Учение Кальвина глазами евангельского христианина

Евгений Пушков

Pushkov

Вступление

Почему я решил написать эту книгу?

Большой опыт благовестия (34 года) позволяет сделать конкретный вывод: кальвинистское учение о безусловном предопределении не приносит пользы слушателям Евангелия. Христиан, принявших принцип, что избранные Божьи не могут лишиться спасения, кальвинизм провоцирует не усердствовать в освящении и вести более либеральный образ жизни по сравнению с теми, кто далек от кальвинистских идей. Те, кто сомневаются в спасении, или не решается покаяться, могут, услышав, что Бог кого-то изначально предопределил к осуждению, погрузиться в страшную депрессию, из которой их никогда невозможно вывести. Таковы плоды кальвинизма.

В молодости мне казалось, что кальвинизм на нашей славянской почве не приживется, но сейчас у него появилось столько апологетов, которые вносят смуту в умы христиан и производят разделение в церквах, что совесть благовестника побуждает поставить преграду проникновению смущающих идей.

Апологеты кальвинизма распространяют свои идеи через тенденциозную литературу, через сеть богословских семинарий и университетов… Кроме того, и Российский государственный гуманитарный университет издал в 1997-1999 годах объемистый трехтомник основного сочинения Жана Кальвина «Наставление в христианской вере».

Авторы кальвинистских книг – магистры и доктора богословия. Писать против них я долго не решался, потому что не имею специального богословского образования. Однако появление защищающих арминианских трудов П. Плешко, М. Иванова, К. Прохорова, В. Стародуба, Г. Гололоба вдохновило и меня взяться за перо…

Пять принципов кальвинизма у его адептов записаны в форме акростиха «TULIP», что в переводе на русский язык означает «тюльпан». При длительном исследовании кальвинистского «тюльпана», я пришел к выводу, что, судя по моральному уровню многих кальвинистов, «тюльпан» давно стал увядать. Этот факт и определил название моей книги…

Истоки кальвинизма

Все последователи Кальвина не отрицают, что учение о безусловном предопределении он перенял от Августина Блаженного (354-430). Являлся ли Августин основателем данного учения или оно имеет более древнее происхождение – нам это очень важно знать.

Последователи Кальвина пытаются доказать, что о предопределении в кальвинистском понимании учил еще апостол Павел, но его библейское учение нельзя отождествить с принципами Августина и Кальвина.

Свое обращение Августин описал в «Исповеди»… Его юность была весьма порочна. Когда ему было семнадцать лет, у него родился внебрачный сын. Его благочестивая мать Моника однажды со слезами пришла к епископу Амвросию и попросила молиться за сына, погибающего в еретической манихейской секте, а тот утешал ее словами: «Молись, дитя многих молитв не погибнет».

Необходимо уделить время описанию манихейства, так как из этого учения Августин заимствовал элементы фатализма, которые присутствуют в его учении о безусловном предопределении.

Усиленно изучая в молодости философию, я запомнил правильный совет одного из профессоров: «Хочешь докопаться до истины – найди первоисточник». Так вот манихейская секта была разновидностью гностицизма. Гностики придерживались крайнего фатализма и утверждали, что каждый человек уже при рождении принадлежит к одному из двух классов и что спастись может только тот, кто родился в высшем классе, предназначенном к спасению. Об этом писал Ириней Лионский в конце второго века в своей книге «Против ересей» (Ферберн Д. Иными глазами. СПб.: Библия для всех, с. 112-113).

Манихеи учили, будто существует два первоначала мира – Бог и дьявол, и приписывали сотворение благих вещей Богу, а плохих – дьяволу. Этим умалялась слава Бога как Творца мира…

Конечно, измученный грехами и манихейскими суевериями, Аврелий Августин очень желал найти успокоение в Евангелии. Его душа стонала под греховным бременем. Этот стон и вопль истомленной души и был позднее запечатлен в «Исповеди». Евангелие стало для него якорем надежды в греховном море.

Однако Августин не уловил тайны прощения, когда Господь, услышав стон души, вышел на встречу его сильному желанию быть прощенным и познать истину. Он, под влиянием манихейства, сделал неверный вывод, что апостол Павел учит безусловному предопределению, которое заключается в том, что Бог якобы независимо от воли людей избрал одних к спасению, а других – к гибели. Вывод Августина был ложным. Божье предопределение основано на предузнании. Бог предвидел тех, кто отзовется на Его благодатный зов. В этом заключается тайна условного Божьего прощения и избрания (Рим. 8:28-30).

