Что такое кальвинизм и в чем его опасность?

Денис Самарин

«Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1:3).

С самого первого дня образования Церкви она подвергается нападкам врага душ человеческих, который прилагает все усилия, чтобы если не сломить ее, то хотя бы нанести максимальный урон. Для этого у сатаны много различных способов. Один из них – искажение истинного учения. В отличие от явного греха, последствия которого видны сразу, искажение учения подобно неправильно откалиброванному компасу или неверной карте: доверившись им человек спокойно следует по своему пути, но потом обнаруживает, что находится очень далеко от желаемой цели.

Поэтому и Сам Христос, и Его Апостолы неоднократно предупреждали о подобной опасности. Когда ученики спросили Спасителя о признаках последнего времени, то Он, среди прочего, указал и на то, что «многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк. 13:6). Обратите внимание на слова «многих прельстят». Почему эти люди поверят лжеучителям? Потому что они будут говорить от имени Христа! Тех их учеников, которые не имели достаточно близкого общения со своим Учителем не смогут распознать подделки и поверят ложному.

Апостолы написали двадцать посланий церквам и отдельным личностям. Из них в семи посланиях прямо освящаются темы, связанные именно со лжеучениями, и более чем в двенадцати тема лжеучений поднимается опосредовано.

Апостол Иуда начинает свое послание с весьма определенным призывом «подвизаться за веру, однажды преданную святым…» (Иуд. 1:3), а Апостол Павел свидетельствует, что уже в его время в церквах были «вкравшиеся лжебратья» (Гал. 2:4). На какой почве вырастают плоды лжеучений – это вопрос отдельных очень занимательных рассуждений.

На данный момент важно принять факт, что лжеучения есть, и опасность заражения ими имеется даже у очень здравой церкви. Кроме того, христианин должен помнить, что мириться с лжеучением – опасно и чревато серьезными последствиями. Не дай Бог кому-нибудь из нас услышать упрек, который однажды был высказан Богом, Ангелу Фиатирской церкви: «Ты попускаешь… учить и вводить в заблуждение» (Откр. 2:20).

Иногда в среде христиан бытует мнение, что лжеучение распознать очень легко, и только совсем уж простодушные люди попадаются на эту приманку сатаны. Но это не совсем так. Представьте себе, что некто решил изготовить фальшивую купюру. Разве он возьмет простой лист бумаги и нарисует на нем нужную цифру карандашом? Конечно, нет! Фальшивомонетчики достигают в своем преступном ремесле таких успехов, что их купюры может отличить от настоящих только профессионалы высокого уровня. Сатана имеет большой стаж в деле подделки учения Иисуса Христа, поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, что говорит Святое Писание, чтобы и нам не отпасть (Евр. 2:1). Сам Господь Иисус Христос учил Своих учеников распознавать не только наемных пастырей, но «волков в овечьей шкуре» (Мф. 7:15).

Что такое лжеучение?
Перед нами встает довольно серьезная проблема: что вообще можно отнести к лжеучениям. Этот вопрос серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Допустим в церкви у двух братьев разные мнения по какому-то из вопросов. Обязательно ли в этом случае, что один из братьев – лжеучитель, ведь очевидно, что два противоположных мнения не могут быть истинными? Со всяким ли ошибочным мнением нужно бороться? Тот же Апостол Павел, например, пишет: «Если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил. 3:15). То есть, видно, что в некоторых случаях, Апостолы позволяли существовать в церкви разным мнениям, в некоторых боролись за единство. Причем, иногда боролись очень категорично. Например, в Послании к Галатам Апостол Павел пишет весьма строгие слова: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).

