Не будет жаждать никогда…

Владимир Почивалин

grace

«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

Найти и познать Бога… возможно далеко не каждый житель Земли ставит перед собой такую цель, или, точнее, не именно так формулирует свою жажду найти истину или абсолют, идеал или эталон всего, что только может быть. И всё же человек очень любопытное существо, и поиск абсолютов и идеалов приостанавливается только по той причине, что не видно конкретных результатов поиска, но мечта найти их, скорее всего, живёт в человеке всегда. И побуждает к новым попыткам поиска сплошное несовершенство, окружающее нас каждый день.

Прогресс цивилизованного мира коснулся, казалось бы, всех сфер жизни, и упростил, облегчил, казалось бы, всё, что только можно, однако, всё равно в прогрессивном развитии сегодняшней цивилизации нет ответов на самые главные вопросы человечества, нет полного чувства удовлетворённости и спокойствия, тем более что с развитием человечества жизнь становится всё более опасной. Современные «побрякушки» не могут помочь человеку разобраться в себе, а, скорее, рассчитаны на то, чтоб отвлечь человека от самых важных вопросов, которые гнетут душу.

Многие религии и философские школы предлагают заглянуть в себя, и там отыскать частицу Бога, однако, и это не выход. Подобные школы учат, что составные человека божественны, и им надо поклоняться, внутренний мир – это и есть бог, и больше человеку ничего не надо. Звучит не плохо, но, почему всё это  божественное такое слабое, и сколько себе не внушай обратное, в душе остаётся гнетущее чувство несовершенства?  Нет, это не выход, нужна помощь извне, но и там её найти очень сложно.  

Да, в человеке практически ничего Божьего не осталось. Уж очень пагубны последствия грехопадения. Бог сказал Адаму: «в день, в который ты вкусишь от этого дерева – смертию умрёшь». К сожалению это и произошло в Эдеме. Смерть, то есть разлука с самим Источником жизни есть сегодняшнее достояние основной массы людей, и по тому, как бы не нежилась удовольствиями плоть, дух человека всегда будет угнетён и пуст, пока не оживёт силой Божьей.  

Пожалуй, единственное, что может человек отыскать в себе, это остатки надежд, несбыточных желаний, каких-то очень туманных идеалов, которые практически невозможно сформулировать или конкретно выразить каким ни будь способом. В них довольно трудно разобраться, и почти невозможно понять, что именно хочет сердце человека, что его не устраивает в окружающей обстановке, и что оно хотело бы поменять в целом мире и в своей жизни.

Это очень трагично, когда понятно, что что-то не так, но… «не знаю как». Печально, что в глубине души есть возвышенные мечты, есть непреодолимое желание наиболее полным и лучшим образом реализовать свой потенциал, но в реалии есть только серые будни, скучная жизнь и попусту проходящие годы. Иногда кажется, что мечты начинают сбываться, но, очень скоро приходит сознание, что всё равно это не то, что нужно, это лишь жалкое подобие того, чего действительно хочется.

А чего действительно жаждет сердце? По чём оно тоскует, кого оно ждёт? Определённо можно сказать, что оно желает большего, чем может получить в этом окружающем нас мире. В изучении этого вопроса было бы интересно обратиться к фольклору, в его разнообразных стилях, исследуя баллады, были, песни и детские сказки многих народов. И примечательным будет тот факт, что примерно одинаковые мечты и идеалы прослеживаются в разных народах, на разных континентах, что из поколения в поколение передаётся устно и письменно от стариков малолетним детям.

Детские сердца очень восприимчивы, они любую небылицу слушают как истину, а старики, вероятно, в глубине души надеются, что воспитанные на хороших легендарных образах новое поколение преобразит жизнь людей, но они, в лучшем случае, передадут это так же последующему роду, так ничего и не изменив. И всё же нечто интересное для себя мы найдём в изучении фольклора, и, возможно, что-то увидим и поймём в вековых стремлениях людей.  