В начале своего служения Августин не учил о неотразимости воли Божьей и безусловном предопределении. Эти выводы он сделал позднее в споре с донатистами и, особенно, с Пелагием… Произведения средних лет противоречивы: он то заявляет, что грешник обладает свободой принятия Божественной благодати, то подвергает свое же заявление сомнению. Наконец, в 427 году в труде «Отречение» он отрекается от исповедуемых им ранее убеждений и начинает твердо отстаивать учение о безусловном предопределении. Исследователи творчества Августина обычно этот факт обходят стороной, но отречение является свидетельством того, что его учение о монергизме было новым даже для него самого…

Жан Кальвин

Жан Кальвин (1509-1564) родился во французском городе Нуайоне. С 1532 года по 1528 год он изучал теологию в Париже. Засомневавшись в своем призвании, с 1528 года он начал изучать юриспруденцию в городе Орлеане, где попал под влияние протестантов. С католической церковью Кальвин окончательно порвал в 1533 году. В начале 1535 года он покинул Францию и направился в Швейцарию, в Безель. В то время многие протестанты покидали его родину из-за усилившихся преследований. С января по август 1535 года он усиленно работал над книгой «Институты христианской религии», которая несколько раз дополнялась и переиздавалась и стала основным литературным трудом его жизни…

Следует отметить, что в первом издании трактат еще не содержал перенятых у Августина фатальных рассуждений о безусловном предопределении, поэтому он быстро разошелся и принес известность Жану Кальвину. Закончил он его в 1535 году, когда ему было всего 26 лет…

Теперь нам предстоит проанализировать все четыре книги основного труда Кальвина и отметить в них и положительные, и отрицательные утверждения. Как отмечалось, издателем является Российский государственный гуманитарный университет. Издание финансировалось несколькими американскими организациями. Общее название труда – «Наставление в христианской вере»…

Мы могли бы не перелистывать все 1700 страниц этих трех томов, а просто сказать свое мнение о взглядах Кальвина. Но это будет неубедительно, особенно для тех, кто уже увлечен кальвинизмом…

«Наставление в христианской вере»

В предисловии к изданию 1560 года, обращаясь к читателям, Кальвин пишет: «С тех пор как Он (Бог) возложил на меня миссию учительства, я не имел другой цели, кроме как служить пользе Его Церкви, возвещая и поддерживая чистоту данного нам Богом учения. Тем не менее, я не знаю человека на земле, который бы подвергался большим нападкам и более злобной хуле» (здесь и далее: Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 3-х томах, М.: Изд-во РГГУ, 1997, т. 1, с. 4).

На все эти «нападки» Кальвин отвечал высокомерно и очень грубо. Об этом мы будем говорить позднее. Жаль, что он и зрелых богословов, не принимавших его учение (таких, как Меланхтон) называл врагами…

В книге 1 Кальвин еще не говорит о безусловном избрании и двойном предопределении, внесшем немалую смуту в умы верующих… (Только) В последней, 28-й главе книги 1 Кальвин утверждает, что все находится в Божьем ведении и Бог может по Своему усмотрению пользоваться и Своими врагами. «… Сатана и все нечестивцы, — пишет Кальвин, — полностью находятся в руке Божьей, так что Он направляет их злобу к угодной Ему цели и пользуется из преступлениями и злодеяниями для совершения Своего суда» (т. 1, с. 223)…

В конце 18-й главы Кальвин уже начинает говорить об избранных и отверженных и утверждать, что суверенный Бог проявляет принуждающую силу. Кальвин пишет: «Общий вывод таков: когда о воле Божьей говорится как о причине всех вещей, то тем самым Божественное провидение утверждается над всеми человеческими утверждениями, не только являя свою силу в избираемых, ведомых Святым Духом, но и принуждая отверженных к выполнению того, что угодно Богу» (т. 1, с. 227).

Далее Кальвин обнаруживает свой надменный нрав. Он пишет: «… ибо всегда были враги и невежды, лаявшие на это учение, точно бешеные собаки. Они на собственной шкуре испытывают истинность того, что некогда возвестил Святой Дух устами Давида… Давид косвенно обвиняет безрассудную дерзость людей, их чрезмерную вольность, которую они себе позволяют, когда не только квакают подобно лягушкам в болоте, но и присваивают себе власть осуждать Бога» (т. 1, с. 227-228).

Как сильно эти грубости противоречат поучению апостола Павла «… с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2:25). «Бешеные собаки» и «квакающие в болоте лягушки» вряд ли захотят каяться после таких сочных сравнений…

Согласно Кальвину, человек, познавая себя, раскрывает качества, данные ему Богом при сотворении. Он пишет: «Истинное же познание самого себя заключается в постижении и оценке того, что дано нам при сотворении, а также той щедрости, с которой Бог продолжает являть нам Свою благую волю» (т. 1, с. 237)…

Сохранилось ли в Адаме что-нибудь от образа и подобия Божьего, или все при грехопадении было утрачено? Здесь Кальвин начинает внедрять свою опасную идею, заимствованную у Августина, согласно которой человек потерял абсолютно все, в том числе и свободу воли. Вот что Кальвин пишет: «Когда нас учат идти вперед, опираясь на собственные силы и добродетели, то словно поднимают на верхушку стебля тростника, который не может нас выдержать и тотчас обламывается, а мы падаем вниз. Нам еще делают слишком много чести, сравнивая с тростником. Все, что люди воображают о себе, — дым. Поэтому не случайно у св. Августина часто повторяется прекрасная сентенция: тем, кто держится за свою свободную волю, лучше выбросить ее и растоптать в прах, нежели утверждать» (т. 1, с. 252).