Итак, к каким вопросам можно относиться толерантно, а к каким принципиально? Некогда Августин Блаженный – епископ города Гиппона – так описал должные взаимоотношения между христианами: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». Действительно, в жизни каждого христианина или церкви есть вопросы не важные, второстепенные, на которые не стоит заострять внимания. Интересно заметить, что именно эти вопросы очень часто становились причиной больших распрей и разделений. И в наше время в наших церквах также периодически возникают проблемы из-за различия в понимании мелких, незначительных вопросов. Апостол Павел в этом случая утвердил следующее правило: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14:1). Какие же вопросы стоит отнести к главным вопросам, а какие к второстепенным?

Библия отвечает на это некоторыми текстами. Приведем первый из них: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который…» (Евр. 8:1).

В этом тексте Апостол утверждает, что самое главное во всей его проповеди есть весть о Первосвященнике, то есть об Иисусе Христе, о нашем Спасителе и Боге. Причем стоит обратить особое внимание на слово «который». Это слово описывает какого именно Первосвященника мы имеем. Почему это важно? Дело в том, что недостаточно сказать, что мой Господь – Иисус Христос. Важно еще и правильно понимать, и знать именно библейского Иисуса Христа. Приведем пример. Допустим, у вас есть знакомый, которого зовут Петр Иванов. Вы его очень хорошо знаете. Однажды вам встречается человек, который говорит, что тоже знает Петра Иванова. Он начинает описывать своего знакомого, и вы понимаете, что он говорит совсем о другом человеке.

То же самое имеет место и в духовной жизни. Однажды пастор либеральной церкви во время своей проповеди сказал, что его Господь Иисус повелел всем Своим ученикам добиваться политической власти на этой земле, чтобы иметь больше возможностей нести благую весть людям. Услышав это, у многих христиан, которые знают Библейского Иисуса, непременно возникнет недоумение. Ведь Евангельский Христос никогда таких призывов не делал. Напрашивается вывод, что тот пастор называл Иисусом какую-то другую личность, не имеющую ничего общего с Христом и Евангелием.

Кстати, можно предположить, что именно об этом говорил Апостол Иоанн, когда писал: «Дети! храните себя от идолов» (1 Ин. 5:12). Ибо «идол» это и есть, прежде всего, искаженное понимание Бога. Получается, что есть заблуждения, которые не претендуют на роль идолов, а есть более серьезные заблуждения, которые угрожают правильному пониманию наиболее важных библейских истин.

Поэтому очень важно, чтобы христиане говорили о Господе верно. Как сказано про Иоанна Крестителя: «… но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно» (Ин. 10:41). С другой стороны, были люди, которые говорили про Христа то, чего Он никогда не делал и не говори. А Апостол Павел предупреждает, что мы, будучи христианами, тоже можем оказаться в опасном положении: «Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он …» (1 Кор. 15:15).

Таким образом, некое неверное мнение становится лжеучением тогда, когда оно касается личности Бога. Если кто-то утверждает о Боге ложное, наделяет Его качествами, которых у Него нет, приписывает Ему слова или действия, которые Он не говорил и не делал.

Одно из учений, которое довольно сильно искажает саму личность Спасителя, называется кальвинизм. Кальвинизм – это не отдельная деноминация, а богословское учение, впервые представленное средневековым богословом Аврелием Августином (начало V-го века) и полностью оформившееся французским проповедником Жаном Кальвином (XVI век). Сущностью данного учения является ложное убеждение в том, что в Божьей природе главное не Его любовь, о чем нам свидетельствует апостол Иоанн (1 Ин. 4:8, 16), а Его величие.

Важно понять, как хитро кальвинизм сместил акценты в природе Бога, чтобы исказить Его главную сущность – Любовь, превратив ее из универсальной и непринудительной в избирательную без выдвижения людям каких-либо условий спасения. Иными словами, учение кальвинизма означает, что ради Собственного прославления Бог осуществляет принуждение людей к спасению, а поскольку не все из них обращаются к Нему, это якобы свидетельствует о том, что таковых Он просто не пожелал спасать, лишив их Своей благодати. Поскольку же данное лишение Богом некоторых людей спасительной благодати не может не совершиться, следует признать, что Бог предопределил некоторых людей к погибели, как и остальных – к спасению.

