Гололоб Г.А.

Hololob

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2:13-14).

В истории человеческого общества трудно найти даже одного года, когда бы оно ни содрогалось под воздействием тех или иных политических амбиций. Вначале борьба велась за перераспределение территорий, затем природных ресурсов и рынков сбыта, а вот теперь и самих человеческих душ: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее… И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откр. 18:4-5, 11-13). Действительно, сегодня мы живем в такое время, когда ради обладания земными благами ни во что ставится сама человеческая жизнь.

Оглядываясь назад, можно заметить, что пути решения этих социальных пертурбаций осуществлялись по одной и той же схеме: восстание против существующей власти, свержение старой власти и установление новой, репрессии по отношению к побежденным, рост политической оппозиции, и новое восстание уже против новой власти и т.д. Сменялись виды власти и их конкретное содержание, но эта схема работала безотказно. Разорвать этот «порочный круг» пока еще никому не удавалось. Конечно, все это делалось во имя пресловутого научного, культурного и социального прогресса, и это вполне можно понять, если бы не одно «но»: все это можно было бы терпеть, но только до тех пор, пока оставалась бы неприкосновенной сама человеческая жизнь. А поскольку эта жизнь во всех этих революциях, государственных переворотах и гражданских войнах всегда с готовностью приносилась в жертву ненасытимых аппетитов различного вида социальных хищников, мы вправе не делать поправку на данную оговорку.

Сегодня полем сражения за владение «человеческими телами и душами» стала Украина, хотя в действительности за обладание этим лакомым кусочком своими путями борются зарубежные силы – тайные покровители обеих враждующих сторон (кому-кому, а им уж точно не придется расплачиваться за свое «влияние» собственной жизнью). Но то, что люди «этого мира» делят между собой власть и сферы влияния – нисколько не удивляет христианина. Сегодня приходится удивляться другому — тому, до какой степени оказываются либо вовлеченными в эту борьбу, либо беспечными сами христиане. Те из них, кто определился в этой борьбе, могут не читать дальнейшие строки. А вот те, кто ищет ответа на вопрос, по какую сторону баррикад ему стать, да таким образом, чтобы осталось чистой его христианская совесть, должны прочесть эту статью-воззвание до конца.

Все признаки «последнего времени» перед нами налицо по одной простой причине: современное христианство втянулось в борьбу за обладание чисто земными благами. Современный христианин настолько стал зависим (и я его, вовсе, не сужу именно за это) от своего материального благополучия, что совершенно забыл о своем духовном предназначении – спасать неверующих людей. Впрочем, духовная работа по спасению «человеческих душ» всегда подразумевала также и спасение «человеческих тел», но не в том смысле, о котором Вы, Читатель, только что подумали. Когда люди в своем бедственном состоянии доходили до полной нищеты, Христос их кормил не только духовной пищей. Он заботился о сохранении элементарных условий человеческого существования, и это не было слишком низко даже для Него.

Что я имею в виду? Я здесь имею в виду «материальный интерес» христиан лишь в одном единственном случае – сохранение человеческой жизни. Эта задача обычно выполнялась сторонниками мира или пацифистами, но в отличие от остальных видов пацифизма только христианские пацифисты способны осуществить ее в реальности. Весь пацифизм Иисуса Христа или моральное Его учение (см. Мф. 5:38-48; 1 Пет. 2:11-23; Рим. 12:14-13:1-10) основывался на примате человеческой личности над материальными ценностями. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:36-37). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Если даже одна человеческая жизнь так ценна в глазах Бога, что Он был готов отдать ради ее спасения Сына Своего Единородного, то в чем же проявляется наша любовь к тысячам людей, которых вот-вот готовы поглотить смерть и ад?

Разве общество времен Христа было спокойно от социальных потрясений? Разве в Его время не бушевал океан человеческих амбиций и нечестивых посягательств на чужое? Разве Его святая природа была чужда справедливости? Разве Он не был свидетелем расчленения израильского общества на враждующие между собой партии? Разве не в Его время самаритяне осквернили Иерусалимский храм, из-за чего в нем начались волнения, утопленные в крови римлянами? Разве Он не знал того, насколько непосильным было бремя римских и не только налогов для бедного населения? Разве Он не видел все эти бедствия и обогащение власть имущих на людском горе? Разве Он мог молчать по этому поводу? Нет, нет и еще раз нет.

