Правды, правды ищи, дабы ты был жив

Василий Чосенко

алчущие

«Блаженны алчущие и жаждущие правды (праведности), ибо они насытятся» (Мф. 5:6).
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал. 5:22).
«И найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, – с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3:9).
«Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13).
«…не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:6).

О праведности

Слово «праведность» (евр. – яшар и греч. – дикайосюнэ) означает правдивость, непорочную справедливость, честность, удаление от зла, безгрешность, моральную чистоту (Втор. 32:4; Иов. 1:1; Иез. 23:5-9; Пс. 36:30-31) и отсутствие вины (Откр. 19:8). Одна из важных сторон праведности, которая от Бога, заключается в нашем добром отношении к Богу и людям, чтобы мы, придерживаясь Божьих заповедей, добродушно жили с ближними, «снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13). Это одно из основных свойств праведности.

Праведный, или праведник (греч. – дикайос) – это тот человек, который придерживается установленных Богом норм праведности и кому покрыто преступление, заглажены беззакония и запечатаны грехи, то есть человек помилован и ему не поставлен в вину грех (Пс. 31:1-2. Ср. Дан. 9:24-26).Человеку, который сердцем верует Господу, покоряясь Его учению, это вменяется в праведность (Рим. 4:5-11). «Кто делает правду, тот праведен…» – поясняет апостол Иоанн (1 Ин. 3:7). Праведником считается тот человек, который, благодаря милости Божьей, избавившись от грехов, живет для праведности.

В первых началах Слова Божьего (Евр. 5:12) после разъяснения важности «кротости» освещается ценность достижения праведности. О такой последовательности писал и царь Давид: «Благ и праведен Господь; поэтому наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, научает кротких путям Своим» (Пс. 24:8-9). Нагорная проповедь Христа именно об этом и говорит, и потому изложена в конкретной последовательности. Не случайно перед тем, как раскрыть весть о блаженстве алчущих и жаждущих праведности, Христос сказал о блаженстве кротких. И именно кротких Господь направляет к праведности, научает праведному пути и заверяет их, что они наследуют землю, которая названа «новая земля правды», то есть земля праведности. И Давид молился об этой земле: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – Бог мой; Дух Твой благой да ведет меня в землю правды», то есть в землю праведности (Пс. 142:10). Путь в землю праведности назван «путь правды», то есть «праведный путь» (2 Пет. 2:21), или «путь праведных» (Пс. 1:6), или «стезя правды» (стезя праведности) (Пс. 26:11).

В данном изложении мы касаемся только начатков праведного пути Господнего (Деян. 18:25). Исследуя истинно праведный путь, следует помнить, что войти в землю праведности вечного Царства Божьего возможно только через «врата праведности». Знал об этом и автор 117 псалма, поэтому писал: «Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа, праведные войдут в них» (Пс. 117:19-20). Врата Господа для неправедных закрыты, потому что для всего нечистого и неправедного доступ в Царство Божье закрыт. Христос, говоря о праведности и о вратах праведности, обращал внимание на то, что врата праведности и путь праведности узкие. Поэтому Христос сказал: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие захотят войти и не смогут» (Лк. 13:24). «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). Поэтому еще в древние времена был призыв: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив…» (Втор. 16:20).

О праведности кратко поясняется в Послании к римлянам: «И не предавайте членов ваших греху, в орудия неправедности, но представьте себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены ваши Богу – в орудия праведности» (Рим. 6:13). И еще дано разъяснение: «…Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию – на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности – на дела святые» (Рим. 6:19).

Какова же правда, которую мы должны алкать и жаждать, чтобы достигнуть ее? Слово «правда» в евангельских изречениях означает больше, чем только верно сказанное слово. Правда, которую мы должны алкать и жаждать, – это праведность, которую может достигнуть человек в результате возрождения, поверив Богу. Путь истинной праведности один, а извращенных представлений о праведности – много. В начатках Учения Христова раскрывается, что в практической жизни в сознании людей формируется три различных представления о праведности:
одни признают только свое личное понятие о праведности – своя праведность;
другие ограничиваются только требованием закона и берут за основу законную праведность;
третьи ищут истинной праведности от Бога. Частично рассмотрим эти положения.

