КАК ПРИЙТИ К БОГУ

Как прийти к Богу

Вильгельм Буш

Источник: Буш В. Приди домой. CLV. Без года издания. Избранные главы.

«У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Евангелие от Луки 15:11-24).

Большое открытие
«Еще сказал: у некоторого человека было два сына» (От Луки 15,11).
Апостол Павел однажды выразил суть Евангелия такими странными словами: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2,9). То есть, Евангелие не представляет собой какие-либо догмы, выдуманные Церковью, которые она упрямо и настойчиво пытается навязать другим.

Напротив, в Евангелии речь идет о новых, неслыханных вещах; не о вещах, открытых глазом исследователя; не о вещах, услышанных каким-либо любопытным ухом; не о вещах, выдуманных сердцем человека. Евангелие говорит о совершенно неслыханных вещах, можно сказать: об «открытиях», «разоблачениях». Если где-то что-то раскрыли, значит, сначала там что-то скрывали. Там, где раскрыли растрату, сначала что-то скрывали, утаивали. Поэтому разоблачения могут быть очень неприятными. Думаю, что люди потому ненавидят Библию, что им неприятны ее разоблачения. Сегодня я прочитал лишь один стих из Библии. Но какие великие истины содержатся в нем!

Большое сокрытие
Библия говорит нам, что после грехопадения состоялось всеобщее «сокрытие». Суть греха состоит в том, что он окутывает все тайной и мраком. До грехопадения все было светлым, ясным, ярким. Но потом произошло грехопадение. И все было окутано мраком. Причем страшно то, что сам Бог участвовал в этом. До грехопадения мы читаем, что Бог открыто ходил среди людей. Но грех привел к тому, что Бог сокрылся, стал невидимым Богом. Да, он невидимый Бог. Люди ищут Его под разными масками. «Бог в природе!» Но Он не там. «Он наверняка в больших международных событиях!» Но там совсем иные силы. «Во мне самом Бог!» Но в себе самом найдешь все что угодно, только не Бога.

Бог сокрыт. И там, где он появляется, это происходит в столпе облачном, который также скрывает его. Даже когда Он явился в Сыне, то Сын Божий был сокрыт в образе раба. И разум не познает Его.

Но не только Бог сокрыт. Сатана тоже. Он не может скрываться как Бог. Поэтому он прикрывается маской. Библия говорит: «Сатана принимает вид Ангела света». Он говорит о религии. Он утверждает, что хочет дать людям истинную свободу и человеческое достоинство. Но после того, как он отнимет у человека всякую опору, сделает его распущенным и безбожным, человек восклицает подобно героине в «Фаусте»: «Но — все, что меня к этому толкало, Боже! было так хорошо! ах, так приятно!»

Но не только Бог и ад занимаются «маскировкой», но прежде всего человек. После грехопадения Адам спрятался за кустами в саду. Это было еще примитивно. Теперь мы научились маскироваться лучше. Безбожник говорит о новых научных и религиозных познаниях. Жадный утверждает, что он экономный. Ленивый говорит: «Не хочу быть карьеристом». Бессердечный, черствый человек говорит, что его неправильно понимают.

Порочный хвалится своей витальной человечностью. Клеветник называет себя «другом истины». Грешник лжет, его девиз: «Я поступаю правильно и никого не боюсь». Постоянно озабоченный говорит, что он, мол, надежный и верный в земных делах.

Какой карнавал! Какой маскарад! Впервые поняв это, кажется, что должен просто задохнуться в этом мире масок и притворств.

Где истина? Где свет? — Скажу вам: в Слове Божием. Слово Божие означает большое открытие. В нем открывается Бог, и сатана, и человек. Это Слово Божие — читающий его ликует: «Твое Слово дает мне познание» и «В Твоем свете мы видим свет!»

Бог раскрывает себя
«Отец имел двух сыновей». В одном этом слове раскрывается Бог. Кто есть Бог? Бог — это не «высшее существо», «судьба», «провидение», «сила природы». Бог — это «отец». Ни один человек не познал этого сам. Евангелие раскрывает это. Бог — это «отец». Как пояснить значение этого слова? Мы знаем только земных отцов. И по сравнению с Богом это лишь плохие отцы.

