Кто такой арминианин с позиции сторонника свободной благодати

Джон Уэсли

john-wesley-1

1. Сказать: «Этот человек – арминианин», на многих слушателей имеет тот же эффект, как и сказать: «Это – бешеная собака». В тот же миг они приходят в испуг и бегут от него со всей скоростью и усердием, на которые только способны, и вряд ли остановятся, если только не бросят камень в это страшное и строптивое животное.

2. И чем более непонятным остается это слово, тем лучше оно отвечает этой цели. Те, на ком оно зафиксировано, не знают, что делать, поскольку, не понимая, что оно значит, они не могут защитить себя или снять с себя выдвигаемые против них обвинения. И вовсе нелегко преодолеть те предрассудки, которые впитали в себя другие люди, знающие об этом не более того, что это «что-то очень плохое», если не «совсем плохое!»

3. Поэтому выяснить значение этого неоднозначного термина будет полезным для многих: для тех, кто любит так легко присваивать это имя другим, но не может сказать, что же оно означает; для тех, которые слышали об этом, но не могут дольше терпеть это поношение со стороны тех, кто в действительности не знает, что оно значит, и для тех, кому это имя приписано так, что они знают, как защитить свои убеждения.

4. Первое, что приходится наблюдать, это то, что многие путают арминиан с арианами. Но это есть совершенно различные учения, не имеющие друг с другом никаких сходств. Арианин – это тот, кто отрицает Божественность Христа, мы не нуждаемся сказать «Высшее Вечное Божество», потому что не может быть никакого иного Бога, кроме Высшего и Вечного, если мы не хотим сделать себе двух Богов, Великого и Маленького. Теперь, нет никого, кто бы так твердо верил и столь решительно утверждал Божественность Христа, как многие из (так называемых) арминиан сделали, да, и продолжают делать до сего дня. Поэтому арминианство (какое бы оно ни было) полностью отличается от арианства.

5. Распространение этого слова было таким: Джеймс Германзен (на латинском языке Якоб Арминий) был одним из первых служителей Амстердама, а затем профессором богословия в Лейденском университете. Свое образование он получил в Женеве, но в 1591 году начал сомневаться в истинности тех принципов, которые там получил. Все более и более убеждаясь в том, что они были неправильны, он, как только получил профессуру в Лейдене, начал публично учить тому, что считал истиной, пока в 1609 году не почил в мире.

Однако через несколько лет после его смерти некоторые ревностные люди во главе с Принцем Оранским яростно напали на всех тех, кто держался его мнения, и торжественно объявили их осужденными на знаменитом Дортском Синоде (не так многочисленном или представительном, сколько совершенно «беспристрастным», как католический совет или Синод в Триденте): некоторые из них были казнены, некоторые высланы из страны, некоторые приговорены к пожизненному заключению, все возвратились к своим занятиям, поскольку лишились права трудиться в каком-либо офисе, как в церкви, так и в государстве.

6. Всего ошибок, которые обычно приписывают (так называемым арминианам) их противники, имеется пять: (1) они отрицают «первородный» грех; (2) они отрицают оправдание по вере (даром); (3) они отрицают абсолютное предопределение; (4) они отрицают неотразимость благодати Божьей (5) они утверждают, что истинно верующий может отпасть от спасительной благодати.

Что касается первых двух из этих обвинений, то арминиане умоляют, что они в них не виноваты, так что они являются полностью ложными. Ни один человек, который когда-либо жил, и даже сам Кальвин, никогда не подтверждал истинность «первородного» греха и оправдание верой более сильно, определенно и с ясно выраженными условиями, как это сделал Арминий. Эти два пункта, следовательно, должны быть признаны решенным вопросом: в них согласны обе стороны. В этом отношении нет разницы даже на волосок между г-ном Уэсли и г-ном Уайтфилдом.

