Дар к жизни и к смерти

Виктор Немцев

nemtsev-viktor-siliveevich

Быт. 4:1-11: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема».

Эти слова Священного Писания рассказывают нам о первых последствиях греховности людей после изгнания Адама и Евы из рая за грех непослушания Богу. Каким глубоким поучением и предупреждением дышат эти Божественные строки! Первое неверное поклонение Богу, первая зависть, первое убийство, первая безответственность и желание оправдаться или скрыться без покаяния. Божье Слово и сегодня, словно колокол, напоминает нашему сердцу об ответственности каждого за все свои мысли, намерения, поступки и за все поведение пред Богом. Господь через Свое вечное Слово обращается к нам сегодня, чтобы мы судили не Каина, а себя в своих нераскаянных грехах; чтобы мы встрепенулись не только от ужаса злодеяний Каина, но и затрепетали от своих безответственных действий перед всезнающим Богом, Который по Своей милости еще долготерпит и хранит нас.

Итак, первые люди (Адам и Ева) через непослушание были изгнаны из рая и стали смертными, но милостивый Бог не оставил их насовсем. Святой Бог по справедливости изгнал Адама и Еву из рая, но и Он же, будучи Богом любви, по Своей милости «сделал Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт.3:21), а также вложил в сердца Адама и Евы такую любовь друг ко другу, что они остались навсегда вместе, сохранили семью как Божье установление еще из Едемского сада. Всемогущий Господь в Своем милосердии и благоволении к человеку также позволил продолжение рода человеческого через рождение детей. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец».

Ева в своей признательности понимает, что рождение дитя — это не заслуга Адама и Евы, а снисхождение Бога к ним, проявление Божьей милости. Она признает, что Господь смягчил наказание и в рождении детей явил продолжение жизни человека, как бы воскрешая человеческий род для жизни. Своим благодарственным возгласом, что она «приобрела человека от Господа», Ева исповедовала свою веру, выражала благодарность за дар и выражала надежду на получение от Бога благословенного Потомка, Который сокрушит власть дьявола. При изгнании Бог сказал дьяволу: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Ева в трепетной надежде ожидала исполнение этого завета. Тогда она еще не знала, что это обетование Бога исполнится в Иисусе Христе только через тысячи лет после рождения у нее первых детей. Адам и Ева были благодарны, и Бог посылает им не одного, а двоих детей, а потом дает и более: Сифа (Быт.4:25), а потом они родили еще «сынов и дочерей» (Быт.5:4). Как радовались Адам и Ева рождению! Сыновья выросли, и один из них стал земледельцем, а второй — пастырем овец.

Имена первых сыновей были весьма показательными: Каин означало копье, а имя Авель означало дыхание, дуновение. И хотя внешне Каин поклонялся Богу и даже приносил жертвы, и хотя Ева радовалась, говоря: «Приобрела я человека от Господа», но убийство своего брата, совершенное Каином, показало, что внутри, по своему духу и состоянию сердца, он был во взрослом возрасте водим духом дьявола, потому что дела и мысли его были злы. Мы читаем в 1Ин.3:11,12: «Ибо таково благовестие, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». Ева радовалась первому сыну, но она еще не знала, что от него придут в семью боль и печаль, которые пронзят ее сердце и душу. Адам и Ева еще не знали, что последствия их нераскаянного грехопадения приведут к таким чудовищным событиям; они еще не знали, как велика ответственность человека за совершенные грехи, и как любой нераскаянный грех достигает и находит человека в его судьбе, чтобы похитить счастье.

Уже с первых строк Священного Писания мы можем заключить, что нужно ответственно относиться к поступкам и торопиться оставлять грехи в покаянии, потому что любой нераскаянный грех находит человека в его жизни, находит его в детях и в потомстве. Люди часто безответственно совершают грехи, не задумываясь о последствиях. Если бы Ева знала о том, что, сорвав запретный плод и нарушив волю Божью, она этим самым дает поработить себя дьяволу; если бы она увидела последствия греха в страшном убийстве одним сыном другого, она бы пала перед Богом на колени в покаянии еще там, в Едемском саду. Но этого не произошло, и грех начал свое разрушение в судьбах наследников.

