d0b8d0b8d181d183d181-d0b2d0be-d0b2d180d0b5d0bcd18f-d0bad180d0b5d189d0b5d0bdd0b8d18f.jpg

Конспект по предмету «Тринитарная теология III».

Пневматология (учение о Духе Святом)

Гололоб Г.А.

План курса:

  1. Божественность и Личность Духа Святого. Необходимость изучения Пневматологии. Божественность Духа Святого. Личность Духа Святого.
  2. Действия Духа Святого. Две основные функции Духа Святого: просвещение истиной и наделение силой. Дух Святой и Писание.
  3. Дары Духа Святого. Обычные дары Духа Святого. Особые дары Духа Святого. Исполнение и крещение Духом Святым. Хула на Духа Святого.

 

  1. Божественность и Личность Духа Святого.

1.1. Необходимость изучения Пневматологии.

Важность данной темы определена основными действиями Духа Святого в жизни каждого из людей – просвещать, возрождать, поддерживать жизнь и наделять силой. Мы должны знать, как действует в нашей жизни Дух Святой, чего ожидает от нас. Если Бог-Отец планирует и создает этот мир, а Бог-Сын совершает искупление провинившегося и погрязшего в греховной тьме человечества, то Бог-Дух Святой применяет к людям плоды Искупительного Подвига Иисуса Христа. Если Бог-Отец, по большому счету, остается наиболее далеким от людей в плане возможностей Его познания ими, а Бог-Сын – поддающимся изучению лишь в Его земном свидетельстве, то Бог-Дух Святой открывается в непосредственном человеческом опыте, правда, во всем согласованном с Божественным Откровением.

 

Предопределение спасения-Осуществление спасения-Применение спасения

Бог-Отец-Бог-Сын-Бог-Дух Святой

Предвечно-В Воплощении-В личной жизни верующего

 

Из всех Лиц Божества лишь Дух Святой наиболее приближен к людям всех эпох и к христианам в том числе (разумеется, в различной степени). Если Бог-Отец имел с людьми лишь незначительное общение (в Едеме, с Авраамом, Моисеем и некоторыми пророками), а Бог-Сын имел лишь короткое служение на земле среди людей Палестины, то Дух Святой работает в совести каждого человека и пребывает сердце каждого христианина. Христос сказал, что с приходом Утешителя Его ученикам будет «лучше», чем даже с Ним. О Нем сказано, что Он пребывает внутри нас. Следовательно, Он наилучшим образом представляет нам Бога. И если мы хотим сегодня поддерживать связь с Богом, мы должны научиться узнавать действия Духа Святого в нашей жизни.

Еще одна причина важности изучения доктрины о Духе Святом состоит в том, мы живем в исторический период, когда работа Духа Святого наиболее плодотворна. Он действует сегодня через Церковь Христову как Елиезер, ведущий Невесту Христа (Ревекку) к престолу ее Небесного Жениха (Исаака). Книга Деяния Апостолов представляет собой в сущности Евангелие Духа Святого, начавшего новую эру взаимоотношений с людьми через живое свидетельство Церкви на земле.

Наконец, лишь Дух Святой помогает нам знать не только Бога говорившего или действовавшего когда-то, но и говорящего и действующего сегодня. Благодаря Его влиянию мы можем знать Автора Библии, а не только Библию как Его творение. Зачастую богословы заняты исключительно проблемами лучшего понимания и защиты существования или отдельных характеристик Бога, а не реального общения с Ним. Часто мы лишь рекламируем Его блага, а не пользуемся ими в действительности сами. И это неправильное отношение мы можем одолеть в себе, обратив должное внимание на действия Духа Святого в нашей жизни.

Мы призваны не только к рациональному пониманию библейских истин, но и к живому опыту общения с Богом, засвидетельствованному нам в небиблейских данных. То, что Бог говорит нам в Библии, Он же делает в реальной нашей жизни. Свидетельства Божьего вмешательства в нашу жизнь подтверждают то, о чем нам говорит Писание. Благодаря Духу Святому Бог в нашей жизни действует, а в Библии учит. По этой причине живое ощущение Божьей силы необходимо для лучшего понимания Его Слова. Если бы мы не видели Бога действующего в нашей жизни и в живых свидетельствах других христиан, вряд ли поверили бы Ему говорящему в Библии.

 

1.2. Божественность Духа Святого.

Из-за функционального подчинения Богу-Отцу и Иисусу Христу Духу Святому уделено в Писании меньше места, чем остальным Лицам Троицы. Однако и этих данных о Божественности Духа Святого вполне достаточно для данного вывода.

В пользу Божественности Духа Святого говорят следующие библейские тексты:

  1. Дух Святой един с Богом (Деян. 28:25-27; Евр. 3:7-11; 10:15-17): «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-11). «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Он приравнен Богу в тексте Деян. 5:3-4 (см. тж. «храм» в 1 Кор. 6:19-20).

Дух Святой един с Христом (Рим. 8:9; Гал. 4:6): «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух (Иисуса) не допустил их» (Деян. 16:6,7 в оригинале). См. тж. отождествление имени «Утешитель» в случаях с Духом Святым (Ин. 14:26; 15:26; 16:7) и с Иисусом Христом (1 Ин. 2:1 в оригинале). Согласно тексту Ин. 16:7 Дух Святой будет замещать Христа после Его ухода с земли.

