Тема отступничества в Послании к евреям

Реймонд Браун

the-bible

Это величественное послание было адресовано общине первых христиан, находившихся в тяжелейших условиях, на грани отступничества. Даже поверхностное знакомство с этим документом показывает, насколько трудно было тогда иудейским христианам. Многие из них подвергались физическому насилию; разрушались их дома; некоторых бросали в тюрьму за их веру; над другими, за твердую веру в Иисуса, насмехались и публично издевались (10:32–34). Многие христиане-иудеи встречали эти испытания с радостью, но многие становились отступниками. А иные, избегнув этой участи, все равно находились в постоянной опасности быть скомпрометированными. Послание обращено ко всем мученикам за веру, в нем звучит призыв хранить ее и неотступно держаться истины, не ослабевать в неустанном доверии Христу, развивая в себе зрелый христианский характер (2:1; 3:6; 6:1).

Но как ободрить людей в такие критические и страшные моменты? Автор убеждает их «твердо сохранить до конца» свою веру, «постараться войти в покой оный», «твердо держаться исповедания», «поспешить к совершенству», «взяться за предлежащую надежду» (3:6; 4:11,14; 6:1,18). Автор имеет право произносить все эти яркие, выразительные и чрезвычайно важные наставления только потому, что он уже сделал намного более важное дело: он отвлек их внимание от самих себя, от поисков резервов внутри себя, от обрушившихся на них страшных несчастий, от своих преследователей и обратил их взор на Христа. Ни один верующий не может справиться с тяжелыми обстоятельствами, если на своем горизонте он не видит Христа, Который определяет его приоритеты и главенствует во всех областях его жизни.

Главный лейтмотив Послания к Евреям – это призыв к терпению. Верующие евреи были хорошо знакомы с великими героями веры времен Ветхого Завета, и автор напоминает им о «долготерпении» Авраама, который поверил обещаниям Бога (6:15); о терпении Моисея, который отвратил свой взор от жестокого фараона и своих унылых соотечественников и обратил его на лицо Бога. Он сознательно взирал на невидимого Бога и получил чудесное подкрепление (11:27). Но самое поразительное терпение проявил Иисус, Который укреплялся созерцанием «предлежащей Ему радости» в то время, когда грешники насмехались над Ним (12:2,3). И Аврааму, и Моисею, и Иисусу пришлось бороться с чудовищными искушениями и терпеть человеческую ненависть. Они могли бы сломиться под гнетом невзгод, однако не отклонились от своего пути. Откуда брали силы эти христиане? Откуда у них эта неколебимая твердость духа в столь тяжелое время? Причина в том, что они смотрели на Христа.

Автор, очень хорошо понимающий всю тяжесть их положения, тем не менее не спешит давать свои наставления, а напоминает им об уникальной роли Христа. Прежде всего, он представляет Христа как пророка (1:1,2), первосвященника (1:3б) и царя (1:8-14). Некоторые из их друзей-христиан вернулись назад к иудаизму. Они вложили свою веру не в дело Христа, а в дело закона. Они оставили свою веру не только потому, что им было трудно идти ее путем, а потому что не смогли правильно понять самого Христа. Многие наши современники очарованы личностью Иисуса: многочисленные рок-мюзиклы предлагают свои собственные интерпретации учения и миссии Христа; рекламные фильмы, телепередачи и радиопьесы приглашают нас по-своему взглянуть на Него. Насколько адекватен и истинен рисуемый ими портрет? Наша важнейшая задача сегодня заключается в необходимости напоминать о чудовищном принижении библейской доктрины Христа.

3. Проблема отступничества (6:4-8)

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5 И вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6 И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8 А производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.

Эти строки, наряду с другими местами послания, ясно говорят о том, что доктринальная безграмотность и духовная инфантильность стали причиной серьезных проблем внутри церкви. Некоторые верующие, когда–то прекрасно начавшие свою христианскую жизнь, теперь не только духовные инвалиды, но и ярые противники христианского благовестия. Естественно, что некоторые члены этой церкви были серьезно обеспокоены судьбой отступников. Автор в своем пасторском назидании не упускает случая сказать несколько слов о тех, которые не только отошли (2:1) или отпали (3:12), ной, ожесточившись сердцем, восстали против истины и дела Христа. Рассказывая об этих трех группах отступников, автор послания отмечает свойственные им особенности: они пренебрегли дарами Бога, они отвергли Сына Бога и они утратили благословения Бога.

