Могут ли рожденные свыше подвергнуться духовной смерти?

Василий Чосенко

eternalsecurity

Вспомним превосходно созданных Богом первых людей, Адама и Еву, которые имели образ Божий (Быт. 1:27) и были живы духом. Но даже они имели опасность духовно умереть, и им Бог говорил, чтобы они не ели от дерева познания добра и зла. Они хорошо помнили Божье предупреждение: «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). Тогда на Божье предостережение змей возразил Еве: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Так было тогда, так происходит и теперь.

В результате грехопадения дух человека стал не только пассивным к праведности (духовный сон), но произошла большая деградация, то есть атрофия духа. Через это утеряно руководство Святым Духом и сыновство Богу, то есть принадлежность Богу. «Ибо все водимые Духом Божиим – сыны Божии» (Рим. 8:14. Ср. Лк. 20:36).

Слово Божье раскрывает, какое бывает состояние духа, души и тела. Известно, что есть немощь, болезни и смерть не только тела и души (физические и душевные), но есть немощь или болезни духа, и даже отмирание способностей человеческого духа делать дела, достойные покаяния (Деян. 26:20; Рим. 7:18-19).

Что касается смерти, то в библейском выражении под словом «смерть» подразумевается два явления, потому что существует два состояния смерти, как тела, так и духа и души. Первая, начальная стадия умирания тела, происходит перед полной смертью, и это есть определенная форма омертвения. В медицине это явление называют «атрофией» (от греческого слова, означающего «голодание») или потерей функций, способностей и чувствительности какой-либо части тела. Бывает, отмирает какая-то часть тела, скажем, рука или нога. Она существует, но не может чувствовать и действовать. Известны случаи, когда перестает функционировать и все тело (летаргия или клиническая смерть). Окончательная физическая смерть тела наступает тогда, когда тело подвергается тлению.

При живом теле происходит отмирание духа (омертвелость духа). Такую мертвость духа все люди унаследовали от своих предков. При духовной омертвелости или атрофии дух человека теряет активность к праведной и святой жизни, снижается или совсем исчезает чувствительность и способность различать границу между праведностью и нечестием и разницу между служащим Богу и не служащим Ему (Мал. 3:18). Для духовно мертвых людей вторая смерть духа и души настанет в озере огненном (Откр. 20:14-15). Итак, сейчас мы сосредоточим наше внимание на духовной смерти (атрофии духа) при живом теле.

Для духовно оживших на страницах Нового Завета есть немало Божьих предупреждений об опасности духовно умереть. Итак, и в наше время те, которые ожили духом, имеют опасность духовно умереть. Поэтому в Послании к римлянам апостол Павел, обращаясь к призванным святым христианам (1:7), оживших духом, предупреждал: «Итак, братья, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:12-13). К сожалению, и теперь можно услышать возражение: «Нет, духовно не умрете! Отпасть невозможно!» Но Слово Божье говорит однозначно: «Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11:22).

Все, рожденные от Бога, в Нем находятся (Ин. 15:4; 1 Ин. 3:6; 4:13), как ветвь на лозе и корне, но неверием можно отпасть, отломиться (Ин. 15:1-6). Таких примеров немало. Об этом написано: «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11:20-21).

В притче о сеянии Слова Божьего Христос пояснил, что есть и будут такие люди, которые, услышав Слово Божье, с радостью и верой принимают, но во время искушения или гонения отпадают, потому что не утвердились и не укоренились в истине Христова учения (Мф. 13:20-21; Мк. 4:16-17; Лк. 8:13). В Послании к евреям также имеется предостережение: «Поэтому мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (Евр. 2:1); более того, «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:26-27). Закрывать глаза на это предостережение – ужасно!

Предостерегая об опасности быть отпавшим, Христос более детально пояснил, что обращенный к Богу и возрожденный внутренний человек свободен от власти греха, его внутренняя суть – чистая, выметенная и убранная (Мф. 12:44), и лукавый не прикасается к нему (1 Ин. 5:18), потому что возрожденный человек привит к Лозе и корню Божьему. Дух такого человека – новый и живой, потому что пребывает в Боге (Ин. 15:4; 1 Ин. 4:13-15). О таковых Христос сказал: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28; ср. Ин. 8:51). И это действительно так! Никто и никакое преследование со стороны не может похитить нас или отнять из руки Божьей (Мф. 10:28).

При этом следует не забывать, что обетования Божьи принадлежат не всем подряд без исключения, – перед каждым обетованием есть и условия (Кол. 1:23). Сам Христос предостерегал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:6; ср. 1 Тим. 2:15). Христос заверил, что если человек пребудет в Боге и Его слове, ничто и никто не вырвет из Его руки (Рим. 8:38-39). Если же нет, то не кто-то, а Сам Господь извергнет такого. Так, обращаясь к христианам-лаодикийцам, Христос предостерег: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16). К сожалению, есть факты, что люди из-за своего неверия отломились и отпали (Рим. 11:20-22). Таких людей невозможно ставить под сомнение, что якобы они не были привиты. Христос говорил об этом следующее: когда человек отпадает от Бога, то он оказывается под влиянием лукавого, и с ним бывает так, что он становится более порабощен злейшими нечистыми духами, нежели до обращения (Мф. 12:43-45; Лк. 11:24-26).