Любящий и Всемогущий Бог создал человека по образу Божию, вложил в его сердце нравственный закон и совесть, Он также вложил в природу человека желание к поклонению. В человека как в высшее творение Создатель навсегда вложил познание и потребность поклонения Творцу. Поклонение выражает признание непостижимости величия Бога, признание высшей власти Бога над человеком, исповедание совершенства Бога и стремления человека к этому совершенству, чистоту сердца и искреннюю любовь и благодарность Богу за Его любовь и за все, что Он посылает людям.

Такое поклонение нельзя свести к ритуалу или внешним формам, но оно связано с состоянием сердца человека, с жертвой Богу всего самого совершенного, оно характеризуется восторгом и трепетом перед любящим Создателем, с обожанием и признательностью. Для того, чтобы поклонение было настоящим и угодным Богу, чтобы «истинные поклонники» поклонялись «Отцу в духе и истине» (Ин.4:23), все сердце, душа, разум и крепость человека должны быть посвящены Богу и совершаться в трепете с осознанием величия Творца.

Это требует высочайшей ответственности человека в поклонении перед Богом. Такой ответственности не было у Каина, и с этого началось его страшное падение. Мы читаем в Слове Божьем: «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его».

И Каин, и Авель совершали поклонение Богу; и Каин, и Авель принесли дар Господу; и Каин, и Авель знали, что надлежит из своего имения приносить Вседержителю какой-нибудь плод, но мы видим, что призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Почему же так случилось, ведь у Бога нет случайностей, и все Его мысли, слова и действия совершенны? Вся суть заложена в разной ответственности при поклонении и в состоянии сердец каждого перед Богом. Как ответственно совершал поклонение Авель, с какой любовью он приносил дар Богу, с каким трепетом и благодарением! Иоанн Златоуст пишет: «Бог принимает наши приношения не потому, что нуждается в них, но потому, что хочет, чтобы и через них выражалась наша благодарность. Тому, кто приносит Богу, и при том Ему принадлежащее, кто понимает различие природы Божеской и человеческой и то, что человек удостоился такой чести, надлежало, по возможности, исполнять свой долг и приносить Богу драгоценнейшее». Именно так поступил Авель.

«И призрел Господь на Авеля и на дар его». Призрел, это значит, что Бог принял; был доволен Авелем и его даром, т.е. доволен состоянием приносящего и жертвой приносимого; Бог одобрил намерения и ответственность Авеля; Бог увидел чистоту сердца Авеля и его любовь к Нему; похвалил принесенное и оценил жертву и душевное расположение Авеля. Если мы посмотрим внимательно вглубь Писания, то увидим там подтверждение всему сказанному касательно дара Авеля:

1. Он принес дар не просто от овец, но «от первородных стада своего», т.е. от дорогих, отборных, совершенных. Все первое считалось лучшим и отдавалось Богу.
2. Он принес дар не только от первородных овец, но «и от тука их», т.е. из лучшего и совершенного он выбрал самое лучшее и самое совершенное, так как тук (жир) в переносном значении означал самое лучшее и самое ценное.
3. Его дар был жертвой, которая была более полной, чем у Каина, лишала жизни животного и больше отвечала идее жертвы, будучи прообразом жертвы невинного Агнца-Христа. Этот дар Авеля Богу более изобиловал верой в обетованного Спасителя. Об этом мы читаем в Библии, когда речь идет о героях веры: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр.11:4).

Ничего подобного не сказано о Каине. Каин был старшим братом, имел и преимущества, и ответственность первородства и должен был явить образец поклонения. Но его приношение было отвергнуто Богом в отличие от приношения Авеля. Сами приносившие узнали отношение Бога к их дарам, скорее всего, по какому-то данному Господом знамению или знаку, например по огню, устремившемуся на жертву (Лев.9:24; 3Цар.18:38,39).