  1. Дух Святой равен Сыну и Отцу (Мф. 28:19; 1 Пет. 1:2; Иуд. 20-21; 1 Кор. 13:13; 2 Кор. 1:21-22). «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:9-11; ср. 1 Кор. 3:16-17; Кол. 1:27).
  2. Дух Святой имеет Божественные атрибуты: источника жизни (Рим. 8:2), всезнания (Ис. 40:13; Ин. 16:13; 1 Кор. 2:10-12), всемогущества (Иов. 33:4; Зах. 4:6), вездесущности (Пс. 138:7-10; Ин. 14:17; 1 Кор. 6:19), вечности (Евр. 9:14), совершенной святости (Мф. 12:32; 1 Пет. 1:2), совершенной любви (Гал. 5:22) и совершенной истины (Ин. 14:17; 1 Ин. 5:6).
  3. Дух Святой совершает Божественные дела, участвуя в: сотворении мира (Быт. 1:2; Пс. 103:30; Иов. 26:13), зачатии Иисуса Христа (Мф. 1:20), боговдохновении Писания (2 Пет. 1:21), возрождении грешника (Ин. 3:6; Тит. 3:5), освящении и подкреплении верующего (2 Фес. 2:13; Рим. 8:26).
  4. Дух Святой отличается от Бога-Отца и Бога-Иисуса Христа Собственными именами: «Дух разума» (Ис. 11:2), «Утешитель» (Ин. 15:26), «Дух истины» (Ин. 14:17), «Дух славы» (1 Пет. 4:14), «Дух жизни» (Рим. 8:2) и «Дух благодати» (Евр. 10:29). В тексте Ин. 14:16 Он назван «другим Утешителем», тем отличаясь от Иисуса Христа.

При этом важно понимать, что Личность Духа Святого описывается по-разному в Писании, но ее следует отличать от духа человеческого, от духа как идеи или чувства и от духовной природы Двух Лиц Божества: Отца и Сына. В Писании обычно имена «Дух Божий», «Дух Христов» и «Дух Святой» являются синонимами, описывающими Третью Личность  Божества.

Для лучшего понимания Личности Духа Святого нужно учитывать антропоморфичность и функциональность некоторых выражений, относящихся к Его деятельности. Так, представление о том, что Дух Святой «послан» (Ин. 14:26; 16:7) от Бога-Отца и от Иисуса Христа, нужно понимать лишь в функциональном значении. Настоящее время глагола «исходит» в тексте Ин. 15:26 означает постоянный процесс «исхождения» от Отца, а не начало во времени или подчиненность Отцу или Сыну. Тем более, «исхождение» недопустимо приравнивать к плотиновской «эманации», поскольку каждая последующая «эманация» отличается от Единого (в неоплатонизме – Божества) своей ущербностью, вызванной самим процессом отдалении от Него. В любом случае, в силу его трансцендентной природы все характеристики этого «исхождения» нельзя описать адекватным образом при помощи рациональных средств познания. Этот термин, как и термин «Единородный» или «Сын Божий» в отношении к Иисусу Христу, представляют собой приближенную к нашим возможностям попытку описать трансцендентную сущность Бога-Духа Святого.

Церковный опыт богопознания также содержит в себе свидетельства о Божественности Христа. Ориген («Против Цельса», 5.60) считал Духа Святого автором Библии. Он также учил о Троице, в Которой, однако, подчинял Духа Святого и Иисуса Христа Богу-Отцу. Климент Римский приравнивал Духа Святого к Богу-Отцу и к Богу-Иисусу-Христу, когда писал: «Разве у нас не Один Бог, не Один Христос и не Один Дух благодати, изливающейся на нас?» («Послание к коринфянам», 46.6). Равенство Божественных Лиц видится и в вероучительной его фразе: «Доколе Бог жив, Иисус Христос жив и Дух Святой жив» (там же, 58.2). Тертуллиан называет Духа Святого Богом, поскольку у Него одна и та же сущность или природа с Богом-Отцом («Против Праксея», 2.3.8).

Непонимание функционального характера подчинения Духа Святого остальным Лицам Троицы затрудняло понимание Божественности Духа в истории церкви. Так Ориген верил, что Дух исходит от Сына, а следовательно и подчинен Ему. По этой причине следовавший ему Евсевий Кесарийский придавал Духу Святому статус Третьего по рангу в Боге. Он ошибочно считал, что Дух Святой вызван к жизни Сыном. На этом предубеждении покоилось учение о Духе Святом как первом и совершеннейшем творении Бога-Отца. Этому мнению противостояло то, согласно которому Три Лица Троицы обладают разной степенью Божественности. Личное начало в Духе Святом оспаривали единицы из отцов церкви, например, Павел Самосатский считавший Его благодатью. Даже Арий считал Духа Святого Личностью, но не Божественной. С деятельностью Афанасия Великого в христианской церкви утвердилась как доктрина о Троице, так и доктрина о Божественности Духа Святого. Это учение защищал также Василий Великий в своей работе «О Духе Святом» в 375 году (см. «Послания», 159.2).

 

1.3. Личность Духа Святого.

Личность Духа Святого открывается в Священном Писании постепенно. Ветхий Завет говорит нам о Духе Святом скромно, не отличая Его от силы Божьей. Это дало повод некоторым учениям (напр. Свидетели Иеговы или унитариане) не считать Духа Святого ни Личностью, ни Богом. Тем не менее это был слишком поверхностный вывод. Христос, говоря о Духе Святом, употребляет местоимение не среднего, а мужского рода в текстах Ин. 16:7,8,13,14; 15:26. Умышленно нарушив правила греческой грамматики, Он тем выразил отличие Личности Духа Святого от абстрактного понятия «дух».

В Священном Писании действия Духа Святого трудно объяснить при помощи понятия «сила». Это только одно из Его действий, никак не исчерпывающее все многообразие Его функций и качества Личности. Текст Деян. 1:8 говорит о силе как основной характеристике Духа Святого применимо к конкретной задаче апостолов быть свидетелями Христовыми в этом мире. Он не может характеризовать Личность Духа Святого абсолютным образом.

Кроме аргумента ограниченности отдельных высказываний о Духе Святом в Писании есть тексты, прямо отрицающие возможность сведения Его Личности лишь к силе Божьей. Эти свидетельства нельзя объяснить и метафоричностью некоторых библейских утверждений. Поэтому они могут быть поняты лишь буквально.

О Личностности Духа Святого говорят следующие библейские тексты:

  1. Дух Святой обладает всеми признаками личности: разумом (Ин. 14:26; 1 Кор. 2:10; Рим. 8:27), чувствами (Еф. 4:30; Евр. 10:29) и волей (Деян. 13:2-4; 15:28; 16:6; 1 Кор. 12:11).
  2. Дух Святой совершает действия, присущие личности: учит (Неем. 9:20; Ин. 14:26; 16:13), утешает (Ин. 14:16), свидетельствует (Ин. 15:26), руководит (Рим. 8:14), обличает (Ин. 16:8), подкрепляет и ходатайствует (Рим. 8:26), повелевает (Деян. 8:29; 13:2-4; 16:6).
  3. К Духу Святому относились как к личности. Его пытались обмануть (Деян. 5:3), оскорбить (Мф. 12:31), огорчить (Ис. 63:10), противиться (Деян. 7:51; 1 Фес. 5:19).

