Священнодействие благовествования

Священнодействие благовествования.

Владимир Почивалин

Материал предоставлен с разрешения автора в ознакомительных целях и является одной главой из его книги «Новозаветные священнодействия».

«Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследовать дело» (Притч. 25:2). Так усмотрел Господь, и даже называет это «славою Своею»,  покрывать дело тайною. Вполне понятно, что дела касающиеся вечности, служения Богу или обоюдного общения с бесценными для Него душами сокрыты от посторонних глаз. Не для любопытного ока Бог открывает Свои тайны, а для боящихся Его (Притч. 24:14), которые считают своей славой исследовать тайны. Суть любого служения Богу, и суть любого духовного понятия становится понятным людям только через откровение от Всевышнего, а контакт с Богом подразумевает чистую, святую жизнь.

В Своих последних беседах с учениками Иисус говорил им, что ещё много имеет им сказать, но они не могут вместить сейчас, а поймут всё, когда придёт Дух Утешитель, и напомнит им слова Христа, и изъяснит их. Слово Божье имеет много загадок и таинственных мест. Человеческий разум их не может понять, но Господь и не рассчитывает, что люди будут самостоятельно, без Его участия разбираться в этих вопросах. Дух святой – это Наставник, который всегда рядом с нами, и который для того и послан, чтоб открывать нам значение слов Христа, Апостолов, пророков. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Если человек не возрождён, то он далёк от истинного понимания Божьих планов, и сотрудником Божьим быть просто не может. В таком случае, хоть он и очень любопытен, тайны Свои Господь ему не будет открывать, так как он просто посторонний человек, не запечатанный Божьей печатью.

Это касается и благовестия. Хотя благовествующих во все времена было много, но знакомы с тайной сутью этого служения далеко не все. Это значит, что не все сотрудничают с Богом в этом деле, не все получают от Него откровения, и не все знают путь получения откровений, а точнее таковые просто не знают Бога. В служении свидетельства грешникам о Христе очень важно быть близко к Богу, понимать Его волю, наполняться Его чувствами к погибающим людям, и вместе с Ним искать заблудших.

Благовествование – это труд священников Нового Завета, такой же важный и ответственный, как и все прочие. Апостол Павел о своём труде пишет так: «…по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим.15:15-16). С трепетом священника Апостол совершал своё служение, сознавая, что он несёт полную ответственность за «приношение». Без выходных и отпусков, искренно и совершенно бескорыстно он был занят своим любимым трудом, не ища даже простой благодарности у людей. Перед его глазами был образ, которому он всегда подражал, и потому его служение было эффективным.

Самым великим благовестником, несомненно, являлся Иисус Христос, пришедший на землю как воплощённое слово, и имевший цель благовествовать людям спасение. Иисус – это Первосвященник Нового Завета, и каждое Его дело на земле было священным. Со стороны Его служение выглядело таинственным, многим оно было не понятным, и только ученикам, бывшим всегда при Нём Он открывал истинное значение Своих слов и дел. Когда на учеников сошёл Святой Дух, Который им напомнил и изъяснил то, что говорил Иисус, они познали значение вещей, которых не понимали раньше. Только тогда они стали настоящими служителями и священниками Его, и всякое дело они совершали подобно своему Учителю, получив способность от Бога совершать Его дело. Идя в мир, соприкасаясь с грешниками, они, наверное, не раз вспоминали Учителя, и теперь силой Его делали то же самое.

Сила благовествования – это не столько сила знамений и чудес, большой мудрости или ораторского голоса, сколько сила любви и сочувствия. Сам Иисус говорил людям: «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих», и Он для того и пришёл, чтобы взыскать и спасти погибшее. Воля Отца – это закон вселенной, исходная точка всего существующего. Она благая, для служащих Богу, и нестерпимо тяжёлая для отвергающих Его господство.

Люди стали врагами Богу, потому что не подчинились Его воле, и всё же не в воле Божьей гибель человека. Господь, уважая свободную волю человека, стремится спасти его, жертвуя самым дорогим для Себя. Стремление человека – смерть, но благая Божья воля во спасение его. Иона очень огорчился, когда Господь помиловал Ниневию. Он с трудом воспринимал волю Божью по отношению к себе, и по отношению к погибающим он её не понимал. Господь любит человека! И от Адама до наших дней ищет души восприимчивые к спасению.

Прежде чем приступать к совершению священнодействия благовествования, христианин хорошо должен понять, что Сам Бог любит грешников, ищет их, и очень желает, чтоб они спаслись. Суббота отдыха Божьего, наслаждение покоем и гармонией Едема длилось не долго, Адам принёс много забот своему Творцу. Христос искал, спасал и исцелял людей даже в дни Субботнего покоя, за что Его часто гнали, и когда после одного такого случая люди начали с Ним спорить, Иисус открыл им важную истину: «Отец Мой до ныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). Что делает Отец, и что делал в тот момент Иисус? Они вместе искали души. Человеческие глаза увидели, чем постоянно занят Бог. Ходя из города в город великий Благовестник исцелял, учил, помогал, сострадал, воскрешал, обличал, призывал, вырывал погибающие души из рук дьявола, и Сам всегда говорил что Отец постоянно с Ним. Хотя Господь восседает на своём белом, чрезвычайно чистом престоле, и живёт Он в отдалении от грешников, Он всё же не отдыхает, а постоянно «делает».