А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. Жертва Каина была наполнена любовью не к Богу, а к себе, Каин любовался больше собою, чем желанием угодить совершенному Богу. Его дар был более человекоцентричным, чем богоцентричным, как сказали бы современные богословы. Он безответственно подошел к выбору дара, и безответственно подошел к своему состоянию перед Богом при подношении. Каин не осознавал глубины различия между Принимающим и приносящим и совершал поклонение без трепета и благоговения. Он без особой тщательности отнесся к выбору жертвы, не готовил ее с благоговением, а просто принес то, что попалось под руку. Такая небрежность и такое преувеличение своей роли перед Богом, отсутствие трепета и любви к Богу, пренебрежение тем, что Бог всезнающий и видит все, а также преобладание духа гордости и тщеславия, высокомерия и внешней обрядовости привели к тому, что Бог отринул безответственность и безрассудство Каина. Его гордость и ущемленное самолюбие видны из того, что он «сильно огорчился», вместо того, чтобы смириться перед Богом и исправить положение.

В центре безответственного поклонения Каина был он сам, а не Бог. Каин ожидал похвалы более, чем хотел угодить Богу, и потому сильно огорчился. В некоторых переводах Библии стоит слово «разгневался». Он огорчился и разгневался даже на Бога, как будто Господь нанес ему обиду. Каин согрешил своим небрежным приношением Богу, своим расположением сердца к Богу. Он не осознает, что Бог видит все движения сердца и намерения. Это Тот Бог, Который говорит нам: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). Бог испытывает сердца и внутренности (Пс.7:10) «и нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами его; Ему дадим отчет» (Евр.4:13). Владыка Вселенной по Своей милости оказал такую честь Каину, чтобы он приносил Ему Им же данные дары, но Каин не оценил это, не оценил то, что Господь ищет не материальных даров, а расположения сердца через приношения.

Каин в своем безответственном поклонении не понял, что Бог по Своей любви позволяет человеку приношения ради человека, ради познания им Господа и Его природы, ради научения в Божьей школе, подобно тому, как добрый царь принимает и общается со своими подданными в любви и расположении к ним не из-за подарков, в которых нет нужды, но из-за любви и блага для подданных. С этой безответственности и небрежного служения Богу начинается трагическое падение Каина. И это — великий урок для нас, урок ответственности и состояния сердца при поклонении перед Богом. Суть поклонения — состояние нашего сердца перед Богом и любовь к Богу. Где мое сердце, когда я иду в церковь; где оно, когда я молюсь или читаю Слово Божье; где сердце, когда я общаюсь, пою, тружусь, жертвую средства на дело Божье, отдыхаю, беседую в семье? Фома Аквинский говорил: «Человек видит дела, Бог видит намерения». Будь ответственен за свои намерения, будь всегда ответственен в поклонении пред Богом и в хождении пред Ним, отдавай Богу все самое лучшее, ставь Его всегда на первое место, чтобы не стать противником Богу и не лишиться Его защиты.

Моральность и нравственность, заложенные Богом в человеке, проявляют себя через выбор, а выбор предполагает ответственность за каждый поступок. Именно поступки выявляют внутреннюю сущность людей. Внутреннее зло Каина проявилось во всей неприглядности. Его печаль и обида происходили по следующим причинам:

1. Было ущемлено его самолюбие и стало прозрачным его небрежное отношение к Богу.

2. Дар брата его был принят, что вызвало сильную зависть у Каина и дух затаенной вражды.

«И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Мы видим здесь великую заботу Господа о будущем Каина, Его предупредительность, Его желание остановить Каина в падении. Бог видит, что грех овладел Каином, видит, что Каин является рабом зависти, Он видит его коварные планы и предупреждает его, дает возможность остановиться и исправиться, сделать правильный вывод. Бог предлагает Свое врачевство Каину, но выбор должен сделать он сам. Бог как бы проговорил Каину, что его приношение отвергнуто из-за отношения сердца и что Господь не желает наказывать его за проступок, но хочет предупредить и исправить дальнейший грех.