1. Своя (личная) праведность (Рим. 10:3; Иов. 27:6; Иер. 51:10), свой путь (Суд. 2:19; Иер. 8:6; Иез. 3:19), своя справедливость (Пс. 36:6). У каждого человека формируется свое представление о праведности, обоснованное на своем, часто эгоистичном, представлении. Большинство людей в основание своего понимания праведности преимущественно ставят свои интересы, свои амбиции и широкий путь своих увлечений. Обычно такие люди весьма уверены в правильности своего понимания о праведности. Наставление в Божьей праведности таковыми трудно принимается. Поэтому беседы о праведности им неинтересны, они их называют «нудными лекциями» и с неудовольствием высказывают: «Не нужно мне читать мораль, и никаких лекций о праведности я не хочу слушать, я и так знаю, что правильно». Это один из признаков того, что дух человека, к сожалению, еще не живой для истинной праведности (Рим. 8:10).

Обычно в сердца людей проникают мирские убеждения, что якобы все, что приятно чувствам и не оскорбляет ближнего, позволительно, а праведные нормы, установленные Богом, остаются без внимания. Иногда можно услышать: «А почему нельзя? Ну и что, что написано, а мне это нравится». Так рассуждают невозрожденные люди, а также люди, живущие по плоти, не понимающие духовной ценности Богом установленной праведности.

В основном почти каждый человек, обольщенный собственным представлением о праведности, не ищет праведности от Бога. Среди людей стало модно рассуждение, что каждый человек имеет право на свое личное убеждение. И действительно, никто не имеет морального права принудительно лишать кого-либо такой возможности. Но независимо от того, осознает или не осознает человек важность истинных норм праведности, необходимо знать, что ошибочные представления имеют плохие, а иногда и трагичные последствия.

К сожалению, не только среди невозрожденных (душевных) людей имеется много эгоистичных, личных представлений и понятий о нормах праведности, но и среди плотских христиан. «Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» – объясняет апостол Павел (Фил. 2:21). Отсутствие праведных взаимоотношений создает жизненные проблемы. Поэтому у людей во все века пробуждалось, да и теперь пробуждается осознание необходимости установления правил взаимоотношений и закона справедливости. Этим занимались отдельные люди во все времена и во всех народах. Они записывали свои представления о правилах поведения и нормах праведности, создавая свою культуру взаимоотношений. Жизненная практика обнаруживает недостатки таких этических гуманитарных сочинений.

Как известно, на протяжении истории народов у людей менялись представления о праведности. Разные философы, каждый в свое время, толковал праведность по-своему. На смену им появлялись другие человеческие представления, которые расходились с предыдущими. Поэтому в философии возникло утверждение, что якобы праведность следует понимать относительно стихий мира. Авторы так называемых гуманитарных наук не смогли дать верные представления подлинной и стойкой праведности. О причине таких опрометчивостей написано в Послании к римлянам: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3).

Немало встречается людей, которым свои представления о праведности кажутся самыми правильными. У каждого человека формируется своя праведность, когда он, не зная или не разумея праведности Божьей, пытается проявить творчество, изобретая свои нормы праведности. Проявляя творчество в делах собственной праведности, обычно на объяснение Божьей праведности реагируют болезненно, утверждая: «Это твоя правда, но у меня есть своя собственная». Для таковых непонятно: как может быть иначе? Любое творчество в делах праведности в отрыве от Богом установленной праведности бесполезно. Но как Бог реагирует на такое творчество? Апостол Павел, поясняя о нашем спасении и о нашем творчестве или изобретательстве в делах нашей праведности, писал: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Апостол Павел также предупреждал верующих в Колоссах: «Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Поэтому человеческими заповедями можно пренебречь, особенно когда они противоречат заповедям Господним. Так поступили апостолы. Когда начальники и старейшины запрещали им осуществлять повеления Господни, они прямо заявили: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Несостоятельность своей праведности обнаруживали люди и в древности, об этом пророк Исаия писал: «…и вся праведность наша – как запачканная одежда…» (Ис. 64:6).