 

  1. Действия Духа Святого.
    • Две основные функции Духа Святого.

К основным действиям Духа Святого относятся две нижеследующие: просвещение истиной (Ин. 16:13; Рим. 8:14; 1 Кор. 2:10)  и наделение силой (Деян. 1:8; Рим. 8:2,4; Гал. 5:16-17), а также жизнью, властью, способностями, дарами или умением. Иными словами, Дух Святой как научает, так и поддерживает людей в их поиске истины и способности сопротивляться власти зла и греха. В деле возрождения людей оба эти действия Духа Святого проявляются следующим образом: Своим знанием Он убеждает грешника в его греховности и в понимании необходимости раскаяться в своих грехах и принять верою дар Божьего прощения, а Своей силой Он обеспечивает человеку как способность проявления его свободы воли, так и возможность принятия ею правильного решения. Разумеется, оба эти воздействия Духа Святого на человека обладают свойствами духовного влияния, а не принуждения (см. напр. Мф. 23:37; Деян. 13:46).

Эти действия Духа Святого проявляются в неверующих людях в ограниченной мере, а в жизни неверующих – в полной. Они необходимы не только для существования жизни на земле, но и для удовлетворения самых важных человеческих потребностей (право, науки, искусство, мораль и т.д.). Неверующих людей Дух Святой подготавливает к принятию спасения, а к верующим применяет его дары или блага (прощение грехов и силу для освящения и служения). По отношению к неверующим людям Дух Святой действует в рамках Общего Откровения (Пс. 15:7; 18:2-7; Иов. 12:7-9; 1 Кор. 11:14) и предварительной благодати (Пс. 138:7-10; Ин. 6:44; Рим. 2:4), по отношению к христианам в рамках Особого Откровения (Ин. 1:17; Рим. 3:21; Евр. 1:1) и спасительной благодати (Тит. 2:11; 3:4). Оба эти Откровения предназначены для всех людей (Пс. 138:7-12; Деян. 13:26; 14:17; Рим. 14:25), однако первое по своему характеру является подготовительным и частичным (Иов. 11:7; 1Кор. 2:11), второе – окончательным и полным (Пс. 18:8; 118:138; Ин. 8:32; Деян. 4:12).

 

Человек\Дух Святой Просвещение истиной Наделение силой
Неверующий Частичное откровение истины (Иов. 32:8), предупреждение о Божьем суде (Рим. 1:21), обличение грехов (Ин. 16:8-11), распознавание добра и зла (Рим. 2:14-15), привлечение внимания к духовной цели (Пс. 26:8),

помощь в правильном восприятии свидетельства природы о существовании ее Творца (Рим. 1:19-20), увещание избегать зла (Быт. 6:3).

Поддержание жизни и естественных нужд людей (Пс. 33:4), стимулирование покаяния (Рим. 2:4), поощрение поиска Бога (Деян. 17:27), устранение помех на пути познания данных Общего Откровения (Ин. 1:9), посильное совершение добрых дел (Рим. 2:7,10), наделение способностью организации и поддержания правопорядка (2 Фес. 2:7).
Верующий Откровение полноты истины (Ин. 16:13) и понимание глубин Божьих (1 Кор. 2:10), убеждение в истинности сказанного в Писании (1 Кор. 2:13), уверенность в усыновлении и спасении (Рим. 8:16-17), направление в молитве (Рим. 8:26-27), руководство в жизни (Рим. 8:14), утешение в скорби (Деян. 9:31), применение к разным обстоятельствам жизни однажды услышанного (Ин. 14:26). Достижение победы над властью греха (Рим. 8:2), освящение как принесение духовных плодов (2 Фес. 2:13), укрепление воли к повиновению (Иез. 36:27), способность послушания Божьему закону (Рим. 8:4) и к обузданию плоти (Гал. 5:16-17), наделение духовным плодами (Гал. 5:22-23) и дарами (1 Кор. 12), вдохновление на поклонение Богу (Ин. 4:23), защита от нападок врага (Иак. 4:7).

 

Действие Духа Святого в жизни неверующих людей.

К научению Духом Святым неверующих людей относится обличительное действие через их совесть (Рим. 2:14-15) и приведение их к осознанию собственной греховности (Ин. 16:8-11). Дух Святой просвещает или открывает их греховность, но от самого человека зависит, что делать с этим откровением. Он может либо закрыть глаза, чтобы не видеть освещенное Духом Святым его состояние, либо признать правоту Божьего суда и начать искать Его милость (Ин. 3:19-21).

Олицетворением встречного желания грешника к Богу есть образ блудного сына, который пришел к Отцу самостоятельно, влекомый домой лишь воспоминаниями о Его любви. Павел пишет о влечении Духа Святого в жизни неверующих людей так: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”. Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17:27-29). Как видим, грешники остаются «родом Божиим», то есть носят в себе образ Бога, хотя только лишь во внутреннем человеке (Рим. 7:18-19).

Ярким примером действия Духа Святого на совесть (Деян. 23:1) неверующих людей является обличение фарисеев, приведших ко Христу порочную женщину, обращение Закхея  и др. О действии Духа Святого в вопросе возрождения говорится в беседе Христа с Никодимом (Ин. 3). В обязанности каждого человека входит «самим подвизаться всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).

В жизни некоторых людей, которым определено несение каких-то особых поручений, Господь использует и особые знамения при их обращении (Лидия, Павел). В этих случаях вопрос избрания к служению налагается поверх вопроса спасения, которые нужно уметь различать между собой. Особая судьба или труд, отличный от остальных людей, говорит о Божьем избрании, которое тем не менее относится не к спасению, а к служению.