Сидя однажды в тюрьме, я успокоил свое сердце в сильной борьбе. Было тихо вокруг и тихо во мне. Вдруг я услышал на улице горький плач ребенка. Я не видел его. Я только слышал его. По ошибке я подумал, что это один из моих детей. Внутренний покой был нарушен. Сердце бушевало во мне. И в этот момент я понял, что означает «отец»: это когда твое сердце пылает любовью к детям, когда любишь их больше всего на свете.

Бог — «отец». А мы — Его дети. Его злые дети. Убежавшие от Него дети. Но — Его дети. Какое блаженное откровение Евангелия!

Дети могут уйти от своих родителей. Мужья — как это ни прискорбно — оставляют своих жен. Друг может покинуть друга. Но может ли отец оставить своего ребенка?

Библия рассказывает потрясающую историю об Авессаломе, восставшем против своего отца Давида. Давиду пришлось бежать, состоялась ужасная борьба. И в этой борьбе Авессалом погиб. Получив весть об этой победе, Давид не почувствовал и капли радости. Он горько заплакал и запричитал: «О сын мой Авессалом! Кто дал бы мне умереть вместо тебя!»

И Бог — это «отец», совсем другой «отец», чем мы это понимаем. Знаете, почему мир такой несчастный? Потому что он пытается жить без Отца. Посмотри на Голгофу, заблудившееся дитя Божие, посмотри в умирающее лицо Спасителя! И ты увидишь, как сердце Божие болит за тебя. Блажен, кто может петь со святыми: «О сердце Отцово, о свет и жизнь! О верный пастырь Иммануил… Я не хочу больше сам управлять собой. Пусть Отец ведет свое дитя».

Разоблачение человека
Да, эта история разоблачает и человека, меня и тебя. «У некоторого человека было два сына». Эти два сына представляют все человечество. Каждый найдет свое изображение в одном из обоих сыновей. Что же такое человек? Бог — это истинный Отец. Являемся ли мы истинными детьми? Нет. Оба сына злые, черствые, отпавшие дети. У обоих сломанные отношения с отцом. Оба видят в нем лишь врага или обузу. Таковы мы. Бог для нас обуза. Нам было бы приятнее поделить мир без него.

Есть только два сына. Только два сорта людей. Один сын убегает и живет легкомысленно без отца. Второй остается дома. Но для него важен не отец, а вознаграждение.

Таковы мы! Такими разоблачает нас Библия. Здесь одновременно разоблачается существо мира. Что такое мир? Ужасно разрушенная семья Божия. Каждая газета представляет собой сообщения о разрушенной семье Божией.

Возможно, кто-нибудь спросит: «Это и есть Евангелие? Эта тяжелая невыносимая истина о том, что мы — разрушенная семья Божия, в которой отец прячется и маскируется, а дети погибают в горе, страданиях и грехе?»

О нет! Евангелие говорит больше. Оно возвещает: Бог открылся нам. Отец послал своего первородного Сына, чтобы Он сжалился над нами. Поэтому Иисус пришел в мир, умер и воскрес, чтобы восстановить разрушенную семью Божию.

Оставьте свое упрямство, свое сопротивление! Вернитесь домой! Верьте в Сына! О том, кто верит в Сына, можно сказать: теперь он в семье Божией больше не чужой и не пришелец, а член семьи.

Поэтому Церковь Иисуса имеет такое большое значение в мире, потому что она является новым началом семьи Божией. Она является большим обетованием будущего во всем горе и нуждах мира.

«У некоторого человека было два сына». О, если бы мы стали истинными детьми Божиими: смиренными — но исцеленными; полными раскаяния — но вернувшимися домой; некогда заблудившимися — но «теперь возвратившимися к Пастырю и Блюстителю наших душ»! …

Жизнь вдали от Бога
Во многих моих беседах с людьми о спасении души я часто сталкиваюсь с роковой ошибкой. Невозрожденный человек говорит: «Я тоже верю в Бога». Ах, милые друзья, если бы дело было в этом! Блудный сын тоже верил в отца. Он ни секунды не сомневался в том, что где-то вдали существует отец. Но все его несчастья возникли потому, что он был далеко от отца. Так же обстоит дело с нами. Верим ли мы в существование Бога или нет — это совершенно неважно. Перед нами стоит вопрос: имеем ли мы мир с Богом? Живем ли с Богом и силою Божией?