2. Праведность законная (Флп. 3:6) – законная справедливость (греч. – эндикос), или праведность от дел закона. Кроме своих представлений праведности, есть и так называемая законная праведность, определяемая заповедями закона. Слово «заповедь» (греч. – энтолэ) означает моральное правило, постановление или повеление, служащее указанием для определения правильности действий, поступков и взаимоотношений. Имеются праведные заповеди Господни и плотские заповеди, установленные людьми, то есть заповеди человеческие. В человеческих заповедях выражена человеческая воля и чья-то прихоть. Обычно властолюбивые люди свои представления о праведности возводят в закон, а простые люди, зависимые от своего окружения, придерживаются человеческих обычаев, традиций и бытующего закона.

Наши же дела настолько несовершенны, что, даже выполняя закон, запрещающий грешить, невозможно ими оправдаться. Личное представление о праведности часто формируется на основании бытующего закона, называемого «законная правда». Например, брак, заключенный в соответствии с законом, называется законным браком. Закон применяется в основном для удержания людей силой закона в пределах каких-то норм поведения и взаимоотношений. Такие вынужденные дела называются «дела закона» (Рим. 2:20; Гал. 2:16; 3:2,5,10). При этом известно, что любой закон бессилен привести человека к совершенству (Евр. 7:19). Согласно законной праведности, все базируется на принципе справедливости: «Око за око и зуб за зуб» (Мф. 5:38; Исх. 21:24; Лев. 24:19-20), и вообще «возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). Если человек под принуждением закона и исполняет нормы праведности, то это еще не значит, что он внутренне таков. Люди, ставшие на путь законной праведности и возводя в закон свои представления о праведности, характеризуются самоправедностью. О таковых написано, что Христос «сказал также некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и презирали других…» (Лк. 18:9). Но Христос дал Свою оценку: «…ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

Известно, что имеются и древние заповеди, переданные нам святыми пророками и записанные в книгах Ветхого Завета, и заповеди Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, которые передали нам апостолы (1Фес.4:2). Очень важно правильно определиться в нашем отношении к ним. Написано, что Христос ввел Свое учение, «упразднив вражду плотью Своей, а закон заповедей учением…» (Еф. 2:15). Поскольку в Торе имеется закон заповедей, а в Новом Завете учение заповедей, возникает вопрос: «Какая разница и что общего между законом заповедей и учением заповедей?» Как закон заповедей, так и учение заповедей раскрывают святые нормы праведности. Учение заповедей Господних разъясняет Богом установленную праведность, которую поняли ожившие духом люди и, радуясь истине, охотно приняли без всякого принуждения (1 Кор. 13:6).

Такая праведность называется праведностью по вере. Напротив, «…закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников и для всего, что противно здравому учению» (1 Тим. 1:9-10). Итак, закон только сдерживает от преступления, но не освобождает от власти греха, то есть от порабощенности греху.

Вынужденная сдержанность, в силу понуждения закона, не меняет греховной природы человека и не делает его новым человеком, поскольку его состояние остается тем же. Законом не только распознается, что греховно, но применяются средства понуждения. Когда человек духовно мертв, он не имеет любви к Богу, поэтому совершает греховные действия. Сдерживая таковых в каких-то рамках морали, служители либо расслабляются, допуская попустительство, либо вводят определенный закон, вменяя какие-либо меры наказания. Но каким бы то ни был закон – в виде устава, постановления, правил и тому подобного, – он не меняет плотского состояния, а только в какой-то мере сдерживает от нарушения норм праведности. А совершившие нарушение, таким образом, становятся более виновны перед Богом. Поэтому апостол Павел в Послании к галатам писал: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:4-6).

При этом следует правильно понять, что в данном случае не имеется в виду то, что верующему вменяется праведность и в том случае, если в его жизни не будет ни стремления к праведности, ни ее реальных плодов (1 Ин. 3:10). Бог омывает и милует грешника, приходящего к Нему с верой, такого, какой он есть. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас – Божий дар, – не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8-10).
Имеется существенная разница между законом заповедей и учением заповедей, хотя нормы праведности остаются те же. По закону исполняют нормы праведности по понуждению извне, а учение заповедей основано на возрождении, которое пробуждает сознание, и человек начинает жить праведно по личному убеждению, изнутри, любя путь Господен. Только научающая благодать Духа Божьего учит человека любить заповеди Божьи и исполнять их с удовлетворением. Мы сможем преобразиться в образ Христа только тогда, когда истинная праведность станет нашей потребностью, а не вынужденным исполнением предписаний закона из-за страха перед наказанием.