Пока мы лишь возразим, что Бог создал человека со свободной волей, и она осталась у человека и после грехопадения. О Христе пророчески сказано: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…» (Ис. 42:3). Если человек сам «растаптывает в прах» свою свободную волю, то он сам себя делает биороботом. Насколько же лучше свою волю посвятить Богу, сказав от сердца: «Да будет воля Твоя!» (Мф. 6:10).

Полностью отрицая свободу воли у человека, Кальвин вслед за Августином противоречит учителям Восточной церкви: Василию Великому, Григорию Нисскому, Григорию Назианзину и, конечно, Иоанну Златоусту… Признание Восточной церковью свободы воли у человека, на наш взгляд, было главным барьером для проникновения кальвинизма в славянские земли…

Кальвин утверждает, что дьявол не принуждает людей подчиняться ему, а Бог заставляет повиноваться Ему силой. Не слишком ли жестким представляет Бога женевский диктатор? Наверное, с удовольствием он констатирует факт, что Августин в пятой книге против Юлиана говорит: «… грехи совершаются не только по допущению или терпению Бога, но и Его властью, дабы покарать за другие грехи» (т. 1, с. 309).

«… Недаром говорится, — вторит Кальвин, — что Бог ослепляет, ожесточает и сталкивает в пропасть тех, у кого Он отнимает способность видеть, повиноваться и делать добро» (т. 1, с. 309). После таких выводов людям трудно будет верить, что все Божьи намерения – «во благо, а не на зло» (Иер. 29:11). Наш Господь никого не заставляет силой идти за Собой, Он, как выразил ся Иеремия, влечет к Себе (Иер. 20:7).

В главе четвертой второй книги Кальвин, утверждая свое мнение о принуждающей воле Бога, пишет: «Ибо нет человека, чья воля была бы свободна от подчинения. Эта привилегия принадлежит лишь Царю всех, и Его воля управляет другими волями. Но если и волю царя направляет рука Бога, то уж тем более наша воля не избавлена от этой руки. На этот счет есть хорошее высказывание у св. Августина: «… не только добрая воля людей, которую сотворил в их сердце Бог и, сотворив, ведет их к добрым делам и вечной жизни, — не только она находится в Божьей власти. В Его власти всякая воля, действующая в этой жизни. И пока она есть, Бог направляет ее, куда захочет – либо на пользу ближним, либо во вред им, если Он хочет кого-либо наказать. И все это Бог свершает по Своему тайному, но справедливому суду» (т. 1, с. 313-314).

Августин и Кальвин пытаются представить нам Бога не таким, каким Он открыл Себя в Священном Писании. Во Второй книге Царств мы читаем: «… Бог не желает погубить душу и помышляет как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Цар. 14:14)…

Естественно, с искажением Божьего правосудия и человеколюбия и представлением, что люди – безвольные марионетки, было много несогласных… На такие естественные возражения Кальвин пишет: «… А если кто-нибудь спросит, зачем их (верующих) увещевать об их долге, а не оставить водительству Святого Духа, зачем их поучать, если они не могут идти быстрее, чем их ведет Дух, зачем исправлять, если они непременно падут от немощи плоти, – то мы должны ответить: кто ты, человек, что желаешь навязать закон Богу?» (т. 1, с. 320). У здравомыслящего верующего возникает встречный вопрос: а кто ты, Кальвин, навязывающий людям такие выдумки?

Утверждение Августина о том, что Божья милость не разрушает нашу волю, а восстанавливает ее (т. 1, с. 334), не помогает решению вопроса спасения человека. Опять возникает вопрос: почему Божья милость у одних восстанавливает волю, а у других — нет, ведь перед Богом все люди равны?

В главе второй «О вере: определение веры и присущих ей свойств» Кальвин пытается разрешить вопрос, почему Слово Божье одними воспринимается, а другими – нет. Он пишет: «…Я не постыжусь сказать, что это — сокровенная тайна креста, тайна Божьего суда, которую я не знаю и которую мне не позволительно исследовать… Но почему Он призвал одного, а не другого? Это слишком высоко для меня, это бездна, это глубина креста. Я могу кричать от восхищения, но не могу доказать этого в споре» (т. 2, с. 53).