Подобно лёгкому дуновению ветра происходит Божье воздействие на человека. Каждый спасённый, оглядываясь назад, может сказать, что я обратился к Богу такого то числа, а до этого момента  был определённый период, в который произошёл сильный переворот в сознании. А до того я жил как хотел, но всё равно вижу, знаю, понимаю, что Бог говорил со мною ещё гораздо раньше. А многие уверенно скажут, что Господь обращал свой призыв к ним с самого рождения. Каждому входящему в мир человеку Господь дарит чистую совесть, которая, в конечном итоге может привести человека к Творцу.

Человек может родиться без руки, ноги или глаза, с нарушенными внутренними органами, с нарушениями в разуме, но без совести – это исключено. Человек, рождённый без разума, никогда не сможет быть сознательно искушённым. Рождение с физическими недостатками тоже не великая беда, но если возможно бы было родиться без совести, это было бы обречением человека на гибель. Благодаря совести человек различает добро и зло, и выбирает между ними. Гибель человека не в Божьей воле, и по тому каждый рождённый имеет совесть, и возможность выбрать, кому служить. На деле можно увидеть, что Бог со Своей стороны остаётся верным в поиске и призыве людей, от самого рождения Он наделяет человека всем необходимым, и на протяжении всей Его жизни Господь будет искать его.

Вооружившись познанием воли Божьей в этом вопросе, христиане совершают данный труд понимая, что над каждой душой трудится Сам Бог, и их задача чутко прислушиваться к Его голосу, искать их, звать их вместе с Ним, переводя на человеческий язык Божьи чувства к очень ценной, но гибнущей душе. Господь ищет людей, чтоб освободить их от суетной жизни, от мучительных грехов и пороков, в которых люди живут, но самое важное для них – это спасение от озера огненного. Всё это, конечно, и благовестников побуждает к действию, они тоже хорошо понимают, что если за время своей земной жизни душа не обратится к своему Отцу, она будет потеряна навсегда.

Так нежно и так бережно Господь создавал каждого из нас, влагая в душу нечто индивидуальное, что-то особенное, прекрасное. Всех Он  наделил какими то дарами, способностями. Над каждым человеком, из которых в мире нету двух одинаковых, Отец трудился лично Сам. Все наши чувства и способности Он завернул в сложнейшее тело, и вручил вначале под ответственность родителей, а потом и под собственную ответственность.

Возрастая, большинство людей, предаваясь своим влечениям и обильно пачкая совесть, смело и уверенно шагают в сторону неизвестности. Многие из них совершенно неумело и не разумно растрачивают свои таланты, живя автономно от Отца, и доходят до жалкого состояния. Божье сердце скорбит, видя такого человека, который всё более и более удаляется от Него. Подходя к смертной черте, и последний раз отрекаясь от Всевышнего грешник может так и перейти в вечность, и навсегда затеряться во множестве отверженных от Престола. Что Отец так сильно любя создавал и берёг на земле, часто так безрассудно расточается и удаляется навеки от глаз Божьих.

Апостол Павел говорит: «истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему… за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян…» (Рим. 9:1-2). Если истинный благовестник имеет печаль и непрестанное мучение сердцу, а что сказать о Боге, имя которого Любовь? Как скорбит Его сердце, глядя на бегущих от Него сыновей и дочерей. Понимая Божьи чувства, и имея подобные, христианин стремится вернуть их назад. Начало сотрудничества с Господом в этом служении – это понимание того, что мы с Богом хотим одного, мы вместе ищем и вместе зовём, а так же вместе радуемся победам.

Самый великий благовестник – Иисус Христос, не скрывал, а напротив, акцентировал Своё сотрудничество с Отцом. «… Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит так же. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему всё, что творит Сам, и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет» (Иоан. 5:19-21). Иисус должен был видеть Отца творящего, спасающего и оживляющего, тогда и Он мог поучаствовать в спасении. Бог с небес обозревает всю землю, Он постоянно испытывает людские души, старается направлять в нужном русле.

Среди людей во все времена встречались податливые и неподатливые для Его труда: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр. 6:7-8). С податливыми Господь работает особо, и сводит Своих тружеников на земле с ними: «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь» (Иер. 29:13-14).

Когда Иисус призывал апостолов, чем Он руководствовался? При первом взгляде, особенно по Евангелию от Матфея (4гл.), кажется, что Его выбор был случайным,  Он призвал первых встречных. В действительности Он нашёл их, как и других людей, смотря на Отца. Бог, наиболее вероятно, давно работал над ними, готовя их к встрече с Мессией и к принятию Его. В 5-ой главе Луки более подробно описан призыв Петра. Иисус вошёл в лодку Симона, и просил отплыть его от берега, откуда Он поучал народ. Господь дал возможность Симону услышать Свою науку, на которую Симон каким то образом внутри отреагировал, что, вероятно, и послужило последним сигналом о готовности этого человека для Бога. После этого Иисус говорит с Симоном, который уже здесь называется Петром, предлагая ему закинуть сети. После безрезультатной ловли рыбы всю ночь Симон и его ближние увидели чудо – множество пойманной рыбы. И сеть у них начала прорываться, но не прорвалась, и лодки начинали тонуть, но не потонули.

