Ошибочность богословского дуализма Кальвина

Григорий Авраменко

Авраменко

Согласно учению Кальвина, спасутся только люди, предопределенные еще прежде создания мира к жизни вечной. Фактическое их спасение осуществляет исключительно неотразимая Божья благодать, т.е. без малейшего участия человека в этом судьбоносном деле. Если это так, тогда Богу нет никакой надобности обращаться к человеку, поскольку спасение человека осуществляется в одностороннем порядке, Богом, а не в двустороннем, во взаимодействии с человеком. Любое посредничество в этом вопросе излишне, поскольку умаляет Божью славу, если оно не является лишь пассивным средством в Его руках.

Другим возражением кальвинизму является недоказуемость его деления всего человечества на две категории людей, из которых нет перехода одна в другую. Если наше спасение совершается без нашего участия, тогда чем можно объяснить возможность переходных или обратимых состояний? Божья воля не может колебаться или менять Свои решения на прямо противоположные. Разумеется, ей не присущи также непоследовательность или половинчатость. Тем не менее, ни в Библии, ни в нашей жизни мы не можем обнаружить черно-белого богословия, которое защищает Кальвин. Ниже мы рассмотрим оба эти замечания в адрес кальвинизма более подробно.

1. По Кальвину, на земле есть только две категории людей: предопределенные к славному бессмертию и предопределенные для вечных, адских мучений. Третьей категории нет. Но слово Божие говорит, что на каждом этапе нашего приближения ко Христу и следования за Ним, все ищущие Бога подразделяются на две подкатегории, при этом одна из них оказывается успешной, другая терпит провал. Приближение человека к Богу как до его уверования, так и после этого может быть как успешным, так и безуспешным. Рассмотрим ряд библейских примеров, доказывающих эту истину.

а) Слово Божье призывает неверующих людей: “Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут” (Лк. 13:24). Эти слова говорят нам о том, что не всякий ищущий может войти сквозь тесные врата. Если бы все пытающиеся войти не были предназначены к тому, чтобы отозваться на призыв Божьей благодати и уверовать в Евангелие, то и не стали бы даже пытаться войти в тесные врата. Если же пытаются войти в Царство Небесное только предопределенные Богом к спасению люди, тогда почему некоторые из них не могут войти?

Согласно учению Кальвина, всем, отозвавшимся на призыв Божьей благодати, вход в тесные врата гарантирован. Неудачи здесь быть не может. Однако же Писание утверждает, что из всех пытающихся войти одни могут сделать это, а другие – нет. Почему же одни вошли, а другие нет? Потому, что первые подвизались, а вторые не соизволили приложить усилие и старание, не стали усердствовать и подвизаться. И это, несмотря на то, что они были просвещены, пробуждены, призваны и даже хотели войти…

Если человеческий фактор здесь ни при чем, тогда не подвизавшиеся должны были войти в тесные врата без всяких препятствий и помех. На самом деле все получилось наоборот: кто подвизался, тот вошел, а кто понадеялся на предопределение и не стал употреблять в духовной жизни собственного желания, тот не вошел. Он оказался во власти самообмана…

б) Те люди, которые прошли через тесные врата и стали верующими, начали строить свои духовные дома. Одни положили основание на камне, другие на песке (Мф. 7:24-27). У первых при наводнении дом устоял, а у вторых произошло падение великое. Значит одни строили правильно, а другие неправильно. Благополучие, гарантия безопасности их строения заключалась не в предвечном определении, а в точности исполнения Божиих указаний.

Что представляет собой КАМЕНЬ, на котором первые положили свое основание? Христос (1 Пет. 2:4-8, 1 Кор. 10:4)! А что представляет собою песок? Все то, что не являлось Христом! “Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос!” (1 Кор. 3:11). “Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4:12). И как только кто начнет проповедовать не Христа Распятого, Воскресшего, Грядущего во славе, а что-то другое, лишь упоминая имя Христово, то это не есть КАМЕНЬ…

Итак, согласно учению Кальвина, все отозвавшиеся на призыв неотразимой Божией благодати не могут потерпеть духовной аварии, падения, провала. Но это получилось… Они поняли СВОЮ ошибку с большим опозданием… Те же, которые положили основание на камне, также подразделились на две подкатегории. Одни строили стены своего духовного дома из золота, серебра и драгоценных камней; а другие из дерева, сена, соломы. И когда пришел огонь, то он сжег дома построенные из горючих материалов. Эти застройщики оказались пострадавшими от своей непредусмотрительности, недальновидной неопытности и духовной безграмотности. Такого, согласно учению Кальвина, быть не могло, а оно случилось…

