ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ АРМИНИАН

ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ АРМИНИАН (1622)

Источник: http://travelah.blogspot.ru/2008/03/1.html

Перевод: Геннадий Гололоб

I. О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
1. Бог никогда не предпринимал в Своей власти решения выбрать какого-либо человека для вечной жизни, или лишить его её исключительно по Его желанию и соизволению, беспристрастно к тому, будет ли этот человек послушен в будущем, или нет, чтобы этим (якобы) наглядно показать славу Его милосердия и суда, Его могущества и суверенного права.

2. Поскольку Божье решение (указ) относительно спасения или погибели любого человека не является абсолютно завершенным, из этого следует, что ничто, подчиненное этому решению в отношении избранных и отверженных, не может действенно и неизбежно привести к предопределённому концу.

3. По этой причине Бог ни сотворил в одном человеке Адаме всех людей совершенными, ни предопределил падение или позволение его, ни отобрал у Адама необходимой и достаточной благодати, да и теперь Он не принуждает людей ни к проповеди Евангелия, ни к принятию его посредством «внешнего призыва», ни к обладанию дарами Святого Духа, — (ничего из этого Он не творил с этим замыслом), так чтобы имелись причины, по которым Он мог бы привести некоторых людей к жизни вечной, а остальных лишить этой жизни.

Христос-Посредник является не только Господином избрания, но и основанием самого решения об избрании как таковом. Причина, по которой некоторые люди действенно (эффективно) призваны, оправданы, стойки в вере, и прославлены, состоит не в том, что они абсолютным образом избраны  к жизни вечной,  а также не является причиной для всех остальных, которые оказались покинутыми и оставленными в отпадении, как если бы Христос никогда им не был дарован; более того, они напрасно призваны, ожесточены и упрямы, вовсе не потому, что абсолютно отвергнуты от вечной жизни.

4. Бог не предпринимал в Своей власти решения, вне учета вмешательства со стороны грехопадения, оставить большую часть человечества в отпадении, исключив для нее всякую надежду на спасение.

5. Бог постановил сделать Христа жертвой умилостивления за грехи всего мира; и благодаря этому решению Он предопределил оправдать и спасти тех, кто поверит в Него, и оказать им необходимую и действенную помощь таким способом, какой, как Он Сам знает, наилучшим образом выражает Его мудрость и правосудие. Но в Своей абсолютной власти, Он никоим мудрым (тайным) образом не предопределил Христу быть Посредником только для избранных и только их одних одарить верой посредством «действенного призыва», чтобы (затем) их оправдать, сохранить в вере и прославить.

6. Никто из людей посредством истинного предшествующего решения (указа) Бога не является отвергнутым ни от вечной жизни, ни от достаточных средств, необходимых для ее достижения; так что заслуги Христа, призыв и все дары Святого Духа, способны послужить всем людям для их спасения, и действительно полезны для всех людей, если только они не станут оскорблять все эти благословения, что может привести их к погибели.

7. Избрание конкретных людей является истинным, беря во внимание их веру в Иисуса Христа и их стойкость в ней, но ни в коем случае не без учета их истинной веры и стойкости в этой вере в качестве необходимого условия их избрания.

8. Отчуждение от вечной жизни происходит в соответствии с учетом предшествующего неверия и упорства в нём, и ни в коем случае не без рассмотрения этого предшествующего неверия и упорства в нём.

9. Все дети верующих людей освящаются Христом; так что никто из них не погибнет без веской причины, если ему случится умереть. И никто из детей верующих родителей, умирающих в младенческом возрасте, т.е. до совершения ими личных согрешений, не рассматриваются ответственными за грех в числе отверженных! Так что ни крещение, ни молитвы церкви, никоим образом не могут привести их к спасению.

10. Никто из детей верующих родителей, крещённых во Имя Отца, Сына и Святого Духа в период младенчества, согласно абсолютному решению Бога, не могут оказаться в числе отверженных.

II. ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЗАСЛУГ ХРИСТА
1.    Цена искупления, которое Христос предложил Своему Отцу, сама по себе не только достаточна для искупления всего человечества, но и, благодаря решению, воле и благодати Бога Отца, оплачена за всех людей и каждого человека; так что никто, согласно абсолютному и предшествующему решению Бога, не исключается от участия в плодах смерти Христовой.

2.    Христос, благодаря заслуженному Своей смертью, примирил Бога Отца со всем человечеством таким образом, что Он оказался вправе, без вреда по отношению к Своему правосудию и истине, установить новый завет благодати с грешниками и людьми, заслуживающими проклятие.