Дары служения (Лидия) или апостольства (Павел) не зависимы от вопроса спасения и не определяют его собой. В случае сопротивления воле Божьей (священники Надав и Авиуд, царь Саул), такое избрание отменяется и место избранного занимает новая кандидатура (царь Давид). Будущее отступление избранных (Соломон, Димас) Бог знает наперед, однако допускает с целью временного использования их в Своем труде. Некоторые из них могут в последствии вернуться к Богу (Самсон, блудный сын), но это случается не всегда (Мф. 23:37; Ин. 5:40).

Иными словами избранные к особому служению лица спасаются обычным образом, но их обращение сопровождают определенные знаки их избрания еще и для особого служения. Так Павел говорил, что «не воспротивился небесному видению» (Деян. 26:19). А мог бы как многие очевидцы чудес Христа (Ин. 12:37). Он позволил Богу работать в его сердце, так что «благодать в (нем) не была тщетной». А могла быть и тщетной как у Димаса. Подобно Павлу Божий призыв ощутила и Лидия, которой Господь через проповедь Павла помог понять нечто важное, что ей препятствовало принять спасение раньше. Ей также Бог определил некоторое служение в церкви (судя по ее поведению гостеприимства, поскольку она была богата), а также особую роль стать первой христианкой в Европе. Здесь, как и в случае с Павлом, избрание к служению (церковному труду) оказалось связанным со спасением, но эта связь не причинная, а совместительная.

К укреплению Духом Святым неверующих людей относится стимулирование совести грешника с целью принятия им Божьего обличения его действий и желаний (Ин. 6:44; Рим. 2:4). Это укрепление носит в Новом Завете название «влечение» Духа Святого или Отца (Ин. 12:32). Оно универсально и направлено на всех без исключения людей, поскольку Бог желает спасения всем людям (2 Пет. 3:9; 1 Тим. 2:4,6). Тем не менее это действие не является принудительным и от него можно отказаться (Деян. 7:51-53; Рим. 10:16). Ему можно сопротивляться не потому, что человек способен преодолеть желание Бога, а потому что Бог не желает принуждать грешника к спасению и даже оскорбляется упорным непринятием Его любви. По этой причине может создаться ситуация лишения человека этого «влечения», без которого спасение становится невозможным (Ин. 6:44).

Неверующие люди нуждаются в силе, поддерживающей их ограниченные способности реагировать на требования Общего Откровения. При этом если у некоторых из них проявляется послушание Общему Откровению (признание Бога Творца и Его свидетельства в их совести об их греховности в виде покаяния), Бог может наделить таковых даже некоторой способностью к совершению добрых дел, которые обычными людьми недостижимы (Лк. 6:33-34; 7:4-5,45; Деян. 5:33-40; 10:2,35; Рим. 2:7,10; см. также Деян. 16:14; 17:4,17; 18:7). Например, Гамалиил (Деян. 5:34) смог заступиться за апостолов, сохранив их от гибели, не будучи христианином или возрожденным человеком. Разумеется, такого рода добрые дела неверующих людей все равно не могут быть основанием для их спасения.

В жизни христианина Дух Святой участвует в обращении и освящении конкретного человека. Он дарует спасенному уверенность в усыновлении и получении статуса спасенного человека, которому были прощены его грехи. Он научает его полноте Божественной истины, недоступной неверующим людям. Он помогает правильно применить к конкретным обстоятельствам жизни содержащиеся в Писании истины. Дух Святой вдохновляет верующего на молитву и труд в церкви. Он наделяет его плодами и дарами Духа Святого. Он дарует ему способность успешного противостоянию греху в его личной жизни и жизни окружающих его людей (более подр. см. таблицу).

 

2.1. Дух Святой и Писание.

Роль Духа Святого в понимании истин Писания.

Открытое Богом посредством Общего Откровения неверующим людям невозможно правильно понять без особого «просвещения» Духа Святого (Ин. 14:26; 2 Пет. 1:20-21; 1 Кор. 2:6-16). Поэтому для того, чтобы также и неверующие люди могли понять самое необходимое для их спасения из Божественного Откровения, Дух Святой воздействует и на них, хотя и в меньшей мере (Пс. 136:7; Ис. 42:16-18; Ин. 1:9). Разумеется, это «просвещающее» воздействие Духа Святого является универсальным и подготавливающим всякого человека к принятию спасения во Христе (Ин. 16:8; Рим. 2:4, 14-15).

Таким образом без Духа Божьего невозможно правильное понимание истин Писания, однако минимум этого понимания Он дарует всем без исключения людям (Быт. 6:3; Иов. 32:8; Рим. 1:21). После обращения доступ к пониманию Божьей воли, изложенной в Библии, значительно увеличивается (ср. «духовное молоко» и «твердая пища» в Евр. 5). И лишь некоторым христианам Дух Святой посылает дар учительства и толкования особо сложных текстов Писания (см. 2 Пет. 3:16).

 

Роль Духа Святого в применении истин Писания.

Божья истина открывается людям постепенно, по мере усвоения ими предыдущего знания. Хотя Дух Святой убеждает всех людей в истинности Библии, только те из них, которые открыты для этого, получают дальнейшее Его откровение.

Дух Святой помогает человеку не только в вопросе понимания Писания, но и в вопросе убеждения в правоте Писания. Хотя содержание Писания может быть понято неверующим человеком самостоятельно, только при помощи Духа Святого он может признать истинность того, что он понял (1 Кор. 2:13).

В истории раскрытия содержания Божьего Откровения Дух Святой нес в Себе два вида откровения: касающееся написания Библии и касающееся применения ее истин к жизни человека. Одно дело открыть истину, другое – применить ее к различным условиям жизни. Боговдохновенное написание книг Библии следует отличать от боговдохновенного их практического применения. Однако с определенного времени Дух Святой прекратил посылать откровения, касающиеся написания Библии, поскольку ее содержание стало полным.

Таким образом по отношению к Писанию Дух Святой играл различную роль в разное время. В Ветхом Завете и в апостольское время Дух Святой участвовал как в написании Библии, так и в применении ее истин к жизни людей. Когда же полнота истины была изложена и библейский канон завершен (Иуд. 3, 1 Кор. 15:1; Еф. 2:20-22; Евр. 2:3-4), Дух Святой прекратил выполнение первой функции, сосредоточившись исключительно на второй (Ин. 14:26; 16:13-15). В настоящее время таким образом Он не может вдохновлять верующих на написание, а следовательно и дополнение книг Библии. Вместо этого Он помогает людям применять к различным условиям жизни окончательный и неподлежащий дополнению или изменению набор истин.