Основная ошибка кальвинистского учения состоит в том, что Бог не только не допускает существования свободы воли человека, без которой не возможна никакая ответственность последнего в духовных вопросах, но и аморальным образом обрекает большинство человечества на погибель только за то, что Сам не даровал ему спасительной благодати. Такова вкратце суть этого заблуждения, детали которого мы рассмотрим ниже.

Кальвинизм весьма распространен в мире в реформатских и пресвитерианских церквях. Кроме того, его исповедуют и другие протестантские церкви различных стран, напр. США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Венгрии, Голландии, Швейцарии, Шотландии и так далее. В России это учение не было сильно распространено до перестроечных времен. С наступлением же свободы многие протестантские церкви получили возможность общения с Западом, откуда вместе с разнообразной помощь пришло и новое учение. Хотя наше братство однозначно несогласно с доктринами кальвинизма все-таки необходимо быть осторожными, потому что это учение может проникнуть и к нам.

Чтобы показать, как именно учение Кальвина искажает личность Бога, приведем некоторые цитаты:

«То, что я сейчас скажу, не должно казаться странным: Бог не только предвидел падение первого человека, а в нём – гибель всего его потомства, но Он хотел этого» (Жан Кальвин, Наставление в христианской вере, Книга III, Глава XXIII, пар. 7).

«Первый человек пал потому, что Бог постановил это необходимым… человек преткнулся потому, что это было постановлено Богом» (там же, пар. 8).

«То, что Бог избирает одного, отвергая другого, не связано с человеком» (там же, пар. 10).

«одних людей Господь склоняет к послушанию, а других заставляет упорствовать в жестокосердии» (Жан Кальвин, Наставление в христианской вере, Книга III, Глава XXIV, пар. 14).

«Адам пал не только потому, что Бог допустил это, но потому что Бог назначил это падение» (Calvin Responsio ad Calumnias Nebulonis cnjusdam ad Articulum primum).

Судя по этим цитатам, именно Бог определил падение первых людей. Причем, сам Кальвин называет это постановление «ужасным» (Жан Кальвин, Наставление в христианской вере, Книга III, Глава XXIII, пар. 7).

Итак, давайте допустим, что Бог не планировал грехопадение человека, а кто-то говорит, что Он как раз именно его и сделал. Является ли это клеветой? В современной юридической практике имеется даже специальная статья, которая подразумевает административную и уголовную ответственность за распространение ложных, вымышленных или искаженных сведений о ком-то (УК РФ, Статья 129). Если даже в системе человеческих ценностей подобное поведение осуждается, то тем более в богословии, христиане должны защищать правильное представление о личности Творца.

Итак, посмотрим, какими качества наделяют Бога те, кто исповедует идеи кальвинизма.
* Бог определил, кто будет спасен, а кто будет предан погибели. Этот выбор никак не связан с качествами или поступками человека.

* Бог определяет каждое движение и каждый выбор всех своих творений. Бог управляет волей человека.

* Бог является тем, кто назначил падение Адаму и в Его власти все грехи людей.

* Чтобы прославиться Самому, Бог создал многих людей, которые по Его воле пойдут в ад.

* Бог производит прелюбодеяние, злоречие и ложь. Бог склоняет сердца нечестивцев к совершению греха.

Каждому из этих утверждений противоречит учения Библии.

Апостол Павел, который лично хорошо знал Бога, утверждает, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Это же желание Бога еще в Ветхом Завете выражает пророк Иезекииль (33:11) «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?»

Кроме этого, в Библии очень много свидетельство того, что Господь не властвует над волей человека и не принуждает его. Сам человек во многом определяет свой выбор иногда даже против воли Бога. Например, Иисус Христос говорит, что много раз хотел собрать детей Иерусалима, а они не захотели (Лк. 13:34). Более того, Бог предлагает человеку выбор: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19). Если у человека нет возможности выбора, то зачем ему этот выбор предлагать?

