Почему раскаивается Бог?

Гололоб Г.А.

О «раскаянии» Бога Писание говорит нам неоднократно. При этом под этим словом мы понимаем перемену решения Божьего по отношению к конкретным людям, тогда как обычно Божьей воле свойственно придерживаться принятых на Себя обязательств или обетований. Как же примирить между собой неизменность Божьих обетований и факт такого рода «раскаяния» или перемены Божьего отношения к людям? Неужели Бог может быть в одно и то же время верным и неверным Своим обещаниям?

Что превращает Бога милующего в Бога осуждающего и наоборот? Почему написано, что Бог «ввел во тьму, а не во свет» (Плач 3:2)? Почему написано: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия» (Ис. 45:7)? Значит ли это, что оба эти противоположные действия Божьи ничем не обусловлены? Почему написано, что Бог то избавляет от бедствия, то вводит в него, причем одно и то же лицо? Когда и по каким законам происходит эта перемена Его поведения, которую можно назвать «раскаянием»?

Неужели у Бога имеется два взаимно исключающих желания? Если так, тогда как можно говорить о том, что Он верен Своим обещаниям? Оправданно ли говорить здесь о том, что Божья воля суверенна, а значит вполне законным образом способна на любое противоречие? Или же скорее мы здесь недопонимаем характер самой воли Божьей, которая может обращаться как в одну, так и в другую сторону по особым и присущим только ей правилам? Ниже мы попытаемся разобраться в этом вопросе.

Свидетельства Писания о «раскаянии» Бога.
Впервые мы встречаем «раскаяние» Бога в истории об истреблении Им первого мира при Ное: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6:5-8). Перед нами противоречие: Бог решил создать людей, а теперь решил их погубить. Кроме того, Он решил погубить всех людей и даже других живых существ, но все же решил оставить в живых одного, а вернее восемь человек.

Чем была вызвана эта «скорбь в сердце Божьем»? Почему вообще деяния людей волнуют Бога, да еще столь сильно, что к Нему применяется такое чувство, как скорбь, несущее страдание и неудовлетворение? Оказывается, грехи людей вызывают у Бога не только чувство отвращения и гнева, но и скорби и страдания. Бог «сожалеет» (в оригинале это одно и то же слово, что и «раскаялся») о том, что люди грешат, а также о том, что Ему приходится их наказывать. Как говорит пророк Иеремия: «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих» (Плач 3:33).

Вот это действие «не по изволению сердца Своего» мы и пытаемся понять. Почему происходит то, чего Бог не желает, чтобы оно произошло? Почему Он запрещает, устрашает и наказывает, но люди не вразумляются от этого? Почему Он поощряет, одобряет и вознаграждает, но люди не желают повиноваться Его доброй воле? Почему Его усилия по спасению людей не всегда оправдываются, но оказываются напрасными? «Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев» (Иер. 2:30).

Оказывается, под этим нежелательным для Бога действием Писание видит не только зло, но и благо. Например, Господь желает спасения всем людям (1 Тим. 2:4, 6; Тит. 2:11), но вопреки этому Его желанию некоторые люди все же будут осуждены на вечную погибель (Мф. 25:46; 2 Фес. 2:10-12). Эта же мысль прослеживается в следующем тексте Писания: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37). Оказывается, неоднократное (!!!) Божье желание уступает человеческому лишь по той причине, что Богу не нужно подневольное послушание. Поэтому спасение не может принадлежать тем людям, которые сами отказываются от него.

Еще одно «раскаяние» Бога мы видим в жизни Саула. В начале Бог избирает Саула быть не только царем Израиля, но и пророком. Причем, Писание ясно говорит о духовном перерождении этого человека: «Бог дал ему иное сердце» (1 Цар. 10:9). Но что же случилось позже? Бог вдруг отвергает Саула (см. «отринув его» в Деян. 13:22) и здесь мы встречаемся с очередным противоречием. Вначале Бог говорит: «Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил» (1 Цар. 15:11). Та же мысль повторяется в конце этой же главы, где говорится следующее: «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Цар. 15:35). Но между этими стихами стоит нечто другое: «Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1 Цар. 15:28-29). Во всех трех случаях это – одно и то же слово в оригинале, означающее как «сожаление», так и «раскаяние».