1) Они пренебрегли дарами Бога (6:4,5)

Когда–то давно эти отступники были ревностными последователями Господа и с радостью принимали Его щедрые дары. Прежде всего, для них воссиял свет (2 Кор. 4:4,6), и в начале своей христианской жизни они были просвещены (Еф. 1:18). Яркий свет Христа осветил все темные углы их сердец и душ. Неужели они теперь сознательно оставили путь Христа? (Ин. 3:19–21).

Они также получили в дар богатство славного наследия (Еф. 1:18). Все небесные благословения были им щедро дарованы (Пс. 33:8). Возможно, в прошлом они «познали всю благость евангельской вести» (Моффатт). Следует сказать, что за метафорой, связанной с образом света, следует другая метафора, в которой фигурирует образ пищи (1 Пет. 2:3,9). Ведь Иисус есть Божий дар с небес. Он пришел как манна в пустыне, чтобы дать силы странствующему народу как единственная «пища» для поддержания жизни (Ин. 6:27,31–35,47–51). Когда–то они находили в ней радость, а теперь презирают ее. Утратившим же аппетит к духовной пище очень трудно прийти к покаянию.

Кроме того, они приняли дар Его Духа. Приходя к Христу, мы становимся причастниками, или, если можно так выразиться, «дольщиками» Святого Духа. Благодаря удивительной Божьей милости, эти верующие стали участниками жизни в Духе, работы Духа и даров Духа. Однако сейчас они полностью отказались от «Духа благодати» (10:29), благодаря наставническому служению Которого они, прежде всего, пришли к покаянию и вере. Есть ли у них надежда исправить свой путь и вернуться к Богу, если они отвергают Того единственного, Который силен это сделать?

В прошлом эти верующие также получили дар Его несравненного слова (рассуждение автора основано на английском переводе Библии. — Примеч. пер.), и о них говорится как о вкусивших благого глагола Божия. Читая послание, мы неоднократно замечали, как высоко ценит автор Божье слово. В каждой из рассмотренных глав говорится о роли Священного Писания и о нашем к нему отношении. Отступники же больше не видят Христа на страницах Ветхого Завета, не слышат драгоценных слов, сказанных Им о Самом Себе, не внемлют богодухновенным учениям и посланиям Его апостолов. Когда–то «избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа», а теперь постоянно и регулярно оскорбляя Его, они не могут больше обновлять свои души покаянием. Нет другого пути для грешников, желающих вернуться к Богу, как только через Христа (2 Пет. 2:20; Евр. 10:20; Ин. 14:6).

Эти отступники вначале получили дар Его Духа силы. Они на собственном опыте убедились в действии сил будущего века, когда, увлекаемые мощным потоком неведомых им сил (dynameis), почувствовали, как их прежние слабые, немощные, бессильные жизни наполнились совершенством и силой. Будучи «причастниками» действия Святого Духа, они когда–то приняли Его несравненное слово и ощутили в себе Его великую силу. Теперь же они бросили эти чудные сокровища себе под ноги. Петр говорит, что таким людям вообще «лучше бы… не познать пути правды» (2 Пет. 2:21). По словам Брюса, «Бог обещал прощать всех, раскаивающихся искренне, но Писание и жизненный опыт свидетельствуют о том, что люди могут довести свои сердца до такого состояния, в котором покаяние становится невозможным».

2) Они презирают Сына Божьего (6:6)

Когда–то они, придя к кресту Христа со своей болью, нашли чудесное милосердие, удивительное, невыразимое словами прощение и провозгласили Господа Иисуса своим единственным Спасителем и Господом. А теперь они унижают Его (в русском переводе Библии — «ругаются Ему». — Примеч. пер.), уподобившись безбожной и беззаконной толпе, распинавшей Его в ту предпасхальную пятницу. В этом предельно сжатом стихе запечатлена вся серьезность их отступления. Они пренебрегли Его Божественностью, они вновь распинают Сына Божьего — Того, Кто являет Отца небесного и держит в Своей руке вселенную. Они не просто отказываются принимать основы христианской веры, они оскорбляют Христа; они презирают Его красоту; они унижают Его, когда публично отрекаются от Того, Кто отдал жизнь во имя их искупления. Прежде обожавшие Его и поклонявшиеся Ему, они теперь смотрят на Него также, как смотрели священники, книжники и толпа в минуты Его страданий, когда Он был «презрен и умален пред людьми» (Ис. 53:3).