3.    Хотя Христос заслужил для всех людей и каждого человека примирение с Богом и прощение грехов, все ещё, согласно содержанию условий нового и благодатного завета, никакой человек не становится участником плодов смерти Христовой без проявления личной веры в Него; и никакие проступки и преступления грешников не будут прощены до тех пор, пока люди по настоящему и истинно не уверуют во Христа.

4.    Имеют обязанность верить в то, что Христос умер за них, только те люди, за которых Он в действительности умер. Но на тех людей, которых мы называем отверженными и за которых Христос не умирал, не может быть возложена ответственность верить, и поэтому они не могут быть по правде осуждены за своевольное неверие; и если бы такие люди были отверженными, то они были бы обязаны верить лишь в то, что Христос за них не умирал.

III и IV. О ДЕЙСТВИИ БЛАГОДАТИ В ОБРАЩЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
1. У человека нет спасающей веры в себе самом, и он не может произвести её одной лишь силой своей воли; потому что, пребывая в состоянии греха, он не может сам по себе думать, намереваться или сделать что-нибудь по-настоящему хорошее; то, о чём здесь говорится – это, прежде всего, спасающая вера. Но необходимо, чтобы Бог во Христе через Святого Духа, возродил и обновил человека в его помышлениях, привязанностях, желаниях и во всех его стремлениях, чтобы он мог правильно понимать, рассуждать, желать и исполнять то, что является спасительным добром.

2. Мы выдвигаем тезис о том, что Божья благодать начинает, производит и завершает всякое доброе дело, так что даже возрождённый человек не может без этой предшествующей или предваряющей, без этой пробуждающей или последующей и без этой сопровождающей и содействующей благодати, — думать, желать или делать что-нибудь доброе, или противостоять любому искушению злом: так что добрые дела и хорошие поступки, которые каждый человек может воспринять как добрые, должны быть приписываемы только благодати Божией во Христе.

3. Всё же мы не полагаем, что все усердие, забота, исследование и старания, которые мы употребляем для получения спасения, прежде проявления (спасительной) веры и Духа обновления, напрасны и бесполезны, и ещё меньше мы верим в то, что они причиняют больше вреда, чем пользы. Наоборот, мы считаем, что жаждать слышать слово Божие и скорбеть по поводу совершения греха, а также серьёзно искать и желать обрести спасающую благодать и Духа обновления (а всё это человек не может делать без помощи со стороны Божественной благодати) есть не только не вредное или бесполезное занятие, но оно является занятием, наиболее полезным и чрезвычайно необходимым для приобретения веры и Духа обновления.

4. Воля человека, пребывающая во грехе или в своем падшем состоянии, прежде чем позовёт его Бог, не способна и не свободна желать какого-либо добра, имеющего спасительную природу, так что мы отвергаем мнение о том, что свобода выбора как в добре, которое является спасительным благом, так и во зле, присуща человеческой воле в любом ее состоянии или условиях.

5.  Действенная благодать, при помощи которой обращается к Богу каждый человек, не является неотразимой: и хотя Бог воздействует на волю человека Своим Словом и внутренним действием Своего Духа таким образом, что наделяет его способностью к уверованию, или сверхъестественной силой производит в человеке спасительную веру; всё же человек сам по себе способен оттолкнуть или отвергнуть эту благодать, и (таким образом) не уверовать, а значит погибнуть по своей собственной вине.

6. Хотя, согласно наиболее свободной и всемогущей воле Бога, имеет место очень большая несоразмерность или неодинаковость проявления Божией благодати, Дух Святой всё же либо дарует, либо готов одарить всех и каждого, кому проповедуется слово веры, той мерой благодати, которая достаточна для того, чтобы способствовать постепенному переходу человека к его обращению; и поэтому доступ к благодати, достаточной для обретения веры и обращения, предоставляется не только тем, кого Бог хочет спасти в соответствии с Его решением об абсолютном избрании, но и подобно им также и тем, которые в действительности не являются обращёнными людьми.

7. Человек, посредством воздействия со стороны благодати Духа Святого, способен делать добра больше, чем на самом деле делает, и уклоняться от зла больше, чем он на самом деле уклоняется. Так что мы не верим в то, что Бог в конечном счёте желает, чтобы человек не делал больше добра, чем он делает, и не уклонялся от зла больше, чем он уклоняется; и не верим в то, что совершаться таким делам или нет было самым строгим образом предопределено от вечности.

8. Кого бы Бог ни призывал, Он призывает их серьёзно, то есть, с искренностью и без скрытного намерения или желания в отношении их спасения. Мы не подписываемся под мнением тех людей, которые утверждают, что Бог призывает к спасению внешним образом тех людей, которых Он не желает призывать в Своей душе, то есть, которым Он на самом деле не желает обращения даже до отвержения ими призывающей благодати.

