Избрание и предопределение в Еф. 1:4-5

ИЗБРАНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОСЛАНИИ К ЕФЕСЯНАМ 1:4-5

С.Л. Флюгрант

Источник: http://www.uets.net/files/izbranie-i-predopredelenie.pdf

Эта работа посвящена двум насущным вопросам, которые встают перед христианином при изучении Нового Завета, – вопросам Божьего избрания и предопределения. В работе будет сделана попытка исследовать два термина – избрание и предопределение, которые Павел использует в Послании к Ефесянам 1:4-5, в их библейском контексте, чтобы определить, как их следует понимать и толковать. Для этого необходимо, во-первых, определить Инициатора этих двух процессов, Того, Который избирает и предопределяет человека. Во-вторых, нужно обсудить природу и суть обоих действий.

Кроме того, будет в общем рассмотрена концепция избрания в Ветхом и Новом Завете, а также значение и использование греческого слова proopizein (предопределять). Важно также учесть вопросы, которые Павел затрагивает в Послании к Ефесянам 12:4-5, например, на каких основаниях Бог избирает человека? Кого Бог избирает? Когда происходит избрание? С какой целью и для чего Бог избирает и предопределяет человека? Наконец, вопрос суверенной Божьей воли будет рассмотрен в контексте четвертого и пятого стихов первой главы Послания к Ефесянам.

Кому принадлежит инициатива?
Послание к Ефесянам 1:3 ясно говорит, что выражение «Он избрал нас» в 4 стихе относится к «Богу и Отцу Нашему и Господу Иисусу Христу» (1). К Нему же (то есть к Богу) относится и слово proorisa~ («предопределив») в пятом стихе. Таким образом, Бог и только Бог избирает людей, и в этом избрании проявляется Его суверенная воля (2). Мы избираем Его только лишь потому, что Он Сам избрал нас задолго до этого (3). Избирает же Он человека независимо от его дел или мыслей. Как говорит Ф. Ф. Брюс, «Бог – это Бог, и на Его дела и замысел нельзя повлиять извне» (4).

Избрание в Ветхом Завете
Греческое слово ejklegesqai, используемое в этом отрывке, обозначает «избирать» или «выбирать кого-то или что-то» (5). В Септуагинте и произведениях иудейских эллинистов (иудейские мыслители и законоучители, испытавшие влияние греческой культуры) слово ejklegesqai обозначало выбор какой-то вещи из двух, трех или множества таких же (6). Во 2 книге Царств 24:12-14 Давиду предстоит выбрать одно из трех бедствий, которое должно было постигнуть его, – голод, гражданскую войну или моровую язву. В остальной части Ветхого Завета это слово относилось к выбору места, человека или народа, который должен быть посвящен Богу (7). Книга Второзаконие 7:6 говорит, что Бог избрал Израиль Своим народом, а в 3 книге Царств 11:32 Он избирает Иерусалим из всех колен Израиля. Таким образом, сама идея избрания видна во многих отрывках Писания (напр., 3 Цар. 11:32), хотя и не всегда ясно выражена (напр., Втор. 7:6) (8).

Также в Ветхом Завете важную роль играет Божий суверенный замысел, проявляющийся в избрании отдельных людей (9). Пример тому – Авраам, Иаков и многие другие. Впрочем, следует заметить, что всякий раз, когда Бог избирал кого-то, Он делал это с определенной целью, так как избрание являлось частью Божьего плана. Например, избирая Авраама, Бог желал создать народ, который принесет благословение всем племенам земным (Быт. 12:1-3). Избрание Иакова (а не Исава, как следовало бы по праву первородства) еще до рождения также следует рассматривать в свете Божьего плана для Израиля (вопрос спасения здесь вовсе не поднимается). То есть при избрании Иакова произошло следующее: один человек был поставлен во главу избранного народа и наделен более высокими привилегиями, нежели другой (10).
______________
1 Несмотря на то, что в греческом тексте Послания к Ефесянам местоимения «он» нет, глагол exelexato (избрал) стоит в третьем лице, единственном числе, что подразумевает местоимение «он».
2 A. Carr. The Emerging Church. (Dundee: Charis Publications, 1980), 24.
3 G. Wilson. Ephesians. (Edinburgh: The Banner of Truth Trust, 1986), 19.
4 F. Bruce. The Epistle to the Colossians, to Philemon and to the Ephesians. (Grand Rapids: Eerdmans Publishing Company, 1984), 168.
5 N. Brooks. Ephesians. (Franklin Springs: Advocate Press, 1994), 19.
6 G. Kittel (editor). Theological Dictionary of the New Testament. Vol 4. (Grand Rapids: Еerdmans, 1983), 168.
7 Там же, 169.
8 Там же.
9 A. Lincoln. Ephesians. (Dallas: World Books, 1990), 23.
10 R. Forster, V. Martson. God’s Strategy in Human History. (Bromley: Send the Light, 1973), 48.