3) Они потеряли Божьи благословения (6:7,8)

Автор завершает свое пасторское наставление яркой метафорой из сельскохозяйственной тематики, связанной, по–видимому, с известными текстами Ветхого Завета. Например, во Втор. 29:18–28 описана судьба тех, «которых сердце уклонилось бы… от Господа, Бога нашего». В сердце таких людей упрямство и «корень, произращающий яд и полынь». Такой отступник не имеет прощения, а грех его сравнивается с землей, «производящей терния и волчцы». В этих строках слышится отголосок выразительного пророческого слова из Ис. 5:1–7, где рассказывается о винограднике, который был «опустошаем», оставлен «в запустении» и зарос «тернами и волчцами», потому что не принес ожидаемого доброго плода. Ссылка на эту ветхозаветную притчу ставит читателя перед жестким выбором. Говорится, что и добрая, и негодная земля, то есть и преданная, и предательская, одинаково пили «многократно сходящий на нее дождь». Обильные Божьи благословения изливались на них обеих, однако одна приносит обильный плод и получает благословение от Бога, а другая приносит бесполезные и даже вредные сорняки и имеет проклятие в настоящей жизни и вечное наказание в будущей (12:29).

Не будет преувеличением сказать, что эти строки из Послания к Евреям более чем какие–либо другие строки Нового Завета всегда вызывали ненужный ажиотаж в среде верующих. Сознавая свое нравственное несовершенство и духовную слабость, думающие люди во всем мире не могут не остановиться на этих стихах и не впасть в отчаяние оттого, что, отвернувшись от Христа, они навечно утрачивают евангельское благословение. Это учение не только было, но и продолжает оставаться больной темой для отступников, а также постоянно ставит в тупик профессиональных богословов. Сторонники реформаторской, или кальвинистской, доктрины благодати, справедливо утверждающие суверенную роль Бога в деле нашего спасения, заявляют, что человек, спасенный однажды, спасен навсегда. Последователи же арминиан, не отрицающие гарантированности подлинного спасения, тем не менее большое значение придают человеческому постоянству и терпению. Они справедливо настаивают на важности человеческой ответственности, потому что мы не роботы, послушно и совершенно безвольно бредущие по предписанному маршруту. Кальвинисты находят утешение в том, что нас держит Божья сила, а арминиане напоминают, что мы обязаны удерживать себя в рамках Божьей любви (1 Пет. 1:5; Иуд. 21).

Трудности при толковании этих стихов Послания к Евреям знакомы не только богословам, но и многим пасторам, которые нередко испытывают неловкость при их чтении. Пасторы очень хорошо знают такие ситуации, когда верующие, начавшие новую жизнь с чудесных исповеданий и имевшие огромный духовный потенциал, исполнявшиеся прекрасной надеждой, поворачиваются спиной к Христу и явно смущены своим прежним «обращением» и своим опытом крещения, а также обещаниями, которые они давали при обращении к Богу. Служители и евангелисты не могут не задаваться вопросом: были ли эти люди «заново рождены» духовно? Эти стихи из послания не могут не беспокоить думающих членов церкви. Они искренне хотят помочь людям, которые оставили свои прежние духовные ценности и либо были невольно увлечены водами секуляристских течений, либо добровольно отказались от своего христианского посвящения. Многим из нас знакомы люди, некогда бывшие нашими братьями и сестрами по вере, а теперь безостановочно и бесцельно плывущие по течению. Естественен вопрос: а были ли эти люди вообще «спасены»? Если они сегодня совершенно равнодушны или решительно негативно настроены против христианских ценностей, то какой может быть их участь в вечности?

Попытки истолковать эти стихи настолько многочисленны, что рассматривать их мы, конечно же, не станем, ибо наша цель не в этом. Но не хотелось бы и отвергать все безоглядно, поэтому мы готовы взять из этих многочисленных комментариев самое ценное и полезное. Лучше всего сделать краткий обзор некоторых концепций.
Прежде всего, нужно сказать, что эти стихи ставят перед нами серьезную проблему. Некоторые богословы стремятся упростить ее, говоря, что перспектива отступничества истинно верующих не более чем гипотеза. Отсюда следует, что автор послания рассматривает воображаемую ситуацию так: «Если бы верующие когда–нибудь отвернулись от Христа, обновить их покаянием было бы невозможно, но такого, по всей видимости, просто не бывает».

Я не возьму на себя смелость отбросить это довольно распространенное и вполне искреннее мнение многих исследователей, однако принимаю сторону Филиппа Хьюгза, который считает, что опасность отступничества в этих стихах «реальна, а не придумана, иначе все послание с его бесценным духовным пасторским содержанием нужно было бы просто объявить пустым, бесполезным и бессмысленным. Очевидно, что автор его крайне серьезен. Он обращается к читателям, которые потеряли доверие к Богу и волю упорно идти по христианскому пути (10:35; 12:3,12), что прямо указывает на перспективу их полного отпадения, а в результате — утрату всякой надежды на возвращение».

