Какой Бог нужен грешнику?

Нищий

Какой Бог нужен грешнику?

Гололоб Г.А.

В последнее время к христианскому Богу обращается все меньше и меньше неверующих людей. Чем объяснить этот феномен? Не мог же Бог создать такое учение, которое в принципе не устраивало бы людей, терзаемых различными проблемами? Может быть, современное общество радикальным образом изменилось? Например, может быть, оно стало более независимым из-за растущего материального благополучия, или более образованным по причине утончения морального вкуса, или более осторожным из-за того, что ему часто приходилось быть обманутыми, или более корыстолюбивым из-за участившихся экономических проблем?

Как бы там ни было, на христианах лежит ответственность пересмотреть свое отношение к миру, исходя не только из того, что они ему предлагают, но и из его собственных духовных запросов. Что это значит? Это значит, что если люди не обращаются к Богу, то, скорее всего, это происходит по той причине, что остаются неудовлетворенными их духовные запросы, т.е. Церковь оказывается неспособной удовлетворить их духовный голод. Как говорится, предлагать оправдано лишь то, что может человека заинтересовать.

Каким образом это может происходить? Первой причиной этому может быть акцентирование не на тех качествах Бога, которые жизненно необходимы людям. Например, если мы представляем Бога в образе Вселенского Диктатора, вряд ли кто-то добровольно станет Ему служить. И действительно: поощряем ли мы людей прийти к Богу или же просто запугиваем их Его судами и наказаниями? Кроме того, иногда в природу Бога мы помещаем заведомо несовместимые качества, тогда как следует делать выбор между ними. Например, Бог долготерпелив или мстителен?

Действительно, понятие «гнев Божий», тесно связанное с Его наказанием грешников, всегда вызывало у читателей Библии ряд недоуменных вопросов. Неужели Бог настолько жесток, что фактически за малейшее нарушение Своей воли готов отправить виновного человека в ад? Разумеется, кальвинистское представление о том, что Бог способен предать наказанию вечным осуждением кого-либо только за то, что Сам суверенным (т.е. беспричинным) образом лишил их Своей помощи, нам видится крайней формой оскорбления не только принципов Его правосудия, мудрости или любви, но и самой Божественной Личности. Но когда нам говорят о том, что любой грех человека не просто содействует, а непременно обрекает согрешившего на ад, мы вынуждены задаться этим вопросом.

Конечно, Бог имеет право наказывать и грешников и праведников, но нам следует выяснить, как Он это делает. Например, всегда ли Он требует немедленного наказания даже тогда, когда человек не спешит проявить свое раскаяние за совершенный грех? Действительно, в своем жизненном опыте мы обычно не видим того, чтобы грешники страдали сразу же после совершения ими грехов. Может ли это наблюдение свидетельствовать в пользу того, что Бог скорее долготерпелив, чем мстителен?

Кроме того, возникает вопрос о природе «гнева Божьего», определяющего характер Его наказания грешников. Разве можно приписывать Богу это сугубо человеческое (несовершенное и субъективное) чувство, когда, в человеческом представлении, гневный судья – это, скорее всего, судья предвзятый? Даже если судья и не гневается, а лишь только мстит, в его руки все равно недопустимо вверить дело справедливого судоустройства. Тем более, «Судья всей земли» обязан тщательно разбирать вопрос о степени виновности человека и выносить Свой приговор, учитывая внешние влияния и другие смягчающие обстоятельства. Возможно, здесь речь идет об обыкновенном антропоморфизме, которых так полна Библия. Если это так, тогда мы вправе говорить не о чувстве гнева Бога, а лишь о Его справедливом наказании.

Наконец, переходя к пониманию Божьей справедливости, призванной вознаграждать достойного и наказывать недостойного, мы задаемся такого рода вопросами. В чем состоит смысл самого наказания? Можно ли с его помощью исправить грешника? Является ли страх наказания достаточно эффективным средством облагоразумить виновного, или же Бог совершенно не заинтересован в его исправлении, когда изливает на Него Свой справедливый гнев? Очевидно, общечеловеческий опыт и здравый смысл подсказывают нам, что одним страхом наказания невозможно исправить грешника, к тому же этот страх фактически не совместим с милосердием и проявлением прощения.

Стало быть, мы можем сформулировать, по крайней мере, три проблемы, связанные с идеей греха и следующего за ним наказания: условия применения наказания, степень суровости и сроки его наступления. Честно говоря, каких-либо практических примеров проявления данных характеристик Божьего наказания, по крайней мере, в их абсолютной форме мы не можем обнаружить в своем опыте. Неужели мы сталкиваемся здесь с той ситуаций, когда теория не способна найти себе подтверждение на практике? Если так, тогда нам следует признать, что что-то не то происходит с нашей теорией. Давайте мы попытаемся разобраться в этом вопросе ниже.