Наш текст показывает нам жизнь вдали от Бога. Вернее, наш текст показывает нам, куда ведет жизнь вдали от Бога. Жизнь вдали от Бога имеет также и веселую и радостную сторону. Об этом рассказывается вначале: «Пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». Там жизнь била ключом. И весело правили три истинных властителя мира: вожделение глаз, плотские похоти и высокомерие. Но это длилось лишь короткое время. Потом обнаружилось, что в действительности означает жизнь вдали от Бога…

Да, так это происходит. Сначала мир кажется таким прекрасным. Но когда нужда коснется души, тогда замечаешь: этот мир тоже голодает! Вокруг одни умирающие, голодающие души! Душа живет только Словом Божиим. И Спасителем душ, который сказал: «Я — хлеб жизни». Но эту пищу мир отверг. Не удивительно, что теперь настал духовный голод. «И настал великий голод в той стране». Этот голод начался. Мы читаем о нем в книге пророка Амоса 8,11-13: «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши».

Жалкий мир! Как хорошо детям Божиим. «Праведник ест до сытости» (Притчи 13,25). Они имеют хлеб жизни: Иисуса. И они радуются: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнию моею» (Псалом 27,7)…

Так происходит с грехом. Сначала мы играем с ним. Потом он господствует над нами и унижает нас. Сначала мы хотим — потом мы должны. Сатана сначала всем обещает свободу, потом заковывает в цепи. Что толку от того, что блудный сын скрежещет зубами о своем унижении! Он должен жить в мире нечистоты…

Начинаешь тосковать по отцу
Замечательно, когда человек осознает, как жалок он без Иисуса. Но для «пробуждения» этого мало. Многие люди осознали свое жалкое положение и все же не продвинулись дальше. Упомяну безбожного философа Вольтера, с которым часто общался Фридрих Великий. Вольтер сказал: «Я желал бы никогда не родиться». А Гете, имевший все, чего душа пожелает, богатство, славу, почет, сказал Экерману: «В принципе, моя жизнь состояла только из труда и хлопот. Могу сказать, что за мои 75 лет у меня не было и четырех недель настоящего удовольствия. Было вечное скатывание камня, который нужно было вновь и вновь поднимать». Это подобно тому, что говорит блудный сын: «Я умираю от голода». И все же эти люди не продвинулись вперед. Почему? Потому что они не задались вопросом: «Почему я такой несчастный?»

О беспокойное, лишенное мира человеческое сердце! Спросил ли ты себя когда-нибудь: «Почему я такой несчастный?» Блудный сын знал ответ: «Потому что я так далеко от отца». Он сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода». Настоящее пробуждение — это когда человек начинает тосковать по своему Спасителю.

Приходилось ли вам когда-нибудь тосковать по кому-либо? Думаю, что наше суровое время почти незнакомо с этим чувством. Когда я был еще маленьким мальчиком, родители моего друга пригласили меня провести каникулы в их загородном доме. С большой радостью я поехал с ними. Приехав туда, я начал скучать по дому. Как они только не старались обрадовать и развлечь меня! Но ничто не помогало. Однажды по дороге в церковь почтальон вручил мне письмо. Оно было от моей младшей сестренки. Она еще толком не умела писать и написала лишь две строчки с буквами «и» и «е». Но это жалкое письмецо потрясло меня. Я сидел в церкви и горько плакал.

Так происходит с пробудившимся сердцем. Раньше человек, может быть, дискутировал о христианстве и говорил много умного. Но сердце оставалось холодным. Но если сердце пробудилось, тогда знаешь только одно: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Псалом 41,2). Тогда каждый зов, каждое движение доброго

Пастыря волнует сердце. Если такое сердце наполнится тоской по Иисусу, тогда мир пытается отвлечь нас и утешить. Горе нам, если ему это удастся! Блаженная тоска по Иисусу! Блажен тот, кто испытает такое пробуждение. Он находится на правильном пути. Там, где сердце испытывает тоску по Иисусу, там начинается жизнь. Такое сердце вселяет надежду.

Нелегкое решение
Инспектор одного миссионерского общества Хоффманн рассказал нам как-то о том, как проводилось крещение в Новой Гвинее. Аборигены разжигали там большой костер, и желающие креститься подходили к костру и бросали в него свои идолы и предметы колдовства. Однажды на таком празднике крещения к костру медленно и нерешительно подошла одна женщина. В руке она держала идолы. С этими идолами она практически выросла в доме своих родителей. Ее сердце часто полагалось на них. Теперь она стояла у костра, с идолами в руках. На ее лице отражалась ужасная внутренняя борьба. Внезапно она швырнула идолы в огонь и упала в обморок.