Во–вторых, эти тревожные строки говорят о конкретном случае, в котором, несомненно, запечатлен урок для современных христиан и неверующих. Однако этот урок нельзя отрывать от исторического контекста иудейско–христианской общины I в. со всеми сопутствующими ей опасностями и трудностями. Мы должны рассматривать Писание, прежде всего, с точки зрения его ценности для первых читателей, а уж затем — в приложении к современным условиям. Главная цель Послания к Евреям заключалась в том, чтобы помочь христианам–иудеям не сойти с пути истинной христианской веры под давлением преследований и не вернуться к старым атрибутам иудейской веры. Ведь это означало бы их согласие с иудейской концепцией, которая объявляет Иисуса богохульником, заслуживающим самой страшной казни. Такая форма отступничества есть серьезное преступление, называемое «хулой на Духа», об опасности которого предупреждал Иисус, когда говорил о том, каким непростительным грехом является попытка приписать благодатное и исцеляющее действие Божьего Духа демоническим силам. Это все равно что называть дело Христа работой дьявола (Мф. 12:22–32). Такие верующие оказывались в опасном для себя положении гонителей Христа, сознательно унижавших Его и громко требовавших: «Распни Его».

Мы сейчас ведем речь не об искренне верующем, который огорчен своим духовным падением, и не об отступнике, который временно потерял интерес к Богу. Мы говорим о жестком противостоянии Христу и Его Евангелию, публичном бунте против христианских ценностей и решительном намерении покончить с делом Христа. Масштаб такой оппозиции четко выражен грамматическим временем, употребленным для описания их деятельности. Эти люди «распинают в себе Сына Божия» (настоящее время) и «ругаются Ему» (настоящее время). Если они решили таким образом ответить на Благую весть Христа о любви и прощении, то их действительно уже «невозможно… обновлять покаянием» (настоящее время).

В–третьих, в этих стихах содержится серьезное предупреждение. Это значит, что нельзя так легко отбросить эти слова вместе с включенными в них ссылками на прошлое как на нечто устаревшее и не имеющее отношения к современности. Мы уже отмечали, что подобные предостережения встречаются на страницах Священного Писания довольно часто, а особенно часто — в учении Иисуса. Возможно, что эти жесткие оппоненты, имевшие первоначально в себе все видимые признаки подлинного христианского посвящения, не были по–настоящему рождены от Святого Духа. Возможно, они убедили окружающих и самих себя в принадлежности Христу, но это так называемое «обращение» оказалось ложным, потому что, как говорится в одной из самых популярных притч Иисуса (Мф. 13:3–9,18–23), некоторые семена упали на почву, способную дать только временные и недолговечные всходы. Это и произошло с отступниками. Вначале семя дало, на первый взгляд, прекрасный плод жизни, но затем под влиянием различных испытаний оно потеряло силу. Семя Божьего слова не достигло их сердец и душ. Иисус говорил, что такие люди тотчас с радостью принимают слово, но в них нет корня, и, когда начинаются преследования за слово, они настораживаются, а потом тотчас отходят в сторону.

Подобно этим, другие, первоначально активно отвечавшие на призыв Христа, потом затормозили свой рост под действием разных сорняков в виде мирских забот и материализма. Тревоги и страсти — враги слова, пробивающие брешь в стене доверия к Богу как заботливому Отцу. Такие предостережения содержатся не только в притчах Иисуса, но и рассеяны по всем книгам Нового Завета, открываясь при анализе поступков многочисленных новозаветных персонажей. Так, разные люди говорили «Господи, Господи» (Мф. 7:21) и исповедовали свою преданность Христу при первой встрече с Ним, а потом остановились, а многие активно обратились против Него. Это Иуда, Димас, Симон Маг. Вместо того чтобы заниматься болезненным самоанализом, лучше бы все верующие испытали себя, чтобы узнать, «в вере ли» они (2 Кор. 13:5; NIV) и «живут ли жизнью веры» (NEB).

Нужно также помнить о том, что наше нынешнее духовное состояние не зависит от воспоминаний о моменте нашего обращения. Многие люди вообще не могут назвать дату своего обращения, да это и не важно. Некоторые приходят к Христу неожиданно и драматично, для других это превращается в медленный и постепенный процесс, подобный процессу постепенного распускания цветка. Иисус сказал: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). В этом весь ответ. Наше спасение зависит не от нашей любви к Богу, а от Его любви к нам; не от нашей преданности Ему, а от Его верности нам; не от нашего следования за Ним, а от Его власти над нами (1 Ин. 4:10,19: Иуд. 24).

