Чарльз Грендисон Финней. Биография

finney

Чарльз Грэндисон Финней родился в небольшом городке Варрене, что в штате Коннектикут, 29 августа 1792 года. Его отец Сильвестр Финней был фермером. В то время Джордж Вашингтон был президентом Соединенных Штатов, и в союз входило всего 15 штатов. Чарльз родился в нехристианской семье.

До того, как он принял Христа в качестве своего Спасителя, Чарльз никогда не слышал, чтобы кто-либо в их доме молился. Насколько он помнит, его отец не молился ни разу. Будучи мальчиком, Чарльз Финней никогда не читал Библию. Он купил и прочел ее только, когда ему было 29 лет, будучи студентом университета. Отец Чарльза больше интересовался романами, чем Библией. Он даже назвал Чарльза в честь героя одного из своих романов, Чарльза Грэндисона.

Когда Чарльзу было два года, его родители переехали из Коннектикута в Нью-Йорк. Это, однако, не помогло ему получить какое-либо христианское воспитание. Чарльз все еще не слышал о Евангелии Иисуса Христа. Он прилежно посещал школу и хорошо учился. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уже считался образованным по тем временам юношей, поэтому он оставил учебу в школе и стал учителем. Даже в то время он слышал проповедь Евангелия только иногда, когда куда-нибудь ехал или в их местность приезжал какой-либо странствующий евангелист.

Вскоре около их фермы был построен молитвенный дом. В их поселок приехал пастор, но как раз в это время семья Финней опять переехала. Теперь Чарльза стала интересовать музыка. Он познакомился с людьми, которые были хорошими музыкантами. Знакомство с ними помогло ему по-настоящему заинтересоваться музыкой. Он научился читать ноты, петь и играть на скрипке и виолончели. Ему больше нравилась виолончель, поэтому он решил специализироваться на этом инструменте. После того, как он заработал немного денег, работая учителем в школе, он купил себе виолончель. Он неустанно изучал гармонию и композицию и вскоре стал выдающимся музыкантом.

В возрасте 20-ти лет Чарльз поехал навестить город Варрен в Коннектикуте, где он родился. К тому времени там уже был построен колледж, и Чарльз планировал посещать Варренскую академию и другие учебные заведения в той местности. Он решил стать юристом. Чарльз взял у друга, который был юристом, необходимые книги и стал заниматься их изучением со всем усердием. Час за часом, вечер за вечером Чарльз Финней изучал юриспруденцию. После двух лет усиленных занятий он открыл юридическую фирму. Однажды Джорж Гэйл, пастор пресвитерианской церкви, посетил юридическую контору Финнея. Он пригласил его в церковь и даже предложил ему руководить хором. Чарльза заинтересовало предложение пастора, особенно потому, что он интересовался музыкой.

Изучая юридические книги, Чарльз часто встречал ссылки на библейские законы. Казалось, что чем чаще он посещал церковь, тем больше ему хотелось читать Библию. Читая Библию и посещая церковь, Чарльз Финней понял, что он не попадет на небо, если ему вдруг придется умереть. Он часто беседовал с пастором и слушал его проповеди каждую неделю. Чарльз размышлял над тем, подойдет ли христианская религия для него. Он не получил никакого духовного воспитания в детстве, и поэтому для него было трудно поверить всему тому, что он слышал о Господе.

В течение двух лет Чарльз Финней изучал Библию, используя для этого любые возможности. Он начал посещать специальные молитвенные собрания, которые проводились в их церкви. Все больше и больше он осознавал, что является грешником. Однажды вечером, серьезно размышляя над этим, он склонился на колени и стал молиться: «Господи, я обещаю, что отдам Тебе свое сердце». Это была искренняя молитва, но Чарльз все продолжал откладывать свое покаяние.

Продолжая читать Библию, он обнаружил, что его сердце было полно гордости. Он заметил, что боится, чтобы его никто не увидел, когда он молится или читает Библию. Когда он молился, он всегда плотно закрывал замочную скважину бумагой, чтобы никто не услышал его. Если кто-либо стучался к нему, когда он читал, он поспешно закрывал Библию книгами по юриспруденции, потому что не хотел, чтобы кто-либо знал, что он изучает Слово Божье. Однажды, прохаживаясь по кабинету, он услышал голос, говорящий к нему: «Чего ты ждешь? Разве ты не обещал отдать Богу свое сердце? Или ты стараешься заслужить спасение?»

