая, покровительствующая, животворящая, благословляющая…
Е) Любовью Его мы искуплены и рождены свыше для Его вечной славы (Иак 1:18; 1 Пет. 1:18-19).

Согласно сказанному в тексте Еф 2:8, благодать Божия действует через веру, но нам необходимо переходить от веры в веру (Рим. 1:17):

А) Ин. 14:1. Нужно веровать в Бога и во Христа. Это – вера первого уровня.
Б) 1 Ин. 4:16. Вера в Его Любовь является верой второго уровня.
В) Иер. 31:3. Нужно веровать в персональность и неизменность Его любви.

Согласно сказанному в текстах Ин. 15:9-10; 1 Тим. 2:15 и 1 Ин. 4:16, в любви Божией нужно пребывать (погрузиться в нее всем своим существом и там оставаться). Ее нужно познавать, ощущать, ее переживать, ею наслаждаться и утешаться, ее потреблять, жить ею… (1 Ин. 4:16; 1 Ин. 3:16). Ее нужно уразумевать (Еф. 3:16-19). Для этого нужно обновиться духом ума нашего (Еф. 4:23), укорениться и утвердиться в любви Божией.

Любовь Божию нужно принять в сердце свое и иметь ее (Ин. 17:26; 2 Фес. 2:10):

А) Она изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5:5);
Б) Нужно молится, чтобы Господь управил нас в любовь Свою (2 Фес. 3:5);
В) Исполнил и преисполнил любовью друг ко другу (1 Фес. 3:12);
Г) Чтобы любовь наша возрастала в нашем восприятии друг друга, в нашем расположении, внимании, сострадательности и понимании… (Флп 1:9);
Д) Чтобы любовь наша достигла совершенства… (1 Ин. 4:17).

Наше правильное отношение к Божьей любви возрождает в наших сердцах любовь к Богу и к ближним, так что мы начинаем любить всех уже не своей, а Божией любовью (Флп. 1:8):

А) Мк. 12:30-31. Только тогда мы сможем любить Бога всем сердцем, всею душею, всем разумением, всею крепостью и ближнего как самого себя. Ревнующий за нас Господь ожидает, чтобы мы любили Его больше своих родителей, супругов, детей, друзей (Мф. 10:37);
Б) 1 Ин. 4:11. Мы должны искренне любить друг друга;
В) Мф. 5:44. Мы должны любить своих врагов и благословлять их. Только тогда мы сможем быть угодными Господу (2 Кор. 5:9).

Текст Еф. 5,1-2 призывает нас «жить в любви»!

А) 1 Кор. 16:14. Все у вас да будет с любовью. Цель увещания есть любовь от чистого сердца (1 Тим. 1:5). Все замечания, обличения, наставления, поправки должны проявляться с нежностью и почтительностью (Рим. 12:10) с любезностью (1 Фес. 2:8);
Б) Гал. 5:22. Первым и главным плодом нашей жизни должна быть любовь;
В) 1 Ин. 4:8. Кто не любит, тот не познал Бога… (Откр. 3:20);
Г) 1 Кор. 16:22. Кто не любит, тот предается анафеме;
Д) Откр. 2:2-5. Кто оставил первую любовь, должен обновить себя неотлагательно (2 Кор. 4:16; Мф. 24:44; Откр. 22:12).

Призыв к грешникам уже прозвучал (Мк. 1:15).

Любовь Бога предлагает грешнику «рождение свыше».
Для того чтобы получить прощение грехов и спастись, нужно покаяться (Мк. 1:15; Деян. 2:37; Лк. 13:1-5; Иер. 3:13):

А) есть покаяние формальное, устами только (Мф. 3:7-10; Ис. 29;13), а есть покаяние от всего сердца (2 Пар. 33:9-16; Деян. 19:18-20);
Б) человек способен лишь устами источать добро, а в сердце своем таить зло (Псю 61:5; Иер. 9:8);
В) Обрядное и ложное покаяние недействительно и поэтому не может спасти душу (Мф. 6:5).

Искреннее покаяние приводит к рождению свыше (Ин. 3:3-5):

А) не рожденный свыше войти в Царство Небесное не сможет;
Б) рождение свыше не самоцель, не конечная цель, а должно начать духовный, органический процесс, который приводит нас к закономерному результату.
В) рожденный свыше, пребывая в питательной среде, растет, развивается, цветет, приносит плод, достигает полноты и зрелости (Лк. 4:26-29).

