Нелегкий путь евангельских волхвов

Гололоб Г.А.

Кто такие волхвы, пришедшие с Востока, чтобы поздравить родившегося Иисуса? Нам известно о них очень мало, кроме значения этого слова, обычно означающего «магов» или чародеев. Они жили на Востоке и изучали звездное небо. Но обычные чародеи не ходят за звездами и не отравляются в длительные путешествия, как это сделали евангельские волхвы. Стало быть, они руководствовались какими-то древними пророчествами, причем распространенными в языческой среде. Конечно, этими волхвами могли быть и иудеи Вавилонской диаспоры, но это маловероятно, поскольку, придя к Ироду, они не сказали: «Где родившийся царь наш?», но сказали: «Где родившийся Царь Иудейский?» Ниже мы попытаемся поговорить о том, кем могли бы быть эти волхвы и каково их значение в евангельской истории о Родившемся Иисусе.

Волхвы не маги
Поскольку волхвы, живущие на Востоке, обычно занимались колдовством и астрологией, что было запрещено Библией (см. напр. Быт. 41:8, 24; Исх. 7:11, 22; 8:7, 18-19; 9:11; Лев. 20:27; Числ. 22:7; 24:1; 4 Цар. 9:22; Дан. 1:20; Деян. 8:9, 11; 13:6-8), возникло подозрение, что они пришли в Иерусалим вовсе не для того, чтобы поклониться Чудесному Младенцу, но для того, чтобы руками Ирода уничтожить новорожденного царя. Однако данное предположение сталкивается с рядом затруднений. Во-первых, как в таком случае можно объяснить появление звезды на небе? Чьим это было делом: Божьим или сатанинским? Равным образом, чьи это были предсказания о Родившемся Мессии: Божьи или сатанинские? И, наконец, как Бог мог посылать злым волхвам Свои сновидения, спасшие их от мести Ирода?

К тому же нам следует выяснить также и следующий вопрос: «Звезда ли завела волхвов в Иерусалим или же они отклонились от ее маршрута сами?» Похоже, что они упустили ее из виду, поскольку, когда обнаружили ее снова, она стояла уже над домом, где находился Младенец (Мф. 2:10). В любом случае, мы не можем предположить того, что волхвы умышленно спровоцировали Ирода искать маленького Иисуса, чтобы Его уничтожить. Да, и в целом маловероятно, чтобы они пришли в Иерусалим с какой-то другой целью, чем для того, чтобы поздравить родившегося Царя.

Поэтому мы не можем признать того, что волхвы были врагами Иисуса. Скорее всего, они были Его поклонниками, хотя это и неестественно для языческого мира, утопающего в грехах и идолопоклонстве. Конечно, они не смогли бы найти Его, не имея каких-либо пророчеств со стороны Божественного Откровения. Откуда-то они узнали, что могущественный царь должен прийти из провинциальной Иудеи – местности, малознакомой жителям Востока. О Греции или Риме знали все, но малозначительная Иудея для язычников, живших в странах Востока, не представляла большого интереса.

И все же, такое пророчество у язычников было, так же как был у них и свой пророк – Валаам. Несмотря на то, что в более позднее время он отступил от Истинного Бога, однажды он произнес одно из первых и выдающихся пророчеств о грядущем Мессии: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24:17). Показательно, что Валаам верил именно в Бога Израиля, поскольку знал Его Личное имя — Яхве (см. «Господь» в тексте Числ. 22:8, 13, 19; 23:3, 8, 12, 21, 26; 24:13).

Кажется, эта звезда должна была прийти «от Иакова», но пришла с Востока. Однако поэтический стиль этого пророчества скорее указывал на принадлежность звезды Израилю, чем на направление ее движения. Далее, Родившийся Мессия должен был «разить» языческие народы, но в действительности он пришел уничтожить их грехи, причем не местью, а милостью. И, наконец, это «не близкое» время растянулось на более, чем двенадцать веков.

Волхвы как мудрецы
Слово «маг» имеет общий для индоевропейских языков корень, обладающий тем же значением, что и однокоренное русское слово «могучий». Это значит, что слово «волхв» в те далекие времена обозначало не только магов, но и обычных мудрецов, изучавших не только небо, но и землю, т.е. не только сверхъестественные предметы и явления, но и естественные. Обе эти категории людей потому и имели общее название, что объединял их между собой поиск возможности управлять природными стихиями. Только одни из них пытались сделать это законным путем (см. «обладайте» землею в Быт. 1:28), а другие – незаконным, т.е. опиравшимся на запретные контакты с бестелесными духами зла. Поэтому общность названия не обязательно должна означать тот род искусства, который был принят у обычных магов.

