История как взаимодействие Бога и человека

Михаил Черенков

Cherenkov

В первой и последней главах Апокалипсиса мы встречаем глубокую, даже таинственную фразу Христа: «Я есмь Альфа и Омега». Бог – начало и конец истории, ее истоки и ее цель. Очевидно, что мы живем в конце истории, когда человечество приблизилось к роковой черте братоубийства, самоубийства, а то и живой смерти – серого существования людей-потребителей, вернувшихся в джунгли животного мира и живущих по его законам. Что нас ожидает в будущем, в чем смысл и цель истории, что означает конец истории для моей жизни?

В годы учебы на историческом факультете университета, наряду с многочисленными учебными заданиями у меня было свое, внутреннее – увидеть за событиями, процессами, судьбами людей и народов единый план, разумный замысел, хотя бы закономерность. Марксисты видели в истории лишь борьбу классов, интересов власти и собственности. Социал-дарвинисты и фрейдисты – борьбу за выживание, естественный отбор, проявление бессознательных начал. Но и те, и другие верили, что нас ожидает более совершенное общество и более счастливая жизнь.

Апокалипсис не вписывался в эти прогрессистские схемы, так как говорил о сверхъестественном конце истории. Да и вся история выходила не странствиями человеческого разума, подвигами героев, открытиями и войнами, а Провиденциальным планом, цель которого превосходила бы наше понимание. В истории присутствовал Бог, и присутствовал не как наблюдатель, но как ее Автор и активный участник.

История предстает перед глазами верующего как поиски Бога людьми и Его ответ на эти поиски – пришествие, смерть и воскресение Иисуса Христа. Но история также повествует о судьбе людей и народов, решивших устраивать свою судьбу без Бога, о последующей участи богоборцев, о Божьих судах над ними. Цивилизации гибли из-за нравственного разложения. Ни одна империя не оказалась вечной. Ни одна Вавилонская башня не была достроена.

Апокалипсис – апогей истории, откровение о его грядущем конце, в котором прояснится весь ее смысл, станет видна вся панорама от Адама до Страшного суда. В событиях Апокалипсиса становится явным прогресс зла в истории, окончательное развязывание сил зла, хаоса, греха.

Бог уважает суверенную волю человека и, как правило, не вмешивается в историю людей путем принуждения. И лишь в конце ее Он вынесет Свой приговор над носителями коллективного или социального зла. Общение с людьми строится исключительно в рамках заветов – взаимных соглашений, которые регулировали Богочеловеческие отношения. Сам Бог изменяет историю лишь дважды. Первое Пришествие делит историю мира на две части – до рождения Христа и после. Человек сам определяет свою судьбу, свое будущее. Второе Пришествие лишь подводит итог истории, результат человеческого выбора.

История в большей степени вполне естественно – это результат выборов и дел человеческих. В наших поступках и сердцах зреет добро и зло, готовится рай и ад. Будущее не возникает вдруг и не является лишь произволом Бога, но готовится также и самими людьми.

История переходит в вечность. Библия показывает поистине космический, сверхисторический масштаб происходящего с нами. Бог и человек строят свои отношения не только ради временной жизни, но ради вечного будущего. История не исчерпывается спасением человека, спасение – лишь предыстория. Малораскрытой, загадочной и захватывающей темой является творчество, синергия – взаимодействие Бога и человека в преображении мира будущего. «Се, твою все новое» – нас ожидает мир чудес, открытий, общений и творчества.

В Средние века много спорили о гелиоцентрической и геоцентрической картинах мира. В эпоху Возрождения утвердился антропоцентризм как мировоззрение и картина мир. Но на самом деле не Солнце или Земля, не человек и его обжитый мир являются центрами мироздания. Мир и его история Богоцентричны. Лишь в Боге человек находит разгадку себя, смысла своей жизни, своего предназначения, конечной цели истории. И когда человечество, отвергая Бога, в конце своей истории придет к полному не только духовному, но и моральному банкротству, продолжать земную цивилизацию Богу уже не будет никакого смысла.

Для верующего же человека в жизни нет ничего невозможного, ничто не воспринимается как трагическое стечение обстоятельств или неумолимый закон. Бог – Господин истории, а значит время может быть обратимым, можно многое изменить, простить, исправить. Знающий Бога понимает историю – т.е. видит в ней не хаос никак не связанных между собой судеб и событий, а Провидение, последовательное выполнение Божественного плана.

Для большинства Апокалипсис остается закрытой темой. Редкие проповеди на тему Апокалипсиса сегодня не находят былого отклика – сегодня людей волнует не то, что будет с ними после смерти, а что будет с ними завтра; не смысл вечной жизни, а то, стоит ли их сегодняшняя жизнь того, чтобы жить. Как связаны трубы, чаши и старцы Апокалипсиса с жизнью современных людей, с моей жизнью?