Почему же Бог раскаивается в одном случае и не раскаивается в другом? Потому что это разные случаи. В первом случае, Бог поставил Саула царем на условии его послушания Себе. Поэтому, когда Саул отступил от Господа, здесь имело место «раскаяние» Бога в том, что Он поставил его царем. Во втором случае, Господь отрекается от Саула за его грехи и заявляется, что лишает его царства  без какой-либо возможности изменить это положение. Иными словами, возвращение царства Саулу после его согрешение стало невозможным. Правда, если бы он обратился бы к Богу по-настоящему, то в данном случае мы могли бы увидеть готовность Бога «раскаяться» для того, чтобы помиловать его. Однако Саул так и не принес Господу искреннего покаяния, поэтому ему были сказаны лишь эти, отвергающие его царство, слова.

На первый взгляд, кажется, что здесь скрыто противоречие, однако оно исчезает, если признать за Божьим желанием поставить Саула царем условный характер, в пользу чего говорят следующие слова Самуила: «Ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1 Цар. 15:23). Здесь нет никакой суверенности Бога, кроме Его обещания благословлять и миловать лишь послушных Его воле и отвергать и наказывать лишь упорствующих. Равным образом, мы можем видеть тот же принцип в Новом Завете: Бог дарует Свою благодать только смиренным, а противится только гордым людям.

Кроме этих случаев «раскаяния» Бога, мы видим в Писании еще и то, что Бог «сожалеет» о том бедствии, которое наслал на Свой непокорный народ. Пророк Иеремия пишет: «Если останетесь на земле сей, то Я устрою вас и не разорю, насажду вас и не искореню, ибо Я сожалею о том бедствии, какое сделал вам» (Иер. 42:10). Повторимся снова: в оригинале между слова «сожалеть» и «раскаиваться» представлены лишь одним словом, содержащим оба эти значения. Их смысл поэтому остается прежним: Бог не доволен тем, что Он сделал раньше. Но почему изменилось Его отношение к прошлому Своему действию? Здесь нам стоит обратить свое внимание на присутствие слова «если». Оно свидетельствует о том, что Бог готов изменить Свое отношение к израильтянам при условии, если они останутся в Иерусалиме, т.е. сдадут его вавилонянам, а не уйдут в Египет. Оказывается, Божье желание ставится в зависимость от желания человека. И эта мысль трудна для усвоения кальвинистами.

Наконец, мы видим еще одно «сожаление» (в оригинале также и «раскаяние») Господа в книге пророка Иоиля. «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?» (Иоил. 2:12-14).

Этот текст уже недвусмысленно говорит нам о том, что Божья «жалость» (в оригинале здесь употреблено особое слово, означающее «обратиться назад») опирается на раскаяние грешника. Это связывает в один узел «обращение» человеческое (ст. 12) с «обращением» или «жалостью» Божьей (ст. 14). Бог здесь «сожалеет» не только о бедствии, но и готов «сжалиться» над грешником на определенном условии, т.е. его раскаянии. Стало быть, Божье благословение и милосердие принадлежит только тем, кто осознает свою потребность в них и проявляет желание (не заслугу или законное требование) обладать ими.

Библейский способ решения проблемы «раскаяния» Бога
Одной из наиболее важных истин Священного Писания христиан является следующая: отношение к греху со стороны грешника определяет соответствующее отношение Бога к этому грешнику. Те, кто смиренно признают свою вину, получают Его благодать прощения и преображения, а те, которые отказываются это сделать, подвергаются наказанию, а если продолжают упорствовать, то и окончательному осуждению. Это значит, что благодать Божья находится в зависимости от раскаяния и доверия Богу человека. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13). «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» (Плач 3:25). Оказывается, благость Господа принадлежит лишь тем людям, которые надеются на Него и ищут Его, и не принадлежит всем остальным.