Условия применения наказания Божьего
Конечно, Божье долготерпение не означает того, что Бог в принципе может проигнорировать грех, забыв о его существовании и проявлении всех его последствий. Любой грех вызывает два рода проблем: 1) проблему вины перед Богом и собственной совестью; 2) проблему страдания, как самого грешника, так и других людей, тесно связанных с ним различными обстоятельствами. Первая разрешается Богом путем предложения прощения вины, вторая путем представления силы для борьбы с властью греха. Оба эти средства борьбы с грехом и его последствиями действуют параллельно, не подменяя одно другим, хотя и имеют разную природу: первое юридическую, второе – реальную.

Безусловно, Бог не может мириться с грехом, однако Его средства борьбы с ним трудно связать со скорым и жестоким наказанием. Об этом нам свидетельствует как Библия, так и человеческий опыт. Безусловно, Божье долготерпение проявляется либо в отсрочке наказания, либо в уменьшении его степени. Но что может побудить Бога действовать таким образом? Разумеется, только любовь, причем любовь к виновному, кем являются все без исключения люди. Так чем же Бог реагирует на грех: любовью, или наказанием? Он реагирует на него Своим долготерпением, которое представляет собой баланс между Его Любовью, требующей пощады, и Справедливостью, требующей наказания. Согласно этому положение вещей, Бог может посылать наказание уже прощенному грешнику, но это наказание ни в коем случае не может быть осуждающим, а лишь исправительным и научающим.

Здесь мы видим принцип разделения вопросов оправдания и освящения: наказание, относясь ко второму, не может относиться к первому, и, наоборот, прощение, относясь ко первому, не может относиться ко второму. Если по вопросу применения наказания (разумеется, исправительного) в процессе освящения христианина у нас не возникает никаких вопросов, то в отношении к вопросу оправдания наказание совершенно не применимо к верующему человека до тех пор, пока он продолжает оставаться верующим. Отпадение его от истинной веры автоматически лишает его положения спасенного, тем самым возвращая его на уровень угрозы существования теперь уже осуждающего наказания.

Поскольку ниже мы будем говорить лишь об оправдании перед Богом, в этой сфере будет полностью снят вопрос о любого роде наказании — не только осуждающем, но и исправительном. Здесь наше наказание на Себе понес Иисус Христос, принеся Себя в Жертву умилостивления, правда, не Божьего гнева, который в действительности является лишь библейским антропоморфизмом, а требований Божьей справедливости, поскольку библейское наказание не может рассматриваться с позиции проявления каких-либо неуправляемых порывов чувств, но лишь с позиции требуемого честного и справедливого по своей природе возмездия.

Наконец, нам следует ответить на вопрос о смысле наказания. Павел говорит о законе, как «детоводителе» ко Христу, т.е. подготовительной фазе для принятия Божественной благодати как оправдывающего прощения, так и освящающей силы. Это означает, что наказание может иметь какой-либо смысл лишь в случае применения к «детскому возрасту» человеческого сознания, но не к его зрелости. Гнуть в какую-либо сторону можно лишь формирующееся деревце, но не уже сформированное. Стало быть, наступление времени благодати Божьей («пришла полнота времени») зависело от степени готовности людей принять учение о спасении в его новозаветном (полном) смысле. Это значит, что именно в первом веке нашей эры человечество созрело для того, чтобы разочароваться в прежних попытках оправдания и согласиться на то, чтобы начать искать новые.

Сказанное справедливо не только по отношению ко всему человечеству, но и по отношению к отдельно взятой личности, почему в Библии идет речь о наказании именно детей, хотя по своему сознанию ими могут оставаться и некоторые взрослые люди. Это означает, что страх наказания может быть оправдан лишь для несознательного (детского) «возраста» человека, но, когда последний приходит в зрелое состояние, это средство перестает работать. Поэтому Библия свидетельствует нам о том, что наказание Божье является преимущественно временным атрибутом Ветхого Завета, который выполнял исключительно подготовительную функцию учреждения Нового Завета. Поскольку же последний был основан на принципе всеобщей и безусловной любви, это обстоятельство объясняет возможность как смягчения, так и отсрочки Божественного наказания (Ин. 12:47-48).