3. Праведность от Бога (греч. δικαιοσυνη θεου) есть Богом данная праведность (Рим. 3:21-22; 10:3), то есть праведность от веры в Бога, которую дает Христос (Рим. 10:6). Суть праведной жизни называется путь праведности (Мф. 21:32). Слава Богу, есть те, которые свое представление о праведности базируют на Божьих нормах праведности, то есть убежденно приемлют Божью праведность. При этом возникает серьезный вопрос: «Человек стал праведным, потому что он поступил праведно, или поступил праведно, потому что он праведник?» Прошлыми делами невозможно определить праведность человека. Определяется праведность наличием примирения с Богом и наличием укорененной веры, в делах которой видны дела праведности.

Добровольное принятие установленного Богом учения заповедей праведности многих приводит к истинной праведности и верному убеждению, что Богом установленный путь праведности самый совершенный. Поэтому Божья праведность становится их личным путем (Пс. 118:30; Пр. 16:17). В Евангелии Иисуса Христа открыта истинная праведность, данная Богом, которая есть верное понимание подлинной и неизменной праведности, независимо от стихии мира. Поэтому мы должны всегда жаждать только истинной Божьей праведности. Праведность Господня совершенна, чиста и свята. И Бог призывает каждого человека к подлинной праведности. Он все сделал для того, чтобы человек мог стать праведником. Зная путь достижения праведности, апостол Павел упомянул и свою бывшую несовершенную праведность, которая была у него от закона, но, возродившись, понял, что важнее ревновать о праведности от Бога, и стремился, чтобы «…найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, – с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9).

Только в Учении Иисуса Христа раскрыта для нас истинная праведность, данная Богом во Христе, которая является единственной подлинной праведностью, независимой от стихий мира. Поэтому мы должны всегда алкать и жаждать постоянной и неизменной праведности Божьей.

Очень важно знать и понимать праведность Божью, которая изложена в учении заповедей Христовых и о которой предсказано через пророка Даниила, что Христос приведет вечную праведность (Дан. 9:24). Итак, учение заповедей Христовых о праведности действительно есть вечная ценность. Она потому вечная, что дарит человечеству неизменные и святые нормы праведности.

Итак, мы узнали, что за праведность человек может принять свои эгоистичные интересы или, ориентируясь на закон, может избегать видимых причин обвинения буквы закона; либо, искренно стремясь познать непорочный путь праведности, чтобы иметь истинное убеждение здравой веры, может не только иметь внешний вид праведника, но внутренне по духу быть таковым. Во дни Христа книжники и фарисеи, опираясь на законную праведность, придерживались буквы закона, чтобы внешне казаться праведными. Но Христос предостерег своих учеников: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

Чтобы лучше понять суть праведности и знать как достигнуть ее, необходимо дать ответ на три вопроса. Почему необходимо алкать и жаждать праведности? Как достигнуть праведности?
Какие результаты от достижения праведности? Итак, будем с подлинным стремлением усердно исследовать вопрос праведности.

Важно алкать и жаждать праведности

Вопрос праведности имеет жизненно важное значение, потому что не только определяет справедливость и разумность взаимоотношений, но и определяет принадлежность к Царству Божьему. Такую же целеустремленную жажду перед собой ставил и исполненный Духа Святого Захария, отец Иоанна Крестителя (Лк. 1:67), говоря о Боге: «…служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» (Лк. 1:75).

Из числа тех, кто жаждет истинной праведности, есть те, которые правильно поняли ее, но есть и те, которые имеют ошибочное представление пути праведности (Пс. 94:10). Знать, что есть истинная праведность – очень важно, поэтому необходимо алкать и жаждать ее. Но, к сожалению, после первохристианского периода почти во все периоды истории номинального христианства вопрос праведности и спасения освещался неудовлетворительно, поверхностно, а то и совсем извращенно.

