«Ибо так… спасешь себя»

«Ибо так… спасешь себя»

Гололоб Г.А.

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16).

Вступление
В данных словах апостола Павла заключен Божий призыв к каждому проповеднику – носителю спасительной вести Иисуса Христа – спасаться самому и спасать других (а как можно спасти других, когда сам нуждаешься в спасении). Тема спасения, так хорошо понятная верующим людям и совершенно непонятная для неверующих, со всей лаконичной точностью сосредоточена в этих словах Писания, как ни в каких других. Совет великого апостола язычников своему юному сотруднику Тимофею нужно знать каждому из нас, живущих в далеком двадцать первом веке истории человечества, поскольку у нас также есть то, от чего мы можем погибнуть, а значит и нам необходимо знать, как и от чего мы должны спасаться.

Что такое спасение?
Главная мысль отрывка – спасение, но от чего мы должны спасаться? От физической опасности? От вреда духовного? От греха или же только от его наказания? Некоторые христиане предпочитают последнее, однако эта мысль глубоко оскорбляет Божье желание спасти людей не только от наказания за грех, как основного его последствия, но и от самого греха, как причины этого наказания. Бог спасает не только от последствий греха, но и от него самого, даруя нам возможность ощутить силу благовествования Христова изменять сердца и жизни людей. Поэтому спасение должно принести нам не только прощение грехов, но и силу ведения обновленной (святой) жизни, насколько у нас хватит веры для получения этого обетования. Поэтому наше спасение состоит из получения не только прощения грехов (напр. Лк. 24:47; Деян. 10:43; 2 Пет. 3:9; Еф. 1:7), но и преображающей силы Духа Святого (напр. Деян. 2:38; Рим. 6:22; Еф. 4:24; Евр. 12:14).

На различных примерах – библейского и нашего времени – мы убеждаемся в том, что проповедь Евангелия изменяет не только сердца людей, но и их жизни (Закхей, Павел), причем если образ мышления изменяется сразу, в один момент, то образ жизни – постепенно и с некоторым опозданием. Поэтому мы не можем сказать, что когда-либо сможем достигнуть такого совершенного состояния, когда мы полностью перестанем нуждаться в наказании, а значит и в милости Божьей. Стало быть, в нашей ответственности остается борьба с грехом, которую нам придется вести до конца нашей жизни.

Даже, уверовав и покаявшись, т.е. обратившись к Богу, мы убеждаемся в существовании больше в наших поступках, чем в сердечных намерениях (Рим. 7:18-19) некоторой косности и сопротивления Божественной благодати. Причем это сопротивление оказывается нами той благодати Божьей, которая не только научает (Тит. 2:11-12), но и реально преобразует нас в образ Христов (Рим. 8:19). Иными словами, мы способны чинить сопротивление как нашему спасению, так и нашему освящению, хотя первое это – момент оправдания, усыновления и примирения с Богом, относящийся к нашему сознанию, а второе – долгий процесс, относящийся к нашей внешней деятельности, выражающейся в делах святости.

Поэтому даже уверовавшие во Христа призваются Словом Божьим бороться с неготовностью нашей «плоти» повиноваться новым требованиям духа, преображенного в момент нашего уверования (Рим. 12:1-2; 1 Пет. 2:11-12: ср. «тела» в первом тексте со словом «душу» во втором). Хотя эта борьба является борьбой за спасение не столько нашего «духа», сколько «тела», она продолжает оставаться целью Бога, хотя и осуществляемой Им без риска оказаться в состоянии полного отвержения Божьего только по этой причине. Это значит, что грехи против спасения, которые могут привести нас к полному отпадению от Бога, следует отличать от грехов против освящения, которые не могут лишить нас спасения, если мы продолжаем с ними бороться и побеждать, т.е. по мере наших сил движемся по пути освящения.