Таким образом написанное в Библии и открываемое Духом Святым сегодня знание взаимно дополняют друг друга, не вступая ни в какие противоречия друг с другом. Теперь Дух Святой ведет локомотив познания воли Божьей по твердым рельсам Писания и не может изменить заданное ими направление движения. Новые Откровения Духа Святого должны быть согласованы со старыми истинами Писания. Никто из современных христиан не вправе претендовать на откровение, обладающее статусом особо боговдохновенного и равного Писанию.

 

  1. Дары Духа Святого.

3.1. Обычные дары Духа Святого.

Дары Духа Святого – это особые способности, даруемые Богом верующему для его служения в Теле Христовом. Они отличаются от природных талантов как своими целями, так и своей природой. Их плодотворность зависит от нашего послушания Богу. Всего в Новом Завете (Рим. 12:6-8; 1 Кор. 12:8-10, 28; Еф. 4:11-16) упоминается около двадцати даров. Точного их числа установить не удается, поскольку некоторые из них повторяются, похожи или включают в себя другие, перечисленные в других текстах.

Дух Святой дарует людям различные дары, при этом одни из них наблюдались постоянно в истории Божьего народа, другие же лишь периодически. По этой причине первые имеют название обычные дары Духа Святого, а вторые – особые (дары чудотворения или знамений). Временами особые дары вторгаются  в ход проявления обычных даров, так что могут сосуществовать с обычными дарами или же их заменять. В переходное время особые дары могут изменять свои функции в зависимости от обстоятельств и особенностей своего назначения. Например, дар исцелений в служении Первоапостольской церкви сходит на нет, так что Павел советует Тимофею обычное лечение (1 Тим. 5:23) и не предлагает помощи больному Трофиму на Мелите (2 Тим. 4:20). Из текста Флп. 2:25-27 также не видно, что Епафродит получил исцеление мгновенно и сверхъестественно. Иаков для исцеления использует не власть, якобы переданную каждому из христиан, а молитву пресвитеров (Иак. 5:14). С другой стороны, даже в период чудотворения исцелению подвергались не все люди. Например, слово «частых» недугов в тексте 1 Тим. 5:23 показывает, что, возможно, Тимофей имел их как «жало в плоть» у самого Павла (2 Тим. 12:7).

К обычным дарам относятся все дары, которыми Церковь Христа пользуется постоянно для выполнения своих задач перед Богом. Согласно тексту 1 Пет. 4:11, обычные дары подразделяются на два вида:

  1. дары назидания (дары учительства, мудрости, веры, знания, пророчества, евангелизма, а также различные дары к прославлению Бога и др.),
  2. дары служения (дары вспоможения, управления, раздавания, начальствования, благотворительности и др.).

Особенности использования даров:

  1. они даются по воле Божьей, а не самого человека (1 Кор. 12:11);
  2. предназначены для пользы всей церкви (1 Кор. 12:7; ср. 1 Кор. 14:40);
  3. дар одного члена церкви отличен от даров других (1 Кор. 12:7);
  4. дары нужно использовать (1 Тим. 4:14), развивать (Кол. 1:29; 2 Тим. 1:6) и ревновать о них (1 Кор. 12:31).

 

3.2. Особые дары Духа Святого.

Это дары знамений (дары чудотворения, языков, пророчеств и исцелений, включая изгнание бесов), согласно тексту 1 Кор. 12:9-10. У нас есть несколько оснований ограничивать время действия даров чудотворения эпохой жизни апостолов:

  1. Дары апостолов отличны от даров остальных христиан (2 Кор. 12:12), поскольку они были исключительными свидетелями учения и жизни Христа (Деян. 1:8,22).
  2. Павел считал себя последним из апостолов (1 Кор. 4:9; 15:8).
  3. Право апостольства не перешло на их приемников (Еф. 2:20-22).
  4. Говорение на языках было одним из знамений, данных для подтверждения доктринальной части проповеди апостолов и первого поколения христиан (Мк. 16:15-20, 1 Кор. 12:8-10, Евр. 2:3,4).

Тем не менее, не обязательно утверждать, что эти дары временны и не могут проявляться в наши дни. В своем полном виде они могут проявляются сегодня время от времени, а в видоизмененном или ограниченном – постоянно.

 

Дар исцеления.

Хотя Павел некогда исцелил некоторое число людей в Коринфе (Деян. 17:11-12) и на острове Мелит (Деян. 28:8-9), в более поздний период он уже не обладал теми же дарами, какие имел раньше (2 Тим. 4:20; ср. 1 Тим. 5:23). В тексте Иак. 5:14 представлен пример того, что время особого выражения дара исцеления окончилось и наступил период исцеления посредством служения пресвитеров. Иными словами, этот текст говорит не об одной из практик исцеления в Новом Завете, существующей наравне с другими, а о последней ее форме, призванной постепенно заменить предшествующие остальные. Поскольку эти два подхода существовали некоторое время вместе, не играет большой роли то обстоятельство, что Послание Иакова было написано примерно в то же время, что и книга Деяний.

Тексты Ис. 53:4; 61:1 вовсе не обязательно понимать в буквальном смысле, будто Христос умер не только за наши грехи, но и ради исцеления наших тел. Иисус, придя на землю, не всегда совершал исцеления (Ин. 5:1-9; ср. Деян. 3:3). Первоапостольская практика исцелений обосновывалась особым статусом апостолов и близких к ним служителей. Общность функций в переходной период создания учения церкви позволила обладать этим даром и ряду приближенных к апостолам лиц: Филиппа (Деян. 8:6-7) и Анании, исцелившего слепоту Савла (Деян. 9:10-19). Чудодейственное служение Филиппа и Стефана (Деян. 6:8) вполне отвечает пониманию исторического назначения даров знамений. Возможно даже, что само время тогда было особым для необходимости проявления этих даров любым из верующих (Мк. 16:17-18). Тем не менее, исцеления происходят и сегодня, хотя уже через посредство пасторов или особых призванных к этому труду служителей.