Для того, чтобы покаяться, вырасти и созреть, нужно время (Откр. 2:21; Евр. 5:12; Иер. 8:20). По истечении законного времени к христианину Бог предъявляет совершенно другие требования (Лк. 13:6-9):

А) Ин. 15:2, 6. Ветвь не приносящую плод Отец Небесный отсекает…
Б) Лк. 13:9. Бог определенное время ждет и за бесплодие срубает дерево, напрасно занимающее место в Его винограднике.
В) Мф. 25:24-30. За бездействие Он предает суду даже рожденных свыше…
Г) Мф. 13:22. Куда определят жнецы стебли пшеницы с пустыми колосьями? Это же самая настоящая солома! (Мф. 3:12).

Назначением рождения свыше является плодоношение, духовная зрелость, преображение в Образ Господа Иисуса Христа, Богопознание, полнота (Еф. 3:14-19):

А) Евр. 13:15. Нужен плод благодарных уст – слава и хвала Господу;
Б) Рим. 10:9-11. Нужен труд уст во имя Иисуса Христа;
В) Иак. 2:14-26. Нужны добрые дела во имя и во славу Господа;
Г) Гал. 5:22-25. Нужен плод, произведенный в нашем духе, Духом Святым (Еф. 5:9);
Д) Рим. 6:18-22. Нужна святая жизнь (1 Пет. 1:15-16);
Е) Рим. 15:30. Нужно подвижничество в молитвенном труде;
Ж) Флп. 4:3. Необходимо подвижничество в благовествовании;
З) 2 Тим. 4:6-8. Вся наша жизнь должна быть подвижническим служением Господу.

Согласно тексту Еф. 4:11-15, рождение свыше должно привести человека Божьего к достижению меры полного возраста Христова, к духовной зрелости, к совершенству:

А) Кол. 1:26-29. Задача каждого пресвитера, благовестника, проповедника привести к познанию истины всех верующих и представить каждого искупленного совершенным пред лицом Отца нашего Небесного;
Б) Евр. 5:12. Темп духовного роста спасенного должен соответствовать ритму времени. Только в таком случае он окажется угодным Богу (2 Кор. 5:9);
В) Мф. 24:44. Жить на земле в теле в состоянии постоянной духовной готовности является святым долгом каждого христианина (Откр. 19:7-8; 22:11-12).

Согласно объективного закона жизни, всякий рожденный должен питаться, расти, достичь меры его родившего, стать аналогом, носителем его образа (Быт. 5:3; 1 Ин. 5:1; Мф. 10:25; Рим. 8:29). Церковь Христа, унаследовав по благодати Божией вечное спасение (Еф. 2:8), должна стать возмужавшей девой, способной быть Невестой Агнца (2 Кор. 11:2; Откр. 21:9). Установление отношений Небесного Жениха с избранной Им возлюбленной в качестве Мужа, становится возможным только при достижении ею полноты духовной зрелости, путем торжественного бракосочетания и брака с нею (Мф. 25:6; Песн. 2,16; Откр. 19:7-8). Отец Небесный со Своей стороны желает иметь непосредственное отношение к семье Иисуса (Мф. 12:48-50). Он благоволит к тому, чтобы Церковь, пребывающая во Христе, приобщилась для ее радости и торжества, к тайне единения и единосущности Отца и Сына (Ин. 17:21; Кол. 2:2), вступила в сферу сокровенного взаимодействия Божьего Триединства и вошла в состав Божьей семьи. Таким образом вполне удовлетворяется интерес не только человеческой стороны, но и Божией.

До достижении полноты познания тайны Бога и Отца и Христа, верующий не может быть удовлетворенным в абсолютном смысле (Мф. 11:27; Ин. 14:23; 1 Ин. 2:13-14; Кол. 2:2). Сокрывшись в тайне Бога, блаженствующий искупленный познает всю глубину и богатство Небесного, Божественного удовлетворения!

Со своей стороны Господь достигает Свои личные цели в человеке:

1. Он пользуется приносимыми Церковью плодами славы, чести, хвалы, благословения и поклонения (Евр. 13:5; Ин. 15:16; Гал. 5:22-25; Ин. 4:23-24; Откр. 5:8-14);
2. Он имеет ее как Свою обитель, как Свой Храм, как Свое излюбленное жилище (Ин. 14:23; 1 Кор. 6:19-20; Гал. 2:19-20; Ис. 57:15);
3. Блаженный Бог получает возможность разделить Себя со Своей возлюбленной, как со Своей Женой, делая ее благословенной наследницей вечного, абсолютного блаженства (Еф. 5:31-32).

В этом и заключается назначение и смысл рождения свыше и всего спасения грешников, из которых состоит Церковь Христа. В конечном итоге наше спасение совершенно и вполне и навеки принадлежит Богу (Откр. 7:10; 19:1). Иисус Христос и Его Церковь существуют для славы Отца! (Флп. 2:5-11). Бог распространяет Свой призыв к неверующим (Мф. 11:28) и к церкви (Откр. 22:11-12).