Всевидящий Бог знает причину огорчения Каина, но Он желает, чтобы Каин увидел себя и свое состояние, освободился от злых помыслов, отказался от братоубийственного намерения и раскаялся. Господь когда-то так ожидал покаяния от его отца Адама и звал его: «Где ты?». (Быт.3:9). И сейчас Он взывает к совести Каина, говоря: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое?». Бог хочет смягчить сердце Каина, Он не отнимает у него первородства за проступок, не отнимает у него власти над младшим братом, но желает ответственного выбора, сокрушения и покаяния. Каину следовало бы, узнав волю Божью и отношение Бога к дару, остановиться, исправиться, прервать греховную цепочку и придти в милость к Господу.

Человеколюбивый Господь желает остановить Каина, Он подсказывает ему его состояние и что надо делать. Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. Господь сказал, по сути, следующее: «Твое лице есть зеркало души и сердца, а твой мрачный и недовольный вид говорят о темных мыслях и злых настроениях, о том, что у дверей сердца лежит грех, который хочет тебя поработить. Твой грех и худые мысли гнетут тебя и заставляют опускать лицо и взор вниз. Если бы ты был с чистым сердцем, то поднимал бы радостно свое лицо, являл бы радостное состояние духа. Но сейчас это не так. А это значит, что грех и его обольщающая сила находятся совсем рядом у дверей твоего сердца. Будь ответственен за свою судьбу, не впускай грех в свое сердце, не дай ему войти и поселиться в твоей душе, не давай места дьяволу, господствуй над ним пока не поздно, чтобы не поддаться порабощению дьявола и не упасть еще ниже. Собери свои силы, посмотри в свою совесть и отрази греховный соблазн».

Но Каин не воспользовался Божьей милостью. Какие горькие последствия несет безответственность и пренебрежение Божьим Словом и Его предупреждениями! Какой страшный клубок грехов влечет за собой один нераскаянный грех, как сильно порабощается человек грехами, превращаясь в существо, хуже зверя! Господь, создав нас со свободной волей и, будучи человеколюбивым Богом, делает все со Своей стороны, чтобы оградить нас от падений, но Он не принуждает, а предостерегает через совесть, через обличение, через обстоятельства. Но ответственный выбор должен сделать сам человек.

Безответственность Каина, его злое сердце и зависть ведут к страшному греху братоубийства. Он зовет на поле своего брата. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Даже звери так не поступают, как поступил Каин. Своим коварством и хитростью он завлекает брата на поле, уводит подальше от родителей, чтобы никто не смог помешать исполнить коварный план. Какая жестокость, какое ослепление ума, какое неистовство и безжалостность, какой эгоизм и пренебрежение родителями, о которых даже и не думал Каин, не думал об их предстоящих переживаниях! Что могло быть хуже? Такова природа греха, таково звериное лицо нераскаянного поступка, который влечет к следующему, более страшному греху и к безумному порабощению.

Если бы Каин внял Божьим предостережениям и вовремя остановился и раскаялся, то не пришлось бы в ужасе взирать на безжизненное тело праведного и кроткого брата. Справедливо сказал Ч. Сперджен: «Легче разбить яйцо, чем потом убить змею, выведенную из этого яйца». Наш Господь Иисус Христос сказал глубже и яснее всех: «Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Имей ответственность за каждую свою мысль и поступок и вовремя остановись и покайся в грехах, пока они не овладели тобой, господствуй над грехом, чтобы не дать греху господствовать над тобой. Вовремя заполняй пустоту души Божьими истинами и Божьей благодатью, как и сказал Б. Паскаль: «Бесконечную пустоту может заполнить лишь нечто бесконечное и неизменное, то есть Бог».