На наш взгляд, тайна избрания раскрывается апостолом Павлом в Рим. 8:29. Избранию предшествует предопределение. Причем у справедливого Бога предопределение не может быть несправедливым, безусловным, поэтому предопределению еще предшествует предузнание, в котором Бог предвидит, как человек отнесется к Благой вести. При таком понимании исчезает фатальная, пессимистичная неизбежность и пробуждается радостное желание исполнить волю Бога. Несомненно, это благое желание производит в нас Дух Святой, но на Его действие необходимо ответить взаимностью. Эта взаимность не является нашей заслугой или делом, поэтому признающих свободную волю нельзя обвинить в утверждении спасения делами. Мы спасаемся исключительно по благодати через веру (Еф. 2:8)…

Конечно, путь борьбы с грехом нелегкий, но Третья Личность Божества, Святой Дух, всегда желает быть рядом с нами. Нам только необходимо повиноваться Ему (Деян. 5:32), полностью подчинившись Его господству. Условие прощения грехов указано апостолом Иоанном: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Бог готов простить любой исповеданный грех. Не прощается лишь хула на Святого Духа (Мк. 3:29)…

Необходимо отметить, что Кальвин, разъясняя вышеуказанные тексты Священного Писания (Евр. 6:4-6 и Евр. 10:26), вовсе не говорит о невозможности потери спасения, как настаивают (об этом мы будем говорить позже) современные баптисты-кальвинисты…

«Несчастья, претерпеваемые в этом мире нечестивцами, являются как бы вратами и главным входом ада, откуда они, словно издалека, видят свое вечное осуждение. Нет необходимости в их исправлении и получении ими какого-либо доброго плода: Господь, скорее, готовит их к принятию страшного наказания, которое в конце концов их постигнет» (т. 2, с. 125).

Вот одно из опаснейших следствий учения о безусловном предопределении. Никуда грешник не уйдет от судьбы, и в его исправлении нет надобности. По Кальвину, Христос за неизбранных не умирал. По всей видимости, «женевский папа» вообразил себя принявшим ключи от рая и ада и потому безжалостно карал несчастных неизбранных еще при их жизни…

В конце третьей книги Кальвин излагает свое учение о безусловном предопределении. Оно требует более детального рассмотрения, поэтому его анализ выделен в отдельную главу.

Учение Кальвина о безусловном предопределении

Это учение Кальвина вызвало в богословских кругах его времени целый взрыв несогласий, возмущений и непониманий. Теологи, воспитанные на Библии, познавшие милость Господа Иисуса Христа, и сегодня с настороженностью относятся к учению о безусловном предопределении. Мы уже говорили об истоках этого учения. В предисловиях к изданиям своего труда Кальвин говорит, что в учении о предопределении опирается на Священное Писание, но многие богословы склонны видеть основание его утверждений не в Библии, а в философии.

«… Этот предмет представляется очень запутанным, так как они не находят каких-либо причин, по которым Бог мог определить одних к спасению, а других к смерти» (т. 2, с. 375). Кальвин не скрывает, что его трактовка предопределения представляется многими запутанной. На каком основании Бог в вечности предопределил некоторых к смерти? Кальвин отвечает, что причиной избрания стало желание Бога. Но тут же возникает вопрос: если Бог в вечности без причин со стороны людей предназначил некоторых из них к смерти, то получается, что Он сотворил и средство для их гибели – грех? Конечно же, Бог, о Котором нам повествует Библия, не творил греха. Он свят и праведен и ненавидит грех.

Естественно, Бога, выдуманного Кальвином, многие не пожелали принять. Не соглашался с Кальвином Филипп Меланхтон. Его речь «О провидении» Кальвин осудил в письме к Буллингеру в 1552 году. Против доктрин Кальвина категорически возражали Жером Больсек и Себастьян Кастеллио, которых женевский диктатор назвал клеветниками… Противостояние теологов в вопросе предопределения еще при жизни Кальвина привело к тому, что должностные лица Женевы в 1551 году призывали его к прекращению дискуссий о предопределении ради спокойствия и мира в церкви…

Кальвин дает такую формулировку предопределению: «Предопределением мы называем предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создает всех людей в одинаковом состоянии но предназначает одних к вечной жизни, а других – к вечному проклятию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни» (т. 2, с. 381).

Изучающие тему предопределения по посланиям апостола Павла, конечно же, заметят, что предопределению Божьему предшествует предузнание: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…» (Рим. 8:29).

Кальвин же по этому поводу пишет: «Человек, который желает считаться богобоязненным, не осмелится напрямую отрицать предопределение, которым Бог одних предназначил к спасению, а других – к вечному осуждению. Однако многие искажают учение предопределении различными бреднями, особенно люди, стремящиеся подчинить его предведению, или предузнанию» (т. 2, с. 381). Страшно осознавать, что этими словами Кальвин и вывод апостола Павла: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил…» — причисляет к бредням.

Французские издатели сопроводили приведенную выше выдержку таким примечанием: «С точки зрения Кальвина, устанавливать причинную связь между предведением и предопределением – значит ставить волю Бога в зависимость от внешней причины этой воли и, следовательно, отрицать абсолютную незаслуженность избранничества» (т. 2, с. 381).