Сущность спасения

До грехопадения естество Адама было гармоничным с Богом. Основываясь на святом происхождении, оно было первозданно чистым, неповреждённым, девственным. Адам имел общение с богом (Быт. 3:8). В момент падения Адама грех отделил человеческое естество от Бога, разобщил творение с Творцом, оторвал его от Источника его жизни (Ис. 59:2).

Кроме того, грех соединил свою жертву с собой, вошёл в его тело, душу и дух, пленил его своим законом, овладел им во всей полноте. В момент контакта с запретным плодом сатанинское начало вторглось в человеческое естество, слилось с ним, превратило его из положительного в отрицательное, так что оно стало враждебным Богу, противодействующим Ему (Рим. 5:10; 7:15-23; 8:6-8; Гал. 5:17; Иак. 4:1-4; Еф. 2:1-2).
Человек стал единосущным с диаволом, его аналогом… На Земле воцарился дьявол, став «богом века сего» (2 Кор. 4:4).

Человек оказался не только погибшим грешником или духовным мертвецом, но и активным служителем греха, рабом зла, жертвой смерти (Мф. 18:11; 8:22; Еф. 2:1-2; Рим. 6:19-21), исполнителем похотей дьявола (Ин. 8:44). Диавол торжествовал победу… (1 Кор. 15:55). Человек оказался обречённым, должен был идти в ад вместе с дьяволом, как носитель извращённого греховного естества (Мф. 25:41).

Однако Бог не оставил человека в столь безнадежном состоянии. Иисус Христос пришёл на землю для того, чтобы разделить человека со грехом и таким образом спасти нас от власти вечной погибели (Ин. 3:16). Это оказалось возможным только в том случае, если Он добровольно возьмёт грехи наши и грех мира на Себя и умрёт за грехи людей на кресте, как Агнец Божий, как Правомочный Ответчик за вину всех людей. Прощая грехи Иисус разделяет человека со грехом, затем освобождает его от власти закона греховного (Ин. 8:36; 1 Пет. 2:24; Рим. 6:22; Кол. 2:13; ср. Ис. 1:15-18; Мих. 7:19; Ис. 38:17; 43:25; 44:22-23; Иер. 31:34).

Разделение человека со грехом есть первое действие Бога над ним. И поскольку он не имеет сам в себе жизни (поскольку Христос дарует и поддерживает жизнь спасённому), то Господь соединяет его с Собою… (Кол. 3:4), делая его причастником божеского естества (2 Пет. 1:4). Эта причастность Богу осуществляется следующим образом:

а) Рим. 6:4-5. Верующий двояко соединяется со Христом при водном крещении;
б) Ин. 15:1-8; Рим. 11:17-22; Еф. 4:16. Верою мы прививаемся ко Христу на положении Его плодоносящих ветвей;
в) 1 Кор. 12:12-27. Вступив с Ним в завет, мы становимся членами Тела Его;
г) 1 Кор. 6:15-17. Тела наши становятся членами Христа, а соединяющийся с Ним наш дух становится одним целым со Христом;
д) Кол. 1:26-29; Гал. 2:19-20. Тогда Христос живёт во мне как моя Жизнь;
е) Рим. 13:14; Ин. 15:4-5. Пребывая в Нём, я облекаюсь во Христа, верою;
ж) 1 Ин. 5:12, 20. Имеющий сына Божия имеет жизнь, не имеющий Его не имеет жизни с избытком (Ин. 10:10) и не имеет жизни вечной…

Текст Мф. 12:43 свидетельствует нам о том, что уже очищенное Богом сердце, но незанятое Христом, может быть снова оккупировано дьяволом, упасть, отпасть, погибнуть… Потому нам нужно не только соединиться со Христом, но и идти с Ним в небеса (Рим. 8:32). Связь со Христом является нашей духовной безопасностью! (Ин. 10:27-30).

Таким образом, мы можем сделать следующее заключение: спасение даровано нам с гарантией, но при условии. Текст Еф. 2:8 говорит: «Ибо благодатию вы спасены через веру и сие не от вас…». В нем содержатся две истины:

а) спасение производится с ГАРАНТИЕЙ (Ин. 10:27-30; Мф. 19:27-28; 16:17-19; Деян. 9:13-16; 1 Ин. 2:1-2; 2 Кор. 1:19-22);
б) спасение производится ПРИ УСЛОВИИ (Лк. 13:1-5; Ин. 3:3-5; Ин. 15:6; Мф. 18:3; Мф. 5:20; Евр. 12:14; Мф. 25:24-30).

Из этого следует ВЫВОД: спасение даруется с гарантией, но при условии… (1 Фес. 4:4).

