Кого Отец дает Сыну?

Гололоб Г.А.

В Евангелии от Иоанна часто приводятся слова Иисуса Христа о том, что Его Отец дает Ему некоторых людей, которых Он называет полученными Им «от Отца». Кто эти люди? Почему и, главное, как Бог-Отец дает их Иисусу Христу? Может ли это иметь тот вывод, в истинности которого нас пытаются убедить кальвинисты, что неверие всех людей может быть объяснено только нежеланием Бога спасти таковых лиц? Иными словами, если Бог дает Сыну людей, то значит ли это, что Он кого-то не желает Ему дать. Или же Бог желает дать Иисусу всех людей, но не желает делать это принудительным образом, так что некоторые из них не оказываются в их числе? Ниже мы поделимся с читателем своим рассуждением над этим вопросом.

Кого Отец не дает Сыну?
Нам видится полезным поставить вопрос именно так, поскольку определение тех, кто не дан Иисусу Отцом, поможет нам лучше понять тех, кто Ему дан Им. И здесь мы обнаруживаем ясные утверждения о том, что некоторые люди не могут прийти ко Христу. Нам предстоит разобраться, почему и с кем это происходит. Если они не приходят ко Христу только по той причине, что они не даны Иисусу Отцом, тогда правы кальвинисты. Если же они не приходят еще и по другим причинам, которые нам придется выяснить, тогда правыми окажемся мы.

Суть проповеди Иисуса Христа в Галилее можно свести к следующим словам: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Христос заявляет здесь о том, что верующий в Него человек не будет судим, поскольку обрел в Нем смысл своей жизни. В этих словах нет какого-либо ограничения или избирательности Его проповеди: всякий может получить эту жизнь, если будет слушать слова Иисуса и веровать в Его посланничество от Бога.

Но эти заявления Христа привели к полемике, которую развязали с Ним некоторые иудеи, причем пришедшие в Галилею специально с этой целью. Когда Он заявил о Себе, что является Хлебом Жизни, сшедшим с небес, и что Он пришел «от Отца», они вступили с Ним в спор. Поскольку эти иудеи постоянно докучали Иисусу своими претензиями, Он был вынужден их обличать не только за это, но и за их неверие, лежащее у основания такого их поведения. При этом данное неверие выражалось не только в слова Христа, но и в слова Его Отца.

Эти люди не понимали Христа по той причине, что не понимали Бога вообще. «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте (в оригинале «исследуете» — прим. Г.Г.) Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:37-40). Это — первый признак неверия иудеев Иисусу, но имеются и другие.

В целом суть спора иудеев с Иисусом можно представить в таком виде: «Если Ты пришел от Бога, тогда почему никто не принимает Твоего свидетельства, поскольку мы тоже почитаем Его и произошли от Него?» Отвечая на этот вопрос, Иисус был вынужден показать им то, что они в реальности не знают Отца, а потому и не веруют также и в Его Сына. Иными словами, неверие в Иисуса объяснялось их неверием в Бога вообще. Это очень сильное обвинение! Если бы они искренно служили Богу, они бы узнали в Иисусе Божьего Посланника.

«Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:41-47). Заметьте, здесь использовано слово «знаю», которое кальвинисты считают избирательным по своему значению. Однако в реальности Бог «знает» не только спасенных, но и погибающих, что противоречит их мнению о том, что слово «знать» означает просто «иметь близкие отношения». Скорее оно означает «знать лично» в смысле подтверждения достоверности. Ни о чем другом оно не говорит.

Одним словом, иудеи должны были поверить Иисусу, потому что: 1) Писание свидетельствует о Нем и 2) Моисей писал о Нем. В другом месте Иисус указывает на то, что эти свидетельства можно назвать «влечением» Отца, без которого никто не может спастись. «У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:45). Этот текст кальвинисты обычно упускают из виду, когда цитирует предыдущий – Ин. 6:44, а он как раз и объясняет то, что именно подразумевал Иоанн под «влечением» Отца: пророческие свидетельства о Мессии Ветхого Завета. Этими свидетельствами Он подталкивал иудеев к вере в Его Сына.

Поэтому Христос сказал немного позже: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин. 8:42). Но человек, сознательным образом идущий вопреки этим свидетельствам (см. «хула на Духа Святого»), имеет опасность переступить меру Божественного долготерпения и остаться без данного «влечения» Отца, что собственно и произошло с иудеями, спорившими с Иисусом. Поэтому Христос и сказал им: «Не спорьте между собой, поскольку нельзя переубедить тех, кто этого не просто не хочет воспринимать, а даже лишился самой возможности это делать».