Тематика народного творчества весьма обширна, хотя в ней просматриваются всего несколько основных направлений, которым и посвящены многие рассказы и песни, былины и сказки. Кроме описания, каких либо конкретных исторических событий, народное творчество  свободно от какой либо цензуры, и это даёт людям полную свободу как реальность передавать свои мечты, воплощать в вымышленных героях свои самые сокровенные порывы и желания, которые никогда не сбудутся. Для христиан нет ничего полезного в древних сказках и легендах, но наша цель увидеть в них то, что было скрыто глубоко в сердцах людей, которые являлись авторами этих произведений, и попытаться понять то, о чём мечтали люди многих времён.

Первое, что можно было бы отметить в преданиях народов – стремление к справедливости. Мир людей не справедлив и жесток. Правосудие, как таковое, только называется правильно, суть же его очень далека от его названия. Для людей вполне очевидно, что правосудие служит деньгам, политике, амбициям, и, вероятно, в большинстве случаев виновным объявляют правого, наказывают того, кто невиновен. Закон – это очень относительное понятие. Его можно истолковать как угодно, можно забыть или не заметить в нужный момент, им можно просто пренебречь.

В своих мечтах люди растворяются в каком-то мнимом, справедливом обществе, где всё очень честно и законно. В их воображении живёт идеально честный и сильный человек, который, борясь за справедливость, успешно сокрушает всё, что служит какой либо корысти. Он бескорыстен, добр, искренне убеждён, что делает нужное дело, он популярен среди современников, и он же их вдохновитель в восстании против зла. Именно такой человек способен построить другой мир, в котором не будет обижен ни кто. Одно из его основных преимуществ – он выходец из простого, или даже лучше угнетаемого народа, переживающий все жизненные сложности простых и часто обижаемых людей. Мнимый герой удивительно силён против зла, и имеет нереальный для простых людей потенциал добра. Он как бы двигатель революции, которая преобразит весь мир, сделав его совершенно другим, и в этом мире каждый человек будет иметь доступ к власти, или хотя бы шанс быть в числе правителей или строителей нового общества.

В разных народах подобные герои имеют конкретные имена, которые, естественно, никогда не повторяются по той причине, что герой, какого то народа – это только их герой, и мир он начнёт преображать именно с их страны, скинув их царя,  или придя к власти законным путём, но, будучи в своей сути совершенно другим человеком. Люди называют имя любимого героя, город, где он жил, рассказывают о делах, которые он делал, о подвигах, которые он совершал, но героя этого, к большому сожалению рассказчиков, никогда  и не было.

Ещё люди любят пересказывать истории о том, как неожиданно и резко изменилось чьё то положение, о том, как простой юноша, пастух или ремесленник стал царём, или простая девушка – царицей. С самого детства персонаж прост, скромен, унижен, но, как окажется после, в забитом селении на окраине большой империи  жил молодой гений, который неожиданно станет величайшим полководцем или добрым царём. Мальчуган был случайно замечен очень знатным человеком, или подвернулась ситуация, где он смог проявить незаурядные способности, и был награждён судьбой, он занял достойный своим способностям пост, который чаще всего не ниже верховного в своём крае.

Если в былях идёт речь о девушке, то она так же была вознаграждена за свою красоту и чудесный скромный и вежливый характер. Знатный человек, а лучше царь, случайно проезжая теми краями, и случайно увидев её, за несколько секунд понял, что это и есть мечта его жизни. Конечно, это прекрасное и скромное создание он предпочитает горделивым и кокетливым придворным девушкам, которые всегда льстят, будучи так научены родителями, а в действительности они очень избалованны, и основное направление их мыслей – корысть. Они не способны любить, они любят себя и деньги, а где-то в провинции принц отыскал жемчужину, которая далека от придворных интриг, и простую работящую девицу представляет в высшем обществе как свою избранницу и их королеву. Сама девица как во сне, и не понимает что происходит, а счастливая мать, еле переживает данное событие, до конца не веря в то, что она сваха короля (царя, хана, императора, раджи).

Ещё много в народных сказаниях можно встретить менее значимых изменений в чьих-то жизнях, в основном связанных с резким переходом в высшее сословие, или неожиданное повышение в должности. Чаще всего люди связывают это со справедливым воздаянием судьбы. Не только во дворцах и палатах есть красивые, умные, честные и смелые люди, жемчужины могут лежать и в пыли, и при том их достоинство ни чуть не ухудшается, и в определённое время их найдут и воздадут им должное.