Чтобы нам правильно распрощаться с наказанием, отметим факт его многоразличного выражения как в отношении к людям, так и в отношении к Иисусу Христу. По отношению к людям Божье наказание часто выражается в допущении им испытать последствия своего грехопадения. Именно этот вид наказания Божьего мы в наибольшей мере наблюдаем в человеческом опыте, как историческом, так и личном. Именно этот вид Божьего наказания лежит у основания такого понятия, как долготерпение Бога. Богу нет никакой надобности вмешиваться в этот процесс активным образом, поскольку боль причиняется самим фактом совершения греха (см. напр. «то и предал их Бог в похотят сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои теле» в тексте Рим. 1:24; см. также: Иак. 1:15; Рим. 7: 5, 11, 12; Гал. 6:8). Это значит, что эти страдания невозможно отнести к активным действиям Бога.

Можно сказать, что наказание путем попущения греха является решающим в Божьем арсенале исправительных средств. Это означает, что, если Бог начинает причинять боль и страдания активным, а не пассивным способом, то здесь мы имеем дело с наказанием не исправительным, а осудительным, как, например, в случае с Ананием и Сапфирой. Разумеется, всякое исправительное наказание стремится к достижению цели покаяния грешника (Евр. 12:9-11). Разумеется, эта цель не всегда достигается, поскольку Бог никого не принуждает с помощью этого наказания к правильному выбору, а лишь указывает таким образом на естественные последствия согрешения.

Что касается формы наказания, которое понес на Себе Иисус Христос за грехи всего мира, то это наказание было выражено в виде физических страданий для Его физической природы, так и позора – для Его духовной природы. В любом случае, перенесенное моральное унижение в его применении к Богу превосходит какое-либо физическое страдание. Тем не менее, Иисус Христос понес на себе этот позор ради спасения человечества, тем самым доказав, что для Него важна не личная слава, как это ошибочно проповедуют кальвинисты, а спасение грешников, как адекватный результат проявления Его любви.

Здесь важно подчеркнуть, что понесение на Голгофе Иисусом Христом наказания за наши грехи не означает того, что Он теперь стал виновным вместо нас. Он принял наше наказание добровольно, но не заслуженно. Поэтому Кальвин был не прав, когда писал, комментируя текст 2 Кор. 5:21, что «Он стал вместо нас виновным» (Кальвин Ж. Толкование на Второе послание апостола Павла к коринфянам. Минск: Евангелие и Реформация, 2008, с. 107). Такое выражение может использоваться христианами лишь в фигуральном, но не буквальном смысле. Это значит, что наш грех был «вменен» Христу в специфическом смысле, а именно в форме перенесения незаслуженного Им наказания. В этом выражении эксплицитно упущено слово «наказание», которое подразумевается под словом «грех», подобно тому, как слово «доброго» скрывается во фразе «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), или «злом» в выражении «Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).

Подобно «вменению» греха (не вины), следует различать одно от другого и такие выражения, как: «понести грех» и «понести наказание за грех», так что библейское выражение о том, что Христос стал «грехом», следует понимать в переносном смысле. Это значит, что следует признать богословски ошибочным следующие слова Мартина Лютера: «Христос должен стать величайшим злодеем, убийцею, прелюбодеем, грабителем, осквернителем, богохульником и прочим, какой только жил на свете» (Лютер М. Лекции по Посланию к галатам. Фонд «Лютеранское наследие», 2007, с. 152).

Равным образом, с нас снимается не вина, а лишь наказание за нее, хотя, разумеется, мы не можем поддаваться в результате осознания данного факта панике, поскольку у этой вины вырвано смертоносное жало. Хотя «вина» и «грех» в Писании часто подменяют одно другое из-за литературного эффекта обобщения, точные их значения имеют разный смысл. Таким образом, с человека не снимается ответственность за совершение греха таким образом, что просто переносится на невинного Христа, но таким, что только он может считаться подлинной причиной как собственных, так и Христовых страданий. Поэтому даже христианин, т.е. однажды прощенный и ставший на путь своего освящения грешник, продолжает нести ответственность за свои текущие грехи. Жертва Христа, таким образом, не уничтожает какую-либо ответственность верующего в деле его оправдания, а переносит ее в другую область, т.е. в область проявления его не дел, а только веры и покаяния. Равным образом, заместительным наказанием грех не отрывается от своего виновника, а лишь лишается своей смертоносной власти над ним.