Жаждущие подлинной праведности встречались с проблемой, известной под названием «поверхностной веры», или «благодать легко досталась». Вместо подлинных функций праведности использовались обрядовые формы и ритуалы. Новообращенным говорили, да и теперь говорят, чтобы они просто верили в Христа или в какой вере родились, в такой и оставались. Как будто больше ничего и не нужно. На деле это совсем не так. Это пояснял апостол Иаков: «Ты веруешь, что Бог един, – хорошо делаешь; и бесы веруют – и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:19-20).

Итак, для спасения души недостаточно поверхностного отношения к праведности. Вот почему Христос сказал, что недостаточно просто хотеть или желать праведности: «Блаженны алчущие и жаждущие правды (праведности)…» (Мф. 5:6). Вопросы спасения и достижения истинной праведности нераздельны, и это побуждает нас к серьезному и более глубокому исследованию истинной праведности.

Ошибочно самооправдание поверхностного отношения к праведности словами пророка Исаии: «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис. 35:8). Это пророчество относится не к нашему периоду, периоду приблизившегося Царства Божьего, но к периоду тысячелетнего Царства Божьего (См. Ис. 35:1-10; 41:18-20; 11:6-8; Откр. 12:10).

В наше время на пути в Царство Божье есть много трудностей, и чтобы войти в него, необходимо прилагать усилие (Лк. 13:24). Чтобы полнее понять, насколько серьезен вопрос о возможности войти через тесные врата праведности, следует знать предостережение апостол Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18). И в Послании к коринфянам написано: «Или не знаете, что неправедные Царства Божьего не наследуют?…» (1 Кор. 6:9).

Итак, чтобы идти праведным путем и войти в тесные врата праведности, что ведут в жизнь вечную, необходимо настолько алкать и жаждать, пока не достигнем полного насыщения праведностью. Жажда праведности – это пламенная жажда не только не делать греха, но жажда точно познать Божий путь праведности и жить праведно. К сожалению, не у всех христиан проявляется такая жажда жить праведно, без отклонений. Больше хочется видеть доброе отношение к себе, чем проявлять его самому. Быстрее сетуем на чужие грехи, нежели на свои. Такова наша испорченная природа: видеть «щепку в глазу» ближнего, а «бревна в своем глазу» не ощущать (Мф. 7:3; Иак. 5:9).

Путь к насыщению праведностью лежит через осознание нищеты своего духа. Еще через пророка Исаию Бог сказал: «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены» (Ис.51:1). Итак, если человек осознал свою испорченность и свою порочность, сокрушается в своем своевольном и лукавом духе, скорбя плачет и с кротостью зажигается жаждой, чтобы Божья праведность, то есть праведность от Бога, осуществилась в его личной жизни, то в этом есть блаженство. Чтобы так алкать и жаждать праведности, необходимо с готовностью отдать столько сил и времени, а иногда и средств, сколько необходимо для того, чтобы узнать узкий путь праведности и идти по нему. Такая жажда должна сосредоточиться не только на том, чтобы научать ближних, но главное – чтобы самому насытиться. Христос раскрывает, что достичь праведности и стать праведником может только алчущий и жаждущий праведности, и в первую очередь – лично для себя.

В жизни желания бывают разные. Они сосредоточиваются чаще на том, чтобы приобрести какое-либо имущество или на том, что есть, пить, во что одеваться. Есть люди, которые эти нужды ставят главной целью своей жизни, это их бог, как написано: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном» (Фил.3:19). «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву…» (Рим.16:18). Но есть и те люди, которые также едят и пьют, одеваются, пользуются жилищем, но не это главная цель их жизни. Они живут и пользуются каждодневными благами для более важной и главной цели. Христос, желая зажечь в нас жажду к праведности Царства Божьего, пояснил: «Ищите же прежде Царства Божьего и правды (праведности) Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Мы должны ясно понять, для чего мы живем, какова цель нашей жизни, и заботу о теле не следует обращать в похоть (Рим. 13:14). То, в чем имеет нужду наше тело, не должно заглушать цель достижения Царства Божьего и праведности Его. Об этом говорил Христос в притче о сеятеле: есть люди, которые подобны земной почве, засеянной терном. И когда семена Слова Божьего попадают в такую почву, то оно не может иметь доброго плода, потому что терн заглушает их (Мф. 13:7). Поясняя притчу о сеятеле, Христос сказал: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф. 13:22).