Но где гарантия, что эти условия выполнимы?

а) Пс. 45:2. Бог нам скорый Помощник в бедах (Евр. 13:6; Пс. 117:7).
б) 1 Пет. 2:25. Он – Пастырь и Блюститель душ наших.
в) Евр. 12:2. Он – Совершитель веры нашей.
г) Ис. 9:6; Пс. 72:24. Он – наш добрый Советник.
д) Пс. 31:8. Он – наш Руководитель.
е) Пс. 30:4. Он – наш неизменный Управитель.
ж) Ин. 10:27; Рим. 8:14; Евр. 2:10. Он – ведущий Вождь нашего спасения.
з) Ис. 1:2; Флп. 2:13. Он – наш Надзор и Воспитатель.
и) Флп 1:6. Он начал дело нашего спасения и Он же совершит его до конца.
к) Рим. 8:37-39; 1 Кор. 15:57. Он есть наша сила и наша Победа!

В ТАКОМ СЛУЧАЕ УСЛОВИЯ ВПОЛНЕ ВЫПОЛНИМЫ при ЕГО ПОМОЩИ и СОДЕЙСТВИИ. ПРЕБЫВАЯ С НИМ ВМЕСТЕ, МЫ ВСЁ ПРЕОДОЛЕЕМ не нашей, а СИЛОЙ БОЖИЕЙ.

Лично от нас требуется следующее:

а) послушание Его голосу и повиновение Его воле (Ин. 10:4-27).
б) взирание на Христа распятого верою (Евр. 12:4).
в) пребывание во Христе, в Отце, в Духе Святом (Ин. 15:1-8; Кол. 3:3; Рим. 9:1), в Слове Божием, в благости и любви Его (Ин. 8:31-32; 15:9; Рим. 11:22), а также и в святости Божией (Евр. 12:6-12).
г) неизменная позиция воли – верность Господу (Откр. 2:10).
д) укоренение и укрепление в вере до непоколебимости (1 Пет. 5:10-11; 1 Кор. 15:58; Кол. 1:23).
е) проявление усилий и стараний на уровне подвижничества (Мф. 11:12; 2 Пет. 1:5-11; 2 Тим. 4:6-8).

Всё остальное совершит в нас Бог! (Мк. 10:27; Иуд. 1:24-25; Ин. 10:29). Наш Спаситель является Совершителем веры нашей, Гарантом нашей духовной безопасности и нашего вечного спасения! Всё, что не можем сделать мы, при наличии у нас веры и доброй воли, делает Он независимо от нас как Отец для Своих детей. Мы должны жить верою действующей любовью к Нему и к людям. Иисус Христос есть наша Надежда, наша Победа, наша Вечная Жизнь! (1 Тим. 1:1; Откр. 3:21; 1 Ин. 5:20). Все соединившиеся со Христом, его Союзники, Его ветви, члены Его тела, исполняющие волю Отца Небесного, являются бессмертными небожителями и будут царствовать со Христом, во славе Его во веки веков! Гарантия спасения таковых – Воскресший и Победивший Христос!

Дальнейшее хождение верующего перед Богом

Поскольку мы спасены по милости, или благодати Божией, а не от дел, некоторые христиане считают, что большего от нас, чем удаление от греха, не требуется. Не совершая «произвольного» греха, они думают, что исполнили волю Божию и угодили Господу. Но так ли это?

В чём же заключается воля Божия относительно спасённого человека?

а) выйдя из тьмы, мы должны быть светом миру и солью земли (Мф. 5:14-16).
б) отказавшись от общения с демонами, мы обязаны вступить и пребывать в общении со Христом и Отцом Небесным (Ин. 15:4-5; Деян. 26:18; 1 Ин. 1:3).
в) оставивши грех и освятившись, мы становимся благословенными служителями Бога Живого (Рим. 6:22; 12:11; 1 Фес. 4:4).
г) уйдя от служения страстям и похотям плоти, мы призваны приносить плод духа во славу Божию (Гал. 5:22-25; Ин. 15:16; Кол. 3:17; 1 Кор. 10:31).
д) от греховной активности нам следует переходить к творческому подвижничеству и победоносному воинствованию, т.е. к святой Богоугодной активности (Мф. 5:19; Лк. 19:15-19; Еф. 6:12-18; 1 Тим. 1:18; 2 Тим. 4:6-8).