Нарушает ли этот вывод принципы Божьей справедливости? Да, но сложившееся в результате этого положение не оскорбляет Божью честь, поскольку заступничество Христа за грешника было добровольным. Именно добровольный характер этого нарушения принципа справедливости во имя проявления любви делает Жертву Христа не позором, а подвигом. Если бы Бог наказал за чужие грехи не Христа, а других людей, Он был бы виновен в нарушении справедливости, но если взял на себя наказание за чужие грехи кто-либо из суверенных мотивов самопожертвования, то здесь не в состоянии что-либо сделать даже Божье правосудие. Разумеется, Бог-Отец не требовал этой Жертвы от Христа, а лишь предлагал ее принесения, а тот факт, что она была предопределена Им от вечности объясняется предвидением Божьим, а также фактом полагания на абсолютное послушание Христа воле Его Отца, которое потому и было совершенным, что было добровольным.

Наоборот данное нарушение принципа справедливости с ущербом ни для кого другого, как одного лишь Бога, приносит Ему особую честь, поскольку красноречивым образом показывает приоритет Его любви, в которой состоит сущность моральной природы Господа, над Его же справедливостью, которая в силу своего подчиненного положения в составе Божьего Естества, была вынуждена уступить этой Любви свою власть над грешником. Именно эту (тогда еще не «явленную» миру) способность Бога действовать вопреки Собственной славе и не смог учесть Его основной враг – сатана, когда поднимал свое против Него восстание. Он рассчитывал на то, что при Себялюбивом Боге и природном несовершенстве преданного свободному течению событий человека какое-либо спасение будет совершенно исключено. На этом качестве Бога он и попался.

Равным образом, т.н. «ненависть» Бога имеет не чувственный характер неконтролируемого аффекта, а обладает вполне разумными основаниями, определяемыми Его моральной природой. Стало быть, «ненависть» относится к той же категории библейских терминов, что и «гнев». Если это – и чувства Бога, то все равно лишь управляемые Его волей и разумом, а не исключающие такого рода контроль над собою. Таким образом, Бог не может «ненавидеть» грешника, «мстить» ему или «гневаться» на него в обычном употреблении этих слов. В любом случае, никак невозможно согласиться с автором следующего выражения: «Бог… не может не отомстить за презрение к Своему величию» (Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, 2.16.1), поэтому сегодня над всеми тяготеют «гнев и мщение Бога» (там же, 2.16.2). Или автора таких слов: «Господь, удерживающий вас над бездной ада, ненавидит вас и страшно разгневан вами» (Эдвардс Дж. Грешники в руках разгневанного Бога). Заметьте, Джонатан Эдвардс перенаправил гнев Божий с греха, на самого грешника, тем самым сделав не человека врагом Богу, а, напротив, Бога врагом человеку. Такое лжеЕвангелие способно только оттолкнуть людей от Бога, а не привлечь их к Нему.

Поскольку грехопадение людей сделало их абсолютно зависимыми от Божьей любви, решающим условием проявления долготерпения Божьего к человечеству является Его любовь к грешнику. Эта любовь, как мы знаем, была представлена и доказана в Голгофском подвиге Иисуса Христа. С момента уплаты Христом за наш долг перед Богом наша судьба из рук Божьей справедливости перешла в руки Его Любви. При этом со стороны Его Любви грешнику выдвигаются собственные условия, отличные от условий закона, через который выражается Божья справедливость: не дела, а вера и покаяние.

При этом среди богословов долгое время конкурируют две основные теории искупления Христова: заместительного наказания и заступнического исцеления. Первая утверждает, что Смерть Христа снимает с грешника вину за его грехи и освобождает его от наказания за них, а вторая доказывает, что искупление Христово – это передача Божественной силы для осуществления победы над властью греха. Первая считает основной проблемой грешника его виновность перед справедливым законом Божьим, вторая – духовную болезнь, из-за которой последний не может стать угодным Господу.

Следует признать, что обе эти теории имеют определенные библейские и богословские основания, чтобы более или менее успешно претендовать на истинность. Поэтому, вместо того, чтобы сталкивать обе эти теории лбами, следует воспользоваться удобной возможностью их совмещения. Это синтез можно осуществить путем разделения полномочий этих теорий: теория заместительного наказания относится к вопросу оправдания грешника, а теория заступнического исцеления – к вопросу его освящения. Таким образом, заместительный аспект Жертвы Христа, имеющий сугубо вменяемую, или юридическую природу, призван решить проблему избавления человека от карающей власти Божьего правосудия, вводя его таким образом в состав народа Божьего, а заступнический, обладающий характером реального оказания помощи, избавляет его от текущих грехов, совершенных после обращения этого человека к Богу.

