Феномен веры

Георгий Юрбориский

вера

Если спросить себя: «зачем мы веруем?» – надеюсь, что ответ последует незамедлительно: «чтобы спастись». Но неужели вера – это то, что нас спасает? Разве мы все спасаемся не Господом Христом, Распятым ради нашего спасения? Конечно да, – Христом. Но никогда – без веры с нашей стороны. Таков вердикт учения и слов Христа (Иак. 2:14; Мф. 9:22; 1 Пет. 1:7).

Раз вера вяжется плотнейшим образом с вопросом спасения во Христе, то возникает
вновь вопрос: «Откуда появляется вера?» Это – дар Божий, нисходящий свыше или акт воли оглашенного и призванного Богом человека? Раз первое, то – вовсе не второе. И таким же образом – наоборот. Зачем кривить душой и подразумевать что-либо неконкретное или домысливать необъяснимое, чтобы смешать и то и другое вместе? Ответ откроет Истину или напротив – обнаружит ложь. Если ответят нам, что это – Божья вера, а не наша, а значит дар Божий, Божий акт, который нисколько не зависит от людей и их желания, то можно было бы с подобным утверждением без опасения согласиться, если бы мы не знали, что призываемся к вере Господом (Ин. 8:46; 11:25; 14:11; Мк. 9:23).

К тому же неслучайно сказано: «по вашей вере» или же «твоей» (2 Фес. 1:3; Рим. 1:8; 1 Кор. 2:5; Мф. 9:22; 1 Кор. 1:24; 2 Кор. 10:15). Если же так написано, тогда как можно согласиться с тем, что слова «твоя», «твоей» и «вашей» с прямым значением в устах Христа о том, что люди обладают волей к вере, вдруг могут значить что-либо другое, несмотря на то, что выполняют роль местоимений в тексте? Если учесть это обстоятельство, то легко можно понять тех, кто говорит, что вера – это действие ума и совести, а значит – разума и чувств людей, обращенное на свой предмет, которым может быть не только человек и обстоятельство, но также – Бог и Царствие Его. Поэтому и написано о том, что Бог принят в мире верою (1 Тим. 3:16).

Мы верим Богу потому, что осознали глубину реальности невидимого Бога и личного несовершенства без Него, т.е. убеждены в нашей греховности, чреватой духовной смертью. Мы были просвещены истиной Слова Божьего и, познав себя, мир и Творца в реальном свете, пришли к Свету, содержащемуся в Боге, и ходим в нем, потому, что это ведет нас к спасению во Христе (1 Тим. 1:16; 1 Пет. 1:5,9; Евр. 2:8; 2 Тим. 3:15).

Без веры невозможно уяснить и соблюсти Святыню в страхе Божьем, а значит угодить Христу (Кол. 1:10). Без осознания вещей в их реальности нельзя что-либо понять, предпринять и уверовать. Отсюда следует необходимость познания Христа, как истинного Бога (Еф. 1:17; 2 Пет. 3:18). Здесь механизм доступности к Творцу предельно прост (Ис. 35:8): услышав проповеданное Слово, душа решает своей совестью, умом и волей, что же делать дальше – поверить в полноте тому, что сказано, или же отбросить, проявив сомнение.

Поверивший Христу человек свидетельствует своей верой о том, что в нем началось действие познания Христа, в Котором есть полнота (1 Кор. 13:12; Ис. 53:11). К возрастающему познанию Христа приводит человека его личная вера. При этом нужно не только верить в Господа, но и верить всем истинам, оставленным Христом, изложенным в Писании и озвученным через их проповедь. Все это увеличивает площадь соприкосновения ко Святыне Божьей во Христе (Ин. 11:26, Тит. 1:1, 1 Кор. 1:5).

Как можно поверить словам, сказанным Спасителем, если не верить в то, что Иисус Христос есть Бог, т.е. в Суть Троицы? Как соблюдать Слова Христа, если не веровать в то, что соблюдение Его Заповедей приводит ко спасению во Христе через проявление любви к Тому, Кто возлюбил нас первым? (1 Ин. 4:10). Вот почему, без веры невозможно угодить Богу. А верить нужно в то, что Он есть, и в то, что Он воздает ищущим Его (Евр. 11:6). Таким образом, угождение Творцу начинается с веры в то, что Бог на деле существует, и простирается до проявления веры в то, что Иисус Христос есть Бог– Вседержитель. Происходит возрастание веры, как написано, от веры в веру (Рим. 1:17).