Спасенные от власти сатаны становятся действенным орудием в руках Бога, исполненными и движимыми Духом Святым (Рим. 6:12-22; 2 Пет. 1:21):

а) Господь любит не только нас, но и плод, приносимый Ему (Ин. 15:2-6).
б) служение Господу должно быть искренним, жертвенным (Рим. 12:1-2).
в) от самого покаяния до достижения меры полного возраста Христова, верующий должен непрерывно совершать подвиги веры, проявляя усердный, святой динамизм и целеустремлённое движение к святости (Лк. 13:24; 1 Фес. 2:2; 1 Тим. 6:12; Флп. 4:3; Кол. 4:12; Евр. 10:32; 12:4).
г) для того, чтобы Господь мог употреблять нас как Свои орудия, нам нужно посвятить себя Ему на служение (Рим. 12:1-2; 2 Кор. 8:5).
д) нам должно последовательным образом евангелизировать мир, исполняя Великое поручение Спасителя (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15-17).
е) согласно «закону духа жизни», нам надлежит неуклонно достигать совершенства, духовной зрелости и преображения в образ Христов (Рим. 8:29; Кол. 1:29; 4:12; Евр. 6:1).
ж) мы должны жить так, чтобы каждый день быть готовым к восхищению (Мф. 24:44; 1 Кор. 15:51-55; 1Фес. 4:16-18).

Все живущие по принципу: только бы мне не уйти в мир, не отпасть, не оказаться отлучённым от церкви — подвергают себя величайшему риску отпадения (1 Кор. 10:1-12; Евр. 2:1). Прошедшие путь от греховной активности к монументальной пассивности, где преобладает буква, форма, обряд, где совершается упование на Бога лишь на уровне «может быть», совершают самый незаметный, самый благовидный грех, которым является бездействие, бесплодие, теплота, духовный сон, мертвящая пассивность, духовная апатия (Мф. 25:24-30; Лк. 13:6-9; Ин. 15:2; Иак. 4:17). Их вечная судьба находится под вопросом.

Чтобы войти в вечное Царство Бога беспрепятственно, нужно жить святой и активной духовной жизнью, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую. (Флп. 1:27; 1 Кор. 9:24-27).

Для того, чтобы выйти из под власти от «закона греха и смерти», нужно получить не только прощение грехов и очищение своей совести, но и реальное освобождение от греховной зависимости Иисусом Христом (Ин. 8:36; Гал. 5:1). До тех пор пока верующий не переживет реального освобождения от греха он является пленником закона греховного (Рим. 7:23) и живет по общеизвестному правилу: «грешу и каюсь!» Однако нормой христианской жизни является СВЯТОСТЬ (1 Пет. 1:15-16; Евр. 12:14; Откр. 22:11), т.е. победа над грехом! (1 Ин. 5:4; 1 Кор. 15:57; Откр. 3:21).

Прощение грехов кающийся получает в день своего обращения к Господу, освобождение же от греха он достигает через сораспятие со Христом (Гал. 2:19-20; 5:24; 6:14). В совоскресшем со Христом Бог творит обитель Свою и производит в нем хотения и действия по Своему благоволению (Ин. 14:20-23; Флп. 2:13; Кол. 2:12). Только в результате сораспятия христианин может приносить Господу обильный плод духа (Гал. 5:22-25). Все подкрестные христиане живут по плоти, потому что находятся под ее властью (Рим. 8:5-8) и, к сожалению, являются ее пленниками. Им нужно неотлагательно распять свою плоть со страстями и похотями, верою сораспяться и совоскреснуть со Христом (Кол. 2:12; 3:1; Гал. 5:24). «Ибо если живете по плоти, то умрете…» (Рим. 8:13; Мф. 11:28). Поэтому плотское состояние склоняет христианина к отпадению от Бога.

Аврааму Бог сказал: «Ходи предо Мною и будь непорочен!» (Быт. 17:1). О ком еще сказано, что он ходил пред Богом?

а) Ной ходил пред Богом (Быт. 6:8-9).
б) Енох ходил пред Богом, и не стало его (Быт. 5:24).

В результате своего (верного) хождения пред Богом Авраам стал другом Божиим (Иак. 2:23) и отцом всех верующих (Рим. 4:11-12), Ной со своей семьёй был спасён от вод потопа (Евр. 11:5-6), а Енох оказался взятым живым на небо. Вот, что даёт «хождение пред Богом». Пред кем ходят те, кто не ходит пред Богом? (Мф. 6:2-5; 2 Кор. 10:12). Они пребывают в неведении относительно того, куда они идут.