Несмотря на то, что Жертва Христа в историческом плане была явлена людям лишь в течение двух тысяч лет, Божье долготерпение, основанное на ее заслугах, применялось к людям и раньше наступления этого события, хотя и в меньшей мере, поскольку неизвестная людям благодать не могла иметь такого же эффекта, как и благодать «явившаяся» в Иисусе Христе. Ниже мы рассмотрим различные аспекты Божественного долготерпения, действовавшего как до Прихода Иисуса Христа на землю т.ск. предварительным и потому лишь ограниченным образом, так и после этого события, когда оно становится наиболее актуальным вплоть до наших дней. Но прежде осветим вопросы о смягчении и отсрочке Божественного наказания.

Воздержание от заслуженного наказания
Самый очевидный пример того, как Бог уменьшал степень Своего наказания, представлен нам в истории о грехопадении Адама. Подвергая наказанию (не вечному, а земному) нашего праотца, Бог сказал: «Терны и волчцы произрастит она тебе». Теперь обратим свое внимание на медицинскую ценность тех произведений земли, которые люди научились использовать для своей пользы. Около сорока процентов всех медикаментов, изготовляемых современной фармакологией, состоят из различных органических веществ, присутствующих в растениях. Оказывается, Бог умеет благословлять, даже проклиная, вернее наказывая.

Еще одним примером проявления этого Божьего долготерпения является Израильский народ во время его скитания по пустыне на пути в Ханаан. В принципе вместе с согрешившими и за это обреченными на вымирание ходили сорок лет по пустыне их дети, однако они не испытывали острой нужды в питании и в самом необходимом. Напротив, Слово Божье свидетельствует о том, что «они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли» (Неем. 9:21; ср. Втор. 9:25). Оказывается, даже наказывая детей за вину их отцов, Бог между тем примешивал к этому наказанию определенную меру Своей милости.

Впрочем, известное выражение о том, что Бог наказывает детей за вину их отцов до четвертого поколения, может иметь культурное объяснение. В древние времена еврейские молодожены часто не отделялись от своих родителей в вопросе места жительства, но в их обычае было то, что сыновья пристраивали к отцовскому дому каждый по комнате, а потом это могли делать также и их сыновья и даже внуки. Получалось, что каждый еврей мог жить со своими сыновьями, внуками и правнуками фактически под одной крышей или в непосредственной близости, тем самым влияя на образ мысли и поведения четырех поколений своих потомков. Таким образом, никакой несправедливости в наказании такой семьи Богом не проявлялось.

Еще пример Божьего долготерпения. Давид тяжко согрешил, однако Бог, хотя и забрал у него первого ребенка от Вирсавии, саму ее и четырех родившихся от нее впоследствии других детей (включая и Соломона) не тронул. Примечательно, что о трех из них мы ничего не знаем, а Соломон в конце жизни отступил от Господа. Тем не менее, Господь повел родословную линию Христа от Нафана, а не от детей, которые Давид имел от других его жен (Лк. 3:31). Разве это не милость, проявленная к провинившемуся? Получается, Бог сдерживает заслуженное наказание, оставляя в нем некоторое место Своему милосердию.

Отсрочка наказания
Как мы уже отмечали выше, долготерпение Бога к грешнику может проявляться не только в сдерживании наказания, но и в его отсрочке. В полном смысле этого слова, мы можем говорить об отсрочке Божественного наказания лишь применимо к новозаветной эре, о которой Господь наш Иисус однажды сказал следующее: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:47-48). В другом месте Нового Завета говорится подобное же: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13:30). По этой причине Божье наказание в своей полноте осуществится только в эсхатологическом плане.

Тем не менее, определенная отсрочка проявлялась даже в Ветхом Завете. Божье долготерпение таким путем обычно проявлялось к отступникам, типа пророка Валаама, или царя Соломона, которых, в конце концов, Богу «не удалось» образумить. При этом выражение «не удалось» следует понимать не в пораженческом смысле, а в сострадательном, поскольку Бог никого не принуждает к спасению даже при помощи Своего наказания. Поэтому имеет смысл говорить о том, что Бог был вынужден (т.е. действовал против Своей воли) наказывать Свой народ (Плач. 3:33). Объясняется этот феномен условным характером Божьего спасения, так что в любом случае, примет ли его человек или нет, Бог все равно достигнет Своей двойственной цели: спасти только верующих и осудить только неверующих людей.