Об опасности отпасть предостерегал Сам Бог и в ветхозаветные времена: «Народ Мой закоснел в отпадении от Меня…» (Ос. 11:7. См. также Ис. 31:6; Иер. 31:22; Пл. Иер. З:42). И еще о многих написано, что у них «…отнимет Бог участие в книге жизни…» (Откр. 22:19). Поэтому апостол Петр писал: «Итак, вы, возлюбленные, будучи предупреждены об этом, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением и не отпасть от своего утверждения» (2 Пет. З:17). И у пророка Иезекииля написано: «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:20; ср. 18:22, 24).

Но и для тех, кто отпал, есть надежда вновь получить спасение. О таковых написано: «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» (Рим. 11:23). Такую надежду имел и апостол Павел о тех, которые потеряли образ Божий. Именно к ним он писал: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). И такое восстановление через достойный плод покаяния возможно для всех, без исключения, и не только для евреев (Гал. 3:28; Рим. 10:12), но даже для тех, которые «… бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд. 1:12).

В наше время верующие мало или совсем не предостерегаются о том, что могут отпасть от Бога и погибнуть в результате нарушения воли Божьей (Евр. 2:1). Немало тех, которые успокаивают себя тем, что никто не может похитить их из руки Божьей (Ин. 10:28), и, не задумываясь (Мф. 24:38-39), расслабляют себя от ответственности перед Богом, Который «…может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Прощение грехов даруется кающемуся грешнику посредством омывания грехов кровью заместительной жертвы Христа. Только бы омытым не возвращаться в грязь прошлых пороков. О таковых пояснял апостол Петр: «Но с ними случается по верной пословице: «Пес возвращается на свою блевотину», и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22). К сожалению, многие «…люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Так, например, в дни апостола Павла верующий Димас возлюбил нынешний век (2 Тим. 4:10). И апостол Павел писал: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3:14).

Слово Божье предостерегает о реальной опасности отпасть от Бога не для того, чтобы ввести человека в неуверенность, но для того, чтобы пробудить серьезное намерение крепко держаться Господа (Иов. 17:9; Ис. 64:7; Деян. 11:23).

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев на «Могут ли рожденные свыше подвергнуться духовной смерти?»

  1. Станислав:

    Вы очень хороший текст привели — «Пес возвращается на свою блевотину», и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22)
    «Псы» и «свиньи» всегда возвращаются к прошлым грехам, такова у них природа.
    Они не предопределены ко спасению, потому что Иисус умер исключительно за овец!
    Ни одна из овец не погибнет, Иисус очень сильно ценит каждую овцу, и не допустит что бы кто то из нас погиб! Слишком высокую цену Бог заплатил за нас! Овца может на время отпасть от Бога, но Он найдёт её и вернёт в стадо, не позволив волкам погубить её. Очень хорошая картинка на эту тему, у вас на главной странице сайта.

    • Приветствую Вас, Станислав!
      Спасибо за отклик. Тем не менее, весьма опрометчиво делать далеко идущие выводы на основании выборочных текстов Писания, да еще и оформленных в художественные образы. Такое избирательное отношение к Библии – яркий признак многих лжеучений. Ошибочность кальвинистского представления об устоянии в спасительной вере доказывается простым фактом: подневольным спасение не бывает, поэтому прежде чем кого-либо спасти Бог обращает к нему Свой призыв и ждет положительного ответа.
      Если Вы этого не знали, учтите в следующий раз, когда будете высказываться на эту тему.
      Желаю Вам обильных Божьих благословений!

  2. Станислав:

    Геннадий, я в одном я с вами согласен — Бог действительно обращает Свой призыв к людям и ждёт положительного ответа. Но не ко всем людям обращён этот призыв, а только к заблудшим «овцам». А «Волков» же Бог не собирается брать в царство небесное, потому что они хищники, и перегрызут овец. Ни кто из «волков» покаяться не в состоянии, они враги Бога, Он их ненавидит! Бывает даже так, что из двух родных братьев — один «овца» , другой «волк», например Авель и Каин или Иаков и Исав.

    • Снова позволю себе не согласиться с Вами, Станислав. Если стать на почву рассуждений кальвинизма, «волки» являются неисправимыми только по той причине, что Бог их не захотел спасать. Однако это свидетельствует лишь о том, что они Ему были нужны. Если бы Он не желал их впускать в Свое царство, Он бы их даже и не создал. А коль Он их создал, да еще и ввел в грех, значит лишь для того, чтобы они как раз и «грызли» Его овец. Наконец, разве не отправляет их в рай кальвинистский тезис о полной испорченности людей? Если Он тащит человека в рай мимо его воли, значит Ему таковые как раз и нужны там. А если серьезно, то волками и овцами мы становимся по собственной воле. Таковым было изначальное решение Бога.