Апокалипсис говорит не только о судьбе мира, но и о судьбе человека. Эсхатология может быть общей и личной. Нам не дано изменить судьбу мира, но наше будущее в наших руках. Христианину не свойственно чувство фатализма. Книга Апокалипсиса не столько пугает страшными судами или развлекает загадками мировой истории, сколько призывает задуматься о себе, своем выборе.

Разгадать смысл событий, происходящих вокруг нас, не так просто. Многие видят главные опасности в глобализации, секуляризме, экуменизме – т.е. связывают зло с Западом. Слишком просто, хотя для России вполне традиционно видеть в Папе Римском антихриста или в «новом мировом порядке» во главе с США – антихристову империю. Если уж на то пошло, то нигде так ярко не проявился антихристов дух, как в русской истории. Революции, братоубийственные войны, репрессии против собственного народа и его лучшей части – верующих людей, имперские и мессианские амбиции, современные формы российского тоталитаризма, традиционная враждебность к высокой духовной культуре, «вечной живой» злой гений, до сих пор спящий в Мавзолее, – почва к появлению антихриста давно готова.

Где и когда это произойдет? Мне кажется, Апокалипсис говорит не об этом. Смысл важнее сроков. Можно увидеть в каждой эпохе и в каждом государстве признаки скорого антихристового пришествия. Но гораздо важнее ожидать Христа, чувствовать Его приближение, слышать Его шаги. Можно ожидать конца мира и в страхе ловить слухи и последние новости. Но насколько мудрее, спокойнее и счастливее тот, кто ждет не конца, а начала вечного торжества Христова.

В ожидании пришествия Христа и исполнения пророчеств о последнем времени Церковь пережила много эпох, империй, гонений, судов, антихристов. И в этом ожидании каждый новый день принимала как милость Божью и возможность спасти еще одного человека, сделать еще одно доброе дело.

Перед надвигающимся концом мира история обретала особый смысл – мрачный, и в то же самое время торжественный. Но если смотреть дальше, то можно увидеть свет новой жизни. В этом и есть смысл истории – возвращение человека к свету, становление человечества как нового Адама, вызревание нового мира, собирание Церкви. Тот, кто понял свое место, свое призвание в этой славной истории, принимает все без страха, лишь с непрестанным изумление. Все, что я сделал и сделаю, все, что со мной произойдет, все что, случится с миром, согласовано в Божественном плане, исходит от Него и в Нем сходится.

Есть особое томительное чувство, когда видишь свою жизнь написанной в книге, которую Он держит в своих руках. Он переворачивает все новые страницы. Ты следуешь в неизвестное будущее. Ждешь развязки, спешишь заглянуть в конец, встретиться с Автором. Но и у тебя в руках книга – твоя история, твоя жизнь. Ты здесь также автор. А значит не все предрешено, Апокалипсис может быть разным. Можно вписать свою историю в Его книгу, найти свое место в Его плане, перейти в вечность, обратить свою краткую повесть в счастливый роман без конца.

Апокалипсис – последняя книга Библии и последняя страница истории. Но она повествует о том, что не заканчивается. После ее чтения начинаешь видеть гораздо больше, прозревать во временном вечное, в земных бедах – будущее блаженство, жизнь обретает совсем другой масштаб. После Откровения глаза, уши, сердце остаются открытыми, напряженно вглядываясь, вслушиваясь в предрассветную тьму.

Источник: Последняя книга / Черенков М.Н. Лицом к лицу. Одесса, 2008, с. 123-127.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «История как взаимодействие Бога и человека»

  1. «нигде так ярко не проявился антихристов дух, как в русской истории» — согласен, особенно в свете последних событий в Украине.

    • Грех, конечно, опасен везде, всегда и по отношению к любым нациям, но не все прибегают к Божьей помощи при его атаках одинаковым образом. Тем не менее, русский народ следует отличать от его правительства, поэтому наше дело свидетельствовать людям об опасности прихода духа антихриста. Последний же состоит в том, чтобы запугать людей до такой степени различными угрозами войны, военными слухами и прочей кровавой информацией, чтобы люди отказались от своего законного права влиять на общественную ситуацию, а просто сдались бы во безусловную власть мирового правителя, кто бы он ни был. Поэтому основную опасность мы должны ожидать не со стороны действий российского правительства, а от наступления широким фронтом идей глобализма, тайно управляющего финансовыми рычагами всем происходящим.
      Желаю Вам обильных Божьих благословений!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s