Мы ответственны не только за каждый свой поступок и за каждый нераскаянный грех, но мы также ответственны и за ближних. «Мы не одиноки в мире, и что бы мы ни делали, мы в ответе за происходящее с другими», — писал французский драматург Габриель Марсель (1889-1973). Человек часто боится ответственности и спешит переложить вину на других. Безответственность за ближних — признак греховного состояния человека. Таковым был Каин. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

Мы вновь видим здесь безответственность Каина за своего брата и великое снисхождение Божье. Бог не только удостоил Каина, совершившего такое мерзкое преступление, Своей беседы, но и вновь дает ему возможность покаяться. Мы вновь видим Бога, Который говорит в Своих действиях и сегодня всем нам: «Разве Я хочу смерти беззаконника? Говорит Господь Бог. Не того ли, чтоб он обратился от путей своих и был жив?» (Иез.18:23). Господь, Который все видит и знает, взывает к Каину: «Где Авель, брат твой?». Это был не просто вопрос, а призыв к покаянию и побуждение Каина на просьбу о помиловании. Этим вопросом Господь желает пробудить совесть убийцы своего брата, дает ему еще одну возможность сокрушиться сердцем и вопиять о милости, дает шанс вернуться к Богу из сетей дьявола.

И здесь Каин поступает уже как самоубийца, обрекая себя своей непокорностью, ложью и нераскаянным сердцем на вечный позор. В его ответе господствует не только упорное ожесточение грешника, не только ложь, но и дерзость Богу и безответственность за ближнего. Каин практически обвиняет Бога за столь неуместный вопрос: «Разве я сторож брату моему?». Но как старший брат Каин и должен был быть сторожем своему брату. Точно также и сегодня, более сильные духовно должны сносить немощи менее сильных и носить их бремена.

Как часто мы можем слышать подобный каинизм сегодня: «Разве это мое дело? Это — твои проблемы». Мир слишком тесен сегодня для всего, кроме любви и добра. Но этот мир сегодня также эгоистичен и безответственен. Многие люди думают не о ближних, а только о себе. Не случайно одни утопают в роскоши, а другие умирают от голода; не случайно сегодня у 200 самых богатых людей мира столько денег, сколько у всех остальных. «Разве я сторож брату моему?» — слышим мы сегодня голос Каина из уст грешников и, к сожалению, иногда и из уст эгоистичных и самовлюбленных верующих.

Мы начнем ценить каждого человека только тогда, когда увидим в нем Божью искру, когда увидим в нем возможность стать гражданином Царства Божьего, увидим в нем окно в бесконечную и вечную жизнь, когда поймем бесконечную ценность души каждого и будем ответственны за те возможности, которые дает нам Господь как Своим детям. Люди убегают от ответственности, прячутся от выбора, и перекладывают выбор на других и приспосабливаются к разным условиям, только бы им было хорошо. Зачем мне отвечать за кого-то, зачем ввязываться в неприятные истории ради принципов, зачем терять душевное равновесие и изменять что-то в жизни? Это — достаточно типичный дух нашего времени и дух каинизма. Такая безответственность приводит к тому, что рано или поздно человек воскликнет, как Каин: «Наказание мое больше, нежели снести можно». И та безответственность, то бездействие, которое сегодня кажется более дешевым и не требует никаких усилий, потом может обернуться очень высокой ценой — трагедией всей жизни, как это было у Каина.

Дорогие друзья! Мы грешим не только действием, но и бездействием. «Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем», — справедливо сказал французский драматург Ж. Мольер (1622-1673). И все наши грехи очевидны для Господа, всякий наш грех вопиет к Богу, как и грех Каина. «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли», — говорит Господь. Всякий наш нераскаянный грех вопиет к Богу о возмездии, звонит в колокол нашей совести, предвещающий опасность.

