ОМЫТЬ НОГИ ПРЕДАТЕЛЮ

Тайная вечеря Ге

Омыть ноги предателю

Лев Николаевич Толстой

Оригинальное название статьи: Христос и Иуда

Текст Л. Н. Толстого к картине «Тайная вечеря» Н. Н. Ге.

Источник: Толстовский альманах, № 4, 2016, с. 162-165.

Иисус сказал: «Вы слышали, люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю, любите врагов ваших»… На последней же вечери Иисус делом явил это. Омыв ноги 12-ти ученикам Своим, Он сказал: «Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал». Что же сделал Иисус, и в чем тот пример, который Он дал ученикам Своим?

Когда после вечери Иисус стал омывать ноги ученикам и Симон-Петр хотел воспротивиться, Иисус сказал ему: «Что Я делаю теперь, ты не знаешь, но уразумеешь после. Вы чисты, но не все». Ни Симон-Петр, ни другие ученики не понимали тогда, к чему Он говорил это. Один Иуда Искариот понимал то, что делал Иисус, когда, стоя перед ним на коленях, Он омывал ноги его.

Омыв ноги предателю Своему, Иисус встал, надел одежду и, опять возлегши, сказал: «Знаете ли вы, что Я сделал вам? Вы называете меня учителем и правильно говорите, ибо Я точно то». Но они, не зная того, что Иуда был предатель, не понимали того, что Он делал и чему учил их. Тогда, возмутившись духом, Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам, один из вас предаст Меня». И опять не поняли они ни того, что Он сделал, ни того, что говорил им. Они только озирались друг на друга, отыскивая того, о ком Он сказал.

В то время любимый ученик Иисуса лежал у груди Его. Симон же Петр, поднявшись, сделал любимому ученику знак, чтобы он спросил Учителя, о ком Он сказал.
И любимый ученик, припав к груди Иисуса, спросил Его. Но Иисус не ответил прямо, зная, что если бы Он назвал врага Своего, ученики возмутились бы и захотели бы покарать предателя.

Желая не погубить, а спасти Иуду, Иисус вместо ответа протянул руку Свою, взял кусок хлеба и тихо сказал: «Тот, кому, обмакнув, подам кусок этот». И, подав кусок Иуде, сказал: «Что делаешь, делай скорее». Ученики, услыхав это, подумали, что Иисус посылает Иуду в город купить то, что нужно к празднику. Но Иуда понял, что Иисус спасает его от гнева учеников, и тотчас же встал.

Это самое изображено на картине. Любимый ученик Иоанн один знает, кто предатель.
Он вскочил с места и уставился на Иуду. Он не понимает, не верит тому, чтобы человек живой мог ненавидеть Того, Кто так любил его: ему и жалко несчастного и страшно на него. Симон-Петр по взгляду Иоанна догадывается и озирается то на Иоанна, то на Иисуса, то на предателя, и в пылком сердце его загорается гнев и желание защищать любимого Учителя.

Иуда встал, поднял одежду, накидывает ее на себя и ступил первый шаг, но глаза его не могут покинуть лица опечаленного Учителя. Еще есть время. Он может повергнуться и пасть к ногам Его, каясь в грехе своем. Но дьявол уже овладел сердцем его.
«Не покоряйся! — говорит он ему. — Не поддавайся слабости, не подвергайся укоризне гордых учеников. Они глядят на тебя и только этого ждут, чтобы унизить тебя. Иди».

Иисус лежит, облокотившись на руку, не смотрит, но видит все и знает то, что делается в сердце Иуды, и ждет, страдая за него: Ему жалко сына погибели. Иисус Своими руками накормил, Своими руками умыл ноги врагу Своему, спас его от кары людской, до конца любовью вызывал к покаянию и простил его. И все-таки он не вернулся к Нему. И Иисус, скорбит о Нем и о всех тех, которые нейдут к нему.

Иуда вышел и скрылся в темной ночи. Едва затворилась дверь, как все ученики узнали, кто предатель. Они волнуются и негодуют. Петр хочет бежать за ним. Но Иисус поднимает голову и говорит: «Дети, не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому и узнают, что вы Мои ученики, если будете любить друг друга».

