О возрождении духа нашего

Василий Чосенко

regeneration

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).

Краткое определение возрождения

В Библии много раз упоминается об обычном физическом рождении, которое также называется «рождением от плоти». Это же слово «рождение» используется и в иносказательном (в духовном смысле) значении и означает возрождение*, то есть восстановление способности человеческого духа к праведной и святой активности. Такая способность утеряна в результате всеобщего грехопадения человечества (Пс. 40:11; Рим. 14:4), поэтому в каждом человеке имеется какая-то духовная деградация, которая выражается по-своему и в разной мере. Начальный момент восстановления спасительных отношений с Богом называется рождением свыше или рождением от Духа Божьего, после которого становится возможным наше преображение в праведный и здоровый образ жизни.

Поясняя рождение свыше, апостол Павел в Послании к колоссянам писал: «Вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:13). Оживление духа – особенно сложное событие, которому в Слове Божьем придается большое значение. Такое событие в Слове Божьем называется по-разному, и это открывает суть возрождения. Возрожденный наш дух или «внутренний человек» имеет несколько названий:

– рожденный по духу (Гал. 4:29);
– внутренний человек (Рим. 7:22; 2 Кор. 4:1б; Еф. 3:16);
– сокровенный сердца человек (1 Пет. 3:4);
– новая тварь (2 Кор. 5:17);
– новый человек (Еф. 4:24; Кол. 3:10);
– оживший из мертвых (Рим. 6:13);
– рожденный свыше (Ин. 3:7);
– рожденный от Духа Божьего (Ин. 3:6,8);
– рожденный от Бога (1 Ин. З:9; 4:7; 5:1);
– возрожденный от нетленного семени, от слова Божия (1 Пет. 1:23).

Слова «возрождение» и «рождение свыше» одинаковы по смыслу, и означают восстановление (Рим. 14:4), оживление, то есть воскресение праведных способностей человеческого духа, так что дух становится живым для осуществления праведности и преображения в святой образ Божий. При этом следует знать, что способность возрожденного «внутреннего человека» жить праведно происходит от Бога с участием самого человека.

Каждый человек имеет дух, душу и тело (1 Фес. 5:23). При этом следует знать, что происходит возрождение не всего человека (духа, души и тела), а только «внутреннего человека», то есть человеческого духа. За преображение же своих души и тела христианину придется бороться всю его последующую жизнь. Поэтому Христос пояснил Никодиму что: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3.6). Таким образом наше возрождение, начавшееся изнутри в момент нашего покаяния и уверования, постепенно распространяется на нашу душу, а через нее и на наше тело.

Основные признаки рождения свыше

Прежде чем говорить о способе получения возрождения, вспомним основные признаки зрелости возрожденного Богом нашего «внутреннего человека» – духа нашего. Такие признаки, как единое целое, перечислены в основном в Первом послании апостола Иоанна:

Рожденный от Бога «внутренний (наш) человек» не делает греха. Так и написано: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9).
— «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18).
— Рожденный от Бога внутренний наш человек активен к праведности, и поэтому поступает праведно. Так и написано: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин. 2:29).
— Рожденный от Бога внутренний наш человек имеет важное свойство любить. Как написано: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7).
— Рожденный от Бога внутренний наш человек также имеет твердую и укорененную веру, которая сильна отразить все мирские страсти, порабощающие каждого человека. Поэтому написано: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и эта победа, победившая мир, – вера наша» (1 Ин. 5:4).

Еще обратим внимание на основной признак рождения свыше – это водительство человеческого духа Духом Божьим. Так и написано: «Ибо все водимые Духом Божиим – сыны Божии» (Рим. 8:14). О таком действии Духа Божьего Христос говорил Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Так и происходит. Каждый оживший духом ощущает проявления Духа Божьего и с радостью отзывается:

«Я слышу голос Твой:
Зовет меня к Себе
Омыться кровию святой,
Пролитой на кресте».