9. У Бога нет никакой «тайной» воли, которая была бы противоположна  воле, открытой Им в Его Слове, чтобы, по Его «тайной» воле, Он не хотел бы обращения и спасения большому числу тех, кого, по свидетельству Его Евангелия и Его открытой воли, Он серьёзно призывает и приглашает к вере и спасению.

10. Находясь в этом понимании, мы не можем допустить присутствия в Личности Божества ни святой неискренности, ни раздвоения, как это утверждают некоторые люди.

11. Это не правда, что посредством силы и воздействия «тайной» воли Бога или Божественного Промысла, непременно происходит не только всё доброе, но также и всё злое; так что любой человек совершающий грех, не может поступать иначе в отношении Божией воли, как только совершать этот грех; мы отрицаем, что Бог желает, повелевает и управляет человеческими грехами и их безумными, глупыми и жестокими поступками, такими, как кощунственное богохульство Его Имени, т.е. что Он движет языками людей таким образом, чтобы они богохульствовали, и т.п.

12. Мы также считаем лживым и отвратительным учением мнение о том, что Бог «тайным» образом принуждает людей к совершению тех грехов, которые Он же Сам запрещает открытым образом; что те, кто грешат, в действительности не противятся истинной воле Божией, а что это так лишь называется для пристойности; что то, что является несправедливым и противоречащим Божией заповеди, согласуется с Его волей; более того, это мнение гораздо хуже, потому что на самом деле является самой большой ошибкой в деле исполнения воли Божией.

V. О СТОЙКОСТИ В ВЕРЕ ИСТИННЫХ ВЕРУЮЩИХ
1. Стойкость в вере верующих не является результатом осуществления абсолютной власти Бога, согласно которой, как говорится о Нём, Он избирает или спасает лишь определённый круг людей, не ограничиваясь условием их послушания.

2. Бог наделяет истинно верующих сверхъестественными силами или силой благодати в той мере, которая достаточна, в соответствии с Его бесконечной мудростью, т.е. тем, как Он судит об этом, для достижения ими стойкости и победы над искушениями дьявола, плоти и мира; так что со стороны Бога ничто не препятствует им в вопросе проявления собственной стойкости.

3. Для истинно верующих людей существует возможность отпасть от истинной веры и упасть в грехи, которые по их определению, не могут содержаться в истине и оправдывающей вере; и таким образом падать для них является не только теоретической возможностью, но такие прегрешения иногда случаются и практически.

4. Истинно верующие могут, по их собственной вине, впадать в ужасные преступления и отвратительное зло, упорствовать и умирать в нём, и, в конечном счёте, отпасть и погибнуть.

5. Однако, хотя истинно верующие иногда впадают в тяжкие грехи, и таким образом разрушают свою совесть, мы не верим в то, что они тотчас отпадают от всей надежды к покаянию; и мы признаём, что этому невозможно случиться, поскольку Бог, будучи многомилостивым, не может не призывать их Своей благодатью к покаянию; более того, по нашему мнению, такие Его призывы к возвращению имели место часто, хотя такие отпавшие верующие и не могут «быть полностью уверенными в том», что это будет происходить с ними обязательно и всегда.

6.  Поэтому, мы от всего сердца и души, отвергаем следующие догмы, которые ежедневно утверждаются в различных публикациях, широко распространяемых среди людей, именно:
(1) «Истинно верующие не могут грешить с осознанным намерением и расчётом, но только по невежеству и слабохарактерности»;
(2) «Для истинно верующих не существует возможности отпасть от Божией благодати через совершение ими любого греха»;
(3) «Ни тысяча грехов, ни все грехи всего мира, не могут сделать избрание бесполезным и недействительным». Если к этому добавить то, то «люди любых сословий обязаны верить, что они избраны к спасению и, следовательно, не могут отпасть от такого избрания», мы оставляем людям право думать, какой простор представляет такая догма для плотской (ложной) уверенности в своем спасении;
(4) «Никакие грехи, какими бы ужасными и отвратительными они ни были, не вменяются верующим; даже более того, им отпускают все грехи, как настоящего, так и будущего времени»;
(5) «Хотя истинно верующие впадают в пагубные ереси, в ужасные и самые отвратительные грехи, такие как прелюбодеяния и убийства, в ответе за которые церковь, в соответствии с установлением Христа, вынуждена свидетельствовать, что не может терпеть их в своем внешнем общении, так что, если такие люди не обратятся, они не будут иметь части в царстве Христа, – всё же невозможно для них полностью и безвозвратно отпасть от веры».

