Маленькая последовательница миролюбивого Бога

Маленькая девочка

Маленькая последовательница миролюбивого Бога

Гололоб Г.А.

Введение
История, о которой мне хочется рассказать читателю, изложена в одной из библейских книг, описывающей время правления иудейского царя Иорама, сына Ахава (Четвертая книга Царств, глава пятая). Время это (середина девятого века до н.э.) было смутное для Израильского царства. Как известно, Ахав был нечестивым царем, попавшим под языческое влияние своей жены Иезавели, которая была дочерью царя Сидонского. Несмотря на то, что своих детей он называл святыми именами (напр. имя Иорам означает «Хвала Яхве»), именно этот царь своей компромиссной позицией с язычеством ввел весь Израиль в грех идолопоклонства. У Ахава были натянутые отношения с главой соседнего государства, сирийским царем Венададом II, так что даже и в правление его сына, Иорама, между Сирией и Израилем все еще не прекращалась сильная вражда.

Божий бич, пророк Елисей и маленькая пленница
Направляя на Израиль сирийские полчища, Бог желал отвратить Свой народ от беззаконного пути (см. историю с предсказанием пророком Илией воцарения над Сирией Азаила вместо Венадада — 3 Цар. 19:15). В один из таких набегов сириян на территорию Израиля случилось с виду ничем непримечательное событие — у сириян в плену оказалась одна девочка-израильтянка, лишившаяся обоих своих родителей, вероятно, в это же самое время. Участи этой девочки не позавидовал бы никто, поскольку ей пришлось жить среди врагов своего народа, но, как нам придется убедиться вскоре, именно этой юной израильтянке было суждено сыграть решающую роль в том, чтобы примирить оба эти народа, хотя лишь на некоторое время. Бог допустил несчастье в жизни этой девочки, чтобы использовать ее в качестве верного орудия исполнения Своей воли.

Нам неизвестно имя этой девочки, но известно то, что она стала рабыней в доме самого военачальника сирийского царя Неемана. Разумеется, у нее были все основания мстить своему врагу, причинившему много зла как ее семье, так и ее народу, однако неожиданным образом мы обнаруживаем в ее образе не жестокого мстителя, а исполненного сострадания к своим противникам миротворца. Хотя закон Израиля предписывал ей только месть по отношению к ее врагам, да еще национальным, в своей жизни она уже научилась руководствоваться иным законом — законом любви и всепрощения, предписываемым ей Богом по особому наитию и составляющим сущность внешнего или обрядового закона Моисеева. Именно по этой причине она была уверена в том, что сердце пророка Елисея настроено на ту же волну, что и ее собственное.

Нам следует сказать, что только Божьим промыслом эта девочка попала прислужницей в дом Неемана, в результате чего ему сказочно повезло. Выполняя свои обязанности, она была настолько чувствительна к судьбе своего господина, что очень скоро обнаружила одну сильно мучавшую его проблему, которую он тщательно скрывал от посторонних лиц. Великий полководец страдал неизлечимой формой какого-то кожного заболевания, похожего на проказу. Естественно, она могла возблагодарить Бога за то, что Он послал наказание этому ее личному врагу и врагу всего израильского народа. Но случилось нечто невообразимое. Юная израильская пленница не только исполнилась чувством сострадания к этому человеку, но и решила помочь ему, используя для этого посредство его жены. Однажды она обратилась к своей госпоже с предложением найти исцеление ее мужу, обратившись за помощью к Божьему пророку, жившему в Израиле. Догадывалась ли она о том, как это предложение повлияет на судьбу не только ее господина, но и двух этих соседних народов, или же просто доверилась внутреннему свидетельству от Господа — мы не знаем, но она сделала то, что могла.

