Destruction of Jerusalem by Ercole de' Roberti

Человек отвергает Бога

По всей Библии прослеживаются последствия отвержения народом Израиля своего Бога (Числ. 11:20). Избирая себе царя, израильтяне отвергли царствование Бога (1Цар. 8:7; 10:19). Они отвергали также слово Господа (1Цар. 15:23,26; Ис. 30:12; Иер. 8:9), Божий Закон и Божьи уставы (Иер. 6:19; Иез. 5:6; ср. Лев. 26:15). Это тем удивительнее, что именно в даровании израильтянам слова и Закона Божьего открывается вся любовь Бога к Его народу. Народ Израиля в глазах Божьих подобен «отверженному серебру», т.к. «раздувальный мех обгорел… плавильщик плавил напрасно; ибо злые не отделились»: Израиль отверг послушание Богу (Иер. 5:27-30; ср. Притч. 3:11,12).

В Новом Завете народ Израиля отвергает и своего истинного Царя. «Сыну Человеческому много должно пострадать» (Мк. 8:31; Лк. 9:22; 17:25); Он есть «камень, который отвергли строители» (Мф. 21:42 и парал. места). Притча о виноградарях (Мк. 12:1-12), отражающая историю отношений Бога со Своим народом (2Пар. 36:15 и след.), достигает кульминации в том месте, где говорится об убийстве единственного любимого сына хозяина и звучит вопрос: «Что же сделает хозяин виноградника?» (Мк. 12:9).

Бог отвергает человека

1) Господь вправе ответить отвергающему Его человеку: «За это Я тоже отвергну тебя» (ср. Иер. 23:39). Это относится как к отдельным людям — Исаву (Евр. 12:17), царю Саулу (1Цар. 15:23), так и ко всему народу, включая священников и пророков: «Так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя» (Ос. 4:5,6). Вероятно, отвержение израильским народом слова Божьего доставляло пророку Иеремии самые сильные страдания (Иер. 6:19,30; 7:29; 14:19; 52:3; Плач 2:7; 5:22). От отвержения Богом ничто не защитит. Святой город Иерусалим не защищает от гнева Божьего (4Цар. 23:27). «Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего» (3Цар. 9:7), то же касается и жертвенника (Плач 2:7). Факт Божьего избрания нисколько не исключает возможности оказаться отвергнутым: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян — из Кафтора и Арамлян — из Каира? Вот очи Господа Бога — на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли» (Ам. 9:7,8). Высоко вознесшийся низвергнется до ада (Мф. 11:20 и след.). «Сыны царства» будут «извержены во тьму внешнюю» (Мф. 8:12).

2) Павел, познавший на собственном опыте, что значит быть принятым Христом, с глубокой болью осознает факт отвержения израильского народа (Рим. 11:15). Израилю как народу изначально принадлежали Божье усыновление и слава, заветы и Закон, богослужение и обетования. Из этого народа произошли по плоти праотцы и Сам Христос (Рим. 9:1 и след.). Значит ли это, что обетования Божьи были даны напрасно? Нет, ибо после принятия язычников в лоно Церкви вновь пробьет час Израиля (Рим 11:11 и след.). Если Бог привил к корню народа Божьего язычников, как новые ветви, то тем более Он может вновь привить отломившиеся ветви народа Израиля. Но Божьи обетования есть «да» и «аминь» только во Христе (2Кор. 1:20). Бог отломил ветви Израиля за его неверие (Рим. 11:20) и заключил евреев вместе с язычниками в непослушание, чтобы всех помиловать (ст. 32). Но если Израиль будет упорствовать в неверии, то его ветви не будут привиты вновь (ст. 23).

3) Не противоречит ли окончательное отвержение милосердию Божьему, ведь Он любит мир (Ин. 3:16) и «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36)? Библия отвечает на этот вопрос утверждением, что спасение предназначено всякому, кто верует (Мк. 16:16; Ин. 3:16,18). Оказаться вне спасения рискует не только неверующий, но и тот, чья вера не подкрепляется достойной христианина жизнью. Даже ап. Павел постоянно работал над собой, чтобы самому не оказаться отвергнутым (1Кор. 9:27). Бог… проявляет Свое всемогущество, но повлиять на Его окончательное решение может и смиренная просьба: «Не отвергни меня от лица Твоего» (Пс. 50:13).

Источник: Отвержение / Фриц Ринекер и Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг: Христианская зоря. 1999, с. 670-671.