Фатальный выбор человека

Френк Стагг

bogoslovie

В Библии затруднительное положение, в котором оказался человек и от которого ему нужно избавление, уходит своими корнями в сделанный им фатальный выбор. И в Старом, и в Новом Заветах состояние человека приписывается его своевольному злоупотреблению данной ему Богом свободой, когда он избирает для себя определенный курс и характер жизни. Бытие, глава 3 повествует нам об этом, причем очень просто, что это может понять и ребенок. Рим. 1:18-32 представляет эту же самую истину, но теперь уже в виде тщательного анализа. Оба упомянутых отрывка переносят нас настолько близко к времени происхождения греха, насколько это только возможно. Оба они находят потенциал греха в том же «фонтане», откуда бьет также и потенциал добра. А фонтан этот – свобода выбора, данная человеку…

Эта свобода была и остается необходимой для моральных ценностей и жизни личности вообще. Сама по себе свобода не является злом и вовлечение человека в нее также не было злом. Человеку не мог быть дано потенциал к добру, если бы ему не был дан также потенциал к злу. Эти два потенциала – «братья-близнецы»; они, согласно другой аналогии, две стороны одной медали. Я не хочу, однако, этим сказать, что не может быть добра без сопутствующего ему зла; речь идет о том, что не бывает потенциала к одному из них отдельно, без потенциала к другому. Это неотъемлемо от самой природы добра и зла.

Никто не может быть принуждаем; каждый должен быть свободен. Не может идти речь о доверии, если у человека нет свободы не верить. Часы не могут доверять или не доверять. Они не способны любить или ненавидеть. Они могут быть механически рабочими или нерабочими, но не могут быть морально хорошими или плохими. То, что Бог должен был сотворить человека свободным для вовлечения в добро, неизбежно означало, что Он должен был также сотворить его свободным и в отношении зла. Богом данная свобода, в которую человек был «вовлечен», стала возможностью для совершения зла, но никак не была обязывающей к нему.

Согласно библейскому представлению, сутью рокового выбора человека было его решение существовать в самом себе и посредством самого себя, т.е. поместить себя вне Бога… Грехопадение человека, таким образом, заключалось в его самоисключении из общения с Богом, общения любви и доверия. Это самоисключение было совершено человеком в отношении самого себя и заключалось в его фатальном выборе в пользу любви к себе, доверия себе и самоутверждения. Он избрал быть вне Бога и вдали от Него.

Павел, в Послании к римлянам (1:18-32), проходит по этой же самой «территории», что и автор первых трех глав Бытия. Стих 28 является ключевым в понимании состояния человека: «Они не избрали (не одобрили такой выбор) иметь познание Бога» (буквальный перевод с английской версии Библии, используемой автором, — прим. перев.). Бог сделал Себя доступным для познания (ст. 19), но человек предпочел не познать Его. Греческий термин «едокимасан» в ст. 28 очень важен для выражаемого Павлом значения. Это слово означает подтверждение или доказательство с помощью испытания, проверки; человек, так сказать, обсудил возможность познания Бога и принял решение против этого. Павел объясняет, что причиной гибельного состояния человека не является невежество; если бы это было так, то данная проблема могла бы быть разрешена донесением информации.

Он также не представляет состояние человека как судьбу, навязанную ему извне. Это лишило бы человека всех моральных ценностей, а имеющим их остался бы только автор навязанной судьбы. Павел представляет своим читателям положение человека, которое укоренено в его сознательном выборе искать значение своего существования вне Бога; человек сделал выбор не познать Бога…

Представляет ли Библия человека грешником по природе? Да, это так, в том смысле, что человек обращается к злу естественно (по природе). Тенденция, присущая его натуре, заключается в попытках быть независимым, жить самим собой и для самого себя. Согласно книги Бытие это характеризовало Адама от начала. Адамовы доверие самому себе, любовь к самому себе и самоутверждение представлены нам не в качестве результата грехопадения, а в качестве причины. Человек не обратился к греху только после того, как пал…

Часто задается такой вопрос: «Способен ли человек не грешить?» На основании Библии, логики и опыта ответить на этот вопрос можно двояко: «Да и нет». Как высоко человек может прыгнуть? На два метра? Выше? А почему не на три метра или не выше дома? Теоретически не существует лимита высоты его прыжкам, но фактически этот лимит существует. В реальном смысле человек способен не грешить, ведь, в противном случае, ни добро, ни зло не были бы возможными человеку. Тот факт, что повсеместно в Библии человек объявляется виновным в грехе, убедительно свидетельствует о ее учении, что человек не обязательно должен грешить. (Получается, что он способен не грешить лишь до определенной меры).

С другой стороны, на заданный выше вопрос нужно ответить негативно: «Нет, человек неспособен не грешить». По сути, человек обнаружил себя неспособным предать себя добру, вместо зла. Он находит внутри себя противоречие: он делает то, чего не желает делать, и ему не удается делать то, что он желает делать, как это болезненно описывал Павел в Послании к римлянам (7:18-19). Сократ учил, что человек будет поступать правильно, если он знает, что правильно, но Павел, как и вся остальная Библия, опроверг это мнение. Проблема человека намного глубже, чем простое невежество. Внутри человека существует противоречие, и он обрекает себя на гибель, если пытается спасти себя (Мк. 8:35).

Таким образом, в одном смысле человек не обязательно должен грешить; его никто не принуждает к этому извне. Свой грех человек должен исповедать своим собственным, а себя – виновным перед Богом. С другой точки зрения, человек не может избежать греха, ведь он согрешил; каждый человек согрешил, и каждый человек будет продолжать грешить. Человеку требуется спасение; ему нужен Спаситель. Человек, грешник, нуждается в новом пути; но ему нужен Путь, в смысле доверия Личности, способной совершить в нем избавление, которое он не мог произвести сам для себя…

Печальная ирония состояния человека состоит в том, что результатом его попыток стать свободным является рабство. Недоверяющий Богу и боящийся Его воли, человек обратился к своим собственным путям, для которых характерны любовь и доверие исключительно самому себе, а также самоутверждение. Пожелав быть свободным, он стал рабом греха и смерти. Иисус заявил об этом недвусмысленно: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34)…

В реальном смысле, каждый отдельный индивидуум «прикован» ко всей человеческой расе и истории. Быть «во плоти» означает быть внутри сферы, а значит и под юрисдикцией мира, его сил и власти. Такое состояние необходимо понимать, противопоставляя его фразам «во Христе» и «в Духе». Человек, будучи грешником, вынужден быть в солидарности с человеческой расой и историей, но эта солидарность ни в коем случае не служит оправданием ему или реабилитирует его. Всякий человек виновен в своих собственных грехах…

Когда человек пьян, он становится безответственным в своих поступках, и все же он ответственен за то, что позволил себе стать безответственным. Подобным образом обстоит дело с каждой отдельной личностью, в ее состоянии порабощенности греху и находящейся «во плоти», «теле греховном» и «теле смерти». В конечном счете, проанализировав себя, человеку следует признать свою ответственность за собственный грех… Человек остается наедине с самим собой и своей проблемой… Да, но не совсем. Как только он осознает свой личный грех, тут же появляется Некто, Кто может понести на Себе этот грех. Но это уже другая история, а именно: о Божьей благодати в Иисусе Христе.

Источник: Стагг Ф. Богословие Нового Завета. Киев, 1999, С. 26-44.
Материал подан в сокращении.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s