Это объясняет то, почему Бог по отношению к одному и тому же лицу, то наказывает его, то милует – в различное время. Даже по отношению к Божьему народу Писание говорит: «Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам» (Нав. 24:20). «Если же вы отступите и оставите уставы Мои и заповеди Мои, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить богам иным и поклоняться им, то Я истреблю [Израиля] с лица земли Моей, которую Я дал им, и храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю его притчею и посмешищем у всех народов» (2 Пар. 7:19-20). Одним словом, Божье «если» находится в зависимости от «если» человеческого, и так решил Сам Бог.

Ветхозаветным примером существования этой зависимости является отмена Божьего суда над ниневитянами при пророке Ионе. Хотя Бог послал этого пророка в Ниневию с плохой вестью о наказании, сам Иона признается позже: «И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2; ср. «Мне ли не пожалеть» в Иона 4:10-11). Стало быть, проповедь о суде над этим городом имела не безусловный, а условный характер. Вот этой условности Божьих пророчеств и предвечных решений и не признают кальвинисты, тем самым создавая себе множество проблем.

Оказывается, Бог «раскаивается» именно по той причине и в зависимости от того, что «раскаивается» сам человек. В принципе изменяется здесь не Божья воля, а лишь человеческая, подобно тому, как различное действие на идущего человека оказывает неизменно дующий в одном направлении ветер: когда человек идет ему либо на встречу, либо по ходу его движения. Само направление ветра не изменяется, но в зависимости от того, в согласии ли с ветром или в противоречии с ним движется человек, последний испытывает либо содействие, либо противодействие. Бог желает всем людям только спасения, но в зависимости от того, что избирают сами люди, зависит то, будут ли они помилованы или осуждены.

Если признать условный характер Божьих решений, то сразу же исчезает какое-либо противоречие между такого рода «противоположными» Божьими решениями. Например, пророк Иезекииль приводит нам внешне два противоречивых утверждения. Первое: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иез. 18:30-32). Второе: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:24-27).

В первом случае, Бог требует от человека покаяния и обращения, потому что Бог «не хочет смерти грешника». Во втором случае, Бог дарует Свою милость и прощение, преображая сердце грешника. Как же согласуются между собой Его требования и благословения? Очевидно, что самым непосредственным образом: человек принимает благословения лишь после того, как он примет Его требования. Получается, Бог требует покаяния и доверия для того, чтобы одарить грешника Своей милостью и благословениями. Разумеется, одно другому не мешает, как не мешает просящий дающему.

Эти тексты являются интересными для нас и в другом отношении. Их сравнение между собой побуждает нас задать следующий вопрос: «Так, кто же «творит новое сердце и новый дух» – человек или Бог?» Оказывается, каждый в свою меру: человек очищает свой дух тем, что раскаивается в грехах, а Бог очищает его дух тем, что дарует в ответ на это Свое прощение. Это различные очищения, которые невозможно подменять одно другим: Бог никогда не будет вместо нас каяться и доверять Себе, а человек никогда не сможет вместо Бога простить себе грехи и заслужить себе силу для победы над грехом.

Таким образом, неизменным остаются лишь Божьи условия, на которых Он прилагает Свою волю к конкретному человеку. Неслучайно, в параллельном месте Писания за обетованием о новом сердце следует и предупреждение о возможности отступления от этого обетования: «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог» (Иез. 11:19-21). Очевидно, что обетование Бога о даровании «нового духа и нового сердца» имеет условный характер. Неизменность же Божьей воли относится к следующему принципу: «поведение их обращу на их голову».