В некоторых случаях, нужно быть особо внимательным к тексту Священного Писания, чтобы увидеть в нем истинный смысл. Апостол Павел говорит: «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18).

Выражение «кого хочет» можно понять как «не важно кого». На самом же деле оно означает совершенно обратное. Когда человек выбирает себе, например, еду, то он выбирает то, что хочет. Это означает, что в том продукте, который он выбрал есть то, что ему нравится. Ему не все равно, что выбрать. Ему важно выбрать, то что ему приятно. Так и у Господа. Фраза «кого хочет милует» означает, что у Бога есть определенные требования к тем, кого Он будет миловать. Соответствие этим требованиям и определяет выбор Бога.

Очевидно, что наделять Бога качествами, которыми их наделяют кальвинисты – кощунство, так что мы не можем просто согласиться с тем, что кальвинизм – это просто небольшое заблуждение. Напротив, мы имеем все основания утверждать, что кальвинизм является весьма опасным лжеучением, поскольку он искажает моральные качества самой Личности Бога.

Итак, истина о личности Бога – является главнейшей истиной христианства.

Второй текст, который позволяет нам сделать конкретный вывод о том, что же в христианстве важнее всего:

«Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него…» (Евр. 2:2-3).

Чтобы этот текст стал нам более понятен, посмотрим, как он звучит в других переводах:
«как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него…» (перевод под редакцией еп. Кассиана).

«Как же нам избежать наказания сейчас, если мы пренебрегаем великим спасением, которое было провозглашено Самим Господом? И нам это подтвердили те, кто лично слышал от Него эту весть…» (перевод МБО).

Итак, вы видим, что важнейшим вопросом христианства является вопрос спасения. Для большей наглядности представим себе больного человека, который пришел к врачу в больницу. Что для больного самое важное в данном случае? Ремонт кабинета, вежливость персонала, бесплатные бахилы и кофе? Нет! Самое важное – это компетенция врача. От того, какой диагноз он поставит и какое лечение назначит, зависит его здоровье или даже жизнь! Точно так же обстоит дело и с вопросом нашего спасения. Из Евангелия мы знаем о людях, которые были уверены, что они правильно понимают вопрос своего спасения и не сомневаются в том, что Господь должен их принять. Но Господь сказал им: «отойдите от Меня». Если кто-то решается делать какие-либо утверждения в вопросе спасения, то эти утверждения нельзя принимать необдуманно и быстро. Они должны подвергнуться самой серьезной проверке на основе Священного Писания.

Но именно вопросы спасения и являются основными для учения кальвинистов. Пять принципов, изложенные Жаном Кальвином, представляют так называемый кальвинистский «тюльпан» (по первым буквам акростиха):

1.    Total Depravity (полная греховность).
2.    Unconditional Election (безусловное избрание)
3.    Limited Atonement (ограниченное искупление)
4.    Irresistible Grace (непреодолимая благодать)
5.    Preservation of the Saints (неотступность святых).

Все эти догматы в той или иной степени затрагивают вопрос спасения. В первом и втором пункте утверждается, что человек абсолютно неспособен к чему-либо доброму, даже к вере. Следовательно, спасение зависит не от него, а только от Бога, который по Своему желанию одному дает веру, а другому нет. Третий принцип говорит о том, что Христос умер только за тех, кто будет спасен, а не за весь мир. К чему, спрашивают приверженцы учения Кальвина, было умирать за тех, кто в любом случае не предназначен Богом к спасению? Непреодолимая благодать – это благодать, которой невозможно противостать. Другими словами, если Бог решил кого-то спасти и послал ему для этого Свою благодать, то никто не сможет противостать этой спасительной силе. Последний принцип говорит о том, что святые избранные Божьи никогда не потеряют спасения.

