«Придя, найдет ли веру на земле»

Гололоб Г.А.

Hololob

«Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:7-8).

Этот отрывок Писания, несущий одно из чудесных обетований христианину, живущему во враждебном духовным ценностям обществе, тем не менее, озадачил меня последним вопросительным предложением. Неужели Христос не знает, что, придя, Он найдет веру на земле? Безусловно знает, следовательно Он таким способом напоминает о возможности отсутствия этой веры у тех, кто между прочим был объектом Божьей заботы.

Во свете перспективы последних дней это означает, что немногие из тех, кто называет себя верующими, окажутся верными в конце земной истории. Можно было бы согласиться с известным мнением, что отступниками являются лишь формальные члены Церкви Христовой, никогда так и не пережившие подлинного возрождения, если бы не наличие данного предостережения Господа в связи с темой избрания. Ясно, что отступление будет именно в среде истинных детей Божьих (см. «из вас» в Деян. 20:29-32; Иак. 5:19; Евр. 3:12-13; 4:1; Откр. 2:23). По этой причине евангелист Матфей говорит в Мф. 24:12, что «во многих охладеет любовь» (в греч. «агапе» – Божья любовь).

Лука обращает внимание на то, что те, кто избран Богом, непременно испытают Его поддержку при перенесении многочисленных нападок со стороны противящихся Богу сил. Разумеется, история о неправедном судье, которого использует Бог для достижения Своей цели в оказании помощи бедной вдове, призывает к неослабевающей молитве (см. Лк. 18:1). Иисус уверяет всех избранных в реальности Божьей заботы – при условии, что они «вопиют к Нему день и ночь» (Лк. 18:7).

Перед нами один из отрывков Писания, который невозможно согласовать с пониманием избрания как безусловного Божьего выбора отдельно взятого человека к спасению. Согласно данному мнению, молитвенное усердие верующего не может изменить предвечное Божественное решение касательно того, о чем он просит. В чем же смысл призыва к молитве, если Бог не приготовил для нее ничего большего, чем то, что не подлежит изменению? В таком случае надобность в молитве вообще сводится на нет, а условности получения ответа на молитву просто не существует. Конечно же, мы не оспариваем важность слов: «Положись на волю Божью: как Он решит, пусть так и будет». Зачастую именно так и происходит, когда мы не призываемся Богом к молитвенной ответственности. Когда же Он говорит: «Просите и дано будет вам» (Лк. 11:9), данное объяснение оказывается недостаточным.

Скорее всего наша ответственность в молитве предполагает, что Бог задействует дополнительное число Своих обетований, если мы будем проявлять верность в настойчивом молитвенном заявлении о своей зависимости от Господа. Молитва может изменить многое в условной воле Бога. Так, Бог решил наказать Ниневию, но пощадил, из-за смирения ее жителей. Бог изменил Свое первоначальное намерение не потому, что люди заставили Его сделать это, а потому что оно исходило не из безусловной Его воли, но из воли, предъявляющей к людям определенные условия.

Здесь мы вплотную подошли к библейскому учению об избрании, в основе которого стоит воля Божья. При этом нам следует разобраться в вопросе: «Все ли случаи избрания определяются безусловной волей Бога, или же следует различать условное избрание от безусловного?»

Важным обстоятельством, объясняющим сущность библейского избрания к спасению, является многозначность этого понятия в Библии. Так, каждый израильтянин был избран в двух различных смыслах: формально (по происхождению или назначению) и реально (по послушанию требованиям завета). В первом отношении избранными являются все (вся совокупность верующих), во втором – лишь некоторые («остаток» от этой совокупности; см. Рим. 2:25-29; 11:5).

Эти два избрания действуют параллельно и одно другое не заменяет. Принадлежность к избранному народу сама по себе не гарантирует спасения, потому что существует другой способ определения избрания, который может прервать применимость первого для каждого отдельно взятого христианина.

