«СЫН ДАН НАМ», или РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В ИСТОРИИ СПАСЕНИЯ

Владислав Прикарпатский

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление
1. До Боговоплощения: о небесном Логосе
2. Боговоплощение: доктринальные особенности
3. После Боговоплощения: Иисус Христос как Личность
Заключение

ВСТУПЛЕНИЕ
Рождество Христово – праздник, который отмечают христиане всех трех направлений: католики, православные, протестанты. Событие, которое изменило ход истории человечества. Дни, в которые миллиарды людей вспоминают, что примерно 2000 лет назад, в этом мире родился необычный ребенок. Ребенок, который повлиял на жизнь миллионов людей до своего рождения. Ребенок, который повлиял на сотни и тысячи душ во время его земной жизни. Ребенок, чье рождение, происходит каждый день, в сердце кающегося грешника.

Рождение Сына Божьего — это великое событие, которое было спланировано Богом-Отцом еще до создания мира. Событие, о котором свидетельствуют пророчества Ветхого и послания Нового Заветов.

  1. ДО БОГОВОПЛОЩЕНИЯ: О НЕБЕСНОМ ЛОГОСЕ
    Иисус Христос – это имя Богочеловека, воплощенного Бога. До своего рождения в этот мир, Господь Иисус Христос был Небесным Логосом, именно так называет Его святой апостол Иоанн в своем Евангелии.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3).

«Λόγος» — странное имя для Бога. Но за ним скрывается глубокий смысл, глубокое значение. Для греческой культуры [1], в которую писалось Евангелие от Иоанна, слово «логос» имело много значений. Древнегреческий философ Платон, трактовал этот термин как: «слово», «суждение», «мысль», «обоснование» [2], у Аристотеля оно имеет такие значения: «слово», «доказательство», «критерий истины» [3]. Также «логос» имело значение первопричины всего бытия [4], что по своей сути являлось синонимом Бога. Для платонистов, стоиков «логос» имел значение «всемирной души», по причине которой все существует.

Апостол Иоанн не просто так называет Иисуса Логосом, но хочет показать всю Божественность природы Сына Божьего, которую Он имел до Своего воплощения, и усмирить ересь гностиков, которые учили тому, что Христос — это «полубог», «недобог», или ангел. Православный профессор А. И. Осипов говорит следующее [5] о значении слова «логос»: «Для Пифагора это было сверхчисло; для Гераклида это был огонь; для некоторых это стихия; у Платона это была своего рода первопричина всего, у Аристотеля оно было перводвигателем». Один из философских словарей приводит следующие синонимы для «логоса»: «абсолют», «мысль», «основание», «первоогонь», «разум», «творец» [6].

Для чего я привел столько свидетельств со стороны философии? Писание говорит о том, чтобы мы не увлекались философией (Кол. 2:8-9), но чтобы понять, что имеет в виду Иоанн, нам необходимо понять исторический контекст и грамматическое значение этого слова.

Итак, Иоанн утверждает, что в начале было Слово, которое существовало в единстве с Богом и имело Божественную природу. Феофилакт Болгарский говорит, что выражение «В начале было Слово» значит, что «Логос» был безначальным [7]. И это подтверждает библеист и знаток библейского греческого языка Роджерс, который говорит следующее:

«Относится к периоду до сотворения мира и является скорее качественным, чем временным (Brown). Так как артикля нет, это слово может относиться к любому возможному началу». Сам Логос по себе не имел начала, но он существовал относительно начала чего-то. Скорее всего, как продолжает Роджерс, «это относится к тексту Бытие 1:1».

И это Слово было «у Бога», то есть находилось в единстве с Ним. Но также само Слово имело Божественную природу, мы это видим из слов «и слово было Бог». Обратите внимание на греческий оригинал. Перед словом «логос» в первом стихе стоит артикль «хо», что конкретизирует и указывает на личностность этого Логоса, но при этом имеется также и вторая личность — «Теос». Это слово используется в тексте с артиклем «тон», который также конкретизирует Бога. Но уже во фразе «и Слово было Бог» перед словом «Бог» нет артикля. И некоторые лжеученые говорят, что это значит то, что Логос не был Богом, а был просто богом, или божественным. [8] Но если бы там стоял артикль, то этот текст выглядел бы так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога (Отца) и Слово было Богом (Отцом)», но это уже была бы ересь модализма. А модализм учит тому, что существует одна Божественная личность в разных формах или под разными именами. Чтобы ни у кого не возникло этой мысли, Иоанн и убрал артикль из фразы «И Слово было Бог».

Таким образом, отсутствие артикля указывает на то, что Бог-Отец по определению и есть Бог в данном тексте, то есть слово «Бог» одновременно имеет значение и имени данной Личности Божества и Его природы, в том время как «Логос» выступает в значении одного лишь имени, а фраза «слово было Богом» описывает природу этого Логоса. В любом случае, Бог также является «Божественным» по Его природе, как и Логос.

От что говорит Роджерс своих исследованиях: «θεος (#2536) Бог. Это слово употребляется без артикля. Оно является предикатом, подчеркивающим качество: «Слово имело ту же природу, что и Бог» (Phillip В. Harner, «Qualitative Anarthrous Predicate Nouns», JBL 92 [1973]: 75-78; DM, 139-40; GGBB, 26669). ολογοςпот. от λογος(#3364)».