Самая главная и первостепенная цель нашей жизни есть спасение нашей души, как говорил ангел Лоту, спасая его из подлежащего истреблению города Содома: «…спасай душу свою…» (Быт. 19:17). И Христос сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Алкать и жаждать праведности нам необходимо не для того, чтобы превозноситься ею перед другими, и не для того, чтобы похвалили нас люди, но для того, чтобы удовлетворить жажду иметь праведность от Бога и чтобы идти путем праведности. Важно не только называться праведником, но внутренне быть таковым. К сожалению, немногие имеют жажду лично насытиться праведностью. В большинстве случаев – это только простое пассивное желание.

В ожившем духом человеке происходит духовная борьба, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти…» (Гал. 5:17). Чтобы жить по духу и не быть порабощенным влечениями плоти, необходима победа, которая достигается только благодаря большой жажде жить праведно (Рим. 7:18-19). Для этого необходимо по-настоящему алкать и жаждать праведности! Обычно жаждущий праведности не будет ждать «сложа руки», пока кто-то скажет о праведности. Такая душа будет усердно искать ее, просить у Бога и стараться узнавать о ней, пока не насытится. Поэтому Христос учил: «Просите – и дано будет вам; ищите – и найдете; стучите – и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8; См. также 7:9-14).

Человек, который жаждет праведности, всегда горит любовью к Богу и Его истине, поэтому «не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:6).
Итак, первым условием, чтобы насытиться праведностью, является необходимость алкать и жаждать ее (Мф. 5:6).

Сердцем веруют к праведности

Праведность от Бога может достигнуть каждый человек через научающую благодать (Тит. 2.11-12), поверив Богу. Так, например, Аврааму веру Бог вменил в праведность еще до введения закона. Да и во времена закона известна была благодать по вере. Но по причине того, что в избранном Богом народе «рожденные по плоти» (так называемые душевные 1 Кор. 2:14) преследовали и гнали рожденных по духу, был введен закон для удержания людей под стражею закона до времени прихода семени, которое есть Христос (Гал. 3:16). Хотя и тогда, независимо от закона, действующая вера вменялась в праведность (См. Евр. 11 гл.). Итак, большое счастье насытиться праведностью и стать праведным. Но как достигнуть этого? (Иов. 25:4).

Вопрос достижения праведности разными людьми воспринимается по-разному. Одни думают: чтобы быть праведником, не важно, как жить, лишь бы верить в Бога. Другие, напротив, утверждают: не так важно, как верить, лишь бы поступки были добрые. Защищая свои мнения, и одни, и другие имеют немало доводов. Так думают не только люди, мало знающие Слово Божье, но и те, которые выдают себя за знатоков.
Сторонники веры напоминают высказывание апостола Павла: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона» (Рим. 3:28; См. также Фил. 3:9).

Сторонники дел напоминают высказывание апостола Иакова: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14). В этом вопросе духовно непросвещенному человеку нелегко разобраться.

Люди, не понявшие пути достижения праведности, встречаясь с такими противоположными высказываниями, могут воспринять их как полемику между апостолами. Такие, как кажется, противоположные высказывания есть и у Самого Господа Иисуса Христа. Их тоже используют и те, и другие. Так, сторонники дел напоминают слова Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). И еще: «Ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Сторонники веры также используют слова Христа: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную…» (Ин. 3:36) и другие места Нового Завета.

Читая послания апостолов Иакова и Павла, находим не только упомянутые изречения, но и противоположные им. Здесь, например, кажется, что апостол Павел был только сторонник веры, но он писал: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле: доброе или худое» (2 Кор. 5:10). А апостол Иаков, о котором думают, что он только сторонник дел, писал: «Братья мои! Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2:1). Итак, следует понять, что в упомянутых изречениях нет противоречия. Только правильное понимание вопроса достижения праведности дает возможность понять единство дела и веры. Недоразумение случается только тогда, когда нет четкого понимания, что такое вера. Поэтому немного рассмотрим вопрос о вере.