 

Дар пророчества.

Характер проявления этого дара изменился в зависимости от изменения функций Духа Святого с наступлением новозаветной эры. Приход Иисуса Христа в мир и Его спасительная миссия изменили характер роли Духа Святого. Раньше Дух Святой вдохновлял пророков на написание книг Священного Писания, с приходом же Христа, как полного Выразителя Божественной истины (Евр. 1:1), эта надобность исчезла.

Новый Завет есть предусмотренное Богом завершение Своего Откровения (Ин. 1:17; 3:12, 31; 8:23; 1 Пет. 1:10-12; 1 Кор. 13:10; Еф. 1:21; Евр. 1:1; 7:11,18-19; 8:6-7,13). С этого времени Дух Святой уже не создает Писание, а лишь его истолковывает («напомнит вам все, что Я говорил вам» — Ин. 14:26; «будет говорить, что услышит»; «от Моего возьмет и возвестит вам» — Ин. 16:13-15).

Это обстоятельство сильно изменяет содержание дара пророчества, который теперь становится сильно зависящим от записанного Откровения, так что не может дополнять его. В Новом Завете этот дар почти неразличим по своим функциям с проповедью Евангелия. Предсказательный его характер замещен назидательным. Поэтому дар пророчества есть дар истолкования Писания, он не привносит в него какую-то новую информацию, а открывает новые значения и способы применения того, что уже известно из Слова Божьего, содержание которого в письменной форме стало неизменным.

 

Дар чудотворения.

Этот дар, по всей видимости, имели только апостолы и их доверенные лица (2 Кор. 12:12). Это подтверждает и дальнейший опыт церкви: воскрешать умерших, брать в руки змей и полноценно говорить на иностранных языках не в состоянии даже самые духовные харизматы нашего времени. Текст Мк. 16:20 описывает полномочия первых верующих в общих чертах, то есть без различения обоих видов даров: обычных и особых, на которое указывают другие места Писания. В целом же Бог, как известно, не возлагает больших надежд на чудеса (Ин. 2:23-24; 12:37) и не призывает к их осуществлению Свой народ, но использует лишь в порядке исключения.

Дар апостольства, в который входило и чудотворение, не мог принадлежать никому из других верующих, кроме двенадцати учеников Иисуса Христа, потому что тесно связан с критерием свидетельства их как очевидцев о делах и словах Учителя (Деян. 1:21-22). По этой причине они обладали исключительным правом формирования христианских доктрин (см. «учение» в Деян. 2:42; 6:4). Со смертью же апостолов полномочия этого дара исчезли, зафиксировавшись в письменном виде в форме их посланий, вошедших в Новый Завет. О завершении процесса создания новозаветного учения говорит прошедшее время в текстах Иуд. 3 и 1 Кор. 15:1.

В каком же смысле дар чудотворения применим к нашему времени? Дар чудотворения в наше время проявляется, прежде всего, в служении рукоположенных пресвитеров. Служители, видящие в себе к этому призвание, имеют право совершения молитв исцеления или предсказывать какие-то события (например, окончание гонений в СССР), если есть в этом необходимость. Они могут получать от Бога особые знаки как им следует вести дело Божье, что следует отличать от ложных проявлений откровений и чудес в наши дни. Например, одна христианка при беседе со студентом МГУ в троллейбусе вдруг неожиданно ощутила потребность сказать ему с уверенностью, что скоро он станет проповедником. Через некоторое время это и случилось. Подобным же образом даже простые христиане могут знать время своего ухода из этой жизни или обладать особым предчувствием в случаях крайней нужды, пользуясь этими способностями не для их демонстрации, а для помощи нуждающимся.

 

Дар говорения на иных языках.

Этот дар претерпел наибольшие изменения, поскольку был необходим лишь для более скорого распространения учения Христа среди язычником устами апостолов и лиц их близкого окружения. Сегодня он может проявляться лишь в ситуациях отсутствия возможности у отдельных людей услышать Слово Божье. Например, один миссионер оказался перед неотложной необходимостью сказать людям о Христе, не зная их языка. Неожиданно он почувствовал в себе способность изъяснения на этом языке, которая исчезла, когда он перестал говорить.

В целом же дар говорения на языках был лишь видимым знаком принятия Богом язычников в Церковь Христову (1 Кор. 14:22). В данном смысле эти цели были уникальны и неповторимы в период закладывания фундамента церкви (Еф. 2:20-22). Когда же Новый Завет был написан, а доктрины Библии сформированы, надобность в чудодейственном подтверждении проповеди отпала. В этом случае произошло то же, что в Ветхом Завете: «У них есть Моисей и пророки, пусть слушают их» (Лк. 16:29). Разумеется, речь здесь шла о Священном Писании, из-за которого Лазарю было отказано в проявлении чуда воскрешения. Только особые люди могли стоять у написания книг Нового Завета, хотя проповедовать его могли многие.

Разумеется, апостольский дар не был произношением бессвязных звуков, что наблюдалось в жизни некоторых коринфян, заимствовавших эту практику у греческих оракулов. Приравнивание дара языков к слову «наречиями» (греч. «диалэкт(о)») в Деян. 2:6,8 — красноречивое тому свидетельство. Также слова «говоря» и «говорящие» в ст. 7, а также «говорящих» в ст. 11 совершенно одинаковы, хотя применяются к разным людям: «говорящим» апостолам и их слушателям. Ст. 11 также говорит о «наших» языках (греч. «хемэтэрайс глоссайс» — «нашими языками»), что указывает на языки иностранные или грамматические, подобно ст. 8 (см. греч. «идиа диалект(о) хем(о)н» — букв. «(на) собственном наречии нашем»).

