Значение предупреждений в Послании к евреям

Василий Новаковец

biblе

ТЕМА ПОСЛАНИЯ

Тема послания к Евреям: Абсолютное превосходство Господа Иисуса Христа.

ТЕМЫ ГЛАВ

Эту идею автор настойчиво утверждает и аргументирует через следующие заявления на протяжении всего послания:

1. Иисус выше ангелов.
2. Иисус выше великого иудейского законодателя – Моисея.
3. Иисус выше великого иудейского полководца – Иисуса Навина.
4. Иисус выше великого иудейского священника – Аарона.
5. Иисус выше великого отца иудеев – Авраама.
6. Служение Иисуса выше служения в храме.
7. Жертвоприношение Иисуса выше приношений в храме.
8. Новый завет Иисуса выше старого завета с Израилем.

Во свете этого превосходства и следует рассматривать каждое из предупреждений. Ведь Иисус Христос – не просто лучший выбор, но для получателей тогда, и для нас ныне Он единственный правильный выбор.

Предупреждения звучат не просто во свете возможных уступок верующих из-за неблагоприятных условий жизни и богопочитания, но вопрос духовный – отступничество.

ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ТЕКСТЫ

Каждый из пяти предупреждающих текстов: 2:1-4; 3:6-4:11; 6:4-9; 10:26-39; 12:14-29 – мы кратко рассмотрим во свете следующих вопросов:

• К кому обращено предупреждение?
• Какие причинно следственные связи можно вывести?
• Как избежать опасность?
• Как иллюстрируется опасность?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Из толкового словаря мы видим определение термина «предупреждение». Предупреждение – это то, что заключает в себе предостережение (предупреждающее замечание, сигнал и т.п.). Учесть предупредение врача. Объявили штормовое предупреждение.

Предупреждение – достаточно важная информация, предоставляемая заблаговременно с целью оказать корректирующее воздействие на события будущего (http://ru.wikipedia.org).

Первое предупреждение

«Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него], при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?» (Евр. 2:1-4).

• К кому обращено предупреждение?

Личные местоимения «мы» (2:1,3), «нас» (2:3), а также фраза «спасении …в нас утвердилось» (2:3) указывают, что предостережение касается непосредственно получателей послания как возрожденных христиан.

• Какие причинно-следственные связи можно вывести?

Если невнимателен, то отпадешь (2:1); если тогда непослушание наказывалось, то тем более теперь (2:2-3).

• Как избежать опасность?

Внимание к Слову Божьему (2:1,2), осторожное отношение к полученному спасению (2:3).

• Как иллюстрируется опасность?

Указание на непременное наказание – вплоть до смерти – при нарушении Закона Моисеева (2:2).

Второе предупреждение

«А Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие. Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: «не войдут в покой Мой». 6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, [то] еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 3:6-4:11).

• К кому обращено предупреждение?

Личные местоимения «мы» (3:6,14; 4:3), «вас» (3:12,13; 4:1), «вам» (3:12), «нам» (4:2), обращение «братия» (3:12), а также фраза «друг друга» (3:13) указывают, что предупреждение касается непосредственно получателей послания как возрожденных христиан.

• Какие причинно-следственные связи можно вывести?

Если сохраним упование до конца, то останемся Его домом (3:6); если сердце неверное, то отступим от Бога (3:12); если наставляем, то не ожесточимся (3:13); если сохраним новую жизнь до конца, то останемся причастниками Христу (3:14); если не войдем в покой, то опоздаем (3:15); если войдем в покой Его, то не непокорны (4:11).

• Как избежать опасность?

Внимание к словам Духа Святого (3:7), хранить сердце (3:12), остерегаться ожесточения и греха (3:13), сохранять причастность Христу и новую жизнь (3:14), остерегаться неверия (3:19), не опоздать войти в Божий покой (4:1,11), принимать верою Слово (4:2).

• Как иллюстрируется опасность?

Указание о гневном клятвенном Божьем обещании, чтобы наказать евреев смертью в пустыне из-за непослушания и неверия (3:8-11,15-18, 4:2).

Третье предупреждение

«Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так» (Евр. 6:4-9).

• К кому обращено предупреждение?

Личные местоимения «вас» (6:9), «вы» (6:9), а также обращение «возлюбленные» (6:9) указывают, что предупреждение касается получателей послания как возрожденных христиан.