Итак, те люди, которые не приходят к Иисусу (а значит, и не даны Ему Отцом), обладают следующими характеристиками:
1) не веруют в Того, Кого послал Отец (Ин. 5:38).
2) не хотят придти к Нему, чтобы иметь жизнь (Ин. 5:40).
3) не имеют в себе любви Божьей (Ин. 5:42).
4) не ищут славы, которая от Единого Бога (Ин. 5:44).
5) не стараются о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27).
6) не веруют в то, что видели (Ин. 6:36).
7) не слушают слова Божьи (Ин. 6:40; 8:47; ср. Ин. 10:20; Деян. 7:57).
8) не питаются (в оригинале «жуют») духовной пищей (Ин. 6:53).

Предположить, что все это находится в пассивной воле Бога, невозможно без того, чтобы таким путем не подверглась оскорблению святость Божьего морального характера. Бог не может «влечь» ко Христу людей избирательным или принудительным образом, поскольку в таком случае Он Сам становится единственной причиной погибели остальных людей, что невозможно даже предположить в отношении Библейского Бога. Скорее всего, все это является следствием не пассивности воли Бога, а активности воли самих людей. Это значит, что они не были даны Отцом Сыну по той причине, что сами не пожелали принадлежать Отцу.

Как же написано: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет» (Ин. 6:37)? Эти слова означают только то, что Христос обязательно примет каждого, кого «привлекает» к Нему Отец, и ничего более. Но эти слова не означают того, что данное «влечение» Отца имеет избирательный или принудительный характер. Поскольку Бог-Отец приготовил для Иисуса этих людей, Он их непременно примет за исключением «сына погибели». Но если Сын не может обойти стороной «всякого» приходящего к Нему, то как же его может обойти стороной Отец Своим «влечением»?

Равным образом, не говорят о принуждении и такие слова: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). Иными словами, Бог непременно накормит духовно голодающего, но эта непременность не означает применения какого-либо насилия к его воле. Есть им и обратные по смыслу: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24). Они умрут непременно, но это не значит, что к ним было применено какое-либо насилие или им было отказано в помощи. Поэтому Христос и оговаривает важное условие: «если…» Важно отметить, что это «если» относится к человеческому действию, а не к Божьему бездействию. Вот это «если» и стараются не замечать кальвинисты.

Как же написано: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:47)? Разъяснить эти слова нам поможет вышесказанное: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего» (Ин. 8:43). Это значит, что под выражением «слова Божьи» мы должны понимать «слова Христа». В итоге получается следующее: «Кто от Бога, тот слушает Мои слова. Вы потому не слушаете Меня, что вы не от Бога». Таким образом, это означает, что принять учение Христа могли лишь те, кто слушали предыдущие слова Божьи, верили в них и научились от них. Только таких людей можно считать людьми, пришедшими или родившимися «от Бога». Следовательно, даже предварительное «влечение» от Отца имеет условия, зависящие от поведения самих людей.

Кого Отец дает Сыну
Здесь нам следует привести цитаты о тех, кто слушает слово Божье, верует в него и научается из него. Именно эти люди приходят ко Христу, что отождествляет их с теми, кто «привлечен» к Нему Отцом или «дан» Ему Отцом. Все это — способ передачи одного и того же смысла различными словами. Иначе говоря, Отец дал Сыну таких людей, которые уверовали в Него еще до появления призыва со стороны Иисуса Христа.

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).
«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).
«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40).
«У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:45).
«Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17).
«Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:47).
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37).

Очень интересно сравнить между собой две последние цитаты. Вторая из них характерна тем, что ту же самую мысль Христос передает при помощи других слов: «от Бога» и «от истины». Получается, что всякий (включая и самого Пилата), ищущий истину, в определенном смысле является зависящим «от Бога». Пусть он ее еще не нашел, но он ее ищет, и уже в этом смысле исполняет волю Отца. Отсюда и духовная жажда и духовный голод, о которых говорил Христос самарянке (Ин. 4) и иудеям (Ин. 6). Оказывается, очень опасно не искать истины или Бога, поскольку можно остаться без самой возможности спастись.