      И откуда Вы взяли, что Бог не призывает к спасению всех людей? Я удивляюсь Вашей дремучей неграмотности. Неужели Вы никогда не читали этих слов: «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, — истину говорю во Христе, не лгу, — учителем язычников в вере и истине» (1 Тим. 2:3-7)? Или этих: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12).

      А теперь судите, на каком же песочном основании устроен кальвинизм. Желаю Вам обильных Божьих благословений!

  3. Станислав:

    Генаддий, вы хороший текст писания привели, казалось бы он полностью противоречит другим местам писания о Божьем избрании. Но это только если понимать этот текст поверхностно. А если же разобраться что же имел ввиду Апостол Павел, то мы увидим что противоречий никаких нет!
    Причина, по которой апостол Павел приводит свой аргумент — (Бог желает, чтобы весь мир был спасен), заключается в следующем: мы должны способствовать спасению тех, кто, как нам кажется на первый взгляд, исключен из Божьего Царства, будучи неверующим.
    Нам следует всегда помнить, в каком состоянии пребывал мир во времена святого Павла. В тот период провозглашение Евангелия миру воспринималось (сторонниками иудаизма – прим. ред.) как странное нововведение. Ведь было совершенно очевидно, что Бог избрал племя Авраамово, а весь остальной мир лишил всякой надежды на спасение. В самом Святом Писании четко говорится об избрании этого народа. Тем не менее апостол Павел велит нам молиться за весь мир по причине Божьего желания спасти всех людей. Павел, друзья мои, как будто говорит нам о крайней необходимости распознавать волю Божию и Его замыслы, дабы каждый из нас мог верно служить Господу.
    Посему, будучи уверены, что Бог желает, дабы все люди стали причастниками спасения, которое Он явил в личности Своего Единородного Сына, мы должны привлекать к себе бедных, жалких несведущих созданий и вместе с ними наследовать обетованное Небесное Царство. Но следует отметить, что апостол Павел не говорит о каждом отдельно взятом человеке. Он говорит о разного рода людях, обо всем человечестве. Посему, когда Павел говорит, что Бог желает спасти всех людей, он не имеет в виду индивидуальное спасение каждого человека. Апостол подразумевает следующее. В прошлом Бог избрал один определенный народ, но сейчас Он желает оказать Свою милость всему миру. Да, всему миру! Даже тем, у кого не было наималейшей надежды на спасение!
    В другом отрывке Павел говорит, что язычники были без Бога и лишены всех обетований. Потому что они все еще не были частью сообщества Израилева. Ведь Бог даровал особую привилегию именно потомкам Авраама. Поэтому апостол Павел не имеет в виду, что Бог спасет каждого человека. Смысл его слов заключается в том, что обетования, которые были дарованы в прошлом одному народу, в настоящее время предоставлены всему миру.

    • Дорогой Станислав! Мне кажется, что Вы начали хитрить, переиначивая ясный смысл Писания. Причем здесь «как нам кажется на первый взгляд», когда эти тексты Писания (причем их значительно больше, чем приводимых в свое оправдание кальвинистами) говорят не о наших чувствах или догадках, а о свидетельстве Божьем, относящимся к Его личным целям и отношении к грешникам. Вы же умудрились (не понятно, с какой стати) отнести слово «кажется» не к нам, а к Богу, что является абсурдом. Что еще можно «распознавать» в ясном выражении «Бог желает спасения всем людям», или когда написано, что «всем человекам оправдание»?

      Поэтому никак нельзя согласиться с Вашим мнением о том, что под словом «все» нужно понимать народы, а не каждого человека. Такое мнение представляет собой грубое надругательство над ясными словами Писания о том, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Поэтому никто из апостолов не вел себя так, чтобы избирать кому проповедовать спасение, а кому – нет. Поэтому и мы не обманываем людей, когда говорим каждому грешнику, что Бог любит не его племя или род, а самого его. В любом случае, голословность Вашего этого утверждения очевидна. Похоже, что это учение Вы все-таки вычитали не у Павла, а у кальвинистов. Однако если избрание Вы относите к каждому человеку, а не к группам людей, тогда на каком основании отказываетесь распространять этот же принцип и на вопрос призыва к спасению? Скорее всего, корпоративное видение следует отнести не к благовестию, а к избранию.

      Неужели Вы не заметили того, как сошли на греховную стезю сознательного искажения Писания? Поэтому мы вынуждены сделать Вам справедливое замечание. Если Вы не перестанете так бессовестно относиться к библейским свидетельствам, Вы будем вынуждены прекратить нашу дискуссию в одностороннем порядке. Мне неприятно, когда ясный смысл Писания выворачивается наизнанку столь циничным образом.
      Желаю Вам обильных Божьих благословений!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s