И поскольку Каин не воспользовался своевременно Божьей милостью и не упал перед Богом с сокрушенным сердцем, не умолял и не вопиял к Господу о прощении, то наступило время суда Божьего, суровый приговор вступил в силу. «Страшно впасть в руки Бога живого», — говорит нам Писание о наказании за нераскаянные грехи и за пренебрежение Божьим долготерпением (Евр.10:31). Наказание Каину было страшным. «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Бог наложил на Каина такое наказание, что его преступление и полученное наказание никогда не могли быть забыты ни в его время, ни во все времена. Тяжесть проклятия равна тяжести преступления. Проклятие Каину более тяжкое, чем Адаму. Адаму Бог сказал: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт.3:17), а Каину: «Проклят ты от земли. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя». Здесь мы имеем первый пример проклятия Богом, направленного непосредственно на грешного человека, а не на землю, как это было с Адамом. Бог отнял полноту благословения у Каина за нераскаянные преступления и вынес тяжкий приговор:

1. Ты будешь трудиться на земле, политой невинной кровью, но не получишь плодов от этих трудов.

2. Ты будешь в стенании и страхе, не будешь находить себе места на земле. «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

3. Тебе придется быть изгнанным с «лица земли», т.е. с земли родителей, и ты будешь лишен особого благодатного присутствия Бога, скроешься от лица Господа.

4. Тебя никто не сможет убить, твоя скорбь будет увеличена и это будет урок для всех последующих родов человечества, трагическое предупреждение всем о последствиях нераскаянных грехов и безответственного отношения к своей судьбе.

Такая жизнь и такие условия были тяжелее, чем смерть. И только сейчас Каин прозревает и ужасается всему случившемуся. Наказание мое больше, нежели снести можно. Вот она, запоздалая исповедь грешника, который понимает, что грех, совершенный им так велик и сердце так жестоко, что он не может получить прощения. Казалось бы, вот она, полная исповедь, может сейчас простит Господь и помилует? Но два важных момента в сердце Каина препятствуют явить сейчас ему прощение со стороны Бога:

1. Здесь больше сожаления о последствиях судьбы, чем сокрушения сердца о содеянном и готовности нести любую вину. Каин ужасается, что так все повернулось, что все стало открытым в глазах Всевидящего Бога, но нигде не ужасается о своем зле и совершенном убийстве и не просит прощения и милости, он не имеет веры в Божье прощение, его сердце закрыто для Бога.

2. Сожаление и признание тяжести греха было, но оно было запоздалым, несвоевременным.

Покаяние и исповедания драгоценны в свое время, до Божьего наказания и до всеобщего раскрытия греха, когда об этом знаешь ты и Бог, когда Бог тебя побуждает к этому и дает шанс, когда тебе еще предлагается Господом исцеление от проказы греха и когда Он еще спрашивает: «Почему ты огорчился? Где брат твой?», когда еще можно господствовать над грехом. Но оно не может принести полного благословения, когда Бог заявил о суде и наказании. Как ужасно, что один грех влечет за собой много страшных грехов и ломает судьбу человека. Вот цепочка грехов Каина:

1. Неверное поклонение Богу, безответственность и небрежность при поклонении, а также то, что не Бог, а сам Каин был в центре всей жизни, привели к последующим грехам.

2. Зависть к брату и затаенная злоба.

3. Худые мысли и планы об убийстве.

4. Коварство и хитрость, когда уводит брата в поле.

5. Убийство брата.

6. Ложь перед Богом, желание оправдаться.

7. Безответственность за свои мысли и поступки, безответственность за ближнего.

И все началось с неверного состояния сердца и с безответственного поклонения перед Богом.

У Каина было много возможностей приблизиться к Богу, быть с Богом, стать под Его защиту, раскаяться в грехах и обрести милость, но он не воспользовался ими, а потом горько сожалел. Так было с многими людьми, которые сожалели о случившемся, сожалели о том, что грех стал известен, что их поймали в грехе, и все стало открыто. Так было с Аханом, который не послушался Бога и взял из заклятого в Иерехоне (Нав.6:16; Нав.7:1-26), но утаил и не признался вовремя, за что поплатился жизнью. Так было с Давидом, который совершил грех с Вирсавией, но не раскаялся до тех пор, пока пророк Нафан не обличил его, что обратилось потерей родившегося сына (2Цар.11:1-17; 2Цар.12:1-23). Так было с Иудой, который поздно понял, что пролил невинную Кровь Христа, но не смог сокрушить свое сердце до всей глубины, потому что дьявол вошел в него (Лк.22:3; Мф.27:3-5). Так будет совершено наказание каждому из нас, если мы не осознаем, что всякий наш нераскаянный грех вопиет к Богу и призывает к примирению с Ним.