Что значит «ходить пред Богом»? (Мк. 12:30-31):

а) постоянно сознавать Его присутствие, надзор, контроль (Мф. 28:20).
б) посвятить себя на служение Богу (1 Кор. 16:15; 1 Тим. 2:10; 2 Кор. 8:5).
в) представить себя Господу в жертву живую, святую (Рим. 12:1-2).
г) исполнять заповеди Христа (Мф. 5:44; Мк. 12:30-31; Деян. 15:28-29).
д) познавать и исполнять волю Божию (1 Ин. 2:17; Евр. 10:36).
е) соблюдать свой сосуд в сятости и чести (1 Фес. 4:4; 1 Пет. 1:15-16).
ж) во всём угождать Богу, искренне любя Его (3 Ин. 3-4; 2 Кор. 5:9).
З) ходить пред Богом нужно верно (Откр. 3:1, 14-20); малая группа христиан ходила пред Богом в чистых одеждах (Откр. 3:4-5).

Те, которые не ходят пред Богом, уходят от своего спасения:

а) выйдя из Египта, израильтяне долго ходили вокруг горы Сеира (Втор. 2:1-5).
б) можно не дойти до Ханаана, а умереть в пустыне (1 Кор. 10:1-12).
Когда евреи перешли Чермное море, то пели (Исх. 14:21-31), однако:
а) в пустыне они неоднократно роптали на Моисея и на Бога (Исх. 16:6-8).
б) а у границы земли обетованной, плакали (Числ. 14:1-30).
в) не могли войти в Ханаан за неверие (Евр 3:12-19).

Они были образами для нас. Если евреи шли в Ханаан, то мы идем в Небесное Царство (Ин. 14:6;1 Ин. 2:13-14).

а) Египет – это мир, из которого мы вышли.
б) Чермное море – это образ водного крещения.
в) пустыня – это жизнь по плоти (Гал. 5:19-21).
г) Иордан – это сораспятие Христу (Гал. 2:19-20; 5:24).
д) Ханаан – это жизнь по духу (Гал. 5:22-25; Рим. 8:2; 6:22).

Каждый уровень духовного развития сопровождается определенным свидетельством Божиим.

а) обличённый в грехе Духом Святым сокрушенно кается пред Богом (Ин. 16:8).
б) Дух Святой свидетельствует нам, что грехи наши прощены (Кол. 2:13).
в) Он свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим. 8:16).
г) верующий имеет свидетельство в себе самом (1 Ин. 5:10).
д) Господь даёт нам свидетельство о готовности к восхищению (Евр. 11:5).

Доказательством духовного благополучия является радость спасения.

а) «возрадовался, что уверовал в Бога» (Лк. 15:1-10; Деян. 16:34).
б) «Всегда радуйтесь» (Мф. 5:12; Лк. 10:20; 1 Фес. 5:16).
в) «радость ваша будет совершенной» (Ин. 15:11).
г) Бог «всегда дает нам торжествовать во Христе» (2 Кор. 2:14).

Призыв ко ВСЕМ верующим:

а) кто оставил первую любовь к Господу (Откр. 2:2-5),
б) кто утратил радость спасения (Откр. 3:1),
в) кто лишился готовности к восхищению (Мф. 24:44) —
должно неотлагательно обновить своё духовное состояние через покаяние пред Господом. Это самое лучшее, что мы можем сделать для своей души сегодня (Откр. 22:12).

2. Призыв к действию

Христос повелел Своим последователям идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16:16). Это поручение многими понимается как обязанность трудиться, не взирая на результат, но это далеко не так. Посланный должен видеть цель своей работы, пожинать плод труда.

Господь говорит: “ Пойди и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой возлежащими” (Лк. 14:23). «Пойди и убеди прийти!» Не просто: «Поговори с ними, расскажи им, объясни. И, может быть, они придут». Нет! «Пойди и убеди прийти! — вот основное правило, которое должно быть руководством для каждого проповедника.

Убедить другого может только убежденный и преданный Господу христианин, всем сердцем любящий истину и исполненный Духа Святого. Убеждать другого – нелегкое дело. Это – сложная работа, порой переходящая в настоящую битву за душу. И если ты абсолютно убежден в той или иной истине, о нее разобьются все сомнения и неверие званного. Убежденный имеет на своем вооружении сильное духовное оружие, против которого не может устоять возражающий.

Убеждающий должен преодолеть три преграды:

1. Разбить неверие;
2. Рассеять сомнения;
3. Склонить волю званного к доверию Богу.

Так обстоит дело при индивидуальной работе с неверующими людьми. В проповеди же говорящий обязан всесторонне и глубоко обосновать свое убеждение несомненными и неоспоримыми аргументами. Если это необходимо, он должен прибегнуть к знаниям по истории, археологии, астрономии, биологии и других наук. В силу необходимости можно употребить какой-либо научный аргумент или цитату известного исторического лица. Поскольку наш век является веком расцвета науки и техники, мы должны знать различные теории и течения человеческой мысли. В противном случае мы всегда окажемся неподготовленными для работы благовестника, поскольку в наши церкви приходит немало образованных людей. Но, прежде всего, проповедник должен превосходно знать Слово Божье. Поэтому в нашей проповеди основным материалом должно быть Слово Божье.