В Кумранских общинах и раввинистическом иудаизме была распространена вера в особое избрание Израильского народа, благодаря чему всем евреям гарантировалось спасение (11). Впрочем, Бог избрал Израиль не ради самого Израиля, а потому вера, будто избрание еврейского народа гарантирует спасение каждому еврею, – следствие неполного понимания Божьих целей. Евреи были избраны, чтобы Бог мог совершить через них определенную работу (12). Избирая Израиль, Он думал о приготовлении пути для Мессии.

Бог действительно избрал еврейский народ, однако, к сожалению, многие евреи отвергли Его и Его план, что привело к избранному остатку (избранные среди избранных). Многие ветхозаветные пророки учили, что Бог спасет «остаток» народа (Ис. 1:9; Иер. 23:3, Мих. 2:12 и т.д.). Следовательно, частью настоящего Божьего избранного народа являются только те, кто принял Бога и Его предназначение (13). Более того, в Ветхом Завете нет ясного указания на то, что Бог, избирая одних, соответственно, отвергает других (14).

Избрание в Новом Завете
Говоря об использовании в Новом Завете греческого слова ejklekto~, (избранный), можно выделить пять основных областей (упоминаний), где это слово применялось (15). Две из них связаны с Ветхим Заветом и говорят об Израиле. Это Божья цель для Израиля при избрании патриархов (Деян. 13:17 и Рим. 9:11) и избрание остатка Израиля, который принял Божью благодать в Иисусе Христе (Рим. 11:5-7) (16). Три остальных области, к которым относится избрание, – это избрание Иисуса Христа, двенадцати апостолов и церкви.

Избрание Иисуса
Евангелие от Луки 9:35 говорит о том, что Бог называет Иисуса «Избранным» (17). В 1 послании Петра 2:4 «избранным» называется краеугольный камень (то есть Иисус). Избрание Иисуса должно указывать на то, что Бог избрал и помазал Его, чтобы исполнить Божий план спасения. Этому свидетельство Его смерть и воскресение. Именно через Свою смерть и воскресение Он приносит спасение всем, кто уверует в Него. Подобно евреям, Христос (Мессия) должен стать светом для всех народов. Только Он, вечный Сын Божий и безгрешный Человек, был способен заплатить за грех всего человечества. Следовательно, «избрание» Иисуса не подразумевает отбор одного кандидата из нескольких и не указывает на избрание ко спасению, но подразумевает особую задачу, или миссию, которая была возложена на Иисуса (18).
_____________
11 M. Barth. Ephesians 1-3. (New York: Doubleday & Company, 1981), 105.
12 Forster, 40.
13 Там же.
14 Kittel, 169.
15 Forster, 92. Речь идет обо всех существительных, прилагательных и глаголах, происходящих от этого слова (избирать, избрание, избранный). Помимо стихов, которые будут рассмотрены в данной работе, слово ejklekto~, встречается и в других местах Писания (Лк. 10:42; 14:7; Деян. 6:3 и т.д.), однако для данного исследования эти стихи интереса не представляют.
16 J. Zeisler. Paul’s Letter to the Romans. (London: SCM Press, 1989), 270-271. Остаток Израиля – как в Ветхом, так и в Новом Завете – получает спасение по Божьей благодати.
17 L. Morris. Luke. (Leicester: InterVarsity Press), В Синодальном переводе – «Возлюбленный», что, впрочем, также несет определенный оттенок избрания.
18 Forster, 101-102.

Избрание Двенадцати
Если говорить об избрании Двенадцати, то здесь, несомненно, речь идет об избрании нескольких кандидатов из множества (Лк. 6:13). Очевидно, что эти кандидаты были избраны с конкретной целью. Марк указывает, что Иисус избрал их, «чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк. 3:14). Это указывает, что Иисус призвал их, в первую очередь, для того, чтобы они были с ним (что указывает на подготовку учеников), а также на то, что проповедь Евангелия была первостепенной частью их служения (19). Поэтому главная задача учеников – нести свидетельство о жизни, смерти и воскресении Иисуса (Ин. 15:16, 27; Деян. 1:21-22) (20).