Фактически во всех народах сочиняли и сегодня сочиняют истории, где люди умеют общаться с животными на понятном для обеих сторон языке. Люди сотрудничают с животными, а те в свою очередь обладают почти человеческим разумом, не хуже людей понимая какие то проблемы. Иногда, в подобных историях, животные даже умнее людей, они наставляют людей, открывают им какие-то вековые тайны, защищают в опасных ситуациях. Действительно, хорошо бы было зайти в лес, в джунгли, или, проходя саванной  поговорить с первым встречным, спросить дорогу… Очень часто в подобных историях хищники и их обычные жертвы мирно сосуществуют, и, как бы, конфликта в природе вообще не существует.

В этих в буквальном смысле слова сказках таится мечта о воцарении гармонии и мира, которые правили бы не только в мире людей, но во всём живом мире. Человек был бы счастливым в таком мире. Хорошо жить, когда практически ничего не угрожает, в лице животных можно найти лишь друзей, и покорных слуг. Ни разу не прочитав историю о жизни прародителей в Эдеме, люди всё же знают, чего хотят, знают, куда жаждут вернуться. В Эдеме была гармония, и короткая жизнь в этом саду оставила на всём человечестве неизгладимый след. Адам без опаски ходил, где хотел, он был поставлен царём над всем живым миром, и, вполне возможно, при его появлении слоны, динозавры и саблезубые тигры расступались, а птицы слетались по его первому зову. Сегодня для людей страшны не только большие хищники, но даже некоторые пауки и мухи, однако, подсознательно, люди жаждут гармонии и безопасности в мире дышащих существ.

И ещё одно направление в народном творчестве всех времён и многих народов, на котором хотелось бы остановиться более подробно. Заметно, что у людей всех времён особенное отношение к такому понятию как счастливый брак.  В это слово люди  вкладывают такое значение, какого там, в принципе, и нет. В народных произведениях ясно заметно, что эта тема, какой то особый поиск, люди ищут чего-то особенного, возвышенного, и подходят к браку как к прекрасному и счастливому итогу, хотя соединение жизней это, в принципе, начало зрелой и осознанной самостоятельной жизни. Обычно люди приходят к этому в первой трети своей жизни, и до итогов ещё очень далеко. Явно, что-то другое люди ищут в этой теме, явно к чему-то другому тянется их сердце, но они не знают, как это выразить, и с чем земным можно сравнить свои чаяния.  Наиболее подходящая картина – это огромный пир, счастливые лица, ликующие голоса, и в центре счастливая пара, подобной которой ещё ни когда не было.

Легенды, песни, сказки на эту тему очень разнообразны по сути своих сюжетов. Объединяет эти произведения их счастливый конец, и характерная тоска по чему-то подобному, явно просматриваемая буквально в каждой строке текста. Довольно часто в таких произведениях применяются приёмы, которые очень эффективно влияют на людей, вызывая у них определённые чувства. За основу берутся реальные возвышенные порывы молодых людей, их сокровенные, хотя и часто наивные мечты и надежды. По сути, авторы передают свои мечты, таящиеся в глубоких тайниках души, и это, как правило, близко людям такого же возраста во все времена.

Любви покорны все сословия, так как все мы одинаковые люди, и деление на «лучших» и «худших» очень относительное. По этой причине всевозможные истории данного направления рассказывают нам о неожиданных поворотах судьбы у людей разного положения. Короли и принцы, чиновники, ремесленники, рыбаки и пастухи, любой из них является героем  неповторимой истории, в каком ни будь народе, и положение человека ничуть не умаляет его достоинств и ценности истории его любви.