И, наконец, мы должны всегда помнить, что, как бы сильно и актуально ни звучали эти слова, они открывают нам истину только частично, так как представляют собой лишь фрагмент всей истины, заключенной в Писании. Если мы хотим возрастать в вере, мы должны наполнять свой разум истинами Божьего слова. Это значит, что, наталкиваясь на непонятные нам стихи Библии, мы должны очень тщательно исследовать их смысл и сопоставлять их с другими местами Писания. Многочисленные искаженные толкования возникают как раз потому, что отдельные стихи вырываются из общего контекста и предлагаются для подкрепления какой–нибудь сырой концепции, которая противоречит другим библейским стихам. Несмотря на всю серьезность предостережения, звучащую в этих стихах, мы должны ясно понимать учение Священного Писания о гарантированности спасения для истинного христианина. Настоящее послание содержит массу таких откровений.

Далее автор выражает надежду на то, что, несмотря на серьезность ситуации, верующие, к которым он обращается, находятся «в лучшем состоянии» (6:9). Он уверен, что они вошли в Божий дом и удостоились Его благословений. Они получили в дар Царство, которое несокрушимо, и, если только будут твердо стоять на христианском пути, обязательно получат великую награду (3:6,14; 12:28; 13:20,21). Многочисленные обетования Нового Завета укрепляют христиан в надежде получить богатое наследие во Христе. Постоянство, верность и все возрастающая любовь к Христу обратят в реальность тот чудесный духовный плод, который Бог взрастил в их сердцах. Любому христианину знакомо сомнение и беспокойство, однако в таких обстоятельствах нам полезно помнить следующее высказывание Самьюэла Рутерфорда, святого XVII в.: «Грешники становятся на якорь и успокаиваются в Боге. Так что, если Бог неизменен (а это так), то и моя надежда крепка… Благодарение Богу за то, что наше спасение поставлено на надежный причал в гавани Христа, Который есть Повелитель всех ветров и штормов!» [33].

Часть III
Наш ответ Богу
10:19–39

17. Призыв к неколебимой надежде

«Итак, братия…» Эти слова, открывающие новый раздел послания, вновь обращают нас к одной из главных целей автора — сказать «слово увещания» (13:22), исходящее из уст заботливого пастора. Автор очень хорошо понимает, что все его искренние усилия донести до верующих бесценные христианские истины не достигнут цели, если не будут увязаны с их обыденной жизнью. Все без исключения новозаветные авторы связывают доктринальное учение с практическими делами. В этом они остались верны традициям ветхозаветных пророков, которые упорно внедряли великие истины в обычную жизнь простых людей, царей и народов; они стремились открыть им социальные, экономические и политические стороны и обязательства их веры. Сам Иисус, величайший из пророков, никогда не умалял значение праведной жизни, ставя ее в один ряд с правильным учением. Какой смысл прославлять Господа устами, если дела наши не свидетельствуют о нашей вере? (Лк. 6:46–49).

В дальнейшем повествовании автор опирается на мощное доктринальное учение, изложенное в первых главах, и сопровождает свои убедительные аргументы наставлениями, ободрениями, разнообразными иллюстрациями и предостережениями. Его читателям дано так много, и они так обильно благословлены, однако, чтобы принять эти благословения и быть достойными их, им придется войти в них (10:19–22), держаться веры неуклонно (10:23–25), не отходить от истины (10:26–35) и проявлять твердость и терпение (10:36–39).

1. Войти (10:19–22)

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20 Который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, 21 И имея великого Священника над домом Божиим, 22Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою…

Автор заложил прочный доктринальный фундамент в разуме своих читателей. Если Иисус — наш Первосвященник, значит мы должны следовать за Ним в святилище. Живя на земле, Он оставил нам вдохновляющий пример для подражания — Он молился. И мы должны делать то же. Сейчас он пребывает на небесах и продолжает Свою молитву (7:25), и мы должны присоединиться к Нему. Эти стихи разъясняют нам, как входить в «святая святых» со своей молитвой, которая должна приноситься с уверенностью, благодарением и искренним сердцем.