7. Как истинно верующий может быть уверенным в отношении чистоты его веры и совести в настоящем времени, таким же образом в настоящем времени он может и должен быть уверенным в его собственном спасении и в спасающей благой воле Бога, обращенной к нему. В этом смысле, мы в высшей степени не одобряем мнение Папства (Римской Католической Церкви).

8. Истинно верующий, в отношении его будущего, может и должен на самом деле быть уверенным в том, что он может путем бодрствования, молитвы и других упражнений в святости устоять в истинной вере; и что Божественная благодать никогда не подведёт, помогая ему достигнуть этой стойкости. Но мы не можем знать, вправе ли он иметь уверенность в том, что он никогда в будущем не проявит недостатка в осуществлении своей ответственности, но будет стойким в этой школе христианской борьбы, в проявлении дел веры, благочестия и благотворительности, какими становятся все верующие; мы не считаем необходимым, чтобы верующий был обязан проявлять уверенность в такого рода своей стойкости в будущем.

Симон Епископий, доктор богословия, 1622

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Арминианские вероисповедания с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ АРМИНИАН»

  1. Важно обратить внимание на статьи III-IV, параграф 3, говорящий о возможности для невозрожденного человека «жаждать слышать слово Божие и скорбеть по поводу совершения греха, а также серьёзно искать и желать обрести спасающую благодать и Духа обновления». Ближайший друг и преемник Арминия на должности профессора систематической теологии в Лейденском университете Симон Епископий знал убеждения своего учителя лучше, чем кто-либо иной. Поэтому, составив это Вероисповедание (причем с учетом его осуждения на Дортском синоде), Епископий сделал эту оговорку далеко не случайно.

    Каким же образом она совмещалась с полной неспособностью человека что-либо делать для своего спасения? Весьма простым: благодать Божья нужна для каждого грешника, но эта же самая благодать не только дарует спасение, но и подготавливает этого грешника к проявлению потребности в нем. Поскольку же эта благодать (как и искупление) универсальна, то все люди располагают ее возможностями. Мы бы сегодня сказали, что невозрожденный человек не может заслужить себе спасения (по Арминию, сделать что-либо для достижения сверхъестественного добра, т.е. дара спасения), однако он вполне способен нуждаться в этом спасении (по Арминию и Епископию, сделать что-либо для достижения природного добра, т.е. того, что подготавливает его к принятию сверхъестественного дара спасения).

    Важно подчеркнуть, что для Арминия и Епископия подготовка к принятию дара спасения не есть то же самое, что и частичное заслуживание этого спасения (они бы сказали частичное совершение сверхъестественного дара спасения), поскольку нуждаться в спасении не есть то же самое, что и его обеспечивать. Поэтому, объясняя этот вопрос, Арминий использовал следующую аналогию: нищий протягивает пустую руку, но никто не может сказать, что протянутая пустой рука есть часть положенной туда монеты благотворителя. Утверждать это равнозначно интеллектуальному самоубийству, и Арминий хорошо понимал всю бессмысленность кальвинистской апологетики. Иными словами, для него — природная потребность в благодати и сверхприродный характер этой благодати — совершенно различные понятия.

    Действительно, нужду в спасении должен выразить именно грешник, а не Бог вместо этого грешника. Стало быть, просьбу о помиловании должна высказать именно грешная природа человека, а не уже возрожденная, как думают некоторые. Но просьба не есть заслуга или замена самого дара ни в коей мере, поэтому Арминий и Епископий не видели здесь никаких проблем, которые почему-то создают на пустом месте современные кальвинисты.

    В другом месте Епископий уточняет: желать обрести спасение (как и предложить плоды искупления всем людям) и в действительности его обрести (как и получить эти плоды в реальности) — это разные вещи. Иными словами, иметь способность и правильно ею воспользоваться — это не одно и то же. Стало быть, предварительная благодать делает грешника способным проявить нужду в особой или оправдывающей благодати, нисколько не посягая на прерогативы последней.

    Никакого предварительного возрождения, существующего до настоящего возрождения нет и быть не может, а есть только просвещение. Стало быть, естественная природа человека, несмотря на свою греховность, способна (конечно, не без помощи предварительной благодати Духа Святого, которая является универсальной и непринудительной) подготовиться к принятию сверхъестественный дар спасения.

    Следовательно, предварительная и оправдывающая разновидности благодати выполняют различные функции: первая — подготовительную, вторая — завершающую. Поскольку же подготовка к чему-либо не есть также и его обретение, одно другому не мешает. После же возрождения к ним присоединяется еще и освящающая благодать. А пресловутая благодать, гарантирующую устояние в вере и выдуманную Августином для залатывания дыр его богословия, исключается самим условным характером спасения. Поэтому спасется в будущем только тот, кто устоял в своей вере в настоящем.

    Желаю всем друзьям обильных Божьих благословений!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s