Божий промысел относительно исцеления этого человека состоял в том, чтобы убедить Неемана в необходимости обращения за помощью к своему врагу — какому-то пророку из Израиля. Как ни стыдно это было признавать, но делать было нечего: очень скоро эта пока еще мало кому известная болезнь могла перейти в следующую стадию, скрыть которую от чужих взоров было бы невозможно. А это сразу же поставило бы крест на всей карьере этого военачальника, на руку которого опирался сам царь в храме своего Бога Риммона (Хадада). Поскольку на кон было поставлено все общественное положение Неемана, было бы бессмысленно отвергнуть это предложение, от кого бы оно ни исходило и чего бы ни стоило.

Здравый рассудок военачальника диктовал ему то, что никак не хотели признавать ни воля, ни чувства. Тем не менее, Нееман принимает нелегкое решение обратиться к своему царю с неожиданной просьбой — отправить представительную делегацию к царю враждебного народа. Поскольку Израиль по существу был почти на вассальном положении, сирийский царь, не долго думая, составляет соответствующую петиции и отправляет ее к израильскому царю. Таким образом, волей Божьей победитель оказался в положении нуждающегося в услугах побежденного. Какой удивительный план разработал Бог для примирения противников!

Что случилось потом, достойно описания в лучших великосветских романах. По вполне понятным нам причинам, сирийский царь Венадад отправил Неемана не к пророку, имени которого он даже не знал, но к израильскому царю. И сегодня многие люди обращают свои взоры не к религии, а к государству, связывая с ним свои надежды по любым поводам, однако они ищут исцеления своим многочисленным «болезням» не там, где следует. Одним из величайших заблуждений современных христиан является то, что они не готовы слышать и применять Божьи рекомендации к сугубо политическим вопросам, поскольку якобы не видят реальной возможности использования морального (пацифистского) учения Иисуса Христа в мире большой политики. Тем не менее, средствами пассивного гражданского сопротивления, когда они берутся на вооружение большинством народа, а не только отдельными его представителями, можно сделать все что угодно в самой диктаторской стране мира. И современные политики боятся этого средства как огня, всячески внушая своему народу то, что пацифизм в политике не работает. В итоге, военные конфликты, гражданские и международные войны не только не прекращаются, но им не видно никакого конца.

От Дамаска до Самарии было почти двести километров пути, который пешком преодолевался за целую неделю. Когда в столицу Израильского царства Самарию прибыла сирийская делегация во главе с Нееманом, Иорам был шокирован содержанием письма: «Вместе с письмо сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу». Библейское повествование так описывает реакцию израильского царя на это требование: «(Он), прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня» (ст. 7). Действительно, высокомерие Венадада не знало границ: он думал, что в Израиле так же, как и в Сирии, автоматически выполняется любая воля монарха. Но он сильно ошибался: Божьи пророки не были подотчетны царям! Данное положение верно и в настоящее время, хотя многие пасторы и высшие руководители (иерархи) всевозможных христианских церквей фактически раболепствуют перед власть имущими людьми, поскольку давным давно забыли, кому они должны служить.

К счатью, Божий пророк (Елисей) был в то время в Самарии, и добрые люди донести ему о случившемся, поскольку сам царь не смог догадаться, к кому ему следует обратиться, попав в столь затруднительное положение. Елисей посылает обнадеживающую весть царю: «Для чего ты разодрал одежды свои. Пусть он придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». О, если бы сегодня церковь Христова обладала таким авторитетом и силой, чтобы быть в состоянии обращаться с такими словами к земным царям! До каких пор она будет готова быть идеологической служанкой у государства, а не открывать ему Божью волю по всем вопросам общественной жизни? Конечно, речь не может идти о соблюдении Божьих заповедей невозрожденными людьми (Церковь не имеет права на насилие). В данном случае речь может идти лишь о том, что подпадает под сферу действия т.н. Общего Откровения Божьего и предварительной благодати, призванных удержать секулярное общественное сознание от морального разложения и следующего из него политического краха.