Еще раз напомним, что, согласно Рим. 8:29, Бог сначала предузнал, кто примет Благую весть, а кто – отвергнет ее, а потом на основании этого предведения избрал первых к спасению. Поэтому Его избрание не безусловное, а условное. Человек сам ответственен за свое спасение. Иначе Бог через Христа не сказал бы таких слов: «… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Новый Завет также говорит, что человек должен сделать выбор: или покаяться и поверить в Евангелие (Мк. 1:15) и получить в результате жизнь вечную, или отвергнуть покаяние и в результате погибнуть» (Лк. 13:3, 5).

Защищая свою точку зрения, Кальвин задает вопрос: «А теперь пусть те, кто пытается приписать избрание, содеянное Богом, человеческой добродетели или добрым делам, ответит на такой вопрос: когда они видят, что Бог предпочел один род всему остальному миру, и когда слышат из уст Его, что не было ничего, что могло бы хоть на мгновение побудить Бога любить больше всех прочих вот это маленькое немощное стадо, к тому же злобное и испорченное, — тогда будут ли они роптать на Бога за то, что Ему было угодно дать именно такой пример Своей милости?» (т. 2, с. 382).

Ответ довольно прост. (Избрание Богом одного народа быть носителем Божественной истины отнюдь не лишало всех остальных некоторой части этой истины. Необходимый минимум знаний о грехе и о Боге доступен не только каждому народу на земле, но и каждому человеку (Пс. 18; Ин. 1:9; Рим. 1:19-20; 2:14-15). Поэтому предоставление избытка благословений для одних людей не отнимает часть этой полноты у всех остальных. Милостей у Бога достаточно для всех, и, хотя не все люди получают их в одинаковой мере, не существует ни одного человека, совершенно лишенного их. Это объясняет, почему Кровь Иисуса Христа была принесена ради спасения не одной какой-либо части людей, но всего человечества (1 Ин. 2:2; 1 Тим. 2:6). Поэтому и люди, имевшие даже минимум как спасительных знаний, так и милости Божьей, и откликнувшиеся на них личным покаянием и верой, не могут оказаться вне действия Крови Иисуса Христа, — прим. ред.).

Не следует путать коллективное и личное избрание, потому что весь Израиль был избран, все вышли из Египта, все совершили Пасху, но дальше этим избранным было заповедано: «… кто будет есть квасное в первого дня до седьмого дня, душа та будет истреблена из среды Израиля» (Исх. 12:15). А сколько этих избранных пало в пустыне? Достаточно вспомнить Надава, Авиуда, Корея, Дафана, Авирона и тех, кто поклонялся языческим идолам.

Кальвин и его последователи неопровержимым доказательством безусловного Божьего избрания считают пример избрания Иакова и Исава. Вот аргументы женевского реформатора: «Св. Павел развивает свое рассуждение, приводя в пример Иакова и Исава. Хотя оба они были детьми Аврамовыми и одновременно пребывали в чреве своей матери, честь первородства была отдана Иакову. То была чудесная перемена, и св. Павел утверждает, что ею было засвидетельствовано избрание одного и отвержение другого. Когда спрашивают об истоках и причине, «учители предведения» приписывают их человеческим порокам и добродетелям. Им представляется очень убедительным утверждение, что в лице Иакова Бог показал, что Он избирает тех, кто достоин Его благодати, а в лице Исава – что отвергает тех, кто ее недостоин. Вот так говорят они, стараясь казаться людьми смелыми и убежденными. Однако св. Павел говорит противоположное: «Когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей (Ревекке): больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: Иакова я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим. 9:11-13). Если бы предведение имело хоть какое-то значение для отделения одного от другого, то зачем надо было говорить о времени избрания?

Предположим, что Иаков был избран потому, что приобрел эту честь своими будущими добродетелями. Но тогда зачем св. Павел подчеркивает, что он еще не родился? И добавление, что оба не сделали ничего доброго или худого, то же не имело бы смысла» (т. 2, с. 391-392).

(Ответ на этот вопрос также незатруднителен для сторонников арминианской доктрины и состоит в следующем: Павел указал на это по той причине, чтобы показать независимость Божьего решения о земной судьбе потомков этих двух людей от их заслуг, но не от их веры или желаний, – прим. ред.). Слава Богу! У Него нет неразрешимых проблем. Кто ценит Библию как Слово Божье, тот разрешение кажущихся противоречий находит в ней.

Почему же Бог избрал Иакова, а Исава – отверг? Прежде всего, надо опять вспомнить, что, согласно Рим. 8:29, Божьему избранию и предопределению предшествует Божье предузнание, которое нужно иметь в виду при исследовании Рим. 9:10-13. Бог, конечно же, предузнал, что Исав не будет ценить привилегию первородства, а Иаков будет искать ее. Далее, благословение Исаака относилось к земной жизни (Быт. 27:28-29) и не лишало обоих сыновей права достигать Божьих благословений.