Некоторые исследователи склонны считать, будто слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 15:16 «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал» говорят о Божьем избрании людей ко спасению (21). Однако если прочитать эти слова в контексте целого отрывка, где сказано, что ученики были избраны Богом для конкретного дела, то толкование Божьего избрания в свете спасения является непростительной ошибкой (22). Иуда Искариот также входил в число двенадцати апостолов (Ин. 6:70-71) и был призван Иисусом на тех же основаниях, что и остальные. Однако он отошел от Иисуса, предав Его, и это явилось еще одним подтверждением тому, что избрание Двенадцати связано со специфическим заданием, но никак не со спасением (23).

Избрание Церкви
В Новом Завете можно также найти интересные упоминания относительно избрания Церкви. В Послании к Римлянам 8:33 Павел говорит, что никто не может осуждать или обвинять избранных Божьих. Фраза «избранные Божьи» здесь, вне всяких сомнений, относится к верующим (24). Послание к Колоссянам 3:12 говорит об «избранных Божьих», имея в виду церковь (25). В Первом послании Петра 2:9 очевидно, что «род избранный» также относится к церкви. Об избрании церкви говорят отрывки из посланий к Ефесянам 1:4; 1 Фессалоникийцам 1:4; 1 Петра 1:2 (26). Можно сделать вывод, что избрание церкви, как и в случае с избранием Израиля, Иисуса и двенадцати учеников, подразумевает избрание для конкретной цели.

Рассмотрев избрание в Новом Завете, можно сказать, что во всех пяти областях (упоминаний), где используется термин «избрание», речь идет о выполнении какого-либо задания (например, почетного задания) (27). Таким образом, избрание в Новом Завете связано, прежде всего, с ответственностью и задачей, которую необходимо выполнить. Задание можно «провалить», от него можно отказаться. Пример тому – Иуда и многие евреи, которые отвергли Бога и Его план для своей жизни. Тем не менее никто не может избрать сам себя, вызвавшись на задание добровольцем (28).

Кроме того, Новый Завет не учит, что одни избраны к вечному спасению, другие же – к вечному осуждению. Избрание относится скорее к служению, к поручению, которое Бог дает конкретным людям, чем к их вечной участи (29). Что же касается избрания одних и отвержения других, то только в одном случае ясно видно, что двенадцать апостолов были избраны среди множества кандидатов (снова здесь речь идет исключительно о служении). Поэтому сама идея об избрании нескольких подходящих кандидатур из множества желающих не характерна для Нового Завета. Иисус не был избран из множества желающих – просто никто другой не смог бы искупить человечество. В случае же с церковью Бог не отбирает подходящие кандидатуры для вступления в Тело Христа и никого не назначает членом церкви – человек становится членом церкви, только поверив в Иисуса (30).

______________
19 Morris, 138.
20 Forster, 93.
21 Там же, 94.
22 I. Michael. John. (Peabody: Hendrickson, 1989), 274.
23 Forster, 94-95. То, что Иисус заранее знал о предательстве Иуды, не противоречит тому, что Иуда был призван наравне со всеми. Он был призван к тому же делу, что и остальные апостолы, но просто отпал от них. На это, конечно, можно возразить, указав, что слова Иисуса в Евангелии от Иоанна 15:16 («не вы Меня избрали, а Я вас избрал») относятся только к одиннадцати ученикам (Иуда к тому времени уже ушел), однако призвание на проповедь в Евангелии от Марка 3:14 обращены ко всем двенадцати, включая и Иуду.
24 J. Edwards. Romans. (Peabody: Hendrickson, 1992), 224.
25 A. Patzia. Ephesians. Colossians. Philemon. (Peabody: Hendrickson, 1990), 78.
26 Forster, 92. При рассмотрении Послания к Ефесянам 1:4-5 и затронутых в этом отрывке вопросах избрания и предопределения будет уделено больше внимания вопросу избрания церкви.
27 Избрание такого рода можно сравнить с воинской службой: в любой армии есть отряд особого назначения, элитная гвардия, которая проходит особую подготовку и выполняет наиболее важные и трудные задания.
28 Forster, 92.
29 Patzia 152, Forster, 94, Brooks, 19.
30 J. Williams. Renewal Theology. Vol 2. (Grand Rapids: Academic Books, 1990), 19.

Таким образом, выражение «Он избрал нас» в Послании к Ефесянам 1:4 следует толковать в свете общего понимания избрания в Новом Завете. Кроме того, интересно заметить, что глагол ejklegesqai (избирать) встречается в Новом Завете около 20 раз, притом каждый раз стоит в медиальном залоге (31), благодаря чему его можно перевести как «делать свой выбор» или «выбирать для себя» (32). Поэтому выражение «Он избрал нас» обозначает, что Бог избрал нас для Себя. Он избирает нас для Своего служения и по Своему усмотрению дает задание, которое нам предстоит выполнить.

