Духовная ценность человеческой личности

Дэйв Эгнер

adamnamestheanimals

«И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5).

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).

Некоторые верят, что человек – просто разумное животное. Библия же учит нас, что человек отличается от всех других созданий тем, что обладает бессмертной душой, и тем, что может самостоятельно избрать союз с Богом.

В книге «Антология Иисуса» приводятся рассуждения над словами Христа: «Се стою у двери и стучу». Автор спрашивает: «Почему же Иисус не входит?… Разве не в Его власти войти, когда он захочет; присутствовать там, где Он пожелает; вдохнуть силы тому, кого Он выберет? Почему тогда Он стоит и стучится в хрупкие двери сердца человеческого? Разве не смог бы Он выбить эти двери в мгновение ока и смести все препятствия на Своем пути?

Да, мог бы, но таким образом Он уничтожил бы и самого человека. Лишь то, что в моих силах открыть Ему двери, – и делает меня человеком. Если бы не в моей власти было отворить двери или придержать их, то я бы не нес за это никакой ответственности. Конечно, Дух Святой мог бы творить со мною все, что пожелает, но я бы тогда не стоил того, чтобы узнать Его.

Я был бы подобен бесчувственным звездам, которые Он наполняет светом, или ветру, который дует, куда Он его направит. Но если бы не нужно было в этом мире ничего, помимо звезд и ветра, Он не сказал бы: «Сотворим человека». Он сотворил меня, потому что хотел, чтобы я был чем-то большим, чем звезда. Он сотворил меня, чтобы я мог ответить Ему, мог открыть двери, когда Он постучит».

Услышали ли вы Его стук и пригласили ли Его войти? Если нет, то еще не поздно сделать это сегодня. Он ждет у дверей, чтобы принести вам радость близости с Ним. Из всех созданий только лишь человек способен сказать Богу «да» или «нет».

Источник: Не просто звезда / Хлеб наш насущный, Библейский радиокласс, 1994, 2 января.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Духовная ценность человеческой личности»

  1. Позволю себе сделать небольшой комментарий на приведенные тексты Писания.
    Если сущностью «образа Божьего» является свобода воли человека, неразрывно связанная с его ответственностью, тогда как могла, как говорят кальвинисты, эта способность полностью исчезнуть даже в результате действия «первородного» греха? Действительно, не настолько был слаб этот образ в человеке, чтобы он смог так быстро исчезнуть. Напротив, Писание утверждает ясно, что он не исчез даже после грехопадения (Иак. 3:9; 1 Кор. 11:7). Это значит, что «образ Божий» определяет содержание личности человека, а грехопадение – лишь его природы. В христологии эти понятия уже давно разделили, а вот в антропологии пока еще нет.

    Было бы совершенно бессмысленно требовать от грешника того, что тот не был бы в силах исполнить через обделение необходимым со стороны Бога. Например, Христос никогда бы не обращался к людям с такими словами: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7:24). Слушать и исполнять – это не описание того, что Бог делает в человеке принудительным образом. Это – Его требование, ответить на которое своим послушанием должен сам человек.

    Текст Лк. 20:35 в оригинале звучит так: «А удостоенные достигнуть того века…» Тот же смысл имеет и похожий на этот текст Лк. 21:36. Слово «катаксиоу» в пассиве означает «быть удостоенным» (ср. Деян. 5:41). Очевидно, что невозможно назвать какого-либо человека удостоенным чести (притом вхождения в само Царство Божье — см. «удостоиться» в тексте 2 Фес. 1:5), если в действительности он этой чести не имеет никакого отношения. Конечно, человек не может заслужить себе спасение, однако он может нуждаться в нем и только в этом смысле быть удостоенным его. Невозможно, чтобы Бог удостаивал человека небесными благами за то, что в действительности сделал Он Сам. Стало быть, Он ожидает от человека выражения личного отношения к Своим требованиям.

    Текст Пс. 8:5 в оригинале звучит более выразительно: «Кто такой человек, что Ты так переживаешь о нем? Кто такой сын человеческий, что Ты так заботишься о нем?» (перевод Библии издания Международного Библейского общества. Действительно, почему Бог заботиться о грешниках? Почему Он обеспечивает их греховное существование всем необходимым? Потому что Своей любовью желает привлечь их к Себе, чтобы вернуть обратно, хотя иногда они оказываются недостойными даже этого влечения, лишая себя тем самым возможности спасения (Ин. 6:44). Если человек пал при содействии свободной воли, то и спасен он может быть лишь при посредстве этой воли.

    Ценность души человека состоит в его способности свободного выбора между добром и злом. Богу не нужны марионетки, поэтому даже спасение – это не мышеловка. Это объясняет почему ради спасения грешника Бог был готов уплатить столь высокую цену, как Достоинство Своего Единородного Сына. Кальвинизм же обесценивает подвиг Христа, поскольку превращает Его в Того, Кто отдает Себя в уплату за то, что на самом деле ничего не стоит. Если бы все зависело лишь от неотразимости воли Божьей, никакой Голгофской Жертвы никогда бы не потребовалось.

    Текст Откр. 3:20 является Евангелием в миниатюре. Важно отметить, что Христос вовсе не ожидает от грешника (изначального или отступника – не важно) приглашения войти в Его сердечный дом на правах Гостя или Хозяина. На такое гостеприимство тот действительно не способен. Он ищет у него значительно меньшего: просто ответить на Свой призыв (стук). Открыть дверь это значит впустить. Поэтому очевидно, что Христос может «войти» лишь после того, как Его «впустят». Никакого принуждения и полная человеческая ответственность. С точностью до наоборот, как этот вопрос выглядит в кальвинизме. Поскольку же кальвинисты не способны истолковать данный текст в свою пользу, мы должны признать его лучшим основанием собственной правоты.

    Желаю всем друзьям обильных Божьих благословений!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s