Чарльз Финней остановился, обдумывая эти слова. В этот момент он понял, что делал. Он старался достичь небес с помощью своих дел, в то время как Господь Иисус задолго до этого отдал Свою жизнь на Голгофе и за Чарльза Финнея. На следующий день вместо того, чтобы идти в свою контору, он направился в лес. Он не раз ходил туда на прогулку, но теперь он шел для того, чтобы помолиться. Он хотел быть вдали от всех, кроме Бога. Но даже в лесу ему было тяжело молиться. Всякий раз, когда он слышал шорох листьев, ему казалось, что это кто-то идет, и он сразу открывал глаза и переставал молиться.

Внезапно он осознал, что больше заботится о том, чтобы его не увидел никто из людей, чем о том, чтобы святой Бог простил его грехи. Он вспомнил стих из Писания, который читал раньше: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим» (Иер. 29:12,13). Чарльз Финней снова упал на колени и молился: «Господи, я принимаю Тебя по Слову Твоему!» Божье Слово говорит, что если грешник взывает к Богу всем сердцем, Он услышит его. Несомненно, Чарльз взывал к Богу всем сердцем. В одно мгновение его наполнило чувство покоя. Он знал, что Бог простил его грехи.

Когда он возвращался из леса в город, он посмотрел на часы. Был полдень! Чарльз думал, что он провел в лесу совсем немного времени, но оказалось, что он пробыл там с самого утра до полудня. Когда он пришел в контору, его напарник уже ушел домой на обед. Чарльз Финней был наедине — наедине с Богом. Он взял свой любимый инструмент, виолончель, и начал играть и петь некоторые евангельские песни, которые он знал. Внезапно он стал плакать; он хотел остановиться, но не мог. Он встретился с Богом в этот день, и его жизнь полностью изменилась.

На следующее утро Чарльз пришел в контору раньше своего напарника. Когда тот вошел, Финней рассказал ему, что произошло в его жизни, и что для него сделал Христос. Его напарник был настолько удивлен, что вышел из кабинета, оставив Финнея одного. Но два или три дня спустя он также принял Иисуса Христа как своего Спасителя. Однажды, когда Чарльз Финней думал о своем обращении, он вспомнил, что несколько месяцев назад он дал Господу обещание: «Если я когда-либо буду спасен, я буду проповедовать Евангелие». В течение двух лет он был хорошим юристом, но теперь его интерес к юриспруденции, казалось, пропал. Бог показывал ему, что он должен стать евангелистом.

Финней начал рассказывать об Иисусе самым разным людям, и многие из них обратились к Господу. Люди, жившие по соседству с Чарльзом, заметили перемену в его жизни. Его работа в церкви с пастором Джорджем Гэйлом также стала более успешной. Через некоторое время Чарльз Финней решил навестить своего отца и поговорить с ним о спасении его души. Чарльз говорил не только со своим отцом, но также с матерью и братом. В течение нескольких дней он привел их всех к Господу.

Чарльз провел в своем родном городе несколько дней. За это время он говорил со многими людьми об их душах. Бог благословил его свидетельство, и вскоре в местной церкви началось пробуждение. Многие были спасены. Некоторые друзья Финнея, видя, что Бог может использовать его, хотели послать его в библейскую школу. Но он не захотел, а попросил своего пастора Джорджа Гейла помочь ему изучить Писание.

Когда Чарльз был юристом, он многому научился. Одному из самых важных принципов его научил один судья, член Верховного Суда США. «Чарли, — говорил он, — ты будешь выигрывать судебные процессы, если будешь представлять их просто. Никогда не читай дело в суде. Изучи текст основательно, но в суде представляй дело просто». Финней знал, что таким способом можно повлиять на судей и выиграть процесс, и поэтому он решил проповедовать таким же образом. Он никогда не писал своих проповедей. Он всегда знал в своем сердце, что хотел сказать, и всегда говорил это просто и прямо…

Чарльзу было тридцать два года, когда он женился на прекрасной христианке Лидии Андреус. Однажды, когда Чарльз Финней проповедовал в небольшой деревне, он старался объяснить людям, почему они должны стать христианами. В конце служения он призвал людей к покаянию и попросил тех, кто желает принять Иисуса, встать. Но потом он сформулировал призыв по-другому. Он попросил только тех, кто не желает принять Иисуса Христа, продолжать сидеть, а остальных попросил встать. Присутствующие с раздражением смотрели друг на друга, но продолжали сидеть. Финней понял, что все они — погибшие люди, и он так и сказал: «Вы сделали свой выбор. Вы отвергли Христа и Его Евангелие».