в) Все отозвавшиеся на призыв Божьей благодати, спасенные грешники, прививаются Богом ко Христу, как ветви к Лозе. Все, пребывающие во Христе так же подразделяются на две категории. Одних Небесный Виноградарь очищает, чтобы более приносили плода, а других отсекает за бесплодие (Ин. 15:1-2). Что же ждет отсеченных, и какая их участь?

Их собирают и бросают в огонь, так что они сгорают (Ин. 15:6). Царства Небесного они не достигли. Предопределение их к бессмертию не смогло обеспечить их вечную безопасность. Гарантией обеспечиваются только исполняющие слово Божие, заповеди Его, те которые не нарушают духовных законов. “Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу приносящему плоды его” (Мф. 21:43). “Многие придут от востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком, Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов” (Мф. 8:12). Здесь также было необходимо проявление человеческого фактора: употребление усилий прилежания, стараний, усердия и подвижничества веры, поста, молитв, дерзновения.

2. Если человеческий фактор в деле нашего спасения не востребован, тогда зачем Богу ставить пред нами условия и следующие требования:

а) “Терпением вашим спасайте души ваши” (Лк. 21:19). Здесь Бог обращается к человеку, чтобы он своим терпением вносил вклад в дело личного спасения. И если он не проявит этого качества, то его спасение остается под вопросом. Более того, он обязан проявлять долготерпение. “Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому, что пришествие Господне приближается” (Иак. 5:8).

б) “Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая и себя спасешь и слушающих тебя” (1 Тим. 4:16). А если, не так, то себя не спасешь, тем более ближних своих. Здесь акцент делается на человеческий фактор, и подразумевается, что спасенный даром, окажется неспасенным по причине нарушения слова Божия, Его велений и указаний (через пассивность, бездействия и бесплодие). «Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:8-9).

в) “Почему ты знаешь жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?” (1 Кор. 7:16). Ясное дело, что никто не может спасти другого, кроме Бога. Но оказывается, что спасающий других сам нужен Богу, чтобы Господь действовал чрез него. Значит человеческий фактор востребован Богом и наше спасение не является безусловным. Оно обусловлено исполнением заповедей Божьих, закона Христова (Гал. 6:2). Поэтому и существует призыв Бога, обращенный к грешникам: “Спасайтесь от рода сего развращенного” (Деян. 2:40).

д) “И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где ЯВЯТСЯ?” (1 Пет. 4:18). Значит, нужно прилагать усилия даже праведнику.

е) “Напоминаю вам братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы приняли и в котором утвердились, которыми спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали” (1 Кор. 15:1-2). При смысловой раскладке этого текста, мы видим, что спасенный благодатию Христа должен спасаться, утверждать себя в Слове Божьем, пребывать во Христе, держаться спасения (ср. Евр. 6:9), а также пребывать в учении Христовом. Слово «если» объясняет возможность появления такой прослойки как «тщетно уверовавшие». По Кальвину есть только две категории: испытавшие на себе действие Божьей благодати и не испытавшие этого действия. Одним Бог дает спасение, а другим — погибель. А здесь получается, что даже отозвавшиеся на призыв Божий могут оказаться неспасенными. Почему так? Потому что в таком положении могут оказаться лишь хитрые, плотские, безответственные, несерьезные христиане, любящие говорить: “спасен однажды – спасен навеки”, но не исполняющие заповедей Божиих (Иер. 7:8-10).