Новозаветным примером правильного отношения к содеянному греху является самарянка, о чем повествует нам четвертая глава Евангелия от Иоанна. Эта женщина получила не только милость прощения, но и была удостоена чести познать и увидеть своими глазами Спасителя по причине ее честного отношения к собственным грехам. Она не стала скрывать того, что находилась в данный момент в сожительстве с тем человеком, который ее не был мужем. Сегодня многие люди живут в «гражданском браке», но мало кто считает это положение греховным. Она же признала не только это, но и то, что у нее было пятеро мужей – законных или незаконных – нам неизвестно.

Несмотря на такое количество прелюбодеяний или сожительств, эта женщина искренно искала хотя бы частичку настоящей любви. И вот теперь она была вынуждена признать, что все ее старания потерпели неудачу. Она искала семейного счастья, и сам этот поиск любви не был греховным ее действием, но греховными были те пути, с помощью которых она осуществляла этот поиск. Поэтому она признает перед Христом свою вину, изливая перед Ним свое горе и все свое чувство отчаяния и растерянности.

И Христос не мог обойти эту ее неудовлетворенную потребность стороной. Он знал об этом и потому сознательно изменил маршрут Своего путешествия, зайдя именно в это место и именно в это время. Напротив, Он признает за нею ее естественное право искать истину, любовь и добро, говоря: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Иными словами, Христос сказал, что каждый человек ищет, но не каждый находит воду жизни, а если быть еще более точным, то не каждый принимает ее, когда она ему будет предложена. Чтобы принять эту воду, нужно иметь еще и веру кроме самого этого поиска.

Тот факт, что только Иисус может дать воду живую, не означает того, что Он дает ее лишь принудительным образом. В душе каждого человека есть та жажда, которая может быть удовлетворена только Богом, однако сама эта жажда не причиняется Господом, а лишь поощряется. Бог лишь содействует естественному желанию грешника найти эту воду, поскольку Ему совершенно не нужно принудительное послушание или желание познать истину, добро и любовь. Как только желание получить от Бога просимое превращается в принудительное, оно перестает интересовать Господа. Поэтому Бог не может заставить человека искать Себя и нуждаться в Его дружбе. Да и можно ли будет считать это дружбой, когда обоюдная любовь становится средством одностороннего манипулирования?

Если признать, что только Бог производит духовную жажду, тогда придется признать также и то, что только Бог производит и отсутствие этой жажды. Тогда Он из дающего живую воду превращается в Того, Кто эту воду удерживает или скрывает от людей. А признать такую непоследовательность за Богом никак невозможно, оставаясь на библейской почве. «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). «Но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» (2 Цар. 14:14). Господь «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42:3), потому что говорит: «Не хочу смерти грешника».

Пресловутая суверенность воли Божьей у кальвинистов
Кальвинизм – учение, весьма выгодное для плоти. Вместо того, чтобы винить себя в нежелании исполнять волю Божью, кальвинисты пытаются представить это как наказание Божье за это же нежелание. При этом они вовсе не думают о том, что же чему предшествует – наше нежелание повиноваться Богу или Его наказание? Если это “наказание” Божье безусловно (а именно этому учат кальвинисты), тогда только оно одно и определяет то, почему человек (любой – верующий или неверующий) грешит.

Это значит, что данное действие Бога нельзя назвать “наказанием”, поскольку любое наказание опирается на человеческий проступок, но в данном случае проступок был определен нежеланием Бога даровать людям требуемое Им же зачем-то “сокрушение сердца”. Получается порочный круг: Бог не дал сокрушения, но за это наказывает… Как это возможно? Никак. По этой причине кальвинизм понять умом невозможно. У кальвинистов нет логики, когда они пускают телегу впереди лошади: вместо того, чтобы считать причиной греха нежелание Бога дать Свою благодать, они возлагают всю полноту вины на человека, который был лишен этой благодати. В итоге такой «богоцентризм» оборачивается простым человеконенавистничеством, по крайней мере, к одной (по учению Августина и Кальвина, подавляющей) части человечества.