При этом новозаветный текст говорит о чуде «говорения», а не «слышания», указывая именно на апостолов как получателей Божественного дара (см. «явились», «исполнились», «получили», «давал» в Деян. 2:3-4). Если бы апостолы имели дела не с чудом говорения, а с чудом слышания, тогда чем можно объяснить, что среди слушателей оказались иудеи (Деян. 2:9)? Они уж точно не могли пережить чудо слышания. Тот же факт, что слышавшие апостолов посчитали пьяными, объясняется их недоумением, как галилеяне могли говорить чужими для них языками, которое они выразили в простой насмешке. Это понятно тем более, если учесть, что апостолы говорили все вместе (просто прославляя Бога), а часть людей могла понимать лишь арамейский язык, бывший тогда разговорным в Палестине.

Все это говорит в пользу понимания дара языков, полученного апостолами, в значении грамматической и членораздельной речи. Во свете таких данных мы должны толковать и другие случаи проявления этого дара, описанные одним и тем же автором (Деян. гл. 10 и 19). О понимании Павлом дара языков в значении, придаваемом ему Лукой, доказывается словом «чужестранец» в 1 Кор. 14:11 и цитатой из Ис. 28:11-12 в 1 Кор. 14:21. Однако поскольку этот дар присутствовал вместе с неправильной его формой, речь Павла специфична и не однозначна.

Фраза «величающих Бога» из Деян. 10:46 говорит о том, что их кто-то понимал (ср. Деян. 11:17), а слово «пророчествовать» из Деян. 19:6 указывает на «павловое» понимание данного дара (ср. 1 Кор. гл. 14). При этом важно помнить, что дар был определенным «знамением» и для самих верующих, чтобы они не боялись идти к язычникам (Деян. 10:45-47; 11:17). Петр говорит, что присутствовавшим в доме Корнилия был дан «такой же (греч. «исен» — «равный») дар, как и нам» (Деян. 11:17).

Текст Рим. 8:26 свидетельствует о том, что Дух Святой не нуждается в «воздыханиях» изреченных, т.е. слышимых. В тексте 1 Кор. 14:2 Павел говорит о «тайнах» для других, а не для самого говорящего, потому что его никто не понимает. Молитву «духом» он призывает сделать молитвой «умом» (1 Кор. 14:15). Однако если Павел настаивает на истолковании языков, значит Бог не хранит Свои «тайны» в секрете. Таким образом слова, несущие значение предположения, «хотя дух мой и молится» (1 Кор. 14:14) не являются разрешением Павла на «личное» использование дара языка, не похожему на апостольский.

Справедливости ради следует отметить, что современная практика «глоссалалии» не отвечает выдвинутому Павлом требованию «молчать» (или «говорить себе и Богу») без истолкователей, потому что само истолкование, не привязанное к конкретному «пророчеству» лингвистически, является собственным рассуждением, но никак не истолкованием слов других лиц. Павел призывал говорящего получить дар истолкования не для того, чтобы только самому понимать то, что приходит к нему извне, а для того, чтобы совсем пресечь практику непонимаемых даров. Разумеется получение дара истолкования (перевода) делало проявление заимствованного некоторыми коринфянами у греческих оракулов языка ненужным. Таким образом требование назидать (причем, всю) церковь означало у Павла отмену неправильно понятых даров.

Языки коринфян (1 Кор. 14) резко отличаются от апостольских (Деян. 2) и, судя по ограничению этой практики Павлом, их можно считать, по меньшей мере, искусственным подражанием истинным языкам. Павел не осуждает их полностью лишь потому, что на ряду с этим искажением было и истинное использование языков, которое нельзя было запрещать. Павел предпринял самые необходимые меры для того, чтобы направить употребление языков не для самоназидания или молитвы, а для назидания других людей в церкви и проповеди Евангелия в мире. Нужно отдать должное мудрой стратегии Павла: никакой переводчик не мог «истолковать» язык, основанный на явлении коринфской «глоссалалии», от которого апостол старался сохранить церковь. Таким образом коринфяне не говорили подлинными языками.

 

3.3. Исполнение и крещение Духом Святым.

Единственное доктринальное утверждение Писания по вопросу Крещения Духом Святым, кроме еще шести случаев, касающихся проповеди Иоанна Крестителя о Грядущем Мессии, находится в тексте 1 Кор. 12:13. Оно не содержит в себе причин видеть в этом событии какие-то необычные признаки. Вместо этого данный текст указывает на следующие истины:

  1. Каждый верующий (даже плотской – см. 1 Кор. 3:3) уже крещен (прошедшее время глагола «крестились»);
  2. Крестились «все» верующие в Коринфе (нет некрещенных верующих);
  3. Дух Святой посредством Своего крещения присоединяет верующего к поместной церкви (разумеется, духовным образом);
  4. Крещенный (здесь синоним слову «наполненный») Духом член церкви переживает духовное единство с остальными верующими.

Таким образом крещение Духом наступает тогда, когда человек начинает верить, то есть с момента его обращения (Рим. 8:16). Текст Рим. 6:3-11 описывает водное крещение как видимое выражение внутреннего желания («почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога») подчинить себя руководству Бога (ср. Мф. 26:39; 1 Кор. 6:19-20). Хотя это посвящение является лишь внутренним решением, его оказывается достаточным для поселения Духа Святого в сердце верующего, то есть крещения или погружения в Него.

«Крещение» и «исполнение» Духом ничем друг от друга не отличаются, кроме как своими функциями. «Крещение», как первое воздействие Духа Святого на человека, относится к его возрождению, тогда как исполнение – к его последующему служению в Теле Христовом. Сходство их проявлений между собой не устраняется использованием различных названий для этих действий отдельными авторами Нового Завета (прежде всего, Марком, Иоанном и Лукой). Таким образом, крещение Духом представляет собой первое исполнение Духом Святым (Еф. 5:18 в оригинале «продолжайте наполняться»), которое не ограничивается моментом обращения верующего, но время от времени повторяется в дальнейшей его жизни по мере необходимости пополнения духовных сил, используемых в деле служения Господу. Время между этими событиями может быть каким угодно, иногда совпадая в самом начале (напр. Мк. 16:17-18, 20). В последующей жизни подобные исполнения могут происходить также и по причине преодоления встречающих жизненных проблем (Лк. 11:13) или трудностей в служении (Деян. 4:8; 13:9). Таким образом, «крещение» Духом открывает собой возможность постоянного присутствия в нашей жизни Духа Святого, а «исполнение» Им означает чрезвычайное дарование верующему Его силы и другой помощи в случаях особой необходимости.