Говоря об избрании Иакова и Исава, апостол Павел цитирует пророка Малахию. Из контекста цитируемого отрывка становится ясно, что любовь к Иакову и ненависть к Исаву носят коллективный характер, так как под этими именами подразумеваются народы. Вот что писал Малахия: «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «В чем явил Ты любовь к нам?» Не брат ли Исав Иакову? — говорит Господь, — и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению…» (Мал. 1:2-3). Слова «предал горы его опустошению» указывают на весь род Исава. Бог предузнал, что в свое время этот род будет злорадствовать, видя бедствия Израиля (Иез. 35:15), и поэтому отверг его. О том, что причиной избрания является предведение, ясно говорит апостол Петр: «Петр, апостол Иисуса Христа, пришельцам… избранным, по предведению Бога Отца…» (1 Петр. 1:1-2).

Отстаивая свою точку зрения о безусловном избрании, Кальвин приводит текст из Евангелия от Иоанна: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец… Всякий, слышащий от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:44-45). Здесь можно возразить, что Отец Небесный не влачит никого за Собою насильно, но привлекает к Себе. В таком случае обязательно нужна взаимность со стороны грешника. Желание ответить на Божий зов и признание себя погибшим – это не заслуги и не дела. Предвидя это желание, Бог, действуя благодатью, зарождает Святым Духом начальную веру в сердце грешника. Первую крупицу веры (сознание того, что Бог есть) каждый человек получает из созерцания Божьего творения. Уже этим Бог привлекает к Себе. При слышании Божьего слова (Рим. 10:17) наша вера укрепляется, влечение к Богу возрастает, а дальше мы идем ко Христу и через покаяние и веру обретаем прощение, мир и покой. Хотя влечение в нас производит также и Святой Дух, на Его действия человек должен ответить взаимностью.

Следующий текст в защиту своего учения Кальвин приводит из Первосвященнической молитвы Христа: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:9). Да, это действительно слова Иисуса Христа, однако не стоит делать поспешных выводов, потому что в следующих стихах раскрывается весь смысл Его молитвы. Он молит об учениках, чтобы они были освящены (отделены) от мирского зла (Ин. 17:15). Молитва Иисуса Христа распространяется и гораздо дальше: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:20). А уверовавших было великое множество и из иудеев, и из язычников. Может быть, мало кто обращал внимание, что здесь же Он и молит за весь мир: «… да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17:23). Иисусу Христу дороги все люди, и принцип кальвинизма – ограниченная благодать – молитвой нашего Господа не подтверждается.

Много вопросов вызывает следующее утверждение Кальвина: «Но что если возражаю и говорю, что дар Духа Святого, который наш Господь дает верным Ему, служит их избранности и следует за ней, так как его получают те, кому вначале было дано наследие вечной жизни? Ибо, согласно установленному Богом порядку, оправдание следует за избранием. Значит, предопределение, посредством которого Бог свободно зовет верных Ему к спасению, есть, скорее, причина, по которой Он их оправдывает, а не наоборот» (т. 2, с. 397-398).

Следовать такой очередности, которую предложил Кальвин, что причиной получения дара Святого Духа (а значит и благодати, и веры, и покаяния) является избрание и предопределение, значит, как говорят, запрягать телегу впереди лошади. Кальвин опять, как видим, сознательно упускает Божье предузнание, которое является причиной предопределения. Мы верим, что Бог все заранее предвидел, все предузнал, иначе, если следовать причинно-следственной теории Кальвина, нам пришлось бы изменить многие тексты Священного Писания, такие как: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое» (Ис. 44:3); «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38); «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).

Из приведенных мест Священного Писания ясно, что условием получения дара Святого Духа являются: 1) жажда, 2) повиновение, 3) покаяние, 4) крещение. Кальвин же, перечеркивая эти условия, настаивает на том, что причиной получения Святого Духа является избрание.

Еще одно его опрометчивое изречение: «… поскольку вера – особенный дар Божий, то одна лишь внешняя проповедь – не более чем пустой звук» (т. 2, с. 399) – заставляет просто сожалеть о нем. Если сеющий семя в притче о Сеятеле есть Сын Человеческий, то есть Христос (Мф. 13:37), если Он умер только за избранных, если Он их абсолютно знает, — то зачем Ему бесполезно сеять семя на непригодной почве (проповедовать неизбранным): при дороге, на камнях, в тернии? Но мы знаем, что «Христос за всех умер» (2 Кор. 5:15) и Он повелевает апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Обязательно сбудутся слова Христа: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14).