Может и ты, дорогая душа, сегодня думаешь, как некогда думал Каин, что Бог не видит грехи, и что ты сам справишься с грехами? Может ты безответственно думаешь, что без Бога ты можешь построить счастливую жизнь по тобою задуманному плану, в котором Творцу не принадлежит первое место? Может поэтому ты имеешь худые мысли, осуждаешь ближних, ищешь только своей пользы и не думаешь о других? Но ты должен знать, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, ты должен знать, что «Бог поругаем не бывает» и «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).

Верующие на судилище Христовом вынуждены будут пред Всезнающим Господом и всей Церковью признаться в нераскаянных грехах, но при этом потеряют награду и потерпят урон (1Кор.3:15), потому что «каждого дело обнаружится» (1Кор.3:13). Те, кто не поверил и своевременно не склонил в покаянии колени перед Господом, будут вынуждены это сделать, но это уже будет поздно. Сказано, что пред Господом преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил.2:10).

Прекрасные слова: «Прости и помилуй меня, Господи!» имеют полную силу, когда сокрушено сердце человека и когда они сказаны вовремя. Отдавай Богу в искренней любви и благоговении все самое лучшее и живи перед Всевидящим Господом в великой ответственности за себя и ближних, всегда торопясь своевременно раскаяться в грехе и воспользоваться Божьей милостью до тех пор, пока грех не привел к трагическим последствиям. В противном случае придется поселиться не в Царствии Божьем, а в месте изгнания всех грешных, как и Каин был вынужден пойти от лица Господня и поселиться «в земле Нод», что по-еврейски имеет смысл страха и изгнания. Рай был так близко от него, но Каин был так далеко от рая. И сегодня Бог так близко к каждому человеку, но многие люди так далеко от Бога и Царствия Божьего.

Дорогие друзья! Нет такого греха, которого не простил бы Господь, если мы в надлежащем сокрушении сердца и в надлежащее время раскаиваемся и просим прощения с верою в Господа, как это сделал блудный сын, как это сделал Апостол Павел, как это сделали тысячи тысяч помилованных христиан. Бог не оставил нас один на один с греховным рабством. Как страшно и бессмысленно было бы жить на земле, если бы Бог не послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который умер за каждого, искупил грехи людей Своей Кровью и ждет от каждого покаяния, чтобы вручить спасение и прощение! Как было бы страшно, если бы не было прощения, не было надежды и Божьей любви!

Если бы Бог лишил людей Своей милости, мир превратился бы в ад. Но Бог явил нам Свою любовь в Иисусе Христе. Господь в Своей любви к нам умер за нас и воскрес ради нас. И он дал нам выбор, в котором великая ответственность каждого человека. Наша нравственная ответственность состоит в том, чтобы избрать путь за Богом и достойно идти этим путем всю жизнь, чтобы заполнить пустоту души Духом Божьим, а каждое мгновение угодным Богу поклонением и плодами.

Мы ответственны перед Богом. Есть в мире то, что никто не сделает за нас, но в мире мало того, что не касается нас. Многие думают, что их грехи не так тяжки, как у Каина, потому что они не убивали. Но Каин тоже начал с неверного поклонения Богу. И надо помнить, что нераскаянный грех убивает все доброе в душе, убивает мир в семье, мир в церкви, убивает душу человека. Когда, проявляя ответственность, мы обращаемся к Богу, то только великий Бог совершает для Своих детей то, что бессильны совершить они сами. Богу известно о нас все. Покаяние не сообщает Ему ничего нового о наших грехах, но оно является согласием с Богом о том, что черное является черным, а белое — белым, что грех является злом. Покаяние дает возможность воспользоваться силой любви Божьей, сбросить все грехи, устранить вину, получить прощение и начать новую жизнь с новым сердцем. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17).