Так в чем же дело? Почему же Он для того, чтобы разорвать «порочный круг» человеческой ненависти, предложил Свою Любовь, а не Справедливость? Почему Он всему этому злу, включая и социальному, противопоставил именно Свой пацифизм, а не идею «справедливой» войны? Почему Он пожелал устроить общество сугубо на моральных, а не политических основах? Почему Он предложил в качестве модели Своего царства – духовное освобождение, а не политическое? Почему Он потребовал от Своих «подданных»  обратить своим врагам другую щеку, а не взяться за меч с благородной целью установления справедливого режима?

Он это сделал по той причине, что справедливый социальный порядок в этом мире может быть достигнут не путем использования средств насилия, а при помощи жертвенного проявления любви и слова истины. Вся заинтересованность Иисуса в государственной политике в реальности состояла лишь в сохранении человеческой жизни. Разве это трудно понять? Заметьте, не в качестве этой жизни, которая действительно не имеет никакого отношения к спасению человеческих душ от власти и последствий греха, но в самом существовании этой жизни.

Не этому ли учили и Его Апостолы? «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4). Если Бог хочет спасения всем людям, а не только лишь некоторым, тогда как Он может позволить войнам уносить хотя бы малую их часть в состоянии вражды с Собою в ад? Действительно, каждое убийство человека, не получившего примирения с Богом, помещает его в ад. А сколько их гибнет в войнах?

Так почему же христианин не может бороться против насилия с оружием в руках? Вернее, он может «участвовать» в конфликтных ситуациях лишь с целью спасения жизней людей, но не их уничтожения. Потому что священна сама человеческая жизнь, сама человеческая личность, и настолько, что ценность ее одной превосходит все культурные достояния человеческой цивилизации. Иными словами, хотя Бог определит вечную участь погибших честным образом, с самих Его детей не снимается ответственность за спасение этих людей от физического истребления.

Когда на кон поставлено само существование большого количества гражданского населения, христиане должны сделать все возможное по спасению именно «человеческих тел» прежде, чем смогут продолжать работу по спасению их «душ». Да, я говорю сейчас об элементарном условии осуществления благовестия – гражданском мире. И, хотя истинные христиане всегда должны призывать людей к покаянию и примирению с Богом, они не могут позволить себе лишиться той их части, которую отбирает у них навсегда и уносит в ад такое явление, как гражданская война.

Но что мы можем сделать против нагнетения атмосферы ненависти в нашем обществе, причем средствами убеждения, а не силы? Мы должны эту атмосферу разряжать всеми доступными нам, как христианам, средствами. Нам сегодня говорят: «Что стоит Ваш пресловутый пацифизм перед лицом реальной физической силы?» Такие люди, сами того не осознавая, выполняют требования сатаны. Таковым людям я хотел бы задать встречный вопрос: «А вы когда-нибудь использовали эти пресловутые средства с полной отдачей?» Если быть честными перед самим собой, то мы даже о них ничего и не знаем. Тогда почему мы заблаговременно подвергли сомнению и критике их эффективность? Если мы не будем верить в эффективность методов ненасильственного сопротивления, мы, конечно же, не сможем достигнуть поставленной перед собой цели. Теперь у нас есть прекрасная возможность продемонстрировать социальную эффективность средств христианского непротивления, которые предложил всем Своим последователям Христос.

Честно сказать, многие из нас не знают, на что способно такое ненасильственное сопротивление в социальной сфере. Однако его эффективность в этой сфере не раз была доказана в различные периоды истории христианства. Во времена Христа каждый еврей гордился тем, как ненасильственное сопротивление евреев сломило гордость Пилата, вынужденного убрать с храма изображения римских орлов. С его помощью были отменены многие ужасные социальные явления, такие как рабство, гладиаторские бои, дуэли, детский труд, жестокие виды «спортивных» поединков и тому подобные изуверства. Ненасильственное сопротивление помогло американским неграм преодолеть дискриминацию и добыть себе равные политические права, а индусам вернуть себе государственность. Всего этого удалось добиться без пролития даже капли крови. И это далеко не все, что оно может сделать.