Основная ошибка кальвинистов состоит в том, что их утверждение о том, что только Бог сокрушает сердца, имеет обратную сторону: только Бог несет ответственность за то, что не пожелал сокрушить чьего-то сердца. Иными словами, кальвинистское мнение о том, что все происходит исключительно от Бога, означает, что только от Него происходит также и зло (пусть оно происходит даже лишь пассивным образом). А коль так, тогда это – не библейский Бог, а манихейский. «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» – восклицает апостол Иаков (Иак. 3:11). Действительно, библейский Бог не может одной рукой предлагать спасение всем людям, а другой – его удерживать от некоторой части человечества, причем совершенно неповинной в том, что ее Он просто обошел Своим вниманием.

Как ни крути кальвинисты своими софистскими «аргументами», все равно получается, что люди грешат только по той причине, что Бог не дал им нужной для победы над грехом благодати. А это значит, что отправляя в ад таковых людей, Бог тем самым возлагает на них Свою Собственную вину. В реальности поступить так с этими людьми способен скорее сатана, чем библейский Бог. Библейский Бог никогда не потребует наказания за то, что Сам лишил людей Своей благодати. Он даже никогда не назовет это “наказанием”, если люди действительно согрешили по Его удерживающей благодать воле.

Иными словами, стоит нам только признать, что Один Бог стоит как за святостью, так и за греховностью людей, как мы вынуждены будем согласиться с тем, что ни за то, ни за другое человек не может нести никакой ответственности. Вот это снятие с себя ответственности и переложение ее на Бога является самым привлекательным моментом в кальвинизме. Именно эта «благая весть» на самом деле проповедуется кальвинистами скрытым образом и именно этим он нравится безответственным людям, хотя ни один кальвинист не имеет в себе смелости признаться в этом. Поэтому кальвинисты продолжают жонглировать словами и не допускают ни малейшего сомнения в абсурдности собственного учения. Это и объясняет неафишируемое кальвинистами их нежелание рассуждать здраво по этому вопросу.

Заключение
Итак, наше маленькое исследование позволило нам сделать важное заключение: отношение грешника к греху и отношение Бога к грешнику являются взаимозависимыми. Характер этой взаимной зависимости таков, что от раскаяния грешника зависит его помилование Богом, а от предложения этого помилования зависит раскаяние грешника. Предложение спасения звучит для всех людей, но на определенных условиях (покаяния и веры). Бог действительно желает спасти каждого из людей, но никого не желает принудить к этому силой – физической или духовной, внешней или внутренней, естественной или сверхъестественной. Сказанное значит, что на нас возложена Богом личная ответственность за свое поведение, так что мы не имеем никакой возможности переложить ее всю на Божьи плечи.

Конечно, Новый Завет определяет послушание Богу лишь в виде покаяния и веры, поскольку своими делами мы не можем заслужить себе спасения. Однако, за исключением дел, все остается в силе: Божья благодать даруется только смиренным людям (Ис. 57:15; 66:2), а осуждение приготовлено только для гордых (Притч. 3:34; Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Это значит, что воля Божья из милосердной превращается в осуждающую лишь тогда, когда человеческая воля из послушной превращается в непокорную. И, наоборот, Божья воля из осуждающей превращается в милующую лишь тогда, когда человеческая воля из непокорной превращается в смиренную. Отсюда происходит и все «раскаяние» Божье и вся противоположность Его обетований – благословить или наказать, послать мрак или тьму, благословение или бедствие, спасти или погубить, предопределять к вечной жизни или к вечной погибели. Таким образом, Божья способность к раскаянию оборачивается великим благословением для каждого, кто сам пожелает раскаяться в своих грехах и даром принять Божье прощение и милость.