Гордость Неемана, скромность Елисея и алчность Гиезия
Важно обратить внимание на поведение Елисея. Вот, к нему прибывает в разряженных колесницах столь важное лицо, каким был военачальник самого сирийского царя Венадада. Но вместо того, чтобы встретить самому столь важную особу, Елисей посылает к нему своего слугу, да еще со столь странной рекомендацией — искупаться семь раз в реке Иордан! Сказанное произвело на Неемана самое неблагоприятное впечатление. Это было похоже не просто на странности местного жреца, а прозвучало как откровенное оскорбление, направленно в адрес столь важного представительства соседней страны! Нееман разочаровался даже в самом пророке Бога Израиля, о Котором несомненно что-то слышал. Разгневавшись, он сказал: «Вот я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу» (ст. 11). И развернул он колесницу свою и «удалился во гневе».

Создавалось впечатление, что Бог потребовал от Неемана принести чрезмерно большую жертву. Альберт МакШейн в своем комментарии на эту историю пишет: «В Сирии было мало людей, которые могли привести армию к победе, как этот генерал, но если говорить о его очищении, о даже маленький ребенок смог бы выполнить то, что было сказано генералу» (МакШейн А. Третья и Четвертая книга Царств. Ровно: Живое слово, 2005, с. 250). Действительно, последним, от чего отказывается грешник, является его гордость. Поэтому Бог и сделал Свое спасение даром, получаемым в ответ на духовную нужду человека, а не его заслугу перед Ним.

Нееман отверг предложение пророка по той причине, что тот не почтил его своим присутствием, а также предложил такое средство, которое показалось ему унизительным: «Разва Авана и Фарфар, реки дамасские, не лучше всех вод Израилевых? Разве я не мог омыться в них и очиститься?» (ст. 12). Как видим, Нееман гордился своей нацией, своим государством и своей территорией, превознося их над всем тем, что имелось в Израиле. Однако разве он изначально не знал того, куда он обращался за помощью? Спасают не реки, не нации и не государства. Спасает Бог, Которому нельзя диктовать собственные условия. Поэтому для того, чтобы почтить Бога как следует, нам необходимо поставить на колени перед Ним даже нашу национальную гордость.

Очень часто люди, слышащие Божий призыв, оборачиваются к нему спиной только по той причине, что имеют неправильные представления о Боге и вытекающие отсюда ожидания. У них явно недоразвиты чувства как почитания Бога, так и собственного смирения. По этой причине Богу очень часто приходится слышать нежеланное: «Нет». Но удивляет не это. Удивляет то, как Бог реагирует на это «нет». Он продолжает любить отказника и призывать его к покаянию, тем самым демонстрируя ему Свою любовь. Эта очень важная черта Библейского Бога: Он вполне мог наказать непроявившего должного поведения, но Он не делает этого. Вместо этого Он показывает, что любит грешника даже вопреки его «нет». Это залог того, чтобы и мы научились любить не только своих друзей, не только посторонних лиц, но даже своих противников, недоброжелателей и врагов.

Дальнейший ход событий зависел от последующего поведения самого Неемана. Похоже, что его слуги очень любили своего господина, поскольку, дождавшись того момента, когда он успокоится, решились предложить ему пересмотреть свое мнение: «Если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал бы ты? А тем более когда он сказал тебе только: омойся и будешь чист» (ст. 13). Как важно сделать правильное замечание вышестоящему начальнику! Не сделай его, как следует, не тогда, когда нужно, и не так, как нужно, и весь его эффект потеряет силу. Здесь мы видим силу чисто убеждающего слова, противостоящего какому-либо принуждению. Слуги военачальника знали всю его обидчивость и гордость, но им хотелось сделать ему добро, используя любую (даже самую нелепую!) возможность. Действительно, если человеку действительно нужна помощь, он не должен отказываться даже от самых странных предложений.

Многим людям принципы активного ненасилия кажутся весьма странными, однако разве они не слышали Божьих слов: «Сила Моя совершается в немощи?» Разве Бог не вправе достигнуть великого при помощи малого? Разве Он не делал этого раньше? Разве для Него имеет значение выбор средств по их важности? Напротив, очень часто Он избирает немощное и бессильное для совершения великого и славного. Разумеется, для понимания этого уже нужен не просто рассудок, а вера — вера в Божественный авторитет, чего так мало не только в современном мире, но и среди самих христиан.