В результате духовного прозрения в человеке меняются личные представления: от неправильных и ошибочных понятий он переходит к правильным и истинным, что называется покаянием (перемена мыслей). Результатом покаяния, как одно из проявлений праведности, есть плод духа вера (Гал. 5:22). Приняв истину, человек начинает правильно верить. Правильная вера является движущей силой для осуществления разумных и правильных действий. Вера – это личное убеждение и уверенность, которая концентрирует внутренние силы для осуществления своего убеждения. Правильность веры обуславливает и правильность действий.

Как уже известно, есть два средства, которые понуждают придерживаться норм праведной жизни: это личная вера (свое убеждение) или понуждающий закон. Человеческий закон и даже закон, данный Богом через Моисея, силою наказания понуждал придерживаться норм праведной жизни. Но даже самое правильное вынужденное действие под нажимом закона без личного убеждения, то есть веры, не меняют порочной сути человека. Поэтому те, кто не имеет истинной веры, не может с личным желанием придерживаться норм праведности. Именно для таковых необходим закон, как пояснил апостол Павел: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников…» (1 Тим. 1:8-9). Закон, понуждая придерживаться норм праведности, не может привести человека к совершенству, как написано: «Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). И эта лучшая надежда есть вера. Личное убеждение обуславливает веру, вызывает личное желание и, более того, жажду придерживаться норм праведной жизни. Такая личная жажда ведет человека к совершенству.

Итак, праведность по вере имеет большое преимущество перед законной праведностью. Поэтому праведность по вере не бывает без дел праведности. Христос и апостолы говорили о разнице между делами закона и делом веры в силе (1 Фес. 1:11). «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть…» (Рим. 3:20; Гал. 2:16). Вера же содействует делам, и делами вера достигает совершенства (Иак. 2:22). В противоположность понуждающему закону, жажда жить праведно достигается силой веры благодаря истинному просвещению благодатью, то есть любовью. Итак, спасающая благодать имеет огромное преимущество над законом. Имеющие живую веру для спасения придерживаются праведности не при помощи понуждения диктатуры, а благодаря вере и любви в истине. Поэтому необходимо придерживаться Божьей благодати и с любовью постоянно поучать друг друга. «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12). Такое здравое просвещение с проявлением искренней любви порождает твердую и живую веру, то есть свое личное твердое убеждение.

Основным условием для насыщения праведностью является жажда, которая базируется на вере. Если под принуждением закона человек начал делать добрые дела, то это не меняет его нрав и характер, этим путем невозможно стать праведником. Ни один человек не в состоянии своими силами жить праведно и ни в чем не согрешить, потому что полностью опорочен и искалечен грехами, сделанными прежде: «Как написано: «Нет праведного ни одного»» (Рим. 3:10), «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Более того, каждым человеком унаследованы греховные наклонности от своих предков. Поэтому написано: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14:4). Итак, «… Вся праведность наша – как запачканная одежда…» (Ис. 64:6), потому что практически «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Это печальная трагедия всего человечества! Не видеть этого могут только духовно слепые. Но если человек, осознав свою причастность к грехам, утружден и обременен своими прошлыми преступлениями и пороками, то начинается процесс духовного прозрения. Важно видеть свое реальное состояние.

Но как стать праведником? Если прошлая жизнь опорочена, как запачканная одежда, сколько не старайся беречь грязную одежду, она остается грязной и запятнанной. Такая проблема возникает перед каждым духовно прозревшим человеком! Что делать людям, которые «…были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга»? (Тит. 3:3). Если бы можно было заново прожить жизнь, поступая праведно, чтобы быть праведником! Но это невозможно! Как избавиться от порочной скверны греха и от власти греха, чтобы дальше хранить себя чистым? Как выйти из этого тупика? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26; Мк. 8:37). Своими силами сделать выкуп невозможно. Знали об этом и в древности, поэтому написано: «Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» (Пс. 48:9). Иисус Христос также говорил о трудности вхождения в Царство Божье. Ученики же Его ужаснулись от слов Его: «Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: «Кто же может спастись?» Иисус, взглянув на них, говорит: «Людям это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу»» (Мк. 10: 26-27. Ср. Мф. 19:23-26; Лк. 18:24-27). Есть Всевышний Бог и Его Сын Иисус Христос, Который может отпустить беззакония, покрыть грехи и оправдать грешника. Но ведь этого достигают не все. И это верно. В таком случае очень важно достигнуть здравой веры, то есть истинных убеждений, чтобы знать путь Господен, путь помилования и омытия грехов.