• Какие причинно-следственные связи можно вывести?

Если возрожден и отпал, то невозможно обновление (6:4-6), если держимся спасения, то не будем отпадшими (6:9).

• Как избежать опасность?

Держаться спасения (6:9).

• Как иллюстрируется опасность?

Указание на совершивших распятие Христа (6:6), осуждение неплодоносной земли (6:7-8).

Четвертое предупреждение

«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем [для других], то принимая участие в других, находившихся в таком же [состоянии]; ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души» (Евр. 10:26-39).

• К кому обращено предупреждение?

Личные местоимения «мы» (10:26,30,39), «ваши» (10:32), «вы» (10:32,34), «вашего» (10:34,35), «вас» (10:34), «вам» (10:36) указывают, что предупреждение касается непосредственно получателей послания как возрожденных христиан.

• Какие причинно-следственные связи можно вывести?

Если возрождены и грешим, то будет строгое наказание (10:26-27); если терпим, то получим обещанное (10:36); если поколеблемся, то будем наказаны (10:38).

• Как избежать опасность?

Опасаться произвольного греха (10:26), почитать Христа, Его искупление и действие Духа (10:29), помнить об уже проявленной верности при страданиях (10:32-35), пребывать в терпении (10:36), пребывать в вере (10:38-39).

• Как иллюстрируется опасность?

Указание на безотлагательное наказание смертью за доказанное преступление при Законе Моисеевом (10:28), проявленная получателями ранее верность в страданиях: поношения, узы, расхищение (10:32-34).

Пятое предупреждение

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: «я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:14-29).

• К кому обращено предупреждение?

Личные местоимения «вами» (12:16), «вы» (12:17,18,22,25), «мы» (12:28) указывают, что предупреждение касается непосредственно получателей послания как возрожденных христиан.

• Какие причинно-следственные связи можно вывести?

Если нет мира и святости, то не увидим Господа (12:14); если допустим горький корень, то лишимся благодати, получим вред и осквернение (12:15,16а); если отвратимся Говорящего, то не избежим наказания (12:25).

• Как избежать опасность?

Сохранять мир и святость (12:14), пребывать в благодати Божьей (12:15), избегать блуда и нечестия (12:16), внимание к Словам Божьим (12:25), пребывать в благодати и служении (12:28).

• Как иллюстрируется опасность?

Недобрый корень приносит большой урон (12:15), непреодолимые последствия отречения Исава от первородства (12:16-17), устрашающие предупреждения при даровании Закона (12:20).

Итак, сводя РЕЗУЛЬТАТЫ этих небольших наблюдений, мы можем отметить:

1) Предупреждения обращено к получателям как возрожденным христианам.
2) Предупреждения указывает на опасность отпадения и наказания.
3) Предупреждения также включает советы, чтобы не допустить негативные последствия (внимание к Слову Божьему, водительству Духа и ценности искупления во Христе, сохранение верности, пребывание в терпении и служении до конца жизни и др.).
4) Предупреждения иллюстрируются опытом жизни и ветхозаветными историями, с указанием смертельного и конечного наказания.

Итак, мы приходим к выводу, что это реальные предостережения, которые относятся к возрожденным христианам в вопросе их спасения.

ПОВТОРИМ:

– это реальные предостережения, а не гипотетические или аллегорические опасности;

– эти предостережения относятся к возрожденным христианам, а не тем, которые только называются христианами или стоят перед выбором веры: оставаться в иудаизме или стать христианами;

– эти предупреждения касаются не временных дисциплинарных взысканий, потери неких благ или угрозы физического здоровья и жизни, но духовного вечного состояния и пребывания с Богом.

Поэтому все это служит аргументацией в пользу арминианского понимания христианской жизни и спасения – арминианская традиция.

Вот к таким выводам мы приходим, уже начиная с главного – библейского текста. А вот к каким выводам мы придем, если:

• непоследовательны в заявлениях, сами себе противоречат:

«Однако я отрицаю, что это мешает Богу одарить и отверженных вкушением Своей благодати, внушить им ощущение Своей благости и неким образом отчеканить Свое Слово в их душах» (Кальвин Ж. Толкование на Послание к Евреям. – Мн.: МФЦП, 2010. – С. 89).

Во-первых, следовало бы определиться, Бог делает или не делает ничего напрасно?