Далее следует различать избрание к спасению от избрания к служению. Хотя целый Израильский народ был избран формально, но не все израильтяне, взятые в отдельности, были избраны к какому-то конкретному служению, как и не все из них оказались спасенными. Существует возможность того, что некогда избранный к труду на ниве Божьей может оказаться неспасенным, а неизбранный к этому труду – спастись.

Данная двойственность понимания избрания зависит от того, какое измерение избрания принимается за точку отсчета. Если рассматривать израильский народ на фоне других народов, то он является, несомненно, избранным Богом и достаточно святым народом, поскольку Бог пожелал сделать его Своей собственностью. Но когда библейские авторы говорят о находящихся в нем праведниках в сравнении с грешниками, тогда избрание включает только верных Богу. Это другой уровень измерения избрания.

Формальный аспект избрания становится реальным лишь при личном отклике человека на призыв избрания. Только в ответ на такой отклик Божье избрание переходит из потенциального заявления о готовности помочь в действенную помощь Бога, предоставляющего Свои возможности для осуществления намеченной Им цели.

Поскольку в результате искупительного подвига Христа идея богоизбранности Израиля как предмета заботы Божьей была распространена и на язычников, ветхозаветное представление о богоизбранном народе оказалось перенесенным на новозаветную Церковь. Существование же формального и реального аспектов избрания объясняет, почему тема избрания вообще соотносима с темой спасения, когда Бог желает и призывает к спасению всех  людей. Бог поставил цель создать для Себя святой народ еще извечно, но осуществляет ее исторически и в зависимости от личного отклика человека на Его призыв.

Отсюда важность различения условного и безусловного аспектов избрания. Формальное избрание чаще всего является безусловным избранием, когда даже неверность отдельных носителей Божьих даров не может отменить обладания этими дарами. Например, способность свободы воли человека является всеобщим даром, но не всякий грешник (включая и Адама) лишается этого дара, когда грешит. Подобно этому, Божье благословение не отнималось или отнималось лишь частично от нечестивого Израиля и его царей.

Данным обстоятельством объясняется и тот факт, что отдельные люди могли злоупотреблять до некоторой степени дарами Божьими, применяя их не по назначению или неправильно. Поскольку Самсон перечисляется в Евр. 11:32, он оказался спасенным, иначе он не был бы поставлен нам в пример веры. Бог также не отторг царства от Давида, когда тот согрешил. Бог не наказал их вечным осуждением.

Разумеется, безусловный вид избрания необратим, чего нельзя сказать, например, о случае с Ананием и Сапфирой. Здесь злоупотребление дарами отразилось на их спасении, которое в силу его индивидуальности попадает под категорию условного избрания Божьего. Они сделали прекрасное дело, лишь добавив к нему нечестность в целях поднятия «духовного» авторитета, но Бог самым суровым образом наказал их. Иуда также нес апостольские обязанности, входя в число избранных Двенадцати, но это не спасло его.

Чаще всего Бог имеет дело с условным избранием, наделяя людей различными специфическими обязанностями. При этом, согласно учению Павла, обладание этим избранием находится в зависимости не от заслуг, а от веры и осознания грешником собственной нужды в Божьей милости (ср. Лк. 7:47). Именно обусловленностью избрания внутренними побуждениями человека примиряются условный и безусловный аспекты избрания к спасению.

Наконец, существует индивидуальное и общее виды избрания. При этом они совместимы друг с другом, поскольку условное и индивидуальное избрание действует в рамках безусловного и корпоративного, так что коллективная ответственность не отменяет личную. Господь избрал Саула быть царем (1 Цар. 10:24), но из-за его грехов отверг (см. «отринув его» в Деян. 13:21-22) его избрание (1 Цар. 13:13-14; 15:10-11, 23, 26-29). При этом он продолжал оставаться израильтянином, поскольку Господь никогда не отменит избрания Своего народа и никогда не забудет о данных ему обетованиях (1 Цар. 12:22; Иер. 31:27-28; Иез. 16:59-60).