«Увидев это, Симон Пётр припал к коленам Иисуса, и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» (Лук. 5:8). Перед Христом склонилась сокрушённая душа, на которой явно видна печать успешной роботы Божьей. Бог подготовил его, а Иисус нашёл и призвал. Подобные переживания были у Иакова и Иоанна. Для них, вероятно, было привычным, что Симон говорит от имени всех, но раз они призваны Христом, значит и их сердца Богом признаны готовыми.

В разных случаях Иисус обращался к грешникам по разному: одному предлагал всё продать и следовать за Ним, другому – вернуться домой и рассказать о происшедшем, третьему – придти к священникам и принести дар за очищение по закону, и всякий раз Его слова – это точное попадание в цель, это точно то, что нужно сделать душе, что бы угодить Богу и приблизиться ко спасению. Бог видит, что нужно человеку, а Сын обращает к нему Божье слово. Ученики послушались Христа, всё оставили и последовали за Ним, и удостоились быть рядом с Ним и в земной жизни, и в будущем веке. Всякий, кто точно исполнил слово Иисуса, угодил так же и Отцу небесному, и приблизился к Нему.

Божья работа над душами ни в коем случае не является стандартной, так как не одинаковы человеческие души. Что говорить каждому конкретному человеку, нужно узнать у Господа, в противном случае можно просто испортить дело, и ещё на некоторое время оттолкнуть душу. Христос много раз говорил о Себе такие слова: «Сын не может без Отца…», «что Отец то и Сын…», «как Отец, так и Сын…». Это сильный пример всем Его последователям. Ведь ученик не больше учителя, и если наш Учитель был настолько зависим от Своего Отца, то и нам не стоит искать других методов и способов достижения душ. Мы не в состоянии изменить образ мыслей своих ближних, «открыть» им, что-то тайное, сокровенное, не можем им дать «увидеть» Бога. А тем более открыть последующие шаги, такие как вход в Церковь – невидимое живое здание, и возможность лечь в её стенах одним из камней. Этих шагов не сможет понять самый высокий разум земли, если ему не откроет это Сам Бог.

На вопрос Иисуса: «за кого вы почитаете Меня?» Пётр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», на что Иисус ответил: «блажен ты, Симон, сын Ионин, по тому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Матф. 16:16-17). Иисус многому учил Апостолов, но откровения им давал Отец. Самого Христа им открыл Отец, после чего они, верно, поняли Его происхождение, Его миссию, и благодаря этому откровению их жизнь коренным образом изменилась. Господь помог ученикам найти «драгоценнейшую жемчужину», и они охотно «продали» всё остальное, они ходили за Христом, испытывая по плоти то же, что и Он. Они не отошли, как другие, но ходили за Ним до конца, а позже крепко утвердились в Нём, и отдали за Христа свои жизни. Если б ученикам  кто-то полноценно засвидетельствовал об Иисусе, но Сам Отец небесный не открыл истину, не коснулся сердца, не готовил бы долгие годы, весть о Нём осталось бы для них просто не понятой, и даже увидев и услышав Христа они сказали бы вместе со всеми: «какие странные слова! Кто может это слушать?»

То, что Иудеи не понимали Его слов, свидетельствовало о том, что связь с Богом у них давно прервана. Они стали не податливыми к Его работе, глухи к Его откровениям, и в большинстве своём не узнали Мессию, а некоторые и сознательно отвергли, но прежде они отвергли Отца. Во втором псалме написано: «почтите Сына, что бы Он не прогневался, и что бы вам не погибнуть в пути вашем; ибо гнев Его возгорится в скоре. Блаженны все, уповающие на Него» (ст.12). Как почитать Сына, если нет почтения к Отцу? «…Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына как чтут Отца, пославшего Его (Иоан.5:22-23). Для Израильтян, отцы которых знали Бога, и почитали Его, пришествие Христа было экзаменом, который вскрыл их состояние, и закончился для них весьма трагично.

Сегодня слово Христа звучит для всех людей. Оно так же понятно для плоти, как и в те времена, и так же Дух Святой стремится дать людям откровение о Христе, что Он Сын Бога живого, и единственный Спаситель души.  Иисус зовёт людей, но как Он Сам сказал: «никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:44). Без привлечения Отца ни один человек не спасётся, не поймёт Христа, а Отец, в Свою очередь, смерти грешника не желает. Это значит, что те, кого Отец не привлекает в какое-то время его жизни к Христу, либо еще не созрели для восприятия этого влечения, либо уже отвергли его самым решительным образом, что оскорбляет божественную благодать и по этой причине полностью лишает таковых продолжения этой возможности. Бог никогда никого не оставляет первым: «и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас» (2 Пар. 24:20).

Отказавшись от покоя (Иоан. 5:17), всемогущий Бог постоянно трудится над людскими душами. Он испытывает их обстоятельствами, наблюдая; не появятся ли у них вопросы о вечности, об истине, не появится ли отвращение к себе, после какого-то греха, и ко всему этому злому миру: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27). Господь старается каждому человеку «подарить» Своё слово, и объяснить его в спокойной беседе через служителей слова. Он, вероятно, применяет многие и многие методы вразумляющих воздействий на душу, чтоб достигнуть её, так как Им руководит любовь к Своему творению. Пути Его – неисповедимы, никто не знает путь Творца к человеческой душе. У Него есть множество способов достичь её, но основной вопрос – отзовётся ли она, услышит ли, не отвергнет ли Призывающего.