1) Входить с уверенностью (10:19)

Через Христа мы обретаем дерзновение, или смелость (3:6; 4:16; Еф. 3:12), что позволяет нам приближаться к Богу «с полною верою» (10:22). Даже в этом отрывке, посвященном практической стороне веры, автор продолжает подчеркивать различия между ветхим и новым заветами. Мы приближаемся к Богу уверенно и радостно, ветхозаветные же верующие делали это с робостью и страхом; мы имеем право «приступать» к Богу, они же нередко были вынуждены держаться на расстоянии (12:20). Только назначенный первосвященник имел право входить в святое место, и только один раз в году; по условиям же нового завета, все христиане (brethren) могут приходить к престолу Бога за помощью в любое время (4:16). Если им требуются новые духовные силы, они должны входить в святилище «с полною верою» или с «верой, достигшей настоящей зрелости» (комментарий Уэсткотта на 10:22). Вера может стать сильной и гибкой, способной переносить все превратности и невзгоды жизни, только если она питается Божьим словом, только если она сосредоточена на Том, Кто является источником и исполнителем Своих обещаний (10:23).

2) Входить с благодарением (10:20,21)

О цене «вхождения» уже неоднократно говорилось в предыдущих главах, и здесь автор не может умолчать об этом. Христианин должен постоянно помнить о пролитой крови Христа, о пути, Им открытом, и о деле, Им совершенном. Этих трех факторов совершенно достаточно для того, чтобы зажечь в наших сердцах благодарность, которая каждый раз при нашем «вхождении во святилище» исторгала бы из наших уст возгласы восхищения и прославления.

Путь, ведущий в святилище, назван новым, потому что он не был известен обычному верующему, поклонявшемуся Богу до прихода Христа. Он также назван живым, потому что, несмотря на Свою смерть, Он жив вечно (7:25). Этот путь открылся чрез завесу, то есть плоть Его. Как тяжелая завеса в храме разорвалась сверху донизу в Страстную пятницу (Мк. 15:38), так и чистое и безгрешное тело Христа было истязаемо ради нас. Его кровь пролилась для того, чтобы доступ к Богу не был закрыт, как в прежние столетия, но открылся бы для всех. Через смерть Христа путь к Богу, ранее скрытый от людей, теперь стал видимым.

Кроме того, христиане благодарны Ему не только за то, что Он сделал, но и за то, что Он продолжает делать сейчас. Он служит им, чтобы удовлетворять их нужды. В настоящее время Он ходатайствует как великий священник над домом Божиим. Для верующих Его дверь всегда открыта, они получают от Него помощь и поддержку и принадлежат Ему, а дом Божий есть не что иное, как христианское сообщество, о чем говорилось ранее (3:1 -6).

3) Входить с искренним сердцем (10:22)

В старозаветное время служащий священник обязан был совершать полное омовение прежде, чем войти в святилище (Лев. 16:4; Исх. 29:4). Когда верующие христиане входят в Божье присутствие, мысли их заняты не внешней чистотой своей плоти, а чистотой своих сердец. Они должны входить с искренним и «полностью открытым» сердцем (Моффатт), но ни в коем случае не механически. Фраза омывши тело водою чистою ассоциируется с образом христианского водного крещения, а возможно, здесь скрыт ненавязчивый намек на тех иудеев, которые продолжали уповать на ритуальные омовения. По всей видимости, наш автор пытается убедить христиан не надеяться на внешние обряды такого рода (9:10), а исповедовать Христа так же, как когда–то в прошлом, при крещении (см. термин «исповедание» в следующем стихе), и Его вечную жертву как источник постоянного внутреннего очищения.

2. Держаться неуклонно (10:23-25)

Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший; 24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; 25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
В данном отрывке содержатся три важные темы, каждая из которых так или иначе уже фигурировала в рассмотренных главах послания.

1) Личное исповедание (10:23)

Вновь внимание читателей обращается на необходимость верности первоначальному исповеданию веры в Христа. Это призыв не только к твердости, но и здравомыслию. В современном мире, который не любит Христа и пренебрегает Его заповедями, в котором Божье слово повсеместно попирается, а христианская вера отбрасывается или как несостоятельная, или как непривлекательная, — в этом мире верующие должны быть «твердыми и неколебимыми» (NEB) в исповедании своей надежды.

2) Взаимное ободрение (10:24,25а)

Поскольку, согласно Посланию к Евреям, христиане являются братьями одной семьи (3:1; 13:1,22), участниками одного общего дела (3:14) и жителями одного дома(3:6; 10:21; 1 Тим. 3:15; 1 Пет. 2:5), на них возлагается ответственность не только «крепко держаться» самим, но также ободрять своих братьев по вере. Джон Уэсли часто напоминал ранней методистской церкви слова своего друга: «Библия не знает, что такое одинокая вера». Автор призывает к братскому общению, но, кроме того, — к активному совместному труду ради Христа. Многие из первых неконформистских общин включали в свой устав следующие слова, под которыми подписывались новые члены поместной церкви: «Мы обязуемся ободрять друг друга в любви».