По этой причине понятие «избрание к спасению» нужно понимать в строго специфическом значении. Новозаветные авторы говорят об «избрании к спасению» как о корпоративном избрании(лат. corporatio — объединение, сообщество, группа лиц, объединяемая общими интересами). Подобно тому, как Господь избрал в прежние века Израиль, в мессианское время Он избрал Церковь – во Христе (Еф. 1:4). Индивидуального же избрания к спасению не существует, поскольку Бог желает спасения всем людям.

Библия показывает нам, что избирает не только Бог человека, но и человек Бога (Нав. 24:22), Его закон, повеления и путь (Пс. 24:12, 118:173; Притч. 3:31). Таким образом доктрина об условном характере применения спасения к конкретному человеку позволяет нам примирить между собой избрание человека Богом и избрание Бога человеком. С ее помощью объясняется и то, почему существует возможность противления Божьему избранию, и почему исход такого противления может быть двояким. Когда избрание безусловно, Бог преодолевает это сопротивление, а когда оно условно, то Он отказывается от неверного исполнителя Его воли и переходит к другому.

При внимательном изучении Писания становится ясно, что избрание коллективное как правило носит безусловный характер (напр. Ис. 41:9), а индивидуальное, особенно когда оно не имеет отношения к коллективным обетованиям Бога – условный. Рассматриваемое в целом, избрание может и не зависеть от предыдущего поведения человека или нации (Втор. 7:7-8), но при индивидуальном измерении оно опирается на человеческое решение позволить Богу изменить неправедное поведение в будущем, чего Он постоянно и требует от избранного (Лев. 11:44; Ам. 3:2; 9:7; ср. Исх. 19:5-6; Втор. 7:6-12, 19-20; 10:16). Если бы избрание механически гарантировало освященное поведение избранных, в Писании не было бы призывов к человеческой активности. По этой причине освящение есть цель для избрания, а не его основание, и по этой причине взывает к желанию самого избранного.

Господь избрал семейство Илия (1 Цар. 2:27), чтобы все мужчины этого рода были священниками (1 Цар. 2:20), но поскольку их неверность аннулировала их избранность, Бог решил призвать другого священника, который был бы Ему верен во всем (1 Цар. 2:35). Еще раньше были избраны к священническому служению левиты как род Левия (1 Пар. 15:2; 2 Пар. 29:11; Втор. 18:5; 21:5), однако Господь лишил такого права отдельных священников, когда они оказались неверными Ему. Господь наказал левита Корея, когда тот восстал против Моисея и Аарона (Числ. 16:1-34). Тоже произошло с принесшими чуждый огонь сыновьями Аарона (Числ. 26:61). В числе отверженных избранных царей числятся Саул (1 Цар. 10:24) и Соломон (1 Пар. 28:5; 29:1). Димас оставил Бога, «возлюбив нынешний век» (2 Тим. 4:10), а вместе с ним Именей и Александр (1 Тим. 1:20; 2 Тим. 2:17).

Итак, вопрос, записанный в восьмом стихе восемнадцатой главы, поднимает очень важную проблему: вопрос Иисуса предостерегает избранных от отступления и неверности. Господь мечтает о людях, которые бы верили в Него. Сын Человеческий надеется найти веру в избранных.

Признавая индивидуальную ответственность в избрании, апостол Петр призывает верующих «делать твердым свое звание и избрание», чтобы не «преткнуться» (2 Пет. 1:10). Все были званы на пир, но не все оказались избранными (Лк. 14:24). Всем рабам были даны мины, но не все из них оправдали доверие их хозяина (Лк. 19:17). Следовательно, нам предстоит проявить верность в молитве и в соблюдении условий спасения, которыми являются покаяние и вера, чтобы Господь, придя, нашел у нас веру.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Экзегеза с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s