При этом данной веры должно хватить не только для того, чтобы оставить свою страну и отправиться в чужую за помощью. Ее должно хватить не только для того, чтобы разочароваться в собственной религии и принять религию другого народа. Ее должно хватить нам не только для того, чтобы расписаться в собственном бессилии и обратиться за помощью в то место, куда мы еще никогда не обращались. Ее должно хватить не только для того, чтобы согласиться найти желанную помощь там, где нам ее можно будет найти наиболее удобным образом. Ее должно хватить также и для того, чтобы воспринять любое Божье указание как спасительное, поскольку только сущность веры проявляется в настоящем риске.

Поэтому, когда Нееман смог одолеть свою гордость и принять единственно верное решение, он и получил исцеление от своей болезни. Получается, для того, чтобы получить от Бога какую-либо помощь, нам следует отказаться от самодовольства и гордости. Но разве наша самодостаточность не зиждется на обладании богатством и использовании, по крайней мере, угрозы насилия? А если так, тогда мы должны научиться уповать не на государство и его способность решать экономические и политические проблемы, а на Бога, примиряющего людей друг с другом и тем самым снимающего с повестки дня те самые проблемы, которые мы пытаемся решить с помощью государства. Поэтому настоящий христианин нуждается в защите не со стороны полиции или армии, а со стороны Бога, Желающего спасения даже нашим притеснителям, грабителям и обидчикам. Если в его сердце содержится хоть частица зла или ненависти по отношению к его врагам, он не пригоден для использования в качестве Божьего орудия в этом мире.

Предполагают, что Нееман не пожелал ехать на Иордан по той причине, что до него было без малого сорок километров пути, пролегающего по труднопроходимой горной местности. Тем не менее, именно это расстояние он решил пройти назад, когда исцелился, чтобы поблагодарить Божьего пророка за оказанную ему милость. Действительно, настоящая благодарность не боится ни больших расстояний, ни непосильных препятствий. В самой по себе благодарности нет никакого вреда, какую бы форму она ни принимала, но она сразу же обесценивается тем, если ее хотят превратить в предмет торга, пусть даже задним числом. Настоящая благодарность не должна считаться полноценной расплатой, поскольку осуществлялась не с этой целью.

Радости Неемана не было предела, а значит он хотел отблагодарить своего благодетеля очень щедро. Не даром же он вез с собой целый караван богатства: «Дар, посланный с Нееманом, был чрезвычайно дорогим, поистине царским. Вес 10 талантов серебра, или 30 тыс. сиклей, составляет около 750 фунтов. Вес 6 тыс. сиклей золота составляет около 50 фунтов (1 золотой сикль равен 15 серебряным сиклям). В наши дни покупательная способность такого количества золота и серебра составила бы примерно три четверти миллиарда долларов. Величину этой суммы можно представить, если учесть, что средний заработок составлял около 10 сиклей серебра в год, а на один золотой сикль можно было купить тонну зерна» (Библейский культурно-исторический комментарий, с. 488).

Нееман еще не совсем понял характер израильского Бога, потому что поспешил тут же оплатить сполна за полученную помощь. Однако он явно недооценил Бога, Который не нуждается в наших услугах. Здесь можно было бы вспомнить одну житейскую историю. В давние времена, когда позволить себе иметь свежие фрукты могли только богатые люди, в одной семье заболел мальчик. Врачи приписали ему употреблять в пищу виноград, но достать его можно было только в королевском саду. И вот, собрав все свои денежные запасы, мать мальчика пришла к королевскому дворцу и начала стучать в его ворота, однако стражники не впустили ее. Поскольку женщина не переставала стучать, на возникший шум вышла одна из дочерей короля. Узнав в чем дело, оно сказала женщине: «Дорогая, со своей просьбой Вы обратились не по адресу. Король — не купец, он не продает виноград из своего сада. Он может его только подарить». И она распорядилась дать женщине столько винограду, сколько ей было нужно. В этой иллюстрации содержится большая истина: если Бог действительно щедр, Он не примет никакой платы за Свои дары.