Как правило, подобные произведения подчёркивают благородность, верность, особенную способность любить и чистоту отношений своих героев. Это глубоко задевает читателей или слушателей, которые не могут остаться равнодушными к такому прекрасному образу. Как правило, он – молодой, полный достоинств человек. Может характер его и скромен, но за этой ширмой таится очень смелый, бывалый, не дорожащий собой ради какой либо цели юноша. Она – это эталон не только внешней, но и внутренней красоты, всеобщая любимица, настоящая ценность у своих родителей и подруг. Они не знают друг друга, живут своей жизнью в совершенно разных местах, но, мечтают друг о друге. Они представляют себе в наилучшем свете того, с кем бы хотели связать свою жизнь, и для них не далёк момент встречи с воплощённою мечтою, с идеалом их надежд. При их первой встрече они оба понимают, что нашли того, кого искали, и сразу зародившаяся между ними любовь уже ни когда не угаснет.

Обычный приём в таких произведениях – это испытания. По какой-то причине уже как бы сформированная пара не может быть вместе. Дерзкая рука соперника, непримиримость родителей, влияние каких-то не доброжелательных сил или существенная разница в принадлежности к сословиям становятся на первый взгляд непреодолимой проблемой в их сближении. Они для себя решают, что их любовь выше чьих-то интересов или формальностей их общества, и, во что бы то ни стало, добиваются своего. Как правило, в этой долгой борьбе за своё счастье и открываются во всей красе их совершенные качества, их способность хранить любовь, твёрдость их позиций. Под рукой героя гибнут всяческие неприятели, большие и страшные чудовища, перед силой их любви отступают враждебные силы. Испытанная любовь и сохранённая верность, конечно, делают союз двух людей несокрушимым, в глазах друг у друга они выглядят гораздо дороже, чем ранее.

Счастливый конец подобных произведений – большой брачный пир. Радость их союза оказывается радостью ещё довольно большого количества людей, которые пришли полюбоваться ими. Молодая пара в центре внимания, на возвышенности, их брак – это торжество любви над низменными людскими проблемами, это доказательство их правоты и победа их благородства. Все враги, кто из них ещё жив, постыжены, а их друзья и помощники во славе.

Уже упомянутые истории о резком изменении сословия широко применяются и в сюжетах связанных со счастливым браком. Как правило, он – знатный юноша, сказочно богатый но, неудовлетворённый чем-то в своей жизни. Его будни может скрасить лишь та, которая завладеет его сердцем. Легче всего подкупить князя или принца как раз простотой, и естественной красотой, стыдливостью и скромностью. Если знатный молодой человек предлагает руку и сердце простой девице, а в дальнейшем ещё и немало страдает за это, и борется за свой выбор, рискуя собой и не жалея ничего ради неё, то момент их соединения это небывалый до того праздник.

Простая девушка, или лучше даже обездоленная, сирота, рабыня, находит не только наилучшего спутника жизни, но и становится обладательницей огромного в её очах богатства, а так же ей нужно привыкать к новому положению княжны (королевы, царевны, графини, патрицианки). Всех её приобретений и не посчитать: решён семейный вопрос, появляется доступ к несметным богатствам, навсегда можно позабыть все притеснения и унижения, всегда будучи подвластной, она вдруг сама становится властительницей… Вероятно в сознании ещё долго будет стоять вопрос: почему именно я? А избранник и избавитель будет всегда очень ценным в её очах.
 
Итак, поверхностно и, в общем, рассмотрев некоторые направления народного творчества можно явно увидеть, к чему стремится человечество, чего оно жаждет, по какой причине  тоскует. Люди ищут Бога, но, к сожалению, не знают об этом.  Возвышенные чувства они вкладывают в вымышленные легендарные образы, не зная, что такая Личность существует и готова подарить им их мечту.  

Люди страдают от несправедливости, а часом и тирании власти, и жаждут чего-то не реального в их очах, какого то справедливого царства равенства и братства.  Выдавая желаемое за действительное, они пересказывают друг другу, а скорее взрослые доверчивым и наивным детям вымышленные истории о героях, победивших зло и восстановивших прекрасное и доброе царство. Мечты угнетённых простолюдинов не находят ли своего отображения во Христе? Не Он ли источник любви и благосклонности к простым людям? Не Он ли смотрит на всякого человека одинаково, хотя Он и выше всех? Разве не Он единственный победитель над злом, и был ли у кого-нибудь когда-либо в мире характер настолько добрый и совершенный как у Христа? Именно Он основал царство, в котором господствуют мир и справедливость, законом которого является любовь, и именно Он подарил людям возможность быть едиными, не зависимо от сословия, пола, нации и предыдущих взглядов. Он выглядел как агнец, но в то же время Он – лев из колена Иудина, который смело бросился на разъяренного  дракона, отвоёвывая и него души Своего возлюбленного творения, и обезвредил его, открыв тем самым возможность спасения всем грешникам.