Ученики, как-то, задали вопрос Иисусу: «для чего притчами говоришь им?» В ответ Он процитировал пророчество Исаии: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Матф. 13:10-15). Проблема в том, что люди «свои глаза сомкнули», и «сердце их огрубело», и они не обращаются к Богу с просьбой об исцелении. «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь», – говорит Иисус, «войду к нему». Если кто отзовётся, или задумается, если не отвергнет зов Божий, Господь продолжит разговор с душой, и откроет ей Иисуса. Бог безгранично милостив к людям, и особенно к тем, кто располагает к Нему свою волю, и сосредотачивает на Нём все свои интересы.

Конечно, иногда может ослеплять или «ожесточать сердце» Сам Господь, но только в качестве наказания за предыдущее упорное сопротивление человека Его спасительному призыву и никак иначе: «Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля — для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею» (Нав. 11:20; ср. Быт. 15:16).

После казни Христа к Иудеям вновь зазвучал призыв: «Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли, и пригвоздивши руками беззаконных убили; но Бог воскресил Его…». «Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам; что нам делать? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…». «Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деян. 2гл.). И далее Бог ежедневно прилагал спасаемых к церкви. Даже такая неверность людей не смогла уничтожить верности Божьей.

Ходя по земле Иисус встречался с очень разными людьми, и среди них Он искал тех, на ком лежит печать Божьей работы, кто сердцем ищет истину и кто способен принять Божье откровение о Его Сыне. Как встретили Иисуса старец Симеон и старица Анна, так должен был встретить Его весь Израиль, начиная с первосвященника, священников, левитов, царя, и до мытарей и рыбаков. Любящий Бога обязательно должен был узнать Его Сына, но, к сожалению, картина в те дни была совсем иной. Иисус среди Израиля искал «своих» (искренно верующих), среди знатоков Торы искал последователей Божьих, и благодаря своей постоянной связи с Отцом находил их. Многие сразу не поняли Его, но явление Христа наложило сильный отпечаток на их сознание, и Дух Христа через Апостолов нашёл их и после Его смерти. Господь не упустит ни одного человека, который в тайниках души пожелал новой жизни. После своей смерти и вознесения Иисус нашёл ещё многих, которые при Его жизни не созрели для принятия Его, и сегодня продолжает искать среди всего человечества «своих», через тех, кто уже стали «своими» Богу.

Принявшим Его людям Иисус даёт повеление: «возведите очи ваши, и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут; ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнёт». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Иоан. 4:35-38). Бог трудился над «полями», посылая на них дождь, и солнце, и ветер. Благодаря Ему они «побелели», то есть созрели. Они готовы, а теперь вы (ученики) пойдите и пожните их, войдя в труд Божий. Миссия благовествования, как правило, достигает людей на последнем этапе их пути к Богу.

На незрелые поля Иисус не посылал  учеников, и на голую землю, где нужно только сеять, тоже. Они не смогут здесь добыть плода: «один сеет, а другой жнёт» – сказал Сам Иисус. Как же отличить побелевшие поля от незрелых? Как понять – грубосердый грешник в глубине души ищет истину или нет? Конечно, свидетельствовать о спасительной милости Божьей нужно всем и каждому, однако, жизнь у нас только одна, и нам хотелось бы прожить её максимально плодотворно.

Сами мы никогда не сможем правильно сориентироваться, сколько времени нам нужно посвятить благовествованию в какой-то местности, будет ли там отзыв на благую весть, родятся ли души для Христа. Нива огромная, а времени, часто, очень мало. Потому и хочется всегда слышать голос Божий, который бы верно направил благовестников. Так некогда Павел получил указание от Бога: «не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; по тому, что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9-10). После этих слов Павел пробыл в Коринфе ещё полтора года, уча церковь и благовествуя Евангелие.

В этом труде, как впрочем, и в любом другом, огромную важность имеет послушание Богу, постоянное хождение перед Ним. Бывает так, что труженик Божий творит совсем не там, где творит Господь, и совсем не так как Он, и если и есть какой-то результат труда, это скорее самообольщение, самообман. Только в тесном сотрудничестве с нашим Отцом мы сможем отыскать души, «предуставленые» к вечной жизни в каждое конкретное время. Звать нужно всех, всем свидетельствовать, но среди множества душ, среди сплошной голой земли есть отдельные желтеющие колоски, которые найти весьма не просто.

Во времена Христа побелевшими были целые «поля», и не хватало делателей для жатвы. При Его жизни за Ним ходили толпы народа, и после Его смерти христианами становились тысячи людей, и часто в писании упоминается термин – «умножились ученики». Сейчас же человечество единодушно отрекается от Христа, и найти эту горстку «несогласных» бывает очень трудно. Условия благовествования довольно сложные, и потому особенно нужно водительство Господне, полная отдача Ему, близкая с Ним связь.

В 1 Тим. 4:16 Павел призывает Тимофея: «вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая и себя спасёшь и слушающих тебя». Вникать в себя – это значит наблюдать за процессами, происходящими внутри себя, исследовать их и корректировать. Каждый человек от рождения унаследовал природу Адама, то есть каждый рождается в мир грешником. Каждому из нас знаком грех, знакомы его последствия, знакома боль души и гнетущее ощущение безысходности. По тому человека живущего в этих грехах и пороках нам легко понять.