Люди были настолько ожесточены, что встали и покинули собрание. Когда они расходились, Финней сказал: «Мне жаль вас. Если Господу будет угодно, я буду проповедовать вам еще раз, завтра вечером». Все ушли, кроме одного пожилого дьякона. Когда здание опустело, дьякон сказал: «Брат Финней, я верю, что вы сделали то, что нужно было сделать, и теперь мы должны увидеть результаты». Чарльз и этот дьякон решили провести весь следующий день в молитве, договорившись молиться по отдельности до обеда и вместе после обеда до вечернего служения.

Люди, покидавшие собрание, были настолько недовольны его призывом, что Финней не знал, придут ли они на служение в следующий вечер. Вечером, возвратившись с дьяконом из леса, где они молились, они увидели, что церковь переполнена. В этот вечер в собрании не пели гимнов и не делали объявлений. Чарльз Финней сразу же начал проповедь. Он видел, как на протяжении служения Бог говорил к людям, и они принимали Его Слово. Вместо того, чтобы делать призыв, он закончил служение. До поздней ночи люди подходили к Чарльзу и просили помолиться о них. Пробуждение началось. Люди получали спасение, и Господь благословлял служение Ч. Г. Финнея.

В другой местности, недалеко от этого селения, произошло то же самое. Когда он сказал проповедь, почти все население обратилось к Господу. После проведения собраний во многих селениях штата Нью-Йорка Чарльз Финней заслужил репутацию известного евангелиста. Однажды, когда он зашел на фабрику, он остановился и заговорил с одной молодой женщиной, которая там работала. Через несколько секунд она уже рыдала, исповедуя свои грехи перед Богом. Затем рабочие один за другим стали подходить к Финнею, спрашивая, как они могут получить спасение. Когда владелец фабрики увидел, что происходит, он сказал: «Остановите станки. Спасение наших душ намного важнее, чем работа». Все станки были остановлены, и рабочие собрались в один зал, чтобы послушать проповедь Финнея. В течение нескольких дней почти все работники этой фабрики пришли к Господу Иисусу и получили спасение.

Финней имел возможность проповедовать нескольким лесорубам, которые работали в той местности. Многие из них приняли Христа как своего Спасителя. Поехав домой, в соседний поселок, они рассказали своим семьям и друзьям, что сделал для них Христос. Там не было ни школ, ни церквей, но лесорубы свидетельствовали всем, кто жил в их местности. Спустя два года Чарльз Финней проводил служение неподалеку от поселка лесорубов. Некоторые из них пришли к нему и просили помочь найти им пастора для церкви. Они сказали евангелисту, что около пяти тысяч человек обратились к Богу после того, как он им проповедовал. Бог использовал свидетельства лесорубов, покаявшихся после проповеди Финнея, и в той местности разгорелось небывалое пробуждение, хотя там не было ни одного пастора. Везде, куда бы ни ехал Ч. Г. Финней, начиналось настоящее пробуждение. Он проповедовал просто и сдержанно, так, как он научился говорить, будучи юристом. И Святой Дух обличал людей в их грехах.

В 1875 году, в воскресенье вечером, труд Чарльза Финнея закончился. Стоя около церкви, он слышал пение хора, и даже старался немного подпевать. В этот момент у него случился сердечный приступ, и Господь забрал его к Себе. Бог использовал Ч. Г. Финнея в особенной мере для того, чтобы начать пробуждение по всей стране. Сотни и сотни людей были спасены, потому что Чарльз Финней оставался верным своему обещанию: «Если я когда-либо буду спасен, я буду проповедовать Евангелие».

Источник: Руфь Джонсон (перевод Виктора Ахтерова).

Приложение
Статья «Чарльз Финней» из Википедии.

Чарльз Грандисон Финней (29 августа 1792 — 16 августа 1875) был лидером в Второго Великого Пробуждения. Его называют отцом современного Ривайвелизма. Финней был известен как инициатор возрождения, противник «старой школы» пресвитерианской теологии, сторонник христианского перфекционизма, пионер в области социальных реформ в интересах женщин и афро-американцев, религиозный писатель и президент Оберлинского колледжа.

Ранняя жизнь

Родился в Уоррен, штат Коннектикут, Финней был младшим из пятнадцати детей. Сын фермеров, Финней никогда не учился в колледже, но его шесть футов три дюйма ростом, пронзительные глаза, музыкальные навыки и лидерские способности принесли ему признание в своей общине. Он изучал в качестве ученика адвокатуру, но после драматического опыта духовного возрождения в Адамс, Нью-Йорк, он оставил юридическую практику, чтобы проповедовать Евангелие. В возрасте 29 лет под руководством Джорджа Вашингтона Гейла Финней собирался стать дипломированным служителем Пресвитерианской Церкви, хотя у него было много сомнений относительно содержания фундаментальных доктрин, которые преподавали в его деноминации.