Итак, кого ищут люди? Что в их душе толкает их, живущих на разных краях земли, искать одно и то же? Они созданы для жизни с Богом, для жизни в справедливом и чистом обществе людей, и они ждут героя, который вернёт им всё потерянное. Этот герой – Христос. Он близко, о Нём говорят и поют, Его славят многие спасённые, а древние былины и сказки подтверждают, что только с подобной Личностью человек может связать своё счастье.

Своими мечтами люди растворяются в мире, где царит гармония всего живого, где прекрасные пейзажи радуют глаз, а милые животные – это лучшие друзья людей. Человек там живёт без опаски, для беззаботной жизни там есть всё необходимое. Этого хотят люди, но, к сожалению, не знают, что Библия изобилует пророчествами об изменениях в жизни всей земли, о том, что зацветут вековые пустыни и конфликт в природе будет забыт. Хищники будут есть траву, и станут совершенно безопасными для людей и слабых животных. Все эти пророчества (кн. Исаии, Захарии, Откровение и т.д.)  связывают изменения в мире с приходом Мессии, то есть благодаря вмешательству Бога жизнь на земле очень сильно изменится. Воцарится гармония не только между животными и людьми, но и в общем между Богом и Его творением, будет уничтожен грех, будет скован сатана, и только тогда на земле будет настоящий мир.

В своих мечтах о резком подъёме положения кроется тайная надежда, что, и бедняк не забыт, что за ним кто-то наблюдает и готовит неожиданный поворот, который осчастливит его вечно униженную душу. «Из грязи в князи», и без естественного, очень долгого и грязного пути, а сразу, сверхъестественно. Душа уже как бы смирилась со своим положением, хотя и находит такое деление классов несправедливым, и вдруг, наивная мечта сбывается, справедливость торжествует, достоинства оценены, награда подарена.
А счастливый брак – как перекликается этот термин с Евангельскими повествованиями.

Как уже было упомянуто, люди вкладывают в подобные истории несколько иной смысл, чем просто рождение новой семьи. Это, пожалуй, самая волнующая для человека тема, и с нею связаны самые возвышенные порывы души. Ведь для этого человек и создан, чтоб принадлежать Христу на тех правах, на которых принадлежит подруга другу, возлюбленная возлюбленному, жена мужу.  Он – действительно полный достоинств Герой, благородный и знатный. Мы – ничтожное творение, потерявшее своё достоинство и навеки порабощённое. И вдруг Царь обратил на людей своё внимание, и ищет Он не просто слуг и рабов для Себя, но невесту! Вся наша жизнь – это история борьбы за любовь и обладание. Страшный и в наших глазах сильный враг заявляет о своих правах на человечество. Мы, люди, не в состоянии преодолеть сильного и хитрого врага, цель которого просто отнять у нас счастье, не допустить нашего единения с Христом, расстроить брак.

В борьбе за наши души нам открывается превосходящая разумение любовь Христа, а также Его верность, милость, неотступность, терпение и многие другие качества. Со стороны людей так же не обойтись без жертв и подвигов в достижении заветной цели. Чувства должны быть обоюдными, и, по этой причине, людям так же приходится бороться за свои права, утверждая  позиции и укрепляя в сражениях свои намерения. Для Христа нет ничего более ценного, чем Его искупленные, встречи с которыми Он ожидает, и в нашей земной жизни мы должны прийти к такому же сознанию, что Он – есть наша наивысшая ценность, Его любовь – самая сильная, красота Его качеств – непревзойдённая.