По этой причине Елисей отказывается принять какие-либо дары за то исцеление, к которому собственно причастен лишь самым отдаленным образом. Какой это урок для каждого из нас! Как давно мы забыли поручение Христа «даром получили, даром давайте». Как много мы должны своему Господу за то, что Он простил наши грехи? Может быть это равноценно воскресной десятине? А может быть одному потраченному на посещение больного человека дню? А может быть и всей жизни нашей будет мало, чтобы рассчитаться с Богом за все, дарованное нам?

Когда Нееман прозрел от своей близорукости, тогда он сделал то, что и должен был сделать. Он воздал хвалу Господу, объявив: «По всей земле нет Бога, как только у Израиля» (ст. 15). Вот от такого рода благодарности Бог никогда не отказывался! Нееман также решил взять немного святой земли из той страны, которой еще совсем недавно пренебрегал, чтобы устроить на ней жертвенник хвалы Богу Израиля в собственной стране. О, как было бы хорошо, чтобы и мы научились брать с собой из наших святых (церковных, домашних или личных) мест общения с Богом, частицы небесной «земли» и привносить ее в нашу повседневную жизнь, чтобы создавать и в ней новые очаги служения нашему Господу!

Слуге Илисею, Гиезию, правда, стало обидно, что Нееман получил исцеление бесплатно, и он решил воспользоваться его благодарностью. Побежав за ним, он выпросил у него два мешка серебра и две перемены одежд. Присвоить же себе предназначенное Богу, причем представив это в виде собственных заслуг, означало обворовать Самого Творца чудес. Божий приговор оказался очень суров: проказа Неемана перешла на Гиезия. Так исполнились слова Христа о том, что «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Небесном, а сыны царствия извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:11-12).

К сожалению, слуга Елисея не понял этой истины: «Время ли брать серебро» и другие подарки? Время ли нам приобретать сегодня богатство и власть? Как же мы любим присваивать себе то, что по сути является даром Божьим! В итоге, Гиезий остался с деньгами, чтобы ему было на что лечить перешедшую на него с Неемана проказу. Подобно ему многие современные христиане-отступники отдают предпочтение благополучной жизни перед жизнью благочестивой. Но если невежественных язычников Бог терпит и весьма долго, то отступников из Своего народа никогда не оставляет без Своего наказания, в крайнем случае вечного.

Многие задаются вопросом, почему Гиезий встречается в восьмой главе этой книги, причем в полном здравии и в присутствии царя. Вероятно, причиной тому было то, что проказу в то время не различали от ряда других похожих на нее заболеваний. Данную мысль подтверждают авторы Библейского культурно-исторического комментария (с. 487-488): «Те, кто внимательно изучает библейскую лексику, приходят к выводу, что понятие, переведенное как «проказа», правильнее переводить «лезия», или «чешуйчатая кожа». Такой же неопределенностью отличается медицинская терминология аккадского языка, хотя очевидно, что вавилоняне также рассматривали эту болезнь как некую нечистоту и считали ее карой богов. Истинная проказа (болезнь Ганзена) была неизвестна на древнем Ближнем Востоке до времен Александра Македонского. В тексте не упоминается ни один из наиболее характерных признаков болезни Ганзена, а все описанные симптомы не имеют отношения к этому заболеванию. Болезнь, о которой говорится в тексте, по–видимому, была незаразной. На основании этих описаний современные медики могут поставить такие диагнозы, как псориаз, экзема, фавус, себорея, а также целый ряд грибковых заболеваний. Отчетливо выраженное в культуре отвращение к кожным заболеваниям, возможно, обусловлено тем, что внешне (а иногда и запахом) они напоминают гниющую кожу трупа, и потому ассоциируются со смертью».