В пользу нашего мнения говорит тот факт, что пророк Даниил возглавлял одну такую школу магов в Вавилоне. Об этом говорит жена Валтасара: «Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь» (Дан. 5:11). Если бы маги занимались исключительно колдовством и гаданием, Даниил никогда бы не согласился не только возглавлять их, но и служить царю Навуходоносору вместе с ними.

Поскольку же эти люди в те времена представляли собой не столько знахарей и шаманов, сколько ученых мужей, их занятия преимущественно были естественнонаучными. Например, для объявления времени наступления общественных праздников волхвам нужно было иметь какой-то календарь, который нельзя было составить, не имея базовых знаний по астрономии. Равным образом, проведение сельскохозяйственных работ и состояние животноводства очень сильно зависели от погоды, предсказывать которую также входило в обязанности волхвов. По крайней мере, в их среде вполне можно было находиться также и благочестивым людям, чтобы иметь возможность заниматься сугубо научными исследованиями, несмотря на то, что для посторонних лиц большинство их изобретений все равно выглядели как колдовство.

Это значит, что Вифлеемская звезда была Божьим, а не сатанинским знаком на их пути в Иудею. Обычные маги не ходят за звездами и не несут подарки предполагаемым царям. Значит, это были мудрецы, а по современным представлениям – люди ученые. Именно поэтому евангелист Матфей решил оставить за ними столь странное имя – волхвы. Конечно, он мог бы назвать их просто «язычники», но для людей, ставящих естественно-научные эксперименты, в то время не имелось подходящего названия.

Но что есть общего у науки с религией? Оказывается, несмотря на многие различия, существующие между людьми науки и людьми религии, общее у них также есть, и это – окружающий нас мир или творение Божье. Как те, так и другие верят в то, что этот мир возник не случайно, но был создан Творцом. Как те, так и другие верят в то, что этот мир управляется не случайностью, а определенными законами. Как те, так и другие, ставят перед собой задачу использовать себе во благо открытые ими законы природы. Вот почему евангельские мудрецы интересовались не только наукой, но и религией, причем именно Богооткровенной. Отсюда и их познания о существовании такого пророчества.

И Вифлеемская звезда тому пример. Как убедительно доказал Иоганн Кеплер, скорее всего это явление имело естественную природу, представляя собой троекратное соединение планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб, имевшее место в 7 г. до Р.Х. Соединения Юпитера и Сатурна происходят раз примерно в двадцать лет, но это было необычным, поскольку к ним присоединился также и Марс. Вавилонский клинописный астрологический текст отмечает близкое визуальное расположение этих двух планет, имевшее место в течение пяти месяцев. Кстати, именно столько времени потребовалось для того, чтобы волхвы пришли из Вавилона в Иудею. Важно отметить, что в отличие от наблюдения этого явления Кеплером, Вифлеемская звезда не была видима людям невооруженным глазом. Поэтому ее могли наблюдать только профессиональные звездочеты, т.е. волхвы.

Как же произошло это открытие? В 1604 году в созвездии Рыб Кеплером была замечена новая необыкновенная звезда, блеск которой превосходил свет звезд первой величины и был виден даже днем. Вскоре, однако, ее свечение стало ослабевать, и спустя два года она совсем исчезла. Причиной появления этой звезды было соединение в 1603 году двух больших планет — Юпитера и Сатурна, к которым в марте 1604 года присоединился еще и Марс. Поскольку же с древнейших времен Юпитер называли «звездой королей», а Сатурн — «иудейской звездой», соединение Юпитера и Сатурна вполне могло быть истолковано древними звездочетами как знак будущего рождения Иудейского Царя.

Само «движение» небесной звезды представляло собой зрительный эффект, который сопровождает нас, когда мы ночью движемся в определенном направлении и одновременно смотрим на Луну или яркие звезды. Нам кажется, что они идут вместе с нами. Поэтому волхвы говорят Ироду «мы видели Его звезду на Востоке», но не говорят: «Вот она, посмотри и увидишь сам». Если бы они руководствовались «движением» звезды, тогда они не стали бы дожидаться, когда Ирод узнает у первосвященников местонахождение Младенца.