Дух Каина и сегодня говорит: «Разве я сторож брату моему», а Дух Божий говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мк.12:30). Дух Каина влечет к безответственности, а Дух Божий говорит, что «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим.14:12). Дух Каина говорит, что можно все скрыть и приводит к огорчению и к поникшему лицу, а Дух Божий призывает к чистоте сердца и к покаянию: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши». (1Ин.2:1).

Ответственный выбор за каждым человеком, какой путь он изберет: путь Каина или путь Авеля, олицетворяющего веру Божью, путь против Бога или путь за Богом. Никто из нас не может прибегнуть к неведению. Наша ответственность выше, чем ответственность Каина и Авеля, так как Бог дал нам все заповеди и совершил искупление грехов на кресте Голгофы. Авель олицетворяет первого мученика и жертву за грех прежних людей. Кровь Авеля была кровью праведного (Мф.23:35). Но Кровь Христа сегодня говорит нам «лучше, нежели Авелева» и напоминает, чтобы мы не отвратились от Божьей благодати (Евр.12:24), но приняли ее с благодарностью и любовью.

Итак, подведем важные выводы тому, что говорит каждому из нас из глубины веков вечно живое и действенное Божье Слово:

Наша жизнь зависит от поклонения Богу и чистоты сердца пред Ним.

1. Будь всегда ответственным в поклонении перед Богом и в хождении пред Ним. Поклоняйся Господу в духе и истине, благоговея пред Всевидящим в чистоте, и искренности сердца. Отдавай Богу себя и все самое лучшее из лучшего, чтобы быть в Его благоволении. Ставь Бога, а не себя, на первое место, живи верой и любовью, потому что без этого невозможно угодить Богу, Который смотрит в глубины сердца и видит все помышления и намерения.

2. Помни, что один нераскаянный грех ведет к порабощающим цепям других грехов. Будь ответственным за каждый свой поступок и торопись раскаяться в грехе, чтобы освободиться от него до тех пор, пока он не взял полную власть над тобой и не сломал всю твою жизнь. Никогда «не давайте места диаволу» (Еф.4:27).

3. Безответственность за себя и за ближних является признаком греховности. Не живи собой одним и не приспосабливай все только к своим интересам. Будь всегда ответственным за ближних. Избегай каинизма и Каиновой безответственности за ближних, чтобы наказание тебе от Бога не было больше, чем можно снести.

4. Бог всегда любвеобилен и милостив, всегда желает дать прощение сокрушенному сердцу, и нет такого греха, которого не мог бы простить Господь кающемуся грешнику.

Будь ответственным за свой выбор, за себя и свою судьбу и поспеши воспользоваться любовью Господа Иисуса Христа и Его прощением, купленным Святой Кровью на кресте Голгофы. Эта Кровь Христа постоянно вопиет к тебе и говорит «лучше, нежели Авелева» (Евр.12:24), призывая к своевременному примирению с Богом и оставлению всякого греха в покаянии. Господствуй над грехом и не дай греху господствовать над тобой. Не будь рабом греха и получи по благодати свободу от любящего Господа в признании вины и в раскаянии. Ко всем, имеющим нераскаянные грехи, звучит сегодня Божье Слово: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес» (Евр.12:25). Получи примирение сегодня, будь ответственным за свою судьбу и сделай это здесь и сейчас, чтобы не совершать по следам Каина далее самоубийства своей души неверием в милость Господа, умершего и воскресшего ради каждого из нас.

Итак, отдавай Богу в искренней любви и благоговении все самое лучшее и живи перед Всевидящим Господом в великой ответственности за себя и ближних, всегда торопясь своевременно раскаяться в грехе и воспользоваться Божьей милостью до тех пор, пока грех не привел к трагическим последствиям. Отдавай Богу в благоговении все лучшее от чистого сердца, чтобы носить радость жизни, а не последствия смерти. АМИНЬ».

Источник: Немцев В.С. Возлюбите чистое словесное молоко: пособие по гомилетике — Минск: Церковь «Пробуждение», 2007, с. 362-374.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s