Хотя этот вид «проказы» не угрожал самой жизни Неемана или Гиезия, однако его было достаточно для того, чтобы они не могли выполнять каждый свое служение, для несения которого требовалось благополучный внешний вид. Возможно, что Гиезий даже не покаялся в своем беззаконии и, благодаря полученным деньгам, поднял свой авторитет в царских глазах. Именно об этом напоминал ему Елисей, говоря о виноградниках, масличных деревьях и даже рабах. Действительно, Гиезий здесь выступает лишь в роли рассказчика «всего примечательного, что сделал Елисей». Нам не думается, что Елисей позволил бы ему это делать. Отступники действительно устраиваются в этой жизни хорошо, поскольку Бог просто обязан дать им то, на что они променяли духовные благословения и вечную жизнь.

Основная идея всего этого отрывка — это прославление Божье, Открывающего Свою руку милости даже для самых далеких от истины людей. В связи с этим МакШейн снова сделал удачное сравнение: «В тексте 3 Цар. 20:31 есть подтверждение того, что сирийцы уже знали о милосердии израильских царей. На опыте их военачальника они были научены тому, что Бог эти царей также милосерден. Здесь Елисей является примером той истины, что люди становятся подобными богам, которым они поклоняются» (там же, с. 246). Эти слова должны пробудить нас от иллюзии лишь слушать красивые библейские рассказы, но не следовать им в своей практической жизни. Это значит, что милосердие Божье должно стать нашим собственным милосердием, причем не потребительским, а передаточным; не только принятым самими, но и передаваемым другим; относящимся не исключительно к себе любимым, но также и к остальным людям.

Но разве это все, что сделала вера маленькой израильской девочки — вера в любвеобильного Бога? Нет, не все, если продолжить чтение Библии и прочесть следующую главу. В ней говорится о еще одном военном походе сириян на Израиль. Был ли среди них Нееман? Хотя об этом не говорится прямо, скорее всего он там был по долгу своей службы. Поэтому не исключено, что обезвредить это войско Елисею удалось не только благодаря загадочному ослеплению. Когда Елисею удалось привести все войско сирийское в Самарию, Иорам хотел всех их предать смерти, но пророк воспротивился: «Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды, пусть едят и пьют и пойдут к государю своему» (ст. 22). Царь так и сделал. История эта завершается впечатлительными словами: «И не ходили те полчища сирийские в землю израилеву» (ст. 23). Хотя следующий стих утверждает, что царь Венадад собрал новое войско, чтобы идти на Самарию, старое уже нельзя было заставить воевать с Израилем.

Заключение
Начало нашей истории отмечено тем замечанием, что через Неемана Бог послал сириянам победу. Конец ее указывает еще на одну победу, только на этот раз израильтян над сириянами. Урок всей этой истории таков: однажды испытавший по отношению к себе безусловную любовь сам не перестанет распространять ее вокруг себя. Маленькая девочка поделилась этой любовью со своим врагом и приобрела себе друга (вероятно, что Нееман щедро вознаградил ее и, возможно, даже отпустил на свободу). Нееман во главе своего войска уже не смог сражаться против израильтян после того, как испытал не себе эту любовь со стороны своего врага.

Эта мирная победа или победа любви над местью является сегодня великим уроком для всех нас. Если подобные чудеса могли иметь место даже в период осуществления ветхозаветной диспенсации, требующей выполнения требований закона талиона или мести («око за око»), то тем более прощение своих врагов и терпение ради этого различных лишений должно стать нормой для каждого последователя Иисуса Христа, сказавшего: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

В заключение автору этих строк хотелось сделать небольшое пожелание читателю. Пусть маленькая вера в великого Бога станет поддержкой для каждого, кто испытывает чувство своей неспособности изменить свою жизнь к лучшему. Но важнее всего, исцеление духовное, которое даруется Богом в ответ на смиренное прошение. Если в результате его мы потеряли интерес к враждебности и воинственности, а вместо него приобрели чувство сострадания и любви ко всем без исключения людям, мы вполне можем быть уверены в том, что Бог достиг в нашей жизни Своей цели, потому что именно «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5).

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s