Блудный сын не упал в обморок. Но он пережил подобное. Подумайте, как он ушел из дома! А теперь это возвращение: «Встану, пойду к отцу моему». Это означает: разведу огонь и брошу в него: всю любовь к миру, прельстившему меня, всю гордость и высокомерие, гнавшие меня из дому, всю самонадеянность; да, все мое прошлое брошу туда, все мои заносчивые планы, все дикие страсти, все связи с друзьями — в огонь и конец с ними! А потом сдамся на милость отца.

Он принял решение: «Встану, пойду к отцу моему». Итак, обращение к Богу — это нелегкое решение. Это не для легкомысленных сердец. Это не для людей, желающих иметь немного христианства. Это решение нужно принимать всерьез. И все же я советую принять это нелегкое решение…

Покаяние — это признание
«Отец, я согрешил». Это самое трудное предложение, которое может сказать человек.

В начале прошлого столетия в Штутгарте жил благословенный священник Данн. Как-то он встретил одного члена общины, портного, и спросил: «Почему Вы никогда не приходите к причастию?» Тот ответил: «Да, видите ли, господин священник, я неохотно прихожу, потому что на исповеди нужно говорить: я бедный грешник». Священник сказал: «Тогда говорите: я высокомерный портной».

Мы так хорошо понимаем портного! Я думаю, что это самая большая и самая трудная часть работы для Духа Святого — убедить человека воздать должное истине и сказать Богу: «Я согрешил». Обратите внимание: блудный сын не сказал: «Я допустил ошибки. Прошу прощения». На такое признание мы еще как-нибудь согласились бы. Нет, речь идет о тяжелом, ненавистном слове «грех». «Я согрешил». Блудный сын не говорит также: «Я, видать, ошибся. Но в этом виноваты люди и обстоятельства». Такие признания в грехах бесполезны.

Он не говорит: «Все мы грешники». Нет, он говорит теперь о себе. «Я согрешил». Слово «Я» здесь важно.

Однажды к одной старушке пришел священник. Читая ей Послание к Римлянам, он дошел до места: «Все согрешили». Тут женщина кивнула. Священник посмотрел на нее и спросил: «Так ли это?» «Да, это так». «Тогда признайтесь же в своем грехе». Тут женщина вскипела: «Кто вам наговорил про меня? Я почтенная женщина. Я не сделала ничего плохого!» -Вот так. Мы соглашаемся, если говорят: «Все мы грешники». Но блудный сын говорит: «Я согрешил». И это «Я» важно.

Мы не найдем покоя, пока не будет сказано это слово. Давид в 31 псалме говорит: «Когда я молчал, обветшали кости мои… Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя… И я открыл Тебе грех мой». Блажен, кто облегчит свою совесть. Здесь я должен сказать еще одно. «Я согрешил». Это расставание с грехом. — Однажды я говорил с одним высоким чиновником о духовных вещах. Тогда он сказал: «Да, да, теперь я иногда хожу в церковь. Знаете, бывают моменты, когда нуждаешься в утешении». Затем он добавил: «Знаете, у меня была солнечная молодость». При этом он подмигнул мне, его лицо выражало столько подлости, что я понял, что он имел в виду. Видите, он немного изменился. Но он еще находил удовольствие в грехе. Это не покаяние. У блудного сына было по-другому. «Я согрешил». Это был испуг. Это было горе. Это было отвращение. Это было расставание с грехом…

«Я уже недостоин называться твоим сыном». Мы уже слышали: блудный сын больше не находил удовольствия в своих делах. Но отвращение шло еще глубже: «Я уже недостоин», это означает: он больше не находил удовольствия в самом себе.

Самая большая сила в жизни каждого человека — это расположение к самому себе, себялюбие. И только тогда может произойти покаяние, когда это себялюбие подорвано. Какая сила Духа Святого нужна для того, чтобы себялюбие человека было поколеблено и он потерял удовольствие в самом себе!

Здесь я должен кое-что добавить. Мир глумится над этим и называет низким рабским мышлением, если человек говорит: «Я недостоин…» Что нам ответить на это? Правда, даже если она унижает, всегда лучше, чем самомнение…

Некоторые думают, Бог должен радоваться, если они, наконец, придут к нему. О нет! Бог вовсе не должен радоваться! Наши права на Бога мы все уже давно потеряли. Если кто обратится, то он делает это только в надежде на милость.