Предопределение в Новом Завете
Греческое слово proorizein (предопределять, назначать заранее) встречается в Новом Завете шесть раз и является усиленной формой глагола oJrizein; глагол этот имеет весьма широкое значение, и перевести его можно как «определять», «устанавливать», «ограничивать» (33). В двух случаях слово proorizein используется в отношении спасения (Деян. 4:28 и 1 Кор. 2:7) и четыре раза оно связано с темой спасения, как будущее прославление и усыновление верующих (Рим. 8:29, 30; Еф. 1:5, 11) (34). В книге Деяния Апостолов 4:28 это слово указывает на Божью руку и Его суверенность в определении того, чему должно быть.

Таким образом, Божий промысел виден в отвержении Иисуса народом, а также в действиях Ирода и Пилата. В данном случае «предопределение» относится к предопределенному Богом заговора Ирода, Пилата и первосвященников против Иисуса, а также Его победа через крестную смерть и воскресение (35). В 1 послании к Коринфянам 2:7 Павел говорит о премудрости Божьей, которую Бог «предназначил» (то же самое, что «предопределил») прежде веков к славе нашей. Снова термин «предопределение» относится к Божьему плану спасения человечества с ударением на Божий суверенитет в предопределении. Сам Бог предопределил «сокровенную премудрость» прежде сотворения мира и открыл ее через Христа распятого (36).

В Послании к Римлянам 8:19-30 термин proorizein, используемый здесь дважды, следует толковать в контексте всего Божьего плана для верующих, который представлен в виде своеобразной цепочки: предузнал, предопределил, призвал, оправдал и прославил. Павел приводит эту цепочку, чтобы дать верующим уверенность в славе, которая ожидает их на небесах (37). На протяжении всего отрывка прослеживается Божий суверенитет и инициатива, а также конечная цель всей цепочки – прославление (38). Если предузнание или предвидение больше относится к Божьей цели, то предопределение ведет христианина к славе, преображая его в образ Христов39. Таким образом, данный отрывок говорит не о том, что человек предопределен стать христианином, но о том, что всех откликнувшихся на Его призыв Бог предопределяет к великой славе (40).

В первой главе Послания к Ефесянам слово proorizein, которое используется в этом отрывке дважды, должно рассматриваться в контексте всего отрывка 1:3-14. В греческом тексте эти стихи составляют одно длинное предложение (41), а потому связаны одной главной мыслью, которая прослеживается на протяжении всего отрывка. В третьем стихе сказано, что Бог «благословил нас во Христе всяким духовным благословением в небесах», а значит, все, что делает Бог с верующими, связано с божественными благословениями, которые верующие имеют во Христе (42). «Предопределение» здесь относится к Божьему плану для христиан, к небесным привилегиям, которые ожидают детей Божьих. В одиннадцатом стихе это предопределение проявляется в том наследии, которое верующие получают во Христе, а в пятом стихе – что верующих усыновляет сам Бог (43). И в пятом, и в одиннадцатом стихах присутствует идея о Божьей суверенной воле, которая проявляется в предопределении верующих.
_______________
31 В греческом языке, помимо действительного (я одеваю) и страдательного (меня одевают), существует медиальный (я одеваюсь или я одеваю себя) залог, выражающий действие, которое субъект совершает над собой или в свою пользу. Если в русском языке такая форма применима лишь к возвратным глаголам (я моюсь, я учусь), то в греческом она употребляется по отношению ко всем.
32 Brooks, 19, Kittel, 144.
33 G. Friedrich (editor). Theological Dictionary of the New Testament. Vol 5. (Grand Rapids: Eerdmans, 1983), 453, 456.
34 Williams, 17.
35 I. Marshall. Acts. (Leicester: Inter-Varsity Press, 1994), 106.
36 G. Fee. The First Epistle to the Corinthians. (Grand Rapids: Eerdmans, 1987), 105.
37 Edwards, 218.
38 Williams, 19.
39 Edwards, 219.
40 Forster, 80.
41 Patzia, 148.
42 Wilson, 19.
43 Carr, 25.

Во всех случаях, где Павел использует термин proorizein, ясно прослеживается Божий суверенитет. Именно Бог является инициатором предопределения. Именно Он предопределил от начала и претворил в жизнь через Сына Своего план спасения. Именно Он предопределил, что люди, ставшие частью церкви через веру во Христа, будут приняты в Его семью. Слава и уподобление Сыну Божьему – вот славное будущее, которое ожидает Божий народ, Божью церковь.