И тогда только уразумели Симон-Петр и другие десять, что сделал Иисус. Тогда только поняли они, что, всею жизнью Своею показывая им пример любви к ближним, он теперь дал пример им любви к врагу. Он до последней минуты любил, жалел Иуду, врага Своего, призвал его к Себе и, несмотря на нераскаянность его, все-таки спас его от гнева учеников.

Примечание редактора ТА:

Картина «Тайна вечеря» была написана известным русским художником Николаем Николаевичем Ге (1831-1894) в Италии, в 1861-63 гг. За основу взят евангельский сюжет, см. Ин., XIII, 21-30. В 1880-е годы в издательстве «Посредник» были выпущены для простого народа дешевые репродукции картин с текстами пояснений. Л. Н. Толстой высоко ценил Н. Н. Ге как художника и как близкого по взглядам человека, и потому решил издать «самую замечательную» его работу «Тайная вечеря» со своим текстом. Он считал, что «произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге». К сожалению, духовная цензура запретила и саму картину, и текст к ней. Впервые текст был напечатан в 1904 г. в Англии В. Г. Чертковым в «Полном собрании сочинений Л. Н. Толстого, запрещенных в России». Воспроизведение картины вместе с текстом Толстого — в журнале «Единение», № 2, 1916.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «ОМЫТЬ НОГИ ПРЕДАТЕЛЮ»

  1. егор:

    Л.Н. Толстой открыто отвергал Искупление в Сыне Божьем. Владение пером и словом — это одно, его «религиозный гуманизм» — это другое, реакция властей и РПЦ на Толстого и «толстовцев» — это третье, беседа с Прохановым — это четвертое и т.д. Что хотел сказать автор через данную публикацию — совершенно не ясно. Кому интересно, тот уже читал Воскресенье и Исповедь (по поводу официальных запретов на данные произведения в империи не знаю) и сделал для себя соответствующие выводы. Гуманизм Л.Н. Толстого это естественное завершение арминианства.Хорошо, что многие арминиане не последовательны в своем гуманизме, «ибо велика милость Его».

    • Приветствую Вас, дорогой во Христе Егор.
      Спасибо за отклик. Вы не открыли Америки. Толстой не был христианином в доктринальном смысле этого слова, но суть христианства, состоящей в вере в Бога всеохватной и нелицеприятной любви, он уловил правильно. Удивляться здесь нечему, поскольку предварительная благодать действует в каждом человеке. А вот что действительно будет удивительным, так это то, когда после смерти многие слишком уверенные в своем спасении люди окажутся в аду, поскольку свои обязанности верить и каяться полностью сняли с себя, родимых, и переложили на Бога, тогда как те, кого они всегда считали еретиками, получат спасение, пусть даже и по т.н. анонимных вере и покаянию.

      Конечно, арминиане всегда были и остаются христианскими гуманистами. И из этого мы также не делаем никакой тайны. У Роджера Олсона есть даже статья на эту тему, а Лерой Форлайнс даже посвятил целую книгу христианству в постмодернистском мире. Это у кальвинистов везде царит один грех и зло, а арминиане занимают к секулярному обществу избирательную позицию. Но лишнего приписывать себе мы не позволим. И если уж Вам угодно обвинять нас в реальных грехах, то обвиняйте в христианском, а не в секулярном гуманизме. Впрочем, даже сам Кальвин по ряду вопросов был христианским гуманистом.

      Все у Вас снова в черно-белом виде, но обращаете Вы внимание совершенно не на то, что следовало бы даже просто беспристрастному наблюдателю. Поиск только изъянов граничит с патологией. Неудивительно, что из этой истории Вы извлекли только эту «пользу». Тем не менее, такое восприятие информации во всем мире (кроме кальвинистов, конечно) есть признак предвзятости, а не объективности. Поэтому смотрите шире, чем это позволяют Вам сделать кальвинистские очки. Впрочем, хорошо, что многие кальвинисты не последовательны в своем дуализме.
      Желаю Вам обильных Божьих благословений!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s