Но легко понять проблему ещё не означает, что мы можем легко помочь человеку. Что бы помочь больному, нужно самому быть здоровым. Вникая в себя со времени дня нашего обращения, мы постоянно наблюдаем, как преображается наш внутренний человек. Мы наблюдаем, как Христос пленяет в послушание Себе всё наше естество, как он с ярким светильником в руках посещает самые потаённые уголки нашей души, мы наблюдаем, как пропадают внутренние конфликты, как заполняются пустоты, как расцветает жизнь Божья, и всё негодное в нас заменяется на полезный Богу материал. Имея опыт освобождения от каких-то грехов и пороков, нам, конечно, довольно просто указать грешнику на выход, которым мы и сами недавно воспользовались.

Вникать в учение нам также необходимо на протяжении всей нашей жизни. Оно несёт нам свободу и познание истины. Это слово самого Бога, который обращается к нам, людям, досконально зная наше несовершенство. В первое время после обращения христиане ощущают непривычную им радость, и  свободу от тяготившего бремени. Кажется, что вопрос греха уже полностью решён, но при постоянном сближении со Святым Богом, при постоянном самоисследовании и исследовании Священного Писания открываются всё новые и всё более тонкие, до этого времени замаскированные грехи и пороки. Чем «здоровее» мы сами, тем легче нам будет помочь и окружающим «больным».

При нашем свидетельстве людям очень важно понять их, увидеть их состояние, видеть даже глубже, чем они говорят, и ожидать: что скажет Бог этой душе. Господь не пользуется нами как роботами, но избирает нас как живых работников. Он Сам прекрасно понимает состояние души каждого человека, сопереживает им, но используя нас хочет что бы и мы проникались переживаниями человека, сочувствовали, «плакали с плачущими», и снизойдя на его уровень указали выход, помня, что и сами недавно испытывали подобное, но нашли покой во Христе. Проверяя себя по учению Христа, всегда стоит задаваться вопросом: похож ли я на великого Благовестника? Являюсь ли другом всех людей, люблю ли их как Христос, и ищу ли с Его ревностью? Схожесть с Христом – это и есть способность к данному служению. «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою…» – сказал Иисус, указывая на нужду в настоящих делателях. Иначе говоря: молитесь, чтобы Господин жатвы нашёл, наделил способностью и допустил до труда на Своей ниве новых людей.

Господь годами трудится над каждой душой, и потому Ему не всё равно, кто будет пожинать Его «ниву». Среди священников того времени Он не нашёл достойных совершать это священнодействие. В их обязанности входило обучать народ закону, а теперь, как пишет Исаия, «от Сиона вышел закон» (Ис. 2:3). Не «Синайское», а «Сионское» слово теперь нужно нести народам, но они и сами его не поняли, и передать не смогли бы верно. По тому и пришлось Христу не в храме искать новых работников, а ходить по городам и селениям Иудеи и Самарии, собирая тех, кто откликнется сердцем на Его призыв.

И прежде чем послать кого-то «собирать для Него», Христос призывает Своих учеников молиться. Молясь, они проникаются нуждой, и становятся соработниками в данном вопросе. Если они просят Отца небесного об этом, значит, они не равнодушны к окружающим их людям, и переживают вместе с Богом об их вечной участи, у них возникает непреодолимое желание видеть спасёнными не только многих грешников, но и каждого, даже самого недостойного из них. Вокруг их находятся толпы изнурённого, рассеянного, бесцельно живущего народа, и как хочется видеть их свободными, счастливыми, усыновленными Господом.

Молящиеся о делателях на ниве – это люди верно видящие нужду, и имеющие верные чувства к погибающим. Из них самих, в основном, Господь и избирает людей на этот труд. Иисус дал повеление ученикам молиться, а позже им же поручил этот труд, дав им «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10:1). Он не просто послал их, но дал власть, каковою и Сам обладал. Чтобы так снарядить учеников и дать им такое поручение Иисус последовательно готовил их к этому. Основою проповеди учеников, скорее всего, была та же весть: «приблизилось к вам Царство Небесное», и они подтверждали властью Божьей, что оно действительно приблизилось (Мк. 16:20).

Сегодня, конечно, все дело благовествования состоит не в явлении знамений для людей, однако мы также наделены Божьей властью. Это власть, благодаря которой раб может освободиться, противник умолкает, а чёрствые сердцем – сокрушаются. Бог всегда творил, и сегодня творит чудеса в душах людей, и наша задача – содействовать этому. Был, как-то случай, когда ученики не могли изгнать бесов (Матф. 17:16-20), потому что забыли основные принципы изгнания, необходимые в данном случае. Иисус сказал им на это, что это произошло по их неверию. «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (ст. 21). Они забыли молитву, пост и проявили неверие, то есть забыли о связи с Богом, о смиренном хождении перед Ним и не доверились Ему. В таком случае и властью Христовой они не смогли воспользоваться. «С Богом мы окажем силу, – говорил Давид в древние времена. – Он низложит врагов наших» (Пс. 107:14) – этого никогда нельзя забывать.