Наши жертвы, это, конечно, жалкое подобие Его настоящей жертвы, наши подвиги и не являются подвигами, когда мы рассматриваем Его жизнь. Сильною рукою благородный Князь вырвал нас из рабства, и это никогда не забудет по настоящему пробуждённая душа. И совершил он это не просто из жалости к нам, чтоб подарить нам свободу, но для того, чтобы разделить с нами Свою жизнь, Свою власть, Свою любовь. Мы этого, конечно, не достойны, но в этом то и есть увлекающая нас красота, и нечеловеческий подход к решению проблемы, по тому, что люди не умеют так решать подобные проблемы.  

В глубинах человеческой души живёт непреодолимое желание реализовать себя, отдавшись в надёжные, сильные руки прекрасного Жениха. Он «прекрасней сынов человеческих», несравненно выше и благородней самого лучшего из людей, и душе так и хочется раствориться в Его объятьях, и никогда не расставаться с Ним. Очень хочется нашей душе оказаться на празднике, где торжествует любовь, где есть прекрасное ощущение свободы, и присутствует победное настроение. Как хочется ощущать, что позади бури и скорби, а впереди только радость и никаких грозных туч.

Тоска и разочарование постоянно будут преследовать человека, пока его душа не найдёт Того, для Кого он создан. Люди пытаются решать свои подобного плана проблемы методом синтеза, искусственно подогревая и  удовлетворяя свои чувства, но, это ни в коей мере не решает их проблемы, а лишь даёт возможность на миг забыться, а дальше вновь тоска, разочарование, безутешность…  Люди устраивают пышные праздники, ощущая к ним тягу, но это лишь жалкая и безуспешная попытка воссоздать то, что действительно нужно душе, и, часто, такие праздники заканчиваются не удачно и скорбно, а душа и дальше ожидает чего-то настоящего, а не синтетического, и если человек не отдаст себя во власть Христу душа так и не дождётся того, для чего она появилась на свет.

Не найдя в мире людей ничего более сходного со своими чувствами и стремлениями, не найдя иного метода выразить свои желания, люди сочинили множества историй о любви и борьбе, о радостных встречах и счастливых брачных пирах. Авторы описывают пышные праздники, которых никогда не существовало, они вовлекают читателя или слушателя в атмосферу, которую не возможно реально воспроизвести в жизни без Христа. Это похоже на голодного человека,  которому снится аппетитное мясное блюдо. Ему снится, как он ест его, он почти чувствует вкус мяса, он уже почти наелся, но, к сожалению, всё это во сне.  Проснувшись, он и дальше ощущает голод, и ни сны, ни мечтания не насытят его.  

Исследования фольклора разных народов только подтверждает нам, что душа человека ищет Бога, она хочет видеть мир справедливым и добрым, гармоничным и безопасным, а свою судьбу связанною с небесным Женихом, и только с этим люди отождествляют своё счастье. Как блаженны люди, которые не кормят свою душу синтетическими средствами, а действительно ожидают Христа, который доказал нам Свою любовь, и назвал свою Церковь – возлюбленною невестою. Он томится по нам, а мы по Нём, и наша встреча на облаках будет небывалым праздником, и радости человека уже никто и никогда не отнимет.  Вековые мечты сбываются, воплощение мечты человечества – Иисус Христос…  

Пылая безмерной, неописуемой и до конца нам не понятной любовью к человеку Он обязательно ищет взаимности с его стороны, и прилагает к этому так же немало усилий, и ждёт плодов Своей работы долгое время… Так или иначе, жизнь посвящена любви, это главное, что есть в жизни человека. Итак, именно за любовь человека совершается постоянная битва, так как, приобретя это чувство легко завладеть и всем естеством человека…  Создавая нас по Своему образу и подобию, Творец вложил в нашу душу те качества, которые необходимы нам для построения правильных отношений с Ним и друг с другом. Пока мы живы, за нашу любовь ведётся борьба, и дал бы Господь нам мудрости понять, что наш выбор очень важен. И, в конце концов, он сведётся к переполняющему нас счастью, или к нескончаемому действию проклятия. Поскольку именно для любви мы сотворены, очень важно правильно реализовать свои чувства. Пока мы живы, Христос призывает нас словами Писания: «Пребудьте в любви Моей».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s