Таким образом, новозаветное учение о спасении избегает двух видов обвинения: как в умалении благодати, так и в ее злоупотреблении. Иными словами, мы не утверждаем как того, что с первых дней нашего обращения к Богу мы становимся совершенными людьми, так и того, что дар Божьего прощения существует только для того, чтобы уберечь нас от Божьего наказания без каких-либо условий с нашей стороны. Поэтому для сердца, искренно обращенного к Богу, мы исключаем возможность сознательного злоупотребления Божественной благодатью прощения. Однако мы оставляем за собой право обличения того, кто пытается получить от Бога спасение безусловным образом или не на Его условиях.

Как получить спасение?
Данный текст Писания вменяет нам в обязанность исследование себя в свете Божьей истины, открытой нам в  Священном Писании. Апостол Иаков уподобляет Слово Божье зеркалу, когда говорит о его основной функции – показывать нам наше духовное состояние: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак. 1:23-25).

Разумеется, в Слове Божьем мы должны видеть для себя образец для подражания, а не просто изучать его для расширения нашего кругозора. Мне когда-то пришлось услышать забавную историю об одном мальчике, который, видя, как мама пользуется кремом для лица, решил и сам воспользоваться этим средством. Правда, он при этом совершенно забыл о зеркале, а, поскольку его руки были грязными, этот крем окрасил его лицо совершенно в другой цвет, что было легко обнаружено возвратившейся домой мамой и затем (к его полному разочарованию) показано незадачливому мальчугану в том самом зеркале, посмотреть в которое он не догадался.

Этот пример свидетельствует нам о том, что нам необходимо сравнивать нашу жизнь с Божьей образцом, оставленным нам в Писании. Здесь, правда, мальчик совсем не смотрел в зеркало, но куда хуже, когда мы пытаемся в этом зеркале увидеть себя только в том свете, который нам нравится, но не является в действительности таковым. Не менее опасным является то, когда мы вместо чистого зеркала используем какие-то другие его напоминающие предметы (например, стекло), которые способны сильно исказить полученные с их помощью изображения. Что же это «зеркало» говорит нам о спасении?

Выше мы отметили, что нам следует отличать волю Божью, необходимую нам для получения спасения, которое совершается в один момент, от воли Божьей, предоставляющей нам все необходимое для нашего освящения, которое является длительным процессом. Ссылка на «постоянство», кажется, противоречит высказанному нами выше тезису о спасении как моменту примирения с Богом, однако это кажется только с виду, поскольку наше спасение в действительности является не просто моментом примирения с Богом, а длящемся во времени и непрекращающемся состоянием этого примирения. Стало быть, нам следует расширить или уточнить понятие «момент спасения».

Правильно понять одномоментность спасения можно лишь усвоив характер тех условий, на которых мы это спасение получаем. Библия определяет для этого только два условия: покаяние и веру (Мк. 1:15; Деян. 20:21). При этом важно отметить их «постоянный» характер, поскольку нигде в Слове Божьем не сказано, что человек «один раз поверив», будет «спасен навеки». Напротив, Библия утверждает, что это условие имеет постоянный характер: «имеет жизнь вечную» лишь «всякий верующий», т.е. продолжающий верить (напр. Ин. 3:15-16; 1 Ин. 5:1; Рим. 10:10-11). То же самое мы можем сказать и о покаянии, которое следует воспринимать не просто как одноразовое действие или исповедание, а как состояние сокрушенного духа, как говорит пророк Исаия: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2; ср. Пс. 33:19; 50:19; Ис. 57:15; 1 Пет. 3:4).