Дух Божий, в первую очередь обличает мир о грехе, и о правде, и о суде (Ин. 16:8). И те мирские люди, которые вняли обличению Святого Духа и совершили достойный плод покаяния, получают в залог начаток Духа Божьего. И это делает Сам Бог, «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:22). Итак, получение в залог начатка Духа Божьего и есть результат духовного возрождения. Такой человек получает радость спасения и уверенность в Божьем усыновлении, то есть принадлежности Богу. И это происходит в результате внутреннего свидетельства, как пояснил апостол Павел: «Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:16).

Только ожившие духом в состоянии ощутить свидетельство Духа Божьего. И о таковых написано, что они запечатлены Богом и получили в залог начаток Духа Божьего (2 Кор. 1:22; Еф. 1:13-14; 4:30; 2 Тим. 1:14), а имеющие начаток Духа не скорбят о вечной будущности, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4:13). Однако, переживая телесные трудности и «имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23).

При этом не следует смешивать понятия «начатка» и «полноты» Святого Духа (Еф. 3:19; Деян. 2:4; 4:31;13:52). Исполняться Духом Божьим мирской человек не может, а только возрожденный, получивший в залог начаток Духа Божьего. Об этом сказал Сам Христос уверовавшим в Него ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14:16-17). «Исполнение», то есть принятие «полноты» Святого Духа, возможно только тем возрожденным людям, которые достигли определенной духовной зрелости, потому что Святой Дух могут принять во всей полноте только ожившие для праведности, имеющие начаток Духа Божьего и повинующиеся Ему (Деян. 5:32).

Исполненные Духом Божьим названы духовными (1 Кор. 3:1; 14:37) или мужами полного возраста Христова (1 Кор.13:11; Еф. 4:13), и даже духовными отцами (1 Ин. 2:13-14; Рим. 4:11; 1 Кор. 4:15). У одних людей исполнение Духом Святым происходит сразу же после запечатления, как бы одновременно, другие же становятся духовными намного позже. Так, например, только запечатленным обетованным Святым Духом ефесским верующим (Еф. 1:13-14) апостол Павел писал: «…вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:16-17).

Наряду с исполняемыми Духом Святым верующими людьми существуют также и те, которые не делают этого, продолжая жить в младенческом состоянии. Так, например, в Коринфе возрожденные верующие оставались духовными младенцами и жили по плоти. Поэтому апостол Павел писал им: «И я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:1-3).

Главным признаком младенчества является недостаток силы противостоять плотским прихотям. Поэтому «живущие по плоти» названы плотскими. Об этом предостерегал апостол Павел: «Итак, братья, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:12-13). Но при этом возникает большая опасность, особенно для тех, которые остаются в младенческом состоянии: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2 Пет. 2:20). К тому же младенцы во Христе, не окрепшие духовно, могут увлекаться всяким ветром лжеучений (Еф. 4:14). Предостережение об этом очень важно, поэтому апостол Павел писал: «Поэтому живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:8-9).

Возрожденные младенцы, безусловно, спасены, но таковые не в силах твердо хранить свою верность Богу и подвержены опасности отпадения, словно балансируя на краю обрыва. А сохранить спасение до конца – дело непростое, потому что, поддавшись влечению плоти, плотские верующие могут духовно умереть и потерять спасение. Всегда необходимо помнить, что духовным младенцам Бог повелевает не закостеневать, то есть не застывать в младенческом состоянии, но духовно возрастать. А все, что находится в застое, умирает. К сожалению, некоторые духовно отпали (Лк. 8:13; 2 Пет. 3:17; Евр. 2:1), не сохранив залог Святого Духа. Только исполненные Духом Божьим духовно спокойны и уверены в том, что Сам Бог сохранит святой залог (2 Тим. 1:12,14).

В борьбе между духом и плотью христианин, побеждающий духом свою плоть, не потерпит вреда и облечется в белые одежды, которые суть праведность святых, и полностью унаследует Царство Христа (Откр. 2:11; 3:5; 21:7).