Камня на камне не оставляют эти места Священного Писания от кальвинистских построений. Проповедь нужна для всех людей, потому что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4). Для спасения нужна вера человека (Евр. 11:6), а «вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия» (Рим. 10:17). Если даже кто-то не поверит слышанному о Христе, то проповедь и тогда не будет напрасна: для многих она прозвучит «во свидетельство», чтобы на Божьем суде никто не мог сказать, что не слышал истины Божьей.

Пытаясь отстоять свои убеждения, Кальвин допускает еще одно очень опасное высказывание: «Если бы Бог хотел всеобщего спасения, то Он повелел бы Иисусу Христу быть хранителем всех людей и соединил бы их всех в Его теле узами веры. Значит, вера есть особый залог отеческой любви Бога, который Он приберег для Своих усыновленных детей» (т. 2, с. 400).

Удивительно, как мог Кальвин представить Бога таким! «Если бы Бог хотел всеобщего спасения…» Бог на самом деле «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:»), и «помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Цар. 14:14). По Кальвину получается, что в Своем Слове Бог говорит неправду. Как можно выдумать такого Бога? Бог, Которого хочет навязать нам Кальвин, — не библейский. Может ли кто представить себе мать, которая вынашивает младенца, желая ему гибели? А Божья любовь несравнимо выше материнской. Господь говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего, но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15).

Бог доказывает Свое желание спасти всех людей во Христе. Доказательство Божьей любви – в том, «что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). «Он – истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42), «Спаситель всех человеков» (1 Тим. 4:10). Бог желает во Христе соединить узами веры всех людей. Это подтверждает апостол Павел: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2:11). Благодать Божья явилась не для отдельных людей, а для всех. Все люди, кто верой примет благодать, соединятся во Христе.

Учение Кальвина о неотступности святых

Дальше мы будем размышлять над следующим принципом Кальвина – неотступность святых. Современные почитатели этого принципа превратили его в невозможность потери спасения. Мы располагаем свидетельствами многих богословски мыслящих мужей веры, которые убедительно опровергают этот принцип, но их мы представим позднее, когда познакомим читателя со всеми четырьмя книгами Кальвина «Наставления в христианской вере».

Вот что Кальвин пишет о неотступности святых: «… Наш Господь Иисус Христос говорит, что спасение нам обеспечено, что оно навсегда вне опасности, ибо его хранит непобедимая сила Божья (Ин. 10:29)… Наконец, то, что в приведенных мною свидетельствах особенно подчеркивается неотступность, означает, что избрание твердо и непреложно и не подвержено никаким переменам» (т. 2, с. 400).

Кальвин часто сетует на тех, кто вырывает из контекста отдельных стих для обоснования своих мыслей, но в данном случае он поступает точно так же. Приведем указанный им текст Писания в контексте: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше все; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:27-29).

Со стороны Иисуса, Доброго Пастыря, измены, конечно, не будет. Но овцам, чтобы их никто не похитил, необходимо исполнять два условия: слушаться голоса Пастыря и идти за Ним, т.е. понимать повеления Господа и исполнять. Как видим, безусловной гарантии неотступности нет. А условность опять указывает на необходимость действий с нашей стороны, на необходимость свободы воли (пусть и частичной)…

Да, люди не в силах оправдаться перед Богом, но они способны осознать свое гибельное состояние и, пусть и голосом умирающего, воззвать к Божьему милосердию. Но следующий вывод Кальвина убивает всякую надежду: «Я признаю, что именно по желанию Бога все дети Адама попали в беду, в которой пребывают по сей день» (т. 2, с. 405).

Апостол Павел делает совсем другой вывод: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11:32-33).

Но для Кальвина более значимы слова Августина, чем апостола Павла. Кальвин пишет: «Вслед за св. Августином я утверждаю, что Бог сотворил таких людей, вечную гибель которых предвидел; Он сделал так, потому что пожелал. А если Бог пожелал, то не наше дело спрашивать о причинах этого, так как мы все равно не сможем их понять» (т. 2, с. 406). Какой же выход предлагает Кальвин? А вот какой: «Так не постыдимся же… Затыкать рот нечестивцам всякий раз, когда они, как псы, осмелятся своим лаем возражать против истины» (т. 2, с. 407).

Хочу отметить, что, пробыв за проповедь Евангелия почти девять лет в местах лишения свободы, я и от осужденных за различные преступления редко слышал такие грубые выражения. Мог ли Кальвин называться богословом после своих жестокостей? Здесь следует задать закономерный вопрос к современным пресвитерам: если бы к вам в члены церкви попросился человек, называющий себя христианином, но стал употреблять такие же грубые выражения, как у Кальвина, направо и налево «затыкая рот» возражающим, приняли бы вы его в члены церкви? Думаю, что нет.