Апостол Павел открывал для верующих ещё один принцип соучастия в  благовествовании. Никто не сомневался, и сам Павел то же, что его Бог избрал для этого служения. Он так и говорил повсюду, что Господь послал его благовествовать. Миссия Павла была очень важной, и противников её было немало. Апостол проходил новые места, новые страны, где ещё не звучала Евангельская весть, и от его проповеди во многих местах образовались новые церкви, которые он позже многому учил, и рукополагал им служителей. Таким образом, он создавал полноценные поместные церкви, преимущественно в больших городах, которые евангелизировали подчиненные им регионы, создавая и там церкви. Павел и его сотрудники переживали многие трудности и скорби в своём служении, и особенно сильное сопротивление было со стороны иудеев и настроенных ими язычников. Все верующие той округи имели возможность поучаствовать в миссии Павла.

Церкви приносили Павлу подаяние на его содержание. Он высоко ценил это, но не просил об этом. О чём же он неоднократно просил в церквах, так это о молитве за него, понимая глубину и значение ходатайства, возносимого всей церковью к престолу Божьему. «Молитесь так же и о нас, что бы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл её, как должно мне возвещать» (Кол. 4:3-4).

Что это за «тайна Христова» или «тайна благовествования»? Это тайна о том, что с проповедью Евангелия Бог во Христе начал принимать и усыновлять Себе не только евреев, но и язычников. Это уже на два или несколько народов, но один – Божий. Эта тайна того, что народ Божий или Церковь Христова будет состоять из людей не одной, а всех национальностей. Как сам Израиль, так и язычники по этому вопросу раньше находились в «неведении», но теперь эта «тайна» перестала быть тайной, так что ее уже проповедуют по всему миру. «По благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере» (Рим. 14:24-25; ср. Еф. 3:4-6; 6:19; Кол. 1:26-27).

До этого времени Божьи люди мучились в догадках, как возможно спасение абсолютно всех людей, но, когда пришла «полнота времени», они поняли, что искупительная Кровь Иисуса Христа объемлет «всякого, кто призовет имя Господне». Это значит, что им открылась огромной важности истина: царство Божье принадлежит не только тем людям, которые заслужили его своими духовными подвигами, но каждому, кто пожелает воспользоваться бесплатно подвигом Иисуса Христа. Это был вынужден признать Петр: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35). Поэтому благовествование Христово должно распространиться «до края земли» (Деян. 1:8; 13:47) и «по всей вселенной» (Мф. 24:14).

«Что бы Бог отверз нам двери…» – вот что было нужно Павлу. Он не столько боится сопротивления властей этого мира и озлобившихся язычников, сколько переживает о дальних, к которым далеко и трудно идти из-за сильных гонений и частых арестов. Он жаждет и им успеть донести благую весть, всем народам возвестить о свете и свободе во Христе, и просит церковь ходатайствовать об этом.

Итак, очень важна для церкви целенаправленная, священническая молитва о созревающей ниве Божьей, о приготовлении работников на ней, о тех, кто уже очевидным образом избран Богом и поставлен совершать данное служение. Благовестие – это дело всей Церкви Христовой. Каждый член её должен знать своё место, и исполнять своё назначение в данном труде. Кто-то говорит слово грешникам, кто-то с технической стороны помогает организовать это должным образом, кто-то неустанно ходатайствует частыми молитвами к Отцу за благовестников и за грешников, чтоб они стали восприимчивыми к слову, кто-то материально поддерживает тружеников, и всё это один труд – совершение тайны благовествования. Каждый христианин, участвующий в труде связанном с проповедью Евангелия является ступенькой, по которой Бог идёт к душе грешника. У Бога даже ступеньки живые, ведь Он только с живыми имеет дело.

Но не стоит так же ограничивать себя только молитвой или материальным служением. В организованном церковном труде мы можем быть звеном, исполняющим определённую функцию, но в личной встрече с грешниками мы и есть «вся церковь», то есть мы все звенья, необходимые для донесения слова Господнего к жаждущей душе. Первые ученики, рассеянные гонениями, благовествовали, что показало их способность каждого в отдельности совершать это служение. Из этого видно, что служение словом в благовествовании (в смысле в личных беседах с душой, или с несколькими душами) поручено и братьям и сёстрам без исключения.

Часто у нас возникает вопрос: что сказать грешнику? Постараемся подойти к этому вопросу как новозаветные священники. В начале нового дня, священники Ветхого Завета облекались в священные одежды, а потом прикасались к святыням, символизирующим жизнь и жертвенную смерть Христа, и далее на протяжении дня совершали своё довольно разнообразное служение. Сколько к храму сегодня придёт согрешивших, придут ли прокажённые, принесут ли обрезать младенца, всего этого они не знали в начале дня. Их задача состояла в том, чтобы утром «встретиться» с Богом, что гарантировало им готовность к любому служению на протяжении дня.

При спланированной или неожиданной встрече с душами, которым мы собираемся засвидетельствовать о Христе, нам не так важно приготовить эффективный метод свидетельства, сколько иметь духовное облачение Христом, чистое, сокрушённое сердце, которое сегодня общалось с Богом, и предельное внимание к голосу Божьему. С этой душой собирается говорить Он, а мы просто переводчики, помощники в этом диалоге. Нам, возможно, не знаком данный человек, но он известен Господу, и мы, возможно, далеко не первое орудие, которым пользуется Бог, ища его, и может быть не последнее. Мы не знаем, в каком состоянии этот человек, а Бог знает, и открывает нам верное понимание этого состояния.