При любом духовном возрасте следует быть послушным голосу Духа Божьего. Всякое противление и непослушание Слову Божьему, а также раздражение оскорбляет Святого Духа Божьего. Поэтому апостол Павел предупреждал: «И не оскорбляйте Святого Духа Божьего, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30). Итак, оживший духом человек, омывшись от грехов, верой получает Божье оправдание. Тем не менее, в этом оправдании он удерживается собственной верой (Рим. 4:20). Поэтому духовное возрождение неразрывно связано с обновлением нашего ума. И все это без руководства Духа Божьего немыслимо. В послании к Титу написано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Христос Никодиму сказал: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5-6).

Более детально о проявлении Духа Божьего изложено во второй части начатков Учения Христова: «Учение о крещениях и о возложении рук» (Евр. 6:2). В этом учении говорится не только о водном крещении, но и о других крещениях, в том числе и о крещении в Божий Дух. При этом на пути к достижению духовной зрелости возникает целый ряд серьезных вопросов, поэтому в дальнейшем изложении мы их коснемся.

Почему каждому человеку необходимо духовное возрождение?

Из предыдущего изложения мы узнали о Царстве Божьем, а теперь важно узнать о том, как войти в него. Иисус Христос во время беседы с Никодимом в первую очередь обратил внимание на основное условие, от которого зависит возможность войти в Царство Божье. Прочитаем это пояснение: «Иисус сказал ему в ответ: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего». Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие»» (Ин.3:3-5). Как Никодиму было непонятно, что такое рождение свыше, так и в наше время многим трудно понять, как можно возродиться и зачем это нужно. Иисус Христос открыл, что путь в Царство Божье лежит только через рождение свыше. Поэтому исследование рождения свыше является актуально важным. Прежде чем говорить о процессе, который происходит в человеке во время рождения свыше и о том, кого и когда Дух Божий возрождает, следует обратить внимание на важность для нас самого факта рождения свыше.

К сожалению, есть люди, которые думают, что рождение свыше, обновляющее жизнь, если и необходимо, то только грешникам, которые морально низко опустились. Человеку, который воспитан в благородном окружении и посещает богослужения, исполняет обряды и считает себя христианином, может казаться, что ему-то ничего такого и не нужно. Он (или она) и без этого держится своей церкви, старательно вносит пожертвования на церковные нужды и не совершает гнусных грехов. Имея такие преимущества, люди надеются быть спасенными и войти в Царство Божье. Но Христос объяснил, что без рождения свыше никто не только не войдет в Царство Божье*, но «если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего» (Ин. 3:3). Выражение «увидеть Царство Божье» означает осмысленно достигнуть и увидеть внутри себя праведность и мир, и радость во Святом Духе, как написано: «Ибо Царство Божие – не пища и питье, но праведность, и мир, и радость во святом Духе» (Рим. 14:17). Чтобы войти в Царство Божье, необходимы такие изменения, которые бы преобразили человека и он стал праведником, – а это и есть рождение свыше.

В дни Христа религиозные люди – фарисеи – были самоуверенны в своей праведности и унижали других (Лк. 18:9). Потому и молились так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди – грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11-12). Такая самооценка не означает, что у этого человека нет деградации и никаких отклонений от духовных ценностей, которым подверглось все человечество. Если человек в чем-то не согрешил, это не значит, что он во всем непорочен. Поэтому каждый человек нуждается в Божьей милости и оздоровлении духа к праведной активности. Если кто-либо из нас имеет какое-нибудь преимущество перед другими, это не исключает необходимость родиться свыше. Поэтому Христос во время беседы с фарисеем Никодимом (Ин. 3:1) сказал ему: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Итак, следует каждому подумать о личном рождении свыше. Особенно тем, которые недостаточно знают об этом и не уверены, возрождены они или нет. Немало есть и таковых, которые обмануты своим званием или увлечены чьим-то поспешным обещанием свободы от духовного растления (2 Пет. 2:19) и думают, что живы для Бога, но на деле мертвы (Откр. 3:1). Этот вопрос не праздный, потому что от личного решения и действия зависит наше возрождение и принадлежность к Царству Божьему.