— в кальвинизме Бог не делает ничего напрасно, поэтому и жертва Христа только для избранных;

— а если даже в отверженных Он может отчеканить Свое слово, то неужели исключительно лишь для того, чтобы иметь основание осудить их за неприятие этого слова.

Во-вторых, если Бог даруют некую благодать всем, то это звучит как раз по-арминиански:

— возможность для всех абсолютно предоставляется;
— реальность спасения для всех, что есть сильнейшим стимулом к постоянному благовестию.

• Заведомо вносим несколько групп получателей:

«Верное толкование этого послания требует осознания того, что оно было адресовано трем различным группам евреев: 1) верующим; 2) неверующим, которые разумом принимали Евангелие; и 3) неверующим, которых привлекали Благая весть и личность Христа, но которые не пришли к полному принятию Его.
Первой группой, которой адресовано послание, были евреи-христиане, отвергнутые и преследуемые собратьями-иудеями (10:32-34), хотя никто из них еще не принял мученическую смерть (12:4). Письмо было написано, чтобы ободрить их и вселить в них уверенность во Христе, их Мессии и Первосвященнике. Это были незрелые верующие, подвергшиеся искушению придерживаться символических и духовно бессильных обрядов и традиций иудаизма.

Второй группой, которой адресовано послание, были евреи, убежденные в основных истинах Евангелия, но еще не уверовавшие в Иисуса Христа как в своего Спасителя и Господа. Интеллектуально они были убеждены, но духовно – не просвещены. К этим неверующим обращены следующие тексты послания: 2:1-3; 6:4-6; 10:26-29 и 12:15-17.

Третьей группой, которой адресовано послание, были неверующие евреи, которые не были убеждены в истине Евангелия, но кое-что о ней знали. Им полностью посвящена 9-я глава (см. особенно ст.11, 14-15, 27-28)» (Учебная Библия с комментариями Джон Мак-Артура. – Славянское евангельское общество, 2005. – С. 1948-1949).

Но такое априорное русло для послания подтверждается не столько текстом, а скорее попытками переистолковать под свою систему неудобные тексты.

• заведомо исходим из идеи «вечной безопасности»:

«Автор не подразумевал, конечно, что его читателям угрожала потеря вечного спасения» (Толкование новозаветных посланий и книги Откровения / гл. ред. русс. пер. Платон Харчлаа. – Славянское евангельское общество, 1992. – С. 496).

Как говориться «мы это не можем допустить, так как не можем допустить»…

ПРИЗНАНИЕ

При этом справедливости ради полезно отметить, что некоторые кальвинисты уважительно относятся к арминианской позиции:

«Сторонники реформаторской, или кальвинистской, доктрины благодати, справедливо утверждающие суверенную роль Бога в деле нашего спасения, заявляют, что человек, спасенный однажды, спасен навсегда. Последователи же арминиан, не отрицающие гарантированности подлинного спасения, тем не менее большое значение придают человеческому постоянству и терпению. Они справедливо настаивают на важности человеческой ответственности, потому что мы не роботы, послушно и совершенно безвольно бредущие по предписанному маршруту. Кальвинисты находят утешение в том, что нас держит Божья сила, а арминиане напоминают, что мы обязаны удерживать себя в рамках Божьей любви (1 Пет. 1:5; Иуд. 21)» (Брун Р. Послание к Евреям. – СПб.: Мирт, 2002. – С. 496).

А завершить свое исследование данной темы нам хочется на ОПТИМИСТИЧНОМ и главном – достаточном содействии Божьем для сохранения нашего спасения:

«Способность сохранить верующего для вечности находится в руках Бога, Который побуждает человека к ответственности за пребывание в вере. Человеку необходимо через повиновение остаться в руках Бога, уповая на окончательное милосердие Божие» (Александр Негров, Кальвинизм и арминианизм: сравнение доктрин / Альманах «Богомыслие». – № 6. – 1996. – С. 87).

«Предостережение христиан от отступничества не имеет целью заставить людей жить в великом страхе. Предостерегающие знаки на дороге придают мне уверенность в путешествии: я знаю, какие опасности есть на пути, а потому могу избежать их» (Лерой Ф. Форлайнс. Библейская систематика. – СПб.: Библия для всех, 1996. – С. 254).

«Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам» (Евр. 13:20-22).

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s