«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение»

Разбитая ваза

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение»

Адам Кларк

Источник: Кларк А. Комментарий на Послание к филиппийцам. Избранный фрагмент.
С особого позволения дирекции миссии «Гамалиил и друзья».

Флп. 2:12
«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны» — продолжайте поступать в соответствии с теми же принципами и с теми же мотивами; имейте такое же настроение, какое было у Христа; трудитесь ради Его славы.

«Со страхом и трепетом» — осознавая сложность этого дела и опасность сорваться. Если вы не будете бодрствовать, молиться и постоянно полагаться на Бога, ваши враги застанут вас врасплох, и ваш свет и ваша жизнь прекратятся; представьте, какой ужасный отчет вам тогда придется дать Тому, чей Дух вы оскорбили и Чьей славы вы лишились.

«Совершайте свое спасение» — живите, следуя тем же правилам и думая о том же, пока ваше спасение не достигнет полноты; до тех пор, будучи исполнены любви к Богу и людям, ходите непорочно во всех Его свидетельствах, дабы плодом вашим была святость, а концом — жизнь вечная.

Флп. 2:13
«Потому что Бог производит в вас» — всякая святая цель, набожное решение, доброе слово и доброе дело должны исходить от Него; вы должны быть соработниками с Ним, чтобы Его благодать не напрасно была принята вами. Поскольку Он действует в вас, вы должны сотрудничать с Ним и совершать Свое спасение.

«И хотение и действие» (το θελειν και το ενεργειν). Способность хотения и способность действия происходят от Бога, который является Творцом и души, и тела, и всех их сил и способностей, но само хотение и действие происходят от человека. Бог дает силу желать, а человек желает, используя эту силу; Бог дает силу действовать, а человек действует, используя эту силу. Без силы желания человек ничего не сможет пожелать; без силы действовать человек ничего не сможет сделать. Бог не желает за человека и не действует вместо него, но наделяет Его силой и для того, и для другого; поэтому человек несет ответственность перед Богом за использование дарованных ему Им способностей.

Поскольку Бог производит в верующих и силу желать, и силу действовать, апостол призывает их совершать свое спасение, совершенно очевидно показывая тем самым то, что использование этих способностей желания и действия зависит от них самих. Они не могут выполнять Божью работу, т.е. не могут произвести в себе силу желать и действовать; а Бог не может выполнить их работу, т.е. Он не будет совершать их спасение со страхом и трепетом.

Хотя люди весьма озадачивали себя вопросами, касающимися воли и силы человеческой личности, на самом деле апостол здесь излагает все предельно ясно: сила желать и действовать приходит от Бога, а использование этой силы зависит от человека. Тот, кто не обладает этой силой, не может ни желать, ни действовать; обладающий этой силой может и то, и другое. Однако отсюда не обязательно следует, что обладающий этой силой и будет использовать ее; обладание силой не обязательно подразумевает пользование этой силой, потому что человек может обладать силой, но не использовать ее на добро или во зло. Поэтому апостол и призывает их совершать свое спасение.

Это общее увещание; его можно отнести ко всем людям, ибо оно применимо ко всем; ведь на всей земле нет ни одного разумного создания, которое не получило бы от Бога силу желать и действовать в связи со своим спасением. Отсюда следует подотчетность человека перед Богом.

«По Своему благоволению» — всякое благо дается Богом даром; ни один человек ничего не заслуживает от Него; и Он по Своему благоволению дает людям необходимую меру душевных и физических сил — одним больше, другим меньше, но каждому достаточно для его спасения.

Флп. 2:14
«Все делайте без ропота и сомнения». Γογγυσμων, και διαλογισμων — «без ропота и пререканий». Будьте терпеливы и довольны в своем деле и следите, чтобы не отпасть.

Флп. 2:15
«Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми» — в самих себе и безвредными для других.

«Чадами Божиими» — демонстрирующими своим святым поведением, что вы — причастники Божеского естества;

«Непорочными» — людьми, которых невозможно справедливо обвинить в каких-то проступках.

«Среди строптивого и развращенного рода». Вероятно, имеются в виду иудеи, которые были главными противниками и самыми заклятыми врагами христианской церкви.

«В котором вы сияете, как светила в мире» — будьте как солнце и луна; благословляйте своим светом и сиянием даже испорченных и непослушных. Пусть ваш свет светит перед людьми; некоторые будут ходить в этом свете, и Бог будет прославляться его сиянием. Очевидно, что апостол под фразой φωστῃρες εν κοσμῳ («светила в мире») подразумевает конкретно солнце и луну, а, возможно, небесные тела вообще.

Флп. 2:16
«Содержа слово жизни». Некоторые полагают, что здесь имеет место аллюзия на башни, которые строили на входе в гавани и на которых по ночам жгли костры, чтобы корабли могли попасть в порт. Истинные христиане своей святой жизнью и словами направляют других, не только помогая им избежать опасностей, которые их ожидают в бурном океане человеческой жизни, но и приводя их в гавань вечной безопасности и покоя.

«Что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился». Это представляется частью той же метафоры, когда измученный моряк, которого бросало по волнам в бушующем море во мраке непогоды, который должен был выполнять различные задания и тяжело трудиться, чтобы уберечь корабль от потопления, наконец, благодаря яркому огню на вершине башни оказался в безопасности в желанном порту. Прославляйте Бога и делайте добро людям в своей жизни, чтобы было видно, что я не напрасно трудился и старался ради вашего спасения.

Флп. 2:17
«Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам». Похоже эта же метафора все еще продолжается. Измученный штормами моряк, прибыв в порт, по своему обыкновению приносил Богу жертву (θυσια), — какое-то животное, которое он дал обет принести, находясь в опасности, так что это считалось религиозным служением (λειτουργια). Апостол, следуя этой мысли, утверждает, что готов стать жертвенным возлиянием (о чем свидетельствует слово σπενδομαι), которое проливалось на жертву.

Паркхерст отмечает, что апостол сравнивает веру филиппийцев с жертвоприношением, а свою кровь, пролитую в мученичестве, — с жертвенным возлиянием, то есть с вином, пролитым в честь этой жертвы. Рафелий отмечает, что Ариан использует фразу σπενδειν επι τῃ θυσιᾳ для обозначения совершения возлияния после жертвоприношения. Апостол привел их в безопасный порт; их вера в искупительную смерть Христа была их жертвой; и он был готов пролить свою кровь как мученик подобно жертвенному возлиянию на их жертвоприношение.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s