«Встал и пошел к отцу своему». Он не имеет права возвращаться домой. И все же — и все же, у него есть право, он может вернуться. Так как он — сын. Хоть и нехороший, блудный сын, но тем не менее «сын». И это дает ему смелость вернуться. Как бы далеко от отца сын не расточил свое имение с блудницами — он остался сыном. Об этом он вспомнил. И поэтому он осмелился.

Так же обстоит дело и с нами. Между каждым из нас и Богом есть тайная связь. Какой бы человек не был наглый, безбожный и злой, может быть, он даже отрицает Бога и глумится над Ним — он все равно создание Божие, получившее от Него жизнь. И кровь связывает его с Богом, а именно: кровь Иисуса Христа, пролитая и за него. Ты создание Божие, Его идея. И для тебя Он отдал Иисуса на смерть. Поэтому ты имеешь право обратиться к Нему.

«И когда он был еще далеко, увидел его отец его» (Евангелие от Луки 15,20).

Кто регулярно и внимательно вместе с нами изучал историю о блудном сыне, тот заметил, что мы так мало слышим об отце. Отец молчал, когда сын присвоил себе его имущество. Молчал, когда сын ушел в дальнюю страну. Молчал, когда сын расточал его имение с блудницами. Молчал, когда сын был в нужде.

Так и Бог. Можно отказаться от Бога. Можно нарушать Его заповеди. Можно жить без Него. Бог молчит при этом! Но тогда жизнь складывается как у блудного сына. Над такой жизнью словно неизбежный закон стоит слово, которое Иеремия сказал своему отпавшему народу: «Познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа, Бога твоего» (Книга пророка Иеремии 2,19).

Великий итальянский поэт Данте описал в своей поэме «Божественная комедия» путешествие в ад. В ней он говорит, что над вратами ада написано: «Входящий сюда должен оставить всякую надежду». Я думаю, что над вратами ада написаны слова: «Познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа, Бога твоего».

Блудный сын испытал это. Но — он еще не был в аду. Он еще мог вернуться. И он сделал это. И только тогда мы, наконец, слышим что-то об отце. Рассмотрим подробно эту часть текста, так как каждое слово здесь важно. Ведь здесь мы узнаем, каков действительно триединый Бог.

Ожидание отца
Когда блудный сын был еще далеко, отец увидел его. Он увидел его не случайно. Иначе он не увидел бы его уже издалека. Нет, отец ждал сына. Есть прекрасная картина художника Бюрнана. На ней нарисована плоская крыша большого богатого дома. На крыше стоит отец. Он всматривается вдаль. Он заслонил глаза рукой, чтобы лучше видеть. Ему безразлично, что творится вокруг. Вся его фигура выражает ожидание.

Видите, в этом тайна жизни блудного сына. Когда он ушел, отец смотрел ему вслед. В тот момент началось ожидание. Отец ждал. Сын попал в нужду. Отец ждал.

Знаете ли вы, что эта тайна есть и в вашей жизни? Твой Бог ждет тебя. Он как бы молча осаждает тебя.

Разрешите мне использовать совершенно глупый пример. При полете на планере для старта используют резиновый канат. Его можно вытягивать на большую длину. Божье ожидание — такой резиновый канат, которым Он обмотал наше сердце. Ты можешь далеко вытянуть его. Ты можешь убежать. Но Божье ожидание подобно тихой, сильной тяге.

Здесь я должен сказать: этот резиновый канат можно и разорвать. Тогда больше не будет возможности вернуться. Для такого человека нет никакой надежды. Есть люди, которых Бог больше не ждет. «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1 послание Иоанна 5,16).

Ожидающий Бог! Таким изображает Его нам Библия. В двух местах в Библии написаны потрясающие слова: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (Послание к Римлянам 10,21, сравни: Книга пророка Исайи 65,2).

Или же Библия показывает нам Бога в виде виноградаря, ждущего, не принесет ли виноградник плодов (сравни: Евангелие от Иоанна 15).

Апостол Петр показывает нам, что Бог приготовил план конца света. Однако Он придерживает его исполнение и терпеливо ждет, не вернется ли еще тот или другой человек. Петр говорит: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 послание Петра З,15).

Зоркий глаз отца
Отец в данной притче — это Господь Иисус. В этом Иисусе Бог открывается всем нам. Посмотрим, каким зорким глазом обладает наш Спаситель. «Когда блудный сын был еще далеко, отец увидел его». Таков наш Спаситель. Он видит разбитые сердца, неспокойную совесть, грешников, желающих спастись. Войдя в сопровождении большой толпы в Иерихон, Он увидел на смоковнице Закхея, который так страстно желал спасения.