История изучения такого феномена, как войны, показывает, что они происходят периодически и по мере того, как отмирает то поколение людей, которое в полной мере испытало на себе последствия войны. Это значит, что молодежь просто не понимает всех ужасов самой войны и ее последствий. Она не знает, что такое отсутствие электричества, отопление и приготовление пищи при помощи «буржуек», страшная безработица из-за закрытия предприятий, нехватка продуктов, повальные кражи, разбои и мародерство. Они еще не знают, что значит лишить их не всех привилегий цивилизации, а лишь элементарных условий существования.

Поэтому нам следует учить всем этому молодежь, чтобы они собственными ушами слышали свидетельства тех военных, которые отдавали приказ (и тем более осуществляли его) стрелять в детей, женщин и стариков, и после этого становились инвалидами по состоянию своей психики. Чтобы они видели документальные свидетельства о военных разрухах и голоде, после которых население страны уменьшается вдвое или втрое. Чтобы они знали статистику не только «живых потерь», но и экономических, на восстановление которых уходят десятилетия. Чтобы она знали, какое пепелище они оставят своим детям, когда ввяжутся в ту войну, которая в реальности нужна лишь олигархам.

Мы должны быть чувствительны к появлению предвестников войны. В предверии социальных катаклизмов первым, что делает милитаристская машина, это любыми путями подрывает естественное стремление людей к миру. На всех уровнях оно пытается убедить их в том, что сулимые насилием блага выше тех потерь, которыми придется заплатить за него. Важно понять, что сегодня не выгодно вести войны на собственной территории, поэтому они развязываются обычно провокаторами, живущими в других (не обязательно соседних) странах. При помощи зарубежных «покровителей» ведется усиленная агитация и вербовка среди офицерского состава армии, работников спецслужб, а также представителей ведущих СМИ, которые способны склонить силовые структуры и особенно «общественное мнение» в нужное русло.

В нашу страну сейчас вливается капитал, платящий за подготовку государственного переворота, однако вполне возможно скоро (если не уже) в нее будет переправлено большое количество различного вида оружия. Все зависит от того, на чью сторону станет не пассивное большинство, а именно активная часть населения. Когда провокаторы ощутят достаточно сильную поддержку со стороны общественных сил, они смогут осуществить государственный переворот без приложения особого труда.

И вот здесь нам христианам следует сделать свое заявление, адресованное своему правительству и всему обществу. Образец его может быть примерно таким:

«Обращение ко всем христианам Украины и людям доброй воли!
Я … хочу поделиться с вами теми переживаниями, которые, думаю, испытывают сегодня многие христиане, живущие в Украине. Когда в нашей стране пылают политические страсти за право владения властью и национальным богатством, христианская совесть возбуждена до предела. Как и всегда в таких случаях, очень напоминающих предвоенные, возникает вопрос: «Где должен находиться христианин во время осуществления насильственных действий?» Будучи пацифистом, я знаю ответ на этот вопрос: «Он должен стать стеной между воюющими сторонами, призвав их к благоразумию и отказу от насилия». Если бы была на то моя воля, я бы написал эти слова на стенах всех молитвенных домов и церквей мира. Однако нести служение примирения в общество, уже охваченное войной, поздно. Поэтому нужно делать это тогда, когда эта война еще не наступила, когда люди — граждане одной страны — еще не стали врагами, решившими идти к своим целям любыми путями.