Финней был дважды вдовцом, поэтому был женат три раза в своей жизни. В 1824 году он женился на Лидии Корневой Эндрюс (1804-1847). В 1848 году он женился на Элизабет Форд Аткинсон (1799-1863). В 1865 году он женился на Ребекке Р. Аллен (1824-1907). Все они содействовали его евангелизационным усилиям, сопровождая его в поездках по пробуждению в течение всей его жизни. У Финнея было шестеро детей, все от первой жены. Он переехал в Нью-Йорк в 1832 году, где служил в часовне Chatham Street, и позднее основал и проповедовал в «Скинии Бродвея».

Пробуждение

Финней был самым активным среди деятелей Второго Великого Пробуждения в США (1825-35) и был известен своими инновациями в проповеди и в проведении религиозных собраний. Его нововведения составляли следующее: женщины могли молиться и участвовать в открытых собраниях со смешанным полом; выделение места, где те, которые желают стать христианами, могли бы пройти и совершить молитву; общественное порицание людей по имени, звучащее в его проповедях и молитвах. Он был также известен за его использование импровизированной проповеди.

Против рабства

Кроме того, что он был популярным христианским евангелистом, Финней был связан с аболиционистским движения и часто осуждал рабство прямо с амвона. В 1835 году он переехал в штат Огайо, где стал профессором, а затем президентом Оберлинского колледжа с 1851 по 1866 годы. Оберлинский колледж был активным с самого начала этого движения, стремясь покончить с рабством, а также был одним из первых американских колледжей, позволявший совместное обучение чернокожих и женщин вместе с белыми мужчинами.
Будучи молодым человеком, Финней был масонским мастером третьей степени, но после своего обращения он бросил масонскую ложу как противоречащую христианству, и стал активным участником в антимасонском движении.

Богословие

Финней был первым, кто повлиял на стиль богословия «Пробуждения», возникшего в 19-м веке. Хотя он и имел за собой кальвинистское прошлое, Финней отклонил принцип «старой теологии» кальвинизма, который, как он чувствовал, был небиблейским и противным духу благовестия и христианской миссии.

Теологию Финнея трудно классифицировать, что можно увидеть в его шедевре под названием «Лекции о Духовном Пробуждении». В этой работе он подчеркивает участие воли человека в обретении спасения по вере. Считал ли он, что воля человека свободна покаяться или не покаяться, или же рассматривал призыв Бога в качестве неотразимого (как в кальвинистском учении, где воля отдельных людей изменяется Богом так, что они начинают желать покаяния в согласии со своей волей, а не против нее, но не будучи свободными выбрать покаяние, так как им приходится выбирать лишь то, что их воля склонна выбирать), не является ясным. Финней, как и большинство протестантов, утверждал, что спасение даруется по благодати через веру, но не от дел, или послушания. Финней также был уверен в том, что добрые дела были свидетельством истинной веры. Наличие нераскаявшихся грехов таким образом свидетельствует о том, что данный человек не получил спасение.

В своих «Лекциях по систематическому богословию» Финней отмечал: «Я чувствовал большую нерешительность в формировании и выражении своих взглядов по доктрине о настойчивости святых, чем на любой другой вопрос в богословии». В то же время, он считал наличие нераскаянного греха в жизни исповедующих христиан доказательством того, что они должны немедленно покаяться, чтобы им не оказаться погибшими. Позиция Финнея получила поддержку в ответе Петра крещенному Симону-волхву (см. Деян. 8) и в инструкции Павла касательно дисциплины в Коринфской церкви (см. 1 Кор. 5). Этот тип обучения подчеркивал сильный акцент на личной святости, который мы находим в сочинениях Финнея.

Понимание Финнеем искупления Христа было таким, что Смерть Христа удовлетворяет требования лишь «публичного правосудия» Бога, даруя возможность Богу простить людям их грехи. Это была теология так называемой «новой теологии», которая была популярна в тот период. С этой точки зрения, смерть Христа была призвана удовлетворить лишь требования общественной справедливости, а не карательного правосудия. Как Финней выразился, это не было «коммерческой сделкой». Такой взгляд на искупление, как правило, известен под названием «правительственной» теории искупления.

Профессор Принстонской духовной семинарии Альберт Болдуин Додд, изучив книгу Финнея под названием «Лекции о Духовном Пробуждении» (1835), отклонил ее как теологически несостоятельную. Додд был защитником старой школы кальвинистской ортодоксии (см. принстонское богословие) и поэтому был особенно критичен к точке зрения Финнея на доктрину полной греховности.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Биографии с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s