7. Но имеются неоспоримые различия между кальвинистами и арминианами в связи с тремя другими вопросами. Здесь их мнения разделяются: первые верят в абсолютное, а вторые только в условное предопределение. Кальвинисты придерживаются того мнения, что (1) Бог абсолютным образом постановил от вечности спасти только некоторых людей, но не всех, и что (2) Христос умер только за них, и ни за кого-либо другого. Арминиане утверждают, что Бог постановил, от вечности, касательно всех людей то, что говорит Его письменное свидетельство: «Кто будет веровать… спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). И для того, чтобы это произошло, «Христос за всех умер» – всех тех, кто был «мертвым по преступлениям и грехам», то есть, за каждого ребенка Адама, поскольку «в Адаме все умерли».

8. Во-вторых, кальвинисты утверждают, что спасительная благодать Божия является абсолютно непреодолимой, так что ни один человек не в состоянии ей сопротивляться или противостоять более, чем удару молнии.  Армианиане же убеждены в том, что, хотя могут быть некоторые моменты, когда благодать Божья действует непреодолимо, в целом же любой человек может сопротивляться вплоть до вечной погибели той благодати, с помощь которой его должна была навеки спасти воля Божья.

9. В третьих, кальвинисты утверждают, что истинно верующий во Христа не может отпасть от Божественной благодати. Арминий же придерживался мнения о том, что истинный верующий может «совершить кораблекрушение в вере и доброй совести», так что он может упасть не только низко, но и окончательно, то есть так, что может погибнуть навсегда.

10. В действительности два последних пункта – о непреодолимой благодати и неизменной настойчивости, являются закономерным следствием первого – о безусловном избрании. Ибо если Бог предвечным и абсолютным образом постановил спасти только некоторых лиц, то из этого следует как то, что они не могут противостоять Его спасительной благодати (иначе они могли бы упустить спасение), так и то, что они не могут полностью отпасть от той благодати, которой они не в состоянии сопротивляться. Таким образом, по сути, эти три вопроса можно свести к одному: «Является ли предопредлеение абсолютным или же условным?» Арминиане верят в то, что оно является условным, а кальвинисты – абсолютным.

11. В таком случае, прочь все двусмысленности! Долой все выражения, которые могут только осложнить дело! Пусть честные люди выскажутся по этому вопросу, а не манипулируют грубыми словами, которые они не понимают. И как может какой-либо человек знать сегодня то, чему учил Арминий, когда он сам никогда не прочел ни одной страницы из его сочинений? Пусть никто не смеет выступать против арминиан до тех пор, пока не узнает, что в действительности означает этот термин. И только тогда он будет в состоянии достаточным образом знать, что утверждают в действительности как арминиане, так и кальвинисты. Арминиане имеют такое же право негодовать на кальвинистов, как и кальвинисты на арминиан. Якоб Арминий был настолько же благочестивым, образованным и рассудительным человеком, каким был и Жан Кальвин. Арминиане также благочестивы, образованы и разумны, как и кальвинисты. Только они придерживаются мнения об условном предопределении, а кальвинисты – об абсолютном.

12. И еще одно слово. Разве не долг каждого арминианского служителя, во-первых, никогда публично или в частном порядке не использовать слово «кальвинист» в качестве упрека, рассматривая его ни лучше, ни хуже, чем простое наименование? Никакая практика не может сочетаться с хорошим чувством или хорошими манерами лучше, чем это имеет место в христианстве. И, во-вторых, разве не его долг сделать все от него зависящее для того, чтобы предупредить своих слушателей от совершения того же, показывая им грех и безумие этой практики?

В равной степени, не является ли обязанностью каждого кальвинистского проповедника, во-первых, никогда публично или в частном порядке, во время проповеди или в личном разговоре, использовать слово «арминианин» в качестве упрека? И, во-вторых, разве не его долг сделать все от него зависящее для того, чтобы предупредить своих слушателей от совершения того же, показывая им грех и глупость этой практики, и тем более серьезно и усердно, чем больше они привыкли это делать? И, пожалуй, он должен поощрять делать это на собственном примере!

Источник: http://new.gbgm-umc.org/umhistory/wesley/arminian/ Собрание сочинений Джона Уэсли, издание Томаса Джексона 1872 года.

Перевод: Геннадий Гололоб.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Новое время с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s