Противоречат ли эти принципы Писанию? Очевидно, да! Есть много литературы, в которой эти пункты учения рассматриваются подробнее, чем позволяет это сделать формат журнальной статьи. Например, рекомендуем ознакомится с книгой Е. Н. Пушкова «Увядающий тюльпан», изданной нашим братством. Тем не менее, основные возражения целесообразно привести и здесь.

Итак, корнем, из которого произрастает все остальные утверждения, является первый принцип – о полной греховности человека.

Вот как описывают состояние человека сами кальвинисты:
«Полная испорченность, или полная греховность, означает, что в результате Адамова мятежа природа человека повреждена настолько, что все желания и устремления невозрожденного человека абсолютно не соответствуют святой воле Творца, явленной в Законе и Христе. Сам по себе, без вмешательства Божественного провидения и возрождения в вере, человек не в состоянии оправдаться перед Богом, удовлетворить Его совершенную справедливость и праведность и вернуть утраченное в результате грехопадения» (http://calvin.tvcom.ru/1/11.htm).

Вроде все правильно, но вывод который делается из этого утверждения – ложный: «Вследствие этого никакие дела, даже добрые, если рассматривать их в сотериологическом аспекте, не смогут обрести благоволение в глазах Бога». Это утверждение противоречит многим текстам Священного Писания. Например, яркая история спасения Корнилия. Это был невозрожденный человек, но Бог обратил на него внимание. Почему? «Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян. 10:4). Что пришло на память пред Богом? Молитвы и милостыни Корнилия. Кто-то может сказать, что разве мы утверждает спасение делами? Ни в коем случае! Спасаемся мы лишь благодатью Божьей! Но даже невозрожденные люди имеют в себе начаток Божьего естества и способны к поступкам, которые приятны Господу.

Ярким свидетельством, что человек сохранил способность определять и выбирать доброе, являются слова Самого Спасителя:

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3:19)

Этот отрывок возлагает всю ответственность за принятие или непринятие спасения на человека.

Подобным образом можно рассмотреть и другие утверждения кальвинистов.

Огромное количество текстов Священного Писания свидетельствует о том, что Христос любит весь мир и умер за всех людей:

«…а Христос за всех умер» (2 Кор. 5:15).

«..уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10).

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков…» (Тит. 2:11).

Не меньше свидетельств и о том, что человек, будучи спасен, может это спасение утратить:
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Петр. 2:1).

«Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6:4-6).

Является ли безопасным учение, которое утверждает такие догматы? Разве не может попасть в большую опасность человек, который доверится таким духовным врачам? Если мы внимательно изучим Библию на предмет духовных способностей человека, избрания, искупления, благодати и устояния в спасении, то обнаружим в ней утверждения, прямо противоположные утверждениям кальвинистов. Это не значит, что Библия отрицает все эти темы, однако она излагает их не в безусловном, а в условном или зависящем от человека виде.

Пути распространения кальвинизма
Каким же образом, кальвинизм может проникнут в умы и сердца верующих? Есть несколько каналов или путей, по которым данное учение может войти в церковь.

Книги.
Среди кальвинистов много талантливых богословов, труды которых все больше переводятся на русский язык. Я несколько раз наблюдал такую картину: кто-то из братьев пришел в христианский книжный магазин, чтобы купить толкование на книги Библии или выбрать другую духовную литературу. Ему попадается в руки книга, автор которой, например, православный священник или явный харизмат. Чаще всего такую книгу наши братья покупать не будут, а если и станут ее читать, то с большой долей скептицизма, постоянно держа в памяти тот факт, что ее автор придерживается ошибочных доктрин. Но такого внутреннего барьера нет, когда мы читаем книги, написанные кальвинистами.

Кто-то возразит: но мы знаем, что кальвинисты отвергают возможность потери спасения, и когда читаем их книги, то имеем это в виду. Да, это так и это хорошо. Но кальвинизм — это не просто учение о невозможности потери спасения. Это целый комплекс разных ошибочных предположений и допущений. Даже если в той или иной книге не затрагивается вопрос спасения, автор тем или иным способом (даже не зависимо от него самого) выражает свое понимания богословия в целом. Часто обращаясь к этим книгам мы, волею или неволею, впитываем в себя значительную часть этого учения.