Можно сказать, что убеждение других есть настоящее искусство. И мы посланы Богом, чтобы пойти и убедить неверующих принять истину. Будем глубже вникать в Слово Божье, стараться делать твердым наше звание и избрание, чтобы активнее и действеннее убеждать погибающих грешников прийти на брачный пир Агнца. Нет более почетного и высокого дела, чем это. И вот на этот труд Бог посылает тебя и меня. Пойдем же на это поприще, убежденными в истине Божьих откровений и обетований, чтобы все сомнения ищущей Бога души человека не возрастали, а исчезли, и на их месте поселилась живая вера, делающая небо реальностью, а духовную жизнь необходимостью.

Проповедь, не оказавшая влияния на сердца и сознание слушателей, не побудившая их к действию — не есть проповедь. Это или размышление вслух, или попытка удовлетворить свое честолюбие, или желание кому-то прочитать мораль, или просто упражнение в словоохотливости. Иногда это – тяжелый труд, поскольку некому проповедовать. Но подлинная проповедь освещает действительное положение дел в той или иной области, ставит перед церковью цель, указывает путь для ее достижения, призывает действовать.

Роль личности в вопросе достижения спасения исключительно велика. Христос пришел на эту землю и лично подготовил Себе тех, кто понес весть о спасении другим людям. И сегодня Бог избирает особым образом тех, кто способен продолжать дело благовестия. И те, которые призваны на это служение, обязаны постоянно подвизаться, трудиться, действовать. От этого зависит их судьба в вечности, награда за труд или осуждение за нерадение.

Проповедник должен видеть и понимать духовное состояние церкви и звать ее на путь превосходнейший (1 Кор. 12:31). В заключении каждой проповеди необходимо делать призыв к действию, и, если церковь охотно откликается, то это – очевидное благословение свыше. По молитве церкви мы определяем, как глубоко и сильно Слово Божье повлияло на нее. В конце проповеди обязательно должен быть призыв к покаянию, вне зависимости от характера проповеди, будь то назидательная или поучительная. Иногда бывает, что от проповеди более слабого проповедника каются многие, а от проповеди сильного лишь некоторые. Это случается потому, что первый настоятельно и чистосердечно звал грешников к покаянию, а более сильный в Слове брат не уделил этому должного внимания.

Церковь нужно призывать к освящению, совершенству, к достижению меры полного возраста Христова (1 Пет. 5:10-11), а грешников – к незамедлительному покаянию (Мк. 1:15). «Пойди и убеди их прийти, чтобы дом наполнился возлежащими». Пойди и убеди! Каждый раз, когда ты становишься за кафедру, ты должен сделать все возможное, чтобы это правило воплотить в жизнь (Лк. 14;23-24).

Таким образом, мы выяснили, что призыв к действию состоит из двух частей: призыва к покаянию и призыва к освящению.

Призыв к спасению

В раскрытии Божьих истин всегда обнаруживается борьба, а значит — движение. Если вестник Христа сможет показать борьбу зла и греха против святости и праведности, смерти против жизни в самом человеке, то вы увидите, что ваша проповедь вызовет здоровый интерес у всех присутствующих, потому что от исхода этой борьбы зависит их будущее.

О чем же еще нам говорить, как не об этой борьбе света с тьмою, правды с ложью, святости с грехом?

Не в мир ли греха пришел наш Спаситель Христос? (Рим. 5:12; 1 Ин. 5:19).
Не предложил ли Бог Адаму в Едеме два пути: жизнь и смерть? (Быт. 2:16-17).
Не в противоборстве ли находится весь мир? (Втор. 30:19).
Не идет ли борьба в нашем сердце, где борется дух с плотью? (Гал. 5:17).

Куда вы ни посмотрите, везде присутствуют противоречия и борьба, и всегда мы имеем возможность и право избрать одно из них. В этом содержится великое значение альтернативы — показать человеку два состояния и пригласить его сделать правильный выбор.

Мы должны трудиться так, чтобы быть способными в наглядной форме показать слушателям даже скрытую сторону борьбы зла с добром. Необходимость выбора мы можем найти в Евангелии. Вот святой Христос, а перед Ним несчастный пленник греха. Мы можем нарисовать светлое лицо Спасителя, на мрачном фоне искаженного бедой лица грешника, но не это будет главным. Важно показать, как благодать Христова изменяет этого человека, и как под ее влиянием его лицо преображается, как исчезает страх наказания, осуждения или болезни, как его охватывает радость избавления.