Так же, как и в случае с избранием, Новый Завет не дает никаких указаний, что Бог предопределяет одних к вечному спасению, других же – к вечному осуждению. Бог предопределяет только благословения, которые ожидают тех, кто верует в Него. Верующие получают эти благословения вследствие своего выбора. Вот как пишет об этом Карл Барт (Barth):

«Избрание людей – это не просто еще одно проявление власти божества над творением. Механическое предопределение же подразумевает бога, дергающего сверху за нитки, и покорных кукол-марионеток на месте людей. Но избрание к усыновлению, каким его описывает Новый Завет, невозможно без осознанного слышания, без самостоятельной реакции человека, без добровольного почтения, без веры, надежды и любви» (44).

Кого избирает Бог?
Важно также знать, кого Бог избирает и предопределяет в контексте всего Послания к Ефесянам. Это важно потому, что от нашего понимания зависит то, к кому мы будем относить местоимение «нас» в двух этих стихах (45). Прежде всего, само послание адресовано «святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1:1). Возможно, что апостол Павел использует этот термин по отношению к верующим, чтобы напомнить им, кто они и какие обязанности имеют (46). Говоря «Он избрал нас», Павел отождествляет себя с читателями, тем самым подчеркивая всю красоту и величие Божьего избрания (47).

Следует заметить, что одна из центральных тем Послания к Ефесянам – тема Церкви. В этом послании Павел использует слово ejkklhsia («церковь») девять раз, и, в отличие от других посланий, здесь апостол делает ударение не на конкретную поместную церковь, но на Церковь в общем (48). Помимо девяти прямых упоминаний Церкви, он приводит множество метафор, сравнивая Церковь с Божьей семьей (2:19), новым храмом (2:20-22), Христовой полнотой (1:23; 4:13) и невестой (5:23-33). Преобладает в этом послании метафора Церкви как Тела Христова, которая встречается здесь десять раз (1:22, 23; 2:16 и т.д.) (49). Используя в Послании к Ефесянам 1:4-5 местоимение «нас», Павел недвусмысленно указывает на то, что избрание и предопределение относится не к отдельному верующему или только к ефесской церкви, но и ко всем верующим во всем мире во все времена – то есть к Церкви в целом (50).

Таким образом, сама идея об избрании Богом отдельных людей, как она выражена в этих стихах, должна рассматриваться в свете избрания Богом всей Вселенской Церкви. Церковь же никогда не может отпасть от Бога, хотя отдельные верующие, конечно, могут (взять хотя бы Израиль). Человек может отказаться от Бога и спасения, даже являясь частью Божьего избранного народа (51). Человек не приходит в церковь, потому что он избран, но Бог избирает его для Своей особой цели, потому что этот человек является частью Его Церкви. Человек не спасается, потому что избран, но избирается, потому что спасен. В Ветхом Завете многие язычники, не принадлежа к Божьему избранному народу, обращались в иудаизм, разделяя таким образом с евреями Божье избрание.

Так и христианин не избирается Богом, чтобы стать частью Церкви, но, становясь частью Церкви, разделяет Божье избрание для Своего народа (52).
_______________
44 Barth, 105.
45 W. Hendricksen. Galatians and Ephesians. (Edinburgh: The Banner of Truth, 1981), 75.
46 Wilson, 16.
47 Hendricksen, 75.
48 Wilson, 20.
49 Lincoln, XCIV.
50 Patzia, 125.
51 Brooks, 20.
52 Forster, 107-108. Например, Руфь Моавитянка не была избранной Богом еврейкой, но, став частью еврейского народа (приняв иудаизм), она разделила таким образом Божье избрание по отношению к евреям.

Экзегетический разбор Послания к Ефесянам 1:4-5
«…так как Он избрал нас…» (1:4а). Выражение «во Христе» и его производные (как, скажем, «в Нем», «в Иисусе Христе» и т.д.) встречаются в главе 1:3-14 тринадцать раз, затрагивая ключевую идею всего послания (53). «В Нем» (стих 4) определенно относится к «Господу Иисусу Христу». Если же «Он», который «избрал нас», относится к Богу Отцу, тогда словосочетание «в Нем» может относиться только к Иисусу. Из этого ясно видно, что Бог Отец является источником избрания, Иисус же – Тем, через Кого оно осуществляется. Иисус есть средство Божьего избрания, и весь процесс избрания целиком зависит от Него (54).