О достижении праведности написано в Послании к римлянам: «Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха»» (Рим. 4:3-8). Как же достигнуть праведности и в дальнейшем жить праведно? Человек нуждается в наставлении в праведности. Этому посвящено все Священное Писание. Так и написано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Принимая наставление в праведности, мы приобретаем истинное убеждение. Только через познание истины можно утвердиться в правильной вере и освободиться от греховного порока. О Христе написано: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными»» (Ин. 8:31-32). Итак, только при наличии жажды познать истину можно иметь правильное убеждение и стать праведником.

О таком убеждении во Христе Иисусе говорил апостол Петр: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43). Более того, Сам Господь Иисус Христос проявил ко всему человечеству любовь, так что «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24). Еще задолго до Рождества Христова пророк Исаия предсказал о Христе: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5-6). Так написано и в Послании к римлянам об Аврааме: «И, не ослабев в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:19-25).

Получить прощение и омыться от грехов возможно только при наличии веры в Господа нашего Иисуса Христа. Это явление называется возрождением. Так апостол Павел от имени своих возрожденных друзей – христиан написал о Христе, что «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). Итак, спасение осуществляет Сам Бог не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости баней возрождения и обновления Святым Духом. Чтобы освободиться от грехов и насытиться праведностью, необходимо, обращаясь к Богу, верить Ему! Верить всему, что Он говорил и о чем предупреждал. Именно такие люди смогут получить прощение, омытие грехов и жизнь вечную.

Об этом говорил Сам Иисус Христос: «И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен быть вознесен Сын Человеческий, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божиего» (Ин. 3:14-18. Ср. также Ин. 6:28-29; Деян. 16:30-31). Об этом же сообщается в Послании к евреям: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу верил, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Примиряясь с Богом, мы просим у Него милости, как поясняет апостол Иаков: «Но да просит с верою, нисколько не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:6-8). Более того, «Верующий в Сына Божьего имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство это состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5:10-11).

Слово Божье раскрывает, что каждый обращающийся к Богу человек, несмотря на то, что ранее не поступал праведно, может стать праведным посредством веры. Бог призывает к покаянию не праведников, но грешников. До обращения к Богу практически нет праведных. Поэтому в Послании к римлянам написано: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим. 4:5). Поэтому при наличии плода духа нашего, веры (Гал. 5:22), насыщение праведностью достигается при жажде познания истинной праведности посредством правильной веры, «потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9).

Праведность от закона – это исполнение заповедей закона под принуждением закона. Праведность по вере – это праведность не по принуждению, но в результате личного убеждения в возможности Божественной помощи, оказываемой Богом по личной жажде праведности. «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, праведность Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания праведности Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим. 3:21-25).

Достижение праведности начинается в момент возрождения духа нашего, так что наш дух оживает для живой веры, действующей любовью. Поэтому один из признаков возрождения нашего духа и достижения праведности – это вера! Может ли человек, алчущий и жаждущий праведности, достигнуть этой праведности, если нет веры? Безусловно, нет. Вопросы «Что такое вера?» и «Как пребывать в вере?» очень важны. Итак, если мы поверили всему, что говорил Бог, то совершаем плод покаяния, обращаясь к Нему. Он милует, омывает кровью Своею и облекает в одежду праведности.

При этом нельзя успокаиваться на том, что ты достиг праведности. Полученная праведность от Бога аллегорически названа «виссон чистый и светлый» (Откр. 19:8) или «брачная одежда» (Мф. 22:11-14), то есть одежда праведности. Поэтому очень важно сохранить полученную от Бога одежду праведности, не осквернить ее. Сам Иисус Христос дал обетование, сказав тем: «…которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мной в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред ангелами Его» (Откр. 3:4-5).

Итак, получив праведность чистую и светлую, мы должны беречь ее от всякой скверны плоти и духа. «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: «Пес возвращается на свою блевотину»; и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:20-22). Милует нас и избавляет от грехов Сам Иисус Христос, но Он пожелал, чтобы пребывание в этом состоянии также зависело и от нашего искреннего желания праведности.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s