Придя в большую больницу при купальне Вифезда, Он прежде всего увидел там лежащего в углу мужчину, болевшего 38 лет. Вися умирая на кресте, Он видел разбойника на кресте, не желавшего умереть во грехах. А в 1918 году Он среди тысяч и тысяч солдат на фронте увидел меня, когда моя отягощенная совесть жаждала прощения. Есть ли среди нас блудное дитя, желающее обрести мир с Богом? Твой Спаситель заметил тебя в этом большом собрании. Иди спокойно с Ним домой и обсуди с Ним с полным доверием вопросы твоей души.

Любовь отца
«…и сжалился» (Евангелие от Луки 15,20)
Если какой-либо народ переносит тяжкие нужды и страдания, тогда рассудительные люди все больше задаются вопросом: «Может быть, эти страдания — суд Божий? Может быть, Его рука направлена против нас и Его гнев разгорелся против нас?» И если рассудительные люди в этом народе ответят на этот вопрос утвердительно, то они зададут себе второй вопрос: «Что нам сделать, чтобы склонить Божье сердце к милости, чтобы Он снова был милостив к нам?»

Да, над этим вопросом стоит задуматься: Как может человек склонить к себе сердце Божие? Писание дает нам ответ: путем обращения к Нему. Однажды Господь послал пророка Иону в безбожный город Ниневию. Он проповедовал: «Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена». Что сделал царь Ниневии? Он не посмеялся над этим. Не приказал выгнать Иону. Не устроил никаких молельных процессий к своим идолам. Нет! Он приказал, чтобы «каждый обратился от злого пути своего… Может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». Так и случилось: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Иона 3, 8-10).

То же самое мы видим у блудного сына. Когда сын вернулся, отец воспылал любовью к нему. Обращение грешника трогает сердце Божие. Но рассмотрим же поближе наше сегодняшнее слово: «… и сжалился».

Скорбь отца
Отец стоит на крыше своего дома и видит возвращающегося сына. Какая жалкая картина! И он вспоминает другую картину: он видит сына, каким тот был, когда уходил из дома. Гордый, упрямый, сияющий молодой человек. И он видит, как тот уходит — энергичный, полный сил юноша во цвете лет. А теперь! Какая жалкая картина! О мир! О грех! О сатана! Как вы изувечили моего сына!

«Он сжалился». Его сердце исполнилось скорби и печали. Так Бог скорбит о человеке. Он создал человека совершенным. «Бог сотворил человека по образу Своему». Он сотворил его в полной свободе, как создание, умеющее выбирать между добром и злом. Но уже первый человек выбрал зло. И вот «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными» (Псалом 13,2-3). Грех, страдания и смерть пришли теперь к власти. Поэтому Божье сердце полно скорби.

«Он сжалился». Мы уже слышали, что под «отцом» в этой притче Иисус имел в виду Самого Себя. Рассказывая эту притчу, Он посмотрел на мытарей и грешников, пришедших к Нему. И Ему было жаль их. И Он посмотрел на фарисеев и книжников. Те ворчали: «Он принимает грешников». И Ему было жаль их. Он смотрит на нас — и Ему жаль нас. Таков Господь Иисус!

Любовь отца
История о блудном сыне — очень печальная история, если смотреть на сына. Но это очень радостная история, если смотреть на отца. Но не бывает ли так всегда? Если смотреть на людей, на их поведение и поступки, и особенно, если смотреть на себя самого, то наше сердце не может быть иначе, как отягощенным и удрученным. Но если мы посмотрим на Иисуса, тогда мы можем облегченно вздохнуть. Тогда наше сердце исполняется радости. Будем же смотреть на отца в этой притче!

«И он сжалился». Заметили ли вы, что в этом месте история о блудном сыне становится совершенно невероятной? Представьте себе эту ситуацию: сын попрал ногами любовь отца. Все его заповеди он игнорировал. В конце концов он ушел, не попрощавшись. Вдали от дома он самым скверным и легкомысленным образом расточил все свое наследство. А теперь он голодный, бедный, оборванный. Теперь он вернулся.