Таким образом, Бог избирает Церковь только во Христе и через Христа, и вне Христа избрание невозможно (55). Быть избранным во Христе не может означать, что Бог избирает некоторых к покаянию, остальных же оставляет без него. Избрание во Христе означает скорее то, что, человек покаявшись и став членом Христовой Церкви, обретает все блага и привилегии, связанные с избранием (56).

Избрание во Христе не похоже на детерминизм, где с самого начала определено, кто будет спасен, а кто нет. Бог не разделил человечество с самого начала на избранных и неизбранных, призванных и непризванных, спасенных и обреченных (57). Божье избрание во Христе основано прежде всего на любви и связано прежде всего с Иисусом, Его Божественной миссией, смертью и воскресением. Все, что Бог запланировал и предопределил для Своего народа, исполняется во Христе. Все Божьи благословения проистекают из одного источника – Христа. Само выражение «во Христе» и ударение на отношения Христа к Отцу и людям показывают уникальный характер вечного избрания, каким его видим в Слове Божьем (58).

«…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира…» (1:4а). Бог избрал Свою Церковь еще до сотворения мира, иначе говоря, от вечности (59). Поэтому на Его выбор не могли повлиять ни повороты истории, ни человеческие заслуги, но Бог избрал Церковь исключительно по Своей суверенной благодати. Бог избрал нас «во Христе» прежде нашего сотворения, прежде, чем Христос совершил Свою искупительную работу (60).

Все это указывает на Божий суверенитет в избрании Своего народа, а также Его планы относительно Церкви, которые существовали в Его уме еще до начала времени. Понимая это, каждый верующий может быть уверенным в Божьем плане спасения для него. По словам Линкольна (Lincoln), Божий выбор «не основывается на случайных и преходящих обстоятельствах, но корнями своими уходит в глубины Его сущности» (61).

Многие исследователи считают: выбор этот имеет отношение к факту, что Бог от вечности предвидел, или предузнал, кто именно откликнется на Его призыв и поверит в Иисуса Христа (62). Впрочем, избрание Церкви от сотворения мира следует понимать скорее в свете предсуществования Христа. Опять же, это не подразумевает, будто Церковь существовала еще до сотворения, но скорее говорит о том, что Бог еще до сотворения мира решил создать и избрать Церковь (63).
_______________
53 E. Simpson. F. Bruce. Commentary on the Epistle to the Ephesians and Colossians. (Grand Rapids: Eerdmans, 1973), 24; Patzia, 149.
54 Bruce, 255.
55 Carr, 23. В большинстве новозаветных отрывков, где говорится об избрании Церкви, ясно видно ударение на роль Христа в этом избрании и что избрание возможно только через Него. См. Forster, 106.
56 Forster, 77.
57 Barth, 108.
58 Там же, 109.
59 Hendricksen, 77.
60 Patzia, 152.
61 Lincoln, 23.
62 D. Lloyd-Jones. God’s Ultimate Purpose. (Edinburgh: The Banner of Truth, 1978), 83.
63 Lincoln, 24.

«…чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви…» (1:4б). Как уже было сказано, избрание в Новом Завете имеет отношение прежде всего к определенной цели или заданию, которые избранный должен выполнить. Это ясно видно и из данного отрывка: Бог избирает нас для того, чтобы мы были святыми и непорочными (64). Таким образом, наша святость не является причиной нашего избрания. Бог не избирает нас за нашу святость – Он избирает нас, чтобы мы были святы. Призыв быть святыми и непорочными также относится к Божьей цели для нас – нашему освящению. Бог желает, чтобы мы освящались и тем самым полностью избавлялись от влияния греха на падшую человеческую природу (65).

Возможно, что два термина, которые использует здесь Павел («святы» и «непорочны»), – просто синонимы, но можно предположить и то, что, используя их, он желает показать освящение верующих во всей полноте. То есть если святость относится более к внутренней чистоте, чистоте сердца и ума, чувств и помыслов, то непорочность относится более к чистоте внешней – наших дел и слов. Ллойд-Джонс (Lloyd-Jones) пишет об этом так: «Церковь должна сохранять как святость, так и беспорочность, быть совершенной как внутри, так и снаружи» (66).