О проявлении Божьей любви к грешникам свидетельствует даже история с наказанием содомлян и жителей соседних с ним городов (Быт. 19:29). Примечательно, что Бог изначально «знал» об их греховности, но сошел на землю «убедиться» в этом, чтобы Его суд не показался людям предвзятым (Быт. 18:20-21). Когда ангелы Божьи убедились в греховности жителей Содома и решили исполнить Божье намерение истребить Содом огненным градом с неба, они, тем не менее, предоставили друзьям и потенциальным родственникам Лота последнюю возможность спасения: «Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (Быт. 19:12-13).

О долготерпении к содомлянам свидетельствует также и тот факт, что его жители были спасены Авраамом от их врагов (Быт. 14:12-16). Важно отметить, что Бог был готов помиловать даже эти города при условии, что там найдется десять праведников (Быт. 18:32). Кстати, вместе с несколькими городами, расположенными в долине Сидим, Бог намеревался истребить также и Сигор, но по просьбе Лота оставил в живых всех его жителей (Быт. 19:18-22). Возможно, они и были когда-то наказаны Господом, если не покаялись, но не в этот раз. Терпел Господь некоторое время и привязанность жены Лота к земным богатствам или городскому благополучию (Быт. 19:17, 26). Таким образом, мы видим в этой истории проявление ряда отсрочек Божественного наказания.

О временной отсрочке Божьего наказания свидетельствует нам история с Валаамом, который был истинным пророком не просто Божьим (Эль), а Господним (Яхве), хотя для окружавших его людей это казалось языческим «волхвованием» (см. слово «Господь» в тексте Числ. 25:8, а также способность к покаянию в тексте Числ. 22:34). Подобно Мелхиседеку он лично общался с Богом, но в отличие от него, не устоял в истине, продавшись за подарки моавитского царя Валака, действовавшего в союзе с мадианитянами (Числ. 22:7). Происхождение Валаама нам неизвестно, но известно то, что он жил в Месопотамии (Числ. 22:5; Втор. 23:5), где и сохранились его пророчества о приходе Мессии (Числ. 24:17). Если бы Валаам не был истинным Божьим пророком, то никогда бы не получил от Бога такого пророчества.

Несмотря на то, что Божьего пророка пыталась остановить даже ослица, в конце концов он отпал от Бога (Числ. 31:16; Откр. 2:14), вследствие чего получил то, чего заслуживали обычные грешники (см. 2 Петр. 2:15; Иуд. 11). Тем не менее, Бог не в шутки играл с ним, а прилагал реальные усилия для того, чтобы тот устоял в истине (см. напр. «Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе» в тексте Числ. 22:32). Это доказывает факт Божьего долготерпения, выраженного в отсрочке соответствующего наказания, поскольку Валаам погиб лишь во времена Иисуса Навина (Нав. 13:22).

Еще один пример Божественного долготерпения – история с отпадением от Бога царя Соломона. Этот пример показателен тем, что кальвинистам никак не удается сделать Соломона неистинным верующим Ветхого Завета, так что они предпочитают скорее говорить о его покаянии в конце жизни. Поэтому в данном случае, нам, чтобы довести факт его отпадения от истинной веры, приходится говорить не о его первоначальной причастности к спасению, а о его окончательном отпадении.

Доказательством этому является то, что Соломон не умер в зрелых годах, как ему было обещано Богом (2 Пар. 1:11-12), а дожил лишь до шестидесяти лет. Кроме того, он не принял в качестве Божьего наказания восстания его раба Иероваама, которого он преследовал до конца своей жизни. И, наконец, Соломон до конца своих дней облагал непосильными налогами Божий народ, чего Господь ему не повелевал. Это значит, что та роскошь, в которую поместил себя сам Соломон, не была библейский оправданной. По крайней мере, в ней Божьи благословения (скорее всего первоначальные) были смешаны, или лучше сменились человеческими способностями самого царя.

И, конечно же, самым важным свидетельством в пользу отступления от Бога Соломона является то, что о его предсмертном покаянии не свидетельствует ни один текст Писания, даже Новый Завет (см. Евр. 11). Некоторым указанием на то, что такое покаяние могло иметь место, является книга Екклезиаст, в которой ее автор (предположительно Соломон) осуждает светский образ жизни, как пройденный им этап. Однако этому аргументу самым серьезным образом противостоит недвусмысленное молчание Писания касательно этой вероятности. Скорее всего, Соломона периодически посещало некоторое покаяние, но со временем исчезло и оно. По крайней мере, последние дни Соломона отмечены не только многоженством царя (кстати, египетская принцесса не была его первой женой), что также противоречило воле Божьей, но и откровенным идолопоклонством (3 Цар. 11:1-13).