Неужели этот идеал недостижим в наше время? Под давлением эгоистических и материалистических тенденций современного общества, осознавая потребность в истинно христианском стиле жизни, некоторые верующие отходят от традиционных церквей и уходят в общины. Движение под названием «Люди Иисуса», возникшее в конце 1960–х г, харизматическое движение и призыв Лозаннской конференции 1974 г. стать «твердыми последователями» — все это способствовало популяризации общинного устройства христианской жизни. Дерек Тидбол[58] показал, что, хотя библейские доводы в пользу церковных общин не кажутся очень убедительными, практические интересы не позволяют отмахнуться от этого вопроса. Он замечает, что сторонники общин исходят из прагматических соображений, касающихся источников существования и взаимоотношений. Во–первых, это касается финансовых средств, что немаловажно в материалистическом окружении, особенно если лишние деньги можно потом раздать нуждающимся. Кроме этого, есть еще духовные и эмоциональные аспекты. Защитники общины утверждают, что она способна удовлетворить неотложные нужды людей, создать условия для дружеского общения, о чем ясно и конкретно говорится в анализируемом отрывке послания.

Такая позиция может расцениваться как прямой вызов современной церкви, которая становится такой же материалистичной и эгоистичной, как светское общество. Это происходит оттого, что многие люди не находят в наших церквах тепла, заботы и внимания, то есть того, ради чего они оставляют организованные или традиционные церкви и поворачиваются к религиозным общинам и домашним собраниям, в которых по–настоящему ищут более близкого общения в атмосфере любви и заботы друг о друге. Несмотря на опасную склонность руководства к авторитаризму, замкнутость и слабость евангелизационной проповеди, свойственные некоторым из христианских общин, их искреннее сострадательное отношение и стремление помогать нуждающимся выгодно отличает их от церквей. А это побуждает последних пересмотреть свои приоритеты и изменить направление своей деятельности, если они препятствуют сближению Божьего народа и превращению его в братство, основанное на принципах любви, заботы и служения другим.

Важно отметить, что автор Послания к Евреям наверняка осудил бы сепаратизм и разделение на группы любого типа. Мы уже говорили, что, по мнению некоторых комментаторов, это послание было адресовано группе верующих, находящихся на грани отделения от братьев–христиан поместной церкви. Автор напоминает нам о том, что недостатки в церкви являются прямым поводом к серьезной молитве, глубокому размышлению, дружеским дебатам и объединенным действиям с целью исправлять, а не убегать от них. Замечание Кальвина на эту тему звучит сегодня не менее актуально, чем в XVI в.: «Все мы так неуживчивы, что, если бы была наша воля, каждый из нас создал бы свою собственную церковь… Все мы должны понимать, что мы нуждаемся в любви, а не в ненависти, и не должны отделяться от тех… кто соединен с нами общей верой».

3) Духовная активность (10:256)

Верующие должны проявлять особое усердие в служении поощрения и наставления друг друга в любви, потому что их возможности для этого и безграничны, и ограничены одновременно. В настоящее время существует огромный простор для служения, однако надо помнить о приближении дня оного, когда мы уже не сможем свидетельствовать и служить. Когда наступит этот День, мы можем пожалеть о том, что не сделали всего, что могли. В контексте возвращения Христа автор вводитдва предписания для верующих: ободрять друг друга и не оставлять свои христианские собрания.

3. Держаться ближе (10:26-35)

В этом отрывке авторский призыв держаться исповедания упования неуклонно (10:23) звучит с максимальной силой и выразительностью, он всеми силами старается убедить верующих держаться ближе к церкви, однако выражает опасение, что некоторые уже отошли (10:26). У него есть два способа образумить таких людей и вернуть их к горячей и стабильной вере: он напоминает им о судьбе отпавших, с одной стороны, и о судьбе претерпевших все испытания до конца, с другой.

I) Предостережение: помнить о судьбе отпавших (10:26-31)

Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27 Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, 29 То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ?ЗОМы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой». 31 Страшно впасть в руки Бога живого!

Некоторые активные христиане, знакомые автору и читателям, либо вообще не получили должного наставления от своих собратьев по вере, либо просто на него не отреагировали. Такие верующие начали отходить от основных истин (2:1), затем они «оставили собрание свое» (10:25), затем их стали посещать различные сомнения, перешедшие в неверие и окончившиеся упорным противостоянием Христу и Его народу. Кальвин указывает, что здесь речь идет не о слабоверующих и не о согрешивших и сожалеющих об этом:

«Апостол говорит не об упавших любого рода, а о тех, которые оставили церковь и отделились от Христа… Между отдельными срывами в жизни верующих и тотальным отчуждением, которое имеется здесь в виду, огромная разница… Он говорит, что уже не остается жертвы за тех, которые отвергли смерть Христа, потому что отвержение это происходит уже не от конкретного согрешения, а от полного отказа от веры». Эти отступники отбросили прочь вечные благословения триединого Бога.