Под постоянным воздействием «князя тьмы» люди научились искусно обманывать, оправдывая себя, они ни чем не брезгуют, обороняя себя от истины, часто в корне искажая действительность, показывая себя в ином свете. Конечно, это обстоятельство осложняет наше свидетельство, но зато обостряет чувство нашей собственной беспомощности и побуждает нас искать Божьего водительства в каждом конкретном случае. Если мы проповедуем в сотрудничестве с Богом, то Он даёт нам возможность заглянуть глубже, чем это человек сам открывает, и судить о нём не только по его словам. За красивыми словами и богатыми фразами Господь даёт увидеть бедную, пустую душу. За жизнерадостною, весёлою речью часто можно рассмотреть плачущее, несчастное сердце. Очень важно увидеть подлинное состояние грешника, чтобы не спорить с ним о его рассказах, а целенаправленно воздействовать на его чёрствое, закостенелое сердце.

«Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого Пастыря» (Еккл. 12:11). Много мудрых могут говорить с грешником на протяжении его жизни, и если они «от единого Пастыря», вероятность спасения довольно велика. Слово как вбитый гвоздь – это след Духа Божьего, и чем глубже западают эти слова, тем скорее «треснет» эта чёрствая оболочка, и сердце откроется для Христа.

Великий Благовестник Божий – Иисус, многими словами и примерами учил людей, но в конце Своего земного пути Он охарактеризовал Своё служение так: «Я открыл им имя Твоё…» (Иоан. 17:26). Как бы ни складывалось наше общение с грешниками, оно должно иметь именно такую цель – открыть имя Божье. Чтобы открыть Его имя, нужно вначале познать Его, омыться, осветиться, оправдаться Его именем (1 Кор. 6:11). Буквально «открыть имя Божье» значит «открыть Его сущность», ведь в Своих именах Господь открывает людям Себя. Сущность же Бога – Любовь (1 Иоан. 4:8). Через Христа земляне так явно и близко увидели такого Бога, как не видели никогда до того. Для Христа это было естественным – открыть имя Отца, так как это и Его имя, а для нас это должно стать одной из самых важных целей в жизни.

Для того, чтобы коринфяне освятились именем Иисуса, Павел должен был открыть, то есть сделать близким и понятным имя Христа. Он призывал верующих в Коринфе подражать ему, так как сам он искренно подражал Христу. Какая сложная задача – открыть земному, суетному человеку то, что Бог реален, добр, милостив, справедлив, нелицеприятен! Как объяснить людям, что Он есть Жизнь, Истина, Любовь, Творец и в Нём одном наше спасение, бессмертие и счастье? Прежде самому нужно познать Его, в Него погрузить свою сущность, обогатить Им свою нищую душу, обновиться духом ума, так как простым человеческим разумом невозможно познавать суть Царства Божьего. «Сын Божий дал нам свет и разум…» (1 Иоан. 5:20),  и благодаря Его дару мы можем постигать Его тайны.

Даже если мы примерные ученики в школе Божьей, если мы многое усвоили и постигли, всё равно объяснять это грешнику бесполезно, ведь он не наделён новым разумом. Грешник способен осознать (и то благодаря действию «предварительной» благодати) только факт своей греховности и необходимость в Божьей милости, а также проявить лишь ту веру, благодаря которой он может капитулировать перед этой милостью. Но на его пути к Богу дьявол поставил множество препятствий, которые должен устранить благовестник при помощи руководства со стороны Духа Святого. Только таким образом проповедь Евангелия может пробудить спящего человека от духовного сна. «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

Люди весьма изобретательны на зло (Рим. 1:30). В этой сфере их мышление развито довольно высоко, а элементарные истины, записанные в Библии им не понятны. По этой причине сердце грешника трудно достичь через его разум. Христос всегда обращался к разуму человека, но старался через него соприкоснуться с его сердцем. Хороший тому пример – беседа с самарянкой у колодца. Она, видимо, была знакома с Писаниями, и знала, как можно поступать, и как нельзя. Но слова Христа, хотя они и были в рамках Писаний, зазвучали в её сознании как-то по-новому. От Него так веяло любовью, и в тоже время святостью, что в ней пробудилась совесть, появилось сожаление о прожитой жизни. Она слышала закон из уст людей, потерявших ведение, заблудившихся в различных постановлениях и преданиях, не различающих Божье и человеческое. Но вот она встретила Автора закона, и Единственного из людей исполнившего его. От Его речи всколыхнулось её сердце, и цель благовествования была достигнута. Христос открыл ей имя Божье, по тому, что Он Сам Бог, и Его человеческое тело ни как не ограничивало Его духовной силы. Мы же – люди, и для нас открыть Бога задача очень сложная. Единственная возможность для этого – облечься Им. Общаясь с нами, грешник должен понять, каков есть Бог, и увидеть себя.

Господь желает открыть Себя людям, и для этого Ему нужны верные слуги. Только облекшись Им, «спрятавшись в Него», возможно явить Его многогранную, необъятную разумом сущность, и вполне открыть Его имя. Каждое имя Бога открывает Его с какой-либо стороны, и все Его имена в совокупности свидетельствуют об Его сущности – Любви или Отцовстве. Вот как велика и сложна, но в то же время прекрасна наша миссия на земле.