Проповеди.
Как ни печально признавать этот факт, но во многих церквах нашего братства, качество проповеди в богословском отношении оставляет желать лучшего. Многие христиане не получая должного духовного питания обращаются за пищей туда, где их накормят эмоционально и интеллектуально вкусно, но эта пища может принести значительный вред духовному состоянию христианина. Именно поэтому нужно ограничивать нашу молодежь от прослушивания аудиопроповедей западных проповедников, которые чаще всего являются приверженцами кальвинизма. И если кальвинистские книги мы можем как-то распознать по их авторам, то кальвинистские проповеди, которые могут копироваться многими нашими проповедниками бездумно, в устах наших братьев распознать никто не сможет.

Кальвинисты – мастера представить свое учение в безобидном, а то и совсем в привлекательном виде. Если за кафедру выйдет проповедник и скажет, например, что Иисус Христос не есть Бог, то, разумеется, все верующие данной церкви воспримут такое утверждение негативно, так как ересь очевидна. Но если с кафедры проповедуется о величии Бога или ничтожности человека, то вся церковь единогласно скажет «аминь», так как это важнейшие истины Евангелия. Но если этими истинами умело манипулировать, то, используя законы софистики, из камней истины можно построить здание лжеучения.

Очень легко сместить акценты и выдать шкуру овцы за шкуру волка. Например, если мы утверждаем, что Бог всемогущ, и ничто не может противостать Его воле, а человек настолько греховен, что в нем нет ничего доброго, то, следовательно, человек не может сделать для своего спасения ровным счетом ничего, даже проявить потребность в нем, так что абсолютно все вместо него делает Бог, это приводит нас к выводу, что если кто-то не спасается, то это означает, что Бог для него не предусмотрел возможности спасения. Поэтому при каждой церкви важно проводить богословские курсы для проповедников, чтобы они могли учить церковь истинному учению Божью, а не сомнительным теориям.

Заключение
В книге пророка Исаии есть такие слова: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей…» (Ис. 62:6). Задача сторожей вовремя предупредить о грозящей опасности. Огромной опасностью последнего времени, как и предупреждал Христос, является искажение истинной веры. Поэтому пресвитеры церквей, проповедники, руководители молодежи и отцы семейств – все должны твердо стоять на страже евангельской истины. В последнее время дело защиты чистоты библейского учения является особенно актуальным из-за возросшего числа различных заблуждений.

Одной из самых опасных угроз для чистоты евангельского учения является кальвинистское учение, который злоупотребляет выборочным набором мест Писания, игнорируя необходимость какого-либо согласования их с остальными библейскими текстами. Его опасность велика по той причине, что истина в нем перемешана с ложью не простым, а искусным образом: ложь скрывается под внешней оболочкой правды подобно тому, как волк скрывает под овечьей шкурой свою хищную сущность. Данное обстоятельство возлагает на Церковь Христову последних дней сравнительно большую ответственность, чем это было раньше.

Таким образом, мы должны позаботиться о том, чтобы вместо кальвинистских вредных добавок питать членов наших церквей библейски здоровой пищей. Мы должны учить их тому, что Бог не может принуждать к спасению по причине Своей любви ко всему творению, а также и потому, что прославление Его свободными существами намного превосходит ту «славу», которую Он мог бы получить от существ марионеточных. Иначе говоря, для моральной природы Бога совершенно неприемлемо, а для Его славы еще и унизительно – вступать в личные отношения с духовными роботами. Поэтому, если Бог действительно пожелал получить от Своего творения ответную любовь, то эта любовь никак не может быть принудительной. Таким образом, ответственность за предлагаемое Богом людям спасение ни с кого не может быть снята.