Греческое слово aJgiou~ («святой») переводится также как «отделенный» и в Новом Завете всегда несет оттенок отделения и посвящения Богу (67). Таким образом, Божья цель состоит в том, чтобы Его дети отличались от других, будучи посвященными Своему Отцу (68). Второе греческое слово ajmwmo~ (беспорочный) буквально обозначает «без физических недостатков» и используется в Септуагинте, где говорится о жертвоприношениях (69). В жертву Богу можно было приносить только здоровых овец, без увечий и пятен. Подобно этому каждый верующий также должен быть непорочным, «без пятна и порока», чистым и, по словам Фоулкса (Foulkes), «не только перед людьми, но и перед Богом, Который видит все наши дела, слова и мысли» (70). Бог избрал нас во Христе, чтобы мы были подобны Ему, святы и непорочны, и в этих словах как на ладони открывается Его план для Своего народа (71).

Выражение «в любви» можно отнести как к предыдущей фразе, так и к последующей. Таким образом, данный отрывок можно прочитать как «дабы мы были святы и непорочны перед Ним в любви», что указывает на любовь человека к Богу, и составляет основу и саму сущность истинной святости; или же как «в любви предопределив усыновить нас», что указывает на Божью любовь (72). С одной стороны, в Божьем предопределении действительно проявляется Его любовь, с другой – слово ajgaph, которое используется в этом стихе, во всем Послании к Ефесянам используется для обозначения любви христиан друг ко другу (Еф. 3:17; 4:2, 15, 16; 5:2) (73).
_________________
64 Там же, 25.
65 Lloyd-Jones, 95-96.
66 Там же.
67 W. Vine. Vine’s Expository Dictionary of the Old and New Testament Words. (Iowa: World Bible, 1981), 226.
68 W. Barclay. The Letters to the Galatians and Ephesians. (Edinburgh: The Saint Andrew Press, 1983), 77.
69 Vine, 132. Это слово использовалось при описании жертвоприношений в книгах Левит и Числа.
70 F. Foulkes. Ephesians. (Leicester: Inter-Varsity Press, 1993), 56. Фраза «пред Ним» указывает на то, что Бог постоянно присутствует в жизни человека и недалеко от каждого из нас. См. Barth, 80.
71 Lloyd-Jones, 96.
72 Foulkes, 56. Разногласия относительно этой фразы существовали на протяжении всей церковной истории, а потому трудно с уверенностью сказать, какой вариант перевода наиболее близок к оригиналу.
73 Wilson, 22; Patzia, 153.

«…предопределив усыновить нас Себе через Иисуса Христа…» (1:5а). Здесь термин «предопределение» проливает свет на цель Божьего избрания: Бог делает это с целью усыновить нас. Говоря вначале «Он избрал нас», а затем «Он предопределил нас», Павел не повторяется, но желает показать, что Божье избрание ведет к великой привилегии – быть преопределенным к усыновлению. То есть конечная цель Божьего плана тесно связана с предопределением (74).

В греческом языке термин uiJoqesia (усыновление) используется, когда кто-то принимает в свою семью на правах сына человека, который по крови сыном ему не приходится (75). Поэтому в данном стихе «усыновление» можно истолковать как провозглашение верующего новым творением, имеющим общение с Богом, со всеми правами и почестями, которые полагаются Божьему сыну. Следует также отметить, что благодаря этому усыновлению верующий не просто принимается в семью Божью путем рождения свыше, но принимается в семью Божью в качестве сына, которого любят и о котором заботятся (76). Такое усыновление не только дает нам новое имя, положение в небесном «обществе» и новые отношения с Отцом, но также дает новый образ, в который мы начинаем преображаться, – образ Иисуса Христа (Рим. 8:29) (77).

Как и избрание, предопределение к усыновлению невозможно без Христа. Лишь благодаря Его искупительной жертве усыновление стало реальностью для нас (78). Хотя в результате грехопадения общение с Богом стало невозможным, однако по Его благодати и милости и посредством жертвы Иисуса Христа блудный сын получил возможность вернуться к Отцу. Гражданское усыновление – наилучший пример того, как усыновленные дети обретают семью, наследство и положение в обществе не по праву, но по благодати. Несмотря на свое прошлое, усыновленный ребенок становится членом семьи, имея равные права с родными детьми (79).

«…по благоволению воли Своей…» (1:5б). Когда Бог Отец избрал Свой народ во Христе, решив принять его в Свою семью, то сделал Он это «по благоволению воли Своей». Использование Павлом слова «благоволение» подразумевает, что Бог избрал и предопределил верующих не по расчету, но лишь потому, что это доставило Ему удовольствие80. Стоящее здесь греческое слово eujdokia обозначает радость и благоволение81. Таким образом, Бог предопределил нас, имея самые благие намерения, и делал Он это охотно и с радостью82. Слово qelhma (воля, желание), стоящее рядом с eujdokia, указывает также на суверенность Божьей благодати в избрании Церкви и предопределении христиан стать частью Своей семьи.