Все это хорошо вписывается в евангельское описание данного события, включая и объявленное волхвами время появления звезды на Востоке. Они поведали Ироду о том, что звезда появилась на Востоке примерно два года назад. Если Ирод Великий умер в 4 г. до н.э., то данная информация означает, что его встреча с волхвами состоялась на год раньше его смерти. В итоге получается, что звезда появилась на Востоке в тот самый год, который совпадает с обнаруженным Иоганном Кеплером редким сочетанием «царских» планет. Таким образом, нам стала известна точная (т.е. астрономически выверенная) дата рождения Христа — 15 сентября 7 года до н.э. В это время на Иудейском нагорье еще не выпадал снег. А в Евангелии о Луки говорится, что в ночь рождения Иисуса пастухи стерегли овец в поле, что не могло происходить в зимнюю пору.

Существует одно возражение данному мнению: если Иисус родился в 7 г. до н.э., тогда почему волхвы вышли из своей страны для того, чтобы поздравить Иисуса, так поздно? Может быть, им потребовались эти два года для проверки своих астрономических расчетов, или для подготовки осуществления длительного путешествия, включая и закупку «царских» подарков, мы не знаем, но такая задержка вполне возможна. В любом случае, это замечание не представляет собой значительного затруднения для принятия данного толкования за истину.

Волхвы говорят Ироду: «Мы видели звезду Его на Востоке…» Что это значит? Они увидели эту звезду, находящейся на Востоке, или они увидели эту звезду, когда сами находились на Востоке? Дело в том, что слово «восток» в древности отождествляли с восходом Солнца. Поэтому здесь более верным является перевод еп. Кассиана (Безобразова), который говорит: «Ибо мы видели восход Его звезды». Восток в мышлении древних людей всегда связывался с появлением надежды, подобно появлению солнечного света (см. напр. Ис. 60:1-3).

Климент Римский, Иустин Мученик и Тертуллиан считали, что мудрецы пришли из Аравии, поскольку именно там произрастали растения, из которых производили ладан и смирну, а также добывалось золото. Однако пророк Валаам жил в Месопотамии, которая была ближе к Вавилону, где такими мудрецами управлял пророк Даниил. Поэтому мы склонны считать местом жительства волхвов не Аравию, или Парфию, а именно Месопотамию, где, к тому же, была большая колония еврейской диаспоры. Благодаря этим условиям древнее пророчество Валаама смогло сохраниться именно в этой стране.

Ожидания мудрецов
Что означало для волхвов рождение Иудейского Царя? Они ожидали увидеть исполнение этого пророчества именно в Иерусалиме, хотя сама звезда вела их в другое место. Иными словами, они думали, что этот царь должен родиться во дворце, но обнаружили его в простом доме. Можно было представить их удивление. Они верили в его богатство, но обнаружили его бедность. Они верили в его благородство, но обнаружили простоту. Они верили в его господство, но обнаружили беззащитность. Однако, обнаружив ничем неприметное семейство, они не задались вопросом: «Не ошиблись ли мы?», но без каких-либо сомнений принесли Ему свои дары. И здесь как раз и проявилась их вера в Бога! И эта же самая вера стала для всех людей путем к спасению!

Готовность этих волхвов преодолеть большие препятствия вступает в разительный контраст с неготовностью встретить своего царя евреями. В отличие от волхвов, которые не только сохранили, но и разгадали запутанное древнее пророчество, иудейские первосвященники испугались больше гнева своего царя, кстати иностранца по своему происхождению, чем исполнения Божьего пророчества. Они не возрадовались тому, что, наконец, их долгожданный Мессия пришел, а испугались мести Ирода. Почему? Потому что земная их репутация и благополучие были для них важнее вечного спасения.

Получилось, как сказал Господь Иисус в одной из Своих притч, когда вышел на служение: «Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк. 13:25-30).

Заключение
Сегодня мы удивляемся тому, что язычники, пребывавшие в сплошном неведении об иудейском Мессии, оказались к Богу ближе, чем просвещенные евреи, издавна ожидавшие Его прихода. Те, кто были некогда врагами Бога, вдруг стали на Его сторону, а те, кого Бог считал Своим избранным народом, отказались от своего Мессии. Что все это значит, для современного поколения верующих, ожидающих Второго Прихода Христа на землю? Мы должны научиться у волхвов искать Бога не только на словах, но и на деле. Мы должны научиться хранить библейские пророчества, ища малейшие признаки их исполнения. Мы должны научиться преодолевать все препятствия, встречающиеся нам на пути к Богу. Мы должны научиться не противопоставлять науку Библии, а искать между ними точки соприкосновения.