ж) Согласно сказанному в Мф. 25:1-13, все верующие подразделяются на мудрых и неразумных. Получается, с учетом неверующих наличествуют три категории людей,
а не две: те, которые были дальновидны, духовно обогащались, запасались маслом, вошли на пир, а самоуверенные, непредусмотрительные, поверхностные, внешние, не ВОШЛИ. ) A теперь скажите: «К чему были предопределены не вошедшие на пир, прежде создания мира, если только предопределенные ко спасению способны отозваться на призыв Божьей благодати?» Мы видим, что невошедшие ясно отозвались на Божий призыв, всю свою жизнь были верующими, смело вышли навстречу Жениху, но не вошли на брачный пир. Анализируя это событие, нам нужно чем-то поступиться: либо вся сила и гарантия спасения заключены не в предопределении, либо отозваться на призыв благодати могут и предопределенные для ада. Одно или другое…

з) “Спасай душу свою; не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтоб тебе не погибнуть” (Быт. 19:17). Что же мы здесь видим? Первое: чтобы спастись от пламени огня и не погибнуть вместе с содомлянами, нужно было удостоиться быть выведенным Ангелами Божьими за руку за пределы опасной зоны. Это было началом спасения, но не его концом. Из Содома вышли четыре человека, но окончательно спаслись только три. Поскольку жена Лота не сгорела в Содомском огне и не погибла в своем доме, существует опасность погибнуть в пути следования к спасительной цели. Избежав первой возможности погибели, по дороге в Сигорь она подверглась другой – остолбенению (Быт. 19:26). О том, что этот физический соляной столб является прообразом духовного остолбенения спасенных христиан, говорит Сам Христос: “Вспоминайте жену Лотову!” (Лк. 17:32).

и) «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:1-6). Такую возможность, как погибель в пути, в пустыне, вышедших из Египта и отправившихся в Ханаан, логика Кальвина исключает. У него или ты белый или черный. Ничего третьего быть не может… А в слове Божием нередко встречается и нечто третье.

к) “Потому сказываю вам, что отнимется от вас царство Божие и дано будет народу приносящему плоды его” (Мф. 21:43). Здесь также мы можем увидеть три категории: не уверовавшие во Христа, уверовавшие, но лишившиеся Царства Божьего и благополучно вошедшие в благословенную вечность.

л) “Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное” (Мф. 5: 20). Это предостережение также относится ко всем избранным, предопределенным к славе со Христом. То есть даже они могут не войти в Царство Небесное, если не исполнять данного условия.

Если верить Кальвину, тогда зачем нужно предопределенному к жизни вечной проявлять бдительность, когда ему ничего не угрожает в пути? Она ему просто ни к чему… Однако Писание говорит обратное.

м) “Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое” (2 Тим. 4:5). Это значит, что бдительность в пути следования к небесам необходима каждому пиллигриму, потому что есть много опасностей, которые могут, если не погубить, то во многом повредить ему. “Ибо, что пользы человеку
приобресть весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?” (Лк. 9:25).

н) “3наю твои дела; ты ни холоден, ни горячо; если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Откр. 3:15-16). Оказывается, Бог ожидает от нас пребывания в духовном состоянии, а не беспечности, равнодушия, пассивности, безразличия, нерадения и половинчатости. Это также влияет на формирование вечной судьбы христианина…

о) “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, твоим всею душею, твоею всем разумением твоим и всею крепостию твоею. И ближнего твоего как самого себя“ (Мк. 12:30-31). Неужели этот призыв Христа обращен лишь к некоторым людям? Ничто не указывает на это. Но даже однажды возлюбивший Бога должен сохранять Ему верность до конца.

п) “Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маран-афа” (1 Кор. 16:22). Оказывается, кто внемлет этим предупреждениям, тот сохранит свою принадлежность к числу спасенных людей, кто нет – тот окажется отпавшим.

ВЫВОД

Из всего сказанного видно, что Бог не желает спасать кого-либо без взаимодействия с самим спасаемым. По этой причине Он обращается к неверующим людям, чтобы они спаслись, а также к Своим детям, чтобы они пребывали в вере и сотрудничали со спасительной благодатью в целях достижения своего конечного спасения. Как человек не может спастись своими ограниченными возможностями, так и Бог не может спасти человека, если он не будет подвизаться за свое спасение (Мф. 8:12, 21:43; Лк. 13:24). “Достигая наконец верою вашею спасения душ” (1 Пет. 1:9). Исключением из этого правила является спасение малых детей, умерших в состоянии безвинности, и кающихся на предсмертном ложе грешников подобно разбойнику, ушедшему прямо с креста в рай (Лк. 23:32-43), а так же родившихся умалишенными… На фоне вышеизложенного видно, что учение Кальвина о безусловном спасении человека является ошибочным и потому неприемлемым для здравомыслящих христиан.

Источник: Авраменко Г.Н. Верно ли учение Кальвина, т. 3, Майкоп, 2009 (гл. 1, разд. 9).

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s