Вера спасительна не потому, что посылается с Небес особым образом, особым людям или для особых целей. Наоборот, она спасительна по веской, но естественной причине: будучи обычным интуитивным феноменом человеческой личности, тесно связанным с волей, она способна обнаруживать и утверждать вокруг себя реальность бытия, которую порой нельзя объять умом предельно, до конца (Еф. 2:8).

Да, вера может быть идущей в ложном направлении, т.е. к не истине, так что человек способен верить в ложь (2 Фес. 2:11). Да, имеются и невежды в вере (2 Тим. 3:8). Но вера, устремляющаяся к Истине, способна достигать реальности невидимого мира (Ин. 14:10; Евр. 11:3). И только верой можно осязать суть тайны Запределия, в которой меркнет даже разум.

Вера предвосхищает будущность сегодняшней активностью (Евр. 11:1). Бог дал возможность человечеству спасаться в благодати Божьей путем непрестанного проявления веры. И в этом смысле Божьих шагов, идущих навстречу людям и могущих осознаваться посредством веры, мы можем говорить о вере как о Божьем даре, поскольку смысл пришествия Христа Спасителя и Бога нашего спасения способен быть усвоенным только посредством веры. И если благодать есть дар, спасающий людей, то вера, как способность взять этот дар благодати во Христе, только в этом смысле может называться даром, но не более.

Зная психологию людей, их возможности, способности, а также место веры в жизни
человека, Бог наделил веру исключительной ролью – быть средством обретения спасения для людей, определив ее как первую из шестерней, ведущих нас к спасению и потому ценную для всех, кто ищет Смысл. Коль вера открывает двери истинного познания Творца и Спасителя, она как отправная точка и источник движения к Христу является особо важной в достижении познания Христа (как Истинного Бога) и осуществления спасения в Нем.

И Божьей верой вера называется не потому, что Бог ее дает как дар, или как нечто отличное от Себя (подобным образом как человек дает кому-либо кувшин), а потому, что вера открывает сознание и истину о Боге каждому, кто проявил готовность поверить Слову Божьему. Этой верой спасается душа и впоследствии, ходя путями соблюдения заветов Господа (Рим. 10:10). Итак, вера, которая ведет к спасению во Христе (как Боге Истины), может называться и Божьей верою, и нашей одновременно по вышеуказанной причине (Евр. 10:39).

Если взглянуть с обратной стороны на факт соприкосновения слов Божьих, познания и веры, то можно объяснить возникновение веры от влияния со стороны познания истины Божьей. Ведь, выражение «от слышания» в тексте Павла (Рим. 10:17) не означает только звук и уши человека, а оповещение сознания человека определенной истиной, о чем мы уже говорили. Семя этой истины падает на почву сердца и прорастает, будучи растворено его верою (Евр. 4:2).

Здесь и представлено все содержание возрождения человека. Но чтобы жить во Христе, вере необходимо действовать не только в сознании человека, но и в его поступках. Жизнь – это не просто мышление, осознающее реальность, но также и действие, имеющее движение и результат. Вера сдвигает волеизъявление человека с точки бездействия и направляет его к соответствию Христу, Его словам, задачам, целям – заповедям Божьим.

Мы веруем или практикуем веру путем повиновения Христу, а не человекам, Его Словам, а не уставам, катехизисам, или другим земным авторитетам. Вера приводит волю человека в движение, в котором истина рождает добродетель, благочестие, т.е. Божий нрав, чем позволяет людям действовать, творить и совершать богоугодные поступки и усилия, производящие честь, добродетель, благо, доблесть, славу горнего порядка. Вера сама была замешана на воле и без нее бы не возникла никогда. Однако она совершенствует волю, переводя ее на новый уровень существования, подключая в работу ум, совесть, чувства и все естество человека.

Но двигатель спасения находится в Христе, без нисхождения Которого, мы не смогли бы обитать в Раю в причинной связи с прошлыми грехами, которых множество у каждого. И если с будущими грехами мы можем совладать с Божьей помощью, то что нам делать с теми грехами, которые мы допустили в прошедшем времени и не только по ошибке? Их может бросить за Свой хребет Христос при условии искреннего нашего покаяния за них. Нам это не под силу. И поэтому – Он источник спасения людей, а наша вера лишь средство его усвоения. В Нем содержится и прощение грехов, и сила Духа Святого, которые дарятся людям, приходящим к Богу. В Нем мы черпаем своей верой силу воскресения и вечной жизни. Не Он идет вместо нас при нашем праздном покое, а все наоборот, мы следуем за Ним, с Ним и к Нему.