Иисус – это создатель душ. Он сотворил их миллиарды, и продолжает творить. Когда у людей есть чего-то очень много, оно, как правило, теряет в их глазах ценность, но у Бога понятия про ценность человеческих душ не меняются. Многие места Писания свидетельствуют, что Он очень бережно относится к каждой душе, не желая гибели ни одной из них. Это о Нём сказал Исаия: «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Матф. 12:20). Пребывая в Нём, и нам нужно наполнится такими же чувствами к погибающим.

Приводя притчу о добром самарянине, Иисус отметил, что самарянин кое-чем эффективно послужил раненому путнику: он «подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лук. 10:34). Масло и вино; они, вероятно, не случайно были у самарянина. Для раненого человека необходимы именно эти средства, как первая помощь. Вино имеет в своём составе спирт, т.е. средство, хорошо дезинфицирующее раны. Возливание вина на раны есть образ любящего обличения, когда собеседник, не унижая, указывает грешнику на его жизнь, не соответствующую воле Божьей, и на её последствия, приведшие его в бедственное состояние. Наличие даже малого количества спирта в растворе, при попадании на открытую рану причиняет пекущую боль. Это необходимо сделать, и по-другому нельзя, в процессе свидетельства человека нужно обличить, но, естественно, так, чтоб он понял урок и принял его.

Спиртовой раствор, попав на рану, кроме боли имеет ещё и очень полезное действие: он убивает микробов, помогает скорее сворачиваться крови и сушит открытые мягкие ткани. Дезинфекция очень нужна и полезна в данном случае, но в свою меру. Слишком много спиртового раствора напротив может повредить заживанию, ведь сам спирт не заживляет раны, а только очищает, обезвреживает повреждённое место. На обработанные раны, обычно, кладут мази, а в древности клали масло или бальзам, которые и помогали заживать ране. Из этого видно, что грешника не нужно бесконечно обличать, и тем приносить раздражение его ранам, а нужно постараться помочь им зажить.

Во Христе удивительно сочетались и обличение и утешение. В Его присутствии многие грешники сокрушались о своей жизни, но они не бежали от Него, а напротив, тянулись к Нему. Всем известная в городе грешница, возливая миро на ноги Иисуса в доме Симона, плакала, и омывала своими слезами Его ноги, и отирала их своими волосами (Лук. 7:38). Почему она плакала? Что так трогало её сердце, что в чужом доме, при чужих людях она не могла удержать слёз и желания повергнуться к ногам Учителя? Какой грязной, жалкой, пустой и безнадёжной выглядит её жизнь, когда она видит Его светлое лицо и слышит Его возвышенные речи. Ей больно и горько, что жизнь её прошла так. Она с благодарностью принимает «вино» Христово, но Он помог и зажить её ранам. К концу Его земного пути она, была уже другим человеком; ожившим и исцелённым. Кто мог исцелить её раны? «Праведники» гнушались ею, бесконечно обличая такую жизнь, хотя и сами были не лучше её. Ей нужен был такой бальзам, который заживил бы больную душу, и только добрый Учитель имел его в изобилии.

Находя грешников, Бог творит чудеса с ними как в ветхозаветный период, так и в новозаветный. На глазах у священников, благодаря жертве и милости Божьей с людей сходила проказа. На глазах у сегодняшних священников, на основании веры в жертву Христа, и искренней самоотдачи Ему люди перерождаются, выздоравливают, обретают счастье. Где же взять это тонкое, мудрое слово для обличения, или даже искусство молча обличать, и где получить небесный бальзам, лечащий сердца? Мудрое и живое слово – это Иисус. Он Один знает, как подойти к душам, спуститься в темноту, в долину смерти. Он видит всех, кто жаждет новой жизни, всех израненных, которым нужна помощь. А наша задача нести Его «священный одр» на своих плечах туда, куда Он укажет, и Он Сам через нас совершит свою работу по спасению души. Если на наших плечах находится Его престол, грешник обязательно увидит это и каждое наше слово будет приправлено благодатной солью и усилено Его присутствием. Величие, святость и любовь Его будут очевидны для бедного сына Адама, и тогда уже он сможет сделать свой выбор. Наша задача – явить Его, открыть Его имя, а выбор остаётся за человеком.

Как ничтожно наше понимание тайны благовествования, и как не славно наше священство, если приведя душу к Христу мы говорим: «Это – мой сноп, моя награда». Каждый спасённый – это сноп Христа, это Его, увенчавшаяся успехом многолетняя робота, долгий поиск, многие ходатайства, многие слёзы. Если Он в конце Своего кропотливого труда использовал меня, своего несмышлёного сына, могу ли я сказать: «Это – мой успех»? У настоящего священника не бывает своих успехов. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Всё наше служение направлено на поиск живого Бога, в сотрудничестве с Которым и под руководством Которого мы и совершаем всякий труд, но сам Бог совершает его в гораздо больших масштабах. Скажем же вместе с псалмопевцем: «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме» (Пс. 64:2), и воспоём вместе с Ним песнь восхождения: «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия, и язык наш – пения; «великое сотворил Господь над нами!» Великое сотворил Господь над нами: мы радовались».

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s