Представьте себе на месте отца какого-нибудь крестьянина. Черты его лица становятся жесткими. Он зовет собаку и прогоняет оборванца со двора. Так это бывает. Это свойственно человеку. Но то, что рассказывается здесь — это свойственно Богу. Здесь Господь Иисус простыми словами провозглашает Евангелие: Иисус любит грешника. Я не могу это объяснить. Я даже совершенно не могу этого понять. Я лишь могу возвещать об этом: Иисус любит вас — вас, мучимых совестью, вас, не могущих нигде найти мир. Ты можешь петь вместе со всеми спасенными и принятыми детьми Божиими: «Я заслужил только гнев, а Господь оказал мне милость»…

Он побежал ему навстречу
Библия возвещает нам действительно неслыханные вещи: Бог бежит человеку навстречу. Но обратите особое внимание: только навстречу грешнику, отвернувшемуся от своего грешного пути. Никак иначе! Показывая нам Бога как царя мира, держащего в Своей руке все народы — а Он и сегодня такой! — Библия говорит: «Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем» (Псалом 46,9). Библия говорит и о том, что Бог однажды поднимется, но только для того, чтобы судить: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его» (Псалом 67,2). Но что Бог бежит и прыгает, это происходит — да, для кого же? Для великих мира сего? Или для хороших людей? Для благочестивых? Для святых? — О нет! Это происходит для грешника, обратившегося к Богу. Какое чудо милости Божией!

Ведь тому есть важная причина. Никто не вернулся бы домой, если бы Бог не делал этого. Ведь Бог знает то, что и мы все знаем: при возвращении последний шаг — самый тяжелый. Блудный сын пошел домой. Вот он уже дошел до ворот усадьбы. Там он остановился. Сердце его сильно билось. Сейчас его увидят батраки и служанки, которые помнят, с какой гордостью он уходил из дому. Да, а теперь он должен предстать перед отцом во всей своей ничтожности. Он медлил. Как труден этот последний шаг!

Как-то я прочел небольшую историю об одном человеке, который тоже в гневе ушел из дому, в Америку. В один прекрасный день его потянуло домой. Он отправился в дальнее путешествие и вернулся в родную деревню. Но увидя отцовскую усадьбу, он свернул с дороги. Весь вечер он просидел, спрятавшись, на кладбище, у могилы своей матери. И когда наступила ночь, он снова ушел. Он не смог сделать последний шаг.

Как много здесь таких людей, которые то же самое переживают со своим Богом! Поэтому Бог бежит грешнику навстречу. Евангелие — это весть о том, что Бог бежит навстречу грешнику. Он бежит нам навстречу в Иисусе, Своем дорогом Сыне. Как чудесно с Божьей стороны, что Иисус умер за нас, прежде чем мы познали Его, прежде чем мы были рождены! Да, Бог бежит нам навстречу намного дальше, чем Он выражает это в притче. Он бежит нам навстречу «в разгаре» нашей мирской и грешной жизни, через Святого Духа, который увещевает нас, предупреждает, зовет и влечет. Он бежит нам не только навстречу, он бежит нам вслед, чтобы спасти нас. «Поэтому он снова и снова стучит в дверь нашего сердца».

Он пал ему на шею
Это важный момент в нашей притче. Понявший это понял Евангелие.

«Пал ему на шею». Подумайте только, откуда пришел блудный сын! В нищете и голоде он очутился у свиней. Не думаю, что свинопас очень чисто одет или даже пахнет одеколоном. Да, свиньи считались нечистыми животными. Кто ел свинину или работал со свиньями, тому нельзя было заходить в храм. И я думаю, что было бы все еще замечательно, если бы отец сказал: «А, ты вернулся? Ну что ж, помойся сначала, одень нормальную одежду. А потом мы поговорим».

Но нет! «Он пал ему на шею». Обратите внимание: он принял его таким, каким тот был. Он простил ему все долги. Он снова наделил его правами своего сына и дитя — в том состоянии, в каком он пришел. И только потом, только потом он сказал: «Принесите лучшую одежду…»

Я знаю, что многих здесь мучает совесть. Они не находят мира, потому что не понимают Евангелия. Как это происходит? Сердце человека становится неспокойным и жаждет мира с Богом. Он признает себя немного грешником и говорит: «В таком состоянии, в каком я нахожусь, я омерзителен моему Спасителю. Я должен исправиться». И он начинает бороться со своим грехом и плохими привычками, но еще больше запутывается в них и совершенно отчаивается.