Господь являлся Соломону дважды. Первый раз ему было дано якобы безусловное обетование о том, что он будет царем над Израилем вечно. Однако во втором Его явлении в Гаваоне это обетование было уточнено, поскольку к нему было добавлено условие – верность заключенному с Богом завету: «Если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои» (3 Цар. 9:4).

Можно примерно узнать время начала его отступления от Господа: после того как он закончил сооружение храма и дворца. Именно в это время Господь явился ему во второй раз (3 Цар. 9:1-9; 2 Пар. 7:11-22), причем теперь в словах Господа звучало грозное предостережение: если Соломон или его потомки отпадут от Бога, то храм превратится в груду развалин. Соломон процарствовал над Израилем сорок лет, начав с ранней юности (примерно в двадцать лет от роду). Поскольку храм начал строиться на четвертом году его царствования и строился семь лет, а потом тринадцать лет строился дворец, это произошло примерно в половине его царствования. Это значит, что Бог терпел грехи Соломона двадцать лет, отсрочив свершение над ним Своего суда до самой его смерти.

Самым удивительным проявлением милости Божьей во время наказания, явилась история обращения ниневитян (Иона 4:2). В принципе, здесь мы имеем дело даже с отменой Божественного приговора, поскольку он изначально подразумевал определенные условия, однако во свете более дальней перспективы мы знаем, что Ниневия все равно была наказана, когда раскаявшееся поколение ее жителей сменилось упорствующим в своих грехах. Как и предсказывали пророки Наум (Наум 2:1 и след.) и Софония (Соф 2:13-15) Ниневию постигла окончательная гибель: в 612 г. до Р.Х. она была завоевана мидянами и
халдеями.

Таким образом, самой великой отсрочкой наказания всего человечества было его помилование Жертвой Иисуса Христа, явленной на Голгофе. Поэтому большое счастье, что мы не живем в ветхозаветное время, когда Бог с человеческими грехами поступал не столь терпимо, как ныне. Например, шесть ханаанских племен Бог наказал не только передачей их земли израильтянам, но и почти поголовным истреблением. Слово «почти» мы употребили здесь по той причине, что даже по отношению к этим народам Господь оставил некий «остаток» уцелевших людей.

Долготерпение Божье.
Первое, что мы видим в Писании, так это то, что термин «долготерпение» (с греч. «макротюмиа» — великодушие, терпеливость, выдержанность, стойкость) относится к судьбе поколения людей, живших при Ное и истребленных потопом (1 Петр. 3:20; ср. 1 Петр. 4:6). Очевидно, что непокорные ему были наказаны потоплением, но позже Христос сошел в места преисподние и «благовествовал» их душам. Это очень интересное место Писания, но мы не можем признать за ним статус доказательства существования повторного шанса спасения для душ всех умерших людей.

Следует полагать, что этим «благовестием» (обратите внимание на сугубо сотериологический смысл этого термина) могли воспользоваться лишь специфическая категория лиц, т.е. те из умерших людей, кто успел перед своей гибелью потопом покаяться в своих грехах и уверовать в правоту проповеди Ноя. Именно их Христос забрал с Собою на небо, согласно сказанному в тексте Еф. 4:8. До этого времени ветхозаветные верующие отправлялись на «лоно Авраамово» (Лк. 16:22; 23:43), но не в небо (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23; 3:20-21).

Не исключено, что по аналогии сюда же следует отнести также и судьбу всех тех людей, которые успели перед своей смертью уверовать в ту степень данного им Божественного знания, которым они обладали на тот момент. Таким образом, становится понятным, как Смерть Христа может включать в себя возможность спасения для абсолютно всех людей, живущих на земле в разные времена и в разных ее регионах (напр. 1 Тим. 4:6; Тит. 2:11). Задатком такого применения искупления Христа является предварительная благодать, которая также обладает универсальным действием (напр. Ин. 1:9; Рим. 2:4).

Далее, Писание говорит нам о том, что нашим спасением мы обязаны именно долготерпению Божьему. «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам» (2 Пет. 3:15; ср. Рим. 3:24-26). Оказывается, мы спасаемся не столько путем удовлетворения Божьей справедливости Жертвой Христа, сколько той любовью, которую проявил к нам Христос (а в Его лице и Сам Бог-Отец), осуществив это действие. Стало быть, Любовь Божья выкупила нас из рук Его справедливости и с того времени определяет собственные условия спасения, отличающиеся от ветхозаветных. Хотя Бог был долготерпелив к грешникам во всю историю человечества, основывалось это его отношение к ним (реализуемое раньше частичным образом, после этого события – полным) только на Жертве Христа.