У несогласных с утверждением Кальвина о безусловности избрания возникает вопрос: «Почему… Бог вменяет в вину людям вещи, которые Он через предопределение навязал им как необходимые? Что же им остается? Могут ли оно противиться Божьим решениям? Это было бы напрасно, но они и вообще не в силах этого сделать. Поэтому несправедливо, чтобы Бог наказывал за вещи, главная причина которых заключается в Его предопределении… А если человек создан так, что он должен был совершить то, что совершает, то ему нельзя вменять в вину дела, от которых он не мог уклониться и совершить которые был вынужден по воле Бога» (т. 2, с. 408).

Ответ Кальвина весьма противоречив и неубедителен: «Бог Своею рукой распоряжается всеми вещами и волен ниспослать жизнь или смерть кому угодно. Согласно Своему замыслу, Он делает так, что некоторые от чрева матери определенно предназначены к вечной смерти, дабы своей гибелью прославить им Божье» (т. 2, с. 408). Дальше… Кальвин, можно прямо сказать, порочит Бога: «То, что я сейчас скажу, не должно казаться странным: Бог не только предвидел падение первого человека, а в нем – гибель всего его потомства, но хотел этого» (т. 2, с. 409-410).

Бог действительно предвидел падение грешника, но согласиться с тем, что Он хотел гибели всего потомства Адама, смогут только самые рьяные последователи кальвинизма.

Хотя своих оппонентов Кальвин называет врагами истины, где-то он вынужден с ними согласиться. Вот его дальнейшие рассуждения: «Стремясь опровергнуть учение о предопределении, враги истины прибегают и к такой лжи: будто бы если существует предопределение, то бессмысленна какая-либо тревога и забота о доброй жизни. Ибо, говорят они, какой человек, узнав, что его жизнь и смерть уже определены в непреложном плане Бога, тут же не решит, что может не беспокоится о том, как живет, поскольку собственными делами Божье предопределение нельзя ни ухудшить, ни улучшить! А значит все предадутся своей судьбе и безрассудно позволят себе бросаться туда, куда повлекут их похоти. Последнее замечание не совсем лишено смысла. Действительно находятся такие свиньи, которые пятнают Божье предопределение подобными кощунствами и, прикрываясь ими, насмехаются над всеми увещеваниями и предостережениями: ведь Бог отлично знает, что Он решил когда-нибудь с нами сделать» (т. 2, с. 414).

Вот именно этим и опасен кальвинизм. Он действительно толкает сомневающихся в топь уныния, а дьявол нашептывает: «Раз ты не предопределен к спасению, так наслаждайся всеми грехами, а надоест – добровольно уходи из жизни. Твоя участь предрешена, терять тебе нечего».

Другой крайностью кальвинизма является принцип невозможности потери спасения. С постоянной обворожительной улыбкой – то ли получив свидетельство избрания к вечной жизни, то ли внушив это себе – они повторяют: «Спасен раз и навсегда. Спасение – подарок Божий, а подарок Бог не заберет. Христос умер за все мои грехи: и настоящие, и будущие. Ничего страшного, если я согрешу: меня ведет к спасению Бог, и я на Него полагаюсь».

Не похожи ли все эти заверения на бесплатные индульгенции, богословски оформленные? Слова Христа: «От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12) – теряют свою актуальность. Почему же теряют? «Потому что мы, — заявляют кальвинисты, — ничего не можем делать без Бога. Он Сам производит в нас и хотение, и действие. Своими делами мы не спасаемся, а если будем уповать на добродетели, то этим только огорчим Божью благодать». Вот что позволяет верующим такого уклада вести легкую жизнь, а не такую, что заповедал Иисус Христос…

Дэн Корнер в своей книге «Вечное спасение на условиях веры», о которой мы еще будем дальше рассуждать, приводит много примеров, в которых некоторые американские кальвинисты, доктора богословия, уже заявляют, что и самоубийцы наследуют Царство Божье, если раньше каялись перед Богом. Если даже не будет таких проповедников, то все равно навязывание людям кальвинизма с его безусловным предопределением даст повод людям самим себе внушать предопределение или к спасению, или к осуждению.

Насколько действенней кальвинистского звучит евангельский призыв: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься…» (Деян. 16:31). Вера в то, что Христос пришел спасти грешников, в том числе и тебя (1 Тим. 1:15), настроит каждого со страхом проводить время странствования и верить словам Петра: «… зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» (1 Петр. 1:18-20). Вот в Ком было наше предызбрание! Без Крови Христа, без веры и без покаяния никому нет спасения, поэтому-то Бог Его «предназначил прежде создания мира», а не сортировал еще несотворенных людей…

На этом мы заканчиваем ознакомление читателя с книгой Жана Кальвина «Наставление в христианской вере». Может быть, кому-то наши выписки покажутся излишне длинными, но они нужны, чтобы читатель мог иметь личное суждение о богословских воззрениях Кальвина. Мы ограничились только некоторыми замечаниями, чтобы потом дать возможность известным богословам проанализировать и опровергнуть принципы Кальвина, несогласующиеся со Священным Писанием.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s