Перестань бороться, дорогой человек! Твоя беда настолько безвыходная, что ты все равно не сможешь сам помочь себе. Вернись такой, какой ты есть, и бросься в объятия Иисуса. Отдайся такой, какой ты есть, в руки, пронзенные за тебя. Требуй милости, и только милости. Она будет тебе предоставлена! И эта милость преобразует тебя, исправит тебя, изменит, воспитает, сделает тебя прекрасным и духовным.

Иисус не требует от тебя ничего более, как только твоего обращения к Нему. Это действительно так! Скажу еще по-другому: многие сначала хотят достичь освящения своей жизни. И на основании своего освящения получить оправдание перед Богом. Это неправильный путь. Сначала мы получаем оправдание перед Богом через Иисуса, взявшего на Себя нашу вину. Это остается фундаментом христианской жизни. Нам оказывается милость, и мы становимся детьми Божиими. И эта же милость даст нам святость и освятит нашу жизнь.

«… и целовал его»
Поцелуй — это «печать» любви, и поэтому является чем-то большим и важным. Мы должны сохранить его таким, дорогая молодежь, и не делать из этого игры. Есть такие поцелуи — было бы лучше, если бы их никогда не было. Жизнь свела меня с одним молодым солдатом. Его жизнь была погублена одной легкомысленной девушкой. Со слезами он жаловался: «Ах, если бы не этот первый поцелуй, лишивший меня рассудка!» А вспомните поцелуй Иуды!

Поцелуй — это печать любви. Вот что означает поцелуй матери или поцелуй двух людей, желающих соединиться на всю жизнь. Но что имеет здесь в виду Иисус? Существует ли поцелуй Иисуса? Да! Поцеловав блудного сына, отец «запечатал» его: «Ты мой сын». Так есть и запечатывание в спасающей любви Иисуса. Об этом часто говорится в Библии. Например, в Послании к Ефеся-нам: «Вы запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1,13).

В конце я хочу привести несколько слов, сказанных по этому поводу Д. Хамбергом: «Я думаю, такой поцелуй покрывает много бед и горя. У Спасителя ты найдешь такой прием, какого ты не имел еще никогда в жизни. Блудное дитя, вернись домой! Уже много несчастных и жалких людей нашли спасение в руках Иисуса. Но у Него еще есть место!»

Спасительное слово
«Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Луки 15,21).

В книге Судей (12,1-6) рассказывается интересная история. Ефремляне вели войну с жителями Галаада. Под руководством своего избранного Богом военачальника Иеффая Галлаадитяне побили Ефремлян. Те разлетелись, разбежались, намереваясь спастись через реку Иордан. Но Галаадитяне быстро перехватили переправу через Иордан. Теперь Ефремляне были в большой беде. Что делать? Каждый достал себе одежду, чтобы переодеться, и выбросил свое оружие. Так они пытались в виде безобидных крестьян переправиться через реку. Но воины Галаада заметили обман. И они использовали простое средство. Было всем известно, что Ефремляне не выговаривали букву «ш». Поэтому Галаадитяне стали требовать от каждого желающего переправиться: скажи «шибболет». Если кто-нибудь говорил «сибболет», то было ясно, что это враг, и его убивали. То есть, от одного единственного слова зависели жизнь и смерть. Кто мог выговорить это слово, тому оно становилось спасением.

Я тоже знаю такое спасительное слово; слово, которое спасает нас от скорби и горя, от гнева Божия, от смерти, суда Божия и ада. Это спасительное слово гласит: «Я согрешил». Апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам 11,31 говорит: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы». Это значит: кто научится говорить «я согрешил», тот будет спасен от гнева Божия. Кто не решится произнести эти слова, того будет судить Бог. Тот погиб. Блудный сын произнес спасительное слово…

Сердце отца
Как ужасно заглядывать в сердце человека! И если кто познает только свое собственное сердце, тот придет в отчаяние. Но как прекрасно заглянуть в сердце Иисуса! В начале нашей главы фарисеи тоже упрекали Спасителя, говоря: «Он принимает грешников». Да, Он делает это, слава Богу! Он не только принимает их. Нет, Он даже заплатил за них весь долг, понес за них наказание на кресте. Он очистил их и освободил, и пригласил на Свой вечный радостный пир. Какое сердце имеет наш Спаситель! Он знает нас настолько, что не находит в нас ничего достойного любви. И все же — Он тот, сердце которого трепещет и ждет, придем ли мы.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