Апостол чуть ниже прямо называет Иисуса Богом: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын (Бог), сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). В оригинальных текстах использовано слово «Бог», а не слово «Сын», и этот факт признают даже сами лжеучителя.[9]

Таким образом, Иоанн говорит здесь о том, что Господь Иисус Христос до Своего воплощение был Богом, Который создал весь мир, и через Которого все начало быть, Он был Божественной Первопричиной всего сущего.

  1. БОГОВОПЛОЩЕНИЕ: ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
    Важной богословской особенностью доктрины о Боговоплощении является учение о непорочном зачатии Иисуса Христа. Непорочное зачатие – это одна из концепций библейского богословия, означающей свободу Иисус Христа от первородного греха [10].
    Для христианских богословов, Отцов Церкви учение о непорочном зачатии было центральным. Официально утверждено и систематизировано это учение на III Вселенском Соборе 431 года в Ефесе [11].

Но кроме Отцов Церкви, есть и библейское обоснование этого учения. Библия говорит о том, что Отцом Иисуса Христа по плоти был Дух Святой, от которого произошло зачатие (Мф. 1:18; Лк. 1:35). Иными словами, сексуальных отношений не было, Иисус зачался чудесным образом, т.е. без половых связей. Сила Божья через Духа Святого зачала Христа в Марии.

В своем рождении Логос оделся в Тело. Об этом свидетельствует Иоанн, когда говорит «И Слово стало плотью…» (Ин. 1:14). Поэтому важно понять, что Христос принял на Себя плоть, но не принял первородный грех, потому что был рожден от Духа Святого (Рим. 8:3). И хотя Он «был искушен во всем» (Лк. 4:13; Евр. 2:18; 4:15), Его плоть не имела греха, потому Он и оказался способным стать чистой жертвой за грехи наши (Ин. 1:19; Рим. 3:25). Итак, Христос не только родился непорочным, т.е. от Духа Святого и Девы Марии [12], но и устоял в этой непорочности до конца Своих земных дней, тем самым оставив нам пример (1 Пет. 1:15; 2:21; 1 Ин. 1:7; 2:6; 3:3, 7; 4:17).

  1. ПОСЛЕ БОГОВОПЛОЩЕНИЯ: ИИСУС ХРИСТОС КАК ЛИЧНОСТЬ

До Боговоплощения существовал Логос, Сын Божий, но в момент зачатия в чреве Девы Марии – Бог воплотился и стал плотью (Ин. 1:14). Господь Иисус Христос стал абсолютным человеком по природе (1 Тим. 2:5), сохранив за Собой абсолютную Божественность по личности (Ин. 20:28; Ин.1:1-2; Ин. 1:18; и другие). Если использовать богословскую терминологию, можно сказать, что Иисус Христос был Одной Личностью, Которая по определению была Божественной, но имел две сущности: Божественную и человеческую. При этом в земных условиях Его Божественность оказалась ограничена Его человечностью. Он принял образ Раба, и был ограничен здесь на земле даже в знании, завися от того, что открывал Ему Отец Небесный как человеку (Мк. 13:32; Флп. 2:7). Но при этом Он принимал поклонение как Богу от Фомы после Своего воскресения (Ин. 20:28).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выше мы выяснили, как Сам Бог явился во плоти (1 Тим. 3:16). При этом у Христа была одна цель — спасти людей (Мф. 9:13; 18:11; 20:28; Лк. 9:56; Ин. 12:46-47; 1 Ин. 5:20; 1 Тим. 1:15). Как сказал один православный священник [13], наш с вами современник: «Если бы перед Христом в пару месяцев поставить игрушки, книжки и гвозди с молотком, Он бы выбрал гвозди с молотком». Мы должны помнить о том, что Христос родился, чтобы умереть ради того, чтобы мы, родившись, больше не умерли. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] «Опровержение гнозиса», написанное около 185 года епископом Иринеем Лионским, свидетельствует нам о том, что «Евангелие от Иоанна» было написано для греческих городов Малой Азии.
[2] Новейший философский словарь. Под ред. А.А. Грицанова. Мн. Книжный дом, 2009.
[3] Новейший философский словарь. Под ред. А.А. Грицанова. Мн.: Книжный дом, 2009.
[4] De opif. 5, 20 (Филон Александрийский).
[5] Официальный канал на Youtoob «Алексей Ильич Осипов».
[6] Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997.
[7] Комментарии Феофилакта Болгарского.
[8] Религиозная организация «Свидетелей Иеговы», Библия – Перевод Нового Мира, «Предложение», пункт 4. — С. 1741-1742.
[9] Библия – Перевод Нового Мира.
[10] Непорочное зачатие // Католицизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Великовича. — М.: Политиздат, 1991.
[11] Непорочное зачатие // Католицизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Великовича. — М.: Политиздат, 1991.
[12] Никео-Цареградский символ веры.
[13] Иерей РПЦ Андрей Ткачев, в одной из рождественских проповедей.