При этом наши мысли, действия и предпочтения никто не отменяет. Никто не отменял ответственность за наши волю, совесть и поступки. А стало быть, понятие «уверовать»
вмещает в самое себя отказ от прошлых недостойных мыслей, побуждений и поступков, ведущих к смерти, и отдачу себя в Божье распоряжение ради совершения тех поступков, побуждений и мыслей, которые стали бы достойными Бога. Почтить Отца и Сына Божьего самым полноценным образом можно только делом, проявляющимся в бытии, где Бог святится благочестием и добродетелью людей. Слова Христа: «не всякий говорящий Мне Господи, Господи войдет в Царство Небесное» – это ответ на современное служение Христу словесностью без проявления дел благочестия и внутренних переживаний в осознании того, что происходит или совершается Христом, ради чего, зачем и как. Исполнение гимнов, проповедь, стихи – хорошее служение, но далеко не главное в спасительном смысле.

Как мы узнаем спасительный смысл в достойном Уповании и искреннем
Исповедании нашей жизни? Ответ здесь прост. Как вера объявляется апостолом спасительной не от магического действия или таинства, исходящего от Христа, а от способности востребовать дар спасения, или спасительную благодать Христа для того, чтобы не согрешать перед Богом впредь, таким же образом являются спасительными и дела, мысль, побуждение в причинной связи с Истиной в Боге (2 Фес. 2:13; 1 Тим. 2:11; Рим. 10:9; Евр. 10:39). Именно на этом акцентировал внимание Христос в Своем учении и притчах. Характер поведения Господа предполагает проявление адекватного поведения также и Им возрожденных детей.

Сказанное в тексте 1 Кор. 13:13 ссылается еще на бытие надежды и любви,
которые сопутствуют Господней вере постоянно. Как это совместимо со спасением? Надежда излучается сердцами верующих ежесекундно, ежедневно, ежегодно. Она вмещается в Упование, как его составляющая, совместно с верой и любовью. Если конец пути не так близок, чтобы видеть все сполна, подробно, до конца, и цель не является очевидной в ее очертаниях на сто процентов, когда известны пути осуществления обещанного Христом – жить без надежды, но одной лишь верой нельзя. Не хватит сил преодолеть сомнения и трудности пути. Надежда – это свет для мироощущения души во мгле текущих искушений. Это – тот свет, с которым становится ясным многое.

Подобным образом, но более значительным для души, обстоит дело с любовью, как явлением непосредственно причастным к спасению. Как уповать, если не веровать? Как верить, если не надеяться? К чему и то, и другое, если нет любви? Если не любишь ты сам, или не любят тебя на земле – к чему все труды, надежды и усилия на семейном, личном и общественном поприщах? Все устремления уходят в никуда и распадаются, не обретя взаимности. Таким же образом обстоит дело и относительно любви Христа, а также нашего ответа на Его неизмеримую любовь. Как можно не любить Христа за сделанное Им и не воздать любовью Богу за Его любовь? Любовь, поэтому гораздо больше веры и надежды оттого, что в ней сосредоточены единовременно и цель, и средство достижения Небес.

Вера способствует познанию Божественной Любви нашей любовью. Надежда – это провожатый к Ней, попутчик, верный друг, но далеко – не цель истории спасения людей. В выражении «а теперь», апостол утверждает истину о мгновенном обретении нашего спасения, которое вершится верою, надеждой и любовью, направленными к Горнему – к Христу, в Котором и состоит наше спасение. Ежедневно уповая на Христа, мы уже спасены Им и в Нем «теперь» посредством нашей веры, надежды и любви, которая из них больше.

Пусть Бог благословит нас, христиан, знать и ценить объем спасительных задач, стоящих перед нами и те пути, или иначе говоря, средства, благодаря которым можно достигнуть спасения в Христе, чтобы через веру во Христа и вослед надежде на Него нам окунуться в Суть любви, Которой является Он Сам, и в конце концов разделить вечную участь с Ним в Его грядущем Царстве.

Источник: Свободная христианская газета «Честное слово», №12 за 2013 год, с. 5-7. Редакция: Геннадий Гололоб.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s