Что же мы можем сказать о тех, кого Отец дал Сыну? Были ли они даны Ему принудительным образом? Нет, поскольку написано: «Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога» (Ин. 16:27). Здесь не сказано: «Ибо Сам Отец любит вас, поэтому и вы возлюбили Меня и уверовали…» Но сказано ясно, что «Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня». Сказанное вовсе не означает того, что мы можем полюбить Бога до того, что Он возлюбит нас (см. 1 Ин. 4:19). Но тот факт, что Бог прежде возлюбил нас, не означает того, что Он тем самым нас и принудил, поскольку Божьи воздействия в вопросе спасения являются влиянием (кстати, слово «влечь» лучше перевести как «подталкивать», чем «тащить», на чем настаивают кальвинисты). Поэтому от нас зависит, отреагировать на Божье «влечение» правильным образом, т.е. слушанием слов Божьих, научением из них и приходом ко Христу.

Поэтому выражение «никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44) означают следующее: «Всякий, кто приходит ко Мне, не может обойтись без помощи Божьего влечения или влияния». Об этом же говорит и параллельный текст: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин. 6:65). Иными словами, оба они говорят только об одной стороне вопроса: без Божьей помощи нельзя уверовать во Христа. Вторая ее также важна: без человеческого желания также нельзя уверовать во Христа (см. напр. Мф. 5:6; Лк. 9:23; Ин. 7:17, 37; Откр. 21:6; 22:17). И обе они действуют гармонично, взаимно обуславливая действия друг друга. Писание в разных случаях подчеркивает либо одну сторону этой ответственности в деле уверования людей в Бога, либо другую, в зависимости от характера конкретной потребности.

Иисус Христос произнес эти слова, предупреждая неверовавших в Него иудеев относительно того, что они должны дорожить этим влиянием Отца, чтобы не лишиться его по собственной вине. Тогда, когда Бог отберет от человека Свое содействие, ему уже не поможет его собственное желание. Божье долготерпение имеет свой предел (Быт. 15:16; Иер. 5:28; Дан. 8:23; Мф. 23:32; 1 Фес. 2:16), перейти который очень опасно. Поэтому в Писании существуют такие понятия, как «ожесточение сердца» Богом, «хула на Духа Святого», «непростительный грех», «грех к смерти» и «произвольный грех». Все это — разные названия одного и того же явления: состояние лишения Божьего содействующего влияния. Поэтому Божье «подталкивающее» влияние и человеческое желание в вопросе обращения к Богу являются двумя сторонами спасения, хотя первая из них имеет заслуженный характер, а вторая – лишь потребительный или востребовательный. Желая получить спасение даром, человек тем самым ничего к этому спасению не добавляет.

Итак, можем мы не можем утверждать, что ко Христу не приходят только по единственной причине — отсутствию Божьего «влечения». Дело в том, что само это «влечение», будучи пророческим свидетельством, не только не принуждает, но и является универсальным по характеру своего воздействия на людей (см. напр. Ин. 1:9, 12-13; 3:16-17; 6:33, 40; 12:32). Поэтому в Евангелии от Иоанна мы встречаемся с утверждениями о том, что Бог желает спасения даже тем людям, которым обращены самые строгие слова Иисуса Христа. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» (Ин. 6:32). «Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33). «Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись» (Ин. 5:34).

Заключение
Наше исследование вопроса о том, кого Отец дает Сыну, показало нам тот факт, что до прихода Иисуса Христа в мир Бог уже обращался к людям со Своим словом. Мало того, Сам Господь Иисус рассчитывал на то, что это Божье обращение принесет определенный плод, позволяющий людям принять Его посланничество от Бога правильным образом. Однако этого не произошло, почему Иисус и был вынужден обличить неверовавших в Него иудеев в том, что они уже потеряли способность уверовать в Него по собственной вине. Они уже не имеют того «влечения» Отца, которое определяется Его предыдущим обращением к Своему народу, а через него и ко всем остальным. Важно отметить, что Божье «влечение» — это не просто предоставление возможности или наделение природной способностью, но именно содействие или помощь, имеющие непринудительный характер.

Иными словами, поскольку ветхозаветное или пророческое свидетельство, происходящее от Бога, было подготовительным по отношению к свидетельству Иисуса, оно определяло возможность принятия иудеями учения Христа. Поскольку же эти люди не усвоили предварительных знаний Бога, они не смогли воспринять правильно и более совершенное свидетельство Иисуса Христа. Значение Божьего влияния, подталкивающего всех людей ко спасению (см. Рим. 2:4), весьма огромно, поскольку оно обеспечивает грешнику возможность некоторого противостояния другому влиянию, исходящему от «первородного» греха, тем самым сохраняя всех людей от полной порочности их природы. Поэтому лишиться возможности спасения может какой-либо человек, только путем сознательного и упорного отказа этому влечению.