Поскольку в день Пятидесятницы зародилась Церковь Христова, это событие сопровождалось особыми знамениями и чудесами, повторяться которым в дальнейшем не было никакой надобности. Кроме этого события использование апостолами Христа «ключей от Царства Божьего» сопровождались особыми чудесами, когда были предложены трем группам лиц: 1) самаритянам (Деян. 8); 2) домашним римского сотника Корнилия (Деян. 10) и 3) ученикам Иоанна Крестителя (Деян. 19). Все они стали знаковыми событиями, доказывавшими ученикам Христа, кого же именно им следовало принять в состав Церкви Христовой. Поэтому, чудесный опыт Пятидесятницы является уникальным историческим событием, неповторимым в жизни последующих поколений христиан.

 

3.4. Хула на Духа Святого.

Поскольку Дух Святой является Божественной Личностью, с Которой имеют дело как верующие, так и неверующие люди, очень важно знать условия, при которых Он может покинуть человека. В Библии этот вид греха называется оскорблением или хулой против Духа Святого. Хула против Духа Святого есть единственный грех, не подлежащий прощению (Мф. 12:31-32). Оскорбление Духа Святого ведет к оставлению Богом провинившегося человека на произвол судьбы, когда Сам Бог прекращает борьбу за его спасение. Когда Дух Божий огорчается (Ис. 63:8-10; Еф. 4:30 в оригинале) или угашается (1 Фес. 5:19), это положение еще можно исправить, однако оскорбление Духа Святого ведет к неминуемой гибели виновного (Иер. 7:15-16,29; 11:14; 14:11-12; 15:1; 1 Ин. 5:16).

Факт совершившегося, прежде всего, в сердце человека оскорбления Духа Святого известен только Богу, однако он может выразиться и внешним образом различными путями. Эти слова или действия выражают внутреннее отношение к Богу (см. «положил это в сердце твоем» в Деян. 5:4), которое может быть следующим:

  1. Приписывание очевидных действий Духа Святого сатане (Мф. 12:31-32; ср. Мк. 3:30);
  2. Игнорирование очевидной Божьей работы по спасению человека (Евр. 10:29) или упорное отвержение предлагаемого спасения (Иер. 5:3; 6:16-17; 7:13; 8:5; 9:6; Ин. 12:37-40);
  3. Систематическое («всегда») противление работе Духа Святого (Деян. 7:51; ср. Быт. 6:3; Рим. 1:28);
  4. Злоупотребление Божественной благодатью через неискреннее служение Ему (см. «солгать», «солгал» и «искусить» в Деян. 5:1-9; см. тж. «я согрешил, но…» в 1 Цар. 15:30);
  5. Злоупотребление благодатью Бога через оправдание своей греховной жизни (Ин. 16:8-9; Рим. 3:5-8; 6:1; 8:13; «произвольно грешим» в Евр. 10:26-31).

Грех оскорбления Духа Святого представляет собой предел Божьего долготерпения к грешнику (см. «мера» в Быт. 15:16; Иер. 5:28; 51:13; Дан. 8:23; Мф. 23:32; 1 Фес. 2:16), когда Бог сменяет его на неизбежное осуждение. В роли этого грешника может быть и верующий человек, поскольку даже спасительная благодать Бога не является принуждающей. Поскольку же христианин-отступник отвергает не частичное проявление Духа Святого, а полное и принадлежащее лишь верующим людям (Мф. 24:51; 2 Пет. 2:1; 1 Кор. 8:11; 1 Тим. 3:6; Евр. 6:4-6; 10:29), его вина больше, чем вина неверующего человека (см. сравнительную степень в Мф. 11:20-24; 2 Пет. 2:20-22; Евр. 10:28-29; 12:25; Откр. 3:16). Во свете сказанного в текстах Ин. 8:32 и 2 Тим. 3:7, под категорию «получив познание истины» (Евр. 10:26) нельзя поставить невозрожденного человека (ср. также 2 Пет. 1:3 и 2 Пет. 2:20; или 2 Кор. 4:6 и Гал. 4:9). Слово «более» означает, что раньше «жертва за грехи» имела силу.

Почему хула на Духа Святого хуже, чем хула на Иисуса Христа? Потому что Дух Святой действует внутри человека, тогда как Христос извне. Дух Божий стимулирует в грешнике покаяние посредством обличения его грехов (Ин. 16:8-9). Когда же грешник не реагирует на это обличение должным образом и долгое время, тогда он сам ожесточает свое сердце, теряя саму способность к покаянию (1 Кор. 11:30-32; Евр. 3:7-8; Евр. 6:6) и к вере (Ин. 5:44; 12:40; ср. Лк. 11:9,13). Пробуждать такового к обращению бесполезно (Евр. 6:4-6). В результате такого самоожесточения виновного Бог оставляет или ожесточает его Сам как фараона, осудив на погибель.

Внешне такое отступление может совершиться резко и неожиданно, однако в душе оно назревало и накапливалось продолжительное время. Вначале Дух Святой оставляет отступника временно, чтобы тот ужаснулся от этой потери, а если и это не достигает цели вразумления, то и постоянно. Иногда может случиться такое, что отступление совершается только внутри сердца человека и не сразу проявляется наружу (Мф. 15:8; 2 Тим. 3:5). Иногда такое положение может длиться продолжительное время. Определить признаки отступления трудно по двум причинам:

  1. когда есть факты видимого проявления греха, мы все же не знаем, обратимо ли это отступление или необратимо;
  2. когда грех не выражен внешним образом, мы не знаем, произошло ли отступление пока еще лишь внутренне или нет.

Таким образом, в роли признаков такого отступления могут выступать не столько дела, сколько мысли человека. В одних случаях Бог может оставить человека, когда никто другой не может этого даже заметить, по крайней мере, некоторое время. В других случаях отступление может иметь более явный характер. Никогда не нужно объявлять кому-то о факте отпадения, поскольку только Один Бог имеет право судить об этом, а наша поспешность в этом вопросе может оттолкнуть от Бога «трость надломленную» или необоснованно поколебать веру «младенцев во Христе».