Другой текст Писания по этой теме указывает на непринудительный характер проявления Богом «богатства благости, кротости и долготерпения»: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4). Очень показательно здесь присутствие термина «кротость» по отношению к Богу. Оказывается, наш Бог Кроток и поэтому уступчив до поры до времени. А кротость – столь редкая в наши дни добродетель даже среди христиан. Очевидно, что эта характеристика Господа не гармонирует с кальвинистским представлением о моральной природе Бога.

Важно подчеркнуть также цель, которую преследует Божье долготерпение – «ведет тебя к покаянию». Как это возможно? А как возможно нам объяснить тот факт, что Бог терпел наши грехи до момента нашего уверования? Сам Павел свидетельствует об этом следующим образом: «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1 Тим. 1:16). Одним словом, на примере Павла Бог показал Свою способность терпеть грехи даже самых отъявленных гонителей Его Церкви. Ради чего? Конечно же, ради их спасения.

Оказывается, к Господу можно прийти так сказать «от противного», вначале испить всю горькую чашу последствий наших грехов и тем самым убедить в Божьей правоте. Вероятно всего, что в нашем случае другого способа привлечь нас к Себе у Бога просто не было. Действительно, как часто родителям приходится, скрепя сердцем, позволить своим детям испытать последствия своего непослушания, а потом начать их утешать. Противоречие ли это? Нет, но лишь крайний способ вразумления.

Текст Рим. 9:22 говорит нам следующее: «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели». Здесь нам говорится о том, что Бог «щадит» грешника даже тогда, когда «желает» излить на него Свой «гнев». Впрочем, здесь говорится не об излиянии Его гнева, а лишь о его показании. Стало быть, Бог лишь предупреждает грешника о том, что Он рано или поздно, но осуществит Свой приговор. Поэтому Его долготерпение служит цели предупреждения грешника, чтобы он успел покаяться. Слово «щадит» также указывает на то, что Бог некоторое время как бы прощает грешника, откладывая время его наказания.

Заключение
Таким образом, наше исследование привело нас к следующим результатам. Библейские термины «гнев», «ненависть» и «месть» в буквальном их смысле не применимы к адекватному выражению Божественной святости, мудрости и авторитета. К тому же, Божественное наказание, которое является выражением не человеческих аффектов, а Божественной справедливости, которой Бог не злоупотребляет, обычно принимает форму снятия препятствий для испытания естественных последствий совершения греха. Иными словами, Божьим наказанием обычно является то, что человек сам пожинает последствия собственного выбора.

Здесь мы вплотную подошли к пониманию природы и условий осуществления Божественного «долготерпения», которое видимым образом выражается либо в ослаблении наказания, либо в его полной отсрочке. Обе эти реакции Бога на грех находятся в исключительной власти Бога, но подчинены требованиям Его моральной природы, причем в виду искупительного значения Голгофского подвига Иисуса Христа не столько справедливости, сколько любви. Придет время, и Бог даст людям отчет о том, почему Он допускал зло и допускал его в том виде, которое мы наблюдаем сегодня.

Одновременно с нашими выводами мы решаем и проблему теодицеи Бога. Зло существует во вселенной лишь по той причине, что мы имеем дело с моральной природой ее Творца. При любом другом варианте, оно было бы либо уничтожено сразу же, либо осуществлялось бы без каких-либо ограничений. Правда, в нашем случае эти ограничения носят моральный, а не властный характер, поскольку Моральный Бог предпочитает бороться со злом лишь моральными средствами. Поэтому всякий человек, творящий сегодня зло в этом мире, должен быть обязан своей свободой именно Тому Богу, Который является Моральной Личностью, ответственной за духовное состояние сотворенной Ею вселенной.

Так, какой же Бог нужен грешнику? А как раз такой и нужен, какой описан нам в Библии, если ее правильно понимать. Этот Бог должен, с одной стороны, предоставить человеку свободу самоопределения, чтобы тот мог нести полную ответственность за собственную судьбу, а с другой – проявлять к нему максимум терпимости или долготерпение, чтобы он имел возможность учиться на собственных ошибках. Разумеется, только такого Бога невозможно обвинить ни в уступке человеческому греху, ни в крайнем ригоризме, выражающимся в одном требовании от человека послушания Себе без оказания ему какой-либо помощи. Вот на призыв такого Бога грешник будет не только способен, но и рад склонить свои колена по доброй воле и с выражением преданности. По крайней мере, на этом пути каких-либо препятствий искусственного характера для обращения к Богу, а значит и достаточного оправдания перед Ним за свое непослушание – ни у кого не будет.

Реклама
Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s