Гражданский мир является элементарным условием осуществления спасительных целей нашего Бога в секулярном обществе. Не будет мира, не будет кому и нести Божье предложение спастись. По этой причине верующим преступно сегодня молчать или просто молиться о наступлении мира в нашей стране. Нам нужно показать, насколько этот мир дорог нам как христианам. Нам нужно показать, что мы не равнодушны к гибели даже одного нераскаявшегося грешника. Нам нужно показать, что мир в нашей стране и во всем мире дороже нам наших собственных жизней. Мы – уже спасенные люди, и если погибнем, то тут же окажемся в Божьих объятиях. Но спокойно смотреть, как политические страсти выливаются в откровенное насилие, как назревает гражданская война, как милитаристская косилка готовится пополнить ад большим числом нераскаянных грешников, никак невозможно тому, кто служит в рядах Божьих примирителей. Верующие всех деноминаций Украины должны сегодня выйти на Майдан и стать буфером между враждующими. Только это сможет остановить Молоха милитаризма. Только этого боится враг душ человеческих. Только этого Бог требует от нас в эти дни. И сделать это должны именно мы, а не Бог вместо нас.

Я верю в то, что в мире сегодня заинтересованы не только ответственные христиане, но и все люди доброй воли и здравого смысла. Они понимают, что война в действительности нужна не народу, а ненасытным правителям, стремящимся обогатиться ценой жизней множества простых людей. Зачинщиками любой войны являются не хижины, а дворцы, а вот жертвами этих рукотворных бедствий становятся наоборот — не дворцы, а хижины.

Так давайте же откажем им — и правым, и левым — в своем содействии, когда дело доходит до войны! Тем самым  мы дадим надлежащий отпор всем провокаторам войны (к какой бы партии они не принадлежали бы) во имя наступления и утверждения мира в нашей стране. Пусть Бог благословит это начинание и остановит с его помощью милитаристскую вакханалию не только на нашей земле, но и везде, где только льется кровь тех людей, которых Бог призывает сегодня к спасению! Да восторжествует дело мира на земле и да наступит предсказанный пророками век, когда «не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4; Иоил. 3:10; Мих. 4:3)».

Мы сегодня просто обязаны выйти на улицы наших городов и заявить: «Мы против насилия». Наши плакаты должны отражать эту мысль: «Политика без насилия», «Жизнь прежде всего», «И на земле мир», «Блаженны миротворцы». Наши эмблемы могут быть разными: голубь мира, ленты белого цвета (цвета чистоты и доверия), братское рукопожатие и т.п. Я не возражаю против использования изображения голубя, поскольку в Новом Завете он символизирует Личность Духа Святого. А Дух Святой, по Писанию, всегда несет с Собой жизнь, а не смерть. Поэтому голубь – это символ жизни, а не только мира.

Массовость наших демонстраций призвана показать, что в обществе приобретает реальный вес «третья сила» – сила примирения и гражданского спокойствия, с которой теперь придется считаться всем. Она должна показать, что именно примирители составляют большинство гражданского населения, которое только одно имеет право диктовать свои условия как «левым» политическим силам, так и «правым»; как стоящему у руля власти правительству, так и протестующей оппозиции.

По большому счету, никто не может приписывать себе власть в стране, кроме самого народа. И если какой-либо президент позволит себе нарушить волю народа, ему придется на собственной шкуре испытать то, на что способен настоящий бойкот его власти. Но пацифистские требования наши должны быть ограничены только требованием отказа от насилия – с любых сторон. Только это является достаточной причиной для того, чтобы идти на столь решительный шаг, могущий стоить его организаторам весьма дорого.

Итак, сегодня наше время. Не будем ждать того момента, когда безбожная косилка насилия и конфронтации пополнит ад очередной партией своих жертв. Мы должны защитить этих людей, поскольку мы можем сделать это с Божьей помощью. Кому-то из нас нужно стать в проломе первым. Нужно знать, что, хотя поставленная перед нами Самим Богом цель будет стоить нам многого, любая жертва, принесенная во имя «мира на земле», с лихвой окупится полученным результатом. Никто из нас не должен считать наше дело слишком рискованным, чтобы платить за него дорого. Напротив, по той цене, которую мы готовы заплатить за установление мира в нашей стране, люди узнают, насколько мы этот мир любим в действительности, а не только на словах. И мы должны с честью выполнить «служение примирение», врученное нам Самим Христом!