Таким образом, наше спасение является не просто кратковременным моментом, а непрекращающимся состоянием смирения и доверия перед Господом. Это состояние сердечной покорности, верности и послушания человека Богу, которое можно также назвать и личным отношением любви к Богу, имеет вполне конкретное начало, но не должно иметь конца. Оно приносит нам полноту Божественных обетований спасения (оправдание, примирение, усыновление), а не только в ту ее часть, которую мы способны заслужить в процессе нашего освящения (дополнительные благословения). Поскольку же Слово Божье отвергает заслуги в вопросе получения спасения (Рим. 3:27; 1 Кор. 1:27-31), считая его даром (Еф. 2:8-9; Тит. 3:5-7), мы не можем отождествлять друг с другом момент примирения с Богом и процесс уподобления в Его образ (Рим. 5:1-2; 6:5-7). Благодатный или даровый (бесплатный) характер спасения помогает нам понять то, почему какая-либо похвала в деле спасения недопустима в жизни и словах каждого христианина.

Тем не менее, мы эти два явления духовной жизни также и не разделяем до бесконечности, поскольку между ними существует тесная связь. При этом, эта связь такова, что процесс нашего освящения невозможен без наступления момента спасения или оправдания перед Богом, который приносит с собой способность вести новый образ жизни через полученный доступ к преображающей силе Духа Святого. Однако мы не можем сказать также и того, что от освящения зависит само спасение, т.е. зависимость эта является односторонней: дела лишь «совершенствуют» нашу веру (Иак. 2:20-26), но не причиняют ее. Наличие этой связи объясняет нам, почему дела освящения служат только признаком (как, впрочем, и следствием) нашего спасения, но не его условием (см. «покажите в вере вашей добродетель…» в 2 Пет. 1:5-8).

Стало быть, поскольку в нашем месте Писания речь идет о спасении, мы должны понимать его в значении сохранения или устояния в однажды полученном спасении, т.е. в смысле соблюдения тех условий, на которых мы его и получили. Это значит, что мы должны искать в Писании того, что способно помочь нам сохранить состояние духовного сокрушения и смирения перед Богом (покаяние) и поддержать постоянный характер доверительных отношений с Ним (веру). Отказываясь же от этих условий, мы тем самым отказываемся и от самого спасения. Вот почему верно утверждение, что «в раю и в аду будут только добровольцы».

Заключение
Наше изучение текста 1 Тим. 4:16 и других связанных с ним темой спасения библейских текстов показало, что христианин призван постоянно исследовать собственное поведение в свете Слова Божьего. Поскольку же вопрос спасения, которое является моментом примирения с Богом, следует отличать от вопроса освящения, которое является процессом уподобления Ему в наших поступках, мы должны исследовать в Писании, прежде всего, средства укрепления и роста нашей способности к покаянию и доверию Господу. А последние, как мы это также выяснили, проявляются и действую лишь на «постоянной» основе, т.е. мы призваны верить и каяться перед Богом на протяжении всей нашей жизни. Если это у нас есть и возрастает, мы находимся на правильном пути. Если же нет, мы подвергаемся серьезной опасности отпасть от своего спасения и погибнуть навеки.

Поэтому даже великие Божьи люди, когда согрешали перед Богом, нуждались в последующем покаянии и исправлении, чтобы не погибнуть в своих отступлениях от Господа. Но тот факт, что они были способны покаяться и исправить свое хождение перед Богом, свидетельствует о том, что, согрешив, они все же сохранили в себе нечто важное, без чего не бывает спасения – понятно, что речь здесь идет о покаянии и вере. Все же те, кто эти условия не сохранил, отпали от Бога навсегда и подверглись вечной погибели (напр. Мф. 22:13; Рим. 8:13; 11:20-22; Евр. 6:7-8).

Иными словами, если фундамент здания не разрушен, ошибки в строительстве стен легко можно исправить, но, если повредились сами основания здания, вся внешняя его красота рано или поздно разрушится. Поэтому данный текст Писания свидетельствует нам о том, что Библия нам нужна для того, чтобы оценивать не только внешние достоинства, но и внутренние побуждения нашего духовного строения, которым является наша жизнь. «Только так поступая», мы сможем спасти как себя, так и наших слушателей!

Advertisements
Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s