Важно правильно понять возрождение нашего духа

В исследовании рождения свыше есть два направления, и их часто смешивают. Одно из них – исследование внутренней сути рождения свыше; другое, более практическое, – это исследование ощутимых свойств возрожденного духа и того, что способствует этому событию.

Философское умозаключение о невидимой сути рождения свыше обычно заканчивается, мягко говоря, неудачей. Поскольку это явление невидимое и не поддается опознаванию нашими органами чувств, некоторые люди прибегают к методу сравнения с обычным рождением физического тела. Отсюда возникает много лишнего. Поэтому апостол Павел предостерегал: «Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).

Как известно, слово «рождение» в Священном Писании используется в иносказательном значении, означающем духовное возрождение. Но при этом недопустимо сравнивать физическое рождение с возрождением духа нашего, это разные процессы. Отождествление этих событий является пустой фантазией в недоступной для ощущения сфере человеческого духа и приводит к извращению правильного понимания духовного возрождения.

Из Священного Писания известно, что рождение свыше не может произойти без личного желания и действия. Нужно покаяние, обращение и вера в Бога. Однако есть люди, которые, сравнивая этот процесс с обычным физическим рождением ребенка, делают целый ряд ошибочных выводов. Например: утверждают, что возрождение совершается без желания и согласия на то самого человека – так же, как и обычное телесное рождение происходит без желания и согласия на это новорожденного младенца. Христос не сказал, что Бог возрождает человека без его ведома и согласия. Наоборот, Христос, когда говорил об этом Никодиму, одному из фарисеев, обращался к личному сознанию: «Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). Никодиму трудно было понять, как происходит рождение свыше. Следует откровенно признать, что такое недопонимание наблюдается и в наше время. Поэтому, не понимая таинственное явление рождения свыше, невозможно пытаться пояснять духовную суть возрождения, используя сравнение с обычным физическим рождением, и брать его за основание как аналогию…

Естественно, любая попытка изложить внутреннюю суть духовного возрождения оканчивается пустой философией и, в большинстве случаев, не соответствует реальной действительности. Итак, никаким произвольным толкованием невозможно определить, какие внутренние процессы происходят в духе при возрождении. Для наглядного сравнения возьмем, например, исследование роста пшеницы. Научные исследования открыли много интересных фактов, свидетельствующих, как происходит внутренний процесс роста, но мало дали необходимых и полезных результатов для практического применения. Тем более бесполезно пытаться плотским умом воображать неосязаемую сферу духа.

Итак, бессмысленно сравнивать физические процессы с явлениями, происходящими в духе, потому что это не одно и то же. Используя такое сравнение, невозможно узнать и объяснить, как происходит рождение свыше. Убеждаясь в этом, люди впадают в другую крайность, и у многих возникает вопрос: «Если невозможно понять внутреннюю, невидимую суть возрождения, – тогда зачем его исследовать?» Поспешные выводы всегда ошибочны. При такой крайности отказываются от исследования и ощутимых признаков возрождения. Итак, что касается исследования внутренних процессов, как физических, так и духовных, то практика показывает, что такая попытка не приводит к успеху.

Исследование ощутимых и доступных пониманию факторов всегда приводит к успеху. Возьмем, к примеру, исследование видимых условий, влияющих на рост пшеницы: время и глубина посева, сохранение от сорняков, заглушающих рост, и прочее дало большие и полезные результаты. Так и в исследовании возрождения духа нашего важно знать доступные пониманию проявления духа и что именно способствует достижению возрождения. Мы сейчас рассуждаем не об эмоциях и чувствах, а о понятных здравому разуму явных признаках духовного возрождения.

В Священном Писании написано не только о необходимости возрождения, но раскрыт и понятный путь достижения возрождения, позволяющий пребывать в Боге. Возрождение осуществляется посредством Слова Божьего и Святого Духа Божьего. Также в Писании даны признаки, по которым можно определить, пребываем ли мы в Боге или нет. Апостол Иоанн в своем послании поясняет, как узнать духовную принадлежность Богу: «А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из этого узнаем, что мы в Нем» (1 Ин. 2:5).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s