Вывод
Здесь кратко хотелось бы рассмотреть вопрос о том, как совместить понятия суверенной Божьей благодати и свободной воли человека. Эти понятия могут показаться несовместимыми и противоречащими друг другу. Одни исследователи в вопросе спасения придают большее значение Божьему суверенитету, другие же – свободе воли (83).

Прекрасным примером таких подходов могут служить кальвинизм и арминианство. В основе кажущегося противоречия лежит мнение, будто предопределение заключается в том, что Бог от начала предопределил, кто покается и примет Его, а кто – нет. Получается, что человек и его воля не принимают в спасении практически никакого участия (84). Можно соглашаться или не соглашаться с этим утверждением, однако христиане должны понимать, что в основе их спасения лежит не их собственный выбор, но Божий план, приведенный в исполнение Иисусом Христом (85).

Евангелие благодати, Евангелие Божьей любви обращено ко всем. Для тех же, кто принимает его, у Бога есть великие привилегии и великая ответственность. Это видно в избрании и предопределении Церкви. Таким образом, в Библии делается ударение и на Божий суверенитет, и на свободную человеческую волю (86). При этом Библия ясно указывает, что люди могут отвергать Божью волю и даже противостоять ей, и потому у человека остается свобода выбора в отношении Божьего плана для него (87).

Но в целом трудно понять, как Божий суверенитет согласовывается с человеческой свободой. Библия не пытается разрешить этот парадокс, и потому Божье предопределение и свободная воля человека были и остаются одной из великих тайн христианской веры. Профессор Карр говорит об этом так: «Попытайтесь построить богословскую систему, в которой ударение будет делаться на одну из сторон этого вопроса, – вы неизбежно обойдете вниманием другую и ваше богословие потеряет равновесие. Предопределение и свободная воля – две эти темы красными нитями проходят через все Писание подобно двум рельсам железной дороги. Уберите одну из рельс – и аварии не избежать» (88).

Кроме того, следует указать, что избрание и предопределение нельзя рассматривать, не учитывая еще один важный фактор – Божью славу. Прославление Бога – конечная цель любого события, происходящего на земле или в небесах. Послание к Ефесянам 1:6, продолжая тему избрания и предопределения, говорит, что все это Бог сделал «в похвалу благодати своей». Весь отрывок (Еф. 1:3-14), от начала до конца, полон хвалы и благодарения Богу за все благословения, которые Он приготовил Своему народу, за Его спасение, избрание и предопределение (89). За все, что Он сделал для Своей Церкви, апостол Павел провозглашает: «Благословен Бог и отец Господа нашего Иисуса Христа!» (Еф. 1:3).

Заключение
Избрание и предопределение, в Послании к Ефесянам 1:4-5, имеют отношение к Богу и Его благоволению. Только суверенному Богу принадлежит инициатива избирать людей для Себя. Как и во всей Библии, в Послании к Ефесянам говорится, что Бог избирает людей для Своей особой цели. Согласно же Посланию к Ефесянам, Он избрал христиан, чтобы те были «святы и непорочны перед Ним». Кроме того, следует указать, что Богом избрана Церковь в целом. Люди же, рождаясь свыше, разделяют избрание и предопределение, предназначенные Церкви.

Разделить же избрание Божье и наследовать великие благословения стало возможным благодаря Иисусу Христу. Божественное избрание и предопределение основывается и становится возможным для людей благодаря Его крестной смерти. Кроме Христа, эту работу не мог выполнить никто иной. Избрание и предопределение верующих было запланировано Богом еще до начала сотворения мира. Можно сказать, что каждому верующему суждено судьбой быть усыновленным Самим Богом и иметь надежду на славное будущее. Бог избрал и предопределил Церковь во Христе по Своему благоволению и во славу Своей удивительной благодати.

________________
74 Lloyd-Jones, 96.
75 Vine, 31-32. В Библии это слово встречается только в посланиях Павла, и евреям оно знакомо не было. Согласно же законам Рима, в результате усыновления человек получал имя семьи или человека, который его усыновил, а также право на наследство и пользование собственностью – то есть все права и привилегии, которыми пользуется сын. См. Lloyd-Jones, 106, Simpson, 27.
76 Там же, 32.
77 Hendricksen, 79.
78 Там же.
79 Foulkes, 56.
80 Hendricksen, 79.
81 Vine, 298.
82 Barth, 80.
83 Patzia, 151-152.
84 Forster, 80.
85 Lloyd-Jones, 92.
86 Foulkes, 55.
87 Forster, 21.
88 Carr, 23.
89 Barth, 55.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s