Каждый раз, прибегая к альтернативе, вы делаете свою проповедь динамичной и живой. Речь, в которой употребляется альтернатива, контрастна, животрепещуща, влиятельна. Она по своей форме и содержанию яркая, действенная, запоминающаяся. И самое главное она способна глубоко убедить человека, побуждая его занять принципиальную позицию перед Богом. Контраст предлагает жизнь или смерть, спасение или погибель, чистоту или порок. Третьего не существует! Чаще смелее и разумно пользуйтесь альтернативой, и ваши речи будут более действенными и эффективными как в деле приобретения душ для Христа, так и в вопросе освящения Его Церкви.

Призыв к освящению

Проповедникам Евангелия вверена работа по приобретению душ. Для разбойника обращение ко Христу было первой и последней возможностью перехода в счастливую вечность. Для тех же, кто приходит к Богу, чтобы следовать за Ним на протяжении всей своей жизни, покаяние является первой стадией его следования за Христом — рождением свыше (Ин. 3:5), которую можно уподобить рождению в мир ребенка. За ней следует вторая стадия, более длительная, сложная и трудная — достижение меры полного возраста Христова, уподобление Его образу (Рим. 8:29).

Первая стадия есть спасение погибшего грешника, а вторая — борьба спасенного за достижение духовной зрелости. Вторую стадию духовной жизни верующего Апостол Павел выражает такими словами: “Поспешим к совершенству!” (Евр. 6:1). Каждый рожденный должен питаться, расти, развиваться с тем, чтобы достичь меру полного возраста. Таков непреложный закон жизни (Еф. 4:11-15; Мк. 4:26-29).

Плотская трясина не может быть целью и смыслом жизни христианина. Мир, как Египет остался позади, и те, кто оглядывается на его прелести, неизбежно гибнут, став соляными столбами непостоянства (Лк. 17:32; Быт. 19:1-26). Мир отделен от нас заветом с Богом, который мы заключаем с Ним через святое водное крещение: наша плоть и греховные наклонности должны быть похоронены в этой водной могиле, и мы должны сказать «нет» своей плоти и ее помыслам. Мы — под контролем Духа Святого, Дух славы живет в нас, а потому будем жить радостью победы над фараоном. Перед нашими глазами должны стоять не чеснок и лук, кирпичи и солома, но Моисей, Аарон и трудный путь через пустыню греха к Небесной Отчизне.

После жизни в греховном мире нам так дорого общение верующих душ. Но, убежав от внешнего «фараона», мы сталкиваемся лицом к лицу со своим внутренним «фараоном», ветхим “Я”, со своей крайней испорченностью, негодностью. И вот здесь мы обнаруживаем свое подлинное лицо и оказываемся перед необходимостью расстаться с этой удушливой средой, где «строит погоду» плотской характер верующих и где нет перед Словом Божьим ни страха, ни благоговения. Ропот, недовольство, споры, разногласия и разделения — вот далеко не полный перечень того, что можно встретить порой в наших церквах. Вместо света — соблазн и вместо возрастания — падение (1 Кор. 3:1-3; Гал. 5:15).

Здесь нужны уже не призывные проповеди, а воспитательные. Необходимы беседы, глубокое исследование Писания, посты и молитвы. Проповедники вынуждены здесь вести работу другого рода, а именно звать церковь к просторам жизни по духу, к освящению и святости. Они обязаны показать выход, указать на обетованную землю Небесного Ханаана (Ин. 10:9). “Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу” (Рим. 8:1). “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 5:23). “Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа” (Евр. 12:14).

Духовно воспитательной работой следует заниматься тем более, чем слабее церковь.
Каждый родитель направляет своего ребенка в школу, чтобы впоследствии тот смог стать не только рабочим, но и инженером, врачом или академиком. В любой воспитательной работе необходимо руководствоваться верными принципами, иначе она даст обратный результат. Прежде всего, нужно учесть, что каждый верующий является свободной личностью, пришедшей к Богу на добровольных началах. Он знает, что привлекла его ко Христу любовь Божья и что предложенная Богом цель может быть достигнута только при проявлении им полноты усилий. Главными положительными качествами верного христианина является его любовь и преданность Богу, убежденность, сознательность и верность. Силой смерти Христа он побеждает зло внутри самого себя. Вот почему основным рычагом в воспитательной работе является укрепление верующего в вере, вдохновение, побуждение его воли к действию, к дерзанию, к подвигу.

Помочь сердцу нужно изнутри, путем вливания в него новых сил. Тогда внешняя помощь будет обеспечена.

Источник: Авраменко Г.Н. Пособие для благовестника. Избранные фрагменты / http://yakimus.org/Duhovnye/Avraamenko/Gomiletica/Gomiletica.htm.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s