Они отвергли Божью истину (10:26–28; рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Если когда–то они с жадностью принимали ее и подчинялись ей, то теперь они стали ее противниками и произвольно грешат. Истина, принесшая им весть о спасении и проповеданная им (2:3,4), теперь не нужна им. Здесь, по–видимому, имеются в виду те иудеи, которые раньше уверовали в Христа, но не смогли веру «сохранить до конца» (3:14) и под давлением трудностей, описываемых несколько ниже (10:32–34), вновь скатились в иудаизм.

Во второй половине I в. разрыв между иудеями и христианами стал заметно увеличиваться. Вначале многие посвященные иудеи, включая священников, были обращены в христианскую веру и признали Иисуса Мессией и Спасителем (Деян. 6:7). Затем религиозные начальники в целом (Деян. 6:9–14; 7:54) и Савл из Тарса, в частности (Деян. 8:1 –3; 9:1,2), развернули активную кампанию гонений против церкви. После своего обращения Павел использовал синагогу как плацдарм для своей евангелизационной деятельности (Деян. 13:14–44; 14:1; 17:1–4,10–12), но иудейские лидеры, одержимые завистью, начали поносить Павла и выгнали его из своих синагог и городов (Деян. 13:45,50; 17:5,13; 18:6-8). Но вскоре возникли проблемы во вновь организованных им церквах. Некоторые иудеи, признавшие Христа Мессией, учили христиан, что, хотя они и под благодатью, но все же не имеют права оставлять иудейские обряды, предписанные законом (Гал. 3:1–5; 5:1–7; Флп. 3:2–9). Письма к семи церквам Малой Азии, написанные Иоанном на острове Патмос, показывают, что позднее в некоторых частях Малой Азии иудеи активно преследовали христиан (Отк. 2:9,10; 3:9,10).

Когда появилось Послание к Евреям, столкновение религиозных интересов настолько сильно обострилось, что некоторые христиане вернулись в иудаизм с его упованием на обрядовые церемонии и «мертвые дела» (9:14). По закону ветхого завета отступник был обречен на физическую смерть (10:28; Втор. 17:2–6), а по новому завету, отвергнувшие истину тем самым выбирают для себя худшее наказание — вечную смерть (10:27,29).

Они попирают Сына Божия (10:29а). Когда–то они признавали Христа и доверяли Ему. Теперь они не верят в то, что Он есть Сын Божий, и фактически оскверняют драгоценную кровь, пролитую за них. Отвергнув жертву Христа, они отвергли жертву, способную очистить их от греха и искупить их вину. Перевод осквернили адекватно передает состояние упорного антагонизма и неприятия (рассуждения автора основаны на английском переводе Библии. — Примеч. пер.). Это значит, что они бросили сокровища христианства себе под ноги. Это же слово дважды встречается в учении Иисуса, когда Он говорит о потерявшей вкус соли, которую можно только «выбросить… вон на попрание людям», или о жемчуге, который свиньи «попрали… ногами своими» как нечто негодное. Вот как отнеслись эти отступники к Иисусу Христу, драгоценнейшему дару Бога Своему народу (Мф. 5:13; 7:6).

Они Духа благодати оскорбляют (10:296). Святой Дух здесь назван Духом благодати, ибо, по замечанию Кальвина, именно через Его служение «мы получаем благодать, даруемую нам во Христе». Перевод оскорбляют передает глубочайшее личное презрение. Благодатный Божий Дух иногда наталкивался на такую реакцию. Ему, снисходящему на грешников с милостью и любовью, двери открываются далеко не всегда. Оскорбляющие Святого Духа сами приговаривают себя тем, что отказываются от единственного пути к прощению (Мк. 3:28–30). Эти люди пренебрегают учением Священного Писания, его предупреждениями (10:30; Втор. 32:35,36), его призывами (3:7–13). Вместо того чтобы смиренно предать себя в руки любящего Бога (Втор. 33:27; Лк. 15:20), они предпочли впасть в руки Бога, Который будет их судьей (10:31; 12:23).

Источник: Браун Р. Послание